Кино Неаполя
Неаполь сыграл заметную роль в возникновении другой индустрии движения: киноиндустрии.
История кино в Неаполе начинается в конце 19 века и с течением времени здесь были зафиксированы кинематографические произведения, продюсерские дома и известные режиссеры. На протяжении десятилетий неаполитанская столица также использовалась в качестве съемочной площадки для многих работ, более 600, согласно базе данных Internet Movie Database , первой из которых будет «Панорама гавани Неаполя» 1901 года. [4]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Неаполе в 1888 году французский изобретатель Этьен-Жюль Маре с помощью своей хронофотографии запечатлел короткометражный фильм Фаральони под названием Vague, baie de Naples . [5] Кинотеатр прибыл в Неаполь через три месяца после его изобретения братьями Люмьер (хотя в столице Неаполя Менотти Каттанео запатентовал аналогичную машину). [6] ): 30 марта 1896 года в Салоне Маргариты состоялся первый показ произведений братьев-французов. [5] В 1896 году компания Люмьер сняла несколько фильмов в Неаполитанской провинции, в том числе в столице Леве-де-Филе-де-Пеше , Виа Марина и Санта-Лючия . [5] фактически делая его одним из городов с древнейшими кинематографическими свидетельствами.
В мае 1898 года компания «Падуан Марио Реканати», считающаяся первой в Италии компанией по распространению и торговле фильмами, открыла первый кинотеатр в Галерее Умберто I под номером 90; [6] в том же году новое изобретение использовалось также в рекламных целях, добившись такого успеха, что обеспокоило главное управление полиции Неаполя. [5]
20 век
[ редактировать ]От начала века до Первой мировой войны
[ редактировать ]В первые годы двадцатого века первый итальянский кинодом, а именно « Титан» (первоначально «Монополио Ломбардо» ), [7] был построен в городе, в районе Вомеро . Основанный Густаво Ломбардо в 1904 году, это крупнейший и, пожалуй, самый известный кинодом в стране. [8]
Первый короткометражный фильм принадлежит Роберто Тронконе, снявшему «Возвращение карет из Монтеверджина» в 1900 году; снял извержение Везувия он с большим успехом , а в 1907 году показал «Иль делитто делле Фонтанелле» в Сала Эльге на Виа Поэрио, который считается первым фильмом, снятым в Неаполе. [9]
В 1906 году городские газеты, столкнувшись с успехом кино, свидетелями которого стали двадцать семь кинотеатров, говорили об «эпидемии»: [5] Открытие Международного кинотеатра вызвало беспорядки, подавленные полицией, и предполагалось, что площадь Пьяцца Карита будет расширена , чтобы решить проблемы с обращением, вызванные наличием этого зала. [5] В 1908 году шесть из семи киножурналов, издававшихся в Италии, были неаполитанскими, а журнал Густаво Ломбардо «Люкс» был широко распространен и за рубежом. [5] [10]
В 1907 году с «Богиней моря» Сальваторе Ди Джакомо . [11] Франческа Бертини дебютировала в кино. [12] определяется Меланией Дж. Маццукко как «бесспорная королева итальянского немого кино»: [13] Тосканка по происхождению, но ее отец был неаполитанцем, и она переехала в столицу Неаполя, когда еще ребенком изучала ее язык: [11] ее считают первой дивой кино, и в то время ее слава была такова, что в корреспонденции к ней приходил только город, где она жила; [14] она также была сценаристом под псевдонимом Фрэнк Берт. [13]
Примерно в 1913 году была официально основана компания Джузеппе Ди Лугго Polifilms. [15] В отличие от других, определенных в основном небольшими по размеру, созданными и управляемыми с использованием знакомых критериев», и это представляло собой «качественный скачок». [16] Испытывая финансовые трудности, производитель, базирующийся на Виа Чимароза, [17] продали свои системы и студии Густаво Ломбардо в 1919 году: они, помимо работы в издательском секторе, распространения фильмов за рубежом и основания Titanus, привезли в Италию первые фильмы Чарли Чаплина в 1915 году и «Нетерпимость» в Д. У. Гриффита 1916 году. . [18] Джан Пьеро Брунетта определяет это как исключение везде, где «в экономической истории итальянского кино отсутствуют истоки фигур магнатов, сравнимых с голливудскими фигурами Майера, Фокса, Голдвина или братьев Уорнер ». [19]
Фильм Дора родился примерно в 1909 году и впоследствии стал Дора Фильм, а Эльвира Нотари работала режиссером, сценаристом и продюсером, чьи работы в Библиотеке Конгресса хранятся в нескольких экземплярах «Пьедигротты» . [20] [21] открытие в 1925 году в Нью-Йорке американского фильма «Дора» для публики, состоящей из эмигрантов. [22] кто сможет увидеть их под названиями «Мария Сумасшедшая» , «Кровь и долг» , «Неаполитанская сирота» и «От Пьяве до Триеста» . [19] Брунетта также определил свои фильмы как «события, вдохновленные успешными песнями или взятые из драм, историй об уличных мальчишках и « piccerille » (детях). заблудившихся [19] Семейный продюсерский дом, начав раскрашивать фильмы, под руководством Эльвиры Нотари продолжил производство фильмов по пьесам Федерико Стеллы и Крещенцо Ди Майо, стремясь, по воспоминаниям ее сына Эдуардо , сделать « o Cinema de Napulitane » (кино неаполитанцев). [21]
Период между двумя войнами
[ редактировать ]Даже в фашистскую эпоху, очень мало склонную к диалектному фольклору, рождались «местные» фильмы, причем некоторые из них имели действительно важное значение.
- Мартини, с. 218
За двухлетний период с 1924 по 1925 год треть итальянских фильмов была снята в столице Неаполя, в сарае, расположенном на углу улиц Виа Чимароза и Виа Аньелло Фальконе. [17] В 1934 году Эдуардо и Пеппино Де Филиппо дебютировали как киноактеры в фильме «Il cappello a tre punte», тогда как в Неаполе в другие времена, с 1938 года, Витторио Де Сика виделся как актер; в 1937 году с Fermo con le mani ! Геро Замбуто , неаполитанская легенда Тото дебютировал как киноактер. [23]
Однако в 1930-х годах кинопроизводство переместилось в Рим , по словам Гоффредо Ломбардо, потому что его отец Густаво хотел «изменить систему производства и качество фильмов»; [10] однако, по мнению историка Даниэлы Манетти, поскольку положение цензуры кино в 1928 году уже представляло собой «очень серьезное ограничение неаполитанского жанра, которое Ломбардо оценил даже за пределами региональных границ, и серьезную ипотеку для Неаполя как города кино". [10]
От послевоенного периода до конца века
[ редактировать ]Первые послевоенные годы в Неаполе были перенесены в кино Роберто Росселлини, который поставил в Неаполе вторую серию номинированного на Оскар фильма «Пайзан» . [24] «Четыре дня Неаполя » Нанни Лой 1962 года также были номинированы на «Оскар»; [25] в то время как неаполитанец Франческо Рози снял «Le mani sulla città» в 1963 году: фильм, удостоенный « Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в том же году, [26] определяется как «безжалостный портрет Неаполя, сбитого с толку и опустошенного дикими и удушающими строительными спекуляциями, начавшимися в 1950-х годах». [27]
Два фильма, снятые по сценариям и снятые Рафаэлло Матараццо , «Катене» в 1949 году и «Я фигли ди Нессуно» в 1951 году, стали «кинематографическими триумфами»: [28] первый был включен в число 100 итальянских фильмов, подлежащих спасению , [29] [30] превышал один миллиард лир . на тот момент [31]
В 1981 году неаполитанская легенда Массимо Троизи дебютировал как актер и режиссер в фильме «Я начинаю с трех» : фильм собрал 14 миллиардов лир при расходах в 450 миллионов, оставаясь на счету римского кинотеатра в течение шестисот дней. [32] выиграл, среди прочего, две премии Давида ди Донателло за лучший фильм и лучшую мужскую роль . [33]
21 век
[ редактировать ]В 21 веке важность Неаполя как центра кинопроизводства, места съемок и тематики фильмов подтверждается выпуском всемирно успешных фильмов, таких как «L'uomo in più» Паоло Соррентино или таких сериалов, как «Гоморра» , «L'amica». geniale и «Ублюдки из Пиццофальконе» . [34] [35]
Неаполитанские актеры и режиссеры получили международные награды
[ редактировать ]Среди неаполитанских актеров Софи Лорен получила «Оскар» в 1960 году за фильм «Чочара» и «Оскар» за карьеру в 1991 году, а также « Золотого льва» на Венецианском кинофестивале семь лет спустя. [36] в то время как Тото определяется Треккани как «комик огромной силы и исключительный мим». [37] Массимо Троизи , также режиссер, чей фильм «Почтальон» получил две номинации на «Оскар», Треккани определяет как «актера увлекательной комедии, основанной, прежде всего, на виртуозных монологах». [38] Тина Пика также сыграла важную роль второго плана в истории кино Неаполя, выиграв премию Nastro d'Argento за лучшую женскую роль второго плана в 1955 году. [39]
Среди режиссеров Витторио Де Сика , назвавший себя неаполитанцем, [40] был четырежды награжден премией «Оскар». [41]
Неаполь также был широко представлен в национальном и международном кинематографе: великие режиссеры сменяли друг друга на протяжении многих лет, начиная с братьев Люмьер , которые в 1898 году сделали несколько своих первых кадров на набережной Неаполя в своем немом документальном короткометражном фильме «Неаполь , проходящий через шестидесятые с и семидесятые годы фильмами Марио Моничелли , [42] Роберто Росселлини с Пайсой , Пьер Паоло Пазолини , [43] Этторе Скола , [44] Нанни Лой , [25] Дино Ризи с Operazione San Gennaro и многими другими, по сей день с Джузеппе Торнаторе , [45] Габриэле Сальваторес , [46] Маттео Гарроне , [47] Джон Туртурро [48] и Ферзан Озпетек с «Наполи Велата» .
Фильмы, действие которых происходит в Неаполе, получили международные награды
[ редактировать ]Фильмы, действие которых происходит в Неаполе, представляют собой кинематографические фильмы, снятые в неаполитанском городе, которые включают художественные произведения , мыльные оперы , музыкальные клипы , документальные фильмы, короткометражные фильмы , анимационные фильмы , телевизионные программы, рекламные ролики и хронофотографии .
Среди наиболее важных фильмов, действие которых происходит в Неаполе: «Пайса» (лауреат премии «Настро д'Ардженто» ), [49] L'Oro di Napoli (обладатель двух Настри д'Ардженто в 1955 году), [50] Я начинаю снова с трёх , [33] «Итальянское супружество» ( Давид ди Донателло за лучшую мужскую роль Марчелло Мастроянни , лучшую женскую роль Софи Лорен , лучшего продюсера Карло Понти и лучшего режиссера Витторио Де Сика в 1965 году), [51] Ieri, oggi e domani (лауреат премии «Оскар» за лучший иностранный фильм ) [52] и Кароселло Наполетано , обладатель Международной премии 1954 года на Каннском кинофестивале . [53]
История
[ редактировать ]Древний центр , побережье и внутренние районы Неаполя являются старейшими кинематографическими свидетельствами итальянского кино . Фактически, братья Люмьер провели некоторые съемки в 1898 году на Ривьере-ди-Кьяйя , на Виа Толедо , на фуникулере Везувий и в других районах города, некоторые съемки были в 1898 году. В Галерее Умберто I зал Реканати. уже действовал с 1897 года первый кинотеатр в Италии, созданный венецианцем Марио Реканати . [54]
Благодаря этому опыту в начале двадцатого века город стал одним из полюсов зарождающейся итальянской киноиндустрии вместе с Римом и Турином возникли некоторые из первых итальянских кинопроизводителей : в районе Вомеро , такие как Partenope Film. Братьев Тронконе в 1906 году на улице Франческо Солимена и Polifilms Джузеппе Ди Лугго в 1915 году на улице Доменико Чимароза, которая была передана и поглощена в 1918 году компанией Lombardo Film Густаво Ломбаро о, которая позже стала Titanus в 1928 году. [55] Знаменитой была деятельность Эльвиры Нотари с ее «Дора Фильм» (расположена на Виа Рома, 91) и многих других режиссеров, продюсеров, актеров и рабочих, которые позже перевезли большинство из них в столицу, когда фашистский режим решил централизовать кинопроизводство. в Чинечитте . В Неаполе Нотари также основал Школу киноискусства (на улице Леонардо ди Капуа, 15). [56] [57] [58] На улице Виа Чистилище, в районе Поджореале , Vesuvio Films , которая была одним из первых производителей пленки в Италии, выпустившим более пятидесяти фильмов до 1914 года. Аугусто Турки в 1909 году основал компанию [59]
Как уже имеет место в других городах Европы и Америки, благодаря столь постоянному и широкому присутствию кинематографической реальности в Неаполе и его окрестностях, здесь также развился так называемый кинематографический туризм, который предлагает возможность посещения места, увековеченные самыми великими кинорежиссерами (такими как Де Сика или Росселлини) в их фильмах, организация настоящих маршрутов и экскурсий по местам съемок самых известных фильмов. [60]
Пионерские времена неаполитанской киноиндустрии закончились в фашистский период : упор, сделанный на развитие Рима и снижение затрат благодаря централизации, означал, что производство итальянских фильмов было перенесено на берега Тибра , где они были построены. заведения Чинечитта. [61]
Актуальность
[ редактировать ]За последние десять лет, благодаря огромной работе Комиссии по кинематографии региона Кампания, Неаполь стал одним из самых любимых мест в мире. Более 400 продюсеров решили снимать фильмы и сериалы в Неаполе в период с 2015 по 2024 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Кларк, Кинематографический город, Рутледж , стр. 49 в Google Книгах .
- ^ Киберитальянский. «Тото, великий актер – часть 2 (Тото великий актер – часть 2) – Кибер-итальянский блог» (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Мишель, Де Люсия (27 ноября 2021 г.). «Антонио Де Кертис, он же Тото» . КАМПАНИЯ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Место съемок соответствует «Неаполь, Кампания, Италия» (отсортировано по убыванию года)» . IMDB . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барбагалло, страницы 139–144.
- ^ Jump up to: а б Пиконе, Дженеросо (1 декабря 2014 г.). Неаполитанцы (на итальянском языке). Гиуса Латерца и Фигли Спа. ISBN 978-88-581-1861-0 .
- ^ «Титан, благородный щит итальянского кино» . La Repubblica (на итальянском языке). 16 февраля 2014 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «История Титана» . Титан (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Неаполь в кино» . Неаполь в кино (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с ВВ, АА; Феррандино, Виттория; Наполитано, Мария Розария (22 июля 2015 г.). История бизнеса и исторические предприятия. Диахроническое видение: Диахроническое видение (на итальянском языке). ФранкоАнжели. ISBN 978-88-917-1173-1 .
- ^ Jump up to: а б Палумбо, Аньезе (2015). 101 ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ СДЕЛАЛА НЕАПОЛЬ ВЕЛИКИМ (на итальянском языке). Издательство Ньютон-Комптон. ISBN 978-88-541-8261-5 . OCLC 1136964212 .
- ^ «Франческа Бертини» . IMDB . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «БЕРТИНИ, Франческа в «Энциклопедии кино» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Лоди, Джованни (2015). «Может быть, не все это знают…» . Стоматологический Кадмос (на итальянском языке). 83 (9): 583. doi : 10.1016/s0011-8524(15)30088-x . HDL : 2434/351331 . ISSN 0011-8524 .
- ^ ВВ, АА; Феррандино, Виттория (27 августа 2015 г.). История бизнеса и исторические предприятия. Диахроническое видение: Диахроническое видение (на итальянском языке). Издания Франко Анджели. ISBN 978-88-917-3071-8 .
- ^ Де Агостини. «Великая иллюстрированная история кино, том девятый». Istituto Geografico de Agostini (на итальянском языке). Новара : 46.
- ^ Jump up to: а б «История первой итальянской Чинечитты в Вомеро» . Журнал Vomero (на итальянском языке). 4 апреля 2016 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «ЛОМБАРДО, Густаво в «Биографическом словаре» » . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Брунетта, том. 1, стр. 32
- ^ Нотари, Эльвира. «Когда была донна эпохи кино» . briganti.info (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бруно, Джулиана (1993). Уличная прогулка по разрушенной карте: теория культуры и городские фильмы Эльвиры Нотари . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02533-9 .
- ^ «НОТАРИ, Эльвира в «Энциклопедии кино» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Мартини, с. 218
- ^ «1950 | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Оливери, Уго Мария; Ровинелло, Марио; Надеюсь, Паоло. Волна свободы Четыре дня Неаполя между историей, литературой и кино . Итальянские научные издания. п. 1.
- ^ «Руками о городе в «Энциклопедии кино» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Фуско, Гаэтано. Руки на экране: кино по Ахилле Лауро . Издательство Лигуори. п. 73.
- ^ Морреале, Эмилиано (2011). Вот и кричали: мело-кино в Италии 1950-х годов (на итальянском языке). Издательство Донзелли. п. 107. ИСБН 978-88-6036-582-8 .
- ^ «Сто фильмов и Италия, которую нельзя забыть» . Movieplayer.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . www.corriere.it . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Поппи, Роберто (2002). Режиссеры: с 1930 года по настоящее время (на итальянском языке). Издательство Гремезе. п. 279. ИСБН 978-88-8440-171-7 .
- ^ Коккардо, Эдуардо (2005). Прерванные аплодисменты: поэзия и периферия в творчестве Массимо Троизи (на итальянском языке) (1-е изд.). Поллена Троккья , Неаполь : NonSoloParole. п. 68. ИСБН 88-88850-31-7 . OCLC 61441685 .
- ^ Jump up to: а б «La Stampa – Консультация по архиву» . www.archiviolastampa.it . п. 19 . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Неаполь, кино сопротивляется: вот декорации еще открыты» . Corriere della Sera (на итальянском языке). 26 октября 2020 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Архив Марио Франко - КИНО В НЕАПОЛЬ ОТ ИСТОЧНИКОВ ДО НАСТОЯЩИХ» . Фонд Морры (на итальянском языке) . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Лорен, София в Энциклопедии Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Тото в Энциклопедии Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Троизи, Массимо в Энциклопедии Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «1955: Серебряная ленточка Тине Пике, королеве кино –» . Рай Тече (на итальянском языке). 30 марта 2017 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Неопубликованные фотографии и письма Де Сики, космополита Чочьяро, который хотел быть неаполитанцем» . Corriere del Mezzogiorno (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «ВИТТОРИО ДЕ СИКА, ИТАЛЬЯНЕЦ, С 4 ОскарАМИ» . ВениВидиВичи (на итальянском языке). 17 сентября 2018 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Марио Моничелли и рэп – 100 лет кино» . www.comune.napoli.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Пазолини и Наполи: Дорогой Эдуардо, давай снимем фильм» – la Repubblica.it» . Архив – la Repubblica.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ ИДН, Редакция (24 июня 2015). «Макароны Этторе Скола - Маршруты Неаполя» (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Торнаторе: «Без Неаполя я бы никогда не стал режиссером» » . Repubblica TV – Repubblica (на итальянском языке). 9 февраля 2015 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Габриэле Сальваторес: «Мой мальчик-невидимка родился в школе в Секондильяно» » . la Repubblica (на итальянском языке). 3 января 2018 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Неаполь, первый дубль нового фильма Маттео Гарроне» . Информареонлайн (на итальянском языке). 25 сентября 2017 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Эспозито, Роберта (1 июня 2014 г.). «Видео. Неаполитанская страсть за подписью Джона Туртурро» . Везувий Live (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Пайса» . Cinematografo.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Премьера кино 1955 года» . Wayback Machine (на итальянском языке). 20 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Всеитальянское бракосочетание» . Cinematografo.it (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «1965 | Oscars.org | Академия кинематографических искусств и наук» . www.oscars.org . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «НЕАПОЛИТАНСКАЯ КАРУСЕЛЬ – Каннский фестиваль» . www.festival-cannes.com (на французском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Ветрано, Дрезиана. «Неаполь, также бывшая столица кино. Таким образом, фашизм разрушил неаполитанскую Чинечитту» . Личности повстанцев (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Первая кинокомпания Италии родилась в Неаполе!» . Гранденаполи.it . 20 февраля 2017 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Кинотеатр Наполетано Эльвира Нотари» (на итальянском языке). Июнь 2006. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Неаполь в кино» . Неаполь в кино (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Эльвира Нотари» . женская энциклопедия (на итальянском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Un'altra Italia = К истории итальянского кино | WorldCat.org (на английском, итальянском и французском языках). Французская синематека. 1998. ISBN 2900596254 . OCLC 43439536 . Получено 8 декабря 2022 г. - через www.worldcat.org.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Campania Movietour | In viaggio nei luoghi del Cinema – Кинематографическое путешествие по местам съемок фильмов» . 12 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Палиотти, Витторио; Грано, Энцо (1969). Неаполь в кино (на итальянском языке). Независимая компания по размещению, уходу и туризму. п. 167.
Библиография
[ редактировать ]- Франческо Барбагалло, Неаполь, Belle Époque , издательство Laterza. ISBN 978-88-581-2105-4
- Джан Пьеро Брунетта , Сто лет итальянского кино , Economica Laterza. ISBN 88-365-3442-2
- Джулио Мартини, Кинотеатры , Touring Club Italiano , ISBN 88-365-3442-2
- Виттория Феррандино и Мария Розария Наполитано, ФранкоАнджели , История бизнеса и исторические предприятия. Диахроническое видение
- Эмилиано Морреале, Так они плакали: мелодическое кино в Италии 1950-х годов , Донзелли Редактор