Традиционная опека австралийских коренных народов
![]() |

Концепция традиционной опеки коренных народов Австралии вытекает из прочной традиционной связи аборигенов и жителей островов Торресова пролива с землями и морями, на которых они проживают, известными под общим названием « Страна ». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Термин «традиционный хранитель» часто используется взаимозаменяемо с « традиционным владельцем » в контексте титула коренных жителей Австралии , в том числе в признании страны . [ 9 ] [ 10 ] Однако роль хранителя предполагает ответственность заботиться о стране, отражая мировоззрение, которое не обязательно совместимо с западными концепциями собственности на землю и права на собственность . [ 11 ] [ 12 ]
Хотя конкретные практики и интерпретации опеки могут различаться у сотен различных групп австралийских аборигенов и жителей островов Торресова пролива , все они, по-видимому, разделяют тесную связь с землей и несут ответственность за заботу о ней. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] С 1980-х годов [ 16 ] Австралийские ученые из числа коренных народов и не из числа коренных народов разработали понимание глубоко укоренившихся обязательств по опеке или опекунской этики, которая лежит в основе культуры австралийских аборигенов и может предложить значительные преимущества для устойчивого управления земельными ресурсами и примирения в Австралии . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Определения в австралийской литературе
[ редактировать ]Австралийские ученые-аборигены Джоан Шмидер ( Маму ), Саманта Кумс ( Нунукул ) и Мелинда Манн ( Дарамбал ) предлагают следующее простое определение традиционных хранителей: «прямые потомки коренных жителей определенного места до колонизации ». Однако они добавляют оговорку, что «западные мировоззрения заключены в английском языке, и использование западной терминологии для освещения способов познания, существования и действий коренных народов неизбежно чревато неверными толкованиями и несовершенным пониманием». [ 11 ] Как отметил ученый Вираджури Ялмамбирра и европейско-австралийский археолог Дирк Спеннеманн : «до появления европейской администрации не существовало коллективной концепции первоначальных хранителей этого континента, и каждое сообщество, культурно отличающееся от своих соседей, имело свою собственную идентичность». [ 20 ]
Англоязычный термин «традиционные хранители» характерен не только для коренных австралийцев. [ 21 ] и использовался для обозначения отношений местных сообществ с землей и ресурсами в Западной Африке, Южной Африке и Канаде. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] В австралийском контексте он применялся самое позднее с 1972 года, когда в разделах 4 и 9 Западной Австралии Закона о наследии аборигенов 1972 года они определялись как «представительный орган лиц аборигенского происхождения, [которые] проявляют интерес к месту или объекту». к которому применяется настоящий Закон, имеет для него традиционное и актуальное значение». [ 26 ]
После прогресса в области земельных прав коренных народов понимание традиционной опеки среди европейцев и австралийцев улучшилось в 1980-х годах. В 1981 году журналист Джек Уотерфорд писал о законах аборигенов как о системе «религиозных обязательств, обязанностей родства и взаимоотношений, заботы о стране, а также приобретения и передачи знаний сообщества». [ 27 ] Географ Элспет Янг в 1987 году разработала концепцию «заботы о стране» как «набор практик, которые объединяют первичные права на землю, основанные на духовной опеке, с вторичными правами землепользования». [ 16 ] [ 28 ] К 1992 году, вынося свое решение по эпохальному Мабо делу , судьи Высокого суда Уильям Дин и Мэри Годрон признали, что «[по] законам или обычаям соответствующей местности отдельные племена или кланы были либо сами по себе, либо вместе с другими Их законы и обычаи были тщательно продуманы и обязательны». [ 29 ]
В отчете за 2021 год Федеральное министерство Австралии по изменению климата, энергетике, окружающей среде и водным ресурсам определило традиционных хранителей как «коренные народы или нации, которые несут ответственность за заботу о своей стране». Это контрастирует с традиционными владельцами, определяемыми как «коренные владельцы своей традиционной страны, определяемые путем покупки права собственности , предоставленного правительством или определяемого в рамках процесса владения коренными народами ». [ 9 ] С 2022 года Государственная служба Австралии рекомендует писать первые буквы в каждом слове при упоминании традиционных хранителей, то есть «традиционных хранителей». [ 30 ]
Понимание опеки у коренных народов
[ редактировать ]Австралийцы из числа коренных народов выразили свою интерпретацию традиционной опеки через научные труды, политическую пропаганду, традиционные истории, поэзию и музыку.
Многочисленные культуры аборигенов и жителей островов Торресова пролива разделяют понимание того, что, вопреки западным взглядам на владение землей , земля «владеет нами». Старейшины, в том числе из Квандамука женщина Уджеру Нунуккал , мужчина из Гай-Мариагал и Вираджури Деннис Фоули и из Янкунитятжара мужчина Боб Рэндалл, подробно обсуждают эту тему, часто в духовном контексте , обращаясь к Стране как к владельцу или материнской фигуре, а также к основному компоненту культурной жизни. личность. [ 31 ] [ 8 ] [ 32 ] [ 33 ] Нунуккал придает особое значение следующему принципу: «Мы не можем владеть землей, потому что земля владеет нами». [ 31 ]
Опираясь на эти важные отношения со страной, многие австралийцы из числа коренных народов, включая австралийских аборигенов по всему континенту и жителей островов Торресова пролива, одинаково [ 13 ] [ 34 ] - определить чувство ответственности или обязательства заботиться о Стране как центральный принцип традиционной опеки. Женщина йоллу Джувалпи Марика описала это чувство ответственности внутри своей общины в отчете 1993 года: «Люди йолгу принадлежат к ряду отдельных клановых групп, каждая из которых состоит из отдельных семей. Каждый клан духовно связан со своей особой родиной предков (ванга ), и будучи традиционными хранителями, они несут ответственность за заботу и управление своей вангой. Жизнь на своих землях заставляет людей чувствовать себя счастливыми и укрепляет отношения между землей, ее людьми и их предками. вместе." [ 35 ]
Мужчина из Турбуны Джим Эверетт и женщина из Барканджи Зена Кампстон считают опекунскую обязанность заботиться о Стране общим фундаментом сообществ коренных народов по всей Австралии, закладывая в них чувство глубокого уважения и ответственности за мир природы. [ 7 ] [ 36 ] [ 18 ] Согласно этой точке зрения, пребывание в стране считается не правом, а привилегией; [ 37 ] как объясняет женщина из Варрва - Нунгар Луиза О'Рейли: «Речь идет не о нашем праве владеть землей, а о нашем праве защищать эту землю. Наше право гарантировать, что за землей будут ухаживать таким образом, чтобы гарантировать ее здоровье, устойчивое существование – это глубоко укоренившееся чувство связи и ответственности, которое аборигены испытывают по отношению к земле, а не к тому, чтобы иметь землю как собственность». [ 12 ]
Поэты и музыканты коренных народов часто выражают свою близость к стране и связанную с ней ответственность за опеку через свои произведения:
Я дитя Людей Времени Мечты
Часть земли, как корявая жевательная резинка
Я река, тихо поющая
Распевая наши песни по дороге к морю...
я эта земля
И эта земля - я
Хиллус Марис , Духовная песня аборигенов , 1983 [ 38 ]
Мы знаем, что земля – это наша мать, которая создала всех нас.
Мы не можем владеть ею, она владеет нами.
Итак, мы — хранители нашей Матери-Земли, которую мы должны всегда защищать и уважать.
Уджеру Нунуккал , Легенды и пейзажи , 1990 [ 39 ]
Эта земля - это я
Камень, вода, животное, дерево
Они моя песня
Моё существо здесь, где я принадлежу
Эта земля владеет мной
От прошлых поколений до бесконечности
Кев Кармоди , «Эта земля — моя» , 2001 г. [ 40 ]
Хранителей можно называть разными именами на сотнях различных языков австралийских аборигенов . К ним относятся «нгураритья» в Питьянтьятжаре , [ 41 ] [ 42 ] «квертенгерле» в Аррерте , [ 43 ] [ 44 ] «курдунгурлу» в Варлпири , [ 45 ] [ 46 ] и «джунгкай» в Кунинджку [ 47 ] [ 48 ] – хотя эти слова могут относиться более конкретно к семейным ролям в традиционных сетях родства, которые налагают особую опекунскую ответственность. На языке дхаруг родственная фраза «янама будьяри гумада» означает «идти с хорошим духом». [ 28 ]
Опека и собственность
[ редактировать ]Различие между традиционными хранителями и традиционными владельцами проводят некоторые, но не все, коренные австралийцы. [ 49 ] [ 50 ] С одной стороны, житель Ювибары Филип Кемп заявляет, что он «предпочел бы, чтобы его называли традиционным хранителем, а не традиционным владельцем, поскольку я не владею землей, но я забочусь о ней». [ 51 ] Человек из Вурунджери Рон Джонс разделял это мнение, утверждая, что слова «традиционные владельцы» обычно не используются аборигенами и жителями островов Торресова пролива. [ 52 ] В 2017 году Совет референдума получил несколько материалов, в которых выражалось желание, чтобы австралийцы из числа коренных народов были признаны традиционными хранителями или опекунами в преамбуле Конституции Австралии , хотя в заключительном отчете Совета рекомендовалось отдать приоритет голосу парламента и Комиссии Макарраты , а не символическому признанию. этого статуса. [ 53 ]
И наоборот, сторонники суверенитета коренных народов Австралии , возможно, предпочтут подчеркнуть свой статус традиционных владельцев, а не исключительно традиционных хранителей. Выступая на фестивале Барунга в 2018 году , заместитель председателя Северного земельного совета Джон Кристоферсен заявил: «Мы не хранители, мы не смотрители. Мы не заботились о [земле], чтобы кто-то другой пришел и забрал ее. Мы были собственниками и оккупантами, и смотрителями. [ 54 ] Вурунджери , Йорта Йорта и член Таунгурунга Эндрю Питерс выразили мнение, что «использование фразы «традиционные владельцы» указывает на коренное определение собственности, которое никогда не подразумевало денежные выплаты, право собственности или исключительные права, а скорее признание тысячелетнего уважения. права и обязанности разделены между многими». [ 10 ]
Предложения о внесении поправок в конституцию, признающих аборигенов и жителей островов Торресова пролива « первыми народами », независимо от того, являются ли они владельцами, хранителями или иным образом, не увенчались успехом. Неудавшийся референдум 1999 года должен был добавить к Конституции преамбулу, которая включала бы «чествование аборигенов и жителей островов Торресова пролива, первых людей нации, за их глубокое родство со своими землями, а также за их древнюю и продолжающуюся культуру, которая обогащает жизнь нашей страны»; [ 55 ] в то время как неудавшийся референдум 2023 года позволил бы создать Голос в парламенте «в знак признания аборигенов и жителей островов Торресова пролива первыми народами Австралии». [ 56 ]
Опекунская этика
[ редактировать ]Мэри Грэм, женщина из комбу-мерра и вакка-вакка , разработала философскую концепцию уникальной «опекунской этики» аборигенов. Признавая, что разные люди и культуры разрабатывают разные теории по « вопросу существования », Грэм утверждает, что австралийские аборигены считали землю или природу «единственной константой в жизни людей» до такой степени, что физический и духовный миры рассматриваться как неразрывно взаимосвязанные. Это подчеркивает важность опекунской этики, фактически обязательной системы, позволяющей людям следовать природной мудрости, заботиться о земле, на которой они живут, и обновлять ее флору и фауну . [ 57 ]
Развивая дальнейшее развитие, Грэм выделяет два принципа, которые вместе составляют этику содержания под стражей: «1. этический принцип поддержания уважительных, заботливых отношений с землей, местом и сообществом, и 2. принцип организационного управления, основанный на автономии и идентичности места». Эти два принципа могут дополнять и уравновешивать друг друга, создавая «общество, не основанное на эго », и уникальный образ мышления, выраженный в следующих четырех основных предположениях: что мы не одиноки в мире; что наши потребности больше, чем просто физические; глубокий рефлексивный мотив долгосрочной стратегической мысли; и отказ от эгоцентричного мышления, основанного на выживании, которое в конечном итоге нормализует конкурентоспособность . [ 17 ]
Другие авторы коренных народов приняли концепцию тюремной этики. Человек Вираджури Гленн Лоури предполагает, что это может предложить более точное понимание аборигенских альтернатив западным концепциям духовности , справедливости и прав : «В образе жизни аборигенов [они] не нужны, поскольку они считаются само собой разумеющимися, мы будем заботиться о каждом другой, в какой бы форме и форме ни появлялся другой. Его можно охарактеризовать как опекунскую этику, и это причина того, что нет владельцев страны, а есть только хранители». [ 58 ] Женщина -нунук Саманта Кумс соглашается, что опекунская этика - это «глубокая концепция, основанная на убеждении, что все вещи считаются равными, автономными и защищенными коллективной мудростью». [ 59 ]
Важность соблюдения этики содержания под стражей также была признана некоторыми элементами австралийского общества, не относящегося к коренным народам. Королевские общества Австралии (национальная группа, представляющая научные академии Нового Южного Уэльса , Виктории , Квинсленда , Западной Австралии , Южной Австралии и Тасмании ) в 2021 году предложили: «Этот подход к опеке должен стать основой нашего управления страной. с приоритетом поддержки страны по этическим и прагматическим соображениям (это право дело, которое нужно сделать; мы полагаемся на него в повседневной жизни). Мы должны смотреть на долгосрочную перспективу и мыслить стратегически. Общество с опекунской этикой должно это сделать». [ 19 ]
Хранение знаний
[ редактировать ]Неся ответственность за страну, традиционные хранители аборигенов и жителей островов Торресова пролива обычно выступают в роли хранителей сопутствующих систем традиционных знаний ; они несут «культурный императив защиты, сохранения и создания знаний». [ 60 ] Большая часть, но не все, этих знаний относится к земельными ресурсами и управлению окружающей средой , включая контролируемое сжигание , наблюдение за дикой природой , борьбу с вредителями , сохранение воды и борьбу с эрозией . [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Европейский австралийский журналист Джефф МакМаллен приводит скотовода Гуринджи и борца за права земли Винсента Лингиари как пример хранителя знаний: «Как старший юрист, Винсент Лингиари опирался на знания и связи своего деда со страной Гуринджи, восстанавливая и утверждая основную ответственность Как и самая сильная наука о Земле , эта основополагающая концепция системы знаний аборигенов возлагает на каждого мужчину, женщину и ребенка определенную ответственность за поддержание. баланс живой системы жизни, источник благополучия всех существ сейчас и в будущем». [ 65 ]
Знания коренных австралийцев о стране и практика, лежащая в основе традиционной опеки, были включены в некоторые австралийские образовательные программы. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Проблемы опеки
[ редактировать ]Некоторые группы коренных народов в Австралии рассказали о своей борьбе за признание в качестве традиционных хранителей в нынешних политических и правовых рамках Австралии. [ 69 ] Традиционные знания исторически передавались устно через сети родственных связей , и, несмотря на некоторый прогресс, аборигены и жители островов Торресова пролива утверждают, что необходимо проделать дополнительную работу для защиты хранимых ими знаний. [ 15 ] [ 70 ]
По словам человека из Камиларои Маркуса Уотерса, попытки сформировать широкое политическое сообщество аборигенов ученых в австралийских академических кругах, даже если они имеют благие намерения, могут в конечном итоге принести в жертву нюансы и контекст различных систем опекунского управления в разных культурах коренных народов. [ 14 ] Существует также некоторая обеспокоенность тем, что термину «традиционное опекунство» не хватает конкретности. В итоговом отчете Совета референдума 2017 года отмечалось, что опекунство является одним из нескольких понятий, которые в настоящее время являются «юридически неоднозначными». [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]- Идентичность австралийских аборигенов
- Священное место австралийских аборигенов
- Контркартирование § Перспективы земли (США)
- Корпоративная экологическая ответственность
- Земная юриспруденция
- Охрана окружающей среды
- История коренных австралийцев
- Земельная этика
- Деревенские люди
- Традиционные экологические знания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Опека аборигенов – Справочная информация – NARvis» .
- ^ «Наши требования» .
- ^ Скамбари, Бенедикт (2007). «8. «В мотеле Starlight нет вакансий»: личность Ларракии и процесс подачи заявлений на титул коренных жителей». В Смите, Бенджамин Р.; Морфи, Фрэнсис (ред.). Социальные эффекты местного названия: признание, перевод, сосуществование (PDF) . АНУ Э Пресс. п. 154.
Территория преимущественно населена «Белюенами», имеющими опекунские отношения с Ларракией в связи с их проживанием в стране Ларракии.
- ^ Деннисон, Билл; Уильямс, Лотарингия (10 апреля 2020 г.). «Взаимодействие с народами белюэн и народом ларракия, традиционными владельцами гавани Дарвин, Австралия» . Сеть Центра интеграции и применения экологических наук Университета Мэриленда .
Белюэны живут в общине Белюэн и состоят из трех языковых групп: батджамалх, эммиянгал, мендхеянгал. Их традиционные земли находятся дальше к югу от западного побережья, но они несут ответственность за территорию общины Бельюэн на полуострове Кокс.
- ^ Дэй, Билл (2012). «Семейные группы Ларракии» (PDF) . Доктор Билл Дэй, антрополог .
Знания Ларракии о стране и ритуалах процветали на полуострове Кокс, хотя и благодаря смешанным бракам с народом ваджигини в качестве хранителей.
- ^ Управление исследований Квинсленда (март 2008 г.). «Отношения со страной: аборигены и жители островов Торресова пролива» (PDF) . Управление по учебной программе и оценке Квинсленда .
- ^ Jump up to: а б Гривс, Вики (2009). «Духовность аборигенов: философия аборигенов, основа социального и эмоционального благополучия аборигенов» (PDF) . Серия дискуссионных документов Кооперативного исследовательского центра здоровья аборигенов . 9 .
- ^ Jump up to: а б Фоли, Деннис (2003). «Эпистемология коренных народов и теория точки зрения коренных народов» (PDF) . Социальные альтернативы . 22 (1): 44–52.
- ^ Jump up to: а б Департамент изменения климата, энергетики, окружающей среды и водных ресурсов (2021 г.). «Глоссарий» . Австралия: Состояние окружающей среды, 2021 год .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Питерс, Эндрю (февраль 2017 г.). «МООНДАНИ ЮЛЕНДЖ: Исследование культуры, самобытности и образования аборигенов» (PDF) . Суинбернский технологический университет .
- ^ Jump up to: а б Шмидер, Джоанн; Кумс, Саманта; Манн, Мелинда (2022). «Наш опыт исследования нашей страны с помощью мафии: традиционные хранители как исследователи» . Журнал проблем коренных народов Австралии . 25 (1–2): 38–58.
- ^ Jump up to: а б О'Рейли, Луиза (28 июня 2018 г.). «ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫМ МЕНЯ НАУЧИЛ ЭДДИ МАБО» . Международная амнистия в Австралии .
- ^ Jump up to: а б Тонкинсон, Роберт (1999). «Прагматика и политика традиций и идентичности аборигенов Австралии» . Журнал общества океанистов . 109 (2): 133–147. дои : 10.3406/jso.1999.2110 . ПМИД 21970010 .
сегодня многие коренные народы называют такие ценности, как «забота и взаимопомощь», фундаментальными элементами общеаборигенной идентичности.
- ^ Jump up to: а б Уотерс, Маркус (2013). «Развитие «начала» в защите наших традиционных обычаев до конца: семья, родство и знания коренных народов Камиларои в Австралии» (PDF) . Журнал Европейской ассоциации исследований Австралии . 4 (1).
- ^ Jump up to: а б Энс, Эмили Дж.; Перт, Петина; Кларк, Филип А.; Бадден, Марита; Клубб, Лилиан; Доран, Брюс; и др. (2015). «Биокультурные знания коренных народов в науке об экосистемах и управлении ими: обзор и идеи Австралии» (PDF) . Биологическая консервация . 181 : 133–149. Бибкод : 2015BCons.181..133E . дои : 10.1016/j.biocon.2014.11.008 .
- ^ Jump up to: а б Плешет, Ной (2018). «Забота о стране: история и алхимия в создании и управлении землями коренных народов Австралии» (PDF) . Океания . 88 (2): 183–201. дои : 10.1002/ocea.5188 .
- ^ Jump up to: а б Грэм, Мэри (2023). «Обязательственное право, этика аборигенов: Австралия становится, Австралия мечтает» (PDF) . Паррезия . 37 .
- ^ Jump up to: а б Кампстон, Зена (31 января 2020 г.). «Чтобы справиться с экологическим кризисом, аборигенные народы должны быть восстановлены в качестве хранителей страны» . Разговор .
- ^ Jump up to: а б Куинн, Нельсон (2021). «Новое управление страной» . Королевское общество Виктории . 133 : 36–38. дои : 10.1071/RS21007 .
- ^ из Ялмамбирры; Спеннеманн, Дирк Х.Р. (2006). «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СТРАНУ ВИРАДЖУРИ» (PDF ) Австралазийский журнал региональных исследований . 12 (3): 383–393.
- ^ Саева, Г.; Боррини-Фейерабенд, Г.; Нидербергер, Т. (25 ноября 2019 г.). «Хранители/Стюарды/Охранители». Значения и многое другое… Аналитическая записка Консорциума ICCA №. 7 . Консорциум ИККА.
- ^ Лэнгдон, Джонатан; Ларве, Кофи (2015). «Двигаясь вместе с движением: совместная разработка совместного исследования обучения социальным движениям в Аде, Гана» (PDF) . Исследование действий . 13 (3): 281–297. дои : 10.1177/1476750315572447 . S2CID 147965723 .
постоянная угроза со стороны внешних сил, стремящихся захватить ресурс у Ады или «Окора», людей, которые были его хранителями
- ^ Кансанга, Моисей; Андерсен, Питер; Кпиенбааре, Дэниел; Мейсон-Рентон, Сара А.; Атуойе, К; Сано, Ю; Антабе, Р; Лугина, я (4 июля 2018 г.). «Традиционное сельское хозяйство в переходный период: изучение воздействия модернизации сельского хозяйства на мелкое фермерство в Гане в условиях новой зеленой революции» . Международный журнал устойчивого развития и мировой экологии . 26 (1): 11–24. дои : 10.1080/13504509.2018.1491429 . S2CID 159024556 .
Традиционный хранитель земли, который по согласованию с богами, предками и вождями управляет традиционной землей и разрешает земельные споры.
- ^ Моррейра, Шеннон; Илифф, Фиона (сентябрь 2021 г.). «Священные места, юридические претензии: конкурирующие претензии на законные знания и полномочия в отношении использования земли в Нхарира-Хиллз, Зимбабве». В Стейнфорте, AS; Клокке-Даффа, С. (ред.). Бросающий вызов властям: этнография легитимности и власти в Восточной и Южной Африке . Пэлгрейв Макмиллан.
Национальные музеи и памятники Зимбабве также официально признали клан Мойо Зируви Ньямведа традиционными хранителями этого места.
- ^ Шабо, апрель (2017 г.). «Хранители прошлого: археология и передовой опыт коренных народов Канады» . Университет Манитобы .
Еще одной темой, которую эта группа, похоже, разделяла с некоторыми другими, было желание перейти от концепции собственности к концепции опеки в попытке построить более прочные, позитивные отношения между археологами и общинами коренных народов.
- ^ «НАСЛЕДИЕ АБОРИГЕНОВ» (PDF) . Законодательство Западной Австралии, Парламентский совет, Министерство юстиции, Правительство Западной Австралии . 1972.
- ^ Уотерфорд, Джек (18 марта 1981 г.). «Аборигены перемещаются между разными видами права» . Канберра Таймс .
- ^ Jump up to: а б Уши, Даруга; Дадд, Лексодиус; Гласс, Пол; Скотт, Ребекка; Грэм, Марни; Судья Сара; Ходж, Пол; Суше-Пирсон, Сэнди (22 апреля 2019 г.). « Янама Будьари Гумада : переосмысление города в страну даруг в Западном Сиднее» . Австралийский географ . 50 (3): Бибкод : 2019AuGeo..50..279N 279. дои : 10.1080/00049182.2019.1601150 . S2CID 150980191 .
- ^ Дин, Уильям; Годрон, Мэри (3 июня 1992 г.). «Мабо против Квинсленда (№ 2) («Дело Мабо») [1992] HCA 23; (1992) 175 CLR 1» . АустЛИИ .
- ^ Комиссия государственной службы Австралии (27 июля 2022 г.). «Словарный запас коренных народов – использование приемлемого в культурном отношении языка и терминологии» .
- ^ Jump up to: а б Грив-Уильямс, Виктория (2020). «Уджеру: Разрыв железного цикла поселенческого колониализма» . Сухопутный . 240 .
- ^ Рэндалл, Боб (27 февраля 2009 г.). «Мы – смотрители» . Проект Глобального Единства .
- ^ МакГео, Джейн (2 июня 2014 г.). «Духовность аборигенов и земля» . WordPress.com .
- ^ Макнамара, Карен Элизабет; Вестоби, Росс (2016). «Обмен знаниями коренных народов об окружающей среде в Торресовом проливе между поколениями». География глобальных проблем: изменения и угрозы (PDF) . Спрингер.
По мнению этого старейшины [жителя островов Торресова пролива], такие экологические знания и традиционные законы, основанные на том, чтобы оставить достаточно на завтра, необходимо было передать молодым людям, чтобы они тоже могли слушать и читать свою страну... читать страну является частью «способов познания», которые затем можно применять для ухода и обеспечения опеки местной окружающей среды.
- ^ Марика, Джувалпи (1993). «ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ АБОРИГЕНОВ». Материалы конференции прибрежных районов Нового Южного Уэльса .
- ^ Кампстон, Зена (2 декабря 2019 г.). «Знания коренных народов в моде, но они должны быть частью более глубокого разговора» . Обзор Аделаиды . 478 .
- ^ Клоуз-Браун, Элемарни (5 мая 2023 г.). «Музыканты из числа коренных народов проливают свет на заботу о стране» . Национальные времена коренных народов .
- ^ Историческое общество Эчуки (2019). «Духовная песня аборигенов: Хиллус Марис» .
- ^ Гардинер, Келли (1998). «3.5.1 ЗАЯВЛЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ». Поэзия, политика и место .
- ^ Маклин, Брюс (3 сентября 2013 г.). «МОЯ СТРАНА: ЭТА ЗЕМЛЯ МОЯ / ЭТА ЗЕМЛЯ — Я» . Художественная галерея Квинсленда .
- ^ Секция исследования и мониторинга биоразнообразия, Управление науки и охраны природы, Департамент окружающей среды и наследия, Южная Австралия (2003 г.). «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ANANGU PITJANTJATJARA ЮЖНАЯ АВСТРАЛИЯ 1991–2001 гг.» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вайнер, Джеймс Ф. (2007). «12. История, устная история и память в родном титуле». В Смите, Бенджамин Р.; Морфи, Фрэнсис (ред.). Социальные эффекты местного названия: признание, перевод, сосуществование (PDF) . АНУ Э Пресс. стр. 215–223.
- ^ Уолш, Фиона Дж.; Добсон, Перрурл В.; Дуглас, Джози С. (2013). «Анперниррентье: основа для более широкого применения экологических знаний коренных народов в управлении природными ресурсами» (PDF) . Экология и общество . 18 (3). дои : 10.5751/ES-05501-180318 .
- ^ Гибсон, Джейсон М. (11 сентября 2018 г.). «Этнографические звуковые коллекции и наследие австралийских аборигенов: память о песенных традициях Кайтетье» . Международный журнал исследований наследия .
- ^ Барвик, Линда; Терпин, Мифани (2016). «Глава 5. Традиционные женские песни Центральной Австралии, сохраняющие силу Явулю / Авелие». В Шипперсе, Хуиб; Грант, Кэтрин (ред.). Устойчивое будущее музыкальных культур (PDF) . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Нэш, Дэвид (1982). «ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАМЕЧАНИЕ О ВАРЛПИРИ: курдунгурлу». В Хите, Джеффри; Мерлан, Франческа; Рамси, Алан (ред.). Языки родства аборигенов Австралии (PDF) . Университет Сиднея.
- ^ Музей современного искусства Австралии; Художественная галерея Южной Австралии (2019). «Учиться: Джунгкай (менеджер культуры)» . JohnMawurndjul.com .
- ^ Корпорация аборигенов Бавинанга (2022 г.). «Что мы делаем – Бавинанга Рейнджерс – Земля и Море» .
- ^ Правительство штата Виктория (август 2019 г.). «Голоса традиционных владельцев: улучшение отношений с правительством и поддержка прочного фундамента» (PDF) .
- ^ Скотт, Марсель Мареа (21 августа 1992 г.). «Состояние дел: вопросы, касающиеся владения, управления и сохранения наскальных изображений австралийских аборигенов, с особым упором на нарисованные изображения в регионе Таунсвилл, Северный Квинсленд» (PDF) . Университет Джеймса Кука .
- ^ Корфф, Йенс (28 августа 2023 г.). «Добро пожаловать в страну и признание страны» . Творческие духи .
- ^ Гудинг, Дж. Джастин (24 мая 2019 г.). «Редакторы – хранители вашего журнала» . Датчики Американского химического общества . 4 (5): 1118. doi : 10.1021/acssensors.9b00780 . ПМИД 31122022 .
- ^ Jump up to: а б Совет референдума (30 июня 2017 г.). «Итоговый отчет Совета референдума» (PDF) . Улуру Заявление от всего сердца .
- ^ Стаффорд, Эндрю (29 июня 2018 г.). «Договор, да? Новая надежда витает над фестивалем в Барунге» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Парламент Австралийского Союза (1999 г.). «График — Преамбула к Конституции» (PDF) . Парламент Австралии .
- ^ «Пресс-конференция – Дом Парламента» . Премьер-министр Австралии . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Грэм, Мэри (2008). «Некоторые мысли о философских основах мировоззрения аборигенов» (PDF) . Обзор австралийских гуманитарных наук . 45 : 181–194.
- ^ Лоури, Гленн (2019). «Опекающая этика: аборигенный образ целостности и взаимности» (PDF) . Этос Э.А. Центр христианства и общества .
- ^ Кумс, Саманта (29 ноября 2023 г.). «Деколонизация инвалидности: создание концептуализации инвалидности и ухода в стиле Квандамука» . Инвалидность и общество : 1–24. дои : 10.1080/09687599.2023.2287409 .
- ^ Манн, Мелинда; Кумс, Саманта; Шмидер, Джоан (2 июля 2019 г.). «Хранители традиционных традиций как исследователи: опыт исследования нашей страны с помощью мафии» . Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива .
- ^ Скроблин, Аня; Карбон, Трейси; Биду, Глэдис; Тейлор, Мууки; Биду, Нгамару; Тейлор, Вака; и др. (2022). «Разработка программы двустороннего мониторинга обучения для Манкарра (Большой Билби) в Западной пустыне, Западная Австралия» . Экологический менеджмент и восстановление . 23 (С1): 129–138. Бибкод : 2022EcoMR..23S.129S . дои : 10.1111/emr.12543 .
- ^ Хилл, Розмари; Перт, Петина Л.; Дэвис, Джоселин; Робинсон, Кэтрин Дж.; Уолш, Фиона; Фалько-Маммоне, Фэй (май 2013 г.). «Управление земельными ресурсами коренных народов в Австралии: масштабы, масштабы, разнообразие, препятствия и факторы успеха» (PDF) . Департамент сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства . CSIRO Экосистемные науки.
- ^ Осинсао, Жасмин (29 августа 2022 г.). «ЗАБОТА О СТРАНЕ: КОРЕННЫЕ ХРАНИТЕЛИ В АВСТРАЛИИ» . Проект ПРОЦВЕТАНИЕ .
- ^ Хилл, Розмари; Бэрд, Аделаида; Бьюкенен, Дэвид (1999). «Аборигены и пожары во влажных тропиках Квинсленда, Австралия: управление экосистемами в разных культурах» . Общество и природные ресурсы . 12 (3): 205–223. Бибкод : 1999СНатР..12..205Р . дои : 10.1080/089419299279704 .
- ^ Макмаллен, Джефф (7 августа 2015 г.). «Чему Винсент Лингиари научил нас о ценности опеки аборигенов» . Крики .
- ^ Племя, Дэвид (февраль 1990 г.). «Это практический опыт, включите опыт» . Скан: Журнал для педагогов . 9 (1).
- ^ Уайтхаус, Хилари; Луи, Фелесия Уоткин; Селлвуд, Хуанита; Барретт, MJ; Чигеза, Филимон (5 февраля 2014 г.). «Морская страна: навигация по онтологиям коренных народов и колоний в австралийском экологическом образовании» . Исследования в области экологического образования . 20 (1): 56–69. дои : 10.1080/13504622.2013.852655 . S2CID 144487444 .
- ^ Поэлина, Энн; Паради, Инь; Вултортон, Сандра; Гимон, Лори; Джексон-Барретт, Либби; Блез, Минди (22 августа 2023 г.). «Философия коренных народов в экологическом образовании» (PDF) . Австралийский журнал экологического образования . 39 (3): 269–278. дои : 10.1017/aee.2023.28 .
- ^ Кингсли, Джонатан; Таунсенд, Марди; Хендерсон-Уилсон, Клэр; Болам, Брюс (7 февраля 2013 г.). «Разработка исследовательской структуры, связывающей связь австралийских аборигенов со страной и концепциями благополучия» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 10 (2): 678–698. дои : 10.3390/ijerph10020678 . hdl : 10536/DRO/DU:30058738 . ПМЦ 3635170 . ПМИД 23435590 .
- ^ Дэвис, Майкл (29 июня 1998 г.). «Биологическое разнообразие и знания коренных народов» . Группа науки, технологий, окружающей среды и ресурсов.