Культурное разнообразие в Пуэрто-Рико
Неиспаноязычное культурное разнообразие в Пуэрто-Рико и основная основа пуэрто-риканской культуры начались со смешения испанской, таино и африканской культур в начале 16 века. В начале 19 века культура Пуэрто-Рико стала более разнообразной с прибытием сотен семей из неиспаноязычных стран, таких как Корсика , Франция , Германия и Ирландия . В меньшей степени другие поселенцы прибыли из Ливана , Китая , Португалии и Шотландии .
Факторы, которые способствовали иммиграции неиспаноязычных семей в Пуэрто-Рико, включали начало Второй промышленной революции и широко распространенные неурожаи в Европе. Все это, а также распространение эпидемии холеры, произошло в то время, когда среди испанских подданных двух последних колоний Испании в Западном полушарии — Пуэрто-Рико и Кубы — росло стремление к независимости.
Как следствие, испанская корона пошла на уступки, учредив «Real Cédula de Gracias de 1815» ( Королевский указ о милостях 1815 года ), который позволял европейским католикам селиться на острове с земельными наделами внутри острова при условии, что они согласились платить налоги и продолжать поддерживать католическую церковь. [1] В 1870 году испанские суды также приняли «Acta de Culto Condicionado» (Закон об условном культе), закон, предоставляющий право на свободу вероисповедания всем тем, кто хотел поклоняться другой религии, кроме католической.
В Пуэрто-Рико они переняли местные обычаи и вступили в брак с местными жителями. Одним из последствий диверсификации культур является то, что многие пуэрториканцы и люди пуэрториканского происхождения имеют неиспаноязычные фамилии. Пуэрториканские фамилии не ограничиваются испанскими. Пуэрториканцы обычно используют фамилии отца и матери. Таким образом, нет ничего необычного в том, чтобы найти кого-то с неиспаноязычной фамилией и латиноамериканской фамилией. Двумя примерами являются Рамон Пауэр и Хиральт и Деметрио О'Дейли и Пуэнте . Оба этих пуэрториканца имеют ирландскую фамилию отца и испанскую фамилию матери. [2]
Другие факторы, такие как Великая депрессия и Вторая мировая война, способствовали массовой миграции пуэрториканцев на материковую часть Соединенных Штатов. Многие пуэрториканцы женились на неиспаноязычных и имели детей пуэрториканского происхождения, у которых были написаны неиспаноязычные фамилии. [2]
С 2007 года правительство Пуэрто-Рико выдает «Свидетельства о гражданстве Пуэрто-Рико» всем, кто родился в Пуэрто-Рико, или всем, кто родился за пределами Пуэрто-Рико, хотя бы один из родителей родился в Пуэрто-Рико. [3] [4] Гражданство Пуэрто-Рико было впервые законодательно закреплено Конгрессом США в статье 7 Закона Форейкера 1900 года. [5] и позже признан в Конституции Пуэрто-Рико . [6] [7] Гражданство Пуэрто-Рико существовало до захвата США островов Пуэрто-Рико и продолжалось после этого. [6] [8]
Вклад неиспаноязычных людей в музыку, искусство, литературный язык, кухню, религию и наследие сыграл важную роль в развитии современной пуэрто-риканской культуры. Смесь как латиноамериканской, так и неиспаноязычной иммигрантской культуры очевидна в политических, коммерческих и религиозных структурах острова.
Первые поселенцы
[ редактировать ]
Первыми людьми из Европы, прибывшими в Пуэрто-Рико, были испанские конкистадоры . Остров, носивший название Борикен, в то время был населен индейцами таино . Многие евреи, также известные как «конверсо», приехали в Пуэрто-Рико в составе испанских экипажей. Евреев, прибывших и поселившихся в Пуэрто-Рико, называли «криптоевреями» или «тайными евреями». Когда криптоевреи прибыли на остров Пуэрто-Рико, они надеялись избежать религиозного контроля, но инквизиция последовала за колонистами. Инквизиция не поддерживала роту или религиозный суд в Пуэрто-Рико. Однако еретиков записывали и при необходимости передавали региональным инквизиционным трибуналам в Испании или где-либо еще в западном полушарии. В результате многие тайные евреи поселились в отдаленных горных районах острова вдали от сосредоточенных центров власти в Сан-Хуане и жили спокойной жизнью. Они практиковали крипто-иудаизм, то есть тайно практиковали иудаизм, публично заявляя, что они католики. [9]
Многие испанцы вступали в брак с женщинами таино, и большая часть культуры таино была смешана с испанской культурой. Многие пуэрториканцы сегодня сохраняют языковые особенности таино, методы ведения сельского хозяйства, способы питания, медицину, методы рыболовства, технологии, архитектуру, устную историю и религиозные взгляды. Многие традиции, обычаи и обычаи таино сохранились. [10]
К 1570 году золотые прииски были объявлены исчерпанными драгоценным металлом. После того, как добыча золота на острове подошла к концу, испанская корона обошла Пуэрто-Рико, переместив западные морские пути на север. Остров стал в первую очередь гарнизоном для тех кораблей, которые проходили по пути в более богатые колонии или из них. [11] [12]
Африканцы
[ редактировать ]
Свободные африканские люди сопровождали вторгшихся испанских конкистадоров . Испанцы поработили таино (коренных жителей острова), и многие из них погибли в результате репрессивных колониальных усилий испанцев. Это представляло проблему для королевского правительства Испании, которое полагалось на рабство для укомплектования горнодобывающей промышленности и строительства фортов. «Решение» Испании: импортировать порабощенных западноафриканцев. В результате большинство африканских народов, прибывших в Пуэрто-Рико, сделали это в результате работорговли со стороны многих различных обществ африканского континента. [12] Рабы были крещены католической церковью и приняли фамилии своих владельцев. [13]
Испанский указ 1664 года предложил свободу и землю африканцам из неиспанских колоний, таких как Ямайка и Сент-Доминик (Гаити), которые иммигрировали в Пуэрто-Рико и предоставили базу населения для поддержки пуэрториканского гарнизона и его фортов. Те свободные люди, которые заселили западную и южную части острова, вскоре переняли образ жизни и обычаи испанцев. Некоторые присоединились к местной милиции, которая сражалась с британцами в их многочисленных попытках вторгнуться на остров. Сбежавшие африканские рабы сохранили фамилии своих бывших хозяев; свободные африканцы, эмигрировавшие из Вест-Индии, тоже имели европейские фамилии от этих колонистов. Такие фамилии, как правило, были либо британскими, либо французскими. Поэтому пуэрториканцы африканского происхождения обычно имели неиспанские фамилии. [12]
Потомки бывших африканских рабов сыграли важную роль в развитии политической, экономической и культурной структуры Пуэрто-Рико. Они преодолели множество препятствий и заявили о своем присутствии своим вкладом в развлечения, спорт, литературу и научные учреждения острова. Их вклад и наследие до сих пор ощущаются в искусстве, музыке, кухне и религиозных верованиях Пуэрто-Рико в повседневной жизни. В Пуэрто-Рико 22 марта известен как «День отмены смертной казни», и этот праздник отмечают жители острова. [14]
Ирландцы
[ редактировать ]
С 16 по 19 века в Пуэрто-Рико была значительная ирландская иммиграция по ряду причин. В 16 веке многие ирландцы, известные как « дикие гуси », бежали из английской армии и присоединились к испанской армии. Некоторые из этих мужчин были размещены в Пуэрто-Рико и остались там после завершения военной службы в Испании. [15] В XVIII веке на остров были отправлены такие люди, как фельдмаршал Алехандро О'Рейли и полковник Томас О'Дейли, чтобы обновить укрепления столицы. [16] Позже О'Рейли был назначен губернатором колониальной Луизианы в 1769 году, где он стал известен как «Кровавый О'Рейли». [17]
Среди членов семьи О'Нил, чей вклад в культуру Пуэрто-Рико сегодня очевиден, - Гектор О'Нил, политик и мэр. [18] Ана Мария О'Нил , педагог, писатель и защитник прав женщин . [19] и Мария де Матер О'Нил , художница, литограф и профессор.
французы
[ редактировать ]
Иммиграция французов в Пуэрто-Рико началась в результате экономических и политических условий в таких местах, как Луизиана (США) и Сен-Доминго (Гаити). С началом французско-индийской войны, также известной как Семилетняя война (1754–1763), между Королевством Великобритании и его североамериканскими колониями против Франции, многие французские поселенцы бежали в Пуэрто-Рико. [20] Во время восстания в Сен-Доминго (Гаити) в 1791 году рабы были организованы в армию во главе с самопровозглашенным генералом Туссеном Лувертюром и восстали против французов. Окончательная победа рабов над своими белыми хозяевами произошла после битвы при Вертьере в 1803 году. [21] Французы бежали в Санто-Доминго и направились в Пуэрто-Рико. Оказавшись там, они поселились в западном регионе острова в таких городах, как Маягуэс. Благодаря своему опыту они помогли развить сахарную промышленность острова, превратив Пуэрто-Рико в мирового лидера по экспорту сахара. [22] Французская иммиграция из материковой Франции и ее территорий в Пуэрто-Рико была самой большой по численности, уступая только испанским иммигрантам, и сегодня большое количество пуэрториканцев могут заявлять о своем французском происхождении; 16 процентов фамилий на острове либо французские, либо франко-корсиканские. [23]
и искусстве острова Их влияние на культуру Пуэрто-Рико очень заметно и проявляется в кухне , литературе . [24] Вклад пуэрториканцев французского происхождения, таких как Мануэль Грегорио Таварес, Нилита Вьентос Гастон и Фермин Тангуис, можно найти, помимо прочего, в области музыки, [25] образование [26] и наука. [27]
Королевский указ милостей 1815 г.
[ редактировать ]
К 1825 году Испанская империя потеряла все свои территории в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. Однако эти два владения требовали большей автономии с момента формирования движений за независимость в 1808 году. Понимая, что ей грозит опасность потерять две оставшиеся карибские территории, испанская корона возобновила Королевский указ о милостях 1815 года.
Указ был напечатан на трех языках — испанском, английском и французском — с намерением привлечь европейцев неиспанского происхождения в надежде, что движения за независимость потеряют свою популярность и силу с прибытием новых поселенцев.
В соответствии с Испанским королевским указом о милостях иммигрантам была предоставлена земля и первоначально выдано «Письмо о месте жительства» после присяги на верность испанской короне и католической церкви. Через пять лет они могли запросить «Письмо о натурализации», которое сделало бы их подданными Испании. Королевский указ был предназначен для европейцев неиспаноязычного происхождения, а не для азиатов или людей, которые не были христианами. [1]
В 1897 году испанские кортесы также предоставили Пуэрто-Рико Хартию автономии, которая признала суверенитет острова и право на самоуправление. К апрелю 1898 года был избран и призван к порядку первый законодательный орган Пуэрто-Рико.
Голод
[ редактировать ]Во второй половине XVIII — начале XIX веков в Европе произошло множество экономических и политических изменений. С приходом Второй промышленной революции сотни сельскохозяйственных рабочих бросили свою работу в сельском хозяйстве и переехали в более крупные города в поисках более высокооплачиваемой работы. Те, кто остался и обрабатывал свои сельскохозяйственные угодья, пострадали от таких болезней, как эпидемия холеры, а также последствий повсеместного неурожая из-за длительных периодов засухи и картофельного грибка, вызвавшего Великий голод в Ирландии 1840-х годов. В Европе был широко распространен голод. В Ирландии голод унес жизни более миллиона ирландцев и привел к появлению почти двух миллионов беженцев.
Корсиканцы
[ редактировать ]
Остров Пуэрто-Рико по географии очень похож на остров Корсику и поэтому привлекал многих корсиканцев, желающих начать «новую» жизнь. Сотни корсиканцев и членов их семей иммигрировали в Пуэрто-Рико еще в 1830 году, а пик их численности пришелся на начало 1900-х годов. [1] Первые испанские поселенцы заселили и владели землей в прибрежных районах, корсиканцы, как правило, заселили гористую юго-западную часть острова, прежде всего в городах Адьюнтас , Ларес , Утуадо , Понсе , Коамо , Яуко , Гуаянилья и Гуаника . Однако именно Яуко, богатые сельскохозяйственные районы которого привлекли большинство корсиканских поселенцев. Тремя основными культурами в Яуко были кофе, сахарный тростник и табак. Новые поселенцы посвятили себя выращиванию этих культур, и за короткий период времени некоторые даже смогли владеть и управлять собственными продуктовыми магазинами. Однако именно на выращивании кофейных зерен они заработали свое состояние. Потомкам корсиканских поселенцев также суждено было стать влиятельными в области образования, литературы, журналистики и политики. [28]
Сегодня город Яуко известен как «Корсиканский город» и «Кофейный город». В Яуко есть мемориал с надписью: «Памяти наших граждан корсиканского происхождения, Франция, которые в C19 укоренились в нашей деревне, которые обогатили нашу культуру своими традициями и помогли нашему прогрессу своим самоотверженным трудом - Муниципалитет Яуко отдает им должное». Корсиканский элемент Пуэрто-Рико очень заметен, распространены корсиканские фамилии, такие как Паоли, Негрони и Фратичелли. [29]
Немцы
[ редактировать ]
Немецкие иммигранты прибыли в Пуэрто-Рико из Кюрасао и Австрии в начале 19 века. Многие из этих первых немецких иммигрантов открыли склады и предприятия в прибрежных городах Фахардо, Арройо, Понсе, Маягуэс, Кабо Рохо и Агуадилья. Одной из причин, по которой эти бизнесмены обосновались на острове, было то, что Германия в основном зависела от Великобритании в поставках таких товаров, как кофе, сахар и табак. Создав предприятия по экспорту и импорту этих и других товаров, Германия больше не должна была платить Англии высокие пошлины. Не все иммигранты были бизнесменами — некоторые были учителями, фермерами и квалифицированными рабочими. [30]
В Германии вспыхнули европейские революции 1848 года , приведшие к созданию Франкфуртского парламента. В конечном итоге довольно ненасильственная «революция» провалилась. Разочарованные, многие немцы иммигрировали в Америку и Пуэрто-Рико, получив прозвище «Сорок восемь». Большинство из них прибыли из Эльзас-Лотарингии , Бадена , Гессена , Рейнланда и Вюртемберга . [31] Немецкие иммигранты смогли поселиться в прибрежных районах и основать свой бизнес в таких городах, как Фахардо, Арройо, Понсе, Маягуэс, Кабо Рохо и Агуадилья. Те, кто ожидал бесплатной земли в соответствии с условиями испанского королевского указа, поселились в центральных горных районах острова в таких городах, как Адьюнтас, Айбонито и Сиалес, среди других. Они зарабатывали на жизнь сельским хозяйством и в некоторых случаях становились владельцами плантаций сахарного тростника. Другие посвятили себя рыбной промышленности. [32]
В 1870 году испанские суды приняли «Acta de Culto Condicionado» (Закон об условном культе), закон, предоставляющий право на свободу вероисповедания всем тем, кто хотел поклоняться другой религии, кроме католической. Англиканская церковь Iglesia Santísima Trinidad была основана немецкими и английскими иммигрантами в Понсе в 1872 году. [32]
К началу 20 века многие потомки первых немецких поселенцев стали успешными бизнесменами, педагогами и учеными и были среди пионеров телеиндустрии Пуэрто-Рико. Среди успешных предприятий, созданных немецкими иммигрантами в Пуэрто-Рико, были Mullenhoff & Korber, Frite, Lundt & Co., Max Meyer & Co. и Feddersen Willenk & Co. Korber Group Inc., одно из крупнейших рекламных агентств Пуэрто-Рико, было основано потомки Уильяма Корбера. [33]
Китайцы
[ редактировать ]Когда 6 мая 1882 года Соединенные Штаты приняли Закон об исключении китайцев, многие китайцы в Соединенных Штатах бежали в Пуэрто-Рико, на Кубу и другие страны Латинской Америки. Они создали небольшие ниши и работали в ресторанах и прачечных. Закон об исключении китайцев — федеральный закон США, приостановивший иммиграцию из Китая. После испано-американской войны Испания уступила Пуэрто-Рико Соединенным Штатам на условиях, установленных Парижским договором 1898 года. Китайским рабочим в Соединенных Штатах было разрешено ездить в Пуэрто-Рико. Некоторые работали в сахарной промышленности острова, но большинство работали над восстановлением инфраструктуры и железнодорожной системы Пуэрто-Рико. Многие рабочие Пуэрто-Рико решили поселиться на острове навсегда.
Различные предприятия называются «Лос Чинос» («Китайцы»), а долина в городе Маунабо, Пуэрто-Рико, называется «Кебрада Лос Чинос» («Китайский ручей»). [34] Буддийский центр Падмасамбхава, последователи которого исповедуют тибетский буддизм , имеет филиал в Пуэрто-Рико. [35]
После испано-американской войны
[ редактировать ]Пуэрто-Рико было передано Испанией Соединенным Штатам в конце испано-американской войны в 1898 году. Почти сразу же Соединенные Штаты начали процесс « американизации » Пуэрто-Рико. Американская оккупация привела к полным изменениям в экономике и государственном устройстве Пуэрто-Рико . [36] Процесс «американизации» острова оказал непосредственное влияние на политическую, коммерческую, военную и спортивную культуру пуэрториканцев. Бейсбол , зародившийся в Англии 18-го века, а затем получивший развитие в Соединенных Штатах, был завезен на остров группой пуэрториканцев и кубинцев, которые изучили этот вид спорта в Соединенных Штатах. Этим видом спорта также занимались американские солдаты, которые организовывали игры в рамках своих тренировок. Оккупационные вооруженные силы также познакомили пуэрториканцев с боксом и баскетболом. [37]
Многие солдаты неиспаноязычного происхождения, направленные на военные базы в Пуэрто-Рико, предпочитают остаться и жить на острове. В отличие от своих собратьев, поселившихся в США сплоченными этническими общинами, эти люди вступали в брак с пуэрториканцами и переняли язык и обычаи острова, тем самым полностью интегрируясь в общество своей новой родины. [37]
Евреи
[ редактировать ]
Несмотря на то, что первые евреи, прибывшие и поселившиеся в Пуэрто-Рико, были «криптоевреями» или «тайными евреями», еврейская община на острове процветала только после испано-американской войны. Американские солдаты еврейского происхождения были направлены на военные базы в Пуэрто-Рико, и многие предпочли остаться и жить на острове. Большое количество еврейских иммигрантов начало прибывать в Пуэрто-Рико в 1930-х годах в качестве беженцев из оккупированной нацистами Европы. Большинство из них поселилось в столице острова Сан-Хуане, где в 1942 году они основали первый еврейский общинный центр Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является домом для самой большой и богатой еврейской общины Карибского бассейна, насчитывающей почти 3000 еврейских жителей. [38] Пуэрто-риканские евреи внесли большой вклад в образ жизни Пуэрто-Рико. Их вклад можно найти, помимо прочего, в сферах образования, торговли и развлечений. Среди многих успешных предприятий, которые они основали, - Supermercados Pueblo (Супермаркеты Пуэбло), Almacenes Kress (магазин одежды), Doral Bank, Pitusa и Me Salvé. [39] [40] [41]
Кубинская революция
[ редактировать ]Кубинская революция 1959 года повлияла на массовую иммиграцию китайцев и евреев на остров. В 1959 году тысячи деловых китайцев бежали с Кубы после успеха Кубинской революции под руководством Фиделя Кастро . Одним из результатов коммунистической революции было то, что государство взяло под свой контроль частную собственность и национализировало все частные предприятия. Большинство кубинских китайцев бежали за границу, и среди мест, где многие из них поселились, были Пуэрто-Рико, Майами и Нью-Йорк. [42] Кроме того, почти все из 15 000 кубинских евреев уехали в изгнание. Большинство из них также бежали в Майами и Пуэрто-Рико. [43]
Миграция из Пуэрто-Рико в США
[ редактировать ]
Пуэрториканцы были гражданами Испании до того, как Пуэрто-Рико было передано Соединенным Штатам в соответствии с условиями Парижского договора 1898 года. После передачи Пуэрто-Рико они стали гражданами Пуэрто-Рико . До 1917 года, когда Конгресс США принял Закон Джонса-Шафрота , широко известный как Закон Джонса, который предоставил пуэрториканцам гражданство США. [44] Пуэрториканцы, переехавшие в Нью-Йорк, считались иммигрантами. Позже несколько факторов способствовали и привели к тому, что стало известно как «Великая миграция» пуэрториканцев в Нью-Йорк. Это были следующие: Великая депрессия , Вторая мировая война и появление авиаперевозок.
Великая депрессия, распространившаяся по всему миру, затронула и Пуэрто-Рико. Поскольку экономика острова зависела и до сих пор зависит от экономики Соединенных Штатов, на острове сильно ощущался крах американских банков и промышленности. В результате выросла безработица, и многие семьи бежали на материковую часть США в поисках работы. [45]
Начало Второй мировой войны открыло двери мигрантам ко многим рабочим местам. Поскольку большая часть мужского населения США была отправлена на войну, внезапно возникла потребность в людях, чтобы заполнить оставшиеся рабочие места. Пуэрториканские мужчины и женщины нашли работу на фабриках и в судовых доках, производя как товары для дома, так и военные товары. [46]
Появление авиаперевозок предоставило пуэрториканцам доступный и быстрый способ добраться до Нью-Йорка. В конце концов некоторые пуэрториканцы приняли материковую часть Соединенных Штатов в качестве своего дома и женились на неиспаноязычных людях. Их дети были пуэрториканцами по происхождению и имели неиспаноязычные фамилии. [46]
Пуэрториканцы с неиспаноязычными фамилиями
[ редактировать ]Культурное влияние, которое иммигранты происхождения из неиспаноязычных стран оказали на Пуэрто-Рико, также проявляется в неиспаноязычных фамилиях (как по отцовской, так и по материнской линии) многих пуэрториканцев и людей пуэрториканского происхождения. [2] Ниже приводится список исключительно пуэрториканцев или людей пуэрториканского происхождения с неиспаноязычными фамилиями, который не предназначен для отражения этнической принадлежности перечисленных лиц. В этот список также входят люди пуэрториканского происхождения, родившиеся в Соединенных Штатах, а также мужчины и женщины, принявшие Пуэрто-Рико своей родиной. [примечание 1]
Известные пуэрториканцы и люди пуэрториканского происхождения с неиспаноязычными фамилиями. |
Китайское происхождение
Корсикано-итальянское происхождение
Чешское происхождение
Французское происхождение
Немецкое происхождение
| (немецкое происхождение - продолжение)
Ирландско-англо-шотландское происхождение
еврейское происхождение
Ливанское происхождение
|
См. также
[ редактировать ]Примечание
[ редактировать ]- ^ Ссылки на тех, кто указан в статьях, можно найти в вики-ссылках на соответствующую статью. Известные пуэрториканцы или люди пуэрториканского происхождения, перечисленные без статьи, имеют ссылку рядом с их именем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Генеральный архив Пуэрто-Рико: Документы, заархивированные 18 октября 2007 г., в Wayback Machine, полученные 3 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Материковый проход: культурная аномалия Пуэрто-Рико»; автор: Рамон Э. Сото-Креспо; Издатель: Университет Миннесоты Пресс; ISBN 0816655871 ; ISBN 978-0816655878
- ^ «(Испанский) Заявление на получение гражданства. Государственный департамент Пуэрто-Рико» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [1] Государственный департамент выдаст свидетельства о гражданстве Пуэрто-Рико.
- ^ Иммигранты из Пуэрто-Рико: Справочник для учителей и студентов. Архивировано 6 ноября 2020 г. в Wayback Machine Уоррена Стивенсона, Джошуа Романо, Кейтлин Куинн-Стернс и Томаса Кеннеди. Государственный университет Фитчбурга. Иммиграция и американская идентичность, доктор Лора Бейкер. Программа ТАХ. Лето 2009 г. Страница 2. Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «LEY FORAKER DEL 1900 DE PUERTO RICO EN LEXJURIS.COM» . www.lexjuris.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 31 июля 2011 г. Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ (испанский) 97 DTS 135 -- Рамирес де Феррер против. Мари Брас
- ^ Пуэрто-Рико: Слушания в Комитете по энергетике и природным ресурсам. Сенат США. 109-й Конгресс, 2-я сессия по докладу президентской рабочей группы о статусе Пуэрто-Рико. 15 ноября 2006 г. стр. 114.
- ^ Васкес, Ларица (8 декабря 2000 г.). «Евреи в Пуэрто-Рико» . Эль Нуэво Диа (на испанском языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года.
- ^ Талиман, Валери. Нация таино жива и сильна. [ постоянная мертвая ссылка ] Индийская страна сегодня. 24 января 2001 г. Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Первый западноафриканец на острове Санта-Крус? Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine , проверено 20 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Африканские аспекты личности пуэрториканцев, автор (покойный) доктор Роберт А. Мартинес, Колледж Баруха . (Архивировано из оригинала 20 июля 2007 г.)
- ^ Бартоломе де лас Касас. Университет штата Орегон. Архивировано 26 декабря 2002 г. в Wayback Machine , проверено 20 июля 2007 г.
- ↑ Энциклопедия дней . Архивировано 7 августа 2007 г., в Wayback Machine . Проверено 8 августа 2007 г.
- ^ «Ирландская и шотландская военная миграция в Испанию» . Тринити-колледж в Дублине. 29 ноября 2008 г. Проверено 26 мая 2008 г.
- ^ «Кельтская связь» . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ↑ Алехандро О'Рейли 1725–1794 . Архивировано 5 декабря 2008 г. в Wayback Machine , проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Документ без названия» . especiales.elnuevodia.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ↑ Биографии . Архивировано 18 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Кому подходит LASIK, а кому нет» www.historicalpreservation.org Архивировано из оригинала 27 марта 2009 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Туссен Л'Увертюр: Биография и автобиография Дж. Р. Берда, 1863 г.
- ^ «Гаитянская революция» . Архивировано из оригинала 9 августа 2007 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ↑ Корсиканская иммиграция в Пуэрто-Рико. Архивировано 28 октября 2007 г. в Wayback Machine , проверено 31 июля 2007 г.
- ^ «Сохраняя нашу традиционную пуэрториканскую кухню | Boricua.com» . 23 февраля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мануэль Грегорио Таварес. Архивировано 30 декабря 2013 г. в Энциклопедии Wayback Machine , Пуэрто-Рико. Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Женщины, креольская идентичность и интеллектуальная жизнь в Пуэрто-Рико начала двадцатого века ; Магали Рой-Фекьер, Хуан Флорес, Эмилио Пантохас-Гарсия; Опубликовано издательством Temple University Press, 2004 г.; ISBN 1-59213-231-6 , ISBN 978-1-59213-231-7
- ↑ Ранние годы Тангуиса. Архивировано 18 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Корсиканская иммиграция в Пуэрто-Рико» . Архивировано из оригинала 28 октября 2007 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ↑ Корсиканские иммигранты в Пуэрто-Рико , данные получены 31 июля 2007 г.
- ^ «Доктор Урсула Акоста: Генеалогия: моя страсть и хобби» .
- ^ [Бройниг, Чарльз (1977), Эпоха революции и реакции, 1789–1850 ( ISBN 0-393-09143-0 )]
- ^ Jump up to: а б «Германское присутствие в Пуэрто-Рико» . www.preb.com .
- ^ "Группа" . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кебрада Лос Чинос» . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года.
- ^ «Буддийские веб-ссылки BuddhaNet: веб-сайты тибетского буддизма» . www.buddhanet.net .
- ^ Сафа, Хелен (22 марта 2003 г.). «Изменение форм гегемонии США в Пуэрто-Рико: влияние на семью и сексуальность» . Городская антропология и исследования культурных систем и мирового экономического развития . Проверено 3 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б газета «Примера Гора»; «Были другие времена»; автор: Алекс Фигероа Отмена, 20 июля 2008 г.
- ^ Виртуальный тур по еврейской истории Пуэрто-Рико , Еврейская виртуальная библиотека , дата обращения 12 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Топпель, 84 года, магнат супермаркетов, филантроп , Palm Beach Post , дата обращения 9 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Компании Пуэрто-Рико. Архивировано 3 мая 2005 г. в Wayback Machine , Right Management , дата обращения 10 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Работайте усердно и постоянно совершенствуйтесь. (Исраэль Копель, президент Almacenes Pitusa) (10 крупнейших бизнес-лидеров Пуэрто-Рико: 1991 г.) , Карибский бизнес , дата обращения 9 января 2009 г.
- ^ Тунг, Ларри (июнь 2003 г.). «Кубинские китайские рестораны» . Готэмская газета . Проверено 14 сентября 2008 г.
- ↑ Люкснер, Ларри, «Евреи Пуэрто-Рико пускают корни на острове с небольшой еврейской историей». Архивировано 7 ноября 2005 г. в Wayback Machine , Luxner News , проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Левинсон, Сэнфорд; Воробей, Варфоломей Х. (2005). Покупка Луизианы и американская экспансия: 1803–1898 гг . Нью-Йорк: Издательство Rowman & Littlefield. стр. 166, 178.
Гражданство США было распространено на жителей Пуэрто-Рико на основании Закона Джонса, гл. 190, 39 Стат. 951 (1971) (кодифицировано в 48 USC § 731 (1987)
- ^ «Великие депрессии двадцатого века: подтверждающие данные и код // Исследовательская база данных» . www.greatdepressionsbook.com .
- ^ Jump up to: а б «LAS WACS» — Участие пуэрториканских женщин во Второй мировой войне; автор: Кармен Гарсиа Росадо; стр. 60; 1-й. Издание опубликовано в октябре 2006 г.; 2-е исправленное издание, 2007 г.; Реестр интеллектуальной собственности ELA (правительство Пуэрто-Рико) № 06-13P-)1A-399; Библиотека Конгресса США, TXY 1-312-685.
- ^ «Ванкувер приветствует мир – CNN.com» . www.cnn.com .
- ^ «Нью-Йорк Дейли Ньюс Хуан Мануэль Гарсия Пассалаква» . Нью-Йорк Дейли Ньюс .
- ^ Вестник Пуэрто-Рико
- ^ «Министерство жилищного строительства и городского развития США» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Лаяс
- ^ Правда, вот оно. «Почему Джером Гарффер добился такого успеха на уровне суда?» – через www.wapa.tv. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Главные герои нашей истории» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2010 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Даннинг, Дженнифер (2 сентября 1996 г.). «Мигель Годро, ведущий танцор Элвина Эйли, умер в 49 лет» – через NYTimes.com.
- ^ «Стадион Хуана Рамона Лубриэля - Баямон, Пуэрто-Рико» (на испанском языке). Островитяне Пуэрто-Рико. 23 августа 2008 г. Проверено 26 августа 2008 г.
- ^ «Хоакин Мульерт» .
- ^ Хирургия на службе теологии .
- ^ «Суффронт, Эвелин» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ ПУЭРТО-РИКО» (PDF) .
- ^ «Путешественник школы прерий» . www.prairieschooltraveler.com .
- ^ «Выпуски новостей на телевидении Пуэрто-Рико» . www.prfrogui.com .
- ^ «ПульсоРок.Ком» . www.facebook.com .
- ^ Резюме Николаса Мора – через www.bookrags.com.
- ^ Биография Антологии Хита
- ^ Шоу должно продолжаться: как смерть главных актеров повлияла на телевидение Дуглас Снауффер, Джоэл Турм. Макфарланд пресс. п. 74.
- ^ «Фредди Принц-младший. com» . Freddieprinzejr.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2010 г. Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ «pacificnews.org» . news.pacificnews.org . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ 82 Конвенция Сигма . Пуэрто-Рико: Fi Sigma Alfa. Октябрь 2010. с. 7.
- ^ «Вальдемар Шмидт скончался» .
- ^ Конкурс красоты Мисс Вселенная 1974 года.
- ^ Фернандес-Марина, Рамон (2006). «Культурные стрессы и шизофреногенез у матери-единицы в Пуэрто-Рико». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 84 (17): 864–877. дои : 10.1111/j.1749-6632.1960.tb39120.x . ПМИД 13698956 . S2CID 72130248 .
- ^ «Немецкие фамилии – значения и происхождение» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Вестник Пуэрто-Рико
- ^ Jump up to: а б Крус Монклова, Лидио, История Пуэрто-Рико в XIX веке, 3 тома, УПО, Рио-Пьедрас, 1958; 1972 год; 1974)
- ↑ Американский идол: Скотти МакКри, названный Дженнифер Лопес «настоящим артистом», подтверждает пуэрториканское наследие от Fox News, 5 мая 2011 г.
- ^ "prpop Популярная культура Пуэрто-Рико Шэрон Райли" . Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «Конкурс Мисс Вселенная 1986» . Архивировано из оригинала 6 января 2013 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Пол Робер Уокер (1988). «Путь Джибаро». Гордость Пуэрто-Рико: жизнь Роберто Клементе . США: Harcourt Brace & Company. п. 3 . ISBN 0-15-307557-0 .
Отец Роберто, Дон Мельчор Клементе, работал бригадиром на сахарных полях.
- ^ «Популярная культура Пуэрто-Рико» . Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «Игроки - Биография Берни Уильямса» . baseballbiography.com . Проверено 9 сентября 2008 г.
- ^ «Хеджбрук» . Архивировано из оригинала 21 июля 2009 года.
- ^ [2] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Размышления о столетии приобретения Пуэрто-Рико Соединенными Штатами. Архивировано 20 октября 2012 г. в Wayback Machine , Йельский университет , дата обращения 9 января 2009 г.
- ^ Блог Левина Моралеса: http://www.historica.us
- ^ «самая высокопоставленная латиноамериканка на сетевом телевидении» . Архивировано из оригинала 20 марта 2016 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «День в роке, 27 октября: певец Aerosmith возглавит Led Zeppelin? - Опрос Зала славы Metallica - Семейное убийство Дженнифер Хадсон - Мировой рекорд по попытке Fall Out Boy и другие главные новости рок-музыки дня» . www.antimusic.com .