Интел ГМА
API Поддержка | |
---|---|
ДиректХ | Direct3D 9.0 (для GMA 950 и старше) [1] Direct3D 10.0 (для GMA X3100 и более поздних версий) [1] Модель шейдера 2.0 (для GMA 3000 и старше) [1] Модель шейдера 3.0 (для GMA X3000) [1] Модель шейдера 4.0 (для GMA X3100 и более поздних версий) [1] |
OpenCL | Н/Д [1] |
OpenGL | OpenGL 2.1 [1] |
История | |
Предшественник | Intel Экстремальная графика |
Преемник | Intel HD и Iris Graphics |
Intel Graphics Media Accelerator ( GMA ) — это серия интегрированных графических процессоров, представленная Intel в 2004 году и заменившая более раннюю серию Intel Extreme Graphics , на смену которой пришли серии Intel HD и Iris Graphics .
Эта серия ориентирована на рынок недорогих графических решений. компьютера Продукты этой серии интегрированы в материнскую плату, имеют ограниченную вычислительную мощность графики и используют для хранения данных основную память вместо выделенной видеопамяти . Их обычно можно встретить на нетбуках , недорогих ноутбуках и настольных компьютерах , а также на бизнес-компьютерах, которым не требуется высокий уровень графических возможностей. В начале 2007 года около 90% всех проданных материнских плат для ПК имели встроенный графический процессор . [2]
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2011 г. ) |
Линейка графических процессоров GMA заменяет более раннюю Intel Extreme Graphics и линейку Intel740 , последняя из которых представляла собой дискретное устройство в виде карт AGP и PCI с технологией, развившейся у компаний Real3D и Lockheed Martin . Позже Intel интегрировала ядро i740 в Intel 810 северный мост . [3]
Исходная архитектура систем GMA поддерживала лишь несколько аппаратных функций и полагалась на центральный процессор для обработки хотя бы части графического конвейера, что еще больше снижало производительность. Однако с появлением в 2006 году архитектуры Intel GMA 4-го поколения ( GMA X3000 ) многие функции теперь встроены в аппаратное обеспечение, что обеспечивает повышение производительности. GMA четвертого поколения сочетает в себе возможности фиксированных функций с многопоточным массивом программируемых исполнительных блоков, обеспечивая преимущества как в графической, так и в видеопроизводительности. Многие преимущества новой архитектуры GMA связаны с возможностью гибкого переключения по мере необходимости между выполнением задач, связанных с графикой или задачами, связанными с видео. Хотя в прошлом производительность GMA широко критиковалась как слишком медленная для компьютерных игр , ее иногда уничижительно называли Intel GMD (Graphics Media Decelerator) и, по сути, называли первым в мире «графическим замедлителем» со времен малопроизводительного S3 ViRGE , последнее поколение GMA, должно облегчить многие из этих проблем для обычного геймера.
Несмотря на сходство, основная серия интегрированных графических процессоров GMA (IGP) Intel не основана на технологии PowerVR , лицензированной Intel у Imagination Technologies. с низким энергопотреблением Intel использовала конструкции PowerVR MBX в наборах микросхем, поддерживающих свою платформу XScale , а после продажи XScale в 2006 году лицензировала PowerVR SGX и использовала ее в GMA 500 IGP для использования со своей платформой Atom .
С появлением Platform Controller Hub серия Graphics Media Accelerator прекратила свое существование и была создана серия Intel HD и Iris Graphics на базе ЦП .
GMA поколения 3 [ править ]
ГМА 900 [ править ]
GMA 900 было первым графическим ядром, выпускаемым под Intel Graphics Media Accelerator названием , и было включено в наборы микросхем Intel 910G, 915G и 915Gx .
3D-архитектура GMA 900 была значительным обновлением по сравнению с предыдущими графическими процессорами Extreme 3D . Это конструкция с 4 пикселями на такт, поддерживающая модель шейдера DirectX 9 пикселей 2.0. Он работает на тактовой частоте от 160 до 333 МГц, в зависимости от конкретного чипсета. При частоте 333 МГц пиковая скорость заполнения пикселей составляет 1332 мегапикселя в секунду. Однако в архитектуре по-прежнему отсутствует поддержка аппаратного преобразования и освещения , а также аналогичных технологий вершинных шейдеров .
Как и предыдущие компоненты интегрированной графики Intel, GMA 900 имеет аппаратную поддержку MPEG-2 компенсации движения , преобразования цветового пространства и наложения DirectDraw .
Процессор использует разные отдельные тактовые генераторы для ядер дисплея и рендеринга. Блок дисплея включает в себя RAMDAC с частотой 400 МГц , два последовательных порта DVO со скоростью 25–200 Мпикселей/с и два контроллера дисплея. до двух 18-битных LVDS-передатчиков В мобильные чипсеты входит 25–112 МГц.
ГМА 950 [ править ]
GMA 950 было вторым графическим ядром, выпускаемым под Intel Graphics Media Accelerator названием , и было включено в наборы микросхем Intel 945G .
Процессор включает в себя 256-битное ядро с частотой до 400 МГц, поддерживающее пропускную способность памяти до 10,6 ГБ/с с системной оперативной памятью DDR2-667, максимальный объем до 224 МБ. видеопамять по схеме DVMT , скорость заполнения 1,6 Гпикселей/с и 1,6 Гтекселей/с, макс. разрешение 2048x1536 как для аналоговых, так и для цифровых дисплеев, 2 порта SDVO для плоских панелей и/или ТВ-выход через карты ADD2 или карты расширения мультимедиа.
Что касается 3D, GMA 950 поддерживает рендеринг до четырех пикселей за такт, аппаратное ускорение Microsoft DirectX 9.0, вершинный шейдер 3.0 и OpenGL 1.4 с расширениями ARB в Windows.
ГМА 3100 [ править ]
Встроенная графика имеется в чипсетах Q33, Q35, G31 и G33. Он поддерживает пиксельные шейдеры 2.0 с OpenGL 1.4, но аппаратный вершинный шейдер не поддерживается.
ГМА 3150 [ править ]
Встречается в процессорах Intel Atom D4xx, D5xx, N4xx и N5xx (под кодовым названием Pineview ). Как и GMA 3100 и GMA 3000, это очень близкий родственник GMA900/950, полностью отличающийся от серии GMA X3000. Поддерживает до 384 МБ видеопамяти (с использованием драйвера Windows XP), DirectX 9.0c, Shader Model 2.0, OpenGL 1.4 с Microsoft Windows и OpenGL 2.1 с Linux. [4]
GMA поколения 4 [ править ]
ГМА 3000 [ править ]
Чипсеты 946GZ, Q963 и Q965 используют графическое ядро GMA 3000. [5] [6] Ядро GMA 3000 3D сильно отличается от X3000, несмотря на схожие названия. Он основан на графике GMA 900 и GMA 950 предыдущего поколения и принадлежит к тому же семейству i915, что и они. Он имеет пиксельные шейдеры, которые поддерживают только функции Shader Model 2.0b. [ нужна ссылка ] а вершинные шейдеры по-прежнему эмулируются программно. Кроме того, аппаратное ускорение видео, такое как аппаратное вычисление iDCT, ProcAmp (независимая от видеопотока коррекция цвета ) и декодирование VC-1, не реализовано аппаратно. Из чипсетов, оснащенных GMA 3000, только Q965 сохраняет поддержку двух независимых дисплеев. В технических характеристиках частота ядра указана на уровне 400 МГц со скоростью заполнения 1,6 Гпикселей/с, но в официальном документе указана частота ядра 667 МГц. [7]
Контроллер памяти теперь может адресовать максимум 256 МБ системной памяти, а встроенные последовательные порты DVO увеличили максимальную скорость до 270 Мпикселей/с.
ГМА X3000 [ править ]
GMA X3000 для настольных компьютеров был «существенно переработан» по сравнению с предыдущими итерациями GMA. [8] и он используется в контроллере северного моста Intel G965 . [9] GMA X3000 был выпущен в июле 2006 года. [10] Базовое оборудование 3D-рендеринга GMA X3000 организовано как единый шейдерный процессор, состоящий из 8 скалярных исполнительных блоков. Каждый конвейер может обрабатывать видео, вершины или операции с текстурами. Центральный планировщик динамически распределяет потоки по ресурсам конвейера, чтобы максимизировать пропускную способность рендеринга (и уменьшить влияние остановок отдельных конвейеров). Однако из-за скалярной природы исполнительных блоков они могут обрабатывать данные только по одному пиксельному компоненту за раз. . [11] GMA X3000 поддерживает DirectX 9.0 с функциями вершинных и пиксельных шейдеров модели 3.0.
Процессор состоит из разных тактовых доменов, а это означает, что весь чип работает с разной тактовой частотой. Это вызывает некоторые трудности при измерении пиковой пропускной способности различных его функций. Еще больше путаницы добавляет тот факт, что в официальном документе Intel G965 указана частота 667 МГц, а в таблице данных Intel G965 указана частота 400 МГц. Существуют различные правила, определяющие возможности обработки IGP. [11]
Контроллер памяти теперь может адресовать максимум 384 МБ памяти согласно официальному документу, но только 256 МБ в технических характеристиках.
ГМА X3500 [ править ]
GMA X3500 — это модернизация GMA X3000, используемая в настольном G35 . Шейдеры поддерживают функции шейдерной модели 4.0. Архитектурно GMA X3500 очень похож на GMA X3000. [12] оба графических ядра работают на частоте 667 МГц . Основное различие между ними заключается в том, что GMA X3500 поддерживает Shader Model 4.0 и DirectX 10 , тогда как более ранняя модель X3000 поддерживает Shader Model 3.0 и DirectX 9 . [12] В X3500 также добавлена аппаратная поддержка воспроизведения видео VC-1.
ГМА X3100 [ править ]
GMA X3100 — это мобильная версия GMA X3500, используемая в наборах микросхем Intel GL960/GM965, а также в наборе микросхем GS965. X3100 поддерживает аппаратное преобразование и освещение, до восьми программируемых шейдерных блоков и до 384 МБ видеопамяти. Ядра дисплея могут работать на частоте до 333 МГц на GM965 и до 320 МГц на GL960. Его ядра рендеринга могут работать на частоте до 500 МГц на GM965 и до 400 МГц на GL960. Блок дисплея X3100 включает в себя RAMDAC с частотой 300 МГц, два передатчика LVDS с частотой 25–112 МГц, два кодера DVO и ТВ-кодер. Под Windows драйвер поддерживает DirectX 10.0, [13] [14] Модель шейдеров 4.0 и OpenGL 1.5. [14] [15] В Linux поддерживается OpenGL 2.1.
ГМА 4500 [ править ]
Встроенная графика имеется в чипсетах B43, Q43 и Q45 . [16] [17] [18]
Номер модели | Год | Уровень | Исполнительные единицы | Частота повышения частоты (МГц) | Макс. ГФЛОПС |
---|---|---|---|---|---|
ГМА 4500 | 2008 | ? | 10 | 533 |
ГМА X4500 [ править ]
GMA X4500 и GMA X4500HD для настольных платформ [19] были запущены в июне 2008 года. [20] GMA X4500 используется в чипсете G43. [21] а GMA X4500HD используется в чипсете G45 . [19] GMA X4500 также используется в чипсете G41 . [17] который был выпущен в сентябре 2008 года. [22]
Разница между GMA X4500 и GMA X4500HD заключается в том, что GMA X4500HD способен « в полном разрешении 1080p воспроизводить видео высокой четкости Blu-ray , включая фильмы на дисках » . [19] [23] Только GMA X4500HD, X4500MHD и X4700MHD имеют поддержку декодирования AVC HD.
Как и X3500, X4500 поддерживает функции DirectX 10 и Shader Model 4.0. Intel разработала GMA X4500 так, чтобы он был на 200 % быстрее, чем GMA 3100 ( чипсет G33 ) в производительности 3DMark06. [24] и на 70% быстрее, чем GMA X3500 ( чипсет G35 ). [25]
Номер модели | Год | Уровень | Исполнительные единицы | Частота повышения частоты (МГц) | Макс. ГФЛОПС |
---|---|---|---|---|---|
ГМА Х4500 | 2008 | ? | 10 | 800 | 32 |
ГМА 4500МГД [ править ]
GMA 4500MHD для ноутбуков был выпущен 16 июля 2008 года. По своим характеристикам 4500MHD идентичен своему брату для настольных компьютеров X4500HD. [ нужна ссылка ] GMA 4500MHD используется в чипсетах GM45, кантига
GMA X4700MHD [ править ]
GMA X4700MHD для ноутбуков был выпущен в октябре 2008 года. Это последний продукт Intel GMA . В каком-то смысле он относится к серии 4500MHD и используется в чипсетах GM47, Montevina .
Он имеет 80 блоков шейдеров, 10 блоков наложения текстур и 1 ROP. По сравнению с 4500MHD частота увеличена до 640 МГц.
Серия графических процессоров PowerVR [ править ]
Intel разработала новый набор графических архитектур с низким энергопотреблением на основе PowerVR .
Доступные драйверы Linux не поддерживают большую часть этого. [26]
SGX базе PowerVR На 535
ГМА 500 [ править ]
Intel SCH (System Controller Hub; под кодовым названием Poulsbo ) для процессоров Atom серии Z5xx оснащен графической системой GMA 500. Это ядро не является собственной разработкой, а представляет собой ядро PowerVR SGX 535, лицензированное у Imagination Technologies. [27]
Intel описывает это как «гибкую программируемую архитектуру, которая поддерживает технологию шейдеров, 2D, 3D и расширенную 3D-графику, декодирование видео высокой четкости и обработку изображений. Функции включают в себя мозаику экрана, внутреннюю обработку истинного цвета, сглаживание с нулевыми издержками. , программируемый шейдерный 3D-ускоритель и с плавающей запятой ». 32-битные операции [28]
ГМА [ править ]
Intel выпустила платформу Atom Z24xx ( Medfield ) как серию процессоров со сверхнизким энергопотреблением для смартфонов. Хотя Intel указывает, что этот чип содержит Intel Graphics Media Accelerator, они не указывают номер модели графического процессора. [29] Известно, что этот графический процессор — PowerVR SGX540 .
ГМА 600 [ править ]
Пересмотренная версия предыдущего Intel SCH (System Controller Hub) для процессоров серии Atom Z6xx под кодовым названием Lincroft . По сути, это та же графическая система, что и GMA 500, но с удвоенной тактовой частотой. (От 200 МГц до 400 МГц). [30]
SGX базе PowerVR На 545
ГМА 3600 [ править ]
Эта интегрированная графическая система была выпущена на процессоре Intel Atom (Cedar Trail, 32 нм) и основана на PowerVR SGX545 . В отличие от оригинального решения PowerVR, эта модель работает на частоте 400 МГц вместо 200 МГц. [31] Он конкретно встречается в процессоре Intel Atom N2600. [32] и атом Д2500 [33] модели. Он поддерживает DirectX версии 9.0c.
ГМА 3650 [ править ]
Похож на GMA 3600, но эта версия работает на частоте 640 МГц. [31] Он встречается в моделях Atom N2800, Atom D2550, Atom D2500, Atom D2600 и Atom D2700. Он поддерживает DirectX версии 9.0c.
Технические характеристики [ править ]
Защищенный путь аудио и видео [ править ]
Защищенный путь аудио-видео (PAVP) ограничивает путь данных внутри компьютера во время воспроизведения видео (например, дисков Blu-ray). Он поддерживается новыми чипсетами (например, Intel G45 ) и операционными системами (начиная с Windows Vista ). [34]
PAVP можно настроить в BIOS . Поддерживаются различные режимы:
- Неполноценный.
- PAVP Lite: резервирует буферную память для шифрования сжатых видеоданных.
- Параноидальный PAVP: резервирует память во время загрузки, которая не видна операционной системе. Это отключает Windows Aero в Windows Vista .
По умолчанию в большинстве BIOS установлено значение PAVP Lite.
В рамках Intel HD Graphics , преемника Intel GMA, существует аналогичная технология под названием Intel Insider .
Поддержка программного обеспечения [ править ]
[Mac OS
Mac OS X 10.4 Tiger поддерживает GMA 950, поскольку он использовался в предыдущих версиях MacBook , Mac mini и 17-дюймового iMac . [35] Он использовался во всех компьютерах Mac mini на базе процессоров Intel до выпуска Mac mini 3 марта 2009 г.). [36] Mac OS X 10.5 Leopard содержит драйверы для GMA X3100, которые использовались в последней версии линейки MacBook. [37]
Поздние версии Mac OS X 10.4 также поддерживали GMA 900 благодаря его использованию в Apple Developer Transition Kit (2005) , который использовался при переходе с PowerPC на Intel . Однако kext для включения Core Image и Quartz Extreme необходимо внести специальные изменения в файл .
Хотя новая линейка MacBook больше не использует X3100, Mac OS X 10.5 поставляется с поддерживающими его драйверами, которые не требуют изменений в kext- файле. Mac OS X 10.6 (Snow Leopard), которая включает в себя новое 64-битное ядро в дополнение к 32-битному , не включает 64-битные драйверы X3100. [ нужна ссылка ] Это означает, что хотя MacBook с X3100 имеют 64-битные процессоры и EFI, Mac OS X должна загружать 32-битное ядро для поддержки 32-битных драйверов X3100. [ нужна ссылка ] Обновление 10.6.2 от 9 ноября поставляется с 64-битными драйверами X3100. [ нужна ссылка ]
Позже Apple удалила 64-битные драйверы GMA X3100, и, таким образом, затронутые компьютеры Mac были вынуждены вернуться к 32-битному ядру, несмотря на то, что они были 64-битными с точки зрения аппаратного обеспечения и прошивки. В OS X Lion не предлагалось 64-битных драйверов. Впоследствии в OS X Mountain Lion прекратилась загрузка 32-битного ядра. Сочетание этих двух изменений в коде графического драйвера привело к тому, что многие версии Mac не смогли обновиться до Mountain Lion, поскольку их графические процессоры невозможно заменить.
Некоторое время ноутбуки MacBook и MacBook Pro поставлялись с гораздо более мощным процессором. [38] NVIDIA GeForce 9400M, [39] а ноутбуки MacBook Pro с диагональю 15 и 17 дюймов поставляются с дополнительной видеокартой GeForce 9600GT, поддерживающей гибридное питание для переключения между графическими процессорами. Чипсет NVIDIA GeForce 9400M, реализованный в Apple MacBook, не поддерживал композитный выход или выход S-video. [40]
FreeBSD [ править ]
FreeBSD 8.0 поддерживает следующие графические чипсеты Intel: i810, i810-DC100, i810e, i815, i830M, 845G, 852GM, 855GM, 865G, 915G, 915GM, 945G, 945GM, 965G, 965Q, 946GZ, 965GM, 945. ГМЕ, G33, Q33 Чипсеты Q35, G35, GM45, G45, Q45, G43 и G41. На практике наборы микросхем до 4500MHD поддерживаются DRM и 3D с использованием FreeBSD 9. Работа по интеграции GEM и KMS в настоящее время включает добавление поддержки встроенной графики серии i и улучшение поддержки более ранних наборов микросхем.
Линукс [ править ]
В августе 2006 года Intel добавила поддержку драйверов X.Org / XFree86 с открытым исходным кодом для последней серии 965, включающей ядро GMA (X) 3000. [41] Эти драйверы были разработаны для Intel компанией Tungsten Graphics.
В мае 2007 года была выпущена версия 2.0 драйвера (xorg-video-intel), в которой добавлена поддержка чипсета 965GM. Кроме того, в драйвере 2.0 добавлена встроенная поддержка программирования видеорежима для всех наборов микросхем, начиная с i830. В этой версии добавлена поддержка автоматического определения и выбора режима видео, горячего подключения монитора, динамических расширенных и объединенных рабочих столов, а также поворота экрана для каждого монитора. Эти функции встроены в версию X-сервера X.Org 7.3 и в конечном итоге будут поддерживаться большинством видеодрайверов X.Org с открытым исходным кодом. [42] Версия 2.1, выпущенная в июле 2007 года, добавила поддержку чипсетов G33, Q33 и Q35. [43] G35 также поддерживается драйвером Linux. [44]
Как обычно для драйверов X.Org в Linux, лицензия представляет собой комбинацию GPL (для частей ядра Linux) и MIT (для всех остальных частей). [45]
Драйверы в основном разрабатывались компаниями Intel и Tungsten Graphics (по контракту), поскольку документация по чипсетам долгое время не была общедоступной. В январе 2008 года Intel выпустила полную документацию для разработчиков своих новейших на тот момент наборов микросхем (набор микросхем 965 и G35), что позволило привлечь дополнительных внешних разработчиков. [46] [47] В апреле 2009 года Intel выпустила документацию для своих новых графических чипсетов G45 (включая X4500). [48] В мае 2009 года сотрудница Intel Эмма Анхольт заявила, что Intel «все еще работает над выпуском документации для наборов микросхем [8xx]». [49]
Ускорение H.264 через VA-API [ править ]
Поддержка Linux для аппаратного ускорения воспроизведения H.264 доступна и работает для X4500HD и X4500MHD с использованием VAAPI и ветки g45-h264. [50] [51]
для Linux Чипы на базе PowerVR
GMA 500, GMA 600, GMA 3600, GMA 3650 — это чипы на базе PowerVR, несовместимые с архитектурой семейства графических процессоров Intel GenX. , поддерживаемые Intel, отсутствуют Драйверы FOSS . Текущие доступные драйверы FOSS (включенные в Linux начиная с версии 3.3) поддерживают только 2D-ускорение (но не 3D-ускорение). [26]
Ubuntu поддерживает GMA500 (Poulsbo) через репозитории ubuntu-mobile и gma500 на Launchpad . Поддержка в экспериментальном виде присутствует для 11.10 и 12.04, но процедура установки не такая простая, как у других драйверов, и может привести к множеству ошибок. В Ubuntu 12.10 включена поддержка 2D. [52]
Joli OS , операционная система на базе Linux, оптимизированная для нетбуков, имеет встроенный драйвер для GMA500.
PixieLive, действующий дистрибутив Linux, оптимизированный для нетбуков GMA500, может загружаться с USB-накопителя, SD-карты или жесткого диска.
Intel выпускает официальные драйверы Linux через IEGD (Intel Embedded Graphic Driver), поддерживая некоторые дистрибутивы Linux, предназначенные для рынка встраиваемых систем. [53]
В ноябре 2009 года Linux Foundation опубликовал подробную информацию о новом, переписанном драйвере Linux, который будет поддерживать этот набор микросхем и другие будущие наборы микросхем Intel. Direct Rendering Manager и части X.org будут свободным программным обеспечением, но 3D-компонент (с использованием Gallium3D ) по-прежнему будет проприетарным. [54]
Солярис [ править ]
Oracle Solaris 11 обеспечивает поддержку 64-битного видеодрайвера для следующих графических чипсетов Intel: i810, i810-dc100, i810e, i815, i830M, 845G, 852GM/855GM, 865G, 915G, E7221 (i915), 915GM, 945G, 945GM, 945GME, Pineview GM, Pineview G, 965G, G35, 965Q, 946GZ, 965GM, 965GME/GLE, G33, Q35, Q33, GM45, 4 серии, G45/G43, Q45/Q43, G41, B43, Кларкдейл, Аррандейл, Сэндибридж Настольный компьютер (GT1), Sandybridge Desktop (GT2), Sandybridge Desktop (GT2+), Sandybridge Mobile (GT1), Sandybridge Mobile (GT2), Sandybridge Mobile (GT2+), Ivybridge Mobile (GT1), Ivybridge Mobile (GT2), Ivybridge Desktop ( GT1), Ivybridge Desktop (GT2), Ivybridge Server (GT1) и Ivybridge Server (GT2).
Разработчики сообщества Solaris с открытым исходным кодом предоставляют дополнительную поддержку драйверов для Intel HD Graphics графических чипсетов 4000/2500 (также известных как Ivy Bridge ), OpenGL 3.0/GLSL 1.30 и новой библиотеки libva/ va-api , обеспечивающей аппаратное ускорение декодирования видео для преобладающие сегодня стандарты кодирования (MPEG-2, MPEG-4 ASP/H.263, MPEG-4 AVC/H.264 и VC-1/WMV3).
Microsoft Windows [ править ]
GMA 900 в Windows [ править ]
GMA 900 теоретически способен работать с интерфейсом Aero Windows Vista (и 7-й версии) и сертифицирован как совместимый с DirectX 9. Однако драйвер WDDM, сертифицированный WHQL, не доступен. Предположительно это связано с отсутствием «аппаратного планировщика» в графическом процессоре. [55] Intel GMA 900 также является первым интегрированным графическим процессором Intel, не имеющим поддержки или драйверов для Windows 9x операционных систем (включая 98 и ME ).
Многие владельцы оборудования GMA900 считали, что смогут запускать Aero в своих системах, поскольку ранние версии Vista позволяли драйверам XDDM запускать Aero. Intel, однако, утверждает, что окончательные спецификации Microsoft для сертификации Aero/WDDM не разрешали выпуск драйвера WDDM для GMA900 (из-за проблем с аппаратным планировщиком, как упоминалось выше), поэтому, когда была выпущена окончательная версия Vista, драйвер WDDM не появился. был освобожден. [56] Удаление возможностей OpenGL из драйверов GMA для Windows Vista в последнюю минуту привело к тому, что большое количество рабочих станций на базе GMA не смогли выполнить базовое аппаратное ускорение 3D с помощью OpenGL и не смогли запускать многие приложения Vista Premium, такие как Windows DVD Maker .
В Windows 8 эффекты Aero включаются с помощью драйвера совместимости VGA посредством программного рендеринга. Для Windows 8 нет собственных драйверов GMA900, поскольку в этой операционной системе удалена поддержка XDDM.На ноутбуках на базе GMA900 с ОС Windows 7 пользователи могут столкнуться с серьезной ошибкой, связанной с тем, что собственный метод управления подсветкой чипсета не позволяет изменить яркость, что приводит к зависанию яркости на определенном значении после установки драйвера. Ошибка не возникала, когда Windows 7 была первоначально выпущена для общего пользования, и обычно наблюдается после запуска Центра обновления Windows. Эта ошибка также возникает в ноутбуках на базе GMA3150.
GMA 950 в Windows [ править ]
Этот IGP способен отображать интерфейс Aero для Windows Vista . Драйверы поставляются с Windows Vista, поскольку бета-версии стали доступны в середине 2006 года. Он также может работать с интерфейсом Aero Windows 7 , поскольку Intel выпустила драйверы для Windows 7 в середине июня 2009 года.
GMA 950 интегрирован во многие нетбуки, построенные на чипсете Intel 945GSE Express, и способен отображать разрешение до 2048×1536 при частоте 75 Гц, используя до 224 МБ общей памяти. [57]
Большинство отзывов об этом IGP были отрицательными, поскольку для многих игр (таких как Splinter Cell: Chaos Theory или Oblivion ) требуется Pixel Shader 2.0 или выше, который поддерживается аппаратно, и Vertex Shader 2.0, который эмулируется программно. Другие игры, такие как Crysis , запустятся, но с частотой кадров ниже приемлемой.
GMA X3000/X3100 в Windows [ править ]
T&L и Vertex Shaders 3.0 поддерживаются новейшими драйверами Intel 15.6 для Windows Vista по состоянию на 2 сентября 2007 г. Поддержка XP для VS3 и T&L была введена 10 августа 2007 г. В марте 2007 г. Intel объявила, что бета-драйверы будут доступны в июне 2007 г. . [58] [59] 1 июня 2007 г. были выпущены драйверы «предварительной бета-версии» (или ранней бета-версии) для Windows XP (но не для Vista). [60] Бета-драйверы для Vista и XP были выпущены 19 июня. [61] Поскольку в драйверах включены аппаратные T&L и затенение вершин, отдельные приложения могут быть вынуждены вернуться к программному рендерингу. [62] что повышает производительность и совместимость в определённых случаях. Выбор основан на тестировании Intel и предварительно выбран в INF-файле драйвера.
Корпорация Intel выпустила драйверы производственной версии для 32- и 64-разрядной версии Windows Vista , которые поддерживают графику Aero .Intel представила DirectX 10 для графических процессоров X3100 и X3500 в драйверах Vista 15.9 в 2008 году, хотя информация о выпуске драйверов DX10 для X3000 неизвестна. WDDM 1.1 поддерживается X3100, а DXVA-HD — нет.
Поддержка OpenGL 2.0 доступна начиная с драйверов Vista 15.11. [63] и драйверы XP 14.36. [64]
Windows 8 поставляется с драйвером для X3100. [65]
GMA 500 в Windows [ править ]
По состоянию на сентябрь 2010 г. на веб-сайте Intel доступны последние версии драйверов для Windows XP, Vista и 7: [66] [67]
- IEGD версии 5.1 для Windows NT, 2000 и XP (только OpenGL)
- Версия 3.3.0 для Windows XP. (только D3D)
- Версия 4.0.2 для Windows Vista.
- Версия 5.0.0.2030 для Windows 7.
Современные игры [ править ]
Производительность и функциональность процессоров GMA ограничены: в лучшем случае они достигают производительности только недорогих дискретных графических процессоров, а очень старых графических процессоров DirectX 6 (таких как RIVA TNT2 в худшем — ). Поэтому их иногда даже называют «замедлителями графических носителей», хотя фактическая производительность зависела от процессора, а также от объема и скорости оперативной памяти. Например, процессор Atom N450 и GMA 3150 будут работать на уровне ПК RIVA TNT2, который был на 10 лет старше, с Tualatin Pentium 3, хуже того, графический процессор иногда даже был разогнан, что еще больше ухудшало и без того низкую производительность. [68] Некоторые функции игр и других 3D-приложений могут не поддерживаться GMA, особенно старыми. Унифицированный дизайн шейдеров GMA X3x00 обеспечивает более полную аппаратную функциональность, но у этой линейки по-прежнему есть проблемы с некоторыми играми и значительно ограничена производительность. [69]
Intel создала страницу с «Известными проблемами и решениями» для каждой версии. [70] По вопросам разработки программного обеспечения Intel Graphics Media Accelerator существует форум по разработке интегрированного графического программного обеспечения. [71]
производительности Обзоры Windows Microsoft
Обзор GMA X3000 [ править ]
Обзор, проведенный в апреле 2007 года журналом The Tech Report, показал, что GMA X3000 имеет производительность, сравнимую с Nvidia GeForce 6150 . [72] Во время этого обзора GMA X3000 не смог запустить компьютерные игры Battlefield 2 и Oblivion . [73] Однако обзор ExtremeTech показал, что игры, которые не так требовательны к графике, такие как The Sims 2 и Civilization IV , «выглядят хорошо», когда для их запуска используется GMA X3000. [74]
Обзоры, проведенные The Tech Report, ExtremeTech и Anandtech, пришли к выводу, что AMD интегрированные Radeon X1250 графические решения на базе чипсета AMD 690G были лучшим выбором, чем GMA X3000 на базе чипсета G965, особенно с точки зрения производительности в 3D-играх. и цена. [72] [75] [76]
Обзор GMA X3500 [ править ]
В обзоре, проведенном Register Hardware в декабре 2007 г., [12] автор Лео Уолдок утверждал, что, поскольку GMA X3500 не способен запускать какие-либо компьютерные игры, требующие DirectX 10 , добавление поддержки DirectX 10 в GMA X3500 было «неуместным». [77] Во время того же обзора GMA X3500 использовался для запуска Crysis и FEAR Extraction Point , где он мог рендерить только 4 и 14 кадров в секунду соответственно для каждой игры. [78] В конце обзора был сделан вывод, что в целом X3500 имеет «минимальные преимущества» по сравнению с GMA X3000. [77]
Обзор GMA X4500 [ править ]
, выпущенной на год старше, GeForce 8400M В обзоре, опубликованном в мае 2008 года, GMA X4500 показала превосходящую игровую производительность по сравнению с самой младшей видеокартой в некоторых тестах с нагрузкой на процессор, уступая при этом все еще младшей GeForce 8400M GS с медленный процессор. [79]
См. также [ править ]
- Графическое оборудование и FOSS
- Intel HD и Iris Graphics
- Ларраби
- Сравнение графических процессоров Intel
- Сравнение графических процессоров AMD
- Сравнение графических процессоров Nvidia
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Поддерживаемые графические API и функции» . Интел.
- ^ Ки, Гэри (16 марта 2007 г.). «Intel G965: обновление производительности microATX» . АнандТех . Проверено 17 июля 2008 г.
- ^ «Эволюция графики Intel: от i740 до Iris Pro | Аппаратное обеспечение Тома» . www.tomshardware.com . 4 февраля 2017 г.
- ^ «Краткое справочное руководство по HD-графике» . Интел. 07.02.2012 . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ «Краткое описание продукта: набор микросхем Intel 946GZ Express» (PDF) . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Интегрированная графическая архитектура Intel следующего поколения — Intel Graphics Media Accelerator X3000 и 3000» (PDF) . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Интегрированная графическая архитектура Intel следующего поколения — технический документ Intel Graphics Media Accelerator X3000 и 3000» . Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ «Intel G965 со встроенной графикой GMA X3000 — Графическая подсистема Intel GMA X3000 — Процессоры, платы и компоненты от ExtremeTech» . Extremetech.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Уолдок, Лео (5 декабря 2007 г.). «Материнская плата Asus P5E-VM HDMI | Регистрация оборудования» . Reghardware.co.uk. Архивировано из оригинала 10 сентября 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Дорожная карта Intel по материнским платам для настольных ПК на 2006 год» . ДейлиТех . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гасиор, Джефф. Набор микросхем Intel G965 Express. Архивировано 10 мая 2007 г. в Wayback Machine , Tech Report, 5 апреля 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уолдок, Лео (5 декабря 2007 г.). «Материнская плата Asus P5E-VM HDMI | Регистрация оборудования» . Reghardware.co.uk . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Графика Intel — создана для обычных пользователей настольных и мобильных ПК» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2007 г. Проверено 8 июня 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Intel, X3100 поддерживает DirectX 10.0 и Shader Model 4.0 , получено 10 февраля 2013 г.
- ^ Intel, совместимость с Intel 82GM965 OpenGL , получено 16 января 2010 г. Архивировано 24 марта 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Смит, Тони (7 марта 2008 г.). «Intel рассказывает о технологии графического процессора чипсета Eaglelake DX10 | Регистрация оборудования» . Reghardware.co.uk. Архивировано из оригинала 3 января 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Краткое справочное руководство по интегрированной графике Intel» . Программное обеспечениеcommunity.intel.com. Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Набор микросхем Intel Q43 Express — обзор» . Intel.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Набор микросхем Intel G45 Express — обзор» . Intel.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Смит, Тони (4 июня 2008 г.). «Intel рекламирует полную поддержку Blu-ray в чипсете G45 | Зарегистрируйте оборудование» . Reghardware.co.uk. Архивировано из оригинала 18 октября 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Набор микросхем Intel G43 Express — обзор» . Intel.com. 17 июля 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Intel G41 запланирован на четвертый квартал 2008 года» . Фудзилла. 8 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2008 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Intel выпускает чипсеты 4-й серии с низким энергопотреблением, изготовленные по 65-нм техпроцессу» . АнандТех. 05.06.2008 . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «G45 IGP запускает 3Dmark06 в 3 раза быстрее» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2007 года . Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ «Информация об Intel GMA X4500HD, X4500 и 4500» . VR-зона. 16 января 2008 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "ArchWiki:Архив - ArchWiki" . wiki.archlinux.org .
- ^ «Imagination Technologies подтверждает, что новая процессорная технология Intel Centrino Atom использует графические и видеотехнологии POWERVR» . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ «Краткое описание продукта US15W» (PDF) . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ «Краткое описание процессора Intel Atom Z2460» (PDF) . Проверено 8 сентября 2019 г.
- ^ «Intel Graphics Media Accelerator (GMA) 600» . Проверено 24 марта 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обзоры — тест энергопотребления Intel DN2800MT (CedarView Atom)» . LinuxTECH.NET. 13 марта 2012 г. Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «ARK | Процессор Intel Atom N2600 (кэш 1 МБ, 1,6 ГГц)» . Ark.intel.com . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «ARK | Процессор Intel Atom D2500 (кэш 1 МБ, 1,86 ГГц)» . Ark.intel.com . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по воспроизведению дисков Blu-ray с помощью Intel…» Intel .
- ^ «iMac (Intel) — Руководства для Mac» . Guides.macrumors.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Mac mini (Intel) — Руководства для Mac» . Guides.macrumors.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2009 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Apple обновляет MacBook до Santa Rosa, GMA X3100; MacBook Pro с частотой 2,6 ГГц — слухи о Mac» . Мак Слухи <!. 01.11.2007 . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Nvidia's Ion: предоставив Atom крылья — оборудование Тома» . Tomshardware.com. 6 февраля 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Графический процессор материнской платы GeForce 9400M» . Nvidia.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «MacBook: совместимость с Mini-DVI на видеоадаптер — поддержка Apple» .
- ^ «Intel | Решения для центров обработки данных, Интернет вещей и инновации в ПК» . Интел .
- ^ Кук (10 мая 2007 г.). «Бесплатные драйверы для набора микросхем Intel 965GM Express» . Lwn.net . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Эрик Анхольт. «Список рассылки X.Org: xf86-video-intel 2.1.0» . Проверено 9 июля 2007 г.
- ^ «Драйверная документация» . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Графические драйверы Linux от Intel. «Графические драйверы с открытым исходным кодом от Intel — лицензия» . Intellinuxgraphics.org. Архивировано из оригинала 27 февраля 2010 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Майкл Ларабель (31 января 2008 г.). «Intel выпускает открытую документацию по программированию 965/G35 IGP» . Фороникс Медиа . Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ «Индекс /docs/intel» . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Майкл Ларабель (15 апреля 2009 г.). «Intel выпускает пакет документации по программированию G45» . Фороникс Медиа . Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ Эмма Анхольт (29 мая 2009 г.). «Я исправил 3D-рендеринг 8xx» . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ «Intel G45 с VA API на Ubuntu 11.10 «» . Эммолюшн.орг. 16 февраля 2012 г. Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Графика Intel для Linux*» . 01.org . 22 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 г.
- ^ «Компоненты аппаратной поддержки видеокарт Poulsbo» . Ubuntu.com. 25 сентября 2009 г. Проверено 10 октября 2009 г.
- ^ «Ресурсно-дизайнерский центр разработки Intel» . Интел .
- ^ Майкл Ларабель (2 ноября 2009 г.). «Специальный драйвер Intel для Poulsbo использует Gallium3D» . Фороникс Медиа . Проверено 20 ноября 2009 г.
- ^ Извините Intel за отсутствие драйвера GMA900 WDDM: нет «HW Scheduler», нет драйвера , Beyond3D, 26 октября 2006 г.
- ^ «Ответ Intel на запросы 915G WDDM» . Программное обеспечениеcommunity.intel.com. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Спецификации GMA950 на Intel
- ^ «Intel | Решения для центров обработки данных, Интернет вещей и инновации в ПК» . Интел . Архивировано из оригинала 30 апреля 2007 года.
- ^ Обсуждение на форуме драйверов G965. Архивировано 14 мая 2007 г., на Wayback Machine.
- ^ «Драйверы для предварительной бета-версии XP» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ «Бета-драйвер Intel Graphics Media Accelerator для семейства мобильных наборов микросхем Intel 965 Express для Windows* XP (zip)» . Архивировано из оригинала 7 января 2008 г. Проверено 1 июля 2007 г.
- ^ «Информационный документ о возможностях выбора обработки вершин для наборов микросхем Intel G965, G35 и GM965 Express» (PDF) . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Примечания к выпуску драйвера Vista 15.11.3.1576» . Загрузитезеркало.intel.com. 22 августа 2008 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Примечания к выпуску драйвера XP 14.36.3.4990» . Загрузитезеркало.intel.com. Архивировано из оригинала 15 ноября 2010 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Драйвер Intel GMA X3100 для Windows 8» . Social.msdn.microsoft.com .
- ^ «Драйверы и программное обеспечение» . Драйверы и программное обеспечение . Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 года.
- ^ «Центр загрузки Intel» . Downloadcenter.intel.com . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Обзор производительности графического процессора Intel Core i5-2500K Sandy Bridge» . techPowerUp. 02 января 2011 г. Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Уолдок, Лео. Материнская плата Asus P5E-VM HDMI. Архивировано 17 декабря 2007 г. на сайте Wayback Machine , Register Hardware, 5 декабря 2007 г.
- ^ «Домашняя страница Intel Graphics» . Intel.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Форумы Intel Software Network, архивированные 6 января 2007 г. на Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Набор микросхем Intel G965 Express — Технический отчет — Страница 17» . Технический отчет. 6 апреля 2007 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Набор микросхем Intel G965 Express — Технический отчет — Страница 9» . Технический отчет. 6 апреля 2007 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Intel G965 со встроенной графикой GMA X3000 — кодирование мультимедиа и игровые тесты — процессоры, платы и компоненты от ExtremeTech» . Extremetech.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Intel G965 со встроенной графикой GMA X3000 — последние мысли: что купить — процессоры, платы и компоненты от ExtremeTech» . Extremetech.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «AMD 690G: Обзор производительности» . АнандТех. 6 марта 2007 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уолдок, Лео (5 декабря 2007 г.). «Материнская плата Asus P5E-VM HDMI | Регистрация оборудования» . Reghardware.co.uk . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Уолдок, Лео (5 декабря 2007 г.). «Материнская плата Asus P5E-VM HDMI | Регистрация оборудования» . Reghardware.co.uk . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Новости о тестировании ноутбуков на сайте Notebookjournal.de — Praxis — Эксклюзивно: тест производительности Intel Centrino 2» . Notebookjournal.de . Проверено 17 сентября 2009 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Графика Intel: Домашняя страница
- Технический документ Intel Graphics Media Accelerator X3000 и 3000
- Часто задаваемые вопросы о поддержке Windows Vista* , Intel
- Графические драйверы Linux от Intel
- Обзор Intel HD Graphics 3000 и Intel HD Graphics 2000 , X-bit labs
- The Register: Intel против AMD – спор по интегрированной графике
- Производительность Blu-Ray — Intel X4500HD и Radeon HD 4830