Сварка трением с перемешиванием




Сварка трением с перемешиванием ( FSW ) — это процесс соединения в твердом состоянии, в котором используется неплавящийся инструмент для соединения двух обращенных друг к другу заготовок без плавления материала заготовки. [ 1 ] [ 2 ] Тепло генерируется за счет трения между вращающимся инструментом и материалом заготовки, что приводит к образованию размягченной области рядом с инструментом FSW. Пока инструмент перемещается по линии соединения, он механически смешивает два куска металла и кует горячий и размягченный металл под действием механического давления, которое прикладывается инструментом, подобно соединению глины или теста. [ 2 ] В основном он используется для кованого или экструдированного алюминия , особенно для конструкций, которым требуется очень высокая прочность сварного шва. FSW способен соединять алюминиевые сплавы, медные сплавы, титановые сплавы, мягкую сталь, нержавеющую сталь и магниевые сплавы. Совсем недавно его успешно использовали при сварке полимеров. [ 3 ] Кроме того, недавно с помощью FSW было достигнуто соединение разнородных металлов, таких как сплавы алюминия и магния. [ 4 ] Применение FSW можно найти в современном судостроении, поездах и аэрокосмической отрасли. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Идея была запатентована в Советском Союзе Ю. Клименко в 1967 году. [ 11 ] но в то время это не было развито в коммерческую технологию. Он был экспериментально проверен и коммерциализирован в Институте сварки (TWI) в Великобритании в 1991 году. TWI владела патентами на этот процесс, первый из которых был наиболее описательным. [ 12 ]
Принцип работы
[ редактировать ]


Сварка трением с перемешиванием выполняется с помощью вращающегося цилиндрического инструмента, который имеет профилированный штифт (также известный как зонд), диаметр которого меньше диаметра его плеча. При сварке инструмент подается в стык между двумя зажатыми заготовками до тех пор, пока щуп не войдет в заготовку и его плечо не коснется поверхности заготовок. [ 14 ] Зонд немного короче требуемой глубины сварки, при этом заплечик инструмента находится над рабочей поверхностью. [ 15 ] После короткого времени ожидания инструмент перемещается вперед вдоль линии соединения с заданной скоростью сварки. [ 16 ]
от трения Между износостойким инструментом и заготовками образуется тепло . Это тепло, а также тепло, генерируемое в процессе механического смешивания, и адиабатическое тепло внутри материала приводят к размягчению перемешиваемых материалов без плавления . Когда инструмент движется вперед, специальный профиль зонда перемещает пластифицированный материал от передней поверхности к задней, где большие силы способствуют кованому уплотнению сварного шва.
Этот процесс перемещения инструмента вдоль линии сварки в пластифицированном трубчатом металлическом валу приводит к серьезной твердотельной деформации, включающей динамическую рекристаллизацию основного материала. [ 17 ]
Микроструктурные особенности
[ редактировать ]Твердотельный характер процесса FSW в сочетании с необычной формой инструмента и асимметричным профилем скорости приводит к очень характерной микроструктуре . Микроструктуру можно разделить на следующие зоны:
- Зона перемешивания (также известная как зона динамической рекристаллизации) представляет собой область сильно деформированного материала, примерно соответствующую расположению штифта во время сварки. Зерна . в зоне перемешивания примерно равноосные и часто на порядок меньше зерен в исходном материале [ 18 ] Уникальной особенностью зоны перемешивания является частое наличие нескольких концентрических колец, которые получили название структуры «луковичных колец». [ 19 ] Точное происхождение этих колец точно не установлено, хотя предполагались различия в плотности числа частиц, размере зерен и текстуре.
- Зона рукава потока находится на верхней поверхности сварного шва и состоит из материала, который перетаскивается буртиком с отступающей стороны сварного шва вокруг задней части инструмента и осаждается на наступающей стороне. [ нужна ссылка ]
- Зона термомеханического воздействия (ТМАЗ) расположена по обе стороны от зоны перемешивания. В этой области деформация и температура ниже, и влияние сварки на микроструктуру соответственно меньше. В отличие от зоны перемешивания, микроструктура узнаваема как у исходного материала, хотя и значительно деформирована и повернута. Хотя термин TMAZ технически относится ко всей деформированной области, он часто используется для описания любой области, еще не охваченной терминами «зона перемешивания» и «рукав потока». [ нужна ссылка ]
- Зона термического влияния (ЗТВ) является общей для всех сварочных процессов. Как следует из названия, эта область подвергается термическому циклу, но не деформируется при сварке. Температуры ниже, чем в ТМАЗ, но все же могут иметь значительный эффект, если микроструктура термически нестабильна. Фактически, в алюминиевых сплавах, упрочненных старением, эта область обычно демонстрирует самые плохие механические свойства. [ 20 ]
Преимущества и ограничения
[ редактировать ]Твердотельный характер FSW дает ряд преимуществ перед методами сварки плавлением, поскольку удается избежать проблем, связанных с охлаждением жидкой фазы. такие проблемы, как пористость , растворенных веществ перераспределение , растрескивание при затвердевании и ликвационное растрескивание Во время FSW не возникают . В целом было обнаружено, что FSW дает низкую концентрацию дефектов и очень толерантен к изменениям параметров и материалов.
Тем не менее, FSW сопряжен с рядом уникальных дефектов, если его не выполнить должным образом. Недостаточная температура сварки, например, из-за низких скоростей вращения или высоких скоростей перемещения, означает, что сварочный материал не может выдержать значительную деформацию во время сварки. Это может привести к образованию длинных туннельных дефектов вдоль сварного шва, которые могут возникать на поверхности или под поверхностью. Низкие температуры также могут ограничивать ковочную активность инструмента и, таким образом, снижать непрерывность соединения между материалом с каждой стороны сварного шва. Легкий контакт между материалами породил название «связка поцелуев». Этот дефект вызывает особую тревогу, так как его очень сложно обнаружить неразрушающими методами, такими как рентген или ультразвуковой контроль . Если штифт недостаточно длинный или инструмент поднимается из пластины, то интерфейс в нижней части сварного шва не может быть разрушен и прокован инструментом, что приведет к дефекту непровара. По сути, это вырез в материале, который может быть потенциальным источником усталостные трещины .
Был выявлен ряд потенциальных преимуществ FSW по сравнению с традиционными процессами сварки плавлением: [ 21 ] [ 16 ]
- Хорошие механические свойства в состоянии после сварки.
- Повышенная безопасность благодаря отсутствию токсичных паров и брызг расплавленного материала.
- Никаких расходных материалов. Резьбовой штифт, изготовленный из обычной инструментальной стали , например, закаленной H13, позволяет сваривать алюминий длиной более 1 км (0,6 мили), при этом для алюминия не требуется наполнитель или газовая защита.
- Легко автоматизируется на простых фрезерных станках — меньшие затраты на настройку и меньшее обучение.
- Может работать во всех положениях (горизонтальном, вертикальном и т.д.), так как отсутствует сварочная ванна.
- В целом хороший внешний вид сварного шва и минимальная несоответствие/избыточность толщины, что снижает необходимость дорогостоящей механической обработки после сварки.
- Можно использовать более тонкие материалы с одинаковой прочностью соединения.
- Низкое воздействие на окружающую среду.
- Общая производительность и экономическая выгода от перехода от термоядерного синтеза к трению.
Однако были выявлены некоторые недостатки этого процесса:
- Выходное отверстие слева, когда инструмент вынут.
- Требуются большие прижимные силы при прочном зажиме, необходимом для удержания пластин вместе.
- Менее гибок, чем ручные и дуговые процессы (трудности с изменением толщины и нелинейными сварными швами).
- Часто более медленная скорость перемещения, чем при некоторых методах сварки плавлением, хотя это можно компенсировать, если требуется меньшее количество проходов сварки.
Важные параметры сварки
[ редактировать ]Конструкция инструмента
[ редактировать ]Конструкция инструмента [ 22 ] является решающим фактором, поскольку хороший инструмент может улучшить как качество сварного шва, так и максимально возможную скорость сварки.
Желательно, чтобы материал инструмента был достаточно прочным, вязким и износостойким при температуре сварки. Кроме того, он должен иметь хорошую стойкость к окислению и низкую теплопроводность, чтобы свести к минимуму потери тепла и тепловые повреждения оборудования, расположенного дальше по трансмиссии. горячей обработки, Инструментальная сталь такая как AISI H13, оказалась вполне приемлемой для сварки алюминиевых сплавов толщиной от 0,5 до 50 мм. [ 23 ] но для более требовательных применений, таких как высокоабразивные композиты с металлической матрицей, необходимы более совершенные инструментальные материалы. [ 24 ] или материалы с более высокой температурой плавления, такие как сталь или титан.
Было показано, что улучшения в конструкции инструментов приводят к существенному повышению производительности и качества. Компания TWI разработала инструменты, специально предназначенные для увеличения глубины провара и, таким образом, увеличения толщины листов, которые можно успешно сваривать. Примером может служить конструкция «завиток», в которой используется конический штифт с входящими элементами или резьба с переменным шагом для улучшения потока материала вниз. Дополнительные конструкции включают серии Triflute и Trivex. Конструкция Triflute имеет сложную систему из трех сужающихся входящих канавок с резьбой, которые, по-видимому, увеличивают движение материала вокруг инструмента. В инструментах Trivex используется более простой, нецилиндрический штифт, который, как было обнаружено, снижает силы, действующие на инструмент во время сварки.
Большинство инструментов имеют вогнутый профиль плеча, который действует как выходной объем для материала, вытесненного штифтом, предотвращает выдавливание материала из боковых сторон плеча и поддерживает давление вниз и, следовательно, хорошую проковку материала позади инструмента. В инструменте Triflute используется альтернативная система с серией концентрических канавок, вырезанных на поверхности, которые предназначены для создания дополнительного перемещения материала в верхних слоях сварного шва.
Широкое коммерческое применение процесса сварки трением с перемешиванием сталей и других твердых сплавов, таких как титановые сплавы, потребует разработки экономичных и долговечных инструментов. [ 25 ] Выбор материала, конструкция и стоимость являются важными факторами при поиске коммерчески полезных инструментов для сварки твердых материалов. Продолжается работа по лучшему пониманию влияния состава, структуры, свойств и геометрии инструментального материала на его производительность, долговечность и стоимость. [ 26 ]
Вращение инструмента и скорость перемещения
[ редактировать ]При сварке трением с перемешиванием следует учитывать две скорости инструмента; [ 27 ] насколько быстро инструмент вращается и как быстро он перемещается по интерфейсу. Эти два параметра имеют большое значение и должны выбираться с осторожностью, чтобы обеспечить успешный и эффективный сварочный цикл. Взаимосвязь между скоростью вращения, скоростью сварки и подводом тепла во время сварки сложна, но в целом можно сказать, что увеличение скорости вращения или уменьшение скорости перемещения приведет к более горячему сварному шву. Для успешного выполнения сварного шва необходимо, чтобы материал, окружающий инструмент, был достаточно горячим, чтобы обеспечить требуемое обширное пластическое течение и минимизировать силы, действующие на инструмент. Если материал слишком холодный, то в зоне перемешивания могут присутствовать пустоты или другие дефекты и в крайних случаях инструмент может сломаться.
С другой стороны, чрезмерно высокое тепловложение может отрицательно повлиять на конечные свойства сварного шва. Теоретически это может привести даже к появлению дефектов из-за ликвации легкоплавких фаз (аналогично ликвационному растрескиванию в сварных швах). Эти конкурирующие требования приводят к концепции «окна обработки»: диапазона параметров обработки, а именно. вращение инструмента и скорость перемещения, которые обеспечат сварку хорошего качества. [ 28 ] В пределах этого окна полученный сварной шов будет иметь достаточно высокую тепловложение, чтобы обеспечить достаточную пластичность материала, но не настолько высокую, чтобы свойства сварного шва чрезмерно ухудшились.
Наклон инструмента и глубина погружения
[ редактировать ]
Глубина погружения определяется как глубина самой нижней точки плеча ниже поверхности свариваемой пластины и считается критическим параметром для обеспечения качества сварного шва. [ 29 ] Погружение заплечика ниже поверхности пластины увеличивает давление под инструментом и помогает обеспечить достаточную проковку материала в задней части инструмента. Было обнаружено, что наклон инструмента на 2–4 градуса, так что задняя часть инструмента находится ниже передней, облегчает процесс ковки. Глубину погружения необходимо правильно установить как для обеспечения необходимого давления вниз, так и для обеспечения полного проникновения инструмента в сварной шов. При необходимости высоких нагрузок сварочный аппарат может отклониться и уменьшить глубину погружения по сравнению с номинальной настройкой, что может привести к дефектам сварного шва. С другой стороны, чрезмерная глубина погружения может привести к трению штифта о поверхность опорной пластины или значительному несоответствию толщины сварного шва по сравнению с основным материалом. Сварочные аппараты с переменной нагрузкой были разработаны для автоматической компенсации изменений смещения инструмента, а компания TWI продемонстрировала систему роликов, которая поддерживает положение инструмента над сварочной пластиной.
Сварочные силы
[ редактировать ]Во время сварки на инструмент будет действовать ряд сил: [ 30 ]
- Направленная вниз сила необходима для поддержания положения инструмента на поверхности материала или под ней. Некоторые аппараты для сварки трением с перемешиванием работают с контролем нагрузки, но во многих случаях вертикальное положение инструмента задано заранее, поэтому во время сварки нагрузка будет меняться.
- Траверсная сила действует параллельно движению инструмента и положительна в направлении траверсы. Поскольку эта сила возникает в результате сопротивления материала движению инструмента, можно было бы ожидать, что эта сила будет уменьшаться по мере увеличения температуры материала вокруг инструмента.
- Боковая сила может действовать перпендикулярно направлению перемещения инструмента и здесь определяется как положительная по направлению к продвигающейся стороне сварного шва.
- Для вращения инструмента необходим крутящий момент, величина которого будет зависеть от прижимной силы и коэффициента трения (трения скольжения) и/или силы течения материала в окружающей области ( прилипания ).
Чтобы предотвратить поломку инструмента и свести к минимуму чрезмерный износ инструмента и связанного с ним оборудования, сварочный цикл модифицируется таким образом, чтобы силы, действующие на инструмент, были как можно меньшими, а резкие изменения избегались. Чтобы найти наилучшее сочетание параметров сварки, вероятно, необходимо достичь компромисса, поскольку условия, благоприятствующие низким усилиям (например, высокое тепловложение, низкие скорости перемещения), могут быть нежелательны с точки зрения производительности и сварки. характеристики.
Поток материала
[ редактировать ]В ранних работах по изучению режима потока материала вокруг инструмента использовались вставки из другого сплава, которые при просмотре через микроскоп имели другой контраст с обычным материалом, чтобы определить, куда перемещался материал при прохождении инструмента. [ 31 ] [ 32 ] Данные были интерпретированы как представляющие форму экструзии на месте , где инструмент, опорная пластина и холодный основной материал образуют «камеру экструзии», через которую проталкивается горячий пластифицированный материал. В этой модели вращение инструмента практически не затягивает материал вокруг передней части зонда; вместо этого материал отделяется перед штифтом и проходит вниз по обеим сторонам. После того, как материал прошел зонд, боковое давление, оказываемое «матрицей», сжимает материал вместе, и происходит уплотнение соединения, когда задняя часть плеча инструмента проходит над головой, и большая прижимная сила проковывает материал.
Совсем недавно была выдвинута альтернативная теория, которая выступает за значительное перемещение материалов в определенных местах. [ 33 ] Эта теория утверждает, что некоторый материал действительно вращается вокруг зонда, по крайней мере, один оборот, и именно это движение материала создает структуру «луковичного кольца» в зоне перемешивания. Исследователи использовали комбинацию вставок из тонких медных полосок и технику «замороженного штифта», при которой инструмент быстро останавливается на месте. Они предположили, что движение материала происходит за счет двух процессов:
- Материал на продвигающейся стороне сварного шва попадает в зону, которая вращается и продвигается вместе с профилированным датчиком. Этот материал был очень сильно деформирован и отслаивался позади штифта, образуя дугообразные элементы, если смотреть сверху (т.е. вниз по оси инструмента). Было отмечено, что медь попала в зону вращения вокруг штифта, где разбилась на фрагменты. Эти фрагменты были обнаружены только в дугообразных элементах материала позади инструмента.
- Более легкий материал поступал с отступающей стороны перед штифтом, перетаскивался к задней части инструмента и заполнял промежутки между дугами материала наступающей стороны. Этот материал не вращался вокруг штифта, а более низкий уровень деформации привел к увеличению размера зерна.
Основное преимущество этого объяснения состоит в том, что оно дает правдоподобное объяснение образования структуры луковичного кольца.
Маркерный метод сварки трением с перемешиванием позволяет получить данные о начальном и конечном положении маркера в свариваемом материале. Затем поток материала реконструируется с этих позиций. Подробное поле течения материала при сварке трением с перемешиванием также можно рассчитать на основе теоретических соображений, основанных на фундаментальных научных принципах. Расчеты потоков материалов обычно используются во многих инженерных приложениях. Расчет полей течения материала при сварке трением с перемешиванием можно выполнить как с помощью комплексного численного моделирования, так и с помощью комплексного численного моделирования. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] или простые, но понятные аналитические уравнения. [ 37 ] Комплексные модели для расчета полей потока материала также предоставляют важную информацию, такую как геометрия зоны перемешивания и крутящий момент инструмента. [ 38 ] [ 39 ] Численное моделирование показало способность правильно предсказывать результаты маркерных экспериментов. [ 36 ] и геометрия зоны перемешивания, наблюдаемая в экспериментах по сварке трением с перемешиванием. [ 38 ] [ 40 ]
Генерация и поток тепла
[ редактировать ]Для любого процесса сварки, как правило, желательно увеличить скорость перемещения и минимизировать подвод тепла, поскольку это повысит производительность и, возможно, уменьшит влияние сварки на механические свойства сварного шва. В то же время необходимо убедиться, что температура вокруг инструмента достаточно высока, чтобы обеспечить достаточный поток материала и предотвратить дефекты или повреждение инструмента.
Когда скорость перемещения увеличивается, при заданном подводе тепла остается меньше времени для прохождения тепла вперед от инструмента, и температурные градиенты становятся больше. В какой-то момент скорость станет настолько высокой, что материал перед инструментом станет слишком холодным, а напряжение течения слишком высоким, чтобы обеспечить адекватное движение материала, что приведет к дефектам или разрушению инструмента. Если «горячая зона» слишком велика, можно увеличить скорость перемещения и, следовательно, производительность.
Сварочный цикл можно разбить на несколько этапов, во время которых тепловой поток и термический профиль будут разными: [ 41 ]
- Жить . Материал предварительно нагревается неподвижным вращающимся инструментом для достижения достаточной температуры перед инструментом, позволяющей осуществлять перемещение. В этот период также может входить погружение инструмента в заготовку.
- Переходный нагрев . Когда инструмент начнет двигаться, наступит переходный период, в течение которого тепловыделение и температура вокруг инструмента будут меняться сложным образом, пока не будет достигнуто практически устойчивое состояние.
- Псевдостационарное состояние . Хотя будут возникать колебания тепловыделения, тепловое поле вокруг инструмента остается фактически постоянным, по крайней мере, в макроскопическом масштабе.
- Пост-стационарное состояние . Ближе к концу сварного шва тепло может «отражаться» от конца пластины, что приводит к дополнительному нагреву вокруг инструмента.
Выделение тепла при сварке трением с перемешиванием возникает из-за двух основных источников: трения о поверхность инструмента и деформации материала вокруг инструмента. [ 42 ] Часто предполагается, что выделение тепла происходит преимущественно под заплечиком из-за его большей площади поверхности и равно мощности, необходимой для преодоления контактных сил между инструментом и заготовкой. Состояние контакта под плечом можно описать трением скольжения с использованием коэффициента трения μ и межфазного давления P или трением прилипания, основанным на межфазной прочности на сдвиг при соответствующей температуре и скорости деформации. Математические аппроксимации общего количества тепла, выделяемого плечом инструмента Q total, были разработаны с использованием моделей трения скольжения и прилипания: [ 41 ]
- (скользящий)
- (прилипая)
где ω — угловая скорость инструмента, R плечо — радиус плеча инструмента, а R штифт — радиус штифта. Было предложено несколько других уравнений для учета таких факторов, как штифт, но общий подход остался прежним.
Основная трудность при применении этих уравнений заключается в определении подходящих значений коэффициента трения или межфазного напряжения сдвига. Условия, в которых работает этот инструмент, одновременно экстремальны и их очень трудно измерить. На сегодняшний день эти параметры используются в качестве «подгоночных параметров», когда модель опирается на измеренные тепловые данные для получения разумного смоделированного теплового поля. Хотя этот подход полезен для создания моделей процесса для прогнозирования, например, остаточных напряжений, он менее полезен для понимания самого процесса.
Приложения
[ редактировать ]Процесс FSW изначально был запатентован компанией TWI в большинстве промышленно развитых стран и лицензирован для более чем 183 пользователей. Сварка трением с перемешиванием и ее варианты – точечная сварка трением с перемешиванием и обработка трением с перемешиванием – используются для следующих промышленных применений: [ 43 ] судостроение и шельф, [ 44 ] аэрокосмическая промышленность, [ 45 ] [ 46 ] автомобильный, [ 47 ] подвижной состав для железных дорог, [ 48 ] [ 49 ] общее изготовление, [ 50 ] робототехника и компьютеры.
Судостроение и шельф
[ редактировать ]
Две скандинавские компании, занимающиеся экструзией алюминия, были первыми, кто применил FSW в коммерческих целях для производства панелей для заморозки рыбы в Сапе в 1996 году, а также палубных панелей и посадочных платформ для вертолетов в Marine Aluminium Aanensen. Впоследствии компания Marine Aluminium Aanensen объединилась с Hydro Aluminium Maritime и стала Hydro Marine Aluminium . Некоторые из этих панелей для морозильных камер в настоящее время производятся компаниями Riftec и Bayards. двумерные сварные швы трением с перемешиванием в гидродинамически расширяющейся носовой части корпуса океанского наблюдателя The Boss В 1997 году в Институте Научно-исследовательского фонда на первой портативной машине FSW были изготовлены . Super Liner Ogasawara компании Mitsui Engineering and Shipbuilding на сегодняшний день является крупнейшим судном, сваренным трением с перемешиванием. [ нужна ссылка ] Морской истребитель компании Nichols Bros и Freedom класса прибрежные боевые корабли содержат сборные панели от производителей FSW Advanced Technology и Friction Stir Link, Inc. соответственно. [ 6 ] Ракетный «Хубэй» катер класса оснащен ракетными пусковыми контейнерами, сваренными трением с перемешиванием, Китайского центра трения и перемешивания. HMNZS Rotoiti в Новой Зеландии имеет панели FSW, изготовленные Donovans на переоборудованном фрезерном станке. [ 51 ] [ 52 ] Различные компании применяют FSW для десантных брони кораблей . [ 53 ] [ 54 ]
Аэрокосмическая промышленность
[ редактировать ]
United Launch Alliance применяет FSW к ракетам-носителям Delta II , Delta IV , Atlas V и новым одноразовым ракетам- носителям Vulcan вместе с их криогенными верхними ступенями , и первая из них с межкаскадным модулем, сваренным трением с перемешиванием, была запущена в 1999 году. Процесс был запущен в 1999 году. также использовался для внешнего бака космического корабля «Шаттл» , для «Ареса I» , пока проект не был отменен в 2012 году, для ядра SLS , пришедшего на смену «Аресу», а также для испытательной статьи «Орион для экипажа» и текущей модели «Ориона » в НАСА , а также для «Сокола». Ракеты Falcon 1 и Falcon 9 в SpaceX . [ 55 ] Гвозди для рампы грузового самолета Boeing C-17 Globemaster III от компании Advanced Joining Technologies. [ 7 ] и балки грузового барьера для большого грузового корабля Boeing 747. [ 7 ] были первыми серийно выпускаемыми авиационными деталями. Одобренные FAA крылья и панели фюзеляжа самолета Eclipse 500 были изготовлены на заводе Eclipse Aviation , и эта компания поставила 259 бизнес-джетов, сваренных трением с перемешиванием, прежде чем они были вынуждены ликвидироваться в соответствии с Главой 7. Панели пола для военных самолетов Airbus A400M теперь производятся компанией Pfalz Flugzeugwerke , а Embraer использовала FSW для самолетов Legacy 450 и 500 Jets. [ 8 ] Сварка трением с перемешиванием также применяется для панелей фюзеляжа самолетов Airbus A380 . [ 56 ] Компания BRÖTJE-Automation использует сварку трением с перемешиванием для портальных машин, разработанных для аэрокосмической отрасли, а также для других промышленных применений. [ 57 ]
Автомобильная промышленность
[ редактировать ]
Алюминиевые опоры двигателя и стойки подвески для удлиненных Lincoln Town Cars были первыми автомобильными деталями, которые были сварены трением с перемешиванием в компании Tower Automotive , которая использует этот процесс также для туннеля двигателя Ford GT . Дочерняя компания этой компании называется Friction Stir Link, Inc. и успешно использует процесс FSW, например, для бортового прицепа «Revolution» компании Fontaine Trailers. [ 58 ] В Японии FSW применяется для стоек подвески Showa Diko и для соединения алюминиевых листов с кронштейнами из оцинкованной стали крышки багажника Mazda MX-5 . Точечная сварка трением с перемешиванием успешно применяется для капота (капота) и задних дверей Mazda RX-8 и крышки багажника Toyota Prius . Колеса свариваются трением с перемешиванием на предприятиях Simmons Wheels, UT Alloy Works и Fundo. [ 59 ] Задние сиденья Volvo V70 сварены трением с перемешиванием на заводе Sapa, поршни HVAC – на заводе Halla Climate Control, а охладители системы рециркуляции выхлопных газов – на заводе Pierburg. Сварные заготовки по индивидуальному заказу [ 60 ] сварены трением с перемешиванием для Audi R8 на заводе Riftec. [ 61 ] B-образная стойка Audi R8 Spider сварена трением с перемешиванием из двух профилей на предприятии Hammerer Aluminium Industries в Австрии. [ нужна ссылка ] Передний подрамник Honda Accord 2013 года был сварен трением с перемешиванием для соединения алюминиевых и стальных половин. [ 62 ]
железные дороги
[ редактировать ]С 1997 года панели крыши изготавливались из алюминиевых профилей на предприятии Hydro Marine Aluminium на специальной машине FSW длиной 25 м, например, для SA-SD класса DSB поездов компании Alstom LHB . [ 9 ] Изогнутые боковые панели и панели крыши для линии Виктория поездов лондонского метрополитена , боковые панели для Bombardier Electrostar поездов [ 10 ] в Sapa Group, а боковые панели для поездов Alstom British Rail Class 390 Pendolino производятся на Sapa Group. [ не удалось пройти проверку ] [ 63 ] Японские пригородные и экспресс -поезда А , [ 64 ] сварены Поезда класса 395 компании British Rail трением с перемешиванием компанией Hitachi . [ 65 ] в то время как Kawasaki применяет точечную сварку трением с перемешиванием для панелей крыши, а Sumitomo Light Metal производит панели пола Shinkansen . Инновационные панели пола FSW производятся компанией Hammerer Aluminium Industries в Австрии для двухэтажных вагонов Stadler Kiss с внутренней высотой 2 м на обоих этажах, а также для новых кузовов вагонов Вуппертальской подвесной железной дороги . [ 66 ]
Радиаторы для охлаждения мощной электроники локомотивов производятся на заводах Сыкатек, EBG, Austerlitz Electronics, ЕвроКомпозит, Сапа. [ 67 ] и Rapid Technic AG , и являются наиболее распространенным применением FSW из-за превосходной теплопередачи.
Изготовление
[ редактировать ]
Фасадные панели и катодные листы свариваются трением с перемешиванием на предприятиях AMAG и Hammerer Aluminium Industries, включая сварку меди с алюминием внахлестку с перемешиванием. Мясорезки Bizerba , кондиционеры Ökolüfter и рентгеновские вакуумные камеры Siemens свариваются трением с перемешиванием на предприятии Riftec. Вакуумные клапаны и сосуды производятся FSW на японских и швейцарских предприятиях. FSW также используется для инкапсулирования ядерных отходов в СКБ в медные контейнеры толщиной 50 мм. [ 68 ] [ 69 ] Сосуды под давлением из полусферических поковок диаметром 1 м из алюминиевого сплава 2219 толщиной 38,1 мм в компании Advanced Joining Technologies и лаборатории Lawrence Livermore Nat Lab. [ 70 ] Обработка трением с перемешиванием применяется для судовых гребных винтов компании Friction Stir Link, Inc. и охотничьих ножей компании DiamondBlade. Bosch использует его в Вустере для производства теплообменников. [ 71 ]
Робототехника
[ редактировать ]KUKA Robot Group адаптировала своего сверхмощного робота KR500-3MT для сварки трением с перемешиванием с помощью инструмента DeltaN FS. Система впервые была представлена публике на выставке EuroBLECH в ноябре 2012 года. [ 72 ]
Персональные компьютеры
[ редактировать ]Apple применила сварку трением с перемешиванием на iMac 2012 года, чтобы эффективно соединить нижнюю часть устройства с задней. [ 73 ]
Соединение алюминиевого материала для 3D-печати
[ редактировать ]Доказано, что FSW можно использовать в качестве одного из методов соединения металлических материалов для 3D-печати. Используя подходящие инструменты FSW и правильную настройку параметров, можно получить прочный и бездефектный сварной шов для соединения металлических материалов для 3D-печати. Кроме того, инструменты FSW должны быть тверже, чем материалы, которые нужно сваривать. Наиболее важными параметрами в FSW являются вращение зонда, скорость перемещения, угол наклона шпинделя и глубина цели. Эффективность сварного соединения FSW на металле, напечатанном на 3D-принтере, может достигать 83,3% по сравнению с прочностью основного материала. [ 74 ]
См. также
[ редактировать ]- Сварка разнородными трением с перемешиванием
- Фрикционная гидрообработка столбов [ 75 ] [ 76 ]
- Обработка с трением и перемешиванием
- Сварка трением
- Категория:Специалисты по сварке трением с перемешиванием
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Кун; Джаррар, Фирас; Шейх-Ахмад, Джамал; Озтюрк, Фахреттин (2017). «Использование связанной формулы Эйлера-Лагранжа для точного моделирования процесса сварки трением с перемешиванием» . Процедия Инжиниринг . 207 : 574–579. дои : 10.1016/j.proeng.2017.10.1023 .
- ^ Перейти обратно: а б «Сварочный процесс и его параметры – Сварка трением с перемешиванием» . www.fswelding.com . Архивировано из оригинала 22 июля 2020 г. Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Шейх-Ахмад, JY; Али, Дима С.; Девечи, Сулейман; Алмаскари, Фахад; Джаррар, Фирас (февраль 2019 г.). «Сварка трением с перемешиванием композита полиэтилена высокой плотности и технического углерода». Журнал технологии обработки материалов . 264 : 402–413. дои : 10.1016/j.jmatprotec.2018.09.033 . S2CID 139970404 .
- ^ Хоу, З.; Шейх-Ахмад Дж.; Джаррар, Ф.; Озтюрк, Ф. (01 мая 2018 г.). «Остаточные напряжения при сварке разнородными трением с перемешиванием AA2024 и AZ31: экспериментальное и численное исследование». Журнал производственной науки и техники . 140 (5). дои : 10.1115/1.4039074 . ISSN 1087-1357 .
- ^ «Практическое применение СТП – сварка трением с перемешиванием» . www.fswelding.com . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Билл Арбегаст , Тони Рейнольдс, Раджив С. Мишра, Трейси Нельсон, Дуайт Берфорд: прибрежная боевая система с улучшенными технологиями сварки. Архивировано 8 октября 2012 г. в Wayback Machine , Центр обработки трением STIR (CFSP).
- ^ Перейти обратно: а б с Уолтер Полт «Небольшие разногласия в Boeing» , Boeing Frontiers Online, сентябрь 2004 г., Vol. 3, Выпуск 5.
- ^ Перейти обратно: а б Embraer выполняет первую резку металла для Legacy 500 Jet. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine , BART International.
- ^ Перейти обратно: а б С.В. Калли, Дж. Давенпорт и Э.Д. Николас: «Производители железных дорог применяют сварку трением с перемешиванием». Архивировано 18 октября 2009 г. в Wayback Machine , Welding Journal, октябрь 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Видео: «Сварка трением с перемешиванием поездов Bombardier» , заархивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Twi.co.uk.
- ^ «СПОСОБ СВАРКИ МЕТАЛЛА ТРЕНИЕМ» .
- ^ Томас, WM; Николас, Эд; Нидэм, Джей Си; Марч, М.Г.; Темпл-Смит, П.; Дауэс, СиДжей. Стыковая сварка трением с перемешиванием , патент Великобритании № 9125978.8, международная заявка на патент № PCT/GB92/02203, (1991).
- ^ Сварка трением с перемешиванием (FSW) — это инновационная технология, позволяющая надежно соединять разнородные сплавы с помощью износостойкого вращающегося инструмента, следующего за сварочным швом.
- ^ Нур Заман Хан; Аршад Нур Сиддик; Захид А Хан (01 ноября 2017 г.). Сварка трением с перемешиванием . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.1201/9781315116815 . ISBN 978-1-315-11681-5 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Калли, Юго-Запад (6 сентября 2006 г.). «Сварка трением с перемешиванием в TWI» . Институт сварки (TWI). Архивировано из оригинала 11 октября 2011 г. Проверено 14 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Технология – StirWeld» . StirWeld (на французском языке) . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Дин, Джефф; Боб Картер; Кирби Лоулесс; доктор Артур Нуньес; Кэролайн Рассел; Майкл Сьютс; Доктор Джуди Шнайдер (14 февраля 2008 г.). «Десятилетие исследований и разработок в области сварки трением с перемешиванием в Центре космических полетов имени Маршалла НАСА и взгляд в будущее» (PDF) . НАСА . Проверено 14 апреля 2009 г.
- ^ Мурр, Ле; Лю, Г.; МакКлюр, Дж. К. (1997). «Динамическая рекристаллизация при сварке трением с перемешиванием алюминиевого сплава 1100». Журнал материаловедческих писем . 16 (22): 1801–1803. дои : 10.1023/A:1018556332357 . S2CID 135215434 .
- ^ Кришнан, КН (2002). «О формировании луковых колец при сварке трением с перемешиванием». Материаловедение и инженерия А. 327 (2): 246–251. дои : 10.1016/S0921-5093(01)01474-5 .
- ^ Махони, штат Вашингтон; Родос, КГ; Флинтофф, Дж. Г.; Бингель, штат Вашингтон; Сперлинг, РА (1998). «Свойства алюминия 7075 T651, сваренного трением с перемешиванием». Металлургические и сырьевые операции А . 29 (7): 1955–1964. Бибкод : 1998ММТА...29.1955М . дои : 10.1007/s11661-998-0021-5 . S2CID 137071435 .
- ^ Николас, ЭД (1998). «Разработки в области сварки трением металлов». ICAA-6: 6-я Международная конференция по алюминиевым сплавам . Тойохаси, Япония.
- ^ Раджив С. Мишра, Мюррей В. Махони: Сварка трением с перемешиванием и обработка , ASM International ISBN 978-0-87170-848-9 .
- ^ Прадо, РА; Мурр, Ле; Шиндо, диджей; Сото, Х.Ф. (2001). «Износ инструмента при сварке трением с перемешиванием алюминиевого сплава 6061+20% Al2O3: предварительное исследование». Скрипта Материалия . 45 : 75–80. дои : 10.1016/S1359-6462(01)00994-0 .
- ^ Нельсон, Т.; Чжан, Х.; Хейнс, Т. (2000). «Сварка трением с перемешиванием Al MMC 6061-B4C». 2-й международный симпозиум по ЖКС (CD-ROM) . Гетеборг, Швеция.
- ^ Бхадешиа HKDH; ДебРой Т. (2009). «Критическая оценка: сварка сталей трением с перемешиванием». Наука и технология сварки и соединения . 14 (3): 193–196. дои : 10.1179/136217109X421300 . S2CID 137947326 .
- ^ Рай Р.; ДЭА.; Бхадешиа HKDH; ДебРой Т. (2011). «Обзор: инструменты для сварки трением с перемешиванием». Наука и технология сварки и соединения . 16 (4): 325–342. дои : 10.1179/1362171811Y.0000000023 . S2CID 16838735 .
- ^ В. Бучибабу.; ГМ Редди.; Д.В. Кулкарни.; Де. (2016). «Сварка трением с перемешиванием толстой пластины из сплава Al-Zn-Mg». Журнал материаловедения и производительности . 25 (3): 1163–1171. Бибкод : 2016JMEP...25.1163B . дои : 10.1007/s11665-016-1924-8 . S2CID 138343148 .
- ^ Арбегаст, Уильям Дж. (март 2008 г.). «Модель поточно-разделенной зоны деформации дефектообразования при сварке трением с перемешиванием» . Скрипта Материалия . 58 (5): 372–376. дои : 10.1016/j.scriptamat.2007.10.031 .
- ^ Леонард, Эй Джей (2000). «Микроструктура и поведение старения FSW в алюминиевых сплавах 2014A-T651 и 7075-T651». 2-й международный симпозиум по ЖКС (CD-ROM) . Гетеборг, Швеция.
- ^ В. Бучибабу.; ГМ Редди.; Де. (март 2017 г.). «Измерительный крутящий момент, поперечное усилие и долговечность инструмента при сварке трением с перемешиванием алюминиевых сплавов». Журнал технологии обработки материалов . 241 (1): 86–92. дои : 10.1016/j.jmatprotec.2016.11.008 .
- ^ Рейнольдс, AP (2000). «Визуализация течения материала в сварных швах автогенным трением с перемешиванием». Наука и технология сварки и соединения . 5 (2): 120–124. дои : 10.1179/136217100101538119 . S2CID 137563036 .
- ^ Зейдель, ТУ; Рейнольдс, AP (2001). «Визуализация течения материала в сварных швах трением с перемешиванием AA2195 с использованием метода маркерной вставки». Металлургические и сырьевые операции А . 32 (11): 2879–2884. дои : 10.1007/s11661-001-1038-1 . S2CID 135836036 .
- ^ Герра, М.; Шмидт, К.; МакКлюр, Дж. К.; Мурр, Ле; Нуньес, AC (2003). «Схемы течения при сварке трением с перемешиванием». Характеристика материалов . 49 (2): 95–101. дои : 10.1016/S1044-5803(02)00362-5 . hdl : 2060/20020092188 . S2CID 135584450 .
- ^ Нандан Р.; ДебРой Т.; Бхадешиа HKDH (2008). «Последние достижения в сварке трением с перемешиванием - Процесс, структура и свойства сварного изделия». Прогресс в материаловедении . 53 (6): 980–1023. CiteSeerX 10.1.1.160.7596 . дои : 10.1016/j.pmatsci.2008.05.001 .
- ^ Нандан Р.; Рой Дж.Г.; Линерт Т.Дж.; ДебРой Т. (2007). «Трехмерное течение тепла и материала при сварке трением с перемешиванием мягкой стали». Акта Материалия . 55 (3): 883–895. Бибкод : 2007AcMat..55..883N . дои : 10.1016/j.actamat.2006.09.009 .
- ^ Перейти обратно: а б Зейдель ТУ; Рейнольдс АП (2003). «Двумерная модель процесса сварки трением с перемешиванием, основанная на механике жидкости». Наука и технология сварки и соединения . 8 (3): 175–183. дои : 10.1179/136217103225010952 .
- ^ Арора А.; ДебРой Т.; Бхадешиа HKDH (2011). «Предварительные расчеты при сварке трением с перемешиванием - скорости, пиковая температура, крутящий момент и твердость». Акта Материалия . 59 (5): 2020–2028. Бибкод : 2011AcMat..59.2020A . дои : 10.1016/j.actamat.2010.12.001 .
- ^ Перейти обратно: а б Арора А.; Нандан Р.; Рейнольдс АП; ДебРой Т. (2009). «Крутящий момент, требуемая мощность и геометрия зоны перемешивания при сварке трением с перемешиванием посредством моделирования и экспериментов». Скрипта Материалия . 60 (1): 13–16. дои : 10.1016/j.scriptamat.2008.08.015 .
- ^ Мехта М.; Арора А.; ДЭА.; ДебРой Т. (2011). «Геометрия инструмента для сварки трением с перемешиванием — оптимальный диаметр уступа». Металлургические и сырьевые операции А . 42 (9): 2716–2722. Бибкод : 2011MMTA...42.2716M . дои : 10.1007/s11661-011-0672-5 . S2CID 39468694 .
- ^ Нандан Р.; Рой Дж.Г.; ДебРой Т. (2011). «Численное моделирование трехмерной теплопередачи и пластического течения при сварке трением с перемешиванием». Металлургические и сырьевые операции А . 37 (4): 1247–1259. дои : 10.1007/s11661-006-1076-9 . S2CID 85507345 .
- ^ Перейти обратно: а б Фригаард, О.; Гронг, О.; Мидлинг, ОТ (2001). «Модель процесса сварки трением с перемешиванием стареющих алюминиевых сплавов». Металлургические и сырьевые операции А . 32 (5): 1189–1200. Бибкод : 2001MMTA...32.1189F . дои : 10.1007/s11661-001-0128-4 . S2CID 137271711 .
- ^ Чао, YJ; Ци, X. (1999). «Теплопередача и термомеханический анализ FSW-стыковки пластин 6061-Т6». 1-й Международный симпозиум по ЖКС (CD-ROM) . Таузенд-Оукс, США: TWI.
- ^ Д. Лохвассер и З. Чен: «Сварка трением с перемешиванием — от основ к применению» Woodhead Publishing, 2010. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine , глава 5, страницы 118–163, ISBN 978-1-84569-450-0 .
- ^ Фред Делани, Стефан В. Калли, Майк Дж. Рассел: «Сварка трением с перемешиванием алюминиевых судов». Архивировано 11 ноября 2010 г. в Wayback Machine , документ, представленный на Международном форуме по сварочным технологиям в судоходной отрасли (IFWT) 2007 года. Проведено в рамках Пекинской ярмарки сварки и резки Эссен в Шанхае, 16–19 июня 2007 г.
- ^ Видео: «FSW в British Aerospace». Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Twi.co.uk. Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Видео: FSW фюзеляжей аэрокосмической отрасли. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine . Twi.co.uk. Проверено 3 января 2012 г.
- ^ С.В. Калли, Дж.М. Келл, В.М. Томас и К.С. Виснер: «Разработка и внедрение инновационных процессов соединения в автомобильной промышленности». Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine , документ, представленный на ежегодной конференции по сварке DVS «Große Schweißtechnische Tagung», Эссен, Германия, 12–14 сентября 2005 г.
- ^ SW Калли и Дж. Давенпорт: «Тенденции в проектировании и производстве подвижного состава» , статья, опубликованная в журнале European Railway Review, том 13, выпуск 1, 2007 г.
- ^ «Приложения — StirWeld» . StirWeld (на французском языке) . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Майк Пейдж: «Сварка трением с перемешиванием расширяет базу применений». Архивировано 22 ноября 2008 г. в Wayback Machine , отчет о встрече EuroStir, 3 сентября 2003 г.
- ↑ Ричард Уорролл: «Welded Bliss». Архивировано 2 июня 2010 г. в Wayback Machine , журнал e.nz, март/апрель 2008 г.
- ^ Стефан Калле: «Производители Новой Зеландии начинают использовать сварку трением с перемешиванием для производства алюминиевых компонентов и панелей». Архивировано 16 марта 2010 г. в Wayback Machine , New Zealand Engineering News, август 2006 г.
- ^ Сварка трением с перемешиванием продемонстрирована при строительстве боевых машин ... для алюминиевой брони 2519 для усовершенствованной штурмовой машины-амфибии Корпуса морской пехоты США , Welding Journal 03, 2003.
- ^ Г. Кэмпбелл, Т. Стотлер: Сварка трением с перемешиванием броневой алюминиевой пластины. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , Welding Journal, декабрь 1999 г.
- ^ «Сварка трением с перемешиванием - Ракетология: Система космического запуска НАСА» . blogs.nasa.gov . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ «Как Airbus использует сварку трением с перемешиванием» . Надежный завод . Проверено 7 августа 2013 г.
- ^ «Выставка JEC Composites Show – День 3: EADS передает BRÖTJE-Automation лицензию на свою запатентованную технологию сварки трением с перемешиванием DeltaN» . ЕАДС . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Революция имеет большое значение . Fontainetrailer.com.
- ^ Колеса FSW от Fundo обеспечивают улучшенную производительность и снижение эксплуатационных расходов. Архивировано 15 августа 2010 г. в Wayback Machine . twi.co.uk.
- ^ FSW используется в автомобильных сварных заготовках. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Twi.co.uk. Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Приложения FSW в Riftec. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine , riftec.de.
- ^ К. К. Колвелл (15 мая 2013 г.), «Два металла входят, один уходит: чудо сварки трением с перемешиванием» , Автомобиль и водитель
- ↑ Возможности Sapa. Архивировано 24 июня 2009 г. в Wayback Machine , FSW большой длины — Макс. длина 26 м — Макс. ширина 3,5 м — Двусторонняя сварка, брошюра компании Sapa.
- ^ История, принципы и преимущества FSW на веб-сайте Hitachi Transportation Systems. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine . Hitachi-rail.com. Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Hitachi Class 395 Railway Strategies Live 2010. Архивировано 28 марта 2012 г. в Wayback Machine . 23 июня 2010 г., стр. 12–13. (PDF). Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Ф. Эллерманн, С. Поммер, Г. Барт: Использование сварки трением с перемешиванием при производстве кузовов вагонов для подвесной железной дороги Вупперталь. Конгресс DVS: Большая конференция по сварке , 15/16. Сентябрь, отель Pullman Berlin Schweizerhof, Берлин.
- ^ FSW: повышенная прочность, улучшенная герметичность, улучшенная повторяемость. Уменьшение тепловых искажений. Архивировано 16 июля 2011 г. в брошюре компании Wayback Machine , Sapa.
- ^ Видео: «Электронно-лучевая сварка и сварка трением с перемешиванием медных канистр». Архивировано 10 мая 2012 г. в Wayback Machine . Twi.co.uk. Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Нильсен, Исак (2012). Моделирование и контроль сварки трением с перемешиванием в медных канистрах толщиной 5 см (2 дюйма) (магистерская диссертация). Линчепингский университет.
- ^ Э. Далдер, Дж. В. Пастернак, Дж. Энгель, Р. С. Форрест, Э. Кокко, К. Мактернан, Д. Уолдрон. Сварка трением с перемешиванием толстостенных алюминиевых сосудов под давлением , Welding Journal, апрель 2008 г., стр. 40–44.
- ^ Инновационная сварка трением с перемешиванием CDi на YouTube .
- ^ «Успех партнерства с технологией сварки трением с перемешиванием DeltaN FS от EADS для промышленных роботов» . ЕАДС . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ «Apple представляет полностью обновленные версии imac 27 и 21.5» . TechCrunch. 23 октября 2012 г.
- ^ «Оценка сварки трением с перемешиванием алюминиевых материалов для 3D-печати» (PDF) . ИДЖРТЕ . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Б Вичарапу.; Л. Ф. Кэнан.; Т. Кларк.; Де. (2017). «Исследование фрикционной гидростолбовой обработки». Наука и технология сварки и соединения . 22 (7): 555–561. дои : 10.1080/13621718.2016.1274849 . S2CID 136318372 .
- ^ Л. Ф. Кэнан.; Б Вичарапу.; авиабаза Буэно; Т. Кларк.; Де. (2018). «Трикционная гидростолбовая обработка высокоуглеродистой стали: структура и свойства соединения». Металлургические операции и операции с материалами B . 49 (2): 699–708. Бибкод : 2018MMTB...49..699K . дои : 10.1007/s11663-018-1171-5 . S2CID 139420827 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со сваркой трением с перемешиванием, на Викискладе?
- Сварка трением с перемешиванием на предприятии TWI
- Исследования сварки трением с перемешиванием в Кембриджском университете
- Сварка трением с перемешиванием алюминиевого сплава со сталью; научная статья из журнала Welding Journal 2004 г.
- Исследования сварки трением с перемешиванием в Лаборатории автоматизации сварки Университета Вандербильта. Архивировано 16 декабря 2012 г. в Wayback Machine.
- Обратная сторона расчетов при сварке трением с перемешиванием
- Группа исследований теории обработки материалов/сварки Пенсильванского государственного университета
- Машины для сварки трением с перемешиванием: применение и основные характеристики
- Исследования сварки трением с перемешиванием в ИИТ Гандинагар, Индия