Иван Босорменьи-Надь
Иван Босорменьи-Надь | |
---|---|
Рожденный | Иван Надь 19 мая 1920 г. |
Умер | 28 января 2007 г. | (86 лет)
Известный | Семейная терапия , Психоанализ |
Научная карьера | |
Поля | Неврология Философия Психиатрия Психология Психотерапия Психоанализ Семейная терапия Литература |
Иван Бошорменьи-Надь (19 мая 1920 — 28 января 2007) — венгерско -американский психиатр и один из основоположников области семейной терапии . Родившийся Иван Надь , его фамилия была изменена на Бёсёрменьи-Надь в детстве. Он эмигрировал из Венгрии в Соединенные Штаты в 1950 году и упростил свое имя до Ивана Босорменьи-Надя во время натурализации в качестве гражданина США.
Контекстуальная терапия
[ редактировать ]Бошорменьи-Надь наиболее известна разработкой контекстуального подхода к семейной терапии и индивидуальной психотерапии . Это комплексная модель, которая объединяет индивидуальные психологические , межличностные , экзистенциальные , системные и межпоколенческие измерения индивидуальной и семейной жизни и развития.
Контекстуальная модель в своей наиболее известной формулировке предлагает четыре измерения реляционной реальности как в качестве руководства для проведения терапии, так и для концептуализации реляционной реальности в целом:
- Факты (например, генетический вклад, физическое здоровье, этническое и культурное происхождение, социально-экономический статус , основные исторические факты, события в жизненном цикле человека и т. д.)
- Индивидуальная психология (область большинства индивидуальных психотерапий)
- Системные транзакции (область, охватываемая классической системной семейной терапией: например, правила, власть, выравнивание, треугольники, обратная связь и т. д.)
- Реляционная этика .
Эти измерения считаются взаимосвязанными, но не приравниваемыми или не сводящимися друг к другу. [1] [2]
Контекстуальная модель предлагает этику отношений — этическое или « справедливое » измерение близких отношений — как всеобъемлющий интегративный концептуальный и методологический принцип. Этика отношений фокусируется, в частности, на природе и роли связей , заботы , взаимности , лояльности , наследия , вины , справедливости, подотчетности и надежности - внутри и между поколениями . Считается, что он представляет собой не просто набор предписывающих норм или просто психологические явления, точки зрения или конструкции . Скорее, этика отношений рассматривается как (1) имеющая некоторую объективную онтологическую и эмпирическую основу в силу того, что она вытекает из основных потребностей и из реальных отношений , которые имеют конкретные последствия (т.е. в отличие от абстрактной или «ценностной» этики). [3] ); и (2) как значимая объяснительная и мотивационная динамика, действующая – как благотворно, так и разрушительно – на отдельных лиц, семьи, социальные группы и общество в целом . Конструктная валидность и значимость этики отношений в клиническом и образовательном контексте были подтверждены рядом исследований. [4] [5] [6] (См. также «Этика отношений ».)
В более поздней формулировке контекстуальной модели Бошорменьи-Надь предложила пятое измерение — онтическое измерение — которое подразумевалось в более ранних формулировках, но которое более явно рассматривает природу взаимосвязей между людьми, которые позволяют индивидууму решительно существовать как человек , а не только себя . [7] (См. также Интерсубъективность и Философия диалога .)
Методология
[ редактировать ]Разнонаправленная пристрастность является основным методологическим принципом контекстуальной терапии. Его цель – вызвать диалог ответственной взаимной позиции среди членов семьи. Он состоит из последовательного эмпатического обращения к члену за членом (даже отсутствующим), при котором на них направлены как признание, так и ожидание. Это альтернатива более распространенной «нейтральности» или односторонней пристрастности других подходов. Это требует оценки «регистратуры» с точки зрения каждого человека, даже с точки зрения нынешнего обидчика . [1] [8]
поведение сына Например, семья приходит на терапию, желая исправить вспышки гнева и оппозиционно-вызывающее . Терапевт (и, возможно, со-терапевт, где это необходимо) сначала ищет основную информацию (включая любую соответствующую клиническую или медицинскую информацию), строит генограмму, если это возможно, и просит каждого члена семьи объяснить свою точку зрения (либо совместно, либо индивидуально). сессии по мере необходимости), чтобы начать понимать проблему с точки зрения фоновых фактов, контекста отношений (т. е. межпоколенческого , межличностного и системного ) и более глубоких мотивационных факторов (например, психологических процессов, скрытой лояльности и наследия , в бухгалтерской книге дисбаланса , ). деструктивные права возникающие в результате реальной или предполагаемой несправедливости, поиска козла отпущения , воспитания ребенка и т. д.), а не просто (как это обычно делается в некоторых других подходах) с точки зрения « поведения », « системных взаимодействий », « познаний ». или « рассказы » о семье и сыне.
Получив предварительное понимание ситуации, терапевт сначала решит любые вопросы, требующие срочного внимания (например, физическое благополучие, предотвращение насилия и т. д.), особенно в отношении интересов наиболее уязвимого члена(ов), будь то они не присутствуют на терапевтических сеансах. Затем терапевт пойдет дальше, осторожно и последовательно «принимая сторону» каждого члена (стремясь сохранить общий баланс, но не «присоединяясь» к семье, как это происходит, например, в структурной терапии ). подлинный диалог взаимной подотчетности, чтобы уменьшить зависимость от дисфункциональных действий и найти ресурсы (например, надежду, волю ) для восстановления отношений посредством взаимного признания как прав, так и обязательств, изменений в подходах и намерениях (но не «переименования» как в стратегическом или конструктивистском подходах), справедливое освобождение от ответственности , а также искупительные или ответные действия (т. е. «построение доверия»), которые, в свою очередь, повысят индивидуальную и реляционную зрелость и целостность (т. самоподтверждение и самоопределение — контекстуальные аналоги Боуэна дифференциации ) и надежность , которую контекстуальные терапевты рассматривают как высший реляционный ресурс для индивидуального и семейного благополучия.
Подход будет адаптирован - хотя основные принципы останутся прежними - в зависимости от конкретного случая; например: взрослые, имеющие проблемы со своими братьями и сестрами или пожилыми родителями; проблемы пар ; конфликты, связанные со смешанными семьями , усыновлением , воспитанием , донорством гамет и суррогатным материнством ; миграция и межкультурные вопросы; различные психические расстройства ; зависимость и злоупотребление психоактивными веществами ; преступное поведение , домашнее насилие и так далее.
Контекстуальный подход позволяет включить многие существенные аспекты других подходов к психотерапии и семейной терапии при условии, что они соответствуют всеобъемлющему контекстуальному принципу многосторонней терапевтической этической заботы и ответственности. [9]
Библиография
[ редактировать ]- Бошорменьи-Надь И. и Фрамо Дж . (Ред.) (1965; 1985). Интенсивная семейная терапия: Теоретические и практические аспекты. Нью-Йорк: Харпер и Роу. (Второе издание, Нью-Йорк: Бруннер/Мазель)
- Босзорменьи-Надь И. и Спарк Г. (1973; 1984). Невидимая лояльность: взаимность в семейной терапии между поколениями. Нью-Йорк: Харпер и Роу. (Второе издание, Нью-Йорк: Бруннер/Мазель)
- Босзорменьи-Надь И. и Краснер Б. (1986). Между отдачей и получением: клиническое руководство по контекстуальной терапии. Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
- Босорменьи-Надь, И. (1987). Основы контекстуальной терапии: Сборник статей доктора медицинских наук Ивана Бозорменьи-Надя. Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
- Босзорменьи-Надь И., Грюнебаум Дж. и Ульрих Д. (1991). Контекстная терапия. В Справочнике по семейной терапии А. Гурмана и Д. Книскерна (ред.), Том 2. Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ле Гофф, JF (2001). Бошорменьи-Надь и контекстная терапия: обзор, ANZJFT , 22 (3). Архивировано 21 марта 2009 г. в Wayback Machine : 147–157.
- ^ Дукоммун-Надь, К. (2003). Может ли дарение исцелить? Контекстуальная терапия и биологическая психиатрия. В PS Prosky & DV Keith (ред.) Семейная терапия как альтернатива лекарствам: оценка Pharmland. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
- ^ Босзорменьи-Надь, И. (1997). Ответ на вопрос: «Достаточно ли надежности и справедливости? Контекстная семейная терапия и хорошая семья» . Журнал супружеской и семейной терапии , апрель.
- ^ Грэмс Х.А., Миллер Р.Б., Робинсон В.Б., Хиггинс DJ и Хинтон WJ. (2008). Проверка контекстуальной теории: взаимосвязь между этикой отношений, удовлетворенностью браком, проблемами со здоровьем и депрессией. Современная семейная терапия. Том. 30(4): 183–198.
- ^ Гангамма Р. (2008). Этика отношений среди пар, проходящих терапию. Докторская диссертация: Университет штата Огайо
- ^ Фортлуис Вуд, Л. (2010). Образование в области подотчетности и этики: использование дружбы в качестве модели для более широких социальных процессов. Архивировано 18 марта 2012 г. в Wayback Machine , в книге П. Каннингема и Н. Фретвелла (ред.) , «Обучение на протяжении всей жизни и активное гражданство» . Лондон: CiCe, стр. 632–640.
- ^ Дукоммун-Надь, К. (2002). Контекстная терапия. В Ф. Каслоу, Р. Мэсси и С. Мэсси (ред.) «Комплексное руководство по психотерапии», Vol. 3: Межличностный/гуманистический/экзистенциальный. Нью-Йорк; Чичестер: Уайли.
- ^ Вулман, Б. и Стрикер, Г. (1983) Справочник по семейной и супружеской терапии. Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Босзорменьи-Надь, И., Грюнебаум, Дж., и Ульрих, Д. (1991). Контекстная терапия. В книге А. Гурмана и Д. Книскерна (ред.) «Справочник по семейной терапии», том 2. Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бубер, М. (1957). Вина и чувство вины. Психиатрия. Может; 20(2): 114–29.
- Фридман, М.С. (1989). Мартин Бубер и Иван Босорменьи-Надь: Роль диалога в контекстуальной терапии. Психотерапия , 26 (3): 402-9.
- Фридман, М.С. (1998). Философия Бубера как основа диалогической психотерапии и контекстуальной терапии. Журнал гуманистической психологии. 38(1): 25-40.
- Полити Цитер, ML (1990). Семейная терапия и «хорошее» общество: подходят или не подходят? Современная семейная терапия . 12 (6): 515–527.
- Голденталь, П. (1996). Проведение контекстной терапии: интегрированная модель работы с отдельными людьми, парами и семьями. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- Данкоски, МЭ, и Дикон, С.А. (2000). Использование феминистской линзы в контекстуальной терапии , Семейный процесс , 39 (1): 51–66.
- Ле Гофф, JF (2001). Бошорменьи-Надь и контекстуальная терапия: обзор, ANZJFT , 22 (3) : 147–157.
- Дукоммун-Надь, К. (2002). Контекстная терапия. В Ф. Каслоу, Р. Мэсси и С. Мэсси (ред.) «Комплексное руководство по психотерапии», Vol. 3: Межличностный/гуманистический/экзистенциальный. Нью-Йорк; Чичестер: Уайли.
- Дукоммун-Надь, К. и Швоери, Л.Д. (2003). Контекстная терапия. Ин Шолевар, Г. П. и Швоери, Л. Д. (ред.) Учебник по семейной и парной терапии: Клиническое применение. Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство Inc.
- Харгрейв, Т.Д. и Пфитцер, Ф. (2003). Новая контекстуальная терапия: руководство силой давать и брать. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
- Хиббс, Б. Джанет с Карен Гетцен (2009). Попробуйте посмотреть на это по-своему: быть справедливым в любви и браке. Нью-Йорк: Книги Эйвери/Пингвин.
- Адкинс, Канзас (2010). Контекстуальное объяснение насилия со стороны интимного партнера в рамках теории семейной терапии. Докторская диссертация: Университет штата Огайо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Май 2022 г. ) |
- Профиль терапевта из издательства Allyn and Bacon/Longman.
- Интервью журналу Psychology Today о деструктивных правах
- Достаточно ли надежности и справедливости? Контекстуальная семейная терапия и хорошая семья
- Ответ Бошорменьи-Надя на вопрос: «Достаточно ли надежности и справедливости?»
- Контекстная терапия при множественном расстройстве личности
- Отрывок из видео: Иван Бозорменьи-Надь об этике оптимизма, конструктивных правах, благополучии потомков
- Видео конференции: д-р Катрин Дюкоммун-Надь, Брюссель, ноябрь 2006 г. (на французском языке)
- Видео конференции: Катрин Дюкоммун-Надь, симпозиум CITFA Loyalties (апрель 2012 г.) (на французском языке)
- Отрывок из видео: конференция Loyaalleven Nederland 2014 г., Питер Голденталь о многонаправленной пристрастности
- Отрывок из видео: Конференция Loyaalleven Nederland 2014 г. Барбара Краснер о лояльности и динамике лояльности
- Некролог: New York Times — Умер Иван Босорменьи-Надь, 86 лет, новатор семейной терапии .
- Некролог: Philadelphia Daily News
- медицинских наук. , доктор Тамаш Куримай
- В память об Иване Бошорменьи-Надь, докторе медицины, Маргарет Котронео: Семейный процесс , июнь 2007 г.
- Посвящение Марлен Ф. Уотсон, Дрексельский университет; Июль 2007.
- Страница контекстной терапии в Facebook / Иван Бозорменьи-Надь