Шкала самооценки качества жизни
![]() | Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( январь 2014 г. ) |
Шкала самооценки качества жизни [1] [2] это инструмент психологической оценки, основанный на комплексной теории самооценки качества жизни (SPQL). [3] и обеспечивает многогранное измерение аспектов благополучия, связанных и не связанных со здоровьем. [4] Шкала стала предпочтительным инструментом для мониторинга качества жизни в некоторых клинических группах населения, например, она была принята на вооружение сетью Positively Sound для женщин, живущих с ВИЧ. [5]
Улучшение психических расстройств может оказать влияние на многочисленные сферы жизни человека, которые можно отразить только посредством комплексного измерения. Например, лечение фобии может уменьшить страх ( индекс психического здоровья ), что может привести к улучшению социальных отношений (индекс социальных отношений) и, в свою очередь, к повышению производительности на работе, что приведет к увеличению заработной платы (финансовый индекс). . Следовательно, чтобы обнаружить все последствия лечения (например, при фобии), необходимо комплексное измерение во многих сферах жизни человека. Шкала SPQL может обеспечить такое комплексное измерение.
Весы выполнены в электронном формате. Программное обеспечение автоматически подсчитывает баллы; это позволяет использовать расширенные методы количественного определения. Автоматические расчеты и методы количественной оценки позволили применить комплексный подход к оценке SPQL с нескольких сторон. Многогранный подход, в свою очередь, обеспечил комплексную оценку эффективности вмешательств в области психического здоровья (посредством пре- и посттестов).
Шкала возникла в результате синтеза существующих теорий, включая: (а) субъективное благополучие, (б) этапы развития жизни, (в) различные категории человеческих потребностей, (г) качество жизни и (д) процессы субъективной оценки. Шкала состоит из трех осей: субъективное благополучие, положительный и отрицательный аффект и удовлетворение потребностей. См. схему модели ниже.
Шкала может (а) выявить возможные побочные эффекты психиатрических или психологических вмешательств, которые могут возникнуть в различных сферах жизни человека, (б) обнаружить возникновение рецидивов, (в) помочь в оценке прогресса выздоровления, (г) измерить влияние различных ненормативных положительных и отрицательных событий (например, развод, продвижение по службе, становление родителем) на жизнь человека в целом и проследить ход их развития, (д) оценить SPQL человека на протяжении всей жизни, (f) прогнозировать депрессию, тревогу и настроение и (g) оценивать эффективность вмешательств, направленных на улучшение благополучия и качества жизни на индивидуальном уровне.
Эту шкалу могут использовать отдельные специалисты в области психического здоровья для оценки прогресса лечения. Это полезно и для клиентов, поскольку они сами могут сравнить свои первоначальные оценки с оценками после вмешательства. Поскольку шкала доступна онлайн, клиенты могут заполнить анкету вне терапевтических сеансов. Шкалу также можно использовать в медицинских учреждениях для оценки того, как медицинское лечение влияет на жизнь пациента в целом и в отдельных аспектах с течением времени, а также для выявления психологических побочных эффектов. Шкала может быть полезна страховщикам, поскольку она поможет оценить эффективность вмешательств в области психического здоровья.
Теория
[ редактировать ]
Можно с уверенностью постулировать, что все люди хотят иметь хорошую жизнь. Хотя значение «хорошей жизни» может варьироваться от культуры к культуре и от человека к человеку, это значение вращается вокруг одних и тех же аспектов жизни в разных культурах. Что на самом деле различается между культурами и отдельными людьми, так это наличие определенных аспектов хорошей жизни, субъективное значение, которое люди придают этим аспектам, и то, как люди оценивают эти аспекты хорошей жизни.
Все, что мы делаем или не делаем, желаем или не желаем, имеем или не имеем, имеет явное или неявное отношение к тому, насколько хорошей или плохой мы воспринимаем свою жизнь. Поскольку предпочтение хорошей жизни плохой жизни лежит в основе всех аспектов нашей жизни, понимание того, что составляет хорошую жизнь и влияет на нее на индивидуальном уровне, имеет значительную ценность для всех людей.
В течение последних нескольких десятилетий исследователи исследовали концепцию «хорошей жизни», основываясь на трех теоретических подходах:
- Сосредоточение внимания на качестве жизни (КЖ) на уровне населения и на индивидуальном уровне путем рассмотрения объективных и/или субъективных факторов, присутствующих или отсутствующих в жизни людей; [6] [7]
- Сосредоточение внимания на субъективном благополучии (SWB) путем рассмотрения уровня общего счастья и удовлетворенности жизнью человека; [8] [9] [10] [ необходимы страницы ] и
- Сосредоточение внимания на уровне функциональности человека с учетом социальных, психологических факторов и факторов здоровья. [11] [12] [13]
Комплексная шкала хорошей жизни, шкала самооценки качества жизни (SPQL), преодолела ограничения предыдущих подходов за счет интеграции измерений SWB, качества жизни и функциональности на индивидуальном уровне, а также за счет использования инновационных методов количественной оценки. [14] [15] [ нужна страница ] Шкала ориентирована на то, как люди оценивают свою жизнь и сравнивают эти показатели со средней хорошей жизнью других. Шкала SPQL включает показатели благополучия, эмоций, физического и психического здоровья. Шкала SPQL имеет значение для оценки эффективности широкого спектра вмешательств, направленных на улучшение психического здоровья и благополучия.
Концептуальная модель
[ редактировать ]Конструкция SPQL состоит из трех осей, каждая из которых состоит из нескольких переменных:
- Субъективное благополучие (SWB)
- Базовое среднее значение общего счастья/несчастья и временные отклонения, которые являются мерой частоты и интенсивности ненормативных временных переживаний счастья/несчастья.
- Субъективные аффективные переживания (САЭ)
- Среднее общее положительное и отрицательное влияние.
- Удовлетворение потребностей
- Продукт силы и удовлетворения широкого спектра потребностей и предпочтений.
Поскольку колебания SPQL могут происходить с течением времени, однократное измерение не даст комплексной оценки. [16] [17] Чтобы получить более полную картину SPQL, переменная SWB (ось) измерялась ретроспективно на протяжении трех основных этапов развития взрослого человека: раннего взросления, среднего и позднего взросления (см. диаграмму модели SPQL).
Переходы между этапами жизни
[ редактировать ]
По мере приближения к жизненному этапу своего развития люди сталкиваются с задачами развития, которые им необходимо освоить, чтобы переход на следующий жизненный этап был успешным. [18] [19] Цикл перехода от одного жизненного этапа к другому отмечен тремя фазами:
- Освоение или невыполнение задачи;
- Последовательная переоценка жизненных обстоятельств, ценностей и самооценки ; и
- Приспособление и адаптация к новым ценностям и обстоятельствам.
В меньшей степени циклы переходов происходят постоянно на основных этапах жизни на ежегодной и даже ежедневной основе.
Кривая SWB на протяжении всей жизни может отражать опыт хорошей жизни человека. В идеале все три оси SPQL должны оцениваться на каждом этапе жизни. Однако это сделало бы анкету слишком длинной. Хотя шкала SPQL измеряет только одну ось SPQL (SWB) для каждого этапа жизни, разработанная теоретическая основа обсуждает оценку всех трех осей SPQL на протяжении основных этапов жизни. Таким образом, эта структура может способствовать разработке следующей версии шкалы, которая позволит достичь этой цели. Будущие исследования могут изучить возможности сокращения количества оцениваемых пунктов шкалы и включать вопросы, которые будут оценивать все три оси SPQL на основных этапах жизни.
Топоры
[ редактировать ]Ответы участников по опросникам по каждой из трех осей SPQL (см. Приложения) предоставили данные для психометрической проверки шкалы и количественного анализа, который позволил измерить хорошую жизнь. Теоретическая основа первых двух осей была основана на существующих теориях СБ, положительного и отрицательного аффекта и настроения. [9] [20] [10] [ нужна страница ] [21] Теоретическая основа третьей оси была основана на теориях, которые концептуально различают различные категории потребностей. [22] [23] Различные категории потребностей, в свою очередь, подразделяются на четыре общие категории потребностей, составляющие третью ось. Измерение уровня функциональности человека с учетом социальных, психологических факторов и факторов здоровья было интегрировано в третью ось. Эта интеграция была достигнута путем оценки силы и удовлетворения потребностей человека в оптимальном функционировании по всем этим факторам.
Ось I: субъективное благополучие
[ редактировать ]Базовый уровень субъективного благополучия (СБ) поддерживается психологическим и биологическим гомеостазом. [24] [25] Измерение общего счастья определило базовый уровень SWB. Более высокий базовый уровень SWB указывает на более высокий SPQL. Люди, испытавшие в течение своей жизни более позитивные и менее негативные интенсивные переживания (т. е. преходящие отклонения), имеют более высокий SPQL. Интенсивные переживания оценивались путем измерения частоты и интенсивности ненормативных преходящих субъективных переживаний счастья/несчастья, которые с течением времени отклоняются от исходного уровня SWB.
Ось II: субъективные аффективные переживания.
[ редактировать ]Люди, испытавшие в течение своей жизни более позитивные и менее негативные субъективно-аффективные переживания (САЭ) (т. е. преходящие отклонения), имеют более высокий SPQL. Среднее значение положительного и отрицательного SAE использовалось для измерения общего SAE.
Ось III: удовлетворение потребностей
[ редактировать ]Лица с одинаковым баллом по SWB могут различаться в оценках уровня жизни, даже если их объективные жизненные обстоятельства схожи. Соответственно, их самооценка качества жизни может различаться. Следовательно, чтобы получить более точное измерение SPQL, оценивалась сила и степень удовлетворения широкого спектра человеческих потребностей и предпочтений в жизненных обстоятельствах. Однако ощущаемые потребности — не единственный вид потребностей, которые могут быть у человека. [22] Если потребность удовлетворена, она может ощущаться не так сильно, как неудовлетворенная потребность меньшей важности с точки зрения общего счастья. Таким образом, сила, с которой потребность ощущается в определенный момент времени, не обязательно указывает на то, что она вносит больший вклад в общий SPQL, чем другие потребности, которые ощущаются менее интенсивно или вообще не ощущаются в этот момент времени, поскольку они удовлетворены. Следовательно, сила индивидуальных предпочтений и потребностей оценивалась не только с помощью таких вопросов, как «насколько важно удовлетворение этой потребности для вашего общего счастья?» но также и с такими вопросами, как «если бы эта потребность не была удовлетворена, как бы это повлияло на ваше общее счастье?»
Концептуальная модель удовлетворения потребностей по оси III. Чтобы измерить удовлетворение потребностей, широкий спектр человеческих потребностей был разделен на четыре концептуально различные категории, которые (а) зависят от соответствующих стадий когнитивного и морального развития ; [26] [27] (б) составляют основные компоненты самооценки, [28] и (в) соответствуют нейронной активности в разных кластерах анатомических областей мозга. [29] [30] Поскольку иногда одни и те же анатомические области мозга по-разному участвуют в нейронной активности, связанной с четырьмя категориями потребностей, вовлеченные области мозга будут различаться на основе их доминирования в связанных процессах, а также на основе хронологического созревания доминирующих областей.
Четыре категории потребностей по оси III
[ редактировать ]Категории потребностей | Компоненты Я-концепции | Когнитивное развитие ( Пиаже ) | Моральное развитие ( Кольберг ) | Соответствующие анатомические области мозга | |
---|---|---|---|---|---|
Доминантный | Дополнительный | ||||
Инстинктивные потребности | Инстинктивная самооценка | Пренатальный через сенсомоторный | Дотрадиционный | Ствол мозга : низшие функции | Лимбическая система миндалевидное тело |
Эгоцентричные эмоциональные потребности | Эгоцентричная эмоциональная Я-концепция | Сенсомоторный через ранний формальный операционный | Дотрадиционное через традиционное | лимбическая система, миндалевидное тело | Лобные доли ; Корковые ассоциативные зоны |
Гуманистические и духовные эмоциональные потребности | Гуманистическая и духовная эмоциональная я-концепция | Ранний формальный операционный через формальный операционный | Традиционный через постконвенциональный | Лобные доли; Корковые ассоциативные зоны | Лимбическая система миндалевидное тело |
Когнитивные потребности | Когнитивная Я-концепция | Формальный операционный через постформальный операционный | Постконвенциональный | Лобные доли | Корковые ассоциативные зоны; Лимбическая система миндалевидное тело |
- Инстинктивные потребности включают в себя (а) потребности в сенсорной стимуляции, которые стали связаны с положительным или отрицательным аффектом без участия когнитивных оценок; (б) физиологические потребности, такие как голод, жажда и секс; и (в) другие физиологические потребности, например, связанные с пищеварением, балансом жидкости , температурой тела и кровяным давлением , которые могут вызвать положительный или отрицательный эффект в зависимости от того, удовлетворены ли эти потребности.
- Эгоцентричные эмоциональные потребности включают (а) потребности в безопасности (например, финансовой стабильности, доме), любви и принадлежности (например, нежных отношениях, чувстве общности ), уважении (например, признании, уверенности); (б) эгоцентричные потребности самосознания (подкрепленные застенчивыми эмоциями, то есть эмоциями, требующими осознанного осознания и оценок), такие как гордость и честь (например, из-за личных достижений вместо заботы) и вина и смущение (с акцентом на том, как это повлияло на его статус, а не на том, как это повлияло на других); и (в) духовные/религиозные потребности, мотивированные раздуванием эго или эмоциональными потребностями принадлежности.
- Гуманистические и духовные эмоциональные потребности включают (а) более высокий уровень самосознательных альтруистических потребностей, которые не эгоцентричны, такие как гордость и честь (например, от заботы по сравнению с личными достижениями), а также вина и смущение (с акцентом на о том, как это повлияло на других, а не на том, как это повлияло на ваш статус); (б) гуманистические потребности в самореализации , характеризующиеся желанием реализовать свой потенциал, которые не эгоцентричны (например, стремление к правде, а не к нечестности); и (в) духовные/религиозные потребности, которые не мотивированы раздуванием эго или эмоциональными потребностями принадлежности.
- Когнитивные потребности включают потребности в гармонии, организации и последовательности в (а) эстетике (например, искусстве, архитектуре, поэзии и музыке) и (б) интеллекте (науке, информации и навыках).
Измерительная ось III удовлетворение потребностей
[ редактировать ]
Поскольку согласно теории SPQL мотивация человека вытекает из идиосинкразического кластера четырех категорий потребностей, эти четыре категории предлагаются для формирования мотивационной структуры (MF) человека. В дальнейшем обсуждении разрозненные предпочтения и потребности будут называться мотивационными единицами (МО). Мотивационные единицы имеют два измерения: важность MU для SPQL (сила) и степень реализации. Сила мотивационной единицы (ДЕ) определялась путем оценки способности выполнения или невыполнения ДЕ искажать базовый уровень SWB.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Трахтенберг, ЕС (август 2008 г.). Шкала самооценки качества жизни: теоретические основы и развитие . Презентация на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации , Бостон, Массачусетс .
- ^ Трахтенберг, ЕС (2009). Что представляет собой счастье? Шкала самооценки качества жизни: теоретические основы и развитие . Саарбрюккен, Германия: VDM. https://www.amazon.com/constitutes-happiness-Self-perceived-quality-scale/dp/3639207165
- ^ Трахтенберг, ЕС (2007, август). Повышение качества, а не интенсивности субъективного благополучия. Презентация на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, Сан-Франциско, Калифорния.
- ^ Трахтенберг, ЕС (2008). Шкала самооценки качества жизни: теоретические основы и развитие ( докторская диссертация , Институт трансперсональной психологии , Пало-Альто, Калифорния). Dissertation Abstracts International, 69 (3).
- ^ http://positivelysound.org/aboutus.htm . Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Мощность, MJ (2004). «Качество жизни». В Лопесе, SJ; Снайдер, ЧР (ред.). Позитивная психологическая оценка: Справочник моделей и мер . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. стр. 427–439. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Группа Всемирной организации здравоохранения по качеству жизни (WHOQOL) (1995). «Оценка качества жизни Всемирной организации здравоохранения (WHOQOL): позиционный документ Всемирной организации здравоохранения» . Социальные науки и медицина . 41 (10): 1403–1409. дои : 10.1016/0277-9536(95)00112-к . hdl : 11323/10248 . ПМИД 8560308 .
- ^ Кори, LM; Киз, CLM; Мадьяр-Мо, Дж. Л. (2004). «Измерение и полезность субъективного благополучия взрослых». В Лопесе, SJ; Снайдер, ЧР (ред.). Позитивная психологическая оценка: Справочник моделей и мер . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. стр. 411–425. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Динер, Э.; Эх, ЭМ; Лукас, Р.Э.; Смит, HE (1999). «Субъективное благополучие: три десятилетия прогресса». Психологический вестник . 125 (2): 276–302. дои : 10.1037/0033-2909.125.2.276 .
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон, Д. (2000). Настроение и темперамент . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Киз, CLM (1998). «Социальное благополучие». Социальная психология Ежеквартально . 61 (2): 121–140. дои : 10.2307/2787065 . JSTOR 2787065 . S2CID 147675062 .
- ^ Рифф, компакт-диск (1989). «Счастье – это все, или нет? Исследования значения психологического благополучия». Журнал личности и социальной психологии . 57 (6): 1069–1081. дои : 10.1037/0022-3514.57.6.1069 . hdl : 11323/11028 .
- ^ Уэр и Шерборн, 1992. [ нужна полная цитата ]
- ^ Хагерти, М.; Камминс, Р.; Феррис, А.; Лэнд, К.; Михалос, А.; Петерсон, М.; и др. (2001). «Индексы качества жизни для национальной политики: обзор и программа исследований». Вестник социологической методологии . 71 : 58–78. дои : 10.1177/075910630107100104 . S2CID 147171373 .
- ^ Рэпли, М. (2003). Исследование качества жизни: критическое введение . Лондон: Сейдж. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Динер, 2000. [ нужна полная цитата ]
- ^ Любомирский , Шелдон и Шкаде , 2005. [ нужна полная цитата ]
- ^ Эриксон, 1968. [ нужна полная цитата ]
- ^ Хартер, 1998, 1999. [ нужна полная цитата ]
- ^ Фредриксон, 1998. [ нужна полная цитата ]
- ^ Уотсон и Кларк, 1994. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Маслоу, 1970. [ нужна полная цитата ]
- ^ Панксепп, 2000. [ нужна полная цитата ]
- ^ Брикман и Кэмпбелл, 1971. [ нужна полная цитата ]
- ^ Камминс и Лау, 2004. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кольберг, Левин и Хевер, 1983. [ нужна полная цитата ]
- ^ Пиаже, 1952. [ нужна полная цитата ]
- ^ Марсия, 1980. [ нужна полная цитата ]
- ^ Берридж, 2004. [ нужна полная цитата ]
- ^ Льюис, 2000а. [ нужна полная цитата ]