Перес Прадо
Перес Прадо | |
---|---|
![]() Перес Прадо в 1954 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Дамасо Перес Прадо |
Также известен как | «През» Прадо, «Король мамбо» |
Рожденный | Матансас , Куба | 11 декабря 1916 г.
Умер | 14 сентября 1989 г. Мехико , Мексика | (72 года)
Жанры | Вещи |
Род занятий | Музыкант, аранжировщик, руководитель группы, композитор |
Годы активности | 1933–1987 |
Этикетки | RCA Виктор |
Дамасо Перес Прадо (11 декабря 1916 г. - 14 сентября 1989 г.) [ номер 1 ] был кубинским руководителем оркестра, пианистом, композитором и аранжировщиком, популяризировавшим мамбо в 1950-х годах. [ 2 ] Его для биг-бэнда адаптация дансон-мамбо имела всемирный успех с такими хитами, как « Мамбо № 5 », за что он получил прозвище «Король мамбо». [ 1 ] [ 3 ] В 1955 году Прадо и его оркестр возглавили чарты США и Великобритании с мамбо-кавером на песню Луиги « Cherry Pink (and Apple Blossom White) ». Он часто ненадолго появлялся в фильмах, в основном в жанре румбера , а его музыка звучала в таких фильмах, как «Сладкая жизнь» .
Перес Прадо начал свою карьеру в качестве пианиста и аранжировщика Sonora Matancera , всемирно успешного ансамбля танцевальной музыки из его родного города Матансас . Позже он основал свою собственную группу и сделал несколько записей в Гаване в 1946 году, в том числе "Trompetiana", мамбо, написанное им самим, и один из первых примеров аранжировки для биг-бэнда. Затем он переехал в Мексику, где развил этот конкретный жанр в нескольких формах, включая болеро-мамбо (с Марией Луизой Ландин ), гуарача-мамбо (с Бенни Море ) и две созданные им формы инструментального мамбо: мамбо батири и мамбо каен. Успех его записей 1949 года принес ему контракт с RCA Victor в США, что привело к плодотворной карьере в 1950-х годах. За его хитом номер 1 "Cherry Pink" последовали другие синглы, попавшие в чарты, такие как кавер на " Guaglione " и его собственную " Patricia ", выпущенные в 1958 году. В 1960-х годах популярность Переса Прадо пошла на убыль с появлением других латиноамериканских танцев. такие ритмы, как пачанга , а позже и бугалу . Несмотря на несколько новаторских альбомов и новую форму мамбо, которую он назвал «денге», Перес Прадо в 1970-х годах вернулся в Мексику, где стал натурализованный гражданин в 1980 году. Он умер там в 1989 году. [ 4 ] Его сын Перес-младший по сей день продолжает руководить оркестром Переса Прадо в Мехико .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Дамасо Перес Прадо родился в Матансасе , Куба , 11 декабря 1916 года; [ 5 ] его мать Сара Прадо была школьной учительницей, его отец Пабло Перес - журналистом в El Heraldo de Cuba . он изучал классическое фортепиано В раннем детстве , а позже играл на органе и фортепиано в местных клубах. Какое-то время он был пианистом и аранжировщиком Sonora Matancera , самой известной музыкальной группы Кубы того времени. Он также работал с оркестрами казино в Гаване большую часть 1940-х годов. В то время сверстники прозвали его «Эль Кара де Фока» («Тюленье лицо»). [ 1 ]
В 1949 году Перес Прадо переехал в Мексику, где сформировал собственную группу и подписал контракт на запись с международным подразделением RCA Victor в Мехико. Он быстро специализировался на мамбо , жизнерадостной адаптации кубинского дансона . Мамбо Переса Прадо выделялись среди конкурентов своими зажигательными медными риффами и сильными саксофонными контрапунктами, и, прежде всего, его фирменным мычанием (на самом деле он говорит « ¡Dilo!» («Скажи это!») во многих воспринимаемых ворчаниях. [ 6 ] ). В 1950 году аранжировщик Сонни Берк услышал «Qué Rico el Mambo» во время отпуска в Мексике и записал ее еще в США . Сингл стал хитом, что побудило Переса Прадо отправиться в тур по США. Несколько лет спустя он снова записал эту песню под названием «Mambo Jambo». Выступления Переса Прадо в 1951 году были аншлаговыми. Продюсеры Херман Диас-младший и Этель Габриэль подписали Переса Прадо с RCA Victor в США и продюсировали его самую продаваемую запись « Cherry Pink and Apple Blossom White» . [ 1 ]
Перес Прадо и его оркестр выступили на знаменитом десятом концерте Cavalcade of Jazz, проходившем на стадионе Wrigley Field в Лос-Анджелесе, продюсером которого выступил Леон Хеффлин-старший 20 июня 1954 года. [ 7 ] [ 8 ]
Знаменитые произведения
[ редактировать ]Перес Прадо является композитором таких известных произведений, как « Мамбо № 5 » (позже возглавившая британские чарты Лу Беги в 1999 году и анимационного персонажа Боба Строителя в 2001 году) и «Мамбо № 8». Увлечение мамбо достигло пика в США в 1955 году, когда Перес Прадо занял в американских чартах первое место ча-ча-ча с версией « Cherry Pink (and Apple Blossom White) » (французского композитора Луиги ). Эта аранжировка с участием трубача Билли Реджиса удерживалась на этом месте 10 недель подряд, было продано более миллиона копий и было отмечено золотым диском . [ 9 ] Песня также заняла первое место в Великобритании. [ 10 ] и в Германии. [ 11 ] Перес Прадо впервые записал это название для фильма «Под водой!». в 1954 году, где Джейн Рассел танцует под «Cherry Pink (и Apple Blossom White)». В 1958 году одна из композиций Переса Прадо, « Patricia », стала последней пластинкой, поднявшейся на первое место в чартах Jockeys и Top 100, оба из которых на следующей неделе уступили место недавно представленному чарту Billboard Hot 100 . где в первую неделю песня занимала второе место после песни Рикки Нельсона " Poor Little Fool ". Песня также заняла первое место в Германии, а в Великобритании - восьмое. Итальянский режиссер Федерико Феллини дважды включил «Патрицию» в свой шедевр 1960 года «Сладкая жизнь» . [ 12 ]
Международная популярность
[ редактировать ]Популярность Переса Прадо в Соединенных Штатах совпала с пиком первой волны интереса к латиноамериканской музыке за пределами латиноамериканских и латиноамериканских сообществ в 1940-х, 1950-х и начале 1960-х годов. [ 13 ] [ 14 ] Он также снимался в фильмах в США и Европе, а также в мексиканском кино ( фильм «Румберас» ), всегда со своей фирменной бородкой , с высоким воротником свитерами и жилетками .
В 1953 году, в разгар своей популярности в Мексике, Перес Прадо был неожиданно депортирован из этой страны и не смог вернуться до 1964 года. Среди мексиканцев популярна легенда , что его депортировали за то, что он исполнил мамбо-аранжировку мексиканской песни. Государственный гимн считался бы преступлением. , который по мексиканским законам [ а ] . [ 15 ] Однако, по словам журналиста Ивана Рестрепо, настоящей причиной его изгнания было то, что мексиканский бизнесмен, нанявший Переса Прадо для работы в театре Марго в Мехико, пришел в ярость, когда Перес Прадо решил работать с другим бизнесменом, который платил ему больше, что побудило первый бизнесмен, сообщивший о нем миграционным властям, поскольку у Переса Прадо не было разрешения на работу. К Пересу Прадо, который только что закончил запись саундтрека к фильму Cantando nace el amor , подошли два миграционных агента и попросили его показать им свое разрешение на работу; поскольку у него не было разрешения, Перес Прадо подкупил офицеров, чтобы они позволили ему закончить запись мамбо Alekum Salem перед депортацией. Его одиннадцатилетнее изгнание подошло к концу после того, как мексиканская певица и актриса Мария Виктория обратилась к тогдашнему президенту Адольфо Лопесу Матеосу с просьбой разрешить Пересу Прадо вернуться в Мексику. [ 16 ] [ 17 ]
К 1960 году популярность Переса Прадо в Соединенных Штатах начала убывать, а новое десятилетие уступило место новым ритмам, таким как рок-н-ролл , и смене тенденций в поп-музыке . Его сотрудничество с RCA Victor закончилось в середине 1960-х, и после этого его записи были в основном ограничены небольшими лейблами с ограниченным распространением, в основном в Латинской Америке , и переработанными антологиями в латиноамериканском стиле. Вернувшись в Мексику, он стал там последним хитом с написанным им дансоном " Norma, la de Guadalajara ", который возглавил мексиканские чарты в 1968 году . [ 18 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В начале 1970-х годов Перес Прадо удалился в свою просторную квартиру недалеко от в Мехико, большого Пасео-де-ла-Реформа чтобы жить со своей женой и двумя детьми, сыном Дамасо Пересом Салинасом (известным как Перес Прадо-младший) и дочерью Марией Энграсия. Хотя его карьера в США пошла на убыль, его популярность в Латинской Америке все еще была высокой, и он гастролировал и продолжал записывать материал, выпущенный в Мексике, Центральной и Южной Америке, а также в Японии, где его все еще почитали как одного из правящих гиганты музыкальной индустрии. Прадо регулярно выступал на мексиканском радио и телевидении; запись живого концерта из его тура 1973 года была выпущена RCA в Японии на пластинке с квадрафоническим звуком.
В 1981 году Перес Прадо был показан в музыкальном ревю под названием «Солнце» , которое долгое время пользовалось успехом в Мехико. В 1983 году умер его брат Панталеон Перес Прадо, музыкант, который также был профессионально известен как Перес Прадо, и пресса ошибочно сообщила о смерти Дамасо . [ 1 ] Его последнее выступление в США состоялось 12 сентября 1987 года в Голливуде , когда он выступал при переполненном зале. Это был также год его последней записи.
Постоянное плохое здоровье преследовало его в течение следующих двух лет, и он умер от осложнений, вызванных инсультом, в Мехико 14 сентября 1989 года в возрасте 72 лет.
Наследие
[ редактировать ]Хотя он не создал этот жанр ( Орестес Лопес и его брат Качао создали это в 1937 году), Перес Прадо был признан ключевой фигурой в совершенствовании и популяризации мамбо и кубинской танцевальной музыки в целом во всем мире в 1950-х годах. [ 2 ] Его успех пришел благодаря адаптации быстрого ритма мамбо к биг-бэндам в американском стиле 1940-х годов и вдали от более спокойной кубинской чаранги .
Он также работал с множеством музыкантов, которые впоследствии сделали успешную карьеру. В 1946 году он работал с гуарача певцом Орландо Герра « Каскарита », который стал одним из ведущих представителей этого жанра. В Мексике он помог начать карьеру Бени Море в 1949 году с такими хитами, как « Anabacoa ». В Америке он работал с трубачами Западного побережья, такими как Мейнард Фергюсон , Пит Кандоли и Олли Митчелл (участвовавший в «Flight of the Bumble Bee»), тромбонистом-вокалистом Рэем Васкесом , а также различными перкуссионистами, включая Армандо Перасу , Монго Сантамарию и Алекс Акунья .
В 1999 году Перес Прадо был посмертно занесен в Международный зал славы латиноамериканской музыки . [ 19 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]![]() |
Пластинки мамбо Переса Прадо и вызванные ими радостные танцы описаны в более поздней главе основополагающего романа Джека Керуака « В дороге » (1957). Многие записи Прадо использовались в саундтреках к фильмам. « Патриция » вошла в фильмы «Сладкая жизнь» (1960), «Прощай, Колумб» (1969) и «Космические ковбои» (2000), а также в эпизод « Очарованный вечер » (1990) мультсериала « » Симпсоны . [ 20 ] Его песни «Caballo Negro», «Lupita» и «Mambo no. 8» вошли в фильм « Santa Sangre » (1989) Алехандро Ходоровски . Его запись « Cherry Pink (and Apple Blossom White) » была показана в фильмах « Сделка века» (1983), «Печенье» (1989) и «Родители » (1989), а его запись «Que Rico Mambo» была показана в фильме «Ирландец » ( 1989). 2019).
Через десять лет после его смерти популярность музыки Переса Прадо снова выросла. Переиздания компакт-дисков с его записями на RCA продолжают стабильно продаваться. " Guaglione " достиг второй позиции в британском чарте синглов в 1995 году и первой позиции в ирландском чарте синглов. [ 12 ] после его использования в Guinness телевизионной рекламе Anticipation . "Mambo No. 5" была показана в другой рекламе Guinness, Swimblack , в 1998 году (за год до того, как Лу Бега вывел свою кавер -версию той же песни на вершину британского чарта). [ 21 ]
В саундтреке к боевику 1997 года « Злые пушки» в значительной степени используется музыка Переса Прадо, поскольку это любимый выбор персонажа Ice T в фильме. В саундтрек к фильму « Офисное пространство » 1999 года вошли два его выступления: «Мамбо № 8» и «Продавец арахиса». [ 22 ] В саундтреке к фильму « Дневники мотоциклиста» 2004 года использовалась песня Переса Прадо «Qué Rico el Mambo», более известная как «Mambo Jambo».
Авангардный музыкант Nurse With Wound записал трибьют Funeral Music for Perez Prado продолжительностью более 30 минут.
Песня Переса Прадо «La Chunga» использовалась в качестве музыкальной темы для нескольких версий шоу Спада Гудмана .
Дискография
[ редактировать ]Одиночные игры
[ редактировать ]
|
|
Альбом
[ редактировать ]Все альбомы RCA Victor .
- Перес Прадо играет Мучо Мамбо для танцев (1951)
- Вуду-сюита (1955)
- Мамбо от короля (1955)
- Сумасшедшие вещи (1955)
- Гавана, 3 часа ночи (1956)
- Латинский атлас (1957)
- Ча Ча Ча (1958)
- Счастливые дела! (1958)
- Дило (тьфу!) (1958)
- "Prez" (1958) - единственный альбом Переса Прадо, вошедший в топ-40 США, занявший 22-е место в мае 1959 года. [ 23 ]
- Попс и Прадо (1959)
- Прикосновение табаско с Розмари Клуни (1959)
- Большие хиты Прадо (1960)
- Рокамбо Переса Прадо (1961)
- Латиноамериканец! (1961)
- Чунга (1961)
- Экзотическая сюита Америки (1962)
- Сейчас! Твист идет на латынь (1962)
- Наш человек в Латинской Америке (1963)
- Танец-латино (1965)
- Лучшее из Переса Прадо (1967), переиздание больших хитов Прадо
- Это Перес Прадо (1971)
- Перес Прадо - Чистое золото (1976), еще одно переиздание Big Hits By Prado
Фильмография
[ редактировать ]- Серенада в Акапулько (1951)
- Под водой! (1955)
- Ча-ча-ча Бум! (1956)
- Девушки для мамбо-бара (1959)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его сценическое имя было просто Перес Прадо ( Испанский: [ˈpeɾes ˈpɾaðo] ), хотя его брат Панталеон также использовал то же имя в 1970-х годах, что привело к путанице. [ 1 ]
- ^ Глава пятая, статья 38 Закона о национальном оружии, флаге и гимне гласит, что «строго запрещается изменять слова или музыку государственного гимна, а также полностью или частично исполнять их в композициях или аранжировках. запрещено петь или играть Государственный гимн в целях коммерческой рекламы или аналогичного характера». (Перевод с испанского).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хьюи, Стив. «Перес Прадо - Биография» . Вся музыка . Рови . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б О том, как стать кубинцем: идентичность, национальность и культура Луи А. Перес-младший. - 2012 «Истоки нового кубинского танца по-разному приписываются Орестесу Лопесу, Антонио Арканьо, Арсенио Родригесу и Исраэлю «Качао» Лопесу. .»
- ^ Энциклопедия латиноамериканской популярной культуры , том 1 - стр. 624 Корделия Канделария , Питер Дж. Гарсиа, Артуро Х. Альдама - 2004 «Инструменты, используемые Пересом Прадо, обычно включали духовые инструменты и саксофон, иногда орган и его собственные ... В 1951 году Перес Прадо впервые выступил в США, и к 1954 году увлечение мамбо достигло апогея..."
- ^ «Перес Прадо, Дамасо» (PDF ) УНАМ Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня . Получено 20 июня.
- ^ «Дамасо Перес Прадо умер в возрасте 72 лет» . Нью-Йорк Таймс . 16 сентября 1989 года . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Уайлдс, Тони. «Звонок (тьфу!) — Оркестр Переса Прадо» . Вся музыка . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «Десятая ежегодная кавалькада, предлагающая лучшее разнообразие на Ригли Филд, 20 июня» Статья в журнале California Eagle, 2 июня 1954 года.
- ^ «Бейси, Джордан, Prado Top Jazz Cavalcade» Статья Los Angeles Sentinel, 3 июня 1954 года.
- ^ Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., с. 76 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ^ Стивен Ньюджент, Пит Фаулер, Энни Фаулер: Журнал 20 лучших американских и британских хитов, 1955–1973 . В: Чарли Джиллетт, Саймон Фрит (ред.): Rock File 4 . Фрогмор, Сент-Олбанс: Panther Books Ltd., 1976, стр. 1976. 276
- ^ Гюнтер Энерт (ред.): Попал в баланс. Немецкие чарты синглов 1956–1980 годов . Гамбург: Таурус Пресс 1990, стр. 162
- ^ Jump up to: а б Робертс, Дэвид (2006). Британские хит-синглы и альбомы (19-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 433. ИСБН 1-904994-10-5 .
- ^ Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо, том 1 - страница 559 Нед Сублетт - 2007 «Если гармонии композиторов фильма были импрессионистскими, с их одиннадцатыми и тринадцатыми нотами, то мамбо Переса Прадо было экспрессионистским, с минорными секундами, фортепианными кластерами. и много хроматизма. Записи были хорошие, с перкуссией..."
- ^ Тито Пуэнте: Когда барабаны мечтают Страница 209 Джозефин Пауэлл - 2007 «Сан-Франциско сообщил, что три с половиной тысячи человек последовали за Пересом Прадо в бальный зал Sweets. Казармы военно-морских сил в Окнолле, Окленд, находились в десяти милях от бального зала Sweets. Танцевальный зал, выполненный в стиле огромного Quonset, был..."
- ^ «Закон о Национальном щите, флаге и гимне: глава пятая» . JUSTIA Мексика (на испанском языке) . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ МакМастерс, Мерри (12 июня 2018 г.). «Они раскрывают, почему Переса Прадо выслали из Мексики» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Карим, Джошуа. «1953: год, когда Мексика изгнала мамбо» . Peninsula 360 Press (на испанском языке) . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ «Афиша «Хиты мира» » . 9 марта 1968 года . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ де Фонтенэ, Сунни (7 декабря 1998 г.). «Международный зал славы латиноамериканской музыки» . Латиноамериканский журнал ритма . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ «Какой-то волшебный вечер» . Snpp.com. 10 сентября 1994 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Робертс, Дэвид (2006). Британские хит-синглы и альбомы (19-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 52. ИСБН 1-904994-10-5 .
- ^ « Офисное пространство » . IMDb.com . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ Джоэл Уитберн, «Книга Billboard из 40 лучших альбомов» (1991), стр. 208.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перес Фирмат, Густаво . «Краткая история времени мамбо» в книге «Жизнь на дефисе: кубинско-американский путь» . Остин: Техасский университет Press, 1994. Rpt. 1996, 1999. Переработанное и дополненное издание, 2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перес Прадо – полная дискография
- Переса Прадо Дискография на Discogs
- Перес Прадо на IMDb
- Дискография Переса Прадо на MusicBrainz
- Мамбо , документальный фильм о Пересе Прадо
- Музыканты мамбо
- Кубинские руководители оркестра
- Кубинские композиторы
- Кубинские композиторы-мужчины
- Кубинские пианисты
- 1916 рождений
- 1989 смертей
- Руководители биг-бэндов
- Кубинские эмигранты в Мексике
- Натурализованные граждане Мексики
- Музыканты из Мехико
- Люди из Матансаса
- Художники RCA Виктор
- Композиторы 20 века
- Пианисты 20 века
- Кубинские музыканты-мужчины