Древний театр Сабраты
![]() Стена сцены, сцена, кафедра и оркестр. | |
![]() | |
32 ° 48'19 "N 12 ° 29'06" E / 32,80528 ° N 12,48500 ° E | |
Расположение | Сабрата , Проконсульская Африка ![]() |
---|---|
Тип | в римском стиле Театр |
Высота | 22 м |
Дата начала | Конец I или начало II века. |
Статус наследия | Памятник объекта, внесенного в список всемирного наследия в 1982 году. Памятник внесен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в 2016 г. |
Древний театр Сабрата — римский театр древнего города Сабрата в Проконсульской Африке (ныне современная Триполитания ), на средиземноморском побережье северо-западной Ливии . Дата и обстоятельства его строительства неизвестны, как и обстоятельства его закрытия. Археологи могут выдвигать лишь приблизительные гипотезы и относить его строительство к концу первого или началу второго века. После столетий запустения археологи заново открыли город и его памятник во время итальянской оккупации Ливии в начале 20 века. Раскопки и реставрационные работы, проведенные между 1927 и 1937 годами, сделали театр самым важным памятником на месте Сабраты, самым большим театром в римской Африке и самым зрелищным в римском мире в двух отношениях: колоннада его сценической стены была почти полностью реконструирован трехуровневым анастилозом ) украсила исключительная серия барельефов , а основание сцены ( пульпитум . Он мог вместить около 5000 зрителей, а в восстановленном состоянии до сих пор вмещает 1500 человек.
Период Второй мировой войны и ливийской монархии ослабил интерес к Сабрате, который вновь всплыл на поверхность, когда в 1982 году это место было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, для которого театр был ключевым памятником в досье. Однако серьезное ухудшение ситуации в Ливии, начиная с 2011 года, вызвало опасения по поводу сохранения памятника и его барельефов, что было отмечено включением этого объекта в список всемирного наследия, находящегося под угрозой 14 июля 2016 года.
История
[ редактировать ]
Вероятно, театр был построен по заказу частных спонсоров. [ 1 ] Дату постройки, которая доподлинно не известна, можно отнести к перекрестку I и II веков нашей эры, периода большого процветания провинции Проконсульская Африка . [ 2 ] Археолог Антонино Ди Вита относит его к периоду правления Коммода (180–192) или, с оговорками, к периоду правления Септимия Севера (193–211). [ 3 ] [ 1 ]
Театр, вероятно, пострадал, как и остальная часть города, во время стихийных бедствий, обрушившихся на Сабрату, которые Антонино Ди Вита датирует периодом между 306 и 310 годами. [ 1 ] но некоторые надписи, найденные в театре, указывают на то, что он все еще использовался в середине четвертого века. [ 4 ] На него снова повлияли землетрясения и цунами 365 года, обрушившиеся на восточное Средиземноморье. [ 5 ] Заброшенный после пожара, о чем свидетельствуют слои пепла, обнаруженные при раскопках, он был занят частными жилищами, а затем использовался в качестве карьера для вторичного материала во время повторной оккупации Африки Византией во II веке. [ 4 ]
Когда в начале 20 века Ливия стала итальянской колонией , итальянские археологи стали движущей силой повторного открытия театра. Начиная с 1920-х годов пропаганда фашистского режима поддерживала исследования, которые свидетельствовали о присутствии древних римлян на этой территории и оправдывали итальянскую колонизацию как возвращение. Приоритетной задачей стала реставрация наиболее впечатляющих памятников. [ 6 ] Когда Ренато Барточчини начал раскопки театра в 1927 году, он представлял собой не более чем насыпь из песка и каменной кладки. Джакомо Гуиди сменил его в 1928 году, а с 1932 года предпринял тщательную реставрацию стены сцены, основываясь на изучении сохранившихся фундаментов и найденных разбросанных колонн. Реставрация, завершенная в 1937 году Джакомо Капуто , придала зданию его нынешний монументальный вид. [ 7 ] Его открыл Муссолини , который завершил свое турне по Ливии посещением спектакля Софокла « Царь Эдип». [ 6 ] в этой исключительной обстановке. В то же время создание ливийской прибрежной дороги было ознаменовано выпуском 15 марта 1937 года итальянских колониальных почтовых марок с изображением ярусов театра за двумя колоннами на переднем плане. [ 8 ]
Вторая мировая война и послевоенный период задержали публикацию описательной монографии о театре итальянца Джакомо Капуто до 1959 года. [ 9 ]
Весь археологический комплекс был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 1982 году на основании отчета, в котором отмечались его «грандиозные памятники, самым известным из которых является театр с тремя порядками колонн передних сцен ». [ 10 ] Робкое открытие страны для туризма с 1993 года, подчеркнутое в 2003 году отменой воздушного эмбарго в отношении страны, означало, что Сабратой и ее театром можно было восхищаться среди так называемых мест, которые нельзя не посетить. [ 11 ]
Угрозы сайту и театру
[ редактировать ]Театр является символическим памятником , Сабраты археологического памятника но его сохранность находится под угрозой: местные камни посредственного качества не защищены штукатуркой, как в древности, и подвергаются коррозии от ветров и соленого моря. брызги, а туризм в конце 20-го века повысил риск вандализма. [ 12 ] А если серьезно, то в 2014 году ухудшение политической ситуации в Ливии с 2011 года побудило ЮНЕСКО выразить обеспокоенность по поводу риска незаконного оборота объектов археологического наследия. [ 13 ] Совсем недавно, в 2015 году, глава Ливийской службы древностей Ахмед Хасан предупредил о возможности грабежей и обысков древностей, как в Ираке и Сирии. [ 14 ] вся территория Сабраты и ее театр были включены в список всемирного наследия, находящегося под угрозой . По этим причинам 14 июля 2016 года [ 15 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Здание, расположенное к востоку от форума и недалеко от моря, ориентировано зрителями лицом на север, но существенно не соответствует регулярному плану района. [ 16 ] Он построен из неподалеку песчаника добытого , что придает отреставрированному памятнику красноватый оттенок. Это не первоначальный цвет, так как все было покрыто штукатуркой , следы которой остались. Фундамент в покоится на каменистой почве, небольшое углубление которой использовалось для выдолбления центрального оркестра . [ 17 ] В отличие от других древних театров, которые использовали склон холма для поддержки своей конструкции, древний театр Сабраты был построен на ровной местности, что потребовало строительства прочного каркаса для формирования пещеры . [ 9 ]
Кавеа
[ редактировать ]Внешне полукруглая пещера имела три яруса аркад ; реставрация частично выявила только два. Каждый этаж состоит из ряда аркад, обрамленных дорическими пилястрами . Аркады поддерживаются массивными каменными колоннами, украшенными гладкими коринфскими пилястрами. [ 18 ] 24 аркады на первом уровне давали доступ по обе стороны полуцикла к двум вомиториям ( vomitoria ), которые плавно спускались к оркестру , и к галерее, которая проходила вокруг пещеры от одного вомитория к другому. Эта галерея обслуживала внутреннюю часть пещеры через 25 сводчатых входов: шесть входов выходили на лестницы, ведущие в верхнюю галерею, которая, в свою очередь, обслуживала 5 вомиторий, дающих доступ к ярусам; шесть других входов вели во внутренний коридор на уровне земли, концы которого соединяли боковые рвотные массы. Наконец, тринадцать оставшихся входов вели в помещения неопределенного назначения, возможно, служебные помещения для театрального оборудования или зрительские залы. [ 19 ]
Внутри кавеа классически разделена на три уровня или мениана : нижний уровень ( има кавеа ), в хорошем состоянии, состоит из 12 ярусов, разделенных на шесть расходящихся секторов (куней) семью лестницами. Второй уровень ( media Cavea ) имеет 7 ярусов, разделенных на семь секторов, доступ к которым осуществляется через пять рвотных масс из полукруглого коридора на втором этаже. Третий уровень ( summa Cavea ), который исчез и высота которого равнялась высоте стены сцены, имел пятнадцать ярусов, сделанных из камня или, возможно, из дерева. [ 20 ] [ 21 ]
Стена сцены
[ редактировать ]Стена сцены ( frons scænæ ), высотой более 22 метров и ныне практически восстановленная в своей первоначальной форме, является одной из самых замечательных частей театра, результатом анастилоза , не имеющего аналогов в римских театрах. Археологи восстановили основание стены и большую часть колонн , которые когда-то украшали ее, и терпеливо переустановили 96 колонн, большинство из которых оригинальные, на трех этажах. Высота каждой колонны позволяла определить, на каком этаже она находится: 5,54 метра для первого уровня, 4,90 метра для второго, 3,65 метра для самого высокого. [ 22 ] Колонны первого уровня выполнены из павонаццо мрамора , привезенного из Фригии ; те, что на втором уровне, выполнены из белого мрамора; третий уровень сочетает в себе павонаццо и гранитные колонны. [ 23 ] Хотя все они коринфские , они различаются по внешнему виду: гладкие колонны, вертикально- рифленые или спиральные колонны и даже смешанные колонны, рифленые на двух третях древка и гладкие сверху. [ 24 ] Хотя повторная сборка декора с колоннадой высоко оценивается зрителями и большинством археологов, задний фасад, грубый и незавершенный, некоторые считают невероятным с археологической точки зрения. [ 25 ] и несчастливый на вид. [ 26 ]
Согласно архитектуре римского театра, рекомендованной Витрувием , [ 27 ] стена сцены включает в себя три двойные двери позади больших полукруглых апсид . В центре находятся царские двери ( valvae regiae ), шириной 1,95 метра, отведенные для главных героев, а по обе стороны расположены так называемые двери для иностранцев или гостей ( valvae Hospitales ), шириной всего 1,37 метра, для второстепенных персонажей. персонажи. [ 23 ] Каждому проему предшествует передний двор с колоннами, который простирается на всю высоту стены, придавая ей монументальный вид. [ 17 ]
Таким образом, стена сцены образует фиксированный фон как для сцен на открытом воздухе, где она образует улицу с колоннами, так и для сцен в помещении, где она образует дворец. [ 28 ]
Наконец, как и передние сцены в древнем театре Оранжа , сцены в древнем театре Сабраты представляют собой типичный пример архитектурных канонов , Малой Азии а затем развитых и усовершенствованных римлянами. [ 29 ]
Сцена и оркестр
[ редактировать ]42,70 Размеры сцены на 8,55 метра, высота над оркестром 1,38 метра. Он был покрыт деревянным полом, который подчеркивал звук. Актеры получали доступ либо через три монументальные двери в стене сцены, либо из больших боковых комнат, служащих закулисными зонами, через двери, известные как «сторона форума» и «сторона деревни». [ 27 ] эквивалент современных «сторона двора» и «сторона сада» . [ 24 ] Эти комнаты также сообщались с полукруглым коридором пещеры . Они были роскошно вымощены полихромным мрамором, а стены облицованы белым мрамором. Фрагменты мрамора, найденные археологами, были приклеены обратно на стену. [ 30 ]
Под полом сцены в яму с земляным полом ( гипосцениум ) можно было попасть по одиннадцатиступенчатой служебной лестнице. В этом подвале, выкопанном более чем в метре от оркестра, могли стоять рабочие сцены и поднимать или опускать элементы декораций или персонажей через люки, открывающиеся на пол сцены. Узкая канава сразу за кафедрой использовалась для перемещения занавеса . Труба, пробитая через амвон, отводила дождевую воду из оркестра и кавеи , собирая ее в яму в центре подвала. Из этой ямы под стеной сцены шла вторая труба большого диаметра, выполнявшая роль водосброса и предотвращавшая затопление подвала в случае сильного ливня. [ 24 ]
Оркестр , до сих пор , полукруглое пространство между сценой и пещерой почти полностью покрыт оригинальным покрытием из мрамора, привезенного из Проконнеса . Четыре низких широких яруса были отведены под передвижные сиденья для знати. Они получили доступ к оркестру напрямую через две боковые рвотные массы ( aditus maximi ), оканчивающиеся барьерами, изображающими скульптурных дельфинов . Балюстрада высотой 1,50 метра окружала эти зарезервированные ярусы, изолируя их от пещеры . [ 31 ]
Кафедра
[ редактировать ]Пулпитум , небольшая стена , отделяющая сцену от оркестра, разделена попеременно на три полукруглые ниши , соответствующие апсидам в стене сцены, и четыре прямоугольные ниши. Каждая ниша окаймлена небольшими выступами с плоской гранью, обрамленными двумя колоннетами. На каждом конце кафедры пятиступенчатая лестница, скрытая невысокой стеной, ведет со сцены к оркестру. Эта форма с изрезанными нишами распространена и ее можно встретить в других театрах Римской Африки, но амвон в древнем театре Сабраты после реставрации предлагает исключительный орнамент. Фактически, передняя часть кафедры украшена круглыми рельефами из белого мрамора образующими , серию картин, которые были в значительной степени реконструированы и не имеют аналогов в других римских театрах. [ 31 ] [ 32 ]

Представленные темы не образуют общего единства: некоторые напоминают различные формы театрального зрелища в римском стиле, тогда как центральным мотивом является политическая аллегория , а мифологические фигуры интервалы заполняют . Представлены следующие мотивы: [ 4 ]
- Привокзальная площадь 1, скрывающая лестницу, ведущую на сцену: две танцовщицы, симметрично прихожей 15. [ 33 ] Танцоры вмешиваются между театральными сценками. [ 34 ]
- Прямоугольная ниша 2: сзади группа персонажей, одетых в греческом стиле, интерпретируется Джакомо Капуто , исходя из их жестов, как группа декламаторов или актеров, [ 4 ] или как дискутирующие философы. [ 31 ] [ 34 ] В правой части ниши солнечный диск на колонне, шесть переплетенных свитков на постаменте, раскрытый свиток на вертикальном столе. [ 35 ]
- В носовой части осталась только нижняя половина украшения 3. Фигура опирается на колесо, установленное на скале. Этот атрибут символизирует Судьбу, олицетворенную здесь Фортуной. [ 31 ] или богиня Немезида. [ 4 ]
- Полукруглая ниша 4: девять муз , узнаваемых по атрибутам, которые они держат: в центре Мельпомена , муза трагедии , со шлемом и палицей Геракла , героические символы; справа от Мельпомены Эрато , вдохновитель лирической поэзии , с лирой ; Клио без отличительного знака; Терпсихора , муза танца, держащая плектр ; Каллиопа , муза эпической поэзии ; слева от Мельпомены — Талия , символ Комедии в комической маске; Эвтерпа Музыкантка и ее двойная флейта ; Урания , муза Астрономии , держащая земной шар и Полигимнию , сведенную к минимуму. [ 36 ]
- Передняя часть 5: сильно повреждена, сохранилась только ступня драпированной фигуры;
- Прямоугольная ниша 6: с левой стороны сильно повреждены корзина и часть кресла. [ 4 ] В дальнем конце декорация с двумя двойными дверями напоминает стену театра; по мнению Гуиди, пантомима возникает , поскольку актеры не носят масок: сидящая женщина указывает на гротескного старика с бритой головой, который что-то скрывает под пальто. Другой мужчина, бородатый и одетый в тогу, также показывает рукой. По словам Гуиди, старик — это глупый (идиот), повторяющийся персонаж в мимовах . [ 36 ] Возможно, он играет вора, пойманного с поличным; [ 31 ] рельефы в правой части ниши сильно изменены, видны только треножник и алтарь . [ 4 ]
- Авангард 7: рельеф не реконструирован. [ 37 ]
- Полукруглая ниша 8: В центре женщина в короне в форме башни и с рогом изобилия в руках — олицетворение города Сабраты; она пожимает руку аллегории Рима, изображенного в виде завоевателя в шлеме, опирающегося на круглый щит и одетого в короткую тунику амазонки . Эти две женщины окружены живой изгородью солдат в шлемах, которые поднимают правую руку с раскрытой ладонью, а в левой руке они держат короткий меч, направленный вверх. Эта сцена может символизировать преданность Сабраты своему покровителю Риму. По обе стороны две сцены жертвоприношения подчеркивают торжественность центральной церемонии: справа бородатый служитель совершает возлияние на алтарь, которому помогает молодой человек. Археологи, датирующие строительство театра или, по крайней мере, завершение его украшения, правлением Септимия Севера, предполагают, что Септимия Севера следует видеть исполняющим обязанности, которому помогают его сын Каракалла и тесть последнего, Плавтиан . Слева бык возглавляет жертвоприношение рядом с алтарем, уставленным подношениями из фруктов, облаток и сосновых шишек. [ 37 ] [ 36 ] [ 4 ] Подобную торжественность вызывает Гомер , освящающий перемирие между троянцами и ахейцами кровью агнцев, чистым вином возлияний и сложением правых рук. [ 38 ]
- Передний план 9: Меркурий идет с кадуцеем в руке и несет младенца Диониса в складках своего плаща, чтобы защитить его от гнева Геры . [ 39 ]
- Прямоугольная ниша 10: по бокам две трагические маски справа, трагическая маска и комическая маска слева. На задней панели Гуиди видит сцену трагедии: две фигуры, одетые в хитон и плащ, в котурнах и масках: одна бородатая и опирается рукой на дубинку, другая — безбородая. [ 40 ] Капуто идентифицирует владельца дубинки как Геракла , а другой, более молодой фигурой, является его последний сын Хилл , которого он попросил зажечь его погребальный костёр ; [ 4 ]
- Фасад переднего здания 11: Геракл в своей символической шкуре Немейского льва , с луком и колчаном у ног. В поднятой руке он держит выцветший предмет, возможно, золотое яблоко из Сада Гесперид , сорванное во время одного из двенадцати подвигов . [ 4 ]
- Полукруглая ниша 12: Суд Париса : пастух Парис во фригийском колпаке держит яблоко, которое он отдаст в качестве награды избраннику. Рядом с ним Меркурий изображает трех соревнующихся богинь: Юнону , облаченную в хитон, Минерву в шлеме, держащую руку на большом круглом щите, и обнаженную Венеру под большим покрывалом, развевающимся на ветру. Слева от трио богинь — три грации , также обнаженные, жених Венера и танцующий сатир , сильно изношенный эрозией; [ 36 ]
- Прямоугольная ниша 14: трагикомическая сцена- пантомима с тремя персонажами, один из которых сокращен до нескольких фрагментов. Это могла быть дуэль между Этеоклом и Полиником , двумя братьями, соперничающими за корону Фив , в присутствии их матери Иокасты ; [ 39 ]
- Передний план 15: симметричная первой панель, на которой остается только один из двух танцоров, кружащих и ударяющих кроталы . [ 33 ]
Общие размеры
[ редактировать ]Основные размеры театра следующие: [ 2 ]
- Диаметр клетки : 92,60 метра;
- Этап:
- ширина: 42,70 метра,
- глубина: 8,55 метра,
- высота над оркестром: 1,38 метра;
- Стена сцены: высота 22,75 метра;
- Оркестр: диаметр 25 метров (22,40 метра для части, занятой трибунами знати, 15 метров для открытой центральной части).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Галеа, Лизея (2016). «Архитектура и скульптура римских театров Сабраты и Лептис Магна» . Академия : 3.
- ^ Jump up to: а б Лашо 1970 , с. 98.
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 157
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Полидори и др. 1998 , с. 175
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Синтес 2004 , стр. 110–111.
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 167
- ^ Марки номиналом 50 центов и 1,00 лиры, выпущенные в 1937 году Почтой Либии. «Каталог Ливии 1936/1941» . Ibolli.it (на итальянском языке) . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Лашо 1970 , с. 94.
- ^ «Археологический сайт Сабраты» . сайт ЮНЕСКО.org . .
- ^ «Несравненные Ливии» . Routeard.com . Проверено 18 декабря 2016 г. .
- ^ Синтес 2004 , с. 38.
- ^ «Генеральный директор ЮНЕСКО призывает все стороны защитить уникальное культурное наследие Ливии» . ЮНЕСКО (на французском языке). 18 ноября 2014 года . Проверено 3 июня 2015 г. .
- ^ «Ливийцы опасаются «иракского сценария» в отношении своего археологического наследия» . slate.fr (на французском языке). 31 марта 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г. .
- ^ «Пять объектов всемирного наследия Ливии внесены в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой» . ЮНЕСКО (на французском языке). 14 июля 2016 г. Проверено 16 июля 2016 г. .
- ^ Sintes 2010 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Канья 1931 , с. 194
- ^ Балты 1961 , с. 324.
- ^ Лашо 1970 , стр. 94–95.
- ^ Лашо 1970 , с. 95.
- ^ Иссушить 2006 , с. 283.
- ^ Лашо 1970 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Сир 2006 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с Лашо 1970 , с. 97.
- ^ Синтес 2004 , с. 29.
- ^ Балты 1961 , с. 325.
- ^ Jump up to: а б Витрувий , Об архитектуре , V, 6, 8.
- ^ Синтес 2004 , с. 77.
- ^ . Грималь, Пьер; Волох, Г. Майкл (1983). «Рисунок 16 – Сцена театра Сабрата». . В Университете Висконсина (ред.). Римские города . Университет Висконсин Пресс. п. 61. ИСБН 9780299089344 .
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 168
- ^ Jump up to: а б с д и Лашо 1970 , с. 96.
- ^ Кагнат 1931 , с. 196
- ^ Jump up to: а б Канья 1931 , с. 198
- ^ Jump up to: а б Синтес 2010 , с. 160.
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д Канья 1931 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Полидори и др. 1998 , с. 178
- ^ Тайларда, Жан (1982). «Φιλότης, πίστις и федус» . Обзор греческих исследований . 95 (450–451): 3. doi : 10.3406/reg.1982.1304 .
- ^ Jump up to: а б Канья 1931 , с. 198
- ^ Полидори и др. 1998 , с. 177.
Библиография
[ редактировать ]Документы, использованные в качестве источника для этой статьи:
- Полидори, Роберт ; Ди Вита, Антонино; Ди Вита-Эврар, Жинетт; Баккьелли, Лидиано (1998). Древняя Ливия: затерянные города Римской империи (на итальянском языке). Париж: Издания Менжес. ISBN 2-85620-400-7 .
- Лашо, Жан-Клод (1970). Театры и амфитеатры проконсульской Африки (на французском языке). Экс-ан-Прованс: Эдисуд. БНФ : 34643860 .
- Капуто, Джакомо (1959). Римский театр Сабраты и африканская театральная архитектура (на итальянском языке). Рим: Герма Бретшнейдера.
- Балти, Жан (1961). «Конспекты лекций о театре Сабраты и африканской театральной архитектуре Ч. Джакомо Капуто» . L'Antiquité classique (на французском языке). 30 (1): 323–327.
- Гвиди, Джакомо, «Римский театр Сабраты» (на итальянском языке), Africa Italiana , т. III, 1930, Бергаме, Итальянский институт графических искусств.
- Канья, Рене (май 1931 г.). «Чтение заметок о Римском театре Сабраты Джеймса Гуиди » Journal des Savants (на французском языке). 5 (1): 193–199. дои : 10.3406/jds.1927.2793 .
- Сир, Фрэнк (2006). Римские театры: архитектурное исследование . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-814469-4 .
- Синтес, Клод (2004). Древняя Ливия . Découvertes Gallimard Archéologie (на французском языке). Париж: Галлимар . ISBN 2-07-030207-5 .
- Синтес, Клод (2010). Древняя Ливия, мраморная мечта (на французском языке). Париж: Национальная империя. ISBN 978-2-7427-9349-5 .