Происхождение Гурджара-Пратихара
Происхождение династии Гурджара-Пратихара в Индии является предметом споров среди историков. Правители этой династии использовали для своего клана самоназвание «Пратихара», но соседние королевства описывали их как «Гурджара». Только одна конкретная надпись феодального правителя по имени Матанадева упоминает его как «Гурджара-Пратихара».
Согласно одной школе мысли, Гурджара было названием территории (см. Гурджара-деша ), первоначально управляемой Пратихарами; постепенно этот термин стал обозначать жителей этой территории. Противоположная теория состоит в том, что Гурджара — это название племени, к которому принадлежала династия, а Пратихара — клан этого племени. [ 1 ] Среди тех, кто считает, что термин Гурджара изначально был племенным обозначением, существуют разногласия по поводу того, были ли это коренные индейцы или иностранное племя, мигрировавшее в Индию где-то около V века. С этим связан вопрос, являются ли современные гуджары представителями древнего племени гурджара или нет. [ 2 ]
Первые упоминания терминов
[ редактировать ]Самые ранние упоминания терминов Гурджара, Пратихара и Гурджара-Пратихара в исторических записях были проанализированы учеными, чтобы определить происхождение династии.
Пратихара
[ редактировать ]Гурджара-Пратихара, а также Пратихара Мандора использовали самоназвание «Пратихара». Они утверждали, что произошли от легендарного героя Лакшмана , который описан как брат царя Рамы в санскритском эпосе Рамаяна . В надписи Джодхпура 837 г. н. э. правителя Мандора Пратихара Бакуки говорится, что младший брат Рамабхадры (Рамы) служил пратихари ( привратником) своего старшего брата, из-за чего его потомки стали известны как Пратихара. В надписи Сагар-Тал (Гвалиор) царя Гурджара-Пратихара Михиры Бходжи говорится, что Самитри («сын Сумитры », то есть Лакшмана) выступал привратником для своего старшего брата, когда тот побеждал врагов в битве с Меганада . [ 3 ] [ 4 ]
К. А. Нилаканта Шастри предположил, что предки Пратихаров служили Раштракутам , а термин «Пратихара» происходит от названия их должности при дворе Раштракута. [ 5 ]
Гурджара
[ редактировать ]
VI века В тамильском тексте Манимекалаи упоминается храм работы «Кучаракудихай» или «Кучаракудихай». Некоторые ученые интерпретируют это слово как тамильскую транслитерацию слова «Гурджара». Однако Кришнасвами Айянгар сомневается в точности этой интерпретации. [ 6 ]
Самые ранние неоспоримые упоминания слова «Гурджара» относятся к VII веку: [ 7 ]
- Слово Гурджара встречается в Харшачарите , санскритском произведении Баны . Соответствующий стих описывает военные успехи царя Прабхакаравардханы против различных королевств. В нем говорится, что король был «львом для оленя Хуна , жгучей лихорадкой для царя Синдху , тревожителем сна царя Гурджары, желчной лихорадкой для этого пахнущего слона — господина Гандхары , разрушителя мастерство Латаса , топора для лианы, которая является богиней удачи Малавы ». [ 8 ] [ 6 ]
- Китайский путешественник Сюаньцзан описывает царство под названием Киу-че-ло и его столицу Пи-ло-ми-ло . Эти два слова были идентифицированы как китайская транскрипция слов «Гурджара» и «Бхилламала» ( Бхинмал ). Это королевство располагалось на территории современного Раджастана , в окружении Мо-ла-по ( Мальва ), У-ша-йе-на ( Уджайини ), По-лу-кие-че-по ( Бхарукачча ), Фа-ла-пи. ( Валлабхи ) и Су-ла-ча ( Саураштра ). [ 7 ]
- 634 г. н. э. В надписи Айхоле Чалукья говорится , царя Пулакешина II что Гурджары, Латы и Малавы приняли его сюзеренитет. По словам Пури, Гурджары, упомянутые в этой записи, были из Бхарукаччи (Бхаруха). Они упоминаются как « Саманта » и, вероятно, были преданы Калачурису . [ 7 ]
Другие ранние эпиграфические свидетельства включают:
- 739 г. н.э. Навсари Надпись на медной пластине Чалукья фиксирует победу феодателя Аваниджанашрая Пулакешина над таджикской (арабской) армией. В этой надписи говорится, что таджикская армия разграбила Саиндхавов, Каччхела (Катчей), Саураштру, Чавотаков, Маурьев , Гурджаров и других царей. [ 9 ]
- Медные пластины Рагхоли (Балагат), датированные по палеографическим основаниям VIII веком, были выпущены Джаявардханой II из малоизвестной династии Шайла в центральной Индии. В нем говорится, что его предок Притхувардхана завоевал страну Гурджара. [ 10 ]
- 808 г. н.э. Медные пластины Радханпура правителя Раштракуты Говинды III описывают его подчинение нескольких царей. В нем говорится, что, увидев Говинду, Гурджара исчез - неизвестно куда - и даже во сне он (Гурджара) мог не увидеть новой битвы. [ 11 ] [ 12 ] Здесь «Гурджара», очевидно, относится к конкретному царю. [ 10 ]
- На медных пластинах Барода 812 г. н. э. феодала Растракута Карка упоминаются два термина - Гурджарешвара-пати и Гурджарешвара. По мнению Б.Н. Пури, оба они относятся к одному царю. [ 10 ] Согласно Р. К. Маджумдару, этим царем был Нагабхата II из династии Гурджара-Пратихара. [ 13 ] Округ Колумбия Гангули утверждал, что эти двое относились к двум разным царям: Гурджарешвара-пати («повелитель Гурджарешвары») был царем императорской династии Пратихара, а Гурджарешвара был подчиненным правителем. [ 14 ]
- Арабский купец Сулейман в своем «Сильсилат аль-Таварих» (851 г. н.э.) упоминает царство Джурз (или Джузр). Джурз, по-видимому, является транскрипцией слова Гурджара и относится к королевству Каннаудж. [ 15 ]
- В надписях Сирура и Нилгунда 866 г. н.э. царя Раштракута Амогхаварши говорится, что его отец Говинда III подчинил народ Кералы, Малавы и Гауды (или Сауты) вместе с Гурджарами, проживавшими в городище Читракута . [ 16 ] [ 17 ]
- В даре Дхрувы III от Бхаруха 867 г. н.э. упоминается, что на него напала «очень мощная армия Гурджаров», которая вступила в союз с его младшим братом. В нем также говорится, что царь по имени Михира напал на Дхруву, но потерпел поражение. По мнению Георга Бюлера и Э. Хульча , под мощной армией здесь, вероятно, имеется в виду армия царя Чавады (Чапотака) Кшемараджи. [ 18 ] Однако Б.П. Пури полагает, что под армией здесь имеется в виду армия царя Гурджара-Пратихара Михиры Бходжи . [ 10 ]
- 940 г. н. э. В надписи Деоли правителя Раштракуты Кришны III говорится, что его предок Кришна II (ок. 878–914 гг. Н. Э.) Напугал Гурджара и унизил Гауду, Ангу, Калингу, Гангу и Магадху. Здесь «Гурджара» и другие — названия стран, обозначающие их царей. [ 10 ]
- Кархадские пластины Кришны III утверждают, что, услышав о завоеваниях Кришны в южном регионе, надежды на [сохранение] Каланджара ( Калинджара ) и Читракуты ( Читтора ) исчезли из сердца Гурджары. [ 19 ] Здесь «Гурджара», очевидно, относится к конкретному царю. [ 10 ] Этот король может быть только правителем Пратихары, поскольку в этот период этими двумя фортами не управляла ни одна другая династия. [ 13 ]
- Надпись на Бадалском столбе Палы правителя Нараянапалы (9-10 века н.э.) гласит, что он «рассеял» тщеславие Гурджара-натхи («Господина Гурджары»). Здесь Гурджара относится к стране, а термин Гурджара-натха, вероятно, относится к правителю Каннауджа. [ 20 ]
- Надпись 954 г. н. э. Чанделы правителя Яшовармана хвалится тем, что он подчинил Гаудов , Хасов , Косал , Кашмирцев , Митхил , Малавов , Чеди , Куру и Гурджара. [ 21 ] Гурджары здесь относятся к Пратихарам Каннауджа. [ 20 ]
- В произведении на каннаде X века « Пампа-Бхарата» упоминается «Гурджара-раджа Махипала», которого отождествляют с царем Пратихары Махипалой. [ 13 ]
- В надписи на Гохарве 1047 г. н. э. царя Калачури Карнадева говорится, что его предок Лакшмана-раджа (ок. 950 г. н. э.) победил царей Вангалы, Пандьи, Латы, Гурджары и Кашмиры. Гурджара здесь относится к правителю Каннауджа. [ 17 ]
- XII века В Раджатарангини упоминается, что кашмирский король 9-го века Шанкара-Варман победил Алакхану, короля Гурджары. [ 17 ] Некоторые ученые, такие как Гельмут Хумбах и Г. Джелани Давари, предположили, что «Алахана» - это брахми -транскрипция бактрийского слова «Алксано» и связано с « Хара Хуна » (или Хала Хуна), упомянутым в древнеиндийских текстах. [ 22 ] Однако другие ученые идентифицируют Алахану как Али Хана, правителя Гуджрата на территории современного Пакистана. [ 23 ]
Гурджара-Пратихара
[ редактировать ]Надпись Раджора феодального правителя по имени Матанадева описывает его как Гурджара-Пратихара. [ 13 ] По словам Пури, он мог быть потомком королевского дома Пратихара в Каннаудже. [ 24 ]
Гурджара: Племя против страны
[ редактировать ]Термин «Гурджара-Пратихара» в Раджорской надписи Матханадевы по-разному интерпретировался как «Клан Пратихара племени Гурджара» и «Пратихара страны Гурджара ». [ 13 ] В нем есть фраза: «все поля, возделываемые Гурджарами». Такие ученые, как Рама Шанкар Трипати, считают, что эта фраза ясно дает понять, что термин «Гурджарас» здесь относится к племени или группе людей, а не к региону. [ 25 ] [ 26 ] Трипати далее утверждает, что в описании Пампы Махипалы как царя Гурджары может относиться только к этнической принадлежности Махипалы, а не к территории, поскольку Пратихары управляли гораздо большей территорией, из которой страна Гурджара составляла лишь небольшую часть. [ 25 ] Бурджор Авари , историк Южной Азии, считает, что Гурджара и Пратихара были двумя кланами среди более крупной племенной группировки в Раджастхане и что некоторые элементы этой более крупной федерации позже стали известны как раджпуты . [ 27 ]
Критики этой теории, такие как Д.С. Гангули, утверждают, что термин «Гурджара» используется как демоним во фразе «культивируемый Гурджарами». В свою поддержку Гангули процитировал стих из « Кадамбари » Баны , в котором термин «Малави» («женщины Мальвы») используется для описания женщин Удджайна, расположенного в регионе Мальва. [ 28 ] К. М. Мунши аналогичным образом утверждал, что люди, проживающие в Гурджарадесе (стране Гурджара), когда бы они ни мигрировали в другие части страны, назывались Гурджарами. [ 29 ] В. Б. Мишра аналогичным образом утверждает, что выражение Гурджара Пратихаранваях вполне обоснованно можно понимать как означающее семью Пратихара из страны Гурджара. [ 30 ]
Гангули далее указывает, что в нескольких древних источниках «Гурджара» четко упоминается как название страны или причисляется к территориям. Эти источники, по его словам, включают надпись Пулакешина II в Айхоле, пластины Раголи и Аль-Баладхури (723-726 гг. н.э.). хронику экспедиций Аль-Джунайда [ 14 ] В нескольких других древних источниках Гурджара упоминается как название страны. Страна Гурджара упоминается в ( Баны «Харшачарите» 7 век н.э.). Она подробно описана как красивая страна в « Кувалаямале» Удьотаны Сури (8 век н. э., составлена в Джалоре ), жители которой также называются гурджарасами. Сюаньцзан также называет Гурджару ( Ку-че-ло ) страной со столицей в Бхинмале ( Пи-ло-мо-ло ). Четвертая книга Панчатантры содержит историю о ратхакаре (возничем), который отправился в деревню Гурджара в стране Гурджара в поисках верблюдов. [ 31 ] [ 32 ]
Надпись Галлаки 795 года н.э. гласит, что Нагабхата I , основатель императорской династии Пратихара, победил «непобедимых Гурджаров». По словам историка Шанты Рани Шармы, это делает маловероятным, что Пратихары сами были Гурджарами. [ 33 ] [ 34 ]
Иностранные против коренных народов
[ редактировать ]Среди ученых, считающих, что «Гурджара» было названием древнего племени, существуют разногласия относительно первоначальной родины этого племени.
Теория иностранного происхождения
[ редактировать ]
АМТ Джексон первым предположил иностранное происхождение Гурджар. Эта точка зрения позже была поддержана другими историками, в том числе индийскими учёными, такими как Д. Р. Бхандаркар . [ 35 ] Сторонники этой теории отмечают, что:
- Гурджара-Пратихара внезапно возникла как политическая сила на севере Индии примерно в VI веке нашей эры, вскоре после вторжения хуна в этот регион. [ 35 ] Они не упоминаются в более ранней индийской литературе. [ 36 ] Гуджара-Пратихара «вероятно» образовались в результате слияния алчонских гуннов («белых гуннов») и коренных индийских элементов. [ 37 ] [ 38 ] В Баны « Харшачарите» (7 век н.э.) гурджары связаны с хунами. [ 39 ]
- Слово Гурджар имеет окончание, похожее на слово « Хазар » (название древнетюркской группы Средней Азии и Кавказа ). [ 35 ] Древние гурджары могли быть хазарами, вторгшимися в Индию в составе конфедерации гуннов. Джексон утверждал, что древние записи не упоминают их при описании хун, потому что они могли быть подчиненными хунам. [ 40 ] Связанная с этим гипотеза состоит в том, что гурджары были отдельным среднеазиатским племенем, прибывшим в Индию вскоре после вторжения Хуна, после упадка империи Гуптов . [ 41 ]
- Бана в стихе называет Хунаса и Гурджара вместе среди соперников, покоренных царем Прабхакаравардханой . [ 42 ]
Еще одним аргументом в пользу теории иноземного происхождения является преобладание вроде бы неиндоарийских имен среди пратихаров Мандавьяпуры . Это самая ранняя известная династия Пратихара, и, по мнению некоторых ученых, таких как Р. К. Маджумдар, Гураджара-Пратихара, возможно, произошли от этой династии. Его самый ранний известный участник Харичандра был также известен как «Рохиладхи»; другой правитель Нарабхатта имел второе имя «Пеллапелли». [ 25 ]
Согласно легенде Агниванши, приведенной в более поздних рукописях Притхвираджа Расо , Пратихара и три другие династии раджпутов произошли от жертвенного костра (агникунда) на горе Абу . Некоторые историки колониальной эпохи интерпретировали этот миф, предполагая иностранное происхождение этих династий. Согласно этой теории, иностранцы были приняты в индуистскую кастовую систему после совершения огненного ритуала. [ 43 ] Однако эта легенда не встречается в самых ранних доступных копиях Притхвираджа Расо . Легенда, вероятно, была придумана придворным поэтом Парамара X века Падмагуптой, чья Нава-сахасанка-чарита использует ее для описания происхождения Парамаров. [ 44 ] Раджпутские барды 16-го века, вероятно, расширили эту легенду, включив в нее другие династии, включая Пратихаров, чтобы способствовать единству раджпутов против Великих Моголов императора Акбара . [ 45 ]
Теория коренного происхождения
[ редактировать ]Критики теории иностранного происхождения, такие как Байдж Натх Пури , утверждают, что:
- Слово «Гуджар» или «Гурджар» является современным производным от «Гурджара» (полученным в результате удаления schwa ). Древним санскритским термином было «Гурджара», у которого не такое окончание, как у «Хазар». Поскольку -джара и -зар не могут считаться схожими окончаниями, теория хазарского происхождения неверна. [ 35 ]
- Возвышение Гурджар после вторжения Хуна само по себе не предполагает иностранного происхождения Гурджар. В « Махабхарате » упоминаются гуны (в Бхишма-парве ), а также некоторые другие иностранные племена, но не упоминаются гурджары или хазары. [ 46 ] [ 47 ] В то же время отсутствие Гурджар в более ранней литературе не доказывает их иноземного происхождения. Возможно, это была малоизвестная группа, пришедшая к власти только после падения империи Гуптов. [ 36 ]
- Кажется маловероятным, чтобы племя, занимающее положение, подчиненное гунам (как предполагает Джексон), могло основать несколько важных королевств. Например, сочинения Сюаньцзана предполагают, что Киу-че-ло (Гурджара) было суверенным королевством, которым управлял кшатрий . В нем не упоминается ни один правитель этого королевства Хуна. [ 46 ]
- 899 г. н.э. (956 г. до н. э .) В надписи Уны говорится, что феодальный гурджара-пратихара Балаварман «освободил землю от расы Хуна» своими боевыми победами. Это еще раз говорит о том, что гурджары не считались подчиненными хунам. [ 48 ]
- Бана проводит четкое различие между Хунами и Гурджарами и описывает в одном предложении несколько других королевств (таких как Малава и Лата ). Его сочинения не доказывают, что эти две группы были каким-либо образом связаны. [ 46 ] [ 8 ]
- Теория о том, что гурджары являются независимым среднеазиатским племенем, является чистой гипотезой, поскольку нет никаких исторических свидетельств их столкновения с какой-либо индийской державой. Более того, они вторглись бы в Индию через северо-запад: необъяснимо, почему они предпочли поселиться в полузасушливой зоне современного Раджастана, а не на плодородной Индо-Гангской равнине . [ 48 ]
Сторонники теории аборигенного происхождения утверждают, что гурджары были хорошо ассимилированы в индоарийском обществе, в отличие от известных иностранных племен. Например, в исторических записях упоминаются гурджара- брамины ; такой высокий статус варны иностранцам не предоставлялся. Нет никаких упоминаний о браминах из групп Хуна, Шака или Явана . Но в надписи Тасгаона 1250 г. н. э. царя Ядавы Кришны упоминается гурджара-брамин из северной Индии. [ 48 ] Пратихары поклонялись местным богам Шиве и Вишну , а также покровительствовали джайнизму . [ 49 ] Например, надпись Сагар-Тал (Гвалиор) Михиры Бходжи начинается с приветствия Вишну . [ 50 ]
Более того, династии Пратихара Мандора и Каннауджа вели свое происхождение от легендарного местного героя Лакшмана из династии Икшваку . Надпись в Гвалиоре конкретно описывает царя Пратихара Ватсараджа как кшатрия из династии Икшваку. Придворный поэт Пратихары Махендрапала также поддерживает это утверждение, описывая его как потомка Рагху в Виддхашала-Бханджике и Бала-бхарате . [ 51 ] Сторонники теории иностранного происхождения утверждают, что такие заявления характерны для иностранных поселенцев, желающих утвердиться в качестве коренных жителей. Но есть несколько случаев, когда местные династии заявляли о своем происхождении от мифологических индийских героев. [ 36 ]
Ученые, которые идентифицируют «Кучаракудихай», упомянутый в Манимекалаи , как «Гурджара», утверждают, что маловероятно, чтобы архитектору Хуна было поручено построить индуистский храм на юге Индии в VI веке. Однако, как говорилось ранее, точность такой транслитерации сомнительна. [ 6 ]
Исходная родина – Индия.
[ редактировать ]Р. К. Маджумдар предположил, что такие топонимы, как Гуджранвала , Гуджар Хан , Гуджаратра (исторический регион в современном Раджастане) и Гуджарат, могут указывать на постепенную миграцию племени по имени Гурджара с северо-запада на юг. Однако он не считал, что это племя обязательно имело иноземное происхождение. [ 1 ]
Историк Байдж Натх Пури , с другой стороны, предположил миграцию в противоположном направлении. По его словам, племя не покинуло бы плодородную Индо-Гангскую равнину , чтобы поселиться в полузасушливых районах Раджастана и Гуджарата. [ 48 ] Пури считает, что их родиной была область Арбуда (современная гора Абу ). Он представляет следующие аргументы в поддержку исторической теории: [ 4 ]
- В надписи Васантагарха 625 г. н.э. (682 г. до н.э. ), написанной королем по имени Вармалата, говорится, что его феодальный Ваджрабхата Сатаяшрая защищал Арбуду. Надпись называет Радджилу сыном Ваджрабхаты; сына самого раннего известного правителя Пратихары Харичандры также звали Радджила. На основании этого Пури предполагает, что эти две семьи имели общую этническую принадлежность. В надписи Васантгарха также упоминается Пратихара по имени Бхотака как один из участников строительства храма. Пури читает это имя как «Бхота» и указывает, что в семье Харичандры был человек по имени «Джхота». Он приводит этот момент в подтверждение своей теории, утверждая, что одинаково звучащие имена указывают на одну и ту же этническую принадлежность. [ 4 ] Однако Дж. Н. Асопа отмечает, что «Бхотака» — это не то же самое, что «Бхота», и имя Радджила могло принадлежать двум семьям разных линий. [ 52 ]
- XI века В джайнадской надписи Парамары принца Джагаддевы говорится, что жены воинов Гурджары проливали слезы в пещерах Арбуды в результате его военных побед. [ 4 ]
- Тилака -Манджари джайнского ученого XI века Дханапалы также связывает Гурджара с Арбудой. [ 4 ]
Основываясь на этом, Пури предполагает, что гурджары были малоизвестным скотоводческим племенем, жившим в районе горы Абу до шестого века, когда они получили политическую власть. [ 4 ]
Термин «Гурджаратра», от которого произошло слово «Гуджарат», появляется как название географического региона, начиная с 8 века. Он появляется в надписи Каккуки 918 г. до н. э. Гхатиялы. Недатированный дар Бходжи Маходая в Даулатпуре, помещенный в VIII веке Л. Ф. Килхорном , также упоминает человека из Гурджаратра- Мандалы . Места, упомянутые в этих надписях, отождествляются с территориями вокруг современного Джодхпура . Пури предполагает, что «Гурджаратра» изначально использовалась как общий термин для любого поселения, в котором доминирует Гурджара. Позже оно стало обозначать территорию современного Гуджарата. Джинадатта-Сури в своей «Ганадхарарасатаки» описывает «Гуджаратту» как Чаулукья королевство Дурлабхараджи со столицей в Анахилаваде . [ 53 ]
Пури продолжает связывать современных Гурджаров с древними Гурджарами. [ 54 ]
Столица до Каннауй
[ редактировать ]Гурджара-Пратихара установили свой контроль над важным городом Каньякубджа (современный Каннаудж) и известны своим участием в трехсторонней борьбе за контроль над ним. Более ранние колониальные ученые полагали, что до установления своего контроля над Каннауджем Гурджара-Пратихара правили Бхинмалом (о чем упоминается в трудах Сюаньцзана ). [ 55 ]
Однако обнаружение медных пластин Санджана 871 года нашей эры и других свидетельств теперь привело историков к мысли, что первоначальная столица Гурджара-Пратихара находилась в Уджайини (современный Удджайн) в регионе Аванти . [ 55 ] В Санджанской надписи правителя Раштракуты Амогхаварши говорится, что его предок Дантидурга (годы правления 735–756 гг. Н. Э.) провел религиозную церемонию в Уджаяни. В то время его привратником ( пратихарой ) выступал царь Гурджара-деши (страны Гурджара). [ 56 ] [ 57 ] Использование слова пратихара кажется игрой слов , предполагающей, что царь Раштракута подчинил царя Гурджара-Пратихара, который правил Аванти в то время. [ 58 ] Вдобавок джайнский Харивамша называет одного Ватсараджа правителем Аванти как современника Индраюдхи из Каннауджа. Историки идентифицировали этого царя как правителя Гурджара-Пратихара Ватсараджа. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б RC Маджумдар 1981 , стр. 612–613.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , с. 1-2.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Байдж Натх Пури 1957 , с. 7.
- ^ Вызов Айи Нилаканты Шастри (1953). История Индии С. Вишванатан. п. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури 1957 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури 1957 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Дилип Кумар Гангули (1984). История и историки в Древней Индии . Абхинав. п. 101 . ISBN 978-0-391-03250-7 .
- ^ Дурга Прасад Дикшит (1980). Политическая история Чалукья Бадами . Абхинав. п. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Байдж Натх Пури 1957 , с. 10.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 231.
- ^ Ф. Кильхорн (1901). «Радханпурские плиты Говинды III; Сака-Самват 730» . В Э. Хульче (ред.). Эпиграфия Индика . Том. VI. Археологическая служба Индии. п. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д и РЦ Маджумдар 1981 , стр. 613.
- ^ Перейти обратно: а б ДК Гангули 1935 г. , с. 168.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , стр. 12–13.
- ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури 1957 , с. 12.
- ^ Георг Бюлер и Э. Хульч (1883). Дж. Э. Берджесс (ред.). «Гранты Ратора № III. Грант Дхрувы III из Бхароха » Индийский антиквар . XII . Популярное издание: 180–181.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Байдж Натх Пури 1957 , с. 11.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 43.
- ^ Гритли фон Миттервальнер; Фредерик Салмон Гроуз (1986). Кушанские монеты и скульптуры Кушаны из Матхуры . Департамент по делам культуры правительства штата Уттар-Прадеш. п. 47.
- ^ Будда Пракаш (1965). Аспекты индийской истории и цивилизации . Шива Лал Агарвала. п. 157. ИСБН 9780842616812 .
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Рама Шанкар Трипати, 1959 , с. 222.
- ^ DC Ganguly1935 , с. 167.
- ^ Авари, Бурджор (2007). Индия: Древнее прошлое. История Индийского субконтинента с 7000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 204–205. ISBN 978-0-203-08850-0 .
Мадхьядеша стал целью двух отдельных кланов племен Раджастана, известных как Гурджара и Пратихара. Оба они были частью более крупной федерации племен, некоторые из которых позже стали известны как раджпуты.
- ^ DC Ganguly1935 , стр. 167–168.
- ^ К.М. Мунши , Слава, которая была Гурджарешей, Том. III, стр. 5–6, цит. по В. Б. Мишре, 1954 , с. 51
- ^ В. Б. Мишра 1954 , с. 51.
- ^ Байдж Натх Пури 1986 , стр. 9–10.
- ^ В. Б. Мишра 1954 , стр. 50–51.
- ^ Шанта Рани Шарма 2012 , с. 8.
- ^ Шанта Рани Шарма 2017 , стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Байдж Натх Пури 1957 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури 1957 , с. 6.
- ^ Ким, Хён Джин (19 ноября 2015 г.). Гунны . Рутледж. п. 62. ИСБН 978-1-317-34091-1 .
Хотя это и не точно, но также кажется вероятным, что грозный режим Гурджара Пратихара (правивший с седьмого по одиннадцатый века нашей эры) в северной Индии имел мощный элемент белых гуннов . Гурджара Пратихара, которые, вероятно, были созданы в результате слияния белых гуннов и коренных индийских элементов, правили огромной империей на севере Индии, а также на протяжении веков останавливали арабо-мусульманскую экспансию в Индию через Синд.
- ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . БРИЛЛ. п. 279. ИСБН 978-90-04-09249-5 .
- ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . БРИЛЛ. п. 279. ИСБН 978-90-04-09249-5 .
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , стр. 2–3.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 221.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , стр. 3–5.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 35.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 10–13.
- ^ Сингх 1964 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури 1957 , с. 3.
- ^ Альф Хилтебейтель 2001 , с. 31: «К вопросу о Гурджарах следует относиться более серьезно: Мбх действительно не знает о них».
- ^ Перейти обратно: а б с д Байдж Натх Пури 1957 , с. 4.
- ^ Уильям МакГоги (2000). Пять эпох цивилизации: всемирная история как развитие пяти цивилизаций . Чертополох. п. 231 . ISBN 978-0-9605630-3-6 .
- ^ В. Б. Мишра 1966 , с. 2.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 224.
- ^ Джай Нараян Асопа 1990 , с. 21.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , с. 8.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , стр. 14–16.
- ^ Перейти обратно: а б Рама Шанкар Трипати, 1959 , с. 226.
- ^ В. Б. Мишра 1966 , с. 18.
- ^ Байдж Натх Пури 1957 , стр. 10–11.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 226-227.
- ^ Рама Шанкар Трипати 1959 , с. 225-226.
Библиография
[ редактировать ]- Альф Хилтебейтель (2001). Переосмысление Махабхараты: Руководство для читателей по образованию короля Дхармы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-34053-1 .
- Байдж Натх Пури (1957). История Гурджара-Пратихаров . Мунширам Манохарлал .
- Округ Колумбия Гангули (1935). Нарендра Натх Ло (ред.). «Происхождение династии Пратихара». Индийский исторический ежеквартальный журнал . XI . Кэкстон: 167–168. * Ганга Прасад Ядава (1982). Дханапала и его времена: социокультурное исследование, основанное на его работах . Концепция.
- Джай Нараян Асопа (1990). Социально-политическое и экономическое исследование, северная Индия . Пратикша.
- Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс.
- Сингх, РБ (1964). История Чахаманов . Н. Кишор.
- Р. К. Маджумдар (1981). «Гурджара-Пратихара». В Р. С. Шарме и К. К. Дасгупте (ред.). Всеобъемлющая история Индии: 985-1206 гг. н.э. Том. 3 (Часть 1). Конгресс истории Индии / Народное издательство. ISBN 978-81-7007-121-1 .
- Рама Шанкар Трипати (1959). История Канауджа: до мусульманского завоевания . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0478-4 .
- Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 .
- Шанта Рани Шарма (2017). Происхождение и расцвет имперских пратихаров Раджастана: переходы, траектории и исторические изменения . Джайпур: Университет Раджастана. ISBN 978-93-85593-18-5 .
- Шанта Рани Шарма (2012). «Разоблачение мифа о гуджарской идентичности императорских Пратихаров». Индийский исторический обзор . 39 (1): 1–10. дои : 10.1177/0376983612449525 . S2CID 145175448 .
- Сисиркумар Митра (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. п. 38. ISBN 9788120819979 .
- В. Б. Мишра (1966). Гурджара-Пратихара и их времена . С.Чанд.
- В. Б. Мишра (1954). «Кем были Гурджара-Пратихара?». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 35 (¼): 42–53. JSTOR 41784918 .