RMS Кветта
![]() Кветта в Грейвсенде в 1884 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Кветта |
Тезка | Кветта |
Владелец |
|
Оператор | Пароходы, связанные с Британской Индией |
Порт приписки | Глазго |
Маршрут | |
Строитель | Wm Denny & Bros , Дамбартон |
Расходы | £70,119 |
Номер двора | 243 |
Запущен | 1 марта 1881 г. |
Завершенный | 18 мая 1881 г. |
Идентификация |
|
Судьба | потерпел крушение 1890 г. |
Общие характеристики | |
Тип | грузовой лайнер |
Тоннаж | 3,484 брт , 2,254 нрт |
Длина | 380,0 футов (115,8 м) |
Луч | 40,3 футов (12,3 м) |
Глубина | 29,0 футов (8,8 м) |
колоды | 3 |
Установленная мощность | 500 л.с. |
Движение |
|
План паруса | 3-мачтовая баркентина |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж | 121 |
Примечания | гидравлическое погрузочно-разгрузочное оборудование |
RMS Quetta — с железным корпусом пароход , построенный в Шотландии в 1881 году и потерпевший крушение с большим количеством человеческих жертв в Торресовом проливе в 1890 году. Он эксплуатировался компанией British India Associated Steamers (BIAS), которая контролировалась Британской индийской пароходной компанией. Компания (БИСН). Он разбился о ранее неизвестную скалу, которую с тех пор называют Кветта-Рок. Затонувший корабль защищает Закон о подводном культурном наследии 2018 года .
Здание
[ редактировать ]Уильям Денни и братья построили Кветту за 70 119 фунтов стерлингов. [ 1 ] в Думбартоне на реке Левен под номером верфи 243. Спущен на воду 1 марта 1881 года. [ 2 ] и завершено 18 мая. [ 1 ] Ее зарегистрированная длина составляла 380,0 футов (115,8 м), ширина - 40,3 футов (12,3 м), а глубина - 29,0 футов (8,8 м). Его тоннаж составлял 3484 брт и 2254 нрт . [ 3 ] Первоначально у нее были места для 76 пассажиров первого класса и 32 пассажиров второго класса, путешествующих между Англией и Индией. [ 1 ] но позже был модифицирован для размещения растущего числа мигрантов, направлявшихся в Австралию в составе рулевого управления . Паровой двигатель и два 500-тонных угольных бункера находились в середине корабля.
По словам историка кораблекрушений Макса Джеффриса, Кветта была «оснащена всеми удобствами своего класса того времени». [ 4 ] После переоборудования каюты первого класса оказались на верхней палубе рядом с элегантно обставленными обеденной, музыкальной и курительной комнатами. Наверху располагалась капитанская каюта и открытый ходовой мостик. Помещение рулевого управления находилось на главной палубе, под твинпалубным багажным отделением и грузовым отсеком. не было третьего класса На Кветте , если не считать временных укрытий, возводимых при необходимости на корме верхней палубы для яванских рабочих, возвращавшихся в Батавию с тростниковых полей Квинсленда. [ 5 ]
У Кветты был один винт , приводимый в движение двухцилиндровым двигателем, построенным Денни. Он имел мощность 500 л.с. и обеспечивал скорость 12 узлов (22 км/ч). Корабль имел три мачты и был оснащен баркентиной . Еще у нее была гидравлическая система [ 1 ] для привода грузовых лебедок, рулевого механизма и якорей, а также электрического освещения и холодильного хранилища для экспорта мяса и молочных продуктов из Квинсленда. [ 6 ]
Денни построил Кветту для Грея, Доуса и компании. [ 3 ] которые с 1865 года были лондонскими агентами BISN. [ 7 ] зарегистрировали Ее в Глазго . Ее в Соединенном Королевстве официальный номер был 84309, а кодовые буквы — VMNG. [ 8 ] У нее был черный корпус с тонкой белой линией, идущей по уровню главной палубы. Ее черная воронка с двумя толстыми белыми полосами была отличительным знаком ее владельца, British India Associated Services (BIAS).
Ассоциированные службы Британской Индии
[ редактировать ]В 1876 году BISN создала BIAS для организации регулярных рейсов между Лондоном и Калькуттой через Гибралтар , Суэцкий канал , Коломбо и Мадрас (ныне Ченнаи ). BIAS управляла судами, но каждое судно принадлежало одному или нескольким частным акционерам. [ 9 ] Кветта работала по маршруту Лондон – Калькутта первые два года своей карьеры. [ 1 ]
«Кветта» была одной из серии трехмачтовых бригантин, построенных Денни для BIAS. Денни завершил Индию в ноябре 1881 года. [ 10 ] Она была похожа на Кветту , но примерно на 10 футов (3 м) длиннее, на 2 фута (0,6 м) больше по ширине и построена из стали, а не из железа. [ 11 ] «Индия» была первым кораблем группы BISN, имеющим электрическое освещение. [ 10 ] Денни завершил строительство Goorkha , родственного корабля для Индии , в мае 1882 года. [ 10 ] Затем, в апреле 1884 года, Денни завершил строительство Маноры , которая при длине 410 футов (120 м) и ширине 45,2 фута (13,8 м) была еще больше. [ 12 ]
Маршрут Королевской почты Квинсленда
[ редактировать ]
Почтовые и пассажирские суда между Великобританией и Австралией в основном следовали через южное побережье Австралии, заходя во Фримантл или Олбани , Аделаиду , Мельбурн и Сидней . Не все корабли продолжили путь вдоль восточного побережья до Брисбена . Таким образом, колония Квинсленд имела пассажирское и почтовое сообщение с Великобританией, которое было менее прямым и менее частым, чем другие австралийские колонии. [ 13 ]
В 1881 году Томас Макилрайт , премьер-министр Квинсленда, получил парламентские полномочия предложить почтовый контракт судоходной компании на обслуживание рейсов между Лондоном и Брисбеном через Суэцкий канал и Торресов пролив. BIAS выиграла контракт и сформировала Queensland Steam Ship Company для управления фидерными маршрутами, соединяющими ее. [ 13 ] [ 14 ]
В 1883 году BIAS удвоила частоту рейсов Лондон – Брисбен. Для этого он зафрахтовал шесть кораблей. [ 15 ] а также перевели Кветту на маршрут. [ 1 ] 8 апреля того же года Кветта покинула Лондон и отправилась в свой первый рейс в Брисбен. Она посетила Плимут , Порт-Саид , Аден и Батавию (ныне Джакарта ). 29 мая она достигла Куктауна в Северном Квинсленде . [ 16 ] Она продолжила путь вдоль восточного побережья Квинсленда, заходя в Кливленд-Бей (от Таунсвилля ), Боуэн и Кеппел-Бэй (от Рокгемптона ). [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
В Кливлендском заливе она высадила 67 мигрантов в Таунсвилл. [ 20 ] а в заливе Кеппел она высадила 115 мигрантов на паровой катер, который доставил их в Рокгемптон. [ 21 ] Она прошла путь от залива Кеппел до мыса Мортон за 24 часа, установив тогдашний рекорд: [ 22 ] и прибыл в Брисбен 5 июня. [ 23 ]
К 1886 году право собственности на Кветту было передано от Gray, Dawes & Co к BIAS. [ 24 ] К 1890 году она совершила 11 поездок туда и обратно между Лондоном и Брисбеном. [ нужна ссылка ] [ 5 ]
Потеря
[ редактировать ]18 февраля 1890 года Кветта уехал из Брисбена в Лондон. [ 25 ] [ 5 ] Вдоль побережья Квинсленда она посетила Таунсвилл, Кэрнс , Кимберли и Куктаун. [ 26 ] [ 27 ] Она должна была заехать в Батавию, Сингапур и Коломбо. [ 25 ] При отбытии из Куктауна в четверг, 27 февраля, Кветта перевезла в палубных загонах в общей сложности 293 человека (пассажиров и экипаж) и живых овец. Помимо почтовых мешков, в груз вошли 2278 тюков шерсти, 4260 ящиков мяса и жира, а также 60 тонн металлов со страховой стоимостью более 50 000 фунтов стерлингов.
Кветты Мастером капитан был . Альфред Сандерс [ 28 ] В ее корабельную роту входило 28 европейских офицеров и рядовых и 93 ласкара . Покинув Куктаун, он перевез 171 пассажира: 33 пассажира первого или второго класса, 65 пассажиров третьего класса и 62 яванских рабочих. [ 29 ] которые возвращались в Батавию в качестве пассажиров палубы после работы на плантациях сахарного тростника.

Кветта поручил опытному пилоту капитану Элдреду П. Китингу провести корабль через Торресов пролив. Она свернула в пролив Адольфа, чтобы обогнуть полуостров Кейп-Йорк . Пилот был опытным, погода была хорошей и видимость хорошей, но в 21:14 она врезалась в неизведанную скалу посреди пролива недалеко от острова Олбани . [ 30 ] Капитан Китинг оценил положение камня как 10 ° 40'10 "ю.ш., 142 ° 38'10" в.д. / 10,66944 ° ю.ш., 142,63611 ° в.д. . [ 31 ] Он расколол стальные листы ее корпуса от носовой части до машинного отделения. Она расположилась на носу, накренилась на левый борт , подняла корму из воды, а затем затонула — и все это за три минуты. [ 32 ]
Кветты Катер плыл , но перевернулся , окруженный большой группой яванцев и ласкаров. Квартирмейстер Джеймс Оутс организовал упаковку катера и направил его на берег. [ нужна ссылка ] [ 5 ] номер 1 ( правый борт ) Ее спасательная шлюпка плавала на свободе, но была повреждена и перевернулась. Капитан Китинг и третий помощник Томас Бэбб исправили ситуацию, но не смогли ее вытащить. Он подобрал еще выживших, включая капитана Сандерса. Две лодки встретились и высадили выживших. [ 32 ] на острове горы Адольф .
Авария в Кветте считается «самой крупной катастрофой в истории Квинсленда». [ 33 ] Полный список пассажиров и членов экипажа с указанием тех, кто погиб или был спасен, можно просмотреть в библиотеке Джона Оксли Государственной библиотеки Квинсленда в Брисбене. [ 34 ]
Выжившие
[ редактировать ]Люди на борту во время затопления | ||
---|---|---|
Группа | № на борту | Выживаемость |
Яванские пассажиры | 70 | 79% |
Рейтинги Ласкара | 92 | 78% |
Пассажиры салона | 26 | 19% |
Пассажиры рулевого управления | 75 | 86% |
Европейские офицеры | 15 | |
Европейские рейтинги | 14 | |
Общий | 292 | 54% |
Капитан Китинг возглавил отряд в Сомерсете на полуострове Кейп-Йорк . [ 32 ] [ 5 ] [ 35 ] Житель Сомерсета Фрэнк Джардин организовал спасательную операцию на своих лодках и отправил гонцов на ближайшую телеграфную станцию, находящуюся в 15 милях (24 км) от него. [ 36 ] вызвать пароходы с острова Четверг . [ 32 ] Джардин также предоставил выжившим одну из Кветты лодок с едой и водой. Затем лодка направилась к острову горы Адольф. Позже лодка остановила пароход «Виктория» , на который перебрались капитаны Китинг и Сандерс и несколько ласкаров. [ 32 ] Одна из лодок Джардин уже была в море, ловя черепах , и возвращалась в Сомерсет. Он столкнулся с обломками, из которых его экипаж спас десять выживших. [ 37 ]
Телеграмма достигла острова Четверг около 14:00 1 марта. Резидент правительства прислал Джон Дуглас из Порт-Кеннеди пароход «Альбатрос» . Другой капитан вызвался взять с собой его пароход «Мерри Инглэнд» и . Примерно через три часа «Альбатрос» встретил «Викторию» , с которой взлетели капитаны Китинг, Сандерс и ласкары. «Альбатрос» продолжил путь к острову горы Адольф, откуда забрал около 100 выживших, включая второго и четвертого офицеров. [ 37 ]

Незадолго до того, как Кветта ударилась о скалу, на палубе находились двое подростков, Мэй Лейси и Элис Элизабет Никлин. Во время затопления они были разделены, но Никлин был сильным пловцом и цеплялся за обломки: сначала крышку люка, затем мертвую овцу и, наконец, доску. Выжившие в лодках могли слышать ее зов, но было слишком темно, чтобы увидеть ее, поскольку луна зашла. Никлин держалась за доску, попеременно плывя и засыпая, до рассвета, когда она доплыла до островка, все еще опираясь на доску. Когда она приблизилась к островку, юнга- ласкар по имени Алик, уже добравшийся до острова, помог ей сойти на берег. [ 38 ] Позже одно из судов, искавших выживших, обнаружило пару и доставило их в Сомерсет. [ 39 ]
Мэй Лейси не выжила. Однако Альбатрос нашел свою старшую сестру Эмили, все еще купающуюся в море спустя 36 часов после затопления. [ 37 ] [ 39 ]
Еще одной выжившей была девочка, которая не знала своего имени. Единственные слова, которые она произнесла, были «Мама», «Джиммси» и «Вилли». [ 40 ] находилось около 30 детей На борту «Кветты» , и в ее манифесте было указано более одной семьи с мальчиками по имени Джеймс и Уильям. Одним из них была вдова Мэри Коупленд из Мэриборо , у которой была маленькая дочь, которую тоже звали Мэри. Миссис Коупленд и трое ее детей возвращались в Великобританию после того, как ее муж, скотовод, утонул в результате несчастного случая. [ 29 ]
Малышку сфотографировали, а отпечаток фотографии отправили семье в Шотландии, предположительно ее родственникам, но семья ответила, что не узнала ее. Один из пилотов Торресова пролива, капитан Эдмунд Браун, усыновил ее, назвав Сесил Кветта Браун. [ 40 ] по прозвищу «Цисси». [ 41 ] Год или два спустя капитан Браун умер, и его брат Вильерс Браун вырастил «Цисси» в Брисбене. [ 42 ] В 1927 году было подтверждено, что «Сисси» на самом деле была Мэри Коупленд. [ 43 ]
Спасая выживших, «Альбатрос» провел зондирование и обнаружил камень, предположительно ставший причиной катастрофы. 1 ⁄ места морской мили (1 км) от Кветты крушения . [ 44 ]
Известные пассажиры
[ редактировать ]
- Александр Арчер , управляющий Банком Нового Южного Уэльса в Брисбене, брат Арчибальда Арчера , и жена Мэри Луиза, дочь сэра Роберта Маккензи, 10-го баронета , оба умерли.
- Сесил Кветта Браун, ранее Мэри Коупленд (см. выше), выжил. В 2021 году о ней вышел документальный фильм. [ 45 ]
- Рубен Никлин и его жена Джейн Лэхи Никлин, бабушка и дедушка по отцовской линии будущего премьер-министра Квинсленда Фрэнка Никлина, оба умерли. Джейн Лэхи Никлин была дочерью преуспевающего торговца древесиной Фрэнсиса Лэхи, и ее братья основали лесопилку Лэхи в Канунгре . Семейный дом Никлинов «Хатертон» стал домом королевы Александры . Их дочь Элис Элизабет Никлин (19 лет) была одной из немногих выживших женщин (см. выше). [ 38 ]
- Доктор Генри Кветты хирургом был Поланд . Он единственная жертва, чье тело похоронено на острове Четверг. [ 39 ]
- Джордж (70 лет) и Джесси Бланш Прентис (18 лет), дедушка по отцовской линии и сводная сестра Джорджа Грея Прентиса , оба умерли.
- Джон Уотсон из Watson, Ferguson and Company и его жена Элизабет Селим Уотсон умерли.
- Клавдий Бьюкенен Виш и его жена Энн Кер Виш умерли. [ 46 ]
Запрос Морского совета
[ редактировать ]В апреле 1890 года расследование Морского совета Квинсленда установило, что кораблекрушение в Кветте было чисто случайным, отметив, что повреждающая скала не была показана на картах Адмиралтейства. [ 47 ] В нем сообщалось, что правый борт был разорван «справа до кормы до машинного отделения», и корабль затонул так быстро, что ничего нельзя было сделать, чтобы его спасти. По данным Комиссии, Кветта была хорошо оборудована 8 спасательными кругами и более 600 спасательными поясами. Капитан Сандерс и пилот капитан Китинг были реабилитированы: первый «приложил все усилия», а второй был «очень осторожен и внимателен к навигации корабля», следуя рекомендованному Адмиралтейством курсом. Члены экипажа, очевидно, были хорошо дисциплинированы и быстро реагировали на приказы во время чрезвычайной ситуации. Совет поблагодарил Фрэнка Джардина за его спасательную операцию. Также рекомендуется оборудовать пароходы переговорными трубками между мостиком и машинным отделением, чтобы уменьшить необходимость отправки посыльных туда и обратно.
Крушение, памятник и артефакты
[ редактировать ]Затонувший корабль лежит по левому борту на глубине 18 метров (59 футов) и находится под защитой Закона о подводном культурном наследии 2018 года .
Мемориальный участок Кветты на острове Четверг — памятник 134 жертвам катастрофы. Строительство началось в 1892 году, а церковь была освящена в 1893 году. Она включает в себя англиканскую церковь, дом приходского священника и церковный зал. Церковь теперь является собором, а дом приходского священника — домом епископа. [ 48 ] Артефакты, найденные во время попыток спасения после катастрофы и после нее, сейчас находятся в церкви. [ 44 ] Среди них один из иллюминаторов Кветты , спасательный пояс, фотография корабля и копия отчета Морского совета Квинсленда. салонный стол из Кветты Алтарем служит . Мемориальные доски и витражи увековечивают память жертв и привлекают внимание к человеческим последствиям кораблекрушения. В 2021 году община церкви Святого Варфоломея провела поминальную службу по случаю 141-й годовщины кораблекрушения в Кветте . [ 49 ]
За пределами острова Четверг можно увидеть и другие артефакты Кветты , в том числе: корабельный колокол, который много лет висел возле церкви Святого Варфоломея, теперь находится в музее Куктауна; латунный нактоуз выставлен в Музее-магазине Комиссариата в Брисбене (Королевское историческое общество Квинсленда); эскиз Кветты Браун (выжившего ребенка) в вырезанной ею рамке выставлен в Доме-музее Миегунья в Брисбене (Историческая ассоциация женщин Квинсленда); а деревянный сундук хранится на ферме Уолстон (Национальный фонд Квинсленда); несколько фотографий Кветты в Библиотеке Джона Оксли , Государственная библиотека Квинсленда; и работы известного колониального художника Исаака Дженнера в Галерее современного искусства Квинсленда . Мемориальные доски висят в церквях Брисбена, Тувумбы (Австралия) и Тутинга (Англия). Церковь Святого Фомы в Аслоктоне (Англия), построенная в память о пассажире преподобном Томасе Холле, имеет поразительный витраж, на котором изображены Кветта и церковь острова Четверг. [ 50 ]
Чтобы отметить столетие кораблекрушения в 1990 году, ученики 12-го класса школы «Турсдей-Айленд» пересказали эту историю в творческом, но основанном на фактах буклете под названием « Затопление Кветты» , где каждый ученик принял точку зрения конкретного выжившего. [ 51 ] Книга с картинками «Кветта» , написанная Гэри Крю и Брюсом Уотли, представляет собой пронзительный художественный рассказ о спасении ребенка Сесила Кветты Брауна после кораблекрушения и оспариваемом усыновлении. [ 52 ]
Дайв-сайт
[ редактировать ]
Сейчас затонувший корабль является популярным, хотя и сложным местом для дайверов. Со временем корпус покрылся кораллами и превратился в процветающую экосистему. [ 53 ] В 2013 году корпус оставался практически нетронутым, когда Бен Кропп, защитник морской среды и дайвер, затонувший корабль, обнаружил его лежащим на левом борту и обращенным на восток (ориентация 270/090 градусов). [ 54 ] Совсем недавно мастер дайвинга Мэтт Тестони сообщил: «Благодаря своему расположению Кветта изобилует удивительными морскими обитателями, каждая из которых кажется огромной». [ 55 ] Недавнее трехмерное изображение гидролокатора (справа) показывает текущее физическое состояние Кветты .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хос 1987 , с. 63.
- ^ «Кветта» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1882 , QUE.
- ^ Макс Джеффрис (1999). Убийство, хаос, пожар и шторм: кораблекрушения в Австралии . Французский лес: Новая Голландия, с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и Фоли, Джон Ч. (1990). Кветта: худшая катастрофа Квинсленда. Аспли: Публикации Наираны.
- ^ Фоли, Джон Ч. (1990). Кветта: худшая катастрофа Квинсленда. Аспли: Публикации Наираны
- ^ Хос 1987 , с. 14.
- ^ Хос 1987 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Хос 1987 , с. 62.
- ^ «Индия» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Хос 1987 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Хос 1987 , с. 17.
- ^ Манро, Дж. Форбс (2003). Морское предприятие и империя: сэр Уильям Маккиннон и его деловая сеть, 1823–1893 гг. Вудбридж: Бойделл Пресс.
- ^ Хос 1987 , с. 18.
- ^ «Новости Квинсленда» . Брисбенский курьер . Брисбен. 30 мая 1883 г. с. 5 — через Trove .
- ^ «Перевозки» . Телеграф . Брисбен. 1 июня 1883 г. с. 2 – через Трове.
- ^ «Перевозки» . Телеграф . Брисбен. 2 июня 1883 г. с. 4 – через Трове.
- ^ "Перевозки" . Брисбенский курьер . Брисбен. 5 июня 1883 г. с. 4 – через Трове.
- ^ «Таунсвилл» . Брисбенский курьер . Брисбен. 9 июня 1883 г. с. 7 – через Трове.
- ^ «Рокгемптон» . Брисбенский курьер . Брисбен. 9 июня 1883 г. с. 7 – через Трове.
- ^ «Перевозки» . Телеграф . Брисбен. 5 июня 1883 г. с. 2 – через Трове.
- ^ "Перевозки" . Брисбенский курьер . Брисбен. 6 июня 1883 г. с. 4 – через Трове.
- ^ Регистр Ллойда 1886 , QUE.
- ^ Jump up to: а б «Отъезд Кветты» . Телеграф . Брисбен. 18 февраля 1890 г. с. 5 – через Трове.
- ^ "Перевозки" . Брисбенский курьер . Брисбен. 27 февраля 1890 г. с. 3 – через Трове.
- ^ "Перевозки" . Брисбенский курьер . Брисбен. 28 февраля 1890 г. с. 3 – через Трове.
- ^ Блейк 1956 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б «Пассажиры и команда Кветты» . Квинслендец . Брисбен. 8 марта 1890 г. с. 444 – через Трове.
- ^ «Крушение Кветты» . Квинслендец . Брисбен. 15 марта 1890 г. с. 504 – через Трове.
- ^ «Там, где ударила Кветта» . Телеграф . Брисбен. 3 марта 1890 г. с. 5 – через Трове.
- ^ Jump up to: а б с д и «Заявление пилота» . Брисбенский курьер . Брисбен. 4 марта 1890 г. с. 5 – через Трове.
- ^ Фоли, Джон Ч. (1990). Кветта: худшая катастрофа Квинсленда. Эспли: Nairana Publications, стр. 2.
- ^ Департамент генерального регистратора, Квинсленд (nd). «SS Quetta: Список пассажиров, офицеров и экипажа» Фотокопия рукописи. Хранится в библиотеке Джона Оксли, Государственная библиотека Квинсленда].
- ^ FM Synge, FM (1908). « Глава V11. Крушение RMS Quetta. Альберт Макларен: пионер-миссионер в Новой Гвинее. Лондон: Общество распространения Евангелия. http://anglicanhistory.org/aus/png/maclaren1908/07.html.
- ^ «РМС Кветта» . Телеграф . Брисбен. 3 марта 1890 г. с. 2 – через Трове.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет преподобного А. Макларена» . Брисбенский курьер . Брисбен. 4 марта 1890 г. с. 5 – через Трове.
- ^ Jump up to: а б «Заявление мисс Никлин» . Брисбенский курьер . Брисбен. 4 марта 1890 г. с. 5 . Проверено 24 января 2024 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б с Кусс, Дебра (22 февраля 2023 г.). «Остров Четверга и выжившие в Кветте» . Квадрант .
- ^ Jump up to: а б Джексон, Тревор. «Кветта Браун» . Дайв-экспедиции Майка Болла . Майк Болл . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Администратор JOL (17 августа 2017 г.). «Квинсленд Плейс - Остров Четверг - Э. Л. Браун, генеральный импортер и торговец» . Государственная библиотека Квинсленда . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Смерть женщины напоминает о затоплении Кветты у побережья» . Телеграф . Брисбен. 1 июня 1949 г. с. 21 . Проверено 24 января 2024 г. - через Trove.
- ^ «Кончина миссис Макдональд» . Вестник Южного побережья . Саутпорт. 8 июня 1949 г. с. 12 . Проверено 24 января 2024 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б Рэндалл, Брайан (12 декабря 2016 г.). "Квинсленд Плейс - Остров Четверг - RMS Кветта - Что произошло после затопления?" . Государственная библиотека Квинсленда . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Кветты Браун Документальный фильм на IMDb
- ^ Болтон, GC. «Клавдий Бьюкенен Виш (1827–1890)» . Австралийский биографический словарь . Издательство Мельбурнского университета . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Морской совет Квинсленда (nd). «Отчет и решение Морского совета Квинсленда об обстоятельствах затопления RMS Quetta у горы Адольфус, Торресов пролив, 28 февраля 1890 года». [Машинописный отчет хранится в Библиотеке Джона Оксли, Государственная библиотека Квинсленда].
- ^ «Мемориальный участок Кветты (запись 602168)» . Реестр наследия Квинсленда . Совет по наследию Квинсленда . Проверено 19 января 2014 г.
- ↑ Письмо редактору от священника-надзирателя церкви Св. Варфоломея, 2021 г.
- ^ Бадби (2012). Сент-Томас, Аслоктон: окно Кветты [фото].
- ^ Студенты 12 класса (1990). Затопление Кветты: творческая реконструкция. Средняя школа штата Четверг-Айленд; Департамент образования Квинсленда. [Хранится в Библиотеке Джона Оксли, Государственная библиотека Квинсленда].
- ^ Экипаж, Гэри и Уотли, Брюс. (2002). Кветта. Южный Мельбурн: Лотиан .
- ^ Хофер, Хуберт (2004). Крушение СС «Кветта». Атертон: Хофер, с. 35.
- ^ Департамент изменения климата, энергетики, окружающей среды и водных ресурсов, «RMS Quetta: Окружающая среда» , База данных австралийского подводного культурного наследия .
- ↑ Тестони, Мэтт (20 января 2020 г.). «Дайвинг RMS Кветта». Жизнь дайвера . https://scubadiverlife.com/diving-rms-quetta/ .
Библиография
[ редактировать ]- Блейк, Джордж (1956). Столетие Б.И. 1856–1956 гг . Лондон: Коллинз .
- Фоли, Джон Ч. (1990). Кветта: худшая катастрофа Квинсленда . Аспли: Публикации Наираны. ISBN 073168141X .
- Хос, Дункан (1987). Британская Индия SN Co. Торговый флот. Том. 11. Берваш: Публикации Travel Creatours Ltd. ISBN 0-946378-07-Х .
- Хофер, Хуберт (2004). Крушение СС «Кветта» . Атертон: Нортпик.
- Джеффрис, Макс (1999). Убийство, хаос, огонь и шторм: кораблекрушения в Австралии . Издательство Нью Холланд. стр. 163–175. ISBN 1-86436-445-9 .
- Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Лондон: Ллойда Регистр британского и зарубежного судоходства . 1882 г. - через Интернет-архив .
- «Морская история Торресова пролива». Спортдайвинг в Австралии и Новой Зеландии (43). 1994.
- Список торгового флота . Лондон: Проект индекса списка экипажей. 1882 г. - через проект индекса списка экипажа.
- «Мисс Никлин» . Австралийский городской и деревенский журнал . Сидней. 15 марта 1890 г. с. 34 – через Трове.
- Рэндалл, Брайан (30 июля 2012 г.). «Трагическая история Кветты включает в себя изображение Кветты» . Новости Торреса . Остров Четверг. п. 10 – через Трове.
- Синг, Фрэнсис М. «VII. Крушение СС Кветта». Альберт Макларен: пионер-миссионер в Новой Гвинее (Мемуары) . Лондон: USPG – через Project Canterbury.
- Универсальный реестр . Лондон: Ллойда Регистр британского и зарубежного судоходства . 1886 г. - через Интернет-архив .
- «Крушение Кветты» . Южно-Австралийский регистр . Аделаида. 5 марта 1890 г. с. 5 – через Трове.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Кветта» . Колокола кораблекрушения . Джон Самнер.
- «RMS Quetta: 126-летний юбилейный альбом» . Государственная библиотека Квинсленда – через Flickr.
- корабли 1881 года
- Морские происшествия 1890 года
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Корабли Британско-индийской пароходной компании
- Корабли, построенные в Шотландии
- Кораблекрушения в Торресовом проливе
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые корабли Великобритании викторианской эпохи