Передние люди
Общая численность населения | |
---|---|
20,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Передний | |
Религия | |
Политеистический |
Передний план ( / ˈ f ɔːr eɪ / ) [1] человек живут в районе Окапа провинции Истерн-Хайленд , Папуа-Новая Гвинея . Насчитывается около 20 000 человек Форе, которые разделены горами Ваневинти на регионы Северный Форе и Южный Форе. Основная форма их существования — подсечное земледелие . Язык Форе имеет три различных диалекта и является самым южным членом Восточно-Центральной семьи, Восточно-Ногвинейского нагорья, Транс-Ногвинейского типа папуасских языков . [2]
В 1950-х годах неврологическое заболевание куру в Южном Форе было обнаружено . Местная традиция ритуального каннибализма своих мертвецов привела к эпидемии : с 1957 по 2005 год погибло около 2700 человек. [3]
История
[ редактировать ]До 1950-х годов жители Форе имели минимальный прямой контакт с чужаками, которые в то время колонизировали Папуа-Новую Гвинею. Небольшое количество старателей пересекло их территорию в 1930-х годах, и во время Второй мировой войны здесь разбился как минимум один самолет . Новые болезни, такие как грипп, достигли их еще до того, как произошел значительный контакт с колониальными жителями. [4]
В конце 1940-х годов патрули колониального правительства проникали все дальше и дальше на территорию Форе. Патрульные офицеры, которых на Форе называли киапами , пытались провести перепись в каждой деревне, через которую они проезжали, и читали жителям деревни лекции о важности гигиены и дорожного строительства. Они призвали людей отказаться от деревенских войн, традиционных верований и каннибализма. Эти офицеры пытались завербовать местных «больших людей», чтобы они представляли колониальные власти в качестве глав ( лулуаис ) или депутатов ( тултулс ). [4]
В 1951 году в Окапе (тогда известном как Моке) на Северном предгорье был открыт полицейский пост. Патрульный офицер Джон Р. Макартур находился там с 1954 года, когда «трудная дорога» из Кайнанту открылась для движения транспорта. Транспортное сообщение в регионе улучшилось до такой степени, что к 1957 году можно было доехать на Land Rover или мотоцикле до Пуросы среди Южного Форе. В то время, по оценкам колониальных властей, в этом регионе проживало не менее 12 000 Форе. [4]
Помимо правительственных чиновников, на территорию Форе начали проникать и другие посторонние. Антропологи Рональд и Кэтрин Берндт провели время на Норт-Форе в 1953 году, а миссионеры и торговцы проникли дальше на юг. В результате этого контакта жители Форе претерпели значительные культурные изменения: они торговали с чужаками, начали выращивать кофе и начали переходить к экономике, основанной на деньгах. Гордон Т. Линсли, патрульный офицер, дислоцированный в Окапе, в отчете за 1951 год отметил быстрые темпы социальных изменений среди Форе. Он заметил, что уровень боевых действий в деревне значительно снизился, и молодые люди Форе, по-видимому, были рады иметь повод прекратить боевые действия. Этот регион уже находился под контролем австралийского правительства, и некоторые деревни переезжали с высоких хребтов в свои сады. Дома отдыха присутствовали в более крупных деревнях, а отдельные мужские дома сохранились только в более изолированных деревнях. Многие люди регулярно пользовались «грубым маршрутом», чтобы добраться до Кайнанту, и могли увидеть последние модные тенденции и услышать Пиджин говорит. Широкие пути связывали сообщества вместе; однако Линсли отметил, что межрайонные бои продолжаются, а обвинения в колдовстве по-прежнему распространены в Пуросе. [4]
География
[ редактировать ]Народ форе живет в округе Окапа : горном регионе на юго-востоке Папуа-Новой Гвинеи . В совокупности 20 000 представителей Северного и Южного Фора живут примерно на 400 квадратных милях земли, почти вся из которых представляет собой крутые горы. Из этих 400 квадратных миль большая часть принадлежит региону, принадлежащему Южному Форсу, где проживает большая часть населения. [5] В этом горном регионе выпадает в среднем более 90 дюймов осадков в год, большая часть которых выпадает в «сезон дождей», продолжающийся с декабря по март. [6]
Большая часть ландшафта, на котором проживают Форе, представляет собой нетронутый лес. Луга или поляны в лесу появляются только в местах нынешнего или прошлого сельскохозяйственного возделывания. Поселения народа Форе, обычно состоящие из группы более крупных зданий, расположены вблизи участков земли, расчищенных для обработки, и часто сносятся и перестраиваются в других местах по мере приобретения новых земель для обработки. [6] Они расположены почти исключительно на склонах гор, причем большинство деревень Форе расположены на высоте от 4500 до 7000 футов над уровнем моря (по сравнению с долинами, которые опускаются почти на 1000 футов над уровнем моря). Реки Ламари и Яни — две крупнейшие реки Форе. Оба являются притоками более крупной реки Пурари на юге.
Язык
[ редактировать ]На языке фор говорят в округе Окапа провинции Восточное Хайленд Папуа-Новой Гвинеи. [7] Он является частью горного фонда Восточной Новой Гвинеи и трансновогвинейского типа. На нем говорят на трех диалектах : северном (который является престижным диалектом ), центральном и южном. [7] [6]
Диета
[ редактировать ]Диета Форе состоит из свиней, мелких животных, насекомых, диких растений и корнеплодов , таких как таро . [6] [8] Корнеплоды выращивают на землях, расчищенных подсечно-огневым земледелием. [6] После появления сладкого картофеля примерно 150 лет назад производство продуктов питания увеличилось, поскольку эту культуру можно было выращивать в более суровых условиях, чем существующие корнеплоды. Примерно в то же время Форе начали одомашнивать свиней , заменяя необходимость охоты на диких. Сладкий картофель не только стал основным продуктом питания, но и использовался в качестве корма для домашних свиней. [6]
В своем анализе исследования 1957 года Гамильтон-Рид и Гайдусек определили, что рацион народа Форе необычайно богат и разнообразен, особенно по сравнению с другими цивилизациями в высокогорных регионах Новой Гвинеи. [9] Помимо выращивания сладкого картофеля, эбии, сахарного тростника и ямы в своих больших и продуктивных садах, форе дополняют свой рацион свиньями, грызунами и взрослыми насекомыми. Качество их рациона настолько высоко, что в исследовании 1957 года среди населения в целом не было обнаружено никаких признаков клинического недоедания, несмотря на отсутствие доступа к каким-либо современным диетическим или медицинским услугам. [9]
Социальная структура
[ редактировать ]В обществе Форе очень мало иерархической структуры; нет четких руководителей и строгой иерархии власти. Женщины обычно считаются ниже мужчин, но возраст и пол не обязательно являются аспектами структуры власти; единственное различие проводится между детьми и взрослыми. [6]
Общество традиционно организовано в группы родства, хотя эти группы не всегда являются строго семейными. [10] Группа родства состоит из представителей мужской линии, но может включать и других членов, например беженцев или дальних родственников, которые мигрировали из других групп переднего родства и полностью интегрировались в группу, взяв на себя те же привилегии и обязанности, что и биологически родственные группы. члены. [10] [11] Мужчины того же патриархального происхождения не имеют никаких преимуществ перед другими мужчинами в группе, не являющимися родственниками; на самом деле считается полезным и сильным для деревни привлекать мужчин из других родственных групп, предлагая им землю для их интеграции. [12]
Обычно каждая родственная группа живет в деревне с несколькими небольшими ответвлениями, каждое из которых состоит из одного дома для мужчин и мальчиков и нескольких небольших окружающих домов для женщин и детей. Эти деревни создаются, когда садовые земли вокруг нынешнего поселения исчерпаны и необходимо переехать наружу и расчистить больше лесных массивов для выращивания сельскохозяйственных культур. [11] В каждом кластере деревень и деревень проживает 50–400 человек, в среднем 185 человек. [12]
Земля передается по мужской линии; Форекультура в значительной степени патрилинейна . Мальчики женятся и остаются на земле, на которой жили их отцы. Дочери одного клана обычно выходят замуж за представителей разных кланов, но эти брачные союзы часто не длятся долго. [12] Конфликты часто возникают из-за неиспользуемых земель для расширения сельского хозяйства и выпаса скота, а деревни или родственные группы часто объединяются для защиты территории. [11] Обычно в этих битвах в качестве основного оружия используются луки и стрелы. Поселения являются временными; группа побежит, если проиграет битву за свою землю, и укроется у других групп друзей или родственников. [6]
Ровесниками, или нагайями, считаются мужчины, рожденные в одно и то же время или в одной родильной хижине. Нагайя человека на протяжении всей его жизни остается значительной частью его жизни; например, ровесники будут вместе охотиться и сражаться. Связи между Нагайями считаются такими же крепкими, как и семейные. [12]
Нагайя
[ редактировать ]Нагайя, или ровесники, — это люди, связанные вместе на всю жизнь так же, как братья и сестры, хотя и не обязательно кровные родственники. Два человека могут стать нагайей, если они родились одновременно или если их матери одновременно изолируются в родильном домике. У мальчиков есть вторая возможность стать нагайей, если они вместе пройдут церемонию посвящения в мужественность. (Эта церемония состоит из проживания в лесу в течение месяца, получения нового имени, пирсинга и игры на священных флейтах.) Женщины могут стать нагайей, но для них это не так важно, как для мужчин. [12]
Нагайи помогают друг другу в трудные и опасные времена, например, во время охоты в опасных лесах. Во время войны они должны помогать, предоставляя еду и жилье. Иногда, если между мужем и женой возник конфликт, нагайя поможет его разрешить. Муж и его нагайя обмазываются грязью и пеплом (символы траура), бьют жену и съедают одну из ее свиней и один из ее огородов сладкого картофеля. Чтобы выразить свое недовольство действиями мужа, жена устраивает банкет с женщинами клана возле трапезы мужа. Позже, после того как жена выплатит мужу небольшую репарацию, конфликт между ними разрешится. [12]
Нагайи оказывают поддержку, когда обычные родственники не могут этого сделать. Например, когда мужчина вступает в брак, он не говорит об этом своим родственникам, поскольку сделать это было бы постыдно (признать, что он осквернился в результате полового контакта с женщиной). Однако он может свободно и без стыда рассказать об этом своей нагайе, поскольку его нагайи обязаны разделить с ним бремя. Кроме того, когда у его жены начинается первая менструация (поскольку менструация считается опасной для мужчин), мужчина перестает есть свинину, крыс, опоссумов и овощи, похожие на шпинат, пока его жена не родит первого ребенка (чтобы защитить себя). Нагайи разделяют эти диетические ограничения, чтобы выразить свою поддержку. [12]
Когда человек умирает, его нагайя обязаны присутствовать на его похоронах, где его семья выплачивает им анонкайямбу или «головную плату». Тогда нагайя обязаны отомстить за смерть своего ровесника. Таким образом, пожилые мужчины, у которых все нагайи мертвы, опасаются, что их убьет вражеский колдун, поскольку некому за них отомстить. После смерти мужчины его нагайя и братья становятся потенциальными мужьями для овдовевшей жены (жена решает, за кого выйти замуж). Это создает стресс в отношениях между женой и нагайей ее мужа, поскольку нагайи являются одновременно друзьями и потенциальными мужьями. [12]
Связь между нагайями чрезвычайно тесная. Иногда молодые мужчины в шутку используют термин «нагайя», чтобы описать старших, с которыми у них очень тесная связь. Из-за этой связи отказ или предательство своей нагайи является грехом, наказуемым смертью. [12]
Религиозные верования и практики
[ редактировать ]Согласно традиционным верованиям форе, земля, на которой они живут (или багина ), живая, и она создала мир. Багина также создала предков-охранителей, амани , от которых произошли Форе. Форе верят, что у человека есть пять душ : аума , ама , аона , есеги и квела . [8] Когда человек умирает, Форе проводят погребальные ритуалы , чтобы гарантировать, что каждая душа достигнет своего надлежащего места назначения. После смерти аума , или хорошие аспекты человека, отправляется в квеланандамунди , страну мертвых. Чтобы помочь ауме достичь квеланандамунди , члены семьи умершего оставляют еду вместе с телом. Через два-три дня после смерти тело может быть похоронено, погребено или приготовлено и съедено. умершего если его съесть, ама Считалось, что благословит тех, кто ест. Аона , , или особые способности человека, передавались предпочтительному ребенку умершего, в то время как есэги или наследственная власть человека, передавались всем детям умершего. Ритуалы очищения во время и после употребления тела направлены на то, чтобы квела ( или осквернение мертвого тела) не испортила тех, кто ее ест. [ сомнительно – обсудить ] Посредством таких ритуалов Форе гарантировали, что положительные аспекты умершего остаются в племени, в то время как аума , ама и квела достигают квеланандамунди . [8]
Колдовство
[ редактировать ]Еще одним примечательным аспектом традиционной системы верований Форе является вера в колдовство. Форе рассматривают колдовство как хаотическую силу, стремящуюся искоренить статус-кво, хотя и не обязательно как инструмент зла. Это рассматривается как источник власти и богатства, а также действенный способ защиты от других групп родства. [13] Сражения и миграции среди Предела часто были вызваны обвинениями в колдовстве. [14] Проблемы внутри родственной группы можно винить в колдовстве, хотя в этом веровании существует дихотомия между Северным и Южным Пределом. Северный Предел склонен опасаться нападений со стороны других деревень или родственных групп, в то время как среди Южного Предела больше всего боятся колдовских атак внутри семейных групп, возможно, из-за взяток, данных колдунам вражескими группами. [13] Чтобы защититься от нападений вражеских деревень, Предок прилагает усилия, чтобы не дать внешним колдунам получить доступ к оставленным остаткам или источникам с водой. [14]
Первоначально колдуны внутри родственной группы считались защитниками деревни, но эпидемия куру заставила это мнение измениться. Причиной заболевания считались колдовские атаки инсайдеров. Это привело к собраниям сообщества, на которых неизвестных колдунов умоляли прекратить нападения. [13]
Многие жители Форе обратились в христианство после контактов с миссионерами, начиная с 1957 года, и отрицали эффективность колдовства. [15] [6]
Нокоти в фольклоре
[ редактировать ]Нокоти — лесной дух, распространенный в фольклоре Форе. [16] Нокоти изображается как высокий мужчина мужского пола, несущий небольшой топор или небольшую сумку, в которой хранится его магическая сила. [16] Нокоти жили в изолированной загадочной части леса, например, в необычной скале или в дереве неправильной формы. [16] Территория, на которой живут нокоти ( плес масалай по-меланезийски), считается священной и не должна быть нарушена. [16] Любой человек, который вторгнется, будет поражен болезнями, вызванными Нокоти кионей (ядом Никоти). [16] Например, если семья с ребенком ночевала в плес масалай, нокоти украл и спрятал прядь волос ребенка. [16] Если волос не нашлось, то ребенок умрет от болезни. [16] Взрослые не умрут, но их гениталии воспалятся. [16]
Нокоти не всегда были вредными — они благословляли людей с превосходными охотничьими навыками или повышенной плодовитостью. [16] Одна из распространенных историй об этой доброжелательности рассказывает о жизни охотника, который во время охоты обнаружил уникальное скальное образование. [16] Он взбирается на вершину и находит нокоти по имени Валусубо, сидящего на листьях сахарного тростника. [16] Мужчина просит сумку Валусубо. [16] Валусубо соглашается отдать ему сумку в будущем, а пока просит съесть сахарные листья. [16] Затем он дает охотнику инструкции, которые значительно улучшают его охотничьи способности. [16] После смерти охотника его родственники возвращаются в скалу, но Валусубо умер вместе с охотником (они были нагайями). [16] Хотя волшебный мешок исчез вместе с нокоти, сородичи обретают силу, чтобы победить многих врагов, когда едят сахарные листья на этом камне. [16] С тех пор скальное образование известно как Валусубо Яба, или камень Валусубо. [16]
Когда Папуа-Новая Гвинея была колонизирована, нокоти изменились и стали не столько благотворителями, сколько преступниками. [16] Нокоти стал более долговязым, иногда искалеченным, если нокоти был ранен во время своих предыдущих преступлений. [16] Это изменение в фольклоре нокоти отражает переход от местной охотничьей культуры к капиталистической культуре колоний. [16] Одна из этих новых сказок рассказывает о нокоти, который вошел в деревню и украл у женщины юбку, ее ракушки и бусы. [16] Затем он возвращается в лес, где одевает дерево украденной одеждой. [16] Охотник замечает его и возвращается в деревню, чтобы забрать остальных мужчин, но когда они возвращаются, чтобы поймать вора, нокоти нет, и украденные традиционные ценности невозможно вернуть. [16] Другая история описывает нокоти, которого схватили и отправили в Австралию во время ограбления местного магазина. [16] В других рассказах рассказывается о том, как нокоти крали деньги, которые киап (патрульный офицер) использовал для оплаты своих сотрудников, или нападали на хижины и членов патруля. [16]
В наши дни нокоти является частью культурного наследия Форе. [16] Правительство Восточного Хайленда объявило нокоти символом единства в 1997 году и выделило ему видное место в центре флага Восточного Хайленда. [16] Нокоти теперь рассматривается как озорной благодетель. [16]
Доколониальный брак
[ редактировать ]Девушка Форе получает право на брак, когда у нее начинается первая менструация. Когда она выходит замуж, она покидает дом вместе с женщинами, чтобы жить с мужем. Если ее муж принадлежит к другому клану, то она должна оставить всю свою семью и старых друзей (включая всех нагайев). Во время церемонии бракосочетания семья мужа выплачивает семье невесты брачный взнос. Эти деньги бросаются на голову невесты в качестве «головной платы». Затем муж и невеста посещают отдельные застолья. Жениху часто прокалывают нос, поскольку считается, что пирсинг увеличивает силу мужчины. [12]
Военные и война
[ редактировать ]До контакта с колониальными силами и патрулями жители Форе часто вступали в войну между собой. Эта война происходила между местными племенами Форе и обычно начиналась одним племенем как средство возмездия или как превентивная мера по стратегической консолидации власти в регионе. [17] Часто племена создавали союзы с другими племенами и должны были помогать своим союзникам в войне едой, молитвами и войсками. [17] Войны среди Переднего края прямо или косвенно привели к гибели примерно 0,6% населения, большинство из которых составляли молодые мужчины. [18]
Несмотря на постоянное участие в боевых действиях, Форе отличались умеренным пренебрежением к войне и предпочтением мира. Форе преимущественно рассматривали войну как нежелательное последнее средство, поэтому они часто разрешали конфликты мирным путем или прекращали войны при первой возможности. [19]
Причины войны
[ редактировать ]Войны среди народа Форе почти исключительно инициировались более крупными и могущественными кланами Форе, такими как кланы Мугаямути и Кетабе . [20] Война была преимущественно средством возмездия за предполагаемое пренебрежение или превентивной мерой по обеспечению доминирования в регионе. Даже войны, начинавшиеся под прикрытием возмездия, иногда носили стратегический характер; более крупные кланы призывали бы к войне против меньших групп, если бы они находились в желаемых торговых местах или для увеличения своей мощи и военной численности. [17] Одним из таких примеров является война, произошедшая между группой Венеру из клана Ванитабе , которая объединилась с Мугаямути . [20] После того, как распространился слух о том, что венеру собрали большое количество таро , овоща, обычно выращиваемого в этом регионе, кетабе устроили на них засаду под предлогом обвинений в колдовстве, чтобы забрать этот урожай. Кетабе боялись , что из-за избытка урожая Мугаямути смогут расширить свои союзы и, таким образом, консолидировать больше власти в регионе. [17]
Войны также обычно начинались в результате подозрений в колдовстве или воровстве, совершенных другими группами. [14] [21] Физические признаки магической атаки включали повреждение кожи, отеки, психотическое поведение и обмороки. Если член племени заболевал и проявлял эти симптомы, то обычно подозревали колдовство. [14] [21] Кланы по умолчанию обычно исходят из презумпции невиновности своих членов. Таким образом, подозреваемыми в колдовстве и воровстве обычно были члены конкурирующих кланов. [21]
Поскольку у Форе не было устоявшихся механизмов юриспруденции, вина часто определялась с помощью ритуалов. [20] Одним из таких ритуалов было помещение добытых животных в бамбуковые сосуды, каждый из которых представлял имя обвиняемого или ответственного за это племени. [14] [20] Затем эти сосуды помещали в огонь. Через некоторое время после пожара животных извлекали, а затем извлекали их печень. Полностью приготовленная печень считалась доказательством невиновности, и наоборот, сырая или частично приготовленная печень считалась убедительным доказательством вины человека или группы людей, связанных с сосудом, в котором содержалось обвиняемое животное. [17]
Передняя война
[ редактировать ]До контакта с колониями Форе не подвергались воздействию огнестрельного и другого современного вооружения и поэтому прибегали к ведению войны на основе стрельбы из лука в форме боев в открытом поле и засад. [19] Война обычно начиналась после того, как одна группа, определив, что война необходима против другой группы, совершала тайный набег на врага. [22] Эти рейды обычно совершались небольшой группой опытных воинов, нацеливаясь на вражеские дома, мирных жителей и сады. [18] После нападения группы обычно собирали среди себя трудоспособных мужчин и встречали инициирующую группу в открытом поле для боя. Координация расположения военных действий и логистики обычно осуществлялась через посыльных, которых перевозили пако , мирные посланники, которые отправлялись на территорию противника в одиночку и без оружия. [17] Пако обычно представляли собой уважаемых пожилых мужчин или женщин, которые были явно неспособны к бою. Часто пако имел какую-то связь с обеими группами и вел учет смертей с обеих сторон. [22] Хотя у Форе не было официальных письменных соглашений о предоставлении иммунитета посланникам пако , племена Форе в целом уважали их и предоставляли им безопасный проход на свои территории и обратно. [17] [19]
В боях на открытом поле враждующие стороны встречались по обе стороны поля, обычно после восхода солнца. Обычно использовались такие тактики запугивания, как обильное пение, пение, танцы, внезапные продвижения и выкрикивание ненормативной лексики. Стандартный боевой порядок группы обычно имел оборонительную переднюю линию, состоящую из людей с деревянными щитами, чтобы защитить себя и своих собратьев от падающих стрел. За ними шли люди, вооруженные луками и стрелами. Выстрелы производились время от времени, поскольку стрелы производились не в изобилии из-за отсутствия технологий массового производства в обществе Форе. [19] [22] В результате этого, а также способности бойцов уклоняться или блокировать летящие стрелы, количество смертей было минимальным, хотя и обычным в этих боях. В тех редких случаях, когда в одном сражении погибло более нескольких человек, племя, потерпевшее эту смерть, обычно мстило за них, устраивая засады на вражеские деревни. Днем бои обычно заканчивались и продолжались после восхода солнца. Передние войны были относительно короткими: от нескольких месяцев до 2–3 лет. [17] [18]
Миротворчество перед контактом
[ редактировать ]Еще до колониальных контактов Форе установило ритуалы миротворчества между группами, которые либо находились в состоянии войны, либо находились в напряженных отношениях. [19] Эти ритуалы обычно начинались после того, как пако заключили мирное соглашение между враждебными силами, исходя из ущерба, нанесенного обеими группами. [17] Свиней использовали в качестве вознаграждения за гибель людей, повреждение урожая и порчу имущества. После того, как условия мира были взаимно согласованы, теперь союзные группы проведут церемонию мира на поле битвы, на которой они сражались. [17] На церемонии пожилая женщина с обеих сторон клала листья растения дака и немного сахарного тростника в центр поля битвы в качестве подарков для другой группы. [17] Эти растения символизировали спокойствие, прохладу и исцеление в культуре Форе и поэтому часто использовались для обозначения времен радости и мира. [17] После того, как растения были размещены, пожилой мужчина из обеих групп шел в центр и жевал сахарный тростник, символизируя принятие подарков. [17] После этого часто следовало пение и аплодисменты. Речи, восхваляющие воинов обеих сторон и льстивые новым союзникам, обычно произносились с обеих сторон. [17]
Форские кланы также уделяли большое внимание поддержанию прочных отношений с союзными кланами, часто приглашая их на экстравагантные пиры со свининой. Частично это привело к созданию прочных союзов между некоторыми кланами и помогло сохранить мир после прекращения боевых действий. [14] [17]
Колониальное влияние на войну
[ редактировать ]После контакта с австралийскими колониальными силами в конце 1940-х — начале 1950-х годов насилие между кланами внезапно прекратилось. [19] Колониальные силы принесли централизованную, всеобъемлющую власть в регион Форе, создав судебную систему и завоевав уважение Форе. [ нужна ссылка ] и сотрудничество. Колониальные силы и патрульные офицеры также привезли в регион новые товары, которые Форе называли моно'ана и очень ценили. Уменьшение конкуренции за ресурсы и власть в регионе привело к относительному прекращению соперничества. [6] [14] Ссоры обычно разрешались лулулай , уважаемыми туземцами, которых австралийские войска наняли в качестве местных представителей австралийского правительства. [17] Австралийские патрульные силы, называемые киапами , также помогали сохранять мир, наказывая агрессоров. Австралийская колониальная администрация назвала этот проект прекращения насилия и установления контроля в регионе Форе «проектом умиротворения». [14] [17] Они учредили Суд по делам коренных народов, в который входили представители коренных народов и австралийцев, ответственные за разрешение гражданских споров между Форе. [17] [22]
Поначалу Фор не доверял и боялся колониальных сил. [19] Ритуалы проводились в качестве меры предосторожности после контакта с колониальными силами из опасения, что они могут оказаться злыми духами. [17] [19] Однако со временем для Форе стало социальной привилегией быть связанным с патрульными офицерами и колонистами. Несмотря на это, есть много сообщений о туземцах, с которыми патрульные плохо обращались. [19] Помощники дежурных часто переутомлялись, им не платили слишком много, а иногда они подвергались словесным нападкам со стороны патрульных офицеров. Несмотря на эти нарушения, разногласия между патрульными офицерами и туземцами носили спорадический характер. [19] [22]
Сочетание австралийской гегемонии в регионе, централизованного управления, установленного суда, прибывающего богатства и уже существующего желания Форе остановить войну привело к прочному миру в регионе.
Иностранное влияние на культуру Форе
[ редактировать ]Иностранное влияние внесло большие изменения в культуру Переднего края, как прямо, так и косвенно. На протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х годов иностранное присутствие в Форе было обычным явлением. [19] Наряду с австралийскими колониальными силами регион часто посещали ученые, изучающие местные болезни, и христианские миссионеры. [19]
Родная религия Форе постепенно заменялась христианством из-за создания миссий и влияния миссионеров. [19] Это изменение частично ответственно за прекращение ритуала Форе поедания умерших родственников, который был основным фактором возникновения болезни куру. [18] Более того, жесткость кланов и клановых союзов начала растворяться из-за прекращения войн и изобилия ресурсов. [17] [18] Мужчины и женщины стали более свободно смешиваться, как и представители разных кланов. [6] [22] Торговые сети были значительно расширены за счет появления дорог и более совершенных транспортных технологий. Общество Форе приняло иностранные культуры и технологии, такие как кофейные зерна и стальные инструменты. [17] Кроме того, иностранное влияние и ресурсы привели к созданию клиник в регионе, что помогло снизить уровень смертности в Форе и вывести на первый план западную практику здравоохранения. [18] [19]
Влияние куру и других болезней
[ редактировать ]Куру и другие болезни, такие как дизентерия и коклюш, оказали значительное влияние на культуру Форе. [20] Зачастую эти болезни представляли собой физические проявления колдовства для народа Форе, что способствовало войнам и развитию религиозных ритуалов против колдовства. [14] Более того, куру преимущественно затрагивало женщин, поскольку женщины чаще участвовали в каннибалистических религиозных ритуалах. Из-за этого в обществе Форе существовал значительный половой дисбаланс. [14] По некоторым данным, этот гендерный дисбаланс в худшем случае достигал соотношения мужчин и женщин 3:1. [18] Это повлияло на структуру семьи Форе, поскольку стало обычным явлением, когда детей воспитывали и заботились только их отцы.
Кроме того, некоторые связывают продолжающийся иностранный интерес к Форе с научным явлением, которым стала болезнь куру. Постоянное присутствие ученых и медицинских работников для изучения куру было одной из причин, по которой иностранная инфраструктура, технологии и культурные практики смогли так быстро распространиться по региону, что ускорило культурные изменения в регионе. [19]
Куру среди Южного Предела
[ редактировать ]Куру — редкое, передающееся перорально , неизлечимое нейродегенеративное заболевание , вызываемое прионами . Заболевание достигло своего пика распространенности в 1950-х и 1960-х годах. Оно характеризуется потерей координации и контроля над движениями мышц , что в конечном итоге приводит к смерти.
Куру впервые появился на рубеже 20-го века в деревне Увами народа Кейагана и распространился на Аванде на Северном Предгорье. [23] К 1930-м годам он распространился на Саут-Форс. Примерно в это же время Тед Юбанк, европейский золотоискатель, впервые заметил нейродегенеративное заболевание, но оно не было документировано до 1957 года антропологами Берндтом и Берндтом, а западной медицине о нем сообщили до 1957 года Д. К. Гаджюсек и Винсент Зигас. [24] По словам Гайдусека , который также наблюдал куру в 1950-х годах, гипотеза о том, что болезнь распространялась через эндоканнибалистические ритуалы народа Форе, была чрезвычайно очевидной. Однако Ширли Линденбаум и Роберт Гласс были первыми, кто официально опубликовал гипотезу о том, что куру распространилась посредством каннибализма . [25]
Женщины и дети чаще всего потребляли мозг умершего, который, скорее всего, был частью тела, содержавшей инфекционный агент приона, в то время как мужчины преимущественно потребляли мышечную ткань . [ нужна ссылка ] В результате подавляющее большинство жертв среди жителей Южного Форе составили женщины. Фактически, этим заболеванием заразилось в восемь раз больше женщин, чем мужчин. Позже от него также часто страдали маленькие дети и пожилые люди. [26]
Заболеваемость куру увеличилась в 1940-х и 1950-х годах, а уровень смертности стал приближаться к 35/1000 при населении 12 000 человек форе. Уровень смертности исказил соотношение женщин и мужчин, которое в Южном Форе достигало 1:2 или даже 1:3. [25] Распространенность эпидемии куру неуклонно снижается с 1950-х годов, но сохраняется и в 21 веке из-за инкубационного периода , который может длиться до 50 лет. [27]
Хотя люди форе избавляются от своих мертвецов и другими способами, наиболее распространенным методом до 1960-х годов было трансмпция или поедание своих мертвецов. Трансумпция не только выражала любовь и горе, но также перерабатывала способности умершего внутри семьи и изолировала квелу , которая была опасна, если от нее не избавиться должным образом. Считалось, что женское чрево лучше всего вмещает квелу . [28]
Когда человек умирал, после скорби в течение двух-трех дней, женщины Форе разрезали, делили, делили и поедали тело. Мужчины редко принимали участие в расчленении и поедании трупа. Они очень тщательно съедали все части, даже сушили и измельчали кости и всю использованную кухонную утварь и смешивали их с овощами, чтобы ничего не пропустить. серия очистительных ритуалов, призванных очистить тело от квелы Затем в течение нескольких недель проводилась . Наконец, существовали пиры и ритуалы, которые одновременно компенсировали женщинам жилье квелы , выступали в качестве завершающего этапа очищения тела квелы и отправляли все оставшиеся части души в страну мертвых. [28]
Эта практика преобразования только усилила распространение куру в общинах Форе. После вспышки австралийское правительство запретило и строго контролировало эту практику, и трансампация прекратилась почти сразу. В настоящее время широко распространено мнение, что передача куру путем трансмпции прекратилась к 1960-м годам, хотя на юге она продолжалась дольше, чем на севере. [29]
Женщины раньше потребляли мозг больше, чем мужчины и дети. Из-за этого, а также из-за их основной роли в преобразовании, уровень смертности куру у них был гораздо выше, чем у мужчин, что спровоцировало демографическую чрезвычайную ситуацию. Мужчины брали на себя роль и обязанности матери в дополнение к роли отца, консультировались с целителями и организовывались паломничества, выкуп за невесту удерживался до тех пор, пока невеста не родила ребенка, и многие опасались исчезновения. Люди Форе верят, что недуги и несчастья происходят от колдовства и колдовства , поэтому, естественно, они изо всех сил пытались найти колдунов, ответственных за куру. Сегодня куру больше не приписывают колдовству. Однако они не приняли современную западную медицину и не отказались от веры в колдовство. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
- ^ переднего мира Энциклопедия культуры
- ^ Майкл П. Альперс (2008). «Эпидемиология куру: мониторинг эпидемии от пика до конца» . Философские труды Королевского общества Б. 363 (1510): 3707–3713. дои : 10.1098/rstb.2008.0071 . ПМК 2577135 . ПМИД 18849286 .
- ^ Jump up to: а б с д Уорик Х. Андерсон (2008). «Ранние представления об эпидемии» . Философские труды Королевского общества Б. 363 (1510): 3675–3678. дои : 10.1098/rstb.2008.0082 . ПМЦ 2735509 . ПМИД 18849281 .
- ^ Бровн, Паула; Подолефский, Аарон (июль 1976 г.). «Плотность населения, интенсивность сельского хозяйства, землевладение и размер группы в высокогорье Новой Гвинеи». Этнология . 15 (3): 211–238. дои : 10.2307/3773132 . JSTOR 3773132 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Соренсон, Э. Ричард; Классен, HJM; дю Торр, Брайан М.; Гриффит, Джеймс; Хокингс, Пол; Яблонько, Эллисон; Литтлвуд, РА; Махер, Роберт Ф.; Патаки, К.Дж. (1 января 1972 г.). «Социально-экологические изменения на передовой территории Новой Гвинеи [а также комментарии и ответы]». Современная антропология . 13 (3/4): 349–383. дои : 10.1086/201299 . JSTOR 2740817 . S2CID 144599412 .
- ^ Jump up to: а б Скотт, Грэм (1978). Передний язык Папуа-Новой Гвинеи . Канберра, Австралия: Лингвистический кружок Канберры. стр. 1–3 . ISBN 0-85883-173-2 .
- ^ Jump up to: а б с Уитфилд, Джером Т; Пако, Вандаги Х; Коллиндж, Джон; Альперс, Майкл П. (27 ноября 2008 г.). «Погребальные обряды Южного Форе и куру» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 363 (1510): 3721–3724. дои : 10.1098/rstb.2008.0074 . ПМЦ 2581657 . ПМИД 18849288 .
- ^ Jump up to: а б Гамильтон Рид, Люси; Гайдусек, Д. Карлтон (1969). «Питание в регионе Куру. Часть II, оценка питательной ценности традиционного кормового рациона в деревне Моке в 1957 году». Акта Тропика . 26 (4): 331–345. doi : 10.5169/seals-311625 . ПМИД 4391961 . S2CID 40895708 .
- ^ Jump up to: а б Линденбаум, Ширли (декабрь 1980 г.). «О переднем родстве и колдовстве Куру». Американский антрополог . 82 (4): 858–859. дои : 10.1525/aa.1980.82.4.02a00130 .
- ^ Jump up to: а б с Браун, Паула (1978). Горные народы Новой Гвинеи . Издательство Кембриджского университета. стр. 115–116 . ISBN 978-0521292498 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Линденбаум, Ширли; Глассе, Роберт (1 января 1969 г.). «Родники старшего возраста». Океания . 39 (3): 165–173. дои : 10.1002/j.1834-4461.1969.tb01003.x . JSTOR 40329773 .
- ^ Jump up to: а б с Стивен, Мишель (1992). Колдун и ведьма в Меланезии . Издательство Мельбурнского университета. стр. 255–286. ISBN 978-0522843194 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Браун, Паула (1978). Горные народы Новой Гвинеи . Издательство Кембриджского университета. стр. 64, 115–116 . ISBN 978-0521292498 .
- ^ Бойд, Дэвид Дж. (2004). «Форд». Энциклопедия медицинской антропологии . стр. 638–645. дои : 10.1007/0-387-29905-X_65 . ISBN 978-0-306-47754-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Линденбаум, Ширли (1 января 2002 г.). «Первые рассказы во времени: как дух Буша стал грабителем, был отправлен в тюрьму, стал символом провинции Истерн-Хайленд и никогда не покидал дом». Современная антропология . 43 (С4): С63–С73. дои : 10.1086/339562 . JSTOR 10.1086/339562 . S2CID 149938184 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Шверер, Тобиас (2014). «Красный флаг мира: колониальное умиротворение, грузовые культы и конец войны на юге». Антропологика . 56 (2): 341–352. JSTOR 24467309 . Проект МУЗА 561638 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Беннетт, Дж. Х. (1962). «Популяционные исследования в регионе Куру в Новой Гвинее». Океания . 33 (1): 24–46. дои : 10.1002/j.1834-4461.1962.tb00764.x . JSTOR 40329339 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Бизли, AN (март 2009 г.). «Пограничные путешествия. Предыдущий опыт патрулирования Куру» . Океания . 79 (1): 34–52. дои : 10.1002/j.1834-4461.2009.tb00049.x .
- ^ Jump up to: а б с д и Линденбаум, Ширли (1979). Колдовство Куру: болезни и опасности в высокогорье Новой Гвинеи (исследования мировой этнологии) . Издательская компания Мэйфилд. ISBN 978-0874843620 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Линденбаум, Ширли (2001). «Куру, прионы и человеческие дела: размышления об эпидемиях». Ежегодный обзор антропологии . 30 : 363–385. дои : 10.1146/annurev.anthro.30.1.363 . S2CID 162196301 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гриффин, Джеймс (1979). Папуа-Новая Гвинея, политическая история . Ричмонд, Виктория: Heinemann Educational Australia. ISBN 978-0858591974 . [ нужна страница ]
- ^ Либерский, Павел (18 июля 2013 г.). «Куру: путешествие во времени от Папуа-Новой Гвинеи до вымирания неандертальцев» . Патогены . 2 (3): 472–505. doi : 10.3390/pathogens2030472 . ПМЦ 4235695 . ПМИД 25437203 .
- ^ Либерский, ПП; Браун, П. (2004). «Куру: полуоткрытое окно в мир нейродегенеративных заболеваний». Фолиа Нейропатологическая . 42 Приложение А: 3–14. ПМИД 15449456 .
- ^ Jump up to: а б Либерский, Павел П. (2013). «Куру: путешествие во времени от Папуа-Новой Гвинеи до вымирания неандертальцев» . Патогены . 2 (3): 472–505. doi : 10.3390/pathogens2030472 . ПМЦ 4235695 . ПМИД 25437203 .
- ^ МакЭлрой, Энн; Таунсенд, Патрисия К (2004). Медицинская антропология в экологической перспективе . Вествью. п. 44. ИСБН 978-0-8133-4098-2 .
- ^ Альперс, Майкл П. (2008). «Эпидемиология куру: мониторинг эпидемии от пика до конца» . Философские труды Королевского общества Б. 363 (1510): 3707–3713. дои : 10.1098/rstb.2008.0071 . ПМК 2577135 . ПМИД 18849286 .
- ^ Jump up to: а б Уитфилд, Джером Т.; и др. (2008). «Погребальные обряды Южного Форе и Куру» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 363 (1510): 3721–3724. дои : 10.1098/rstb.2008.0074 . ПМЦ 2581657 . ПМИД 18849288 .
- ^ Коллиндж, Джон; Уитфилд, Джером; Макинтош, Эдвард; Бек, Джон; Мид, Саймон; Томас, Дэфид Дж.; Альперс, Майкл П. (2006). «Куру в 21 веке — приобретенная прионная болезнь человека с очень длительным инкубационным периодом». Ланцет . 367 (9528): 2068–074. дои : 10.1016/s0140-6736(06)68930-7 . ПМИД 16798390 . S2CID 11506094 .
- ^ Линденбаум, С (2008). «Понимание Куру: вклад антропологии и медицины» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 363 (1510): 3715–720. дои : 10.1098/rstb.2008.0072 . ПМЦ 2735506 . ПМИД 18849287 .