Jump to content

Лесной попечительский совет

Лесной попечительский совет (FSC)
Основан 1993
Фокус Устойчивое лесное хозяйство
Расположение
Обслуживаемая территория
Глобальный
Метод Сертификация
Ключевые люди
Ким Карстенсен, генеральный директор
Веб-сайт фск .org

Forest Stewardship Council GmbH ( FSC ) — это международная некоммерческая многосторонняя , организация основанная в 1993 году, которая способствует ответственному управлению мировыми лесами посредством сертификации древесины . Эта организация использует рыночный подход к транснациональной экологической политике . [1] [2]

FSC – это глобальная система сертификации лесов , созданная для лесов и лесной продукции . По мнению Совета, использование логотипа FSC означает, что продукция поступает из экологически, социально и экономически ответственных источников. В дополнение к своему глобальному стандарту сертификации FSC разрабатывает национальные стандарты в отдельных странах. FSC имеет 10 принципов и связанных с ними критериев (P&C FSC), которые составляют основу всех стандартов и сертификации FSC.

FSC был создан в 1993 году в ответ на обеспокоенность по поводу глобальной вырубки лесов . Сейчас в его состав входят около 1200 членов, включая Всемирный фонд природы и IKEA .

Вырубка тропических лесов как глобальная проблема приобрела известность в 1980-х годах, и ее можно отчасти отнести на счет защитников окружающей среды и северных стран, выступающих за необходимость защиты тропических лесов . [3] [4] Также был создан ряд других экономических и нормативных механизмов, таких как финансовая помощь, политические рамки и торговые конвенции, для предотвращения и смягчения последствий обезлесения. К ним относятся Международное соглашение по тропической древесине (1983 г.), Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (1975 г.) и Глобальный экологический фонд (1991 г.).

Несмотря на возросшую обеспокоенность в преддверии Саммита Земли 1992 года, состоявшегося в Рио-де-Жанейро, напряженность между Севером и глобальным Югом по поводу доступа к финансам и технологиям для сохранения лесов затянула переговоры. [5] Хотя многие северные страны надеялись на юридически обязывающую конвенцию, полученное в результате Заявление о лесных принципах представляет собой «среднее положение наименьшего общего знаменателя». [5] и является добровольным. Разочарованные результатами Саммита Земли, такие неправительственные организации , как Всемирный фонд природы (WWF), начали обращать свое внимание на промышленность в поисках ориентированного на управление решения проблемы вырубки лесов. [6]

В преддверии Саммита Земли социальные группы, неправительственные организации и предприятия также начали консультироваться по проблеме вырубки лесов. В Америке процесс консультаций, который в конечном итоге привел к созданию FSC, был начат в 1990 году и завершился подтверждением поддержки разработки добровольной всемирной системы управления сертификацией и аккредитацией, которая охватывала бы все типы лесов. [7]

В Великобритании НПО WWF начала содействовать действиям путем создания в 1995 году Группы , привлекая организации, вдохновленные случаями прямых действий и бойкота продажи тропической древесины, для формирования партнерства между НПО и бизнесом. [6] Благодаря участию заинтересованных сторон стало очевидно, что орган по установлению стандартов потребуется для проверки источника древесной продукции и определения устойчивого лесопользования . После 18 месяцев консультаций в десяти разных странах в 1993 году был создан Лесной попечительский совет.

Неспособность правительств достичь какой-либо заметной формы консенсуса в форме международного и юридически обязательного соглашения вызвала как разочарование, так и возможность для перемен посредством привлечения гражданского общества и деловых кругов к формированию «мягкого права». [4] По сути, создание Лесного попечительского совета в качестве ответа на это разочарование также представляет собой глобальный переход от правительства к управлению , и его создание является основным примером использования рыночных и экономических факторов для создания движения по глобальной экологической проблеме . [8]

В феврале 2012 года члены одобрили первый крупный пересмотр 10 принципов и связанных с ними критериев (P&C FSC), которые составляют основу всех стандартов и сертификации FSC, чтобы обновить сертификацию. [9] Анализ и пересмотр Принципов и критериев FSC начались в 2008 году и собрали отзывы от многих членов FSC и других заинтересованных сторон. [10] Этот пересмотр также ознаменовал начало процесса разработки базовых требований для каждого из пересмотренных критериев. [9] Эти требования, называемые международными общими индикаторами (IGI), призваны обеспечить последовательное применение принципов и критериев FSC во всех странах. Если национальные стандарты в настоящее время не установлены, IGI будут использоваться в качестве временных стандартов.

25 сентября 2009 года в Бонне прошла первая пятница FSC. FSC Friday — это рекламное мероприятие, проводимое раз в год, посвященное прославлению лесов по всему миру и продвижению ответственного лесопользования во всем мире. [11]

Заявленная миссия FSC состоит в том, чтобы «продвигать экологически приемлемое , социально выгодное и экономически жизнеспособное управление лесами мира». [12] Он утверждает, что леса, управляемые в соответствии с его стандартами, приносят пользу как местному, так и более широкому сообществу, в том числе более чистый воздух и воду, а также вклад в смягчение последствий изменения климата . FSC занимается такими проблемами, как незаконная вырубка леса , вырубка лесов и глобальное потепление , и в некоторых отчетах указывается положительное влияние на экономическое развитие , охрану окружающей среды , борьбу с бедностью , а также расширение социальных и политических прав и возможностей . [13] [14]

С этой целью организация опубликовала глобальную стратегию, преследующую пять целей: [15]

  1. Продвижение глобально ответственного лесопользования .
  2. Обеспечить справедливый доступ к преимуществам систем FSC.
  3. Обеспечить целостность, надежность и прозрачность системы FSC.
  4. Создайте коммерческую ценность для продукции из сертифицированных FSC лесов.
  5. Укрепить глобальную сеть для достижения целей 1–4.

Эти цели продвигаются, управляются и развиваются в шести программных областях: [16] леса, цепочка поставок , социальная политика , мониторинг и оценка , обеспечение качества и экосистемные услуги . [17]

Структура и управление

[ редактировать ]

FSC – это международная членская организация со структурой управления, основанной на участии, демократии, справедливости и прозрачности. [18] Это платформа для лесовладельцев , лесопромышленников , социальных групп и экологических организаций, позволяющая находить решения по улучшению практики лесопользования. Это пример ориентированной на продукт группы управления с участием многих заинтересованных сторон .

Он управляется его членами, которые присоединяются либо как отдельные лица, либо как представители организаций. Члены подают заявки на вступление в одну из трех палат – экологическую, социальную и экономическую. Каждая палата разделена на северную и южную подпалаты, и голоса взвешиваются, чтобы гарантировать, что северная и южная палаты имеют по 50%. Эта система создана для того, чтобы гарантировать равное распределение влияния между различными группами интересов без необходимости ограничения количества членов. [18]

FSC имеет три уровня органов принятия решений: Генеральную Ассамблею, [19] Совет директоров [20] и исполнительный директор. [21] Генеральная ассамблея, которая проводится каждые три года, состоит из трех членских палат и является высшим органом принятия решений в FSC. Каждый член имеет право присутствовать, формулировать и вносить предложения, а также голосовать. Совет директоров FSC подотчетен членам FSC. В его состав входят девять избранных лиц, которые являются членами и защитниками FSC. От каждой подпалаты Генеральной ассамблеи избирается один член совета директоров. Исполнительный директор ежедневно управляет FSC при поддержке профессиональной команды Международного центра FSC. Он или она подотчетны Совету директоров FSC.

Хотя Международный центр FSC находится в Бонне , Германия , он имеет децентрализованную сеть сетевых партнеров FSC. [22] которые способствуют ответственному управлению лесами от имени FSC. Партнерами сети FSC являются национальные офисы FSC, национальные представители FSC и национальные координаторы FSC. [22]

Ким Карстенсен является генеральным директором Лесного попечительского совета (FSC) с октября 2012 года.

Членство и партнеры

[ редактировать ]

FSC насчитывает около 1200 членов, включая такие НПО , как Всемирный фонд природы ; [23] организации гражданского общества; лесным хозяйством научно-исследовательские организации, занимающиеся ; сертификационные организации ; частные компании лесной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности , такие как IKEA ( Швеция ); и профсоюзы и ассоциации рабочих.

Многие правительства во всем мире усилили рыночные стимулы для сертификации древесины, предоставив налоговые льготы сертифицированным компаниям и ссылаясь на сертифицированную продукцию как на требование в своей политике закупок. [24] [25] [26] [27] [28] и поддержку проектов, связанных с FSC, через свои международные агентства развития. Некоторые компании также выбирают сертификацию древесины как инструмент демонстрации своей приверженности принципам устойчивого развития. [29]

FSC является членом Международного альянса по социальной и экологической аккредитации и маркировке (ISEAL), [30] ассоциация добровольных организаций по установлению международных стандартов и сертификации, занимающихся социальными и экологическими вопросами. С 2006 года FSC соблюдает Кодекс добросовестной практики ISEAL по установлению социальных и экологических стандартов. [31] направлен на обеспечение высоких стандартов заслуживающего доверия поведения в этической торговле.

В 2009 году FSC начал пилотный проект с Fairtrade International (FLO). [32] помочь общинным и мелким производителям древесины получить справедливую цену за свою продукцию и добиться заметности на рынке. [33] Первая продукция с совместной маркировкой FSC-FLO вышла на рынок в 2011 году. В ней использовалась древесина из лесов долины Куракаутин в Чили , коммерческое производство которой осуществляла шведская фирма Kährs. [34] [35]

FSC также работает во взаимодействии с Международной организацией по стандартизации (ISO). Он вносит свой вклад в работу комитетов ИСО по критериям устойчивого развития биоэнергетики , экологическому аудиту и экологической маркировке . [36]

Стандарты и аккредитация

[ редактировать ]

FSC – это глобальная система сертификации лесов , созданная для лесов и лесной продукции . FSC International устанавливает основу для разработки и поддержания международных, национальных и субнациональных стандартов. Целью этого является обеспечение того, чтобы процесс разработки политики и стандартов FSC был прозрачным, независимым и основанным на широком участии. Во всем мире также существует ряд альтернативных национальных и региональных органов по сертификации лесов. [37]

У FSC есть 10 принципов и связанных с ними критериев, которые составляют основу всех стандартов и сертификации FSC.

Использование логотипа FSC предположительно означает, что продукция поступает из ответственных источников — экологически приемлемой, социально полезной и экономически жизнеспособной. Этикетка FSC используется на широком спектре древесной и недревесной продукции: от бумаги и мебели до лекарств и ювелирных изделий. [38] и направлен на то, чтобы дать потребителям возможность поддержать ответственное лесное хозяйство. [39]

Национальный стандарт управления лесами

[ редактировать ]

В дополнение к своему глобальному стандарту сертификации FSC разрабатывает национальные стандарты в отдельных странах. Эти стандарты тесно связаны с глобальным стандартом сертификации и его критериями, но адаптированы к местным условиям. В настоящее время так называемые национальные стандарты управления лесами существуют для следующих стран (отсортированы по первому году внедрения):

  • Бразильская Амазонка (2001)
  • Перу (2001)
  • Природные леса Колумбии (2003 г.)
  • Дания (2004, 2018)
  • Нидерланды (2004, 2018)
  • Канадские бореальные леса (2004)
  • Британская Колумбия (2005)
  • Плантации Чили (2005)
  • Испания (2006, 2020)
  • Колумбийский бамбук (2006)
  • Люксембург (2007, 2019)
  • Канадский морской регион (2008 г.)
  • Швеция (2010)
  • Папуа-Новая Гвинея (2010, 2017)
  • Соединенные Штаты Америки (2010 г.)
  • Финляндия (2010)
  • Камерун (2010, 2012)
  • Великобритания (2011, 2017)
  • Центральноафриканская Республика (2012 г.)
  • Республика Конго (2012 г.)
  • Регион бассейна Конго (2012 г.)
  • Сербское Косово (2012)
  • Гана (2012 г.)
  • Российская Федерация (2012 г.)
  • Германия (2012, 2017)
  • Новая Зеландия (2012)
  • Демократическая Республика Конго (2012 г.)
  • Габон (2012)
  • Ирландия (2012)
  • Республика Индонезия (2013 г.)
  • Польша (2013)
  • Чехия (2013)
  • Гондурас (2014)
  • Никарагуа (2014)
  • Федеративная Республика Бразилия (2014 г.)
  • Болгария (2016)
  • Метрополитен Франция (2016)
  • Китайская Народная Республика (2016)
  • Португалия (2016)
  • Италия (2017)
  • Румыния (2017)
  • Кыргызская Республика (2017 г.)
  • Руанда (2017)
  • Федеративная Республика Германия (2017 г.)
  • Республика Уганда (2017 г.)
  • Южная Африка (2017)
  • Швейцария и Лихтенштейн (2018 г.)
  • Малые и малоинтенсивные управляемые леса Бразилии (2013 г.)
  • Материковая Танзания (2018 г.)
  • Канада (2018)
  • Австралия (2018)
  • Япония (2018)
  • Непал (2018)
  • Малайзия (2018)
  • Вьетнам (2018)
  • Босния и Герцеговина (2019)
  • Украина (2019)
  • Республика Намибия (2019 г.)

Аккредитация

[ редактировать ]

FSC самостоятельно не проводит сертификационные аудиты, разрабатывая процедуры и стандарты для оценки того, могут ли органы по сертификации предоставлять независимые и компетентные сертификационные услуги. Этот процесс известен как «аккредитация». [40]

Потенциальный орган по сертификации должен получить аккредитацию FSC, чтобы иметь возможность оценивать, контролировать и сертифицировать компании по стандартам FSC. Чтобы получить аккредитацию FSC, органы по сертификации должны соблюдать обширный набор правил и процедур, проверенных Assurance Services International GmbH. [41] - международная организация по обеспечению добровольных стандартов и инициатив устойчивого развития, включая MSC и RSPO . Чтобы контролировать дальнейшее внедрение правил и процедур FSC, каждый год ASI проводит как минимум одну офисную и одну выездную оценку для каждого аккредитованного FSC органа по сертификации. Точное количество и распределение оценок ASI учитывает ряд сложных факторов (географические регионы, политики или продукты, которые несут повышенный риск), а также количество сертификатов FSC, обрабатываемых аккредитованным органом по сертификации.

Некоторые итоги надзорных проверок АСИ находятся в открытом доступе на веб-сайте АСИ. [42] Если обнаруживается, что аккредитованный FSC орган по сертификации не полностью соблюдает правила и процедуры FSC, выявляется факт несоответствия.

Если орган по аккредитации обнаруживает, что управление лесным хозяйством в организации не соответствует требованиям, отмечаются предварительные условия, которые должны быть выполнены перед выдачей сертификата FSC. Если отмечены незначительные несоответствия, сертификат может быть выдан с условиями, которые должны быть выполнены в четко установленные сроки. Орган по аккредитации проверяет каждый выданный сертификат FSC не реже одного раза в год. Несоблюдение приводит к требованию внести предписанные изменения в течение определенного периода времени или к потере сертификата FSC. В зависимости от серьезности нарушения срок может варьироваться от одного года в случае мелких административных нарушений до немедленных мер в случае серьезных нарушений.

Сертификаты

[ редактировать ]

В сентябре 2012 года около 165 миллионов гектаров были сертифицированы по принципам и критериям FSC в 80 странах. [43] Около 24 000 сертификатов цепочки поставок FSC действовали в 107 странах. [43] На веб-сайте FSC есть статистика по региональному распределению, собственности и типу леса, а также количеству сертификатов FSC. [43] представляющие все действительные сертификаты лесоуправления и цепочки поставок. Затраты на успешную сертификацию лесоуправления обычно делятся на затраты на повышение устойчивости , аудиты и вторичные затраты (например, потерю доходов от вырубки пней ). [44]

Сертификация лесоуправления

[ редактировать ]

Сертификация лесоуправления – это добровольный процесс проверки ответственной практики лесопользования. FSC, Орган по сертификации , аккредитованный проводит лесную инспекцию по запросу владельца или оператора леса. С держателей сертификатов взимается ежегодная плата за продление аккредитации, и ожидается, что они будут постоянно соблюдать требования.

Принципы и критерии FSC применяются ко всем тропическим , умеренным и бореальным лесам , а также ко многим древесным плантациям и частично пересаженным лесам. Хотя они в основном предназначены для лесопользования с целью производства древесной продукции , они также в значительной степени применимы и к недревесной продукции (например, бразильским орехам ) и другим экологическим услугам, таким как чистая вода и воздух, а также улавливание углерода .

Пересмотренные принципы и критерии были утверждены в феврале 2012 года. Основные требования: [45]

  1. Организация соблюдает все применимые законы, правила и ратифицированные на национальном уровне международные договоры, конвенции и соглашения.
  2. Организация должна поддерживать или повышать социальное и экономическое благополучие работников.
  3. Организация должна выявлять и поддерживать законные и традиционные права коренных народов на владение, использование и управление землей, территориями и ресурсами, затронутыми хозяйственной деятельностью.
  4. Организация способствует поддержанию или повышению социального и экономического благосостояния местных сообществ.
  5. Организация должна эффективно управлять разнообразной продукцией и услугами единицы управления для поддержания или повышения долгосрочной экономической жизнеспособности и ряда экологических и социальных выгод.
  6. Организация должна поддерживать, сохранять и/или восстанавливать экосистемные услуги и экологические ценности единицы управления, а также избегать, устранять или смягчать негативное воздействие на окружающую среду.
  7. Организация должна иметь план управления, соответствующий ее политике и целям и пропорциональный масштабу, интенсивности и рискам ее управленческой деятельности. План управления должен реализовываться и обновляться на основе информации мониторинга в целях содействия адаптивному управлению . Соответствующая плановая и процедурная документация должна быть достаточной для руководства персоналом, информирования затронутых заинтересованных сторон и заинтересованных сторон, а также для обоснования управленческих решений.
  8. Организация должна демонстрировать, что прогресс в достижении целей управления, воздействие управленческой деятельности и состояние единицы управления отслеживаются и оцениваются пропорционально масштабу, интенсивности и риску управленческой деятельности, в целях реализации адаптивного управления.
  9. Организация должна поддерживать и/или повышать высокие природоохранные ценности на территории единицы управления, применяя предупредительный подход.
  10. Деятельность по управлению, проводимая Организацией или для единицы управления, должна выбираться и осуществляться в соответствии с экономической, экологической и социальной политикой и целями Организации, а также в соответствии с Принципами и Критериями в совокупности.

Сертификация цепочки поставок

[ редактировать ]

FSC Система цепочки поставок (CoC) позволяет отслеживать сертифицированный FSC материал от леса до потребителя. [46] Это метод, с помощью которого компании могут продемонстрировать свою приверженность окружающей среде и ответственному управлению лесами. Только компаниям, имеющим сертификацию цепочки поставок FSC, разрешено использовать товарные знаки и этикетки FSC для продвижения своей продукции. Таким образом, маркировка FSC обеспечивает связь между ответственным производством и ответственным потреблением и помогает потребителю принимать социально и экологически ответственные решения о покупке.

После сертификации леса важно иметь возможность отслеживать продукцию, поступающую из него, по всей цепочке поставок, чтобы гарантировать, что любые заявления о происхождении продукта заслуживают доверия и поддаются проверке. Сертификация цепочки поставок FSC является добровольным процессом. Это система отслеживания, которая позволяет производителям и торговцам демонстрировать, что древесина поступает из леса, который управляется ответственно в соответствии с принципами и критериями FSC. Он отслеживает поток сертифицированной древесины по цепочке поставок и через границы на каждом последовательном этапе, включая обработку, преобразование и производство, вплоть до конечного продукта. Компания должна инициировать процесс сертификации, обратившись к аккредитованному органу по сертификации для проверки его внутренних процедур отслеживания. В число компаний, принимающих на себя обязательства по FSC, входят компании, занимающиеся благоустройством домов или DIY, издатели и розничные торговцы, а также многие другие. [ нужна ссылка ]

Все предприятия, которые хотят производить сертифицированную FSC продукцию или делать соответствующие заявления о продажах, должны соответствовать международным стандартам FSC в отношении цепочки поставок. Предприятие должно указать ассортимент продукции, которую оно желает продавать как сертифицированную FSC и продвигать под торговой маркой FSC. Орган по сертификации проверяет производство, чтобы убедиться в наличии средств контроля для выявления подходящих источников для указанного ассортимента продукции и предотвращения смешивания сертифицированного и переработанного материала с материалом из неприемлемых источников. Если деятельность соответствует стандартам FSC, компании выдается сертификат цепочки поставок FSC. Серьезное несоблюдение стандарта обычно лишает кандидата права на сертификацию или приводит к отмене сертификации. [ нужна ссылка ]

Контролируемая сертификация древесины

[ редактировать ]

Маркировка FSC Mix была введена в 2004 году. [47] Это позволяет производителям смешивать FSC-сертифицированный материал с несертифицированными материалами в продукции, маркированной FSC, в контролируемых условиях. Его цель – избежать использования древесных материалов из «неприемлемых» источников в продукции, маркированной FSC. К неприемлемым источникам относятся незаконно заготовленная древесина, древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав, древесина, заготовленная в лесах ВПЦ, и древесина, заготовленная на территориях, где генетически модифицированные деревья посажены .

Признание в системах сертификации зеленого строительства

[ редактировать ]

Сертифицированная FSC строительная древесина и строительная продукция, изготовленная из сертифицированной FSC древесины, могут внести вклад в системы сертификации экологически чистого строительства . Некоторые системы сертификации зеленого строительства в целом признают сертификацию FSC. Другие присуждают разные оценки продуктам со статусами FSC 100, FSC MIX или FSC RECYCLED.

Сертифицированная FSC древесина дает возможность получить до 2 баллов по шкале LEED v4.1 «Поиск сырья». [48] Кроме того, сертифицированная FSC древесная продукция может способствовать получению до 1 балла по пилотному кредиту LEED v4.1 «Социальная справедливость в цепочке поставок ». [49] BREEAM присуждает баллы за сертифицированную FSC древесину в кредите Mat 03. Руководство BREEAM GN18 [50] присваивает разные оценки FSC 100% (7 баллов) и FSC MIX/FSC RECYCLED (5 баллов). DGNB признает сертифицированную FSC древесную продукцию в кредите ENV1.3. [51] FSC Mix получает баллы на уровне качества 1.2 (до 25 из 100 баллов) и FSC 100 / FSC RECYCLED на уровне качества 1.3 (до 70 из 100 баллов. FSC RECYCLED также получает баллы на уровне качества 2.2.

Конкурирующие схемы сертификации

[ редактировать ]

существует ряд схем сертификации лесоуправления . Помимо сертификации FSC, [52]

Основной конкурирующей системой лесной сертификации является Программа одобрения лесной сертификации (PEFC), созданная рядом заинтересованных сторон , включая ассоциации лесной промышленности, целлюлозно-бумажного производства и лесовладельцев в ответ на создание и растущую популярность ФСК. [53] PEFC критиковали за малое влияние со стороны местного населения и экологических организаций, отсутствие прозрачности и необъективные требования. [52]

Другие схемы сертификации включают Инициативу устойчивого лесного хозяйства (SFI), [54] Малайзийский совет по сертификации древесины , [55] Австралийский стандарт лесного хозяйства , [56] и Керхаут . [57]

С момента своего основания FSC подвергался критике по ряду различных причин.

Обеспокоенность учредителей НПО и их членов

[ редактировать ]

В конце 2000-х годов ряд НПО и экологических организаций отказались от поддержки FSC. К ним относятся ПАПОРОТНИК (2011), [58] Друзья Земли Великобритания (2008), [59] РОБИНВУД (2009), [60] Шведское общество охраны природы (SSNC) (2011 г.), [61] и более мелкие группы, такие как Rainforest Rescue [62] и Ассоциация экологической защиты Галиции (ADEGA). [63]

В тот же период другие члены НПО и комментаторы дали критические оценки деятельности FSC и дали рекомендации по повышению доверия к организации. Greenpeace International опубликовала в 2008 году отчет «Держать линию FSC», посвященный спорным сертификатам и путям продвижения вперед. [64]

FSC также подвергся резкой критике со стороны Саймона Каунселла, одного из его основателей, позже директора Фонда тропических лесов . В 2008 году он назвал FSC « Энроном лесного хозяйства». [65] Он привел примеры из шести стран. [ нужна ссылка ] что предполагало, что в этих случаях FSC не осуществлял должный контроль над аккредитованными аудиторами или органами по сертификации. FSC проверил рассматриваемые сертификаты и показал, что некоторые из первоначальных расследований были оправданы. Это привело к отзыву лицензии на сертификацию у тайской компании Forest Industry Organization.

FSC-Watch — это веб-сайт с критикой FSC, которым управляет группа людей, в том числе Саймон Коунселл, которые обеспокоены тем, что они считают постоянным и серьезным подрывом надежности и авторитета FSC. На его веб-сайте представлен широкий спектр обширной и подробной критики FSC. [66] FSC-Watch обычно обвиняет FSC в действиях, которые являются формой «зеленого отмывания» . [61]

В 2008 году портал EcoEarth/Rainforest Portal, служба агрегирования экологических новостей в Интернете, публично поставил под сомнение одобренную FSC политику старовозрастных лесов вырубки . [67] Они утверждали, что исследования не подтверждают идею о том, что этот тип лесозаготовок является углеродоположительным или устойчивым, хотя эти точки зрения оспариваются.

В 2011 году Greenpeace International опубликовала пересмотренную версию своего отчета, в которой был сделан вывод о достижении определенного прогресса. [68] Но он также выявил сохраняющиеся недостатки, в том числе отсутствие руководства по лесам высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ), деятельность в спорных районах, таких как бассейн Конго , проблемы с маркировкой «контролируемая древесина», а также целостность системы и логотипа цепочки поставок. В 2018 году Greenpeace International решила не продлевать свое членство в FSC, заявив, что FSC не достигает своих целей по защите лесов и прав человека. [69]

Нарушение прав и суверенитета коренных народов

[ редактировать ]

Крупнейший в мире управляющий лесами, сертифицированными FSC, [70] Компания Resolute Forest Products была обвинена в незаконных вырубках на территории Барьер-Лейк -Алгонкин и в нарушении прав коренных народов. В июле 2012 года члены алгонкинской общины на юге Квебека разбили лагерь для наблюдения и предотвращения вырубки их уступленной территории. Фирма заявила, что их «право на сбор урожая в этом районе [было] одобрено QMNRW после соответствующих консультаций с советом племени Барьер-Лейк-Алгонкин». [71]

В 2018 году FSC расследовала обвинения, выдвинутые местными племенами Папуа в отношении держателя сертификата FSC Korindo Group . Расследование установило, что Кориндо нарушил права коренных народов Папуаса и извлек выгоду из тесных связей с индонезийскими военными для собственной экономической выгоды. Хотя в отчете рекомендовалось лишить Korindo сертификата FSC, FSC решила не публиковать отчет и продолжила сотрудничество с Korindo. [72] В августе 2021 года FSC объявил о своем решении о выходе из группы Korindo, которое вступило в силу 16 октября 2021 года. [73]

Предпочтение крупным компаниям

[ редактировать ]

Некоторые критики [ ВОЗ? ] утверждают, что сертификация FSC не подходит для малого бизнеса, что она антиконкурентна и контрэкологична. Утверждалось, что только крупные предприятия с жесткой структурой могут позволить себе процесс оценки и поддержания схем, причем схемы сертификации являются антиконкурентными, поскольку они отдают предпочтение более крупным фирмам по сравнению с более мелкими. Таким образом, FSC подвергся критике за продвижение контрэкологической модели нескольких крупных поставщиков из-за предвзятости в отношении крупных компаний. [ нужна ссылка ]

Частично в ответ на эту критику, чтобы сделать сертификацию более доступной для малого и среднего бизнеса , FSC учредил инициативу «Управляемые леса малой и низкой интенсивности» (SLIMF). [74] и групповая сертификация. SLIMF адаптирует систему FSC, предлагая специальные упрощенные процедуры с менее строгими требованиями по ряду критериев управления лесами. SLIMF определяются как леса площадью 100 гектаров или менее. Групповая сертификация позволяет группе лесовладельцев разделить затраты на сертификацию. [75] В октябре 2012 года во всем мире 8,7% сертификатов FSC принадлежали лесам, находящимся в общественной собственности. [43]

Ответы FSC

[ редактировать ]

Чтобы иметь возможность подавать жалобы, лица, подающие жалобу в FSC, должны соответствовать ряду условий: [76] и остается спорным вопрос о том, принимает ли FSC эффективные меры даже в случае некоторых официальных жалоб. [77]

FSC предпринял действия по укреплению процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами. В 2013 году в FSC было создано подразделение обеспечения качества. [78] Чтобы улучшить процесс отслеживания сертифицированной FSC продукции, в 2014 году FSC запустила онлайн-платформу претензий. [79] Эта платформа предназначена для упрощения проверки конкретных транзакций. В 2014 году FSC также опубликовал процедуры разрешения споров для рассмотрения жалоб на схему сертификации. [80]

Негосударственное рыночное экологическое управление

[ редактировать ]

Поскольку он работает за пределами государственного регулирования, некоторые ученые классифицируют FSC как пример негосударственной рыночной формы экологического управления (NSMD). [81] Это означает, что он использует рынок для стимулирования устойчивого управления лесами. [82] Как отмечает Кэшор, сеть FSC не имеет политического авторитета традиционного национального государства, и никто не может быть оштрафован или заключен в тюрьму за несоблюдение ее правил. Кроме того, правительствам запрещено быть членами FSC, и они взаимодействуют с FSC только в качестве землевладельцев. Полномочия FSC определяются одобрением внешней аудитории, например экологических НПО. [68]

Маркировка FSC является примером использования покупательной способности населения для изменения ситуации в промышленности и регулирования негативных последствий вырубки лесов для окружающей среды. [83] Знак FSC «работает», стимулируя ответственное ведение лесного хозяйства на рынке. Он предлагает производителям конкурентное преимущество и тем самым расширяет доступ к новым рынкам и сохраняет доступ к существующим.

Негосударственные рыночные методы часто используются из-за обвинений в «неспособности государства» управлять окружающей средой. С неолиберальной точки зрения рыночные методы рассматриваются как один из наиболее эффективных и действенных способов достижения экологических целей. Рынок рассматривается как ключевой механизм для производства максимального социального блага, а сети управления рассматриваются как наиболее эффективный способ регулирования экологических проблем. [84]

Сеть транснациональных НПО FSC демонстрирует теории глобального управления , точнее, теорию сети управления. FSC является примером того, как управление сетью может привести к изменениям в промышленности и побудить организации повышать устойчивость методов промышленного лесного хозяйства. Как утверждает Бэкстранд, сеть управления FSC объединяет частные компании, организации и гражданское общество неиерархическим образом для добровольного достижения определенных целей. [85] Согласно теории сети управления, участники сети зависят друг от друга и сотрудничают для достижения конкретных целей посредством обмена информацией или ресурсами. [86]

Через систему палат управление FSC проверяется на местном, национальном и международном уровнях, что означает, что оно охватывает интересы независимо от их географического местоположения. Это дает FSC некоторые преимущества перед системами государственного управления. [87] Теоретически, будучи сетью управления, члены FSC делятся знаниями, экологическими целями и знаниями о том, что эти цели влекут за собой. Это означает, что они эффективно координируют свои действия, улучшая процесс и результаты реализуемой ими экологической политики. Более того, обмен знаниями и сотрудничество позволяют сети FSC решать сложные и взаимосвязанные вопросы. [88]

Однако некоторые критические замечания предполагают, что управление сетью не всегда работает таким образом. Теория сетевого управления предполагает, что партнерские отношения должны быть равными, но неравенство сил внутри сетей может привести к иерархическим отношениям, определяемым более доминирующими участниками. Внутри FSC более крупные международные игроки могут иметь большее влияние, чем более мелкие заинтересованные стороны, а это означает, что сеть управления FSC не может справедливо представлять всех участников. FSC создал систему палат, чтобы попытаться устранить этот дисбаланс.

Более того, участники сетей действуют как представители определенных групп, а также как личности со своими собственными программами и ценностями, а члены сети FSC обычно руководствуются прагматическими, а не моральными соображениями. [89] Более того, Соренсон и Торфинг (2005) утверждают, что для достижения своих целей сети управления должны контролироваться демократически избранными политиками. [90] Хотя раньше в системе управления FSC не было выборов, реформы означают, что совет директоров теперь избирается демократическим путем членскими палатами.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хейл, Томас (2020). «Транснациональные игроки и транснациональное управление в глобальной экологической политике» . Ежегодный обзор политической науки . 23 : 203–220. doi : 10.1146/annurev-polisci-050718-032644 .
  2. ^ Гулбрандсен, Ларс Х. (2010). Транснациональное экологическое управление: появление и последствия сертификации лесов и рыболовства . Издательство Эдварда Элгара. стр. 2–4. ISBN  9781849806756 .
  3. ^ Хамфрис, Дэвид (1996). Лесная политика: эволюция международного сотрудничества . Лондон: Earthscan. ISBN  9781853833786 .
  4. ^ Jump up to: а б Киртон, Джон; Требилкок, Майкл Дж., ред. (2004). Тяжелый выбор, мягкое право: добровольные стандарты в глобальной торговле, окружающей среде и социальном управлении . Олдершот, Хантс, Англия Брукфилд, Вермонт, США: Эшгейт. ISBN  9780754609667 .
  5. ^ Jump up to: а б Хамфрис, Дэвид (2008). «Политика« предотвращенной вырубки лесов »: исторический контекст и современные проблемы». Международный обзор лесного хозяйства . 10 (3): 433–442. дои : 10.1505/ifor.10.3.433 . S2CID   154430556 .
  6. ^ Jump up to: а б Мерфи, DF; Бенделл, Дж (2001). Читатель Earthscan в журнале «Бизнес и устойчивое развитие» . Лондон: Earthscan.
  7. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Наша история» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  8. ^ Толлефсон, Крис, Гейл, Фред и Хейли, Дэвид (2008). Устанавливая стандарты: сертификация, управление и Лесной попечительский совет . Ванкувер: UBC. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б «Лесной попечительский совет FSC · Начало работы» . Igi.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  10. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Каков был процесс рассмотрения и пересмотра пересмотренных принципов и критериев?» . Ic.fsc.org. 3 сентября 2008 года . Проверено 15 января 2013 г.
  11. ^ «Добро пожаловать в Facebook – войдите, зарегистрируйтесь или узнайте больше» . Facebook.com . Проверено 15 января 2013 г.
  12. ^ «Миссия и видение – Защита лесов для будущих поколений» . us.fsc.org . Проверено 5 октября 2019 г.
  13. ^ «Результаты сертификации FSC в Эстонии, Германии, Латвии, России, Швеции и Великобритании. WWF (2005)» . Панда.орг . Проверено 15 января 2013 г.
  14. ^ Ланг, Б. (2006). Опыт реализации инициатив по добровольным стандартам и связанных с ними диалогов с участием многих заинтересованных сторон (PDF) . ГТЦ. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2007 года.
  15. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Глобальная стратегия» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  16. ^ «Программные области Лесного попечительского совета FSC» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  17. ^ «Стандарты Лесного попечительского совета» . Carafina.us. Архивировано из оригинала 8 июля 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Лесной попечительский совет FSC · Управление» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  19. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Генеральная ассамблея» . Ic.fsc.org. 1 июля 2011 года . Проверено 15 января 2013 г.
  20. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Совет директоров» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  21. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Генеральный директор» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  22. ^ Jump up to: а б Июль 2012 г., Процедура эксплуатации сети FSC FSC-PRO-60-001 V1-0 RU.pdf
  23. ^ «Какую древесину вы выбираете? - WWF Великобритании» . WWF.org.uk. Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  24. ^ «Рыночное воздействие политики государственных закупок продукции из древесины и бумаги в регионе ЕЭК ООН» (PDF) . незаконное ведение журнала.info . Проверено 2 апреля 2018 г.
  25. ^ «Закупка тропической древесины: экологические рекомендации. Министерство окружающей среды: Датское агентство лесов и природы, 2003 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 марта 2012 года . Проверено 15 января 2013 г.
  26. ^ «Устойчивые закупки в Европейском Союзе — СОМО» . Somo.nl. Февраль 2007 года . Проверено 15 января 2013 г.
  27. ^ Государственные закупки лесной продукции и их влияние (PDF) . Продовольственная и сельскохозяйственная организация .
  28. ^ «Затраты и выгоды экологических государственных закупок в Европе. Институт прикладной экологии и местного самоуправления в целях устойчивого развития, 2006 г.» (PDF) . Проверено 15 января 2013 г.
  29. ^ «Сеть действий в отношении тропических лесов | Защита окружающей среды зубами» . Dontbuysfi.com. Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  30. ^ «ISEAL - Международный альянс социальной и экологической аккредитации и маркировки - Домашняя страница Альянса ISEAL» . Isealalliance.org . Проверено 15 января 2013 г.
  31. ^ «Наши кодексы добросовестной практики» . Альянс ISEAL. 7 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 15 января 2013 г.
  32. ^ «Fairtrade International (FLO) / О нас / Наше видение» . Fairtrade.net. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  33. ^ Информационный бюллетень FSC (PDF) . Честная торговля . 2009.
  34. ^ «Первая продукция, имеющая двойную сертификацию FLO и FSC, появится на рынке этой осенью (июнь 2011 г.) | Читайте анализ органического рынка и деловые новости» . Экобай.com. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 15 января 2013 г.
  35. ^ Kährs представляет первое напольное покрытие, сертифицированное FSC/Fairtrade , Wood Floor Business , опубликовано 20 июля 2011 г., по состоянию на 18 сентября 2022 г.
  36. ^ «Связующие организации» . ИСО . Проверено 15 января 2013 г.
  37. ^ «Результаты сертификации FSC в Эстонии, Германии, Латвии, России, Швеции и Великобритании; WWF (2005)» . Проверено 15 января 2013 г.
  38. ^ «Онлайн-база данных FSC» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 3 января 2008 г.
  39. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Поддержка товарных знаков» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  40. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Аккредитация» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  41. ^ «Главная страница» . Страховые услуги Интернешнл.
  42. ^ «АСИ-Ассюранс Сервисез Интернэшнл ГмбХ» . Проверено 15 января 2013 г.
  43. ^ Jump up to: а б с д «Лесной попечительский совет FSC · Факты и цифры» . Ic.fsc.org. 30 ноября 2012 года . Проверено 15 января 2013 г.
  44. ^ Европейский лесной институт. «Информационная служба сертификации: Справочник». Раздел 1, стр.25.
  45. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Пересмотренные принципы и критерии» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  46. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Сертификация цепочки поставок» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  47. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Контролируемая древесина» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  48. ^ «Поиск сырья | Совет по экологическому строительству США» . www.usgbc.org . Проверено 31 июля 2021 г.
  49. ^ «Социальная справедливость в цепочке поставок | Совет по экологическому строительству США» . www.usgbc.org . Проверено 31 июля 2021 г.
  50. ^ «Ответственный подбор поставщиков в BREEAM» . БРИАМ . 20 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 31 июля 2021 г.
  51. ^ «Обзор признанных этикеток продукции | Система DGNB» . www.dgnb-system.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 31 июля 2021 г.
  52. ^ Jump up to: а б ПочемуFSC. «Почему FSC по-настоящему ответственное управление лесами FSC» . Почемуfsc.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 15 января 2013 г.
  53. ^ «Новый справочник 24» .
  54. ^ Сравнение инициативы Американской лесной и бумажной ассоциации по устойчивому лесному хозяйству и системы сертификации Лесного попечительского совета (PDF) . Американская ассоциация лесной и бумажной промышленности . Июнь 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2013 г.
  55. ^ «Малайзийский совет по сертификации древесины» . Mtcc.com.my. ​Проверено 15 января 2013 г.
  56. ^ «Австралийский стандарт лесного хозяйства» . Forestrystandard.org.au . Проверено 15 января 2013 г.
  57. ^ «Кёрхаут» . Keurhout.nl . Проверено 15 января 2013 г.
  58. Заявление FERN Лесному попечительскому совету: Почему FERN выходит из членства в FSC (2 июня 2011 г.)
  59. ^ «Друзья Земли EWNI: «FSC не рекомендуется» » . FSC-Вахта. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 15 января 2013 г.
  60. ^ «Ключевая немецкая неправительственная организация выходит из FSC, недовольная сертификатами плантаций» . FSC-Вахта. Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Эксплуатация лесов FSC «зеленая промывка» в Африке» . FSC-Вахта. Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года . Проверено 15 января 2013 г.
  62. ^ «Факты о тропической древесине» . Rainforest-rescue.org. 7 июля 2010 г. Проверено 15 января 2013 г.
  63. ^ «Еще одна неправительственная организация выходит из FSC в знак протеста против плантаций NORFOR» . FSC-Вахта. Архивировано из оригинала 7 августа 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  64. ^ «Держать линию FSC» . Гринпис Интернэшнл . Проверено 2 апреля 2018 г.
  65. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Главная» (PDF) . Fsc.org . Проверено 15 января 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  66. ^ «Фск-Вотч» . FSC-Watch . Проверено 15 января 2013 г.
  67. ^ Доктор Глен Барри, 5 марта 2008 г., 13:21 (5 марта 2008 г.). «Проблемы защиты тропических лесов: ВНИМАНИЕ: Остановите лесных лжецов: «сертифицированные» вырубки старых тропических лесов НЕ защищают биоразнообразие, экосистемы или климат» . Rainforestportal.org. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 15 января 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  68. ^ Jump up to: а б «Держать линию: перезагрузка» (PDF) .
  69. ^ «Гринпис Интернэшнл не будет продлевать членство в FSC» . Гринпис Интернэшнл . Проверено 20 октября 2020 г.
  70. ^ «Всемирная федерация дикой природы поздравляет решительную компанию Forest Products» . WWF.ca. 13 июня 2012 года . Проверено 15 января 2013 г.
  71. ^ «Resolute Forest Products вносит ясность в отношении своей деятельности в лесных массивах возле озера Барьер, Квебек» (пресс-релиз). Resolute Forest Products, 18 июля 2012 г. Доступ: 15 января 2013 г.
  72. ^ «Почему пища, которую вы едите, угрожает древним лесам» . Би-би-си . 27 января 2021 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
  73. ^ «Кориндо Групп» .
  74. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Варианты сертификации» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  75. ^ Ауэр, Мэтью (февраль 2012 г.). «Групповая лесная сертификация для мелких землевладельцев во Вьетнаме: первые испытания и перспективы на будущее». Экология человека . 40 (1): 5–14. дои : 10.1007/s10745-011-9451-6 . S2CID   154354195 .
  76. ^ «Лесной попечительский совет FSC · Обзор» . ic.fsc.org . Проверено 15 января 2013 г.
  77. ^ «Комиссия по рассмотрению жалоб FSC говорит, что организации «необходимо лучше контролировать сертификаторов»: SmartWood «подрывает» FSC» . FSC-Вахта. Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года . Проверено 15 января 2013 г.
  78. ^ «FSC назначил Стефана Сальвадора новым директором по обеспечению качества» . Сеть Леспром . 27 ноября 2012 года . Проверено 2 августа 2023 г.
  79. ^ Природа, Предпочтение (29 августа 2014 г.). «Борьба с мошенничеством FSC: онлайн-платформа претензий потерпит неудачу или сработает?» . Предпочитаемый природой . Проверено 2 августа 2023 г.
  80. ^ Штаты, Объединенный лесной попечительский совет. «Разрешение споров» . ФСБ США . Проверено 2 августа 2023 г.
  81. ^ Кашор, Бенджамин (октябрь 2002 г.). «Легитимность и приватизация экологического управления: как негосударственные рыночные системы управления (NSMD) получают полномочия по установлению правил». Управление . 15 (4): 503–529. CiteSeerX   10.1.1.195.778 . дои : 10.1111/1468-0491.00199 .
  82. ^ Кашор, Бенджамин; Олд, Грэм; Ньюсом, Дина (2004). Управление посредством рынков лесной сертификации и появление негосударственных органов власти . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300133110 .
    • См. также : Бернштейн, Стивен; Кэшор, Бенджамин (2004 г.), «Негосударственное глобальное управление: является ли лесная сертификация законной альтернативой глобальной лесной конвенции?», Киртон, Джон; Требилкок, Майкл Дж. (ред.), Трудный выбор, мягкое право: добровольные стандарты в глобальной торговле, окружающей среде и социальном управлении , Олдершот, Хантс, Англия Брукфилд, Вермонт, США: Эшгейт, стр. 33–64, ISBN  9780754609667 . PDF. Архивировано 27 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
  83. ^ Коэн, Мори Дж.; Мерфи, Джозеф (2001). Изучение устойчивого потребления: экологическая политика и социальные науки . Амстердам Нью-Йорк: Пергамон. ISBN  9780080439204 .
  84. ^ Родос, RAW (1997). Понимание управления: политические сети, управление, рефлексивность и подотчетность . Букингем, Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN  9780335197279 .
  85. ^ Бэкстранд, Карин (август 2008 г.). «Подотчетность сетевого управления климатом: рост транснационального климатического партнерства». Глобальная экологическая политика . 8 (3): 74–102. CiteSeerX   10.1.1.663.5790 . дои : 10.1162/glep.2008.8.3.74 . S2CID   57560671 .
  86. ^ Соренсен, Ева; Торфинг, Джейкоб (2007). Теории демократического сетевого управления . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9781403995285 .
  87. ^ Гейл, Фред (2006). Регулирование рынка в эпоху глобализации: глобальное управление через Лесной попечительский совет (PDF) . Австралазийская ассоциация политических исследований . ОСЛК   897009777 .
  88. ^ Соренсен, Ева; Триантафиллу, Питер (2009). Политика самоуправления . Фарнхэм, Англия Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing. ISBN  9780754692812 .
  89. ^ Клоостер, Дэн (октябрь 2005 г.). «Экологическая сертификация лесов: эволюция экологического управления в товарной сети». Журнал сельских исследований . 21 (4): 403–417. doi : 10.1016/j.jrurstud.2005.08.005 .
  90. ^ Соренсен, Ева; Торфинг, Джейкоб (сентябрь 2005 г.). «Демократическая опора сетей управления». Скандинавские политические исследования . 28 (3): 195–218. дои : 10.1111/j.1467-9477.2005.00129.x .
[ редактировать ]

Оценки и сторонники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6005ff9f7cf02345ecad04618b6573e__1719654600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/3e/c6005ff9f7cf02345ecad04618b6573e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Forest Stewardship Council - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)