Нора
Нунукул народов , также написал номер в нескольких годах и известен как Мунджан , являются аборигеном австралийца , один из трех Quandamooka , который традиционно жил в Минжербах , в районе залива Моретон и в материковых регионах Брисбена. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Нунукул выступил с Мундджаном (также известным как Нунукан), разнообразные ягеры , которые имели близкие сродства с диалектами Туррбаль и Джандай, [ 2 ] Хотя некоторые предпочитают использовать Janday в качестве общего термина для этого кластера диалекта. В отличие от других диалектов, он использовал Mundjan [ 3 ] вместо стандартного диалектного слова Jandai для концепции «Нет», [ 4 ] И это был маркер их племенной разницы.
Социальные группы
[ редактировать ]На Северном острове Страдброк и материке напротив, было 2 или, возможно, 3 клана -дивизии Квандамуки: Нунукул, Гоэнпул Кобинпул. Стил предполагает, что гонпул и Кобинпул могут быть одним и тем же кланом, как предполагает сходство в именах.
История
[ редактировать ]В раннем периоде контакта с европейцами Нунукул взял в себя в кастых и бегущих осужденных, таких как кедровые резаки Томас Памплетт, Ричард Парсонс и Джон Финнеган, которые в 1823 году жили в течение около 230 дней среди них, Нинги Нинги [ А ] и Нгуги . [ 5 ] [ 6 ] Похоже, что уроженцы этого района полагали, что белые люди были духами своих предков, которые вернулись в свои дома. Эти духи назывались Даггай на острове Страдброк, Тарган на острове Моретон и Могви на берегу напротив. [ 7 ]
Британцы установили пилотную станцию на своей территории в 1825 году. Первоначально они продолжали показывать себя гостеприимными для новичков, но постепенно отношения испортились из -за фрикаций, возникающих в результате хранения женщин коренных народов, некоторые из которых, согласно нунукулским устным историческим традициям, потерпели похищение Полем 10 июля 1831 года воины Нунукул в Данвиче убили Джеймса Вуда, осужденного, в результате возмездия за «травмы, понесенные европейцами». Примерно в это же время они также убили солдата, размещенного в Amity Point. [ 8 ] Нунункул раненый капрал Роберт Каин, рядовой Уильям Райт и третий человек, Томас Кинчеллу когда -нибудь в 1832 году. Отряд солдат были отправлены, чтобы рассмотреть краткое правосудие с встречами с островитянами. Уильям Рирдон, осужденный, убитый хищником, известный в Нунукуле, прозвенный Чорун , как говорят, заманил старшего племени в рыбацкой экспедиции, и, как только команда убила его, чтобы отрезать голову. 25 ноября того года Рирдон был удивлен возле своей хижины в Пиррнн-Пиррнн-Па (маленький Сэндхилл), запутанный в Towrows (рыболовные сети) и избитый до смерти Waddies . [ 9 ]
В 1837 году высокий (6 футов 2) 17-летний Нунукул, впоследствии названный Toggery, и Kipper или подростка, называемой Peermudgeon, убрали шхуну капитана Ф. Фейана, когда он оставил Амити, направляющуюся в Сидней. [ 10 ] По прибытии туда он был провозглашен вторым беннелоном и был награжден военной модой, изобилующей шпорами. У самого Фяна был медный полумесяц, созданный для его Nunukul Stowaway, с надписью кенгуру и эмума вместе с именем Toggery. [ B ] В экспедиции, чтобы вернуть беглых осужденных, которой возглавлял главный констебль Макинтош, он был ранен при посадке, и два его человека, Чарльз Холдсворт и Джеймс О'Ререган, были захвачены. Их тела были обнаружены 20 декабря 1832 года. Несколько местных жителей были убиты и вскоре ранены в столкновении. По оценкам, в результате эскалации в борьбе между островитянами и британскими военными подразделениями за период с июля 1831 года по декабрь 1832 года примерно тридцать, а сорок Нгуги и Нунукал погибли или были ранены. [ 11 ]
В марте 1835 года корабль китобойного китогона Элизабет на якоре на Амити, и во время пребывания моряков Нунукул были заражены венерическими заболеваниями. Болезнь быстро стала бичом для них и племен залива Моретон, что привело к быстрому падению численности. [ 12 ]
Будучи одним из народов Quandamoka, Нукул был частью альянса, который они видели для них и их турбола, все в соперничестве против Блока Даллы , Нинги Нинги, Джиндурари и Губби Губби . [ 13 ] Нунукул, Бобби Винтер, сыгравший вместе с бывшим осужденным Юджином Дусеттом, который поселился среди Нунукул в Амити-Пойнт, Квинсленд Амити Пойнт, сыграл ключевую роль в захвате лидера Далла-Джиндубари Гериля Данндалли , брат, брат Данндалли, Умулли в 1848 году. [ 14 ]
Рыбалка
[ редактировать ]Народ Амити Пойнт был замечен Джик Фэйргольм, когда они зачисляли на помощь дельфинам [ C ] Чтобы захватить кефаль :-
«Рядом с пустынной пилотной станцией в Амити Пойнт, некоторые из туземцев могут постоянно находиться во время более теплых ртов года, ловя рыбу на« кефаль », очень прекрасную рыбу размером с скумбрии. III это преследование им очень замечательно помогают. Похоже, что с незапамятных времен между черными и свиньями существует своего рода понимание для их взаимного преимущества, и первые притворяются, что знают все свиньи о месте и даже имеют для них имена. Пляж здесь состоит из стеллажа песка, а рядом с берегом находятся небольшие пески, на которых сидят черные, наблюдая за появлением планки из кефаль. Их сети, которые используются вручную и растянуты на раме шириной около 4 футов, он готов на пляже. Увидев косо, несколько мужчин бегают, и со своими копьями делают своеобразные брызги в воде. Независимо от того, понимает ли свинья это как сигнал или думает, что это рыба, это трудно определить, но результат всегда одинаковы; Они сразу же приходят к берегу, проведя кефаль перед ними. Когда они рядом с краем, несколько чернокожих с копьями и ручными сетками быстро делятся вправо и влево, и врываются в воду. Прочитки, находящиеся за пределами мелководья, закреплены количество рыб, прежде чем они смогут отрываться. В сцене очевидной путаницы, которая происходит, черные и свиньи видят, что брызгают близко друг к другу. Последние настолько бесстрашны, что незнакомцы, которые выразили сомнения относительно своей придуманности, часто показывали, что они возьмут рыбу с конца копья, когда их придерживаются. Со своей собственной частью я не могу сомневаться в том, что понимание реально, и что туземцы знают эти свиньи, и что странные свиньи не будут так мало бояться туземцев. Самые старые люди из племени говорят, что такой же вид рыбалки всегда продолжался так долго, как они могут вспомнить. В бухте изобилуют свисы, но ни в одной другой части местные жители ловят рыбу с их помощью ». [ 15 ]
В интервью с Фэргольмом местные жители заявили, что сотрудничество между дельфинами и самими собой продолжалось так долго, как кто -либо мог вспомнить. Поскольку остров был заселен более 50 000 лет, было высказано предположение, что то, что рассказал Фэрхолм, может быть «устной историей связи с самым древним человеческим взаимодействием с положительным результатом для обоих». [ 16 ]
Примечательные люди
[ редактировать ]- Карл Амон , австралийский правила футболист [ 17 ]
- Лианна Енох , из смешанного происхождения Нунукул/Нгуги. Первая коренная женщина, избранная в парламент. [ 18 ]
- Ooodgeroo Noonuccal , иначе известная как Кат Уокер, был местным австралийским писателем, поэтом и активистом.
- Байзам Нунукул, иначе известный как Деннис Уокер . [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Источники идентифицируют «Ninginingi» с Jagera / Turrbal или Undanbi .
- ^ Рыбак Wynnum обнаружил реликвию во время прогулки по песчаным холмам острова Моретон в 1940 году. ( Evans 1992 , pp. 7–8)
- ^ В тексте есть свисы, но это типичная путаница девятнадцатого века, и она должна быть исправлена с дельфинами. ( Neil 2002 , p. 5)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 184.
- ^ Диксон 2002 , с. XXXIV.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Steele 2015 .
- ^ Эванс 1999 , с. 51
- ^ Steele 1970 , с. 3–14.
- ^ Эванс 2007 , с. 32
- ^ Эванс 1992 , с. 19
- ^ Эванс 1992 , с. 20–21.
- ^ Эванс 1999 , с. 49–50.
- ^ Эванс 1992 , с. 21
- ^ Эванс 1992 , с. 23
- ^ Коннорс 2009 , с. 719–720.
- ^ Коннорс 2006 , с. 5
- ^ Fairholme 1856 , p. 354.
- ^ Аллен 2014 , с. 34
- ^ Di Piertro 2022 .
- ^ Сестра 2015 .
- ^ Уотсон 2014 , с. 34
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Саймон Дж. (2014). «От эксплуатации до обожания: исторический и современный контекст взаимодействий человека и китообразных» . В Хайэме, Джеймс; Bejder, Lars; Уильямс, Роб (ред.). Просмотр китов: устойчивый туризм и экологическое управление . Издательство Кембриджского университета . С. 31–46. ISBN 978-0-521-19597-3 .
- Коннорс, Либби (2006). «Традиционное право и сопротивление коренных народов в заливе Моретон 1842-1855, часть II» (PDF) . Австралия и Новая Зеландия Закон и история : 1–13.
- Коннорс, Либби (2009). «Повешивание: драма заложников и несколько убийств: почему суверенитет в 1859 году проблематичен». Квинслендский исторический журнал . 20 (12): 716–727.
- Ди Пьертро, Кав (26 мая 2022 г.). «Путь Амона к открытию его семейной истории» . Ассоциация игроков AFL .
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Тол. 1. Кембриджский университет издательство . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Эванс, Рэймонд (1992). «Mogwi Take Mi-An-Jin: расовые отношения и уголовный поселение залива Моретон 1824-42 гг.» . В Фишере, Род (ред.). Брисбен: присутствие аборигенов, 1824-1860 . Брисбенская история группы. С. 7–30.
- Эванс, Рэймонд (1999). Боевые слова: писать о расе . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-23109-4 .
- Эванс, Рэймонд (2007). История Квинсленда . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-87692-6 .
- Fairholme, JKE (1856). «Черные из залива Моретон и свинья» . Труды зоологического общества Лондона . 24 : 353–354.
- Нил, Дэвид Т. (2002). «Кооперативные рыболовные взаимодействия между австралийцами аборигенов и дельфинами в восточной Австралии». Anthrozoös . 15 (1): 3–18. doi : 10.2752/089279302786992694 . S2CID 144814874 .
- Стил, JG (1970). Брошюра, Uniacke и Field (PDF) . Квинслендское наследие. С. 3–14.
- Стил, Джон Гладстон (2015). Аборигенные пути: в юго -восточном Квинсленде и реке Ричмонд . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-25742-1 .
- Тиндейл, Норман (1974). Нунукул (Qld) . Южный австралийский музей.
- Туахин, Мишель (2 февраля 2015 г.). «Женщина-Нунукул-Нуги становится первой женщиной-коренным народом в парламенте QLD» . Национальная радиосвязь коренных народов .
- Уотсон, Ирен (2014). Аборигены народы, колониализм и международное право: сырой закон (2 -е изд.). Routledge . ISBN 978-1-317-93837-8 .