Ранняя жизнь Марка Аврелия
Марк Аврелий | |||||
---|---|---|---|---|---|
Мраморная статуя молодого Маркуса в военной одежде и мускулистой кирасе , Старый музей , Берлин. | |||||
Император Римской империи | |||||
Царствование | 8 марта 161 – 17 марта 180 | ||||
Предшественник | Антонин Пий | ||||
Преемник | Коммод | ||||
Соправители | Луций Вер (161–169) Коммод (177–180) | ||||
Рожденный | Марк Анний Вер 26 апреля 121 Рим | ||||
Умер | 17 марта 180 Вена или Сирмий | (58 лет) ||||
Похороны | |||||
Супруг | Фаустина Младшая | ||||
Проблема | 14, вкл. Коммод , Марк Анний Вер , Антонин и Луцилла | ||||
| |||||
Династия | Нерва-Антонин | ||||
Отец |
| ||||
Мать | Домиция Луцилла Минор |
![]() |
Часть серии о |
Марк Аврелий |
---|
Разное.
|
Ранняя жизнь Марка Аврелия (годы правления 161–180) охватывает время с момента его рождения 26 апреля 121 года до его вступления на престол в качестве римского императора 8 марта 161 года.
После смерти своего отца Марка Анния Вера (III) Марк Аврелий был воспитан своим дедом Марком Аннием Вером (II) . стал приверженцем стоицизма Получив домашнее образование, Маркус в юном возрасте . В 138 году его усыновил Тит Аврелий Антонин , сам приемный наследник императора Адриана . Адриан умер позже в том же году, и его приемный сын стал его преемником под именем Антонин Пий.
Среди наставников Марка были ораторы Марк Корнелий Фронтон и Ирод Аттик . Марк занимал консульство совместно с Антонином Пием в 140 и в 145 годах. В период между первым и вторым консульством Марк занимал должность квестора . В 145 году он женился на своей двоюродной сестре, дочери Пия Фаустине . У них было несколько детей, в том числе будущая императрица Луцилла и будущий император Коммод . С возрастом Пий Марк взял на себя больше государственных обязанностей; на момент смерти Пия в 161 году он был консулом вместе со своим приемным братом Луцием . После смерти приемного отца Марк и Луций стали соимператорами.
Источники
[ редактировать ]Основные источники о жизни и правлении Марка Аврелия неоднородны и часто ненадежны. Особенно это касается его юности. Биографии, содержащиеся в Historia Augusta, утверждают, что были написаны группой авторов на рубеже четвертого века, но на самом деле они написаны одним автором (называемым здесь «биографом») конца четвертого века (ок. . 395). Более поздние биографии и биографии подчиненных императоров и узурпаторов представляют собой ткань лжи и вымысла, но более ранние биографии, основанные главным образом на ныне утерянных более ранних источниках ( Марий Максим или Игнотус), намного лучше. [ 1 ] Что касается жизни и правления Марка, биографии Адриана, Пия, самого Марка и Луция Вера в значительной степени достоверны, но биографии Элия Вера и Авидия Кассия полны вымысла. [ 2 ]
Переписка между наставником Маркуса Фронто и различными чиновниками Антонина (с акцентом на самого Марка) сохранилась в виде серии разрозненных рукописей, охватывающих период с ок. 138-166. [ 3 ] Маркуса Собственные «Размышления» открывают окно в его внутреннюю жизнь, но в основном не поддаются датировке и содержат мало конкретных упоминаний о мирских делах. [ 4 ] Основным источником повествования того периода является Кассий Дион , греческий сенатор из Вифинской Никеи , написавший историю Рима от его основания до 229 года в восьмидесяти книгах. Дион сыграл жизненно важную роль в военной истории того периода, но его сенаторские предубеждения и решительное противодействие имперской экспансии затмевают его точку зрения. [ 5 ] Некоторые другие литературные источники содержат конкретные подробности: сочинения врача Галена о привычках элиты Антонинов, речи Элия Аристида о духе времени, а также конституции, сохранившиеся в Дигестах и Кодексе Юстиниана о юридической деятельности Марка. [ 6 ] Надписи и находки монет дополняют литературные источники. [ 7 ]
Семья и детство
[ редактировать ]Род Анния , к которому принадлежал Марк, имел ничем не примечательную историю. Их единственным известным членом был Тит Анний Милон , человек, известный тем, что ускорил конец свободной республики с помощью политического насилия. [ 8 ] Семья Маркуса по отцовской линии возникла в Укуби, небольшом городке к юго-востоку от Кордовы в Иберийской Бетике . Семья приобрела известность в конце первого века нашей эры. Прадед Марка Марк Анний Вер (I) был сенатором и (согласно Historia Augusta ) экспертом ; в 73–74 его дед Марк Анний Вер (II) стал патрицием . [ 9 ] Кассий Дион утверждает, что Аннии были близкими родственниками Адриана и что именно этим семейным связям они обязаны своим приходом к власти. [ 10 ] Точный характер этих родственных связей нигде не указывается. Одна предполагаемая связь проходит через Анния Вера (II). Жена Вера Рупилия Фаустина была дочерью консульского сенатора Либона Рупилия Фруги и матерью, имя которой неизвестно. Было высказано предположение, что матерью Рупилии Фаустины была Салония Матидия , которая также была матерью от другого брака Вибии Сабины , жены Адриана. [ 11 ] но эта теория не является общепринятой. Энтони Бирли утверждал, что это неправдоподобно, учитывая возраст Рупилии. Историки Страчан и Кристиан Сеттипани предложили вместо нее Вителлию , дочь императора Вителлия , в качестве ее матери. [ 12 ] [ 13 ] Старший сын Вера — отец Марка Аврелия — Марк Анний Вер (III) женился на Домиции Луцилле Младшей . [ 14 ]

Луцилла была дочерью патриция П. Кальвизия Тулла Русо и Домиции Луциллы Майор. Лусилла Майор унаследовала огромное состояние (подробно описанное в одном из писем Плиния ) от своего деда по материнской линии и деда по отцовской линии путем усыновления. [ 16 ] Младшая Лусилла приобретет большую часть богатства своей матери, в том числе большой кирпичный завод на окраине Рима — прибыльное предприятие в эпоху, когда город переживал строительный бум. [ 17 ]
У Луциллы и Вера (III) было двое детей: сын Марк, родившийся 26 апреля 121 года, и Анния Корнифиция Фаустина , родившаяся, вероятно, в 122 или 122 году. [ 18 ] Вер (III), вероятно, умер в 124 году, во время своего претора , когда Марку было всего три года. [ 19 ] [ примечания 1 ] Хотя он вряд ли был знаком с ним, Маркус писал в своих «Размышлениях» , что он научился «скромности и мужественности» из своих воспоминаний о своем отце и из посмертной репутации этого человека. [ 21 ] Лусилла больше не вышла замуж. [ 19 ]
Лусилла, следуя преобладающим аристократическим обычаям, вероятно, не проводила много времени со своим сыном. Маркус находился на попечении «медсестер». [ 22 ] Он благодарит свою мать за то, что она научила его «религиозному благочестию, простоте в питании» и тому, как избегать «путей богатых». [ 23 ] В своих письмах Маркус часто и нежно упоминает о ней; он был благодарен за то, что «хотя ей и суждено было умереть молодой, но последние годы она провела со мной». [ 24 ]
После смерти отца Марка усыновил его дед по отцовской линии Марк Анний Вер (II). [ 25 ] В его воспитании принимал участие и другой человек, Луций Катилий Север . Северус описывается как его «прадед по материнской линии»; он, вероятно, отчим старшей Лусиллы. [ 25 ] Маркус вырос в доме своей матери ( Horti Domitiae Lucillae ) на Целийском холме , районе, который он с любовью называл «мой Целий». [ 26 ] Это был высококлассный регион с небольшим количеством общественных зданий, но множеством аристократических вилл. Самой известной из этих вилл был Латеранский дворец , захваченный при Нероне ( годы правления 54–68) и с тех пор ставший императорской собственностью. Дед Маркуса владел собственным дворцом рядом с Латераном, где Маркус провел большую часть своего детства. [ 27 ]
Маркус благодарит своего дедушку за то, что он научил его «хорошему характеру и избеганию плохого настроения». [ 28 ] Он меньше любил любовницу, которую взял его дед и с которой жил после смерти Рупилии Фаустины , его жены и бабушки Маркуса. [ 29 ] Энтони Бирли , современный биограф Маркуса, обнаруживает намек на сексуальное напряжение в записях Маркуса о любовнице. [ 30 ] Маркус был благодарен, что ему не пришлось жить с ней дольше, чем ему пришлось. [ 29 ] Марк благодарит богов, что не лишился девственности раньше положенного срока и даже продержался немного дольше. [ 31 ] Он гордится тем, что не баловал себя Бенедиктой или Феодотом (предположительно домашними рабами). [ 32 ] [ примечания 2 ]
Раннее образование, 128–136.
[ редактировать ]Маркус, вероятно, начал свое образование в возрасте семи лет. [ 34 ] Его обучали дома в соответствии с современными аристократическими тенденциями; [ 35 ] Марк благодарит своего прадеда Катилиуса Севера за то, что тот посоветовал ему избегать государственных школ. [ 36 ] Известны трое его наставников детства: Эйфорик, Близнец и педагог , имя которого неизвестно. В остальном эти трое не упоминаются в древних источниках и, вероятно, были домашними рабами или вольноотпущенниками . Поскольку у Эйфорика было греческое имя, он, вероятно, научил Маркуса основам этого языка. [ 37 ] (Говорят, что он преподавал Маркусу литературу. [ 38 ] ) Близнец описывается как актер, и, возможно, он научил Маркуса латинскому произношению и общей речи. [ 37 ] [ примечания 3 ] Педагог . должен был быть главным руководителем Маркуса, отвечающим за его моральное благополучие и общее развитие [ 37 ] Марк с восхищением отзывается о нем в своих «Размышлениях» : он учил его «переносить боль и довольствоваться малым, работать своими руками, заниматься своими делами, не торопиться выслушивать клевету». [ 40 ] В возрасте двенадцати лет Маркус был готов к получению среднего образования по грамматике . Известны двое его учителей в этом возрасте: Андро, «геометр и музыкант»; и Диогнет, мастер живописи. [ 41 ] Однако Марк считал Диогнета не просто художником. Кажется, он приобщил Маркуса к философскому образу жизни. Марк пишет, что Диогнет учил его «избегать преходящего энтузиазма; не доверять рассказам чудотворцев и самозванцев о заклинаниях, изгнании духов и тому подобных вещах; не ходить на петушиные бои и не увлекаться такими видами спорта; мириться с откровенность; познакомиться с философией» и «писать философские диалоги в детстве». [ 42 ] В апреле 132 года по повелению Диогнета Марк принял одежду и привычки философа: он учился, надевая грубый греческий плащ, и спал на земле, пока мать не убедила его спать на кровати. [ примечания 4 ] [ 44 ]
Новый набор наставников — Александр Котиейский , Тросий Апер и Тутиций Прокул. [ примечания 5 ] — взял на себя образование Маркуса примерно в 132 или 133 году. [ 46 ] О последних двух (оба учителя латыни) мало что известно, но Александр был крупным литератором, ведущим ученым- гомеристом своего времени. [ 47 ] Маркус благодарит Александра за обучение литературному стилю. [ 48 ] Влияние Александра — упор на содержание, а не на стиль, на тщательную формулировку, с редкими цитатами из Гомера — было обнаружено в « Размышлениях» Марка. '. [ 49 ]
Гражданские обязанности и семейные связи, 127–136.
[ редактировать ]
В 127 году, в возрасте шести лет, Марк был зачислен в конный орден по рекомендации императора Адриана . Хотя это не было беспрецедентным событием и известно, что к ордену присоединились и другие дети, Маркус был еще необычно молод. В 128 году он был зачислен в жреческую коллегию Салий . Поскольку стандартные требования для поступления в колледж не были соблюдены (у Марка не было двух живых родителей), Адриан, номинант Маркуса, должно быть, отказался от них в качестве особой милости к ребенку. [ 51 ] Адриан очень любил Марка и прозвал его Вериссимусом, «самым верным». [ 52 ] [ примечания 6 ]
Салии, по своему названию ( salire : прыгать, танцевать), занимались ритуальным танцем. Дважды в год, в Квинкватрии 19 марта и в Армилустриуме 19 октября, они играли важную роль в публичных церемониях, посвященных открытию и закрытию сезона предвыборной кампании. В другие дни марта и октября (особенно во время праздника Марса с 1 по 24 марта) они маршировали по улицам Рима, останавливаясь время от времени, чтобы исполнить ритуальные танцы, били посохами в щиты и пели « Кармен». Saliare , гимн на архаичной латыни . [ 54 ] Песня была бы почти неразборчива, но Маркус выучил ее наизусть. Он серьезно относился к своим обязанностям. Марк поднялся по ступеням жречества, став, в свою очередь, руководителем танца, вейтами ( пророком) и магистром ордена. [ 55 ] Однажды, когда салии бросали свои короны на пиршественное ложе богов, как это было принято, корона Марка упала на лоб Марса . В последующие годы это событие будет рассматриваться как благоприятное предзнаменование, предвещающее будущее правление Маркуса. [ 56 ]
В детстве Адриан мало виделся с Марком. Большую часть времени он проводил за пределами Рима, на границе или занимался административными и местными делами в провинциях. [ примечания 7 ] Однако к 135 году он навсегда вернулся в Италию. Он сблизился с Луцием Цейонием Коммодом , зятем Гая Авидия Нигрина , дорогого друга Адриана, которого император убил в начале своего правления. В 136 году, вскоре после того, как Марк принял тогу virilis, символизирующую его переход во взрослую жизнь, Адриан устроил свою помолвку с одной из дочерей Коммода, Цейонией Фабией . [ 58 ] Вскоре после этого Марк был назначен префектом города во время Латинских ферий (вероятно, он был назначен Коммодом). Хотя эта должность не имела реального административного значения (штатный префект оставался на своем посту во время фестиваля), она оставалась престижной должностью для молодых аристократов и членов императорской семьи. Маркус хорошо вел себя на работе. [ 59 ]
Через Коммода Марк познакомился с Аполлонием Халкидонским, философом- стоиком . Аполлоний учил Коммода и оказал огромное влияние на Марка, который позже регулярно учился у него. Он один из трех человек, с которыми Маркус благодарит богов за встречу. [ 60 ] Примерно в это же время сестра Марка, Анния Корнифиция, вышла замуж за их двоюродного брата Уммидия Квадрата. Мать Маркуса попросила сына отдать часть наследства отца Корнифиции. Он согласился отдать ей все это, будучи довольным имением своего деда. [ 61 ] [ примечания 8 ]
Наследование Адриану, 136–138 гг.
[ редактировать ]
В конце 136 г. Адриан чуть не умер от кровотечения. Выздоравливая на своей вилле в Тиволи , он выбрал Луция Цейония Коммода своим преемником и усыновил его своим сыном. [ 63 ] Отбор был сделан invitis omnibus «вопреки желанию всех»; [ 64 ] его обоснование до сих пор неясно. [ 65 ] В рамках своего усыновления Коммод взял имя Луций Элий Цезарь. После непродолжительного пребывания на границе с Дунаем Элий вернулся в Рим, чтобы выступить с речью перед Сенатом в первый день 138 года. Однако в ночь перед выступлением он заболел и в тот же день умер от кровотечения. [ 66 ] [ примечания 9 ] 24 января 138 года Адриан выбрал нового преемника: Аврелия Антонина . [ 68 ] муж тети Маркуса Фаустины . [ 13 ] После нескольких дней размышлений Антонин согласился. Его усыновили 25 февраля. По условиям Адриана Антонин усыновил Марка и Луция Коммода , сына Элия. Марк стал Марком Элием Аврелием Вером; Луций стал Луцием Элием Аврелием Коммодом. По просьбе Адриана дочь Антонина, также названная Фаустиной , была обручена с Луцием. [ 69 ]
В ночь усыновления Маркусу приснился сон. Ему приснилось, что у него плечи из слоновой кости, и когда его спросили, смогут ли они вынести бремя, он нашел их намного сильнее, чем раньше. [ 70 ] Он был потрясен, узнав, что Адриан усыновил его. Лишь с неохотой он перебрался из дома матери на Целии в частный дом Адриана. [ 71 ]
Где-то в 138 году Адриан потребовал в сенате освободить Марка от действия закона, запрещающего ему становиться квестором до того, как ему исполнится двадцать четыре года. Сенат подчинился, и Марк служил под началом Антонина, консула 139 лет. [ 72 ] Усыновление Маркуса отвлекло его от типичного карьерного пути его класса. Если бы его не усыновили, он, вероятно, стал бы triumvir monetalis , высоко ценимой должностью, связанной с управлением токенами государственного монетного двора; после этого он мог бы служить трибуном легиона , став номинальным заместителем командира легиона. Маркус, вероятно, вместо этого выбрал бы путешествие и дальнейшее образование. Как бы то ни было, он был отделен от своих сограждан. Тем не менее, его биограф свидетельствует, что его характер остался неизменным: «Он по-прежнему выказывал такое же уважение к своим родственникам, как и когда был обычным гражданином, и он был так же бережлив и бережен к своему имуществу, как и тогда, когда жил в частное хозяйство». [ 73 ]

Его попытки самоубийства были пресечены Антонином, Адриан уехал в Байи , морской курорт на побережье Кампании . Его состояние не улучшилось, и он отказался от диеты, предписанной врачами, предавшись еде и питью. Он послал за Антонином, который был рядом с ним, когда он умер 10 июля 138 года. [ 75 ] Его останки были тихо похоронены в Путеолах . [ 76 ] Марк провел гладиаторские игры в Риме, а Пий завершил организацию похорон Адриана. [ 77 ] Преемственность Антонина была мирной и стабильной: Антонин оставил кандидатов Адриана на посту и умиротворил сенат, уважая его привилегии и смягчая смертные приговоры людям, обвиненным в последние дни Адриана. [ 78 ] За свое послушное поведение Антонину было предложено принять имя «Пий». [ 79 ]
Наследник Антонина Пия, 138–145 гг.
[ редактировать ]

Сразу после смерти Адриана Пий подошел к Марку и попросил внести изменения в условия его брака: помолвка Марка с Цейонией Фабией будет аннулирована, и вместо этого он будет обручен с Фаустиной, дочерью Пия. Помолвку Фаустины с братом Цейонии Луцием Коммодом также пришлось бы аннулировать. Маркус согласился на предложение Пия. [ 80 ]
Пий укрепил достоинство Марка: Марк был назначен консулом на 140 человек вместе с Пием в качестве его коллеги и был назначен севири , одним из шести рыцарских командиров, на ежегодном параде ордена 15 июля 139 года. стал принцепс Ювентутис , глава конного ордена. Теперь он взял имя Цезарь: Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. [ 81 ] Позже Марк предостерегал себя от слишком серьезного отношения к этому имени: «Смотри, чтобы ты не превратился в Цезаря; не окунайся в пурпурную краску — это может случиться». [ 82 ] По требованию сената Марк присоединился ко всем жреческим коллегиям ( понтификам , авгурам , quindecimviri Sacri Faciundis , septemviri epulunum и др.); [ 83 ] Однако прямые доказательства членства доступны только для Братьев Арвал . [ 84 ]
Пий потребовал, чтобы Марк поселился в Доме Тиберия, императорском дворце на Палатине. Пий также заставил его перенять привычки своего нового положения, aulicum fastigium, или «придворную пышность», вопреки возражениям Марка. [ 83 ] Маркусу было трудно совместить придворную жизнь со своими философскими устремлениями. Он сказал себе, что это достижимая цель: «где жизнь возможна, там можно жить правильной жизнью; жизнь возможна во дворце, поэтому можно жить правильной жизнью во дворце». [ 85 ] — но, тем не менее, ему было трудно. он критиковал себя В «Размышлениях» за «злоупотребление придворной жизнью» перед компанией. [ 86 ]
Маркус очень любил и уважал своего приемного отца. Дань уважения, которую он воздает Пию в первой книге « Размышлений» , самая длинная из всех. Он окажет большее влияние на молодого Маркуса, чем любой другой человек. [ 87 ]
От отца: мягкость и непоколебимая решимость в суждениях, выносимых после всестороннего рассмотрения; никакого тщеславия в отношении внешних почестей; любовь к работе и усидчивость; готовность услышать тех, кто мог бы внести какой-либо вклад в пользу общества; стремление беспристрастно воздать каждому по заслугам; опыт, который знал, где ужесточить господство, где расслабиться. Запрет на противоестественные действия, общественный такт и разрешение его свите не всегда присутствовать на его банкетах или присутствовать на его отъезде из Рима, как обязанность, и всегда находить то же самое для тех, кто не смог присутствовать на нем из-за обязательства. Тщательная проверка в совете и терпение; не то чтобы он избегал расследования, удовлетворенный первыми впечатлениями. Склонность держать своих друзей, никогда не быть привередливым или жертвой маний, кроме своего хозяина во всем, и его внешний вид веселый. Его дальновидность и упорядочивание малейшей мелочи без устроения сцен. Проверкой его правления стали организованные аплодисменты и всевозможные пустые слова; его непрестанная забота о нуждах империи и управление ее ресурсами; его терпение под критикой со стороны отдельных лиц за такое поведение. Никакого суеверного страха перед божественными силами, ни у человека никакого ухаживания за публикой, ни угодливости, ни культивирования народной благосклонности, но умеренность во всем и твердость; нигде нет недостатка вкуса или поиска новизны. [ 88 ]
Будучи квестором, Маркусу не приходилось выполнять настоящей административной работы. Он читал императорские письма сенату, когда Пий отсутствовал, и выполнял секретарскую работу для сенаторов. Его обязанности консула были более значительными: один из двух старших представителей сената, он председательствовал на заседаниях и играл важную роль в административных функциях сената. [ 89 ] Он чувствовал себя утопленным в бумажной работе и жаловался своему наставнику Фронто : «Я так запыхался, продиктовав почти тридцать писем». [ 90 ] По словам его биографа, он был «готов к управлению государством». [ 91 ] От него также требовалось произнести речь перед собравшимися сенаторами, поэтому для этой работы необходима ораторская подготовка. [ 92 ]
1 января 145 г. Марк был назначен консулом во второй раз. Возможно, в это время он был нездоров: письмо Фронто, которое могло быть отправлено в это время, призывает Маркуса выспаться, «чтобы вы могли прийти в Сенат в хорошем настроении и прочитать свою речь сильным голосом». [ 93 ] В более раннем письме Маркус жаловался на болезнь: «Что касается моей силы, то она начинает возвращаться; и от боли в груди не осталось и следа. Но эта язва [...] [ примечания 10 ] Я прохожу лечение и стараюсь не делать ничего, что ему может помешать». [ 94 ] Маркус никогда не был особенно здоровым или сильным. Римский историк Кассий Дион, описывая его последние годы, хвалил его за послушное поведение, несмотря на различные болезни. [ 95 ]
В апреле 145 г. Марк женился на Фаустине, как и было запланировано с 138 г. Поскольку Марк был усыновленным сыном Пия, по римскому праву он женился на его сестре; Пию пришлось бы официально освободить того или другого от отцовской власти (его patria potestas ). Чтобы церемония состоялась, [ 96 ] О церемонии мало что известно, но говорят, что она была «примечательной». [ 97 ] Монеты были выпущены с изображением голов пары, и Пий, как Великий Понтифик , должен был исполнять обязанности. Маркус не делает явных упоминаний о браке в своих сохранившихся письмах, а лишь скудно упоминает Фаустину. [ 98 ]
Фронто и дальнейшее образование, 136–146.
[ редактировать ]Приняв тогу вирилис в 136 году, Марк, вероятно, начал обучение ораторскому искусству . [ 99 ] У него было три наставника по греческому языку: Анин Мацер, Каниний Целер и Ирод Аттик , и один по латыни, Фронтон. (Однако Фронтон и Аттик, вероятно, не стали его наставниками до тех пор, пока его не усыновил Антонин в 138 году.) Преобладание греческих наставников указывает на важность языка для римской аристократии. [ 100 ] Это была эпоха Второй Софистики , возрождения греческой письменности. Несмотря на то, что Марк получил образование в Риме, в своих «Размышлениях» он писал свои сокровенные мысли на греческом языке. [ 101 ] Последние двое были самыми уважаемыми ораторами того времени. Законным наставником Марка был Луций Волузий Мециан , рыцарь , которого Антонин взял в штат при его усыновлении Адрианом, и директор государственной должности ( prefectus vehiculorum ). [ 102 ] Аполлоний был вынужден вернуться из Халкидона в Рим по просьбе Пия и продолжить обучение Марка. [ 103 ]
Ирод был неоднозначным человеком: чрезвычайно богатый афинянин (вероятно, самый богатый человек в восточной половине империи), он быстро впадал в гнев и возмущался своими согражданами-афинянами за его покровительственное поведение. Он находил ораторское искусство легким и предпочитал тонкое метафорическое ораторское искусство энергичным атакам; «изящная» речь, если воспользоваться описанием Филострата , автора «Жизнеописаний софистов» . [ 104 ] Аттик был ярым противником стоицизма и философских претензий. Однажды он дал бродяге, называющему себя философом, деньги на покупку хлеба на месяц, при этом публично разглагольствуя о людях, изображающих из себя философов. [ 105 ] Он считал стремление стоиков к апатии глупым: по его словам, они будут жить «вялой, ослабленной жизнью». [ 106 ] Маркус станет стоиком. Он вообще не упомянул Ирода в своих «Размышлениях» , несмотря на то, что в последующие десятилетия они неоднократно вступали в контакт. [ 107 ]

Фронто пользовался большим уважением: его считали вторым после Цицерона , а возможно, даже альтернативой ему. [ 108 ] [ примечания 11 ] Он не особо заботился об Ироде, хотя Маркус в конце концов смог их разговорить. Фронто в совершенстве владел латынью, будучи способен прослеживать выражения в литературе, создавать неясные синонимы и оспаривать незначительные нарушения в выборе слов. [ 108 ] Латинский литературный мир того времени был сознательно антикварным: авторы Серебряного века — Сенека , Лукан , Марциал , Ювенал , Плиний , Светоний и Тацит — игнорировались; только величайшие представители Золотого века , Вергилий широко читались только эта пара и более ранние писатели, такие как Катон , Плавт , Теренций , Гай Гракх и (несколько анахронично) Саллюстий . и Цицерон; цитировались [ 112 ]
Сохранилась значительная часть переписки между Фронто и Маркусом. [ 113 ] Пара была очень близка. «Прощай, мой Фронто, где бы ты ни был, моя самая сладкая любовь и радость. Как между тобой и мной? Я люблю тебя, а тебя здесь нет». [ 114 ] Маркус проводил время с женой и дочерью Фронто, которых звали Кратия, и они наслаждались легкой беседой. [ 115 ] В свой день рождения он написал Фронто письмо, заявляя, что любит его так же, как он любил самого себя, и призывая богов гарантировать, что каждое слово, которое он узнает о литературе, он узнает «из уст Фронто». [ 116 ] Его молитвы о здоровье Фронто были более чем обычными, потому что Фронто часто болел; временами он кажется почти постоянным инвалидом, вечно страдающим [ 117 ] - около четверти сохранившихся писем посвящено болезням Фронто. [ 118 ] Маркус просит, чтобы боль Фронто была причинена ему самому «по моему собственному желанию при любом дискомфорте». [ 119 ]
Фронто так и не стал штатным учителем Маркуса и продолжил карьеру адвоката. Один громкий случай привел его к конфликту с Иродом. [ 120 ] Фронто был нанят в качестве защитника Тиберием Клавдием Демостратом, известным афинянином. Ирод Аттик был главным прокурором. Из-за непростых отношений Ирода с городом Афинами стратегия защиты, вероятно, будет включать в себя нападки на его личность. Марк умолял Фронто, сначала «советом», затем «одолжением», не нападать на Ирода; он уже просил Ирода воздержаться от нанесения первых ударов. [ 121 ] Фронто ответил, что был удивлен, обнаружив, что Маркус считал Ирода своим другом (возможно, Ирод еще не был наставником Марка), но признал, что Маркус, возможно, прав, и согласился, что из этого дела не следует превращать спектакль. [ 122 ] Тем не менее он подтвердил свое намерение использовать имеющиеся материалы: «Я предупреждаю вас, что я не буду даже несоразмерно использовать ту возможность, которая у меня есть в моем случае, поскольку обвинения ужасны, и о них следует говорить как о страшных. В частности, те, которые относятся к избиению и грабежам, я опишу так, что они отдают желчью и желчью. Если я назову его необразованным маленьким греком, это не будет означать войну на смерть». [ 123 ] Маркус был удовлетворен ответом Фронто. [ 124 ]
Исход суда неизвестен, [ 125 ] но Маркусу удалось примирить двух мужчин. Вскоре после пребывания Фронтона на посту суффектуса консула в июле и августе 143 года Марк написал ему письмо, в котором упомянул, что новорожденный сын Ирода недавно умер. Маркус попросил Фронто написать Ироду записку соболезнования. Фронто так и сделал, и часть письма, написанного на греческом языке, сохранилась. [ 126 ] Сам Фронто похвалил Маркуса за его талант примирителя: «Если кто-нибудь когда-нибудь обладал силой своего характера объединить всех своих друзей во взаимной любви друг к другу, вам наверняка удастся сделать это гораздо легче». [ 127 ]
К двадцати пяти годам (между апрелем 146 и апрелем 147) Маркус разочаровался в своих исследованиях в области юриспруденции и проявил некоторые признаки общего недомогания. Его хозяин, пишет он Фронто, был неприятным грубияном и нанес ему «удар»: «Легко сидеть, зевая, рядом с судьей, говорит он, но быть судьей — благородная работа». [ 128 ] Маркус устал от своих упражнений, от отстаивания позиций в воображаемых дебатах. Когда он раскритиковал неискренность общепринятого языка, Фронто встал на его защиту. [ 129 ] В любом случае формальное образование Маркуса уже закончилось. Он поддерживал хорошие отношения со своими учителями, преданно следуя за ними. Его биограф пишет, что он «хранил их золотые статуи в своей частной часовне и всегда почтил их могилы личными посещениями». Его биограф добавляет, что то, что он уделял столько усилий учебе, «неблагоприятно сказалось на его здоровье». Это было единственное, к чему биограф мог придраться за все детство Маркуса. [ 130 ]
Стоический принц, 146–161 гг.
[ редактировать ]
Фронто с самого начала предостерегал Маркуса от изучения философии: «лучше никогда не прикасаться к преподаванию философии... чем ощущать его поверхностно, краем губ, как говорится». [ 131 ] Он презирал философию и философов и свысока смотрел на беседы Марка с Аполлонием Халкидонским и другими представителями этого круга. [ 113 ] Фронто дал суровую интерпретацию «обращения к философии» Маркуса: «по моде молодых, уставших от скучной работы», Марк обратился к философии, чтобы избежать постоянных упражнений ораторского искусства. [ 132 ] Маркус поддерживал тесный контакт с Фронто, но игнорировал его сомнения. [ 133 ]
Аполлоний, возможно, познакомил Марка со стоической философией, но Квинт Юний Рустик . самое сильное влияние на Марка оказал [ 134 ] [ примечания 12 ] Он был человеком, который, по признанию Фронто, «уговорил Маркуса» от ораторского искусства. [ 136 ] Он был на двадцать лет старше Маркуса, старше Фронто. Как внук Арулена Рустика , одного из мучеников тирании Домициана ( годы правления 81–96), он был наследником традиции «стоического противостояния» «плохим императорам» первого века; [ 137 ] истинный преемник Сенеки (в отличие от Фронто, ложного). [ 138 ] Дань уважения Марку в «Размышлениях» указывает на отход от ораторского образования Фронто. Он благодарит Рустикуса за то, что он научил его «не увлекаться риторикой, писать на спекулятивные темы, рассуждать о морализирующих текстах... Избегать ораторского искусства, поэзии и «прекрасного письма»». [ 139 ]
Клавдий Север, другой друг из греческой семьи Пафлагонии, дал Марку понимание того, что отстаивали эти философы. Север был не стоиком, а перипатетиком ( аристотелевцем ); сила его влияния иллюстрирует широту философского кругозора Маркуса. [ 140 ] Марк благодарит за влияние еще троих друзей: Клавдия Максима , Секста Херонейского и Цинну Катула. [ 141 ] Максимус — один из трёх самых значимых друзей Марка, наряду с Аполлонием и Рустиком. Он научил Маркуса «владеть собой» и «быть веселым при любых обстоятельствах». [ 142 ] В отличие от других друзей Марка, Секст был профессиональным философом, посвятившим себя преподаванию философии. Маркус продолжал посещать его лекции даже после того, как стал императором, возмутив вежливые классы Рима. [ 143 ] Катул совершенно неизвестен, за исключением кратких хвалебных слов Марка в « Размышлениях» и примечания в «Истории Августа» ; [ 144 ] Эдвард Чамплин считает его сенатором. [ 145 ]
Рождения и смерти, 147–152.
[ редактировать ]
30 ноября 147 года Фаустина родила девочку по имени Домиция Фаустина. Это был первый из как минимум четырнадцати детей (включая две пары близнецов), которых она родила в течение следующих двадцати трех лет. На следующий день, 1 декабря, Пий передал Марку трибунскую власть и империй — власть над армиями и провинциями императора. Будучи трибуном, Марк имел право вынести на рассмотрение сената одну меру после того, как могли представить ее четыре Пия. Его трибунские полномочия будут возобновлены вместе с Пием 10 декабря 147 г. [ 146 ]

Первое упоминание о Домиции в письмах Марка показывает, что она была болезненным младенцем. «Цезарь Фронтону. Если боги пожелают, у нас, кажется, есть надежда на выздоровление. Понос прекратился, небольшие приступы лихорадки прошли. Но истощение по-прежнему сильное, и кашель все еще присутствует. " Маркус написал, что они с Фаустиной были «очень заняты» заботой о девочке. [ 147 ] Домиция умрет в 151 г. [ 148 ]
В 149 году Фаустина снова родила сыновей-близнецов. Современные монеты отмечают это событие скрещенными рогами изобилия под портретными бюстами двух маленьких мальчиков и легендой temporum felicitas , «счастье времени». Они просуществовали недолго. До конца года была выпущена еще одна семейная монета: на ней изображены только крошечная девочка Домиция Фаустина и один мальчик. Потом еще: девушка одна. Младенцы были похоронены в Мавзолее Адриана , где сохранились их эпитафии. Их звали Тит Аврелий Антонин и Тиберий Элий Аврелий. [ 149 ]
Маркус взял себя в руки: «Один человек молится: «Как мне не потерять моего маленького ребенка», но вы должны молиться: «Как мне не бояться потерять его». [ 150 ] Он процитировал из «Илиады» то, что он назвал «самым кратким и знакомым изречением… достаточным, чтобы рассеять печаль и страх»:
листья,
ветер разбрасывает некоторые по земле;
подобны им дети человеческие.- Илиада 6.146 [ 151 ]
7 марта 150 года родилась еще одна дочь, Анния Аурелия Галерия Луцилла . Где-то между 155 и 161 годами, вероятно, вскоре после 155 года, умерла мать Маркуса. [ 152 ] У Фаустины, вероятно, родилась еще одна дочь в 151 году, но ребенок, Анния Галерия Аурелия Фаустина, могла родиться только в 153 году. [ 153 ] Другой сын, Тиберий Элий Антонин, родился в 152 году. Выпуск монет посвящен fecunditati Augustae , «плодородию Августы», с изображением двух девочек и младенца. Мальчик прожил недолго; на монетах из 156 г. были изображены только две девушки. Он мог умереть в 152 году, в том же году, что и сестра Марка Корнифиция. [ 154 ]
В конце 150-х годов родился сын. Синод храма Дионисия в Смирне направил Марку поздравительное письмо. Однако к 28 марта 158 г., когда Марк ответил, ребенок был мертв. Маркус поблагодарил синод, «хотя вышло иначе». Имя ребенка неизвестно. [ 155 ] В 159 и 160 годах Фаустина родила дочерей: Фадиллу в честь одной из умерших сестер Фаустины и Корнифицию в честь сестры Марка. [ 156 ]
Последние годы жизни Пия, 152–161 гг.
[ редактировать ]
В 152 году Луций был назначен квестором 153 года, за два года до совершеннолетия в двадцать пять лет (Марк занял этот пост в семнадцать лет). В 154 году он стал консулом, на девять лет раньше установленного законом возраста тридцати двух лет (Марк занимал этот пост в восемнадцать и двадцать три года). Луций не имел других титулов, кроме «сына Августа». Личность Люциуса заметно отличалась от его брата: он увлекался всеми видами спорта, но особенно охотой и борьбой; он получал явное удовольствие от цирковых игр и гладиаторских боев. [ 157 ] [ примечания 13 ] Он женился только в 164 году. Пию не нравились интересы Луция. Он хотел оставить Люциуса в семье, но был уверен, что никогда не даст мальчику ни власти, ни славы. [ 161 ] Типичный пример: Луций не появлялся на александрийских монетах до 160/1. [ 162 ]
В 156 году Пию исполнилось семьдесят. Ему было трудно удерживаться в вертикальном положении без коряг. Он начал грызть сухой хлеб, чтобы иметь силы не спать во время утренних приемов. По мере старения Пия Маркус должен был брать на себя больше административных обязанностей, особенно когда преторианский префект (должность, которая была одновременно секретарской и военной) Гавий Максимус умер в 156 или 157 году. [ 163 ] В 160 году Марк и Луций были назначены совместными консулами на следующий год. Возможно, Пий уже был болен; в любом случае он умер до конца года. [ 156 ] За два дня до смерти, как сообщает биограф, Пий находился в своем родовом поместье в Лории . За ужином он ел альпийский сыр довольно жадно. Ночью его вырвало; На следующий день у него поднялась температура. На следующий день он созвал императорский совет и передал Марку государство и свою дочь. Он приказал перенести золотую статую Фортуны, находившуюся в спальне императоров, в спальню Марка. Пий перевернулся, словно собираясь спать, и умер. [ 164 ] Это было 7 марта 161 года. [ 165 ] Маркус теперь был императором. [ 166 ]
Хронология
[ редактировать ]Эта таблица во многом соответствует хронологии Марка Аврелия Бирли . [ 167 ] Хронология писем и разных произведений Фронто во многом соответствует «Хронологии Фронто» Чамплина и его «Фронто и Антонин Рим» . [ 168 ] Знак † указывает на то, что дата неопределенна.
Дата | Событие | Источник |
---|---|---|
121 | Вер (II) консул во второй раз, префект Рима | |
26 апреля 121 | Маркус родился в Риме | ХА Маркус 1.5 |
нравиться . 122 | Родилась сестра Маркуса Корнифиция. [ примечания 14 ] | |
нравиться . 124 | Отец Марка Вер (3) дня во время своего претора | |
126 | Верус (II) консул в третий раз | |
127 | Маркус записался в команду Equites | ХА Маркус 4.1 |
128 | Маркус сделал Салия Палатина | ХА Маркус 4.2 |
Маркус начинает начальное образование [ примечания 15 ] | например, Квинтилиан, Институт ораторского искусства 1.1.15–16. | |
132, после 26 апреля | Марка познакомил с «философией» его учитель живописи Диогнет. | ХА Марка 2.6, ср. Медитации 1.6 |
133 | Маркус начинает свое среднее образование | |
136, ок . 17 марта | Маркус берет тогу мужчины | ХА Маркус 4.5 |
136, после 26 апреля | Марк обручился с Цейонией Фавией, дочерью Л. Коммода. | ХА Маркус 4.5 |
Маркус становится префектом города во время Латинских ферий. | ХА Маркус 4.6 | |
136 | Маркус встречает Аполлония Стоика | ХА Маркус 2.7 |
Л. Коммод усыновлен Адрианом, став Л. Элием Цезарем. | ХА Адриан 23.11 | |
Корнифиция выходит замуж за Уммидия Квадрата † [ 170 ] | ХА Маркус 4.7, 7.4 | |
Адриан вынуждает своего зятя Сервиана и внука Сервиана Фуска Салинатора покончить жизнь самоубийством. | ХА Адриан 15,8, 23,2–3, 23,8, 25,8; Дио 69.17.1–3 | |
137 | Л. Элий Цезарь находился в Паннонии. | ХА Адриан 23.13 |
1 января 138 | День Л. Элия Цезаря | ХА Адриан 23.16; ХА Элий 4.7 |
24 января 138 | Адриан выбирает своим преемником дядю Марка Т. Аврелия Антонина. | ХА Адриан 24.1, 26.6–10 |
25 февраля 138 | Антонин принимает выбор Адриана и его усыновляют. | ХА Пий 4.6 |
25 февраля/26 апреля 138 [ примечания 16 ] | Антонин усыновляет Марка Аврелия и Л. Коммода-младшего. | Дион 69.21.1–2; И Элий 5.12, 6.9; ХА Адриан 24.1, 26.6–10; ХА Маркус 5.1, [ примечания 17 ] 5.5–6 |
Фаустина обручена с Л. Коммодом младшим | ХА Элий 6.9 | |
Маркус переезжает в резиденцию Адриана в Риме. | ХА Маркус 5.3 | |
Маркус назначен квестором на 139 лет. | ХА Маркус 5.6 | |
Антонин назначен консулом на 139 лет. | ХА Маркус 5.6 | |
10 июля 138 | Адриан умирает в Байях, и Антонин становится императором. | ХА Адриан 26,6; ХА Пий 5.1 |
Обручение Маркуса с Цейонией Фабией и обручение Люциуса с Фаустиной признано недействительным. | ||
138, после 10 июля | Маркус обручился с Фаустиной | HA Марк 6.2; ХА Верно 2.3 |
Адриан обожествил | ХА Адриан 27,2; ХА Пий 5.1 | |
Антонин по имени Пий | ХА Адриан 27.4, ср. ХА Пий 2.2–7 [ примечания 18 ] | |
139 | Пий, консул | |
Я ищу Маркуса | ХА Маркус 5,6; ХА Пий 6.9 | |
Маркус назначен консулом на 140 | ХА Маркус 6,3; ХА Пий 6.9 | |
Марк действует как последователь римской кавалерии. | ХА Маркус 6.3 | |
Марк становится Princeps iuventutis , принимает имя Цезарь и вступает в крупнейшие жреческие коллегии. | ХА Маркус 6.3 | |
Маркус переезжает во дворец Пия | ХА Маркус 6.3 | |
Маркус начинает свое высшее образование | ||
140 | Марк консул впервые с Пием | ХА Маркус 6.4 |
январь 143 | Ирод Аттик, наставник Марка, консул | |
Июль – август 143 г. [ 173 ] | На лбу наставник Маркуса, консул | Марку Цезарю , 2,9–12. |
145 января | Марк консул во второй раз с Пием | |
Поздняя весна 145 | Маркус женится на Фаустине | ХА Маркус 6,6; ХА Пий 10.2 |
30 ноября 147 | Домиция Фаустина родилась у Фаустины и Маркуса. [ примечания 19 ] | Итальянские буквы 13.1.207; ср. HA Марка 6.6, Иродиан 1.8.3 |
1 декабря 147 г. | Маркус получает власть трибуна | ХА Маркус 6.6 |
Фаустина по имени Августа | ХА Маркус 6.6 | |
149 | У Фаустины и Маркуса рождаются сыновья-близнецы; оба умрут в течение года | |
7 марта 150 | Лусилла родилась у Фаустины и Маркуса. | |
152 | День карниза | Адреса Италии 13.1.207 |
Луций назначен квестором на 153 г. | ||
Тиберий Элий Антонин [ примечания 20 ] | Адреса Италии 13.1.207 | |
153 | Я ищу Люциуса | ХА Пий 6.10, 10.3; ХА Верус 2.11, 3.1–3 |
154 | Консул Луций | ХА Пий 10.3; ГК Верно 3.3 |
155 | Викторин, зять Фронтона и друг Марка, консула | |
155–161 | Умерла Домиция Лусилла Минор, мать Маркуса. | |
161 | Марк консул в третий раз с Луцием | |
7 марта 161 | День Антонина Пия | Бог 71.33.4–5; ср. ХА Маркус 7,3; ХА Пий 12.4–7 [ примечания 21 ] |
8 марта 161 | Марк и Луций становятся императорами | ГА Марк 7,3, 7,5; ХА Правда 3.8 |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Фаркухарсон датирует свою смерть 130 годом, когда Маркусу было девять лет. [ 20 ]
- ↑ Фаркухарсон отмечает, что, вопреки первому впечатлению, эти рабы, вероятно, не были христианами: эти имена не были распространены среди христиан в этот период, но довольно часто встречаются среди языческих слуг. [ 33 ]
- ^ Маклинн описывает обучение Марка драматическому искусству как серию обзоров и декламаций Еврипида . [ 39 ]
- ↑ Марк также благодарит Диогнета за то, что он научил его «стремиться к походной кровати, кожаному одеялу и другим вещам, которые являются частью греческого обучения». [ 43 ]
- ^ Бирли изменяет текст HA Marcus с «Евтихия» на «Тутиция». [ 45 ]
- ↑ Другие высказали более резкое мнение о прозвище Адриана. Маклинн называет это примером язвительного остроумия Адриана (Маклинн говорит «веспин») и приводит его в подтверждение своего утверждения о том, что Маркус был «придурком». [ 53 ]
- ↑ Бирли, следуя текстовым и эпиграфическим цитатам, заключает, что он мог видеть Рим только в 127 году, ненадолго в 128 и в 131 году. [ 57 ]
- ↑ Маклинн считает, что очевидная благотворительность Маркуса была частью династической стратегии Адриана: «У Адриана были собственные династические планы относительно Аннии Корнифиции, и он «полагался» на Маркуса, чтобы осуществить передачу». [ 62 ]
- ↑ Коммод на момент своего усыновления был известен как больной чахоткой, так что Адриан, возможно, в любом случае планировал возможную преемственность Марка. [ 67 ]
- ^ Рукопись здесь повреждена. [ 92 ]
- ^ Модернисты не дали положительной оценки. Его второй современный редактор, Нибхур , считал его глупым и легкомысленным; его третий редактор, Набер , счел его презренным. [ 109 ] Историки считали его «педантом и занудой», его письма не содержали ни беглого политического анализа Цицерона, ни добросовестных репортажей Плиния. [ 110 ] Недавние просопографические исследования реабилитировали его репутацию, хотя и ненамного. [ 111 ]
- ↑ Чамплин отмечает, что похвала Маркуса в его «Размышлениях» неуместна (его хвалят сразу после Диогнета, который познакомил Маркуса с философией), уделяя ему особое внимание. [ 135 ]
- ↑ Хотя часть рассказа биографа о Люциусе вымышлена (вероятно, чтобы подражать Нерону, чей день рождения Люциус разделил [ 158 ] ), а другая часть плохо составлена на основе лучшего биографического источника, [ 159 ] ученые признали эти биографические детали точными. [ 160 ]
- ↑ Известно, что она была моложе Маркуса, поэтому не могла родиться раньше 122 лет. [ 169 ] Бирли заявляет, что она родилась «вероятно, в течение следующих двух лет» после рождения Маркуса. [ 19 ]
- ↑ В отсутствие каких-либо положительных доказательств Бирли предполагает, что Марк следует типичному графику образования римского аристократа. [ 29 ]
- ^ HA Маркус 5.6 утверждает, что Маркус не был усыновлен до его семнадцатого дня рождения (26 апреля). Неизвестно, насколько этому аккаунту можно доверять. [ 171 ]
- ^ HA Элий 5.12 и Марк 5.1 включают ложное сообщение о том, что Марк усыновил Луция (он был усыновлен вместе с Марком Антонином).
- ↑ В этом отрывке биограф рассказывает ряд вымыслов относительно вымышленного имени Антонина. [ 172 ]
- ^ Первую дочь Маркуса и Фаустины традиционно отождествляли с Аннией Галерией Аурелией Фаустиной (против Иродиана 1.8.3, который называет Аннию Аурелию Галерию Лусиллу старшей). [ 174 ] Бол и Фитшен пересмотрели хронологию детей Маркуса и Фаустины, и теперь Домиция Фаустина считается первой дочерью пары. [ 175 ]
- ↑ Фасти Остиенсе отмечают рождение сына в этом году. Бол и Фитчен отождествляют его с Т. Элием Антонином. [ 176 ]
- ^ HA Pius 12.4 содержит ложное уведомление о том, что Пий умер на семидесятом году своей жизни; на самом деле это был семьдесят пятый. [ 177 ]
Цитаты
[ редактировать ]Все ссылки на Historia Augusta относятся к отдельным биографиям и отмечены знаком « HA ». Цитаты на работы Фронто даются перекрестными ссылками на издание Ч. Р. Хейнса Леба.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 229–230. Тезис о единоличном авторстве впервые был предложен в работе Г. Дессау «О времени и личности Scriptoes Historiae Augustae » (на немецком языке), Hermes 24 (1889), 337ff.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 230. О HA Verus см. Barnes, 65–74.
- ^ Мэри Берд, « Был ли он довольно обычным? », London Review of Books 31:14 (23 июля 2009 г.), по состоянию на 15 сентября 2009 г.; Бирли, Марк Аврелий , 226.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 227.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 228–229, 253.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 227–228.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 228.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 28.
- ^ ХА Маркус 1.2, 1.4; Бирли, Марк Аврелий , 28 лет; Маклинн, 14.
- ^ Дион 69.21.2, 71.35.2–3; Бирли, Марк Аврелий , 31 год.
- ^ Codex Inscriptionum Latinarum 14.3579. Архивировано 29 апреля 2012 г. в Wayback Machine ; Бирли, Марк Аврелий , 29 лет; Маклинн, 14, 575 н. 53, со ссылкой на Рональда Сайма, Римские документы 1.244.
- ^ Рупилиус Родословная Страчана.
- ^ Перейти обратно: а б Сеттипани, Кристиан (2000). Родовая преемственность и семейная преемственность в римских сенаторских семьях в имперскую эпоху: миф и реальность . Prosopographica etgenalogica (на итальянском языке). Полет. 2 (иллюстрированное изд.). Отделение просопографических исследований, Колледж Линакр, Оксфордский университет. п. 278. ИСБН 978-1900934022 .
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 29 лет; Маклинн, 14.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 49.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 29, цитирует Плиния, Epistulae 8.18.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 30.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 31, 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Бирли, Марк Аврелий , 31 год.
- ^ Фаркухарсон, 1.95–96.
- ^ Размышления 1.1, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 31 год.
- ^ HA Маркус 2.1 и Размышления 5.4, Qtd. в Бирли, Марк Аврелий , 32 года.
- ^ Размышления 1.3, кв. в Бирли, Марк Аврелий , 35 лет.
- ^ Медитации 1.17.7, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 35 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли, Марк Аврелий , 33 года.
- ^ Марку Цезарю 2.8.2 (= Хейнсу 1.142), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 31 год.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 31–32.
- ^ Размышления 1.1, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 35 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с Бирли, Марк Аврелий , 35 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 35, 53.
- ^ Медитации 1.17.2; Фаркухарсон, 1,102; Маклинн, 23 года.
- ^ Медитации 1.17.11; Фаркухарсон, 1,103; Маклинн, 23 года.
- ^ Фаркухарсон, 1.103.
- ^ См. Квинтилиан, Ораторское искусство 1.1.15–16; Бирли, Марк Аврелий , 35–36; Маклинн, 19 лет
- ^ Маклинн, 20–21.
- ^ Медитации 1.4; Маклинн, 20 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с ХА Маркус 2.2; Бирли, Марк Аврелий , 36 лет.
- ^ HA Маркус 2.2; Маклинн, 21 год.
- ^ Маклинн, 22 года, цитирует С. Ф. Боннера, Образование в Древнем Риме (Беркли, 1977), 213–215.
- ^ Размышления 1.2, Qtd. в Бирли, Марк Аврелий , 36 лет.
- ^ ХА Маркус 2.2, 4.9; Бирли, Марк Аврелий , 37 лет; Маклинн, 21–22.
- ^ Размышления 1.6, Qtd. в Бирли — Марк Аврелий , 37 лет; ср. Маклинн, 21–22.
- ^ Медитации 1.6, тр. Фаркухарсон.
- ^ HA Маркус 2.6; ср. Медитации 1.6; Бирли, Марк Аврелий , 38 лет; Маклинн, 21 год.
- ^ Бирли, Поздние Цезари , 109, 109, № 8; Марк Аврелий , 40, 270, № 27, со ссылкой на Bonner Historia-Augusta Colloquia 1966/7, 39 и далее.
- ^ HA Маркус 2.3; Бирли, Марк Аврелий , 40, 270, н.27.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 40 лет, цитирует Элия Аристида, Oratio 32 K; Маклинн, 21 год
- ^ Медитации 1.10; Бирли, Марк Аврелий , 40 лет; Маклинн, 22 года.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 40, 270, № 28, цитируется ASL Farquharson, The Meditations of Marcus Antoninus (Oxford, 1944) 2.453.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 42.
- ^ ХА Маркус 4.1, 4.2; Бирли, Марк Аврелий , 36 лет.
- ^ ХА Маркус 1.10, 2.1; Бирли, Марк Аврелий , 38 лет; «Адриан Антонинам», 147. Название также сохранилось в надписях: Бирли цитирует (у Марка Аврелия , стр. 270, № 24) Prosopographia Imperii Romani. 2 A 697 и The Epigraphic Year 1940.62. Архивировано 27 января 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Маклинн, 18 лет, цитирует Майкла Гранта, «Антонины» (1994), 26 лет, за характеристику verissimus как примера язвительного остроумия Адриана.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 36–37; Маклинн, 18–19 лет.
- ^ HA Маркус 4.4; Бирли, Марк Аврелий , 37 лет; Маклинн, 19 лет.
- ^ HA Маркус 4.3; Бирли, Марк Аврелий , 37 лет; Маклинн, 19 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 38, 270, № 24.
- ^ HA Маркус 4.5; Бирли, Марк Аврелий , 39–40; Маклинн, 24–25 лет; Р. Сайм, «Уммидии», Historia 17:1 (1968): 93–94.
- ^ HA Маркус 4.6; Бирли, Марк Аврелий , 41 год.
- ^ HA Маркус 2.7; Размышления 1.17.5, ср. 1,8; Бирли, Марк Аврелий , 41 год.
- ^ HA Маркус 4.7; Бирли, Марк Аврелий , 41 год.
- ^ Маклинн, 37.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 41–42.
- ^ HA Адриан 23.10, кв. в Бирли, Марк Аврелий , 42.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 42. О преемственности Адриана см. также: TD Barnes, «Адриан и Луций Вер», Journal of Roman Studies 57:1–2 (1967): 65–79; Дж. ВандерЛеест, «Адриан, Луций Вер и Арко ди Портогалло», Phoenix 49:4 (1995): 319–330.
- ^ HA Адриан 23.15–16; Бирли, Марк Аврелий , 45 лет; «Адриан Антонинам», 148.
- ^ Дио 69.17.1; ГА Элий 3.7, 4.6, 6.1–7; Бирли, «Адриан Антонинам», 147.
- ↑ Бирли, Марк Аврелий , 46. Дата: Бирли, «Адриан Антонинам», 148.
- ^ Дио 69.21.1; ХА Адриан 24,1; ХА Элий 6,9; ХА Пий 4,6–7; Бирли, Марк Аврелий , 48–49.
- ^ Дио 71.36.1; ХА Маркус 5.2; Бирли, Марк Аврелий , 49 лет.
- ^ HA Маркус 5.3; Бирли, Марк Аврелий , 49 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 49–50.
- ^ HA Маркус 5.6–8, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 50 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 80–81.
- ^ Дио 69.22.4; ХА Адриан 25,5–6; Бирли, Марк Аврелий , 50–51. Попытки самоубийства Адриана: Дион 69.22.1–4; ХА Адриан 24.8–13.
- ^ ХА Адриан 25,7; Бирли, Марк Аврелий , 53 года.
- ^ HA Маркус 6.1; Маклинн, 42 года.
- ^ ХА Пий 5.3, 6.3; Бирли, Марк Аврелий , 55–56; «Адриан Антонинам», 151.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 55 лет; «Адриан Антонинам», 151.
- ^ HA Марк 6.2; Верно 2,3–4; Бирли, Марк Аврелий , 53–54.
- ^ Дио 71.35.5; ХА Маркус 6,3; Бирли, Марк Аврелий , 56 лет.
- ^ Медитации 6.30, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 57 лет; ср. Марк Аврелий , 270 н.9, с примечаниями к переводу.
- ^ Перейти обратно: а б ХА Маркус 6,3; Бирли, Марк Аврелий , 57 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 57, 272, № 10, со ссылкой на Codex Inscriptionum Latinarum 6.32 . Архивировано 29 апреля 2012 г. в Wayback Machine , 6.379. Архивировано 29 апреля 2012 г. в Wayback Machine , ср. Inscriptiones Latinae Selectae 360. Архивировано 29 апреля 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Размышления 5.16, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 57 лет.
- ^ Размышления 8.9, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 57 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 58–59.
- ^ Размышления 1.16, тр. Фаркухарсон.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 57–58.
- ^ Марку Цезарю 4.7, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 90 лет.
- ^ HA Маркус 6,5; Бирли, Марк Аврелий , 58 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли, Марк Аврелий , 89.
- ^ Марку Цезарю 5.1, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 89.
- ^ Марку Цезарю 4.8, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 89.
- ^ Дио 71.36.3; Бирли, Марк Аврелий , 89.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 90–91.
- ^ ХА Пий 10.2, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 91 год.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 91.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 61.
- ^ HA Маркус 2.4; Бирли, Марк Аврелий , 62 года.
- ^ Алан Кэмерон, обзор книги Энтони Бирли «Марк Аврелий» , Classical Review 17:3 (1967): 347.
- ^ HA Маркус 3.6; Бирли, Марк Аврелий , 62 года.
- ^ ХА Пий 10.4; Бирли, Марк Аврелий , 62–63.
- ^ Жизнь софистов 2.1.14, qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 63–64.
- ^ Авл Геллий , Ночи Аттики 9.2.1–7; Бирли, Марк Аврелий , 64–65.
- ^ Авл Геллий , Noctes Atticae 19.12, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 65 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 65.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли, Марк Аврелий , 65–67.
- ^ Чамплин, Фронто , 1–2.
- ^ Эдварда Чамплина Рональд Меллор, рецензия на «Фронто и Антонин Рим» , Американский филологический журнал 103:4 (1982): 460.
- ^ Эдварда Чамплина См., например: Рональд Меллор, рецензия на «Фронто и Антонин Рим» , The American Journal of Philology 103:4 (1982): 461 и passim .
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 67–68, цитирует Э. Чамплина, Фронто и Антонин Рим (1980), особенно. чс. 3 и 4.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли, Марк Аврелий , 69 лет.
- ^ Ad Marcus Caesarem 4.6 (= Haines 1.80ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 76 лет.
- ^ Марку Цезарю 4.6 (= Хейнсу 1.80 и далее); Бирли, Марк Аврелий , 76–77.
- ^ Ad Marcus Caesarem 3.10–11 (= Haines 1.50 и далее), кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 73 года.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 73.
- ^ Чамплин, «Хронология Фронто», 138.
- ^ Ad Marcus Caesarem 5.74 (= Haines 2.52ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 73 года.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 77. О дате см. Чамплин, «Хронология Фронто», 142, который (вместе с Бауэрсоком, Греческие софисты в Римской империи (1964), 93ff) приводит доводы в пользу даты в 150-х годах; Бирли, Марк Аврелий , 78–79, 273, № 17 (совместно с Амелингом, Геродом Аттиком (1983), 1.61 и далее) приводит доводы в пользу 140.
- ^ Ad Marcus Caesarem 3.2 (= Haines 1.58ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 77–78.
- ^ Ad Marcus Caesarem 3.3 (= Haines 1.62ff); Бирли, Марк Аврелий , 78 лет.
- ^ Ad Marcus Caesarem 3.3 (= Haines 1.62ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 79 лет.
- ^ Марку Цезарю 3.5; Бирли, Марк Аврелий , 79–80.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 80.
- ^ Марку Цезарю 1.6–8 (= Хейнсу 1.154 и далее); Бирли, Марк Аврелий , 84–85.
- ^ Ad Marcus Caesarem 1.6–8 (= Haines 1.154ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 85 лет.
- ^ Ad Marcus Caesarem 4.13 (= Haines 1.214ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 93 года.
- ^ Марку Цезарю 4.3.1 (= Хейнсу 1.2 и далее); Бирли, Марк Аврелий , 94 года.
- ^ HA Маркус 3.5–8, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 94 года.
- ^ Марку Цезарю 4.3, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 69 лет.
- ^ De Eloquentia 4.5 (= Хейнс 2.74), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 95 лет. Алан Кэмерон в своем обзоре биографии Бирли ( The Classical Review 17:3 (1967): 347) предлагает ссылку на главу 11 книги Артура Дарби Нока «Обращение» (Oxford: Oxford University Press, 1933, репт. 1961): «Обращение к философии».
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 94, 105.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 95; Чамплин, Фронто , 120.
- ^ Чамплин, Фронто , 174 н. 12.
- ^ Антонину Императору 1.2.2 (= Хейнсу 2.36), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 95 лет.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 94–95, 101.
- ^ Чамплин, Фронто , 120.
- ^ Размышления 1.7, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 94–95.
- ^ Медитации 1.14; Бирли, Марк Аврелий , 95–96.
- ^ Медитации 1.15, 1.9, 1.13; Бирли, Марк Аврелий , 96–98.
- ^ Размышления 1.15, Qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 97.
- ^ Дио 71.1.2; Бирли, Марк Аврелий , 97.
- ^ Медитации , 1.13; ХА Маркус 3.2; Бирли, Марк Аврелий , 97–98; Чамплин, Фронто , 174 n. 10.
- ^ Чамплин, Фронто , 174 н. 10.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 103.
- ^ Ad Marcus Caesarem 4.11 (= Haines 1.202ff), qtd. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 105.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 247 F.1.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 206–207.
- ^ Размышления 9.40, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 207.
- ^ Размышления 10.34, тр. Фаркухарсон, 78, 224.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 107.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 107–108.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 108.
- ^ Греческие надписи, касающиеся римских дел 4.1399, кв. и тр. Бирли, Марк Аврелий , 114.
- ^ Перейти обратно: а б Бирли, Марк Аврелий , 114.
- ^ HA Верус 2.9–11; 3,4–7; Бирли, Марк Аврелий , 108.
- ^ Светоний, Нерон 6.1; ХА Правда 1,8; Барнс, 67 лет; Бирли, Марк Аврелий , 158. См. также: Барнс, 69–70; Пьер Ламбрехтс, «Император Луций Вер. Эссе реабилитации» (на французском языке), Antiquité Classique 3 (1934), 173ff.
- ^ Барнс, 66 лет. Плохо составлено: например, Барнс, 68 лет.
- ^ Барнс, 68–69.
- ^ HA Верус 2.9–11; 3,4–7; Барнс, 68 лет; Бирли, Марк Аврелий , 108.
- ^ Барнс, 68, цитирует Дж. Фогта, Die Alexandrinischen Miinzen (1924), I, III; 2, 62 и след.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 112.
- ^ ХА Пий 12.4–8; Бирли, Марк Аврелий , 114.
- ^ Дион 71.33.4–5; Бирли, Марк Аврелий , 114.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 116.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 44–45.
- ^ Чамплин, Фронто , 131–136.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 243.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 41, 243; Сайм, «Уммидии», 98–99.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 271 н. 48.
- ^ Алан Кэмерон, обзор книги Энтони Бирли «Марк Аврелий » , Classical Review 17:3 (1967).
- ^ Чамплин, «Хронология», 139.
- ^ например, Magic 147 n. 44; Бирли, Марк Аврелий , 247.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 247, цитируя Р. Бола, Программа статуй нимфея Герода-Аттика (Olympic Research 15, Берлин, 1984), 31f., и Фитшен. Портретные типы Фаустины минор и Fecunditas Augustae (Трактаты Акад , Геттинген, ф.-ист., 3-я серия, 126, 1982), 43 с.
- ^ Бирли, Марк Аврелий , 247, цитируя Р. Бола, Программа статуй нимфея Герода-Аттика (Olympic Research 15, Берлин, 1984), 34f., и Фитчена. Портретные типы Фаустины минор и Fecunditas Augustae (Трактаты Акад , Геттинген, ф.-ист., 3-я серия, 126, 1982), 27ф.
- ^ Магия, 129 с. 96; ср. ХА Пий 1.8.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Элий Аристид Речи ( Речи )
- Кассий Дион. Римская история .
- Кэри, Эрнест, пер. Римская история . 9 томов. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1914–27. Онлайн на сайте LacusCurtius . По состоянию на 26 августа 2009 г.
- Воплощение Цезарей
- Банчич, Томас М., пер. Буклет об образе жизни и нравах императоров . Переведенные тексты колледжа Канисиус 1. Буффало, штат Нью-Йорк: Колледж Канисиус, 2009. Интернет на сайте De Imperatoribus Romanis . По состоянию на 31 августа 2009 г.
- Фронто, Марк Корнелиус.
- Геллий, Авл. Noctes Atticae Чердачные ночи
- Рольф, Дж.С., пер. Аттические ночи Авла Геллия . 3 тома. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1927–28. Том. 1 и 2 онлайн на сайте LacusCurtius . По состоянию на 26 августа 2009 г.
- Иродиан. Ab Excessu Divi Marci ( История Римской империи со дня смерти Марка Аврелия ).
- Эколс, Эдвард С., пер. Иродиан Антиохийский «История Римской империи» . Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1961. Интернет на сайте Тертуллиана и Ливиуса. Архивировано 4 мая 2015 г. в Wayback Machine . По состоянию на 14 сентября 2009 г.
- Марк Аврелий Антонин. Медитации .
- Фаркухарсон, ASL, пер. Медитации . Нью-Йорк: Кнопф, 1946, представитель. 1992.
- Квинтилиан Институт ораторского искусства ( Институты ораторского искусства ).
- Батлер, Х.Э., пер. Образование оратора . 5 томов. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1920–22. Онлайн на сайте LacusCurtius . По состоянию на 14 сентября 2009 г.
- Scriptores Historiae Augustae (Авторы Historia Augusta). Августа Augustan HistoryИстория
- Мэги, Дэвид, пер. История Августы . 3 тома. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1921–32. Онлайн на сайте LacusCurtius . По состоянию на 26 августа 2009 г.
- Бирли, Энтони Р., пер. Жития поздних цезарей . Лондон: Пингвин, 1976.
Современные источники
[ редактировать ]- Барнс, Тимоти Д. «Адриан и Луций Вер». Журнал римских исследований 57: 1–2 (1967): 65–79.
- Бирли, Энтони Р. Марк Аврелий: Биография . Нью-Йорк: Рутледж, 1966, изд. 1987. ISBN 0415171253
- Бирли, Энтони Р. «Адриан Антонинам». В Кембриджской древней истории, том XI: Высшая империя, 70–192 гг. Н.э. , под редакцией Алана Боумана, Питера Гарнси и Доминика Рэтбоуна, 132–194. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000. ISBN 978-0521263351
- Чамплин, Эдвард. «Хронология Фронто». Журнал римских исследований 64 (1974): 136–159.
- Чамплин, Эдвард. Фронто и Антонин Рим . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1980. ISBN 0674326687
- Маклинн, Фрэнк. Марк Аврелий: воин, философ, император . Лондон: Бодли Хед, 2009. ISBN 978-0224072922
- Робертсон, Д. Как думать как римский император: стоическая философия Марка Аврелия . Нью-Йорк: St. Martin's Press, 2019.
- Сайм, Рональд. «Уммидии». История 17:1 (1968): 72–105.