Доколониальная история Демократической Республики Конго
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
История Демократической Республики Конго | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
См. также: Годы | ||||||||||||||||
Портал ДРК | ||||||||||||||||
Доколониальная история современной Демократической Республики Конго охватывает историю региона бассейна Конго вплоть до установления европейского колониального правления в эпоху нового империализма и, в частности, создания Свободного государства Конго и его расширения в внутренние районы после 1885 года. Поскольку современные территориальные границы Демократической Республики Конго в этот период не существовали, они неотделимы от более широкой доколониальной истории Центральной Африки , Великих озер и Рифтовой долины , а также Атлантического мира. и побережье Суахили .
Нынешняя территория Демократической Республики Конго была заселена людьми в эпоху палеолита по крайней мере 80 000 лет назад. Волны миграций банту с 2000 г. до н. э. по 500 г. н. э. переместились в бассейн с северо-запада и охватили доколониальные государства, поглощенные или свергнутые колониальными державами.
Миграции банту пополнили и вытеснили коренное население пигмеев в южных регионах современных штатов Конго. Банту импортировали в этот регион методы сельского хозяйства и обработки железа из Западной Африки , а также сделали языковую семью банту основным языком конголезцев. Последующие миграции из Дарфур и Курдуфан регионов суданских на север Конго, а также миграция восточноафриканцев в восточное Конго увеличили смешение этнических групп.
Палеолит
[ редактировать ]Территория, ныне известная как Демократическая Республика Конго , была заселена еще 90 000 лет назад, о чем свидетельствует обнаружение в 1988 году гарпуна Семлики в Катанде , одного из старейших когда-либо найденных зазубренных гарпунов, который, как полагают, использовался поймать гигантского речного сома. [1] [2]
В 1960 году костяной инструмент Ишанго был обнаружен , сделанный из малоберцовой кости с павиана острым куском кварца , прикрепленным к одному концу, возможно, для гравировки. Сначала считалось, что это счетная линейка , поскольку на ней имеется серия того, что было интерпретировано как счетные отметки, вырезанные в трех столбцах по всей длине инструмента, но некоторые ученые предположили, что группы насечек указывают на математическое понимание того, что выходит за рамки подсчета. [3] Сейчас считается, что ему более 20 000 лет. [4] [5]
Миграция банту
[ редактировать ]Считается, что экспансия банту достигла современной ДРК, а также Северной Анголы и Замбии, возможно, еще в 500 году до нашей эры, а затем постепенно начала расширяться на юг. [6]
Их распространение было ускорено распространением скотоводства и технологий железного века . Люди, жившие на юге и юго-западе, представляли собой группы охотников-собирателей, чьи технологии включали лишь минимальное использование металлических технологий. Развитие металлических инструментов в этот период произвело революцию в сельском хозяйстве и животноводстве . Это привело к перемещению групп охотников-собирателей на восток и юго-восток.
X век ознаменовал окончательную экспансию банту в Западно-Центральную Африку. [ нужна ссылка ] Рост населения вскоре сделал возможными сложные местные, региональные и зарубежные торговые сети, образуя сети, которые торговали в основном солью , железом и медью .
Культура любви
[ редактировать ]начало развиваться общество В V веке во впадине Упемба по берегам реки Луалаба в Катанге . Эта культура, известная как Упемба , в конечном итоге превратилась в более значительную Империю Люба , а также в Королевство Лунда .
Процесс перехода первобытного общества Упемба в королевство Люба был постепенным и сложным. Этот переход протекал без перерывов: до возникновения любы на базе культуры упемба развилось несколько отдельных обществ. Каждое из этих обществ основывало свое общество на фундаменте общества, которое ему предшествовало (во многом так же, как многие аспекты римской культуры были заимствованы у греков ). В V веке эта социальная эволюция развивалась в районе современной Камиламбы в Кабамбаси , за которой последовал ряд других культур, которые базировались вокруг городов Санга и Катанго .
Регион, в котором появились эти культуры, особенно богат рудой , и эти цивилизации начали разрабатывать и внедрять технологии железа и меди , а также торговать слоновой костью и другими товарами. Упемба установили сильный коммерческий спрос на свои технологии обработки металлов и смогли создать дальнюю коммерческую сеть (деловые связи простирались более чем на 1500 км, вплоть до Индийского океана ). Кроме того, этот регион был обеспечен благоприятными сельскохозяйственными условиями и изобилием рыбы и дичи.
Его сильная экономика и продовольственная база позволили региону стать чрезвычайно богатым. Фактически, они были настолько богаты, что возникли города и централизованное правительство, основанное на системе вождей . Политический институт вождя стал общепринятым, и эти правители становились все более могущественными, особенно в конце 16 века.
Влияние географии и климата
[ редактировать ]Кроме того, следует отметить, что, как и сегодня, река Конго и ее притоки, а также климатические условия в целом играют важную роль в формировании жизни жителей Конго. Реки имеют и были чрезвычайно важны для региональной торговли и обеспечивают обширную естественную сеть для такой деятельности, а также служат источником еды и воды для населения.
Следует также отметить, что климат является основной силой в Конго, которое состоит в основном из тропических лесов , в которых выпадает одно из самых высоких годовых осадков в мире. Такое большое количество осадков затрудняет поддержание сельского хозяйства и, как следствие, большого населения, поскольку почва слишком разбавлена водой и подвержена периодическим наводнениям , чтобы производить большое количество продуктов питания. По этой причине население Конго сохраняет низкую численность населения в дополнение к чрезвычайно низкой плотности населения . [ нужна ссылка ]
Кроме того, много говорилось о большом количестве групп охотников-собирателей , населяющих Конго, особенно о популяции пигмеев. Причина, по которой этот особый образ жизни так распространен в Конго, географическая и климатическая: этот район просто не способен производить большое количество продуктов питания за счет сельского хозяйства, и в результате часть населения продолжает охотиться и собираться, потому что это гораздо более устойчивый образ жизни.
Культурные практики
[ редактировать ]Религия и духовность
[ редактировать ]Регион Конго был домом для самых разных этнических групп и общин и, следовательно, отличался духовными и религиозными практиками. Из-за нехватки доколониальной документации точная природа и даты развития некоторых из этих практик остаются неясными. Насколько известно, религии, практиковавшиеся в доколониальном Конго, носили анимистический характер. Они верили, что места, предметы и существа могут обладать духовной сущностью, и практиковали поклонение предкам.
Согласно религии народа баконго, мир разделен на мир живых и мир мертвых. Шаманы, известные как Нганга, могут быть посредниками между этими двумя мирами. Специфической характеристикой религии Конго является так называемая космограмма. Считается, что высший бог, наряду с другими высшими богами, обитает на вершине мира, духи и другие божества живут внизу, за ним следует физическое царство, населенное людьми и животными, а вода находится посередине, где находятся два мира. встретиться. [7]
Когда люди умирают, их души покидают тела и отправляются в царство мертвых, но с ними все равно можно связаться или призвать посредством молитвы. Мертвые разговаривают с живыми через сны, приметы или через шаманов. [8]
Подобные характеристики наблюдаются и в религии балуба, где священники также могут служить посредниками между естественным и сверхъестественным миром. Традиционные религиозные верования народа Люба включали концепцию Вселенского Творца, Лезы или Высшего Существа, мира природы и сверхъестественного мира. Сверхъестественный мир был местом, где жили духи предков, и куда человек присоединялся к загробной жизни, если жил праведной жизнью. [9]
Народ бакуба из Королевства Куба верил в единого божества-творца по имени Бумба или м'Бомбо. Говорят, что изначально он существовал один во тьме, во вселенной, состоящей только из первичной воды. Сотворение произошло, когда он извергнул солнце, луну, животных, а затем и человечество. [10]
Каннибализм
[ редактировать ]Отношение к каннибализму в регионе Конго значительно различалось: в некоторых культурах каннибализм практиковался в определенных контекстах, тогда как в других культурах каннибализм либо практиковался только определенными людьми, либо вообще избегался, а его практикующие дегуманизировались. [11]
Личный рассказ коренных народов о ритуальном каннибализме из первых рук можно найти в истории жизни Дисаси Макуло, записанной его сыном Акамбу Макуло. Дисаси, коренной путешественник из региона Восточного Конго, сообщил, что по его возвращению в родную деревню после многих лет путешествий жители деревни устроили большой пир в честь его прибытия. Они намеревались взять двух рабов, зарезать их и подать на праздничную трапезу. [12] [13]
Специфическую практику принесения в жертву и потребления рабов можно найти и среди других культур, таких как азанде, луфембе, бангала, басонгье, батетела и нгомбе. [ нужна ссылка ] Рабы обычно были военными пленниками, приобретенными в результате межобщинной войны. Этих рабов можно было либо использовать для труда или человеческих жертвоприношений, либо продать в рамках арабской работорговли. [14] [15] Другой тип каннибализма заключался в (частичном) поедании павших врагов во время конфликта. Этот тип каннибализма, например, практиковали маньема, [ нужна ссылка ] Букусу [ нужна ссылка ] и Басимба [ нужна ссылка ] ополченцы и рабы из Конго, [ нужна ссылка ] Уганда [ нужна ссылка ] и Танзания [ нужна ссылка ] использовался арабскими работорговцами, такими как Типпу Типп, который претендовал на Восточное Конго [ нужна ссылка ] и султан Баргаш бин Саид эль-Бусаиди.
Самыми печально известными ополченцами были так называемые Заппо Зап, подгруппа народа Басонье. У них была привычка есть своих павших врагов, и, как говорили, они считали человеческое мясо деликатесом. [16] Эти воинские культуры также использовались как леопольдскими войсками, так и арабскими работорговцами во время арабо-конголезской войны. Во время войны 1892–1894 годов между Свободным государством Конго и суахили-арабскими городами-государствами Ньянгве и Касонго в Восточном Конго поступали сообщения о повсеместном каннибализации тел побежденных арабских комбатантов союзниками Батетелы бельгийского командующего Фрэнсиса Дханиса. [17]
После разгрома арабских работорговцев многие ополчения были включены в состав колониальной армии Свободного государства Конго, в том числе Заппо Зап. Афро-американский миссионер Уильям Генри Шеппард из первых рук написал отчет о нападении Заппо Зап на ряд деревень, включая описания каннибализма. [18]
Хотя каннибализм действительно практиковался в (восточном) регионе Конго, некоторые из современных сообщений были результатом преувеличения и недопонимания. Сообщества могли бы использовать обвинения в каннибализме как инструмент дегуманизации вражеских племен, а некритически настроенные миссионеры могли бы записать эти рассказы из вторых рук как правду. Некоторые конголезские культуры считали определенные внутренние заболевания формой каннибализма, поскольку считали, что злой дух пожирает жертву изнутри. Когда эти люди умерли, их тела сложили на безопасном расстоянии от деревни и разрезали, чтобы осмотреть внутренние органы на наличие нарушений. Сочетание слова «каннибализм» и выпотрошенных останков могло привести к тому, что миссионеры с плохим пониманием местных языков и расовыми предубеждениями преждевременно пришли к выводу, что эти общины практиковали каннибализм. [19]
Королевство Конго (1390–1914)
[ редактировать ]Доминирующей политической силой региона Конго до и во время первоначального прибытия европейцев было Королевство Конго . Конго было государством, расположенным в основном в юго-западной части современного Конго, а также занимавшим части северной Анголы и Кабинды . В наибольшей степени королевство простиралось от Атлантического океана на западе до реки Кванго на востоке и от мыса Нуар на севере до реки Лохе на юге.
Королевство возглавлял король, известный как Маниконго , который осуществлял свою власть над шестью провинциями , входившими в состав королевства Конго, и баконго (народами Конго). Когда в XV и XVI веках Королевство Конго находилось на пике своего политического развития, безраздельно правил король, который должен был быть потомком Вене мужского пола.
Он был избран группой губернаторов, обычно главами важных семей, а иногда и португальскими чиновниками. Деятельность суда поддерживалась разветвленной системой государственных служащих, а сам суд обычно состоял из многочисленных родственников короля мужского пола.
Деревнями часто управляли меньшие родственники короля, которые были подотчетны ему. Все члены правительства были наделены своей властью под покровительством специалиста по ритуалам. Маниконго лично назначил своего рода губернатора для каждой из шести провинций, чтобы контролировать каждую из своей столицы Мбанза-Конго . Сейчас город известен под тем же названием, что и столица ангольской провинции, но на какое-то время Маниконго переименовал его в Сан-Сальвадор в попытке перенять португальскую культуру.
В период своего расцвета Королевство ради процветания взимало налоги, принуждало к труду и собирало штрафы со своих граждан. Иногда на побережье европейцам продавали порабощенные народы, слоновую кость и медь. Важнейшей гаванью была Мпинда (современный Сойо). Помимо шести провинций, королевство Конго также установило сферу влияния в ряде отдаленных территорий, с которых оно могло взимать дань .
Королевство также находилось в центре обширной торговой сети Центральной Африки, в которой оно торговало и производило большое количество слоновой кости , а также производило медную посуду, ткань из рафии и керамику, а также другие природные ресурсы (Восточный регион Конго например, провинция Катанга ] особенно богата минеральными ресурсами, особенно алмазами ). Эти торговые товары, помимо рабов , также составят основу торговли Конго с европейцами (в первую очередь португальцами ) по их прибытии.
Вышеупомянутая работорговля должна была стать важным фактором в прекращении Конго, поскольку элиты королевства позволили европейским работорговцам уничтожить значительный процент населения.
Когда король Альваро I взошел на трон в обстановке разногласий в 1568 году, ему немедленно пришлось сражаться с захватчиками с востока (которые, по мнению некоторых авторитетов, на самом деле были повстанцами внутри страны, крестьянами или недовольными дворянами), которых называли «джагасами». Для этого ему пришлось заручиться поддержкой португальцев, базировавшихся в Сан-Томе, которые отправили на помощь экспедицию под командованием Франсиско де Гувейя Соттомайора. Однако в то же время Альваро пришлось позволить португальцам основать колонию в его провинции Луанда на юге своей страны. Конго оказал португальцам поддержку в их войне против Королевства Ндонго , расположенного на востоке Луанды , когда Португалия вступила с ним в войну в 1579 году. В конце концов португальцы получили контроль над большей частью окружающей территории, что привело к усилению напряженности. с Конго.
В битве при Амбуиле в 1665 году португальские войска из Анголы разгромили силы короля Конго Антонио I ; Антонио был убит вместе со многими своими придворными и португало-африканским писателем Мануэлем Роборедо , который пытался предотвратить эту последнюю войну. Тем не менее, страна продолжала существовать, по крайней мере номинально, более двух столетий, пока королевство не было разделено между Португалией , Бельгией и Францией на Берлинской конференции 1884–1885 годов.
Королевство Люба (1585-1889)
[ редактировать ]Королевство Люба возникло из культуры Упемба и было основано королем Конголо около 1585 года. Его племянник и непосредственный племянник Калала Илунга расширился до Империи над соседними государствами на верхних левобережных территориях реки Луалаба . На пике своего развития империя насчитывала около миллиона человек, которые платили дань своему королю.
Успех Империи Люба во многом был обусловлен развитием формы правления, достаточно прочной, чтобы противостоять сбоям в спорах о престолонаследии, и достаточно гибкой, чтобы включать в себя иностранных лидеров и правительства. Оно было основано на двойных принципах священного королевства и правления совета. Модель Любы управления оказалась настолько успешной, что она была принята Королевством Лунда и распространилась по всей Катанге и северной Анголе, а также северо-западной Замбии и ее провинции Луапула .
Королевство Лунда (1665-1887)
[ редактировать ]Рождение Королевства Лунда восходит к Илунге Чибинде своего брата , который покинул Королевство Люба и женился на принцессе из области на юге Катанги. Их сын, Мваант Яв или Мвата Ямво, сформировал там центральное королевство Лунда с населением около 175 000 человек и стал его правителем с 1660 по 1665 год. Его титул и имя были переданы его потомкам и преемникам в качестве правителей королевства.
Короли Лунды стали могущественными в военном, а затем и политическом плане благодаря браку с потомками королей Любы. Люди Лунда смогли заселить и колонизировать другие территории и племена, таким образом расширив свою империю через юго-западную Катангу до Анголы и северо-западной Замбии , а также на восток через Катангу до территории, которая сейчас является провинцией Луапула в Замбии. Империя стала конфедерацией ряда королевств или вождей, которые пользовались определенной степенью местной автономии (пока выплачивалась дань ), с Мвата Ямво в качестве верховного правителя и правящим советом (по модели Любы ) для помощи в управлении.
В 18 веке произошел ряд миграций из империи Лунда до региона к югу от озера Танганьика . под Народ бемба руководством Читимукулу мигрировал из королевства Лунда в Северную Замбию . В то же время вождь и воин Лунда по имени Мвата Казембе основал восточное королевство Лунда в долине реки Луапула .
Единое Королевство (1856–1891)
[ редактировать ]Королевство Йеке (или Королевство Гаранганзе) в Катанге просуществовало недолго: оно существовало примерно с 1856 по 1891 год под властью одного короля Мсири , Ньямвези (также известного как «Йеке») из Таборы в Танзании , который был назначен преемником Васанги. вождь к западу от реки Луапула , победив врагов вождя Лунда . [20]
После своего вступления в должность он завоевал соседние племена и расширил власть вождя до королевства, захватив западную территорию Мвата Казембе и подчинив себе племена на юго-западе, на торговом пути в Анголу. Когда король Бельгии Леопольд II и британский алмазный магнат Сесил Родс услышали, что Королевство Йеке контролирует торговлю между Востоком и Западом и богато медью и, возможно, золотом , они отправили конкурирующие экспедиции, чтобы попытаться заключить договор с королевством. [20]
Лестничная экспедиция, отправленная Леопольдом под флагом его Свободного государства Конго, стала победителем этой битвы за Катангу, когда она встретила и убила Мсири (положив его голову на шест в качестве «урока» своему народу) и назначила преемника, который передаст Катангу Леопольду. [21] По сей день власть вождя продолжается под титулом Мвами Мвенда («Мвенда» было одним из имен Мсири). [22]
Кубинская Федерация
[ редактировать ]Королевство Куба , или, точнее, Федерация Кубы, было политическим образованием (состоящим из примерно двадцати этнических групп банту), которое начало развиваться из ряда децентрализованных этнических государств банту (а именно люба, лиле , и этнические группы вонго ).
Столицей федерации был Ншенг, ныне современный Мушенге. Название «Куба» происходит от термина, используемого Любой (чье королевство располагалось к югу от Кубы) для обозначения цивилизации.
Из-за своей относительной удаленности на юге Конго Куба в значительной степени избежала потрясений как евро-американской, так и арабской работорговли . В результате цивилизация смогла сохраниться до 19 века. Кроме того, в основном благодаря своему расположению, даже после того, как Бельгия официально создала Свободное государство Конго в 1885 году, Куба смогла сохранить свою федерацию, которая занимала около 100 000 квадратных километров и имела население около 150 000 жителей.
Бельгийцы начали попытки добиться признания Кубы в начале 1880-х годов; однако дары, которые Бельгия пыталась преподнести, всегда отвергались, и король Амбуки аМиленг угрожал обезглавить любого иностранного захватчика. Из-за их страха перед белыми иностранцами, только когда афроамериканский миссионер Уильям Шеппард вступил в контакт с кубинцами, иностранец получил их признание. В основном это произошло благодаря его африканской крови, и Шеппард смог прожить среди Куба четыре месяца.
В конце концов, после того, как в конце XIX века колониальные чиновники смогли установить свою власть на Кубе, весь регион стал все более нестабильным. Однако хорошо организованная Куба беспощадно боролась против режима, и этот район был одним из основных секторов сопротивления Бельгии на протяжении всего ее правления.
Другие штаты
[ редактировать ]Конго и Куба были крупнейшими политическими образованиями на доколониальной территории Конго. Однако существовало множество других, гораздо меньших по размеру государств, разбросанных по территории на севере и северо-востоке, причем пигмеи и другие популяции, преимущественно охотники-собиратели, располагались в основном в южных частях региона.
Особо следует отметить, что население восточных регионов доколониального Конго сильно пострадало от постоянного рабства, в основном со стороны занзибарских работорговцев, таких как печально известный Типпу Тип (хотя он появился после того, как на сцену вышли европейцы). Работорговля в этой части Африки носила преимущественно арабский характер (в отличие от европейской или атлантической работорговли , которая имела место преимущественно в Западной Африке, арабская работорговля располагалась на восточном побережье континента), с захватом в плен людей их отправляют на Ближний Восток или во владения арабских королевств на работу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Костяное гарпунное острие Катанды» . Что значит быть человеком. Смитсоновский национальный музей национальной истории. 9 февраля 2016 г.
- ^ Йеллен, Джон Э. (1998). «Колючие костные наконечники: традиции и преемственность в Сахаре и Африке к югу от Сахары». Африканский археологический обзор . 15 (3): 173–198. дои : 10.1023/А:1021659928822 . S2CID 128432105 .
- ^ Очень краткая история чистой математики: Кость Ишанго. Архивировано 21 июля 2008 г. в Университета Wayback Machine Западной Австралии - по состоянию на январь 2007 г. Школе математики
- ^ Маршак, Александр (1991): Корни цивилизации , Колониальный холм, гора Киско, Нью-Йорк.
- ^ Брукс, А.С. и Смит, К.С. (1987): «Возвращение к Ишанго: определения нового возраста и культурные интерпретации», The African Archaeological Review , 5: 65-78.
- ^ Эрет, К. (2001). «Экспансия банту: новое видение центральной проблемы ранней африканской истории». Международный журнал африканских исторических исследований . 34 (1): 5–41. дои : 10.2307/3097285 . JSTOR 3097285 .
- ^ Торнтон, Джон К. (2002). «Религиозная и церемониальная жизнь в районах Конго и Мбунду, 1500–1700». В Хейвуде, Линда М. (ред.). Центральноафриканцы и культурные трансформации в американской диаспоре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511529108.004 . ISBN 978-0-511-52910-8 . OCLC 708567535 .
- ^ Гибсон, Кин (2001). Религия комфа и креольский язык в карибском сообществе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4959-9 . ОСЛК 45493263 .
- ^ Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN 978-1-4129-3636-1 . OCLC 185031292 .
- ^ "Миф о сотворении мира Бушонго" . Валенсийский колледж. Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Хогг, Г. (2007), Каннибализм и человеческие жертвоприношения, Non such Publishing, Великобритания
- ^ Басосила, LD (2016), Жизнь Дисаси Макуло, Книги по запросу
- ^ Ван Рейбрук, Д. (2014) Конго: эпическая история народа, HarperCollins, глава 2, стр. 93-130.
- ^ Хогг, Г. (2007), Каннибализм и человеческие жертвоприношения, Non such Publishing, Великобритания
- ^ Глейв, EJ (2022) «Работорговля в бассейне Конго» в журнале The Century Magazine, апрель 1890 г. К. Сифкес, Съедобные люди: историческое потребление рабов и иностранцев и каннибалистическая торговля человеческой плотью, том 11 в серии Антропология пищевого питания, Berghahn Books, Оксфорд
- ^ Фиппс, Уильям Э. (2002). Уильям Шеппард: афроамериканец Ливингстон из Конго. Вестминстер Джон Нокс Пресс. Стр. 138-139
- ^ Пакенхэм, Т. (1991). Борьба за Африку: завоевание Белым человеком Темного континента с 1876 по 1912 год . Нью-Йорк: Многолетник. стр. 439–449.
- ^ Бенедетто, Р. (1996). «Интервью с вождем М'лумбой Н'кусой по поводу рейда Заппо Зап». Пресвитерианские реформаторы в Центральной Африке: документальный отчет об Американской пресвитерианской миссии в Конго и борьбе за права человека в Конго, 1890-1918 гг. БРИЛЛ.
- ^ Ау, Сокиенг (апрель 2017 г.). «Разрезание плоти: хирургия, вскрытие и каннибализм в Бельгийском Конго» . Медицинская история . 61 (2): 295–312. дои : 10.1017/mdh.2017.5 . ПМЦ 5426292 . ПМИД 28260570 .
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф А. Молони: С капитаном Лестницей в Катангу. С. Лоу, Marston & Company, Лондон, 1893 г.
- ^ Рене де Пон-Жест: Экспедиция в Катангу, согласно путевым заметкам маркиза Кристиана де Боншана. Архивировано 5 февраля 2010 г. в Wayback Machine , опубликовано в 1892 г. в: Эдуард Чартон (редактор): журнал Le Tour du Monde , доступ к веб-сайту 5. Май 2007.
- ^ http://www.kingmsiri.com/index2.htm. Архивировано 18 июля 2019 г. в Wayback Machine «Мвами Мсири, король Гаранганзе». Доступ к веб-сайту осуществлен 8 февраля 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вансина, Ян (1990). Тропы в тропических лесах: к истории политических традиций в Экваториальной Африке . Оксфорд: Джеймс Карри. ISBN 9780852550748 .
- Вансина, Ян (2005). Как рождаются общества: управление в Западной и Центральной Африке до 1600 года . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 9780813922805 .
- Вансина, Ян (1978). Дети Вута: История кубинских народов . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 9780299074906 .
- Йодер, Джон К. (1992). Каньок Заира: институциональная и идеологическая история до 1895 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521412988 .
- Ндайвел и Нзием, Исидор (2009). Новая история Конго: от истоков до Демократической Республики . Брюссель: Крик. ISBN 9782871065067 .
- Ньюбери, Дэвид (1992). Короли и кланы: остров Иджви и разлом озера Киву, 1780-1840 гг . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 9780299128944 .
- Ньюбери, Дэвид (2009). Земля за туманами: очерки идентичности и власти в доколониальном Конго и Руанде . Афины: Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-1875-8 .
- Хармс, Роберт (1981). Река богатства, река печали: бассейн Центрального Заира в эпоху работорговли и торговли слоновой костью, 1500-1891 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300026160 .
- Риф, Томас К. (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04140-0 .
- Баландье, Жорж (1968). Повседневная жизнь в Королевстве Конго: с шестнадцатого по восемнадцатый век . Лондон: Аллен и Анвин. OCLC 825737475 .
- Торнтон, Джон К. (2020). История Западной Центральной Африки до 1850 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107127159 .