Jump to content

Меандр (искусство)

(Перенаправлено с греческого лада )
Меандр (или греческий ключ) на печи в доме Димитрия Стурдза (Strada Arthur Verona № 13), Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, 1883 год.
Мотив меандра на улицах Родоса , Греция, в тротуаре из пляжных камней

Меандр или меандры [ 1 ] ( греч . Μαίανδρος ) — декоративная кайма, построенная из непрерывной линии, имеющей повторяющийся мотив . Среди некоторых итальянцев эти узоры известны как «греческие линии». Такой рисунок можно также назвать греческим ладом или греческим ключом , хотя эти термины являются современными обозначениями, хотя декоративный мотив появляется за тысячи лет до этой культуры, за тысячи миль от Греции и среди культур, находящихся на разных континентах от нее. . Обычно этот термин используется для мотивов с прямыми линиями и прямыми углами, а многие версии с закругленными формами называются бегущими завитками или, следуя этимологическому происхождению термина, могут быть идентифицированы как мотивы водных волн.

Значение имени

[ редактировать ]

С одной стороны, название «меандр» напоминает извилистый путь реки Меандр в Малой Азии (современная Турция ), типичный для речных путей. С другой стороны, как указывал Карл Кереньи , «меандр — это фигура лабиринта в линейной форме». [ 2 ]

Декоративное использование

[ редактировать ]

Меандры — распространенные декоративные элементы в греческом и римском искусстве . В Древней Греции они появляются на многих архитектурных фризах и в полосах на керамике Древней Греции, начиная с геометрического периода . Этот дизайн является общим для современной классики архитектуры и часто используется в качестве декоративного мотива для бордюров многих современных печатных материалов.

Лабиринтные извилины в Китае

[ редактировать ]

Меандр является основным мотивом дизайна в регионах, далеких от эллинской орбиты: лабиринтные меандры («громовой» узор). [ 3 ] ) появляются в виде полос и в качестве заполнения на бронзовых изделиях Шан ( ок. 1600 г. до н.э. – ок. 1045 г. до н.э. и вокруг него ), а многие традиционные здания в Китае до сих пор имеют геометрические узоры, почти идентичные меандрам. Хотя кривые, заполняющие пространство, имеют долгую историю в Китае, возникшую более чем на 2000 лет раньше, начиная с культуры Чжукайгоу ( ок. 2000 г. до н.э. – ок. 1400 г. до н.э. ) и культуры Сяцзядянь ( ок. 2200 г. до н.э. – ок. 1600 г. до н.э. и ок. — 1000 г. до н. э. ок. 600 г. до н. э. ), часто высказываются предположения, что меандры греческого происхождения могли попасть в Китай во времена династии Хань ( ок. 202 г. до н. э. ) в результате торговли с Греко-Бактрийским царством . Мотив меандра также появляется в доисторических мотивах дизайна майя в западном полушарии, за столетия до каких-либо контактов с европейцами.

Использование в современном искусстве

[ редактировать ]

Меандры и их обобщения все чаще используются в различных областях современного искусства. плавные версии традиционного греческого ключа (также называемого рисунком Соны, рисунком песка и коламом ). Художница Ян Лю, например, включила во многие свои картины [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Греческий термин maíandros и его латинизированный вариант meandros не очень распространены за пределами археологического контекста.
  2. ^ Кереньи, Дионис: архетипический образ нерушимой жизни (Princeton University Press) 1976:89.
  3. ^ См. JEL, описание позднего Чоу- хоу в Бостонском музее изящных искусств, в «Китайской бронзе», Бюллетень Музея изящных искусств 27 (август 1929:48).
  4. ^ Ян Лю, «Визуальное искусство как исследование: исследования с рисунками Соны», Леонардо , апрель 2010 г., Том. 43, № 2, стр. 129–131.
  5. ^ Ян Лю, «Кросс-культурализм в живописи: визуализация через меандры», Journal of Visual Arts Practice , Vol. 8, № 3, 2009, стр. 205–214.
  6. ^ Ян Лю, «От рисунков Соны до современного искусства», HYPERSEEING , лето 2009 г., стр. 37–41. Опубликовано ISAMA, Международным обществом искусств, математики и архитектуры.
  7. ^ «Храм Аполлона в Дидиме» . коричневый.edu . Проверено 6 марта 2024 г.
  8. ^ Боуден, Хью (2023). Мистерийные культы в древнем мире . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-29727-8 .
  9. ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 53. ИСБН  978-0-7148-4810-5 .
  10. ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 124. ИСБН  978-0-7148-4810-5 .
  11. ^ Реймкастен, Ульрих (2018). Перспективы текстильного искусства (на немецком языке). Замок Гибихенштайн, Университет искусств Галле. п. 17. ISBN  978-3-86019-139-2 .
  12. ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 257. ИСБН  978-0-7148-4810-5 .
  13. ^ Джонс 2014 , с. 296.
  14. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 490. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  15. ^ Celac, Carabela & Marcu-Lapadat 2017 , стр. 123.

Источники

[ редактировать ]
  • Селак, Мариана; Карабелла, Октавиан; Марку-Лападат, Мариус (2017). Архитектура Бухареста — Аннотированный путеводитель . Орден Архитекторов Румынии. ISBN  978-973-0-23884-6 .
  • Джонс, Денна, изд. (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-29148-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5bcc2cd221ec32702718fbae1d6edba__1722854280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/ba/d5bcc2cd221ec32702718fbae1d6edba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meander (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)