Курдский алевизм
![]() |
Курдский алевизм [ 1 ] ( Курдский : Rêya Haqî , букв. «Путь Бога/Истины». [ 2 ] или Алеви [ 3 ] ) относится к уникальным ритуалам, практикам священных мест, мифологическим дискурсам и социально-религиозным организациям среди курдов , придерживающихся алевизма . [ 4 ] Курдские алевиты считают свои наследственные священные линии полубожественными фигурами. [ 2 ] часто имеют убеждения, более укорененные в почитании природы , [ 5 ] [ 1 ] и уделять больше внимания Пиру Султану Абдалу как своему религиозному символу, в отличие от турецких алевитов, которые подчеркивают роль Хаджи Бекташа Вели . [ 6 ] Некоторые курдские алевиты утверждают, что их верования связаны с Ахль-е Хакк и езидизмом . [ 7 ]
Курдское население алевитов подверглось религиозной и этнической дискриминации, притеснениям и принудительной ассимиляции, которые существенно повлияли на их идентичность. [ 8 ] Два курдских восстания алевитов были подавлены турецкими войсками в 20 веке; восстание Кочгири в 1921 году и восстание Дерсима в 1937–1938 годах. [ 5 ] Курдские алевиты также стали основными жертвами резни в Мараше в 1978 году. [ 9 ]
Сердцем и священной землей курдских алевитов является регион Дерсим . [ 10 ]
Население
[ редактировать ]В Турции существуют разные оценки численности курдского населения алевитов. Хотя Дресслер и несколько других ученых заявили, что около трети [ 5 ] или пятый [ 11 ] населения алевитов составляют курды, соответственно, Хамза Аксют утверждал в 2015 году, что большинство населения алевитов составляют курды. [ 12 ]
Согласно исследованию, опубликованному в 2015 году, в регионах Восточной Анатолии и Юго-Восточной Анатолии Турции 69,7% алевитов говорят на зазе , 20,2% из них говорят на курдском, 9,0% из них говорят на турецком и 1,1% из них процент арабского языка, поскольку их мать язык. [ 13 ] В отличие от своего родного языка, 70,8% алевитов в своей семье в основном говорят на турецком языке, 18,0% говорят на заза, 9,0% на курдском, 1,1% на арабском и 1,1% на «других». [ 14 ] Также 73% алевитов имеют племенную принадлежность, что отличается от общего профиля региона. [ 14 ]
География
[ редактировать ]Провинция Тунджели — единственная провинция Турции с курдским большинством алевитов. [ 10 ] Более того, в провинциях Адыяман есть курдские поселения алевитов , [ 15 ] Ардахан , [ 16 ] Бингёль , [ 17 ] Корум , [ 16 ] Элязыг , [ 18 ] Эрзинджан , [ 19 ] Эрзурум , [ 20 ] Газиантеп , [ 21 ] Гумушане , [ 22 ] Кахраманмараш , [ 20 ] Кайсери , [ 23 ] Малатья , [ 24 ] Муз , [ 25 ] Сивас [ 26 ] и Йозгат . [ 27 ] За пределами Турции курдские алевиты проживают в Африне, Сирия . [ 28 ]
История
[ редактировать ]Очаки , связанные с курдским алевизмом, не были включены в Вилайетнам 13-го века Хаджи Бекташем Вели . [ 29 ] [ нужны разъяснения ] В 16 веке курдские алевиты из Дерсима жили под эмиратом Чемишгезек , и автономия этого эмирата способствовала процветанию и расширению общины. [ 30 ]
Пережив попытку искоренить бекташизм со стороны османского императора Махмуда II в начале 1800-х годов, орден Хаджи Бекташ Вели стремился превзойти по влиянию орден алевитов. [ 31 ] Бекташи сосредоточили свои убеждения вокруг дарги , которая возникла как османский институт, но курдские алевиты продолжали придерживаться своих доосманских убеждений и, таким образом, обходили институционализм. [ 31 ] В конце 19 века император Абдул-Хамид II не уклонялся от использования узаконенных верований бекташи для бекташификации курдских алевитов. [ 31 ] Ашучанский оксас был первым, к кому обратились, и он действительно подчинился верованиям Хаджи Бекташа Вели , привнеся верования бекташи в свои религиозные церемонии (см. Джем ). [ 31 ] Во время Первой мировой войны миссионер-бекташи Мехмет Джемаледдин Эфенди заявил, что курдские алевиты «сбились с пути». [ 32 ] и пытался повлиять на их убеждения через Axûçan ocax от имени Комитета Союза и Прогресса . [ 32 ] В этот период также произошла суннификация курдских алевитов, и в таких племенах, как Решван и Шавак, сегодня есть как алевиты, так и сунниты. [ 33 ]
В 1921 году произошло восстание Кочгири с целью получения политической автономии курдов и вывода турецких войск из Курдистана . Восстание было подавлено, но курдские алевиты снова восстали во время восстания Дерсима в 1937 году из-за централистской политики недавно созданной Турецкой республики. Это восстание также было подавлено. Тысячи курдов-алевитов были убиты, а город Дерсим был почти полностью разрушен. В последующий период от восстания в Дерсиме до 1960-х годов курды «ушли в глубокое молчание». [ 34 ]
На всеобщих выборах 1950 и 1954 годов курды-алевиты голосовали за Демократическую партию , в то время как голоса курдов-алевитов разделились между Народно-республиканской партией (НРП), Партией Новой Турции , Партией справедливости и Рабочей партией Турции на последующих выборах через 1960-е годы. Рабочая партия Турции (ТРП) нацелилась на голоса алевитов и открыто упомянула права алевитов в своей программе 1964 года, кульминацией которой стало получение ими места в провинции Малатья на выборах 1965 года . Хотя национальная поддержка ТИП снизилась на выборах 1969 года , они увеличили свою долю голосов среди курдов-алевитов. Однако из-за сильной связи между правыми партиями и мусульманами-суннитами, а также из-за неспособности НРП бросить вызов консервативным партиям, Алевис в 1966 году сформировал левую возглавляемую , Единства партию правами меньшинства . национализма , партия не получила особой поддержки со стороны курдов-алевитов. В 1970-х годах политизация ислама подтолкнула курдов-алевитов к НРП, однако партия была закрыта после Государственный переворот в Турции в 1980 году . Курды-алевиты впоследствии поддерживали Социал-демократическую популистскую партию до тех пор, пока в 1992 году не была восстановлена НРП. [ 35 ] Курды-алевиты не только приняли участие в формировании Рабочей партии Курдистана (РПК), но многие из них также стали ведущими фигурами, в том числе Мазлум Доган , Сакине Джансиз , Али Хайдар Кайтан , Мустафа Карасу , Риза Алтун и Бесе Хозат . [ 36 ] РПК стремилась представить себя защитниками курдов-алевитов и преследовала турецких националистов, принимавших участие в резне в Чоруме . Поддержка РПК курдами-алеви возрастала на протяжении 1980-х годов из-за разрушительного воздействия на турецкие левые силы в результате турецкого государственного переворота 1980 года . [ 37 ] В 2010-х годах Народно-демократическая партия получила поддержку подавляющего большинства курдов-алевитов, став их главным политическим представителем. [ 38 ] Еще одним значимым событием стало избрание курда-алеви Гюльтана Кишанака со-мэром крупнейшего курдского муниципалитета Диярбакыра в 2014 году. [ 39 ]
Структура
[ редактировать ]Традиционно социально-религиозная структура курдских алевитов состоит из двух наследственных социальных позиций; члены священной линии или окса и те, кто подчиняется священной линии или таливу . К концу 20-го века эта система серьезно пострадала от культурного разрушения, и талив приобрел влияние в отношении религии и политики идентичности . [ 4 ] После насилия против алевитов в 1990-х годах таливы укрепили культурную самобытность курдских алевитов. [ 5 ]
Печь
[ редактировать ]Окакс относится к различным священным линиям передачи в курдском алевизме. В список входят: Ахусан, Бабамансур, Синемилли, Джалал Аббас, Куресу, Джемаль Авдель, Дьюреш Гевр, Дьюреш Джемаль, Сейит Сабун, Сари Салтик, Уриан Хизир, Шейх Чобан и Ших Делиле Бершекан. [ 40 ] Поскольку священное происхождение и религиозный ранг определяются племенной принадлежностью , довольно легко определить, какой индивидуум имеет какую религиозную позицию и в какой позиции . [ 41 ]
Талив и Сайид
[ редактировать ]Талив — это термин, используемый для обозначения каждого курдского алевита, получающего религиозные услуги. В курдском алевизме большинство людей получают только услуги, тогда как небольшой сегмент и получает, и дает. Этот последний небольшой сегмент называется сайид. Чтобы таливы могли получить религиозную службу, сайид должен приехать к месту их проживания. Поэтому традиционно сайиду приходилось путешествовать из деревни в деревню, чтобы предложить свои услуги. [ 42 ]
Райвер
[ редактировать ]Райвер или ребер — это термин, используемый для описания сайида , который готовит и выполняет религиозные функции и, следовательно, ведет других по правильному пути. Рэйвер . также призван объяснять религию своим членам Рейвер при рождении , выбирается из сайида окса и этот титул сохраняется на всю жизнь. Тем не менее, человек всегда может отказаться от практики своего лучевого корабля. [ 43 ]
Мост
[ редактировать ]Считается, что некоторые члены сайида обладают духовной силой по родословной. В то время как райвер руководит членами алевизма практически, пир, таким образом, руководит духовно. [ 44 ] [ 45 ]
Муршид
[ редактировать ]Муршид - высший ранг в системе оксасов. Муршид инстанции возглавляет юридический элемент системы и играет роль апелляционной . Например, если талив чувствует несправедливость в отношении решения пира , он может обратиться к муршиду . [ 46 ]
Цзиаре
[ редактировать ]Джиаре – священные места, которым поклоняются курды-алевиты. [ 1 ] Сюда входят деревья, горы, скалы, пещеры, реки, озера, фонтаны, солнце и луна, каждое из которых связано с полубожественной фигурой. [ 44 ] Таким образом, эти места и предметы являются священными, а некоторые предметы, кроме того, считаются опасными и поэтому хранятся у райера, пира или муршида. Цзиаре можно использовать для лечения людей, страдающих параличом или психическими проблемами . [ 47 ] Двумя важными джиаре являются река Мунзур и священная гора, связанная с Дузгин Баво (или олицетворяющая ее) , оба расположены в провинции Тунджели. [ 48 ]
Река Мунзур
[ редактировать ]Река Мунзур расположена недалеко от Оваджика и является местом паломничества и ритуальных убийств , и люди молятся Богу через различные джиаре в регионе. Мунзур Бава — имя пастуха, который, как считалось, мог творить чудеса. [ 49 ]
Хизр
[ редактировать ]
Кизир (т. е. Хидр ) — важный религиозный деятель, который, как полагают, обладает духовной силой и является Бога и батин Али эманацией . Считается, что Ксизир путешествует между землей и небом и во время путешествий создал множество джиаре , в том числе оазисы и источники там, где его ноги касались земли. [ 49 ]
Фонтан Ксизир - один из таких джиаре , расположенный в Варто , и его также посещают курды-сунниты. [ 49 ]
Еще один джиаре, связанный с Ксизиром, - это Гола Чето в Пулюмуре , где, как полагают, Кизир встречается с Илией один раз в год, с 13 февраля и в последующие три дня. В этот период курдские алевиты постятся и считается, что встреча заканчивается зимой. [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гюльтекин (2019) , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 10.
- ^ «Призыв алевитских старейшин Дерсима: «Берегите свой язык» » . Рудав (на курдском языке). 18 января 2023 г. . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дресслер (2008) .
- ^ Вакамацу (2013) , стр. 72.
- ^ ван Брюнессен (2015) , с. 577.
- ^ Гюльтекин (2019) , с. 5.
- ^ Синклер-Уэбб (2003) , с. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 4.
- ^ «Вестминстерские социологи редактируют первый специальный выпуск курдских исследований алеви-курдов» . www.вестминстер.ac.uk . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ Гезик (2021) , с. 562.
- ^ Йеген (2015) , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Йеген (2015) , с. 39.
- ^ Аксют (2012) , стр. 213 и 264.
- ^ Перейти обратно: а б Аксют (2012) , с. 277.
- ^ Аксют (2012) , с. 228.
- ^ Аксют (2012) , стр. 239 и 261.
- ^ Аксют (2012) , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Аксют (2012) , с. 236.
- ^ Аксют (2012) , с. 225.
- ^ Аксют (2012) , с. 229.
- ^ Аксют (2012) , с. 234.
- ^ Аксют (2012) , стр. 235 и 239.
- ^ Аксют (2012) , с. 224.
- ^ Аксют (2012) , с. 233.
- ^ Аксют (2012) , с. 275.
- ^ Аксют (2012) , с. 222.
- ^ Айдын (2020) , с. 30.
- ^ Гезик (2021) , стр. 565–566.
- ^ Перейти обратно: а б с д Айдын (2020) , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Айдын (2020) , с. 32.
- ^ Айдын (2020) , с. 34.
- ^ Фермер (2019) , с. 64–65.
- ^ Гюнеш (2020) , стр. 78–79.
- ^ Гюнес (2020) , с. 83.
- ^ Гюнес (2020) , с. 84.
- ^ Гюнес (2020) , с. 86.
- ^ Гюнес (2020) , с. 85.
- ^ Далкилыч (2015) .
- ^ Море (2019) , с. 55.
- ^ Море (2019) , стр. 54–55.
- ^ Море (2019) , стр. 56–57.
- ^ Перейти обратно: а б Гюльтекин (2019) , с. 13.
- ^ Море (2019) , с. 57.
- ^ Море (2019) , с. 60.
- ^ Гюльтекин (2019) , с. 15.
- ^ Sweetnam (1994) , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с Вакамацу (2013) , стр. 77.
- ^ Вакамацу (2013) , стр. 80.
Библиография
[ редактировать ]- Аксют, Хамза (2012), Алевис: Турция, Иран, Ирак, Сирия, Болгария: исследовательский обзор (на турецком языке) (5-е изд.), Анкара , ISBN 978-975-9025-61-8
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Айдын, Суави (2020), «Обзор корней и истории курдского алевизма: каковы расхождения и сближения между курдскими группами алевитов в Турции?», Kurdish Studies , 8 (1), CEEOL: 17–42, doi : 10.33182/ks.v8i1.551 , S2CID 219734521
- Дениз, Дилша (2019), Курдская система верований алевитов, Рея Хаки/Раа Хаки: структура, сеть, ритуал и функции , Lexington Books
- Дресслер, Маркус (2008). «Алевис» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Гезик , Эрдал (2021), «Курдские алевиты: последователи пути истины», в Бозарслане, Хамит (ред.), Кембриджская история курдов , Cambridge University Press , doi : 10.1017/9781108623711.026
- Гюльтекин, Ахмет Керим (2019), Курдский алевизм: создание новых способов исповедания религии (PDF) , Лейпцигский университет
- Гюнес, Ченгиз (2020), Политическое представительство курдов-алевитов в Турции: исторические тенденции и основные трансформации
- ван Брюнессен, Мартин (2015), «Дерсим и Далаху: некоторые размышления о курдском алевизме и религии Ахл-и Хакк», Исламские альтернативы: немейнстримная религия в персидских обществах , ISBN 9783447107792
- Вакамацу, Хироки (2013), «Почитание священного или возрождение религии: анализ святых и народные верования курдских алевитов», 上智アジア学 , vol. 31, Софийский университет
- Синклер-Уэбб, Эмма (2003). Уайт, Пол Джозеф; Молодежь, Йост (ред.). Загадка алевитов в Турции: всесторонний обзор . Издательство «Брилл» . ISBN 9789004125384 .
- Чифтчи, Дениз (2019). Курды и политика Турции: агентство, территория и религия . Издательство Блумсбери . ISBN 9781788316385 .
- Свитнэм, Дениз Л. (1994). Курдская культура: межкультурный путеводитель . Издательство культуры и науки. ISBN 3926105194 .
- Далкилыч, Халил (2015). Курды-алевиты в тисках ассимиляции (на турецком языке). Сиамская книга. ISBN 9786058448018 .
- Йеген, Месут (2015). «Динамика голосования курдских избирателей: социологический анализ политических предпочтений избирателей в субрегионах Северо-Востока, Ближнего Востока и Юго-Восточной Анатолии» (PDF) (на турецком языке). Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кизилхан, Ян Ильхан (2022), «Трансгенерационная передача травмы через три поколения курдов-алевитов», Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения , 19 (1): 81, doi : 10.3390/ijerph19010081 , PMC 8751140 , PMID 35010342
- Ти, Кэролайн (2010), «Священные линии передачи, миграция и реформирование традиции алевитов: исследование дервиша Джемаля Очака из Эрзинджана», Британский журнал ближневосточных исследований , 37 (3): 335–392, doi : 10.1080/13530194.2010 .524440 , JSTOR 23077033 , S2CID 142830312