Мессия Цезаря
![]() |
«Мессия Цезаря» — книга Джозефа Этвилла, вышедшая в 2005 году, в которой утверждается, что Евангелия Нового Завета были написаны группой людей, связанных с Флавиев семьей римских императоров : Веспасианом , Титом и Домицианом . Авторами были в основном Иосиф Флавий , Береника и Тиберий Юлий Александр , [ 1 ] при участии Плиния Старшего . [ 2 ] Хотя Веспасиан и Тит победили еврейских националистов- зелотов в Первой еврейско-римской войне 70 г. н.э., императоры хотели контролировать распространение иудаизма и умерить его политическую ядовитость и продолжающуюся воинственность против Рима. Христианство, пацифистская и проримская религия, было их решением.
Этвилла Теория мифолога об Иисусе противоречит общепринятым научным взглядам. [ 3 ] что, хотя Евангелия включают в себя множество мифических или легендарных элементов, они представляют собой религиозные разработки, добавленные к биографии исторического Иисуса , который действительно жил в римской провинции Иудея I века , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] был крещен Иоанном Крестителем и распят по приказу римского префекта Понтия Пилата . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Более того, эта работа была полностью отвергнута даже меньшинством историков, поддерживающих позиции мифологов , такими как Ричард К. Кэрриер .
Христиане-флавианы I века
[ редактировать ]Есть свидетельства того, что семья Флавиев была связана с ранним христианством . Утверждается, что римская теология Победы подпитывала стремление семьи разрушить Иерусалим и их имперские амбиции. [ 14 ] [ 15 ] Неясно, кто был первым Флавианом, принявшим христианство; [ 16 ] Среди возможных новообращенных - племянник Веспасиана Тит Флавий Клеменс и его жена Флавия Домитилла . [ 17 ] [ 18 ] Согласно легендарным Деяниям святых Нерея и Ахиллея VI века , папа Климент I , чье имя явно отсылает к семье Флавиев, был сыном Тита Флавия Сабина . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В Первом послании Климента , послании Климента к христианам Коринфа , утверждает Атвилл, Папа Климент описывает себя как римского префекта , отдающего приказы своим солдатам, которым, как он ожидает, будут подчиняться ( 1 Клемент. 37:2-3 ). . [ 22 ] [ 23 ] Этвилл предполагает, что святая Вероника может быть тем же человеком, что и Береника , любовница императора Тита. [ 24 ]
Предполагая, что по крайней мере часть этой информации, связывающей семью Флавиев с ранним христианством, верна, Этвилл указывает, что эти ранние связи очень трудно объяснить, если христианство было борющимся массовым движением, зародившимся в Иудее. Кроме того, таинства ранней христианской церкви , ее коллегии епископов и титул ее лидера ( понтифик ) были основаны в Риме и на римских, а не на иудейских традициях. [ 25 ] В опровержение Ачарья С. в обзоре работы Этвилла сказал, что эти флавианцы были христианами , а не христианами; и что христиане были лишь одной из нескольких сект, которые были включены в позднее римское христианство. [ 26 ]
Типологическое изображение императора Тита в Евангелиях.
[ редактировать ]Отголоски ветхозаветных историй часто встречаются в Новом Завете , во взаимосвязи, в которой ветхозаветная модель называется «прообразом», а новозаветная реприза — «антитипом». Изучение этих типов и антитипов называется типологией . Этвилл утверждает, что сходные типологические отношения связывают воедино Евангелия и произведения Иосифа Флавия . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Этвилл отмечает, что согласно претеристской школе библейской интерпретации, пророчества Иисуса и Даниила исполнились после разрушения Иерусалима в 70 году нашей эры. Он предполагает, что это является свидетельством того, что Евангелия (включая пророчества о пришествии Сына Человеческого ) на самом деле были написаны после Иудейской войны , и что Евангелия иронично предсказывают, что Тит является ожидаемым «Сыном Человеческим».
Этвилл утверждает, что миссия Иисуса в Евангелиях предвещает военную кампанию Тита в Иудее. По мнению Этвилла, это указывает на то, что авторы Евангелия хотели показать, что персонаж Иисуса Христа, как исполнение мессианских пророчеств еврейских писаний, был изображением Тита Флавия. [ 30 ] Кроме того, Этвилл говорит, что повествование Иосифа Флавия в «Иудейской войне» построено на идее о том, что пророчество Даниила исполнилось благодаря завоеванию Титом Иерусалима и разрушению Второго Храма . Этвилл видит в этом ироничное сопоставление событий, когда Тит Флавий разрушил Храм, завоевал Иерусалим и передал его римлянам. [ 31 ]
Мифолог, библеист Роберт М. Прайс сказал, что точка зрения Этвилла о том, что евангельским сыном человеческим, который разрушит Иерусалим, был Тит, было «одним из самых привлекательных предложений Этвилла». [ 32 ]
Сатирический взгляд Иосифа Флавия на христианство
[ редактировать ]Научные дебаты по поводу познания Иосифом Флавием христианства сосредоточились на двух явных отрывках из « Иудейских древностей» : Testimonium Flavianum ( Ant. 18.3 ) и отрывке, в котором Иаков упоминается как брат Иисуса ( Ant. 20.9 ). Этвилл утверждает, что в дополнение к этим кратким отрывкам Иосиф Флавий написал несколько злобных сатир на евангельское повествование и христианскую веру, указывая на то, что он был хорошо знаком с его принципами, но при этом относился к ним с пренебрежением. [ 33 ]
Первое происходит в «Иудейской войне 3.10», где Иосиф Флавий описывает нападение Тита на еврейских повстанцев (во главе с человеком по имени Иисус) на Геннисаретском озере , в котором повстанцы тонут и протыкаются копьями, как рыбы. ( Галилейское море другое название Геннисаретского озера) — это озеро, где Иисус сказал своим ученикам, что они станут « ловцами человеков » в Луки 3:21. Иосиф Флавий загадочно описывает Геннисеретское озеро как «жилу Нила», где растут «рыбы корацины». «Хоразин» был мятежным городом в Галилее, проклятым Иисусом в Евангелии от Матфея 11:21. Этвилл утверждает, что эти два события, оба построенные на образе «ловцов людей», необходимо читать вместе, чтобы понять сатирический смысл авторов. [ 34 ]
В Wars 4.7 лидер повстанцев Джон описан как страдающий своего рода воспалением или чумой. Его группа встречает Веспасиана в Гадаре, где повстанцы оттеснены к реке Иордан. Отрывок содержит плотные словесные параллели с евангельским описанием бесноватым встречи Иисуса в земле Гадаринской с , содержащим легион нечистых духов, которые входят в стадо свиней и затем тонут в море. По словам Иосифа Флавия, римляне захватили «мощную добычу» — домашний скот, но не свиней. Этвилл предполагает, что свиней поймать не удалось, потому что все они убежали в реку. [ 35 ]
В евангельских повествованиях Луки 10:38–42 и Иоанна 12:2–3 описывается ужин сразу после воскресения Лазаря из мертвых. «Они приготовили ему ужин», — говорит Иоанн, — и «Мария выбрала хорошую порцию». Этвилл видит в этом жуткий каннибалистический двусмысленный смысл и параллель с «Войнами 6.3» , в которых Иосиф Флавий описывает женщину по имени Мария, которую пронзает голод. Она жарит своего маленького сына, как если бы он был пасхальным ягненком, съедая его половину, оставляя при этом «очень хорошую часть», чтобы съесть ее позже. «Приходите, ешьте эту пищу», - говорит она словами, которые (утверждает Этвилл) напоминают католическую евхаристию. [ 36 ]
Войны 6.5 описывают судьбу некоего Иисуса, сына Анана . Иисус кричит: «Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос против Иерусалима и святого дома, голос против женихов и невест, и голос против всего этого народа!» Как бы сильно ни били, этот Иисус просто повторяет снова и снова: «Горе, горе Иерусалиму». Наконец он говорит: «Горе и себе», и его убивает камень римской артиллерии. В этих отрывках Этвилл видит пародию на высказывания Иисуса в Мф. 23:13–33, 24:27–25:1 и Луки 11:43–52. [ 37 ]
Этвилл утверждает, что обнаружил в Евангелиях и Иосифе Флавием еще одну обширную сатиру, которую он называет «Новым корнем и ветвью». Этвилл писал: «Цель этой конкретной сатиры — задокументировать, что «корень» и «ветвь» иудейской мессианской линии были уничтожены и что на ее место была «привита» римская линия». [ 38 ]
Мифолог Ричард Кэрриер проанализировал все эти предполагаемые параллели и заявил, что их можно объяснить либо совпадениями, неправильными переводами, либо ссылками на источники или образы Ветхого Завета. [ 39 ]
Загадка Testimonium Flavianum и Decius Mundus
[ редактировать ]Этвилл утверждает (вопреки мнению многих учёных), что Testimonium Flavianum ( Ant. 18.3 ) является подлинным, поскольку он видит в нём введение к литературному триптиху . Сразу за Testimonium Flavianum следует история Деция Мундуса, который выдавал себя за бога Анубиса , чтобы обманом заставить женщину по имени Паулина заняться сексом. Этвилл рассматривает имя Деция как каламбур на Публия Деция Муса , жертвенного героя Римской республики. По ходу истории муж Паулины Сатурнин соглашается, что для Паулины не было бы грехом заняться сексом с богом. Итак, Паулина и Деций Мундус спят вместе, но Мундус возвращается на третий день, чтобы похвастаться, что он не бог. Этвилл утверждает, что возвращение Мундуса является пародией на воскресение Иисуса и что его поклонницы Паулина и Сатурнин явно были обмануты. [ 40 ]
Альберт Белл в своей статье «Иосиф Сатирик?» [ 41 ] предположил, что сатирический характер истории Деция Мундуса был понятен в IV веке. По мнению Белла, автор «Псевдо-Гегезиппа», возможно, развил шутку, заставив Паулину забеременеть от Анубиса, тем самым сделав ее пародией на Деву Марию.
Авторы и цель Евангелий
[ редактировать ]Как указано выше, Этвилл утверждает, что авторами Евангелий были в основном Флавий Иосиф Флавий, принцесса Ирода Береника и военный генерал Тиберий Юлий Александр, при участии (язычника) Плиния Старшего. Однако книга заканчивается без того, чтобы Этвилл предложил какой-либо график или сценарий, в котором эти люди сотрудничали в рамках многолетнего проекта. Он также не объясняет, как эта работа была распространена, или почему она была принята (предположительно) мессианскими евреями по всему Средиземноморью, или как это происхождение вписывается в известную историю христианства второго века. Что касается богословских и повествовательных различий между Евангелиями, то они были преднамеренными. Этвилл объясняет: «Новый Завет задуман как своего рода тест на интеллект, истинный смысл которого может быть понят только теми, кто обладает достаточной памятью, логикой и непочтительным юмором». [ 42 ] Прайс пишет: «Этвилл безоговорочно поздравляет себя как единственного в истории, кто когда-либо проходил его... Именно творчество самого Этвилла демонстрирует безграничные возможности извращенных и необоснованных интерпретаций текста». [ 32 ]
Джозеф Этвилл
[ редактировать ]В юности Джозеф Этвилл изучал греческий, латынь и Библию в Военной академии Святой Марии, школе иезуитов в Японии. В колледже он изучал информатику и стал соучредителем компаний по разработке программного обеспечения, включая Ferguson Tool Company и ASNA. После 1995 года он вернулся к библеистике. [ 43 ] Работая вместе с Робертом Эйзенманом , он написал статью о радиоуглеродном датировании свитков Мертвого моря . [ 44 ] В 2014 году Этвилл самостоятельно опубликовал еще одну книгу — « Тайный Мессия Шекспира». [ 45 ]
Издательское дело и маркетинг
[ редактировать ]В 2006 году «Мессию Цезаря» издательство Ulysses Press опубликовало . Работу одобрили Род Блэкхерст и Ян Костер . [ 46 ] В книге содержится заявление Роберта Эйзенмана: «Сложное и провокационное... Если то, что говорит Джозеф Этвилл, верно лишь отчасти, мы смотрим в бездну». В обзоре диссертации Этвилла в The Village Voice Эйзенман объяснил репортеру Эдмунду Ньютону, что он долгое время считал, что тексты Евангелия были «переписаны», чтобы придать им проримский уклон. Своими открытиями «Этвилл, возможно, сделал шаг вперед». [ 47 ]
В 2008 году книга была опубликована на немецком языке под названием Das Messias-Rätsel. [ 48 ] и получил несколько обзоров в ведущих немецких изданиях. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] В 2012 году книга легла в основу фильма режиссера Фрица Хиде и продюсера Ниджоле Спаркис с интервью с Этвиллом, Эйзенманом, Кеннетом Хамфрисом, Тимоти Фреком и Дороти Мердок. [ 52 ]
В 2013 году в Лондоне была организована конференция «Тайный Мессия» для обсуждения фильма и диссертации книги. [ 53 ] Конференция вызвала большой интерес, [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] но также и критика Ричарда Кэрриера . [ 39 ] Этвилл разместил ответ Кэрриеру на своем сайте. [ 58 ]
Книга Этвилла « Тайный Мессия Шекспира» 2014 года [ 45 ] расширил тезис о римском авторстве Нового Завета, предположив, что послания Павла и Откровение были написаны во время или после правления Домициана .
Прием
[ редактировать ]Мифолог писал , -библеист Роберт М. Прайс что Этвилл «дает себе лицензию предаваться самому возмутительному проявлению параллеломании, когда-либо виденному». Прайс признает, что Новый Завет имеет «стойкие проримские тенденции», но говорит, что это было сделано «из извиняющихся соображений, чтобы избежать преследований». [ 32 ] Мифолог Ричард Кэрриер заявил, что все предполагаемые параллели Этвилла можно объяснить либо совпадениями, неправильными переводами, либо ссылками на источники или образы Ветхого Завета. Однако Кэрриер согласился, что Новый Завет имеет проримские аспекты. По словам Кэрриера, «христианство, вероятно, было создано для того, чтобы «направить еврейскую враждебность и агрессивность в пацифистскую религию, поддерживающую и подчиняющуюся римскому правлению», но не римлянами, а разгневанными евреями, такими как Павел». [ 39 ]
Библеист Барт Эрман сказал: «Я знаю второкурсников в колледже, которые могли бы разорвать это… в клочья», и заявил, что Этвилл «не имел никакой подготовки в какой-либо соответствующей области». [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- Евангелие от Афрания (предположение о том, что христианство было создано римлянами до Павла)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Этвилл, Джозеф (2011). Мессия Цезаря: Римский заговор с целью изобрести Иисуса: Флавианское подписанное издание (электронное издание). Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace. п. 24, глава 10. ISBN 9780983382300 . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2011). Мессия Цезаря: Римский заговор с целью изобрести Иисуса: Флавианское подписанное издание (электронное издание). Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace. п. 11, Приложение. ISBN 9780983382300 . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Был ли Иисус реальным? Тайный симпозиум Джозефа Этвилла по Мессии направлен на то, чтобы разрешить недебаты» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 17 октября 2013 г. Проверено 2 октября 2017 г.
Критики Этвилла - а их немало - говорят, что именно Этвилл является фальшивкой... вопрос о том, был ли Иисус реальной личностью, не вызывает горячих споров среди историков.
- ↑ Джеймс Д. Данн «Понимание Павлом смерти Иисуса» в книге « Жертвоприношение и искупление» под редакцией С.В. Сайкса (3 декабря 2007 г.) Cambridge University Press ISBN 052104460X, страницы 35–36.
- ↑ «Иисус сейчас и тогда» , Ричард А. Берридж и Грэм Гулд (1 апреля 2004 г.) ISBN 0802809774 стр. 34
- ↑ Иисус Майкла Гранта, 2004 г. ISBN 1898799881 стр. 200
- ^ Евангелия и Иисус Грэма Стэнтона , 1989 г. ISBN 0192132415 Издательство Оксфордского университета, стр. 145
- ^ Роберт Э. Ван Вурст Иисус вне Нового Завета: Введение в древние свидетельства Eerdmans Publishing, 2000. ISBN 0-8028-4368-9 стр. 16
- ^ Эрман, Барт (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперКоллинз , США. ISBN 978-0-06-220460-8 .
- ^ Б. Эрман, 2011 Подделано: письмо во имя Бога ISBN 978-0-06-207863-6 . стр. 285
- ^ Иисус вспоминается Джеймсом Д. Данном, 2003 г. ISBN 0-8028-3931-2, стр. 339, о крещении и распятии говорится, что эти «два факта из жизни Иисуса вызывают почти всеобщее согласие».
- ^ Пророк и Учитель: Введение в исторического Иисуса Уильяма Р. Херцога (4 июля 2005 г.) ISBN 0664225284 страницы 1–6
- ^ Кроссан, Джон Доминик (1995). Иисус: революционная биография . ХарперУан. п. 145. ИСБН 0-06-061662-8 .
То, что он был распят, является столь же достоверным, как и что-либо историческое, поскольку и Иосиф Флавий, и Тацит... согласны с христианскими сообщениями, по крайней мере, в этом основном факте.
- ^ Роялти, Роберт М. (2013). Происхождение ереси: история дискурса в иудаизме Второго Храма и раннем христианстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 151. ИСБН 978-0-415-53694-3 .
- ^ Портер, Стэнли Э.; Питтс, Эндрю В. (2018). Христианское происхождение и возникновение движения раннего Иисуса . Лейден: БРИЛЛ. п. 307. ИСБН 978-90-04-37269-6 .
- ^ Угощение, Джон Харви (1907). Катакомбы Рима: и история гробниц апостолов Петра и Павла с примечаниями и иллюстрациями . Бостон: Книжный магазин Old Corner. п. 26.
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. п. 31. ISBN 978-1569754573 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Флавия Домитилла» . www.newadvent.org . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 31, 342. ISBN. 978-1569754573 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Римский Святой Климент I» . www.newadvent.org . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Св. Нерей и Ахиллей, Домитилла и Панкратий» . www.newadvent.org . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 23–24. ISBN 978-1569754573 .
- ^ перевод Лайтфута, Дж.Б. «Первое послание Климента к Коринфянам» . Раннехристианские сочинения . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (18 мая 2011 г.). Мессия Цезаря: Римский заговор с целью изобрести Иисуса: Флавианское фирменное издание (изд. 18 апреля 2011 г.). Чарльстон, Южная Каролина: Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 41. ИСБН 9781461096405 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 20–21. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Мердок, Дороти. «Разговор о тезисе о Мессии Цезаря» . Нация свободомыслия . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Сочинения Иосифа Флавия, полное и полное . Перевод Уистона, Уильяма. Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. 1987. ISBN 0-913573-86-8 .
- ^ Ньютон, Эдмунд (26 сентября 2012 г.). «Мессия Цезаря: Рим изобрел Иисуса, утверждает новый документ» . Деревенский голос .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. п. 219. ИСБН 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 1–2, 221. ISBN. 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 259–260. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Jump up to: а б с Прайс, Роберт (2006). «Обзор книги Джозефа Этвилла «Мессия Цезаря: римский заговор с целью изобрести Иисуса» . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. п. 329. ИСБН 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 38–44. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 58–92. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 93–124. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 174–204. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. п. 159. ИСБН 978-1569754573 .
- ^ Jump up to: а б с «Извращенный Иисус Этвилла — Ричард Кэрриер» . Ричард Кэрриер. 9 октября 2013 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. стр. 226–249. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Белл, Альберт А. (1 января 1976 г.). «Иосиф Сатирик? Ключ к первоначальной форме «Свидетельства Флавиана» ». Еврейский ежеквартальный обзор . 67 (1): 16–22. дои : 10.2307/1454525 . JSTOR 1454525 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2011). Мессия Цезаря: Римский заговор с целью изобрести Иисуса: Флавианское подписанное издание (электронное издание). Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace. п. 56, глава 14. ISBN 9780983382300 . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Этвилл, Джозеф. «Об авторе» . caesarsmessiah.com . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Этвилл, Джозеф; Браунхайм, Стив; Эйзенман, Роберт (1 января 2004 г.). «Пересмотр радиоуглеродной датировки свитков Мертвого моря». Открытия Мертвого моря . 11 (2): 143–157. дои : 10.1163/1568517041717854 . JSTOR 4193320 .
- ^ Jump up to: а б Этвилл, Джозеф (2014). Тайный Мессия Шекспира . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 9781497579613 .
- ^ Этвилл, Джозеф (2005). Мессия Цезаря (1-е изд.). Улисс. ISBN 978-1569754573 .
- ^ Ньютон, Эдмунд (26 сентября 2012 г.). «Мессия Цезаря: Рим изобрел Иисуса, утверждает новый документ» . Деревенский голос . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2008). Загадка Мессии . Книжное издательство Ульштейна. ISBN 9783793420910 .
- ^ «Иисус был помощником императорам» . ФОКУС Онлайн . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Боссенц, Ингольф. «Крест со Спасителем (Новая Германия)» . www.neues-deutschland.de . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Германия, ZEIT ONLINE GmbH, Гамбург. «Актуальные читательские статьи» . ВРЕМЯ ОНЛАЙН . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 г. Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Спаркис, Ниджоле; Хиде, Фриц. «Мессия Цезаря: римский заговор с целью изобрести Иисуса» . Документальный фильм «Мессия Цезаря» . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Гилмор, Райан. «Тайный Мессия — 19 октября 2013 года» . www.covertmessiah.com . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «История об Иисусе Христе была «сфабрикована, чтобы умиротворить бедняков», утверждает» . Независимый . 10 октября 2013 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «Ученый утверждает, что Иисус был римской мистификацией» . DNews (канал Discovery) . Архивировано из оригинала 27 октября 2013 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Был ли Иисус реальным? Тайный симпозиум Джозефа Этвилла по Мессии направлен на то, чтобы разрешить недебаты» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 17 октября 2013 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «Был ли Иисус не чем иным, как выдумкой? Библеист говорит да!» . Хаффингтон Пост . 18 октября 2013 г. Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Этвилл, Джозеф (2013). «Ричард Кэрриер: доктор философии, утонувший в Гадаре» . Мессия Цезаря . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 9 марта 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Эрман, Барт (2013). «Еще больше конспирологической чепухи» . Блог Барта Эрмана . Проверено 22 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Научно-популярные книги 2005 года
- Споры о библейском авторстве
- Библейская критика
- Книги о древнем христианстве
- Книги об Иисусе
- Книги о пропаганде
- Первая иудейско-римская война
- Династия Флавиев
- Историчность Библии
- Книги по истории Древнего Рима.
- Книги по истории об иудаизме
- Псевдоистория
- Работы по теории мифа о Христе.