Jump to content

Курдский алевизм

(Перенаправлено с курдского «Алеви» )

Курдский алевизм [ 1 ] ( Курдский : Rêya Haqî , букв. «Путь Бога/Истины». [ 2 ] или Алеви [ 3 ] ) относится к уникальным ритуалам, практикам священных мест, мифологическим дискурсам и социально-религиозным организациям среди курдов , придерживающихся алевизма . [ 4 ] Курдские алевиты считают свои наследственные священные линии полубожественными фигурами. [ 2 ] часто имеют убеждения, более укорененные в почитании природы , [ 5 ] [ 1 ] и уделять больше внимания Пиру Султану Абдалу как своему религиозному символу, в отличие от турецких алевитов, которые подчеркивают роль Хаджи Бекташа Вели . [ 6 ] Некоторые курдские алевиты утверждают, что их верования связаны с Ахль-е Хакк и езидизмом . [ 7 ]

Курдское население алевитов подверглось религиозной и этнической дискриминации, притеснениям и принудительной ассимиляции, которые существенно повлияли на их идентичность. [ 8 ] Два курдских восстания алевитов были подавлены турецкими войсками в 20 веке; восстание Кочгири в 1921 году и восстание Дерсима в 1937–1938 годах. [ 5 ] Курдские алевиты также стали основными жертвами резни в Мараше в 1978 году. [ 9 ]

Сердцем и священной землей курдских алевитов является регион Дерсим . [ 10 ]

Население

[ редактировать ]

В Турции существуют разные оценки численности курдского населения алевитов. Хотя Дресслер и несколько других ученых заявили, что около трети [ 5 ] или пятый [ 11 ] населения алевитов составляют курды, соответственно, Хамза Аксют утверждал в 2015 году, что большинство населения алевитов составляют курды. [ 12 ]

Согласно исследованию, опубликованному в 2015 году, в регионах Восточной Анатолии и Юго-Восточной Анатолии Турции 69,7% алевитов говорят на зазе , 20,2% из них говорят на курдском, 9,0% из них говорят на турецком и 1,1% из них процент арабского языка, поскольку их мать язык. [ 13 ] В отличие от своего родного языка, 70,8% алевитов в своей семье в основном говорят на турецком языке, 18,0% говорят на заза, 9,0% на курдском, 1,1% на арабском и 1,1% на «других». [ 14 ] Также 73% алевитов имеют племенную принадлежность, что отличается от общего профиля региона. [ 14 ]

География

[ редактировать ]

Провинция Тунджели — единственная провинция Турции с курдским большинством алевитов. [ 10 ] Более того, в провинциях Адыяман есть курдские поселения алевитов , [ 15 ] Ардахан , [ 16 ] Бингёль , [ 17 ] Корум , [ 16 ] Элязыг , [ 18 ] Эрзинджан , [ 19 ] Эрзурум , [ 20 ] Газиантеп , [ 21 ] Гумушане , [ 22 ] Кахраманмараш , [ 20 ] Кайсери , [ 23 ] Малатья , [ 24 ] Муз , [ 25 ] Сивас [ 26 ] и Йозгат . [ 27 ] За пределами Турции курдские алевиты проживают в Африне, Сирия . [ 28 ]

Очаки , связанные с курдским алевизмом, не были включены в Вилайетнам 13-го века Хаджи Бекташем Вели . [ 29 ] [ нужны разъяснения ] В 16 веке курдские алевиты из Дерсима жили под эмиратом Чемишгезек , и автономия этого эмирата способствовала процветанию и расширению общины. [ 30 ]

Пережив попытку искоренить бекташизм со стороны османского императора Махмуда II в начале 1800-х годов, орден Хаджи Бекташ Вели стремился превзойти по влиянию орден алевитов. [ 31 ] Бекташи сосредоточили свои убеждения вокруг дарги , которая возникла как османский институт, но курдские алевиты продолжали придерживаться своих доосманских убеждений и, таким образом, обходили институционализм. [ 31 ] В конце 19 века император Абдул-Хамид II не уклонялся от использования узаконенных верований бекташи для бекташификации курдских алевитов. [ 31 ] Ашучанский оксас был первым, к кому обратились, и он действительно подчинился верованиям Хаджи Бекташа Вели , привнеся верования бекташи в свои религиозные церемонии (см. Джем ). [ 31 ] Во время Первой мировой войны миссионер-бекташи Мехмет Джемаледдин Эфенди заявил, что курдские алевиты «сбились с пути». [ 32 ] и пытался повлиять на их убеждения через Axûçan ocax от имени Комитета Союза и Прогресса . [ 32 ] В этот период также произошла суннификация курдских алевитов, и в таких племенах, как Решван и Шавак, сегодня есть как алевиты, так и сунниты. [ 33 ]

В 1921 году произошло восстание Кочгири с целью получения политической автономии курдов и вывода турецких войск из Курдистана . Восстание было подавлено, но курдские алевиты снова восстали во время восстания Дерсима в 1937 году из-за централистской политики недавно созданной Турецкой республики. Это восстание также было подавлено. Тысячи курдов-алевитов были убиты, а город Дерсим был почти полностью разрушен. В последующий период от восстания в Дерсиме до 1960-х годов курды «ушли в глубокое молчание». [ 34 ]

На всеобщих выборах 1950 и 1954 годов курды-алевиты голосовали за Демократическую партию , в то время как голоса курдов-алевитов разделились между Народно-республиканской партией (НРП), Партией Новой Турции , Партией справедливости и Рабочей партией Турции на последующих выборах через 1960-е годы. Рабочая партия Турции (ТРП) нацелилась на голоса алевитов и открыто упомянула права алевитов в своей программе 1964 года, кульминацией которой стало получение ими места в провинции Малатья на выборах 1965 года . Хотя национальная поддержка ТИП снизилась на выборах 1969 года , они увеличили свою долю голосов среди курдов-алевитов. Однако из-за сильной связи между правыми партиями и мусульманами-суннитами, а также из-за неспособности НРП бросить вызов консервативным партиям, Алевис в 1966 году сформировал левую возглавляемую , Единства партию правами меньшинства . национализма , партия не получила особой поддержки со стороны курдов-алевитов. В 1970-х годах политизация ислама подтолкнула курдов-алевитов к НРП, однако партия была закрыта после Государственный переворот в Турции в 1980 году . Курды-алевиты впоследствии поддерживали Социал-демократическую популистскую партию до тех пор, пока в 1992 году не была восстановлена ​​НРП. [ 35 ] Курды-алевиты не только приняли участие в формировании Рабочей партии Курдистана (РПК), но многие из них также стали ведущими фигурами, в том числе Мазлум Доган , Сакине Джансиз , Али Хайдар Кайтан , Мустафа Карасу , Риза Алтун и Бесе Хозат . [ 36 ] РПК стремилась представить себя защитниками курдов-алевитов и преследовала турецких националистов, принимавших участие в резне в Чоруме . Поддержка РПК курдами-алеви возрастала на протяжении 1980-х годов из-за разрушительного воздействия на турецкие левые силы в результате турецкого государственного переворота 1980 года . [ 37 ] В 2010-х годах Народно-демократическая партия получила поддержку подавляющего большинства курдов-алевитов, став их главным политическим представителем. [ 38 ] Еще одним значимым событием стало избрание курда-алеви Гюльтана Кишанака со-мэром крупнейшего курдского муниципалитета Диярбакыра в 2014 году. [ 39 ]

Структура

[ редактировать ]

Традиционно социально-религиозная структура курдских алевитов состоит из двух наследственных социальных позиций; члены священной линии или окса и те, кто подчиняется священной линии или таливу . К концу 20-го века эта система серьезно пострадала от культурного разрушения, и талив приобрел влияние в отношении религии и политики идентичности . [ 4 ] После насилия против алевитов в 1990-х годах таливы укрепили культурную самобытность курдских алевитов. [ 5 ]

Окакс относится к различным священным линиям передачи в курдском алевизме. В список входят: Ахусан, Бабамансур, Синемилли, Джалал Аббас, Куресу, Джемаль Авдель, Дьюреш Гевр, Дьюреш Джемаль, Сейит Сабун, Сари Салтик, Уриан Хизир, Шейх Чобан и Ших Делиле Бершекан. [ 40 ] Поскольку священное происхождение и религиозный ранг определяются племенной принадлежностью , довольно легко определить, какой индивидуум имеет какую религиозную позицию и в какой позиции . [ 41 ]

Талив и Сайид

[ редактировать ]

Талив — это термин, используемый для обозначения каждого курдского алевита, получающего религиозные услуги. В курдском алевизме большинство людей получают только услуги, тогда как небольшой сегмент и получает, и дает. Этот последний небольшой сегмент называется сайид. Чтобы таливы могли получить религиозную службу, сайид должен приехать к месту их проживания. Поэтому традиционно сайиду приходилось путешествовать из деревни в деревню, чтобы предложить свои услуги. [ 42 ]

Райвер или ребер — это термин, используемый для описания сайида , который готовит и выполняет религиозные функции и, следовательно, ведет других по правильному пути. Рэйвер . также призван объяснять религию своим членам Рейвер при рождении , выбирается из сайида окса и этот титул сохраняется на всю жизнь. Тем не менее, человек всегда может отказаться от практики своего лучевого корабля. [ 43 ]

Считается, что некоторые члены сайида обладают духовной силой по родословной. В то время как райвер руководит членами алевизма практически, пир, таким образом, руководит духовно. [ 44 ] [ 45 ]

Муршид - высший ранг в системе оксасов. Муршид инстанции возглавляет юридический элемент системы и играет роль апелляционной . Например, если талив чувствует несправедливость в отношении решения пира , он может обратиться к муршиду . [ 46 ]

Джиаре – священные места, которым поклоняются курды-алевиты. [ 1 ] Сюда входят деревья, горы, скалы, пещеры, реки, озера, фонтаны, солнце и луна, каждое из которых связано с полубожественной фигурой. [ 44 ] Таким образом, эти места и предметы являются священными, а некоторые предметы, кроме того, считаются опасными и поэтому хранятся у райера, пира или муршида. Цзиаре можно использовать для лечения людей, страдающих параличом или психическими проблемами . [ 47 ] Двумя важными джиаре являются река Мунзур и священная гора, связанная с Дузгин Баво (или олицетворяющая ее) , оба расположены в провинции Тунджели. [ 48 ]

Река Мунзур

[ редактировать ]

Река Мунзур расположена недалеко от Оваджика и является местом паломничества и ритуальных убийств , и люди молятся Богу через различные джиаре в регионе. Мунзур Бава — имя пастуха, который, как считалось, мог творить чудеса. [ 49 ]

рукопись Персидская , изображающая Илию и Хидра, молящихся вместе, из иллюминированной рукописной версии «Историй пророков».

Кизир (т. е. Хидр ) — важный религиозный деятель, который, как полагают, обладает духовной силой и является Бога и батин Али эманацией . Считается, что Ксизир путешествует между землей и небом и во время путешествий создал множество джиаре , в том числе оазисы и источники там, где его ноги касались земли. [ 49 ]

Фонтан Ксизир - один из таких джиаре , расположенный в Варто , и его также посещают курды-сунниты. [ 49 ]

Еще один джиаре, связанный с Ксизиром, - это Гола Чето в Пулюмуре , где, как полагают, Кизир встречается с Илией один раз в год, с 13 февраля и в последующие три дня. В этот период курдские алевиты постятся и считается, что встреча заканчивается зимой. [ 50 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Гюльтекин (2019) , с. 12.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 10.
  3. ^ «Призыв алевитских старейшин Дерсима: «Берегите свой язык» » . Рудав (на курдском языке). 18 января 2023 г. . Проверено 15 марта 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 3.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Дресслер (2008) .
  6. ^ Вакамацу (2013) , стр. 72.
  7. ^ ван Брюнессен (2015) , с. 577.
  8. ^ Гюльтекин (2019) , с. 5.
  9. ^ Синклер-Уэбб (2003) , с. 222–223.
  10. ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 4.
  11. ^ «Вестминстерские социологи редактируют первый специальный выпуск курдских исследований алеви-курдов» . www.вестминстер.ac.uk . Проверено 13 сентября 2022 г.
  12. ^ Гезик (2021) , с. 562.
  13. ^ Йеген (2015) , с. 37.
  14. ^ Перейти обратно: а б Йеген (2015) , с. 39.
  15. ^ Аксют (2012) , стр. 213 и 264.
  16. ^ Перейти обратно: а б Аксют (2012) , с. 277.
  17. ^ Аксют (2012) , с. 228.
  18. ^ Аксют (2012) , стр. 239 и 261.
  19. ^ Аксют (2012) , с. 223.
  20. ^ Перейти обратно: а б Аксют (2012) , с. 236.
  21. ^ Аксют (2012) , с. 225.
  22. ^ Аксют (2012) , с. 229.
  23. ^ Аксют (2012) , с. 234.
  24. ^ Аксют (2012) , стр. 235 и 239.
  25. ^ Аксют (2012) , с. 224.
  26. ^ Аксют (2012) , с. 233.
  27. ^ Аксют (2012) , с. 275.
  28. ^ Аксют (2012) , с. 222.
  29. ^ Айдын (2020) , с. 30.
  30. ^ Гезик (2021) , стр. 565–566.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Айдын (2020) , с. 31.
  32. ^ Перейти обратно: а б Айдын (2020) , с. 32.
  33. ^ Айдын (2020) , с. 34.
  34. ^ Фермер (2019) , с. 64–65.
  35. ^ Гюнеш (2020) , стр. 78–79.
  36. ^ Гюнес (2020) , с. 83.
  37. ^ Гюнес (2020) , с. 84.
  38. ^ Гюнес (2020) , с. 86.
  39. ^ Гюнес (2020) , с. 85.
  40. ^ Далкилыч (2015) .
  41. ^ Море (2019) , с. 55.
  42. ^ Море (2019) , стр. 54–55.
  43. ^ Море (2019) , стр. 56–57.
  44. ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 13.
  45. ^ Море (2019) , с. 57.
  46. ^ Море (2019) , с. 60.
  47. ^ Гюльтекин (2019) , с. 15.
  48. ^ Sweetnam (1994) , с. 213.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Вакамацу (2013) , стр. 77.
  50. ^ Вакамацу (2013) , стр. 80.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кизилхан, Ян Ильхан (2022), «Трансгенерационная передача травмы через три поколения курдов-алевитов», Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения , 19 (1): 81, doi : 10.3390/ijerph19010081 , PMC   8751140 , PMID   35010342
  • Ти, Кэролайн (2010), «Священные линии передачи, миграция и реформирование традиции алевитов: исследование дервиша Джемаля Очака из Эрзинджана», Британский журнал ближневосточных исследований , 37 (3): 335–392, doi : 10.1080/13530194.2010 .524440 , JSTOR   23077033 , S2CID   142830312
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9770cbb54d93cbaf1e785333c1e717f9__1717050540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/f9/9770cbb54d93cbaf1e785333c1e717f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kurdish Alevism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)