Люди
Регионы со значительным населением | |
---|---|
Демократическая Республика Конго | |
Языки | |
Язык Янси |
Баянзи , (или ян, янзи, народ янси) являются этнической группой в Демократической Республике Конго которая живет на юго -западе страны и насчитывает около семи миллионов.
Янзи говорят на Киянси (или Эйане), языке в языковой семье Банту . Крупнейшая политическая единица - это вождь, из которых около 120 до 3 традиционных царей, наиболее заметными является Kinkie или Binkie King или сильный король ") с территории Kidzwem Обученный Гарвардом экономист.
Баянзи матрилинейны, поэтому ребенок принадлежит клану матери.
Бельгийские колониальные путешественники впервые столкнулись с ними в Болобо на реке Конго , как торговцы вверх и вниз по реке. Они наняли их с 1883 года, в основном как телохранители. Позже, Баянзи были вынуждены работать на плантациях пальмового масла, а затем использовались в качестве клерков или переводчиков.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Баянзи - народ Юго -Западной Демократической Республики Конго, которые говорят на языке Банту . [ 1 ] Другие имена Flude, Bass, Mimeem, Nkaan, What, Ay, Yey. [ 2 ]
Территория
[ редактировать ]Иезуиты означает записали местные традиции Баянси, которые, похоже, показывают, что они возникли из сочетания в основном севера (настоящий Судан) или Северо -Запад (нынешний Габон) со стороны смешанных браков вождей племен, в регионе, который они назвали «Кимпут», что «Европа» и, кажется, ссылается на Египет (Хут-Ка-Пеха) или Эфиопию «Пунт». Они говорили о великой реке, вода, вода была соленой и даже большие парусники не смогли пересечь. Возможно, это относится к Атлантическому океану или реке Нил или даже к обоим. Они говорят, что жили в полуболлегиях в земле Конг Мукоко, а затем стали торговцами на краю бассейна Малебо . [ 3 ]
По состоянию на 1908 год Баянзи варьировался от реки Нижней Касаи до главной реки Конго и слияния реки Убанги . [ 4 ] По состоянию на 1967 год их население составляло около 200 000 на их собственной территории, которая охватывала около 25 000 квадратных километров (9 700 кв. Миль). [ 3 ] Это нижняя река Квилу между устью реки Квенге и рекой Кванго . [ 5 ] На севере он простирается вдоль левого берега реки Касаи между 15 ° E до 17 ° E. На юге он простирается вдоль обоих берегов реки Инзия и реки Лукула. Он включал 60 вождей на территории Бандунду , 30 в районе Киквит и 30 на территории Маси-манимба . [ 6 ] В 1960 году Баянси потребовал создания северной провинции Квилу. [ 6 ]
Социальная структура
[ редактировать ]
У Баянзи был король и центральное правительство. Их политическая организация основана на вождении, которая имеет четко определенные границы, в рамках которых клан мужского пола является аристократами и производит вождей, а клан-женщины-свободные люди, которые предоставляют жен аристократам. [ 6 ] В рамках вождя деревня является основным подразделением. [ 7 ] Традиционно в каждой деревне был вверх по течению район для старейшин и вниз по течению для молодых семей. Подростки каждого пола жили в общежитиях. У каждого клана есть свое поле, а некоторые части леса были зарезервированы для использования одним кланом. [ 8 ]
Баянси матрилинейны, учитывая, что ребенок образуется из крови матери и принадлежит клану матери. Тем не менее, отец отвечает за поиск жен из -за пределов клана для своих детей. [ 9 ] Считается, что бабушка и дедушка перевоплощаются в своих внуках, будь то мертвые или еще живые. [ 10 ]
Колониальные контакты
[ редактировать ]30 октября 1882 года Эдмонд Ханссенс достиг Болобо на реке Конго , где он в течение десяти дней договорился с Кукой, королем Баянзи, который затем подписал договор, в котором его земли и люди под защитой Международной африканской ассоциации . Экипажи Хансенса сразу начали строить станцию. Ханссенс отправил эклер обратно в Леопольдвилль, чтобы собрать припасы и вернуть лейтенанта Орбана, чтобы взять командование новой станцией. Хансенс заключил договоры с конголезским народом в устье Касаи и приобрел землю для Post Kwamouth . [ 11 ]
В конце августа 1883 года Чарльз Либрехтс посетил Квамут по пути вверх по реке Конго, чтобы помочь в «Миле Брунфаут» на станции Болобо в стране Баянзи, которая была сожжена. В ноябре 1883 года Либрехты вернулись в поисках подкрепления и боеприпасов после того, как Болобо снова был сожжен. 18 января 1884 года, вскоре после третьего пожара в Болобо, Генри Мортон Стэнли прибыл на пути с падения Стэнли . [ 12 ] Хансенс вернулся в Болобо 3 апреля 1884 года, где лейтенант Чарльз Либрехтс теперь установил хорошие отношения с Баянзи. Они продолжали вверх по течению, основали пост Н'Ганду и заключили договоры с вождями вдоль реки. [ 11 ]
Аттилио Песиле, который три года ассоциировался с Джакомо ди -Браззаза в своем исследовании региона к северу от Конго, в 1887 году написал, что Бакалес, фанаты и Баянзи все еще были язычниками и в основном каннибалами. Он сказал: «Баянзи, которые приобрели воспитание вдоль правого берега Нижнего Конго, похоже, родом из тех же регионов, что и фанаты, которых они похожи на внешность, характер, язык и использование. Но пока. Последние-это «землевладельцы», демонстрирующие абсолютный ужас воды, Баянзи всегда были отличными речными навигаторами, так что их первоначальным домом мог быть верхний Убанги, медленно продвигаясь Вниз по этой великой артерии в его соединение с Конго ". [ 13 ]
Александр Делкоммунс столкнулся с конвоем пирогов Баянзи в марте 1888 года. Он написал,
Мы видим, как некоторые каноэ проходят из Баянзи, которые имеют страсть к торговле и являются крупными торговцами слоновой кости в этой части штата. Они идут по воде, чтобы продать свою продукцию вождям Кинчасса и этой нгалиме, о которых Стэнли набрал такой яркий портрет. Их каноэ, иногда более пятнадцати метров в длину, едва ли имеют ширину более чем восьмидесяти до девяносто сантиметра. Товары накапливаются среди ярко окрашенных зонтиков. Пространства хранятся между лотами для гребцов обоих полов, которые насчитывают от пятнадцати до двадцати, набравшись на пыл, до ритма монотонной песни лидера команды, стоящей с петухом между ногами, на маленькой платформе на спине Полем Они приходят из области Болобо, которая находится дальше. [ 14 ]
Колониальная эксплуатация
[ редактировать ]
Баянзи были первыми коренными народами, которые использовались европейцами, которые начались около 1883 года. Поскольку Баянзи и Бобанги говорили варианты языка Бангала , это стало лингва франка в регионе. Вероятно, они были свободны работать на бельгийцев, потому что Баянзи, в свою очередь, наняли много рабов. [ 15 ] Католический миссионер Август Шинс использовал Баянзи для защиты от местных жителей, путешествуя с пятью каноэ и мужчинами, вооруженными 25 орудиями. Он написал в 1889 году о том, что он сон на бамлех Касаи "в середине моей армии Баянзи". [ 16 ]
Huileries du Congo Belge (HCB) была дочерней компанией компании Lever Brothers , созданной в 1911 году Уильямом Хескетом Левером , которая управляла плантациями в бассейне Конго для производства пальмового масла , используя принудительный труд . [ 17 ] Отчеты Рене Муше и Виктора Дако показывают, что некоторые ограниченные улучшения были внесены в состояние работников HCB к 1928 и 1929 годам. Однако HCB все еще использовал принудительный труд. Дако рекомендовал местным работникам питаться так же, как импортированные работники. Проживание во многих лагерях было улучшено, и там были дома из запеченного кирпича или садового. Однако некоторые лагеря, такие как деревни Янзи, все еще находились в плачевном состоянии. По мнению Дако, переполненность продолжала оставаться проблемой, так как дома было слишком мало, по мнению Дако. Дако считал, что существующие больницы были в хорошем состоянии, но их было слишком мало, и что количество кроватей должно быть в четыре раза в четыре раза. [ 18 ]
После независимости
[ редактировать ]Альянс Дес Баянзи (Абази) был партией, которая представляла интересы Баянзи, сформированных в конце 1950 -х годов. [ 19 ] На конференции по круглым столам Белго-Конголез в 1960 году в Брюсселе о будущем бельгийского Конго и его институциональных реформ Альянс Дес Баянзи был представлен Гастоном Миду и его заместителем Вицласом Мбуэни. [ 20 ] На всеобщих выборах в Бельгии в 1960 году Альянс Дес Баянзи набрал 21 024 голоса, или 0,95% от общего числа, и получил одно место в Палате депутатов. [ 21 ] После независимости Демократической Республики Конго в 1960 году были столкновения с другими Баконго и центральным правительством. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Послезарезы Британского музея .
- ^ Янзи (народ Африки) Bnf .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мариза 1967 , с. 25
- ^ Типичный муьянзи .
- ^ 1967 , с. 25-26.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Мариза 1967 , с. 26
- ^ 1967 , с. 27
- ^ 1967 , с. 28
- ^ 1967 , с. 29
- ^ 1967 , с. 30
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Энгельс 1946 .
- ^ Jadot 1952 .
- ^ Географические заметки 1887 .
- ^ Мумбанка 1997 , с. 277
- ^ Молодой 1986 , с. 139
- ^ Молодой 1986 , с. 143.
- ^ Маршал 2008 .
- ^ Маршал 2008 , стр. 94-98.
- ^ Sailig 2008 , с. 74
- ^ Белго-Конголезе Круглый Стол 1960 , с. 62–63.
- ^ Нет, Crumbs & Tibautics 1999 , P. 291.
- ^ Олсон 1996 , с. 602.
Источники
[ редактировать ]- Типичный муьянзи [Сойер миссии в Болбо.] , Нипл, Нью-Йоркская публичная библиотека , извлеченная 2021-10-3
- Баянзи , Британский музей , получен 2021-10-31
- Английский, А. (23 декабря 1946 г.), «Хансенс (Эдмонд-Винни Виктор) , Колониальное Бельдж Биграфи , полная. Я, инст. Рой. толстой кишки звонки, с. колл. 479–493 , отступил 2020-09-06
- «Географические заметки» , Nature , 36 (377): 377, 1887, Bibcode : 1887natur..36r.377. , doi : 10.1038/0363777b0 , s2cid 37169480
- "Iyansi" , Этнолог , SIL International
- Jadot, JM (22 декабря 1952 г.), Georges-Guillaume) ( Pagels « IV, инст. Рой. толстой кишки Бельгийский, стр. шея. 671–673 , 2020-10-01
- Малемб, Пол (21 декабря 1967 г.), «Политическое общество Янси» , переводы по Африке к югу от Сахары (669), Министерство торговли США Объединенные публикации , полученная 2021-10-31
- Marchal, Жюль (2008), «Призраки лорда Леверхульма: колониальная эксплуатация в Конго» , перевод Мартина Тома, впервые опубликованной как принудительная работа для пальмового масла лорда Леверхулма: История Конго 1910-1945, Томе 3 изданиями Паула Беллингс в 2001 году , Лондон: назад, ISBN 978-1-84467-239-4
- Mumbanza, Mwa Bawle (1997), «Каноэ на западе бассейна Конго в середине 19 -го века. Вклад в историю навигации в прелониальной Африке» , Annales Aequatoria (по -французски), 18 , Honoré Vinck: 239 –298, JSTOR 25837280 , Получено 2021-10-31 -VIA JSTOR
- Половинки, D; Крошки, м; Thibaut, B (1999), выборы в Африке: справочник данных , ISBN 0-19-829645-2
- Олсон, Джеймс Стюарт (1996), Народы Африки: этноисторический словарь , Вестпорт, Конн: Гринвуд Пресс, ISBN 0-313-27918-7
- Самарин, Уильям Дж. (Июнь 1986 г.), «Протестантские миссии и история лингалы» , Журнал религии в Африке , 16 (Fast. 2), Brill: 138–163, doi : 10.2307/1581409 , JSTOR 1581409 - через JSTOR
- Круглый стол Белго-Конголез: исторические дни февраля 1960 года . Брюссель: К. Ван Кортенберг. 1960. OCLC 20742268 .
- Янзи (африканский народ) , Национальная библиотека Франции BNF , полученная 2021-10-31
- Zeilig, Leo (2008), Lumumba: Leat Leader's Africa , Лондон: Haus, ISBN 9781905791026
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йозеф Франц Тиль: Годы в Конго. Миссионер и этнолог в Баянси. , Lembeck, Frankfurt Am Main 2001, ISBN 3-87476-381-1.
- Йозеф Франц Тиль: Исторические традиции Янси (Зайр). В Anthropos . : , Vol
- Rémi de Beaucorps: Bayansi of Bas-Kwilu. Éditions de l'aucam, Louvain 1933.
- Герман Хохеггер: библиография Янзи, Библиография Яка. В кн.: Записные книжки африканских религий , JG. 5, 1972, NR.
- Пол Малембе: Эволюция политической системы Янзи 1885–1960. Эф, Париж 1970. (Дисс.).
- Гай де Плаен: Административные структуры Баянзи. Университетские издания, Париж 1974.
- Социальная и политическая организация среди Янси, Теке и Бомы. (Отчеты и отчеты о Айно-неделе этно-пасторальных исследований, Bandundu, 1968). Центр этнологических исследований, Bandundu 1970.