Мини концепт-кары
Было выпущено несколько Mini концепт-каров , созданных для демонстрации будущих идей и будущих моделей на международных автосалонах.
Для эпохи БМВ
[ редактировать ]9X (с 1967 по 1979 год)
[ редактировать ]С 1967 по 1979 год Алек Иссигонис работал над разработкой замены Mini в виде экспериментальной модели под названием 9X. [ 1 ] [ 2 ] Модель 9X была разработана на основе остатков предыдущего проекта в 1966 году, когда Innocenti запросила для итальянского рынка Mini меньшего размера, известную как Mini-Mini, а позже — Innocenti 750 — с новой коробкой передач, работающей в поддоне, и оснащенной ультра- компактный двигатель с объемом от 750 до 1000 куб.см. Однако исследования рынка в BMC сомневались, что для такого автомобиля найдется рынок за пределами Италии, где он не сможет конкурировать с Fiat 500 по цене, хотя его двигатель и коробка передач будут перенесены на 9X. [ 3 ] [ 4 ] Из-за политики внутри British Leyland (которая теперь образовалась в результате слияния материнской компании BMC British Motor Holdings и Leyland Motor Corporation ) автомобиль так и не поступил в производство.
В 9X были устранены многие инженерные недостатки оригинальной конструкции Иссигониса, а именно: ее сложность, жесткая езда и плохая механическая обработка, вызванная компоновкой коробки передач в поддоне. Первый полностью спроектированный прототип имел более короткую колесную базу, чем Mini, но в целом был на четыре дюйма короче. Он также был немного шире и предлагал значительно больше внутреннего пространства плюс кузов хэтчбека . Отдельные подрамники Mini были удалены, а конструкция рамы кузова значительно упростилась: для сборки 9X требовалось менее половины количества отдельных деталей, чем для Mini.
Силовой агрегат представлял собой совершенно новую четырехцилиндровую конструкцию с верхним распределительным валом с ременным приводом . Картер и головка блока цилиндров были изготовлены из алюминиевого сплава, а блок — из чугуна, причем все три секции скреплялись длинными сквозными болтами. Конструкция этого двигателя была идентична оригинальному двигателю Austin Seven , и аналогичные идеи были пересмотрены в 1980-х годах для двигателя Rover K-Series . Объем прототипа составлял 1000 куб.см, а версии с объемом двигателя до 750 куб.см, а также шестицилиндровые версии, которые при этом были достаточно компактными для поперечной установки. Выходная мощность составляла 60 лошадиных сил на литр (по сравнению с примерно 40 л.с./литр у существующего двигателя серии A ), а новый двигатель был значительно легче. двигателя Для сокращения объема технического обслуживания и количества деталей генератор был встроен в маховик (обычная практика на мотоциклах ).
Коробка передач была установлена позади и под двигателем в отдельном кожухе, а не использовала общий масляный поддон двигателя. Это снизило уровень шума, создаваемый раздаточными механизмами трансмиссии Mini, и позволило лучше контролировать шунтирование трансмиссии и вибрацию.
От системы подвески Hydrolastic, разработанной Алексом Моултоном, отказались в пользу более традиционной системы со стойками МакФерсон спереди и торсионной балкой сзади. Это снизило производственные затраты, потенциально снизило количество претензий по гарантии и позволило сделать езду более комфортной.
По сути, 9X был идентичен по концепции более поздним европейским супермини , таким как Fiat 127 , Peugeot 104 , Renault 5 и Volkswagen Polo , но был задуман за несколько лет до выпуска первого из этих автомобилей. Иссигонис также разработал планы по созданию более крупного пятидверного 9X, известного как 10X. [ 5 ] на 90-дюймовой (2286 мм) или 96-дюймовой (2438 мм) колесной базе против трехдверной 80-дюймовой (2036 мм) колесной базы второго построенного прототипа 9X. Эта увеличенная версия 10X разделяла многие детали конструкции, подвески и трансмиссии с «миниатюрной» 9X и была предложением Иссигониса, призванным стать преемником его собственной разработки ADO16 . Иссигонис также будет проводить сравнения, основанные на расширенном 9X размером 10 футов 6 дюймов. [ 6 ]
Проект Муравей - Мини-бочка (1968)
[ редактировать ]Проект Ant работал параллельно с 9X Иссигониса и представлял собой план сохранить ту же эффективность использования пространства, но быть более дешевым в производстве, менее сложным и сократить трудозатраты на восьмидесяти- или восьмидесятичетырехдюймовой колесной базе. [ 7 ] Проект был отменен в 1968 году; тем не менее, он все равно будет частью более позднего конкурса проектов, проведенного между ним и тем, что стало ADO74 (тогда известным как Project Ladybird) в период с 1972 по 1974 год. [ 8 ] Несмотря на то, что Project Ant показал себя хорошо, особенно с задней подвеской Allegro, в конечном итоге было решено (хотя и не единогласно), что нужен супермини, а не новый Mini. [ 9 ]
Мини-клубник (1967–68)
[ редактировать ]В 1967 году Рой Хейнс присоединился к BMC из Ford Motor Company , и тогдашний управляющий директор Джо Эдвардс поручил ему обновить существующий Mini. Было рассмотрено несколько проектов, в том числе версия с багажником, основанная на Riley/Wolseley Elf/Hornet, и хэтчбек с задней частью, напоминающей Morris Marina , который также был разработан Хейнсом. Все они были отвергнуты, за исключением новой передней части, которая была добавлена к существующему Mini и получила название Clubman. [ 10 ]
Пининфарина Мини
[ редактировать ]В 1967 и 1968 годах компания Pininfarina разработала два концептуальных автомобиля, основанных на моделях BMC 1800 и 1100 . Эти аэродинамические модели Паоло Мартина были отклонены BMC, однако есть свидетельства того, что BMC провела исследование, чтобы рассмотреть мини-версию этого автомобиля без помощи Pininfarina. [ 11 ]
АДО74
[ редактировать ]В 1972 году компания British Leyland начала рассматривать замену тогдашнему 13-летнему Mini, первоначально известному как Project Ladybird. С отменой выпуска 9X под управлением BMC рынок небольших автомобилей остался в руках растущей группы супермини , которые, как и 9X, взяли концепцию Mini и усовершенствовали ее.
Основное улучшение заключалось в осознании того, что невероятно маленький размер Mini не был совершенно необходим. Supermini по-прежнему были намного меньше обычных небольших семейных автомобилей , но были немного больше Mini, что приводило к значительно большему полезному внутреннему пространству без необходимости идти на компромиссы в отношении положения сидений, усовершенствования трансмиссии и низкого уровня оснащения, которые Mini использовал при создании своего автомобиля. просторный, но маленький салон. Итальянский инженер Данте Джакоза долгое время был главным соперником Иссигониса, когда дело доходило до мастерства в дизайне небольших автомобилей, его поперечной (но без коробки передач в поддоне) компоновки двигателя и добавления хэтчбека ( обе идеи, которые сам Иссигонис считал способ улучшения Mini на 9X) послужил образцом для нового поколения супермини.
Компании British Leyland теперь пришлось догонять рынок. В проекте ADO74 рассматривались различные предлагаемые размеры автомобилей: от прямой замены Mini до более традиционного супермини и компактного седана. Неудивительно, что был выбран вариант среднего размера, а предложения по стилю были составлены Харрисом Манном и Джованни Микелотти , и дизайн Манна продолжался. В результате автомобиль стал более чем на 15 дюймов длиннее, чем Mini, а колесная база — на 10 дюймов длиннее. Как и 9X (и большинство его потенциальных конкурентов), в ADO74 использовалась передняя подвеска со стойками МакФерсон , но с независимыми продольными рычагами сзади, как у современной Honda Civic . Мощность должна была исходить от предлагаемых двигателей H-серии, а затем двигателей K-серии. [ 12 ] это были совершенно новые конструкции [ 13 ] это мало было связано с двигателем A-серии, хотя изначально его можно было легко построить с A-серией из-за финансового состояния компании. [ 14 ]
Проект ADO74 продвигался медленно – отчасти из-за продолжающихся корпоративных проблем в BL, а отчасти из-за необходимости внесения многочисленных изменений в конструкцию, запрошенных отделом зарубежных продаж фирмы Leyland International, который считал, что ADO74 слишком традиционен и что он будет лучше создать еще один инновационный автомобиль, чем напрямую конкурировать с устоявшимися конкурентами. Рынок супермини быстро развивался в начале семидесятых, и ADO74 претерпел несколько изменений, чтобы идти в ногу с этими изменениями и не устареть сразу после выпуска. Со временем эти изменения стали настолько существенными, что Б.Л. понял, что лучше начать с нуля. Проект ADO74 был отменен в 1973 году, и его место занял проект ADO88.
АДО88
[ редактировать ]Это был проект «с чистого листа», в котором использовались все знания, полученные в результате отмененного предложения ADO74, под Чарльза «Спена» Кинга общим руководством . Размер нового автомобиля был меньше, чем у существующих супермини, но больше, чем у Mini, чтобы обеспечить полезные улучшения в изысканности, практичности и безопасности, которые требовал рынок. Поскольку превосходное для своих размеров внутреннее пространство Mini по-прежнему было одним из ключевых преимуществ стареющей модели, заданием для ADO88 было то, что автомобиль должен был иметь такой же полезный объем салона, как и конкуренты, но с меньшими внешними размерами.
Бюджетные ограничения означали, что для ADO88 не будет новых силовых агрегатов, вместо этого будут использоваться знакомые агрегаты серии A от Mini вместе с трансмиссией старого автомобиля с коробкой передач в поддоне. Испытания показали, что, несмотря на свой возраст, двигатель по-прежнему обеспечивает весьма конкурентоспособную экономию топлива, поэтому его модернизировали и обновили, чтобы создать поколение A-Plus . Традиционная подвеска 9X и ADO74, а также цельнорезиновые конусные пружины Mini были заменены системой Hydragas, недавно дебютировавшей на Austin Allegro, которая обеспечила значительное улучшение качества езды, а также была намного более компактной, чем стандартная стальная пружина. и установка амортизаторов , что имело решающее значение для обеспечения автомобиля необходимым внутренним пространством.
Это требование также привело к созданию ADO88, несмотря на усилия Харриса Манна . имеющий неизбежно квадратный вид, с почти вертикальным задним люком (по внешнему виду похож на более поздний Fiat Cinquecento ). Этот стиль был очень плохо воспринят клиентскими клиниками, и проект был переименован в LC8 с целью обеспечить более престижный стиль и внешний вид, чтобы сделать автомобиль более конкурентоспособным. Первоначально задуманный как полная замена Mini, LC8 теперь станет самостоятельным автомобилем, заменив более дорогие модели Clubman и 1275GT Mini, в то время как более базовые Mini продолжат свое существование (с некоторыми улучшениями по сравнению с проектом ADO88, такими как как двигатель A-Plus и передние дисковые тормоза) как бюджетная модель. LC8 стал Austin Metro , который первоначально был выпущен в 1980 году как Austin Mini-Metro, чтобы обозначить его статус дополнения к линейке Mini, а не замены.
1994 г. по настоящее время
[ редактировать ]Мини-духовное и тоже духовное (1997)
[ редактировать ]На Женевском автосалоне 1997 года BMW и Rover при помощи итальянского производителя кузовов Stola представили два концепта Mini под названием Spiritual и Spiritual Too. По сравнению с ACV30, он продемонстрировал потенциальный неретро-дизайн будущего нового Mini, разработанного Оливером Ле Грайсом. [ 15 ] Автомобили были компактными и умными: Spiritual имел 3-цилиндровую версию двигателя K-Series мощностью 60 л.с. и 800 куб.см с задним расположением двигателя, а Spiritual Too должен был использовать 1,1-литровый 4-цилиндровый двигатель K-Series. [ 16 ] а также последняя версия системы подвески Hydragas Алекса Моултона, позволяющая максимально увеличить внутреннее пространство; Утверждалось, что это скорее сердце мини, а не ретро. [ 17 ]
Мини ACV30 (1997)
[ редактировать ]Rover впервые продемонстрировал свои идеи современного Mini в виде концепт-кара ACV30 в 1997 году, созданного в честь 30-летия победы Mini на ралли Монте-Карло 1967 года. [ 18 ] где ACV означает юбилейный концептуальный автомобиль. [ 19 ]
На основе среднемоторного заднеприводного MG F. [ 20 ] В ACV30 было несколько элементов, которые повлияли на будущий новый Mini 2001 года, такие как черные передние стойки, массивные детали колесных арок и белая крыша. Автором концепции является дизайнер BMW Адриан ван Хойдонк. [ 21 ] и Фрэнком Стивенсоном , но исследовательская работа началась в конце 1995 года в сотрудничестве с курсом транспортного проектирования СВУ в Турине . В частности, проект сицилийского дизайнера Сальваторе Каталано был приобретен в июле 1996 года компанией Rover и выбран для разработки концепта, а некоторые идеи нашли применение при разработке Mini, который впоследствии пошел в производство.
2000 Парижский автосалон
[ редактировать ]Перед первыми продажами Mini нового поколения в 2001 году версии прототипа были показаны на Парижском автосалоне 2000 года . [ 22 ] По сути, они были идентичны версии, которая была наконец продана, за исключением того, что использованные цвета («Candy Blue» и «Flamenco Orange») никогда не использовались в производстве.
Концепция мини-водорода (2001 г.)
[ редактировать ]Mini продемонстрировала концепт-кар с водородным двигателем в 2001 году на автосалоне во Франкфурте . Автомобиль отличается от электромоторных водородных концептов, таких как Honda FCX, тем, что в нем используется цилиндровый двигатель внутреннего сгорания на базе существующего 1,6-литрового бензинового Mini. [ 23 ]
Мини-путешественник (2005)
[ редактировать ]На автосалоне во Франкфурте 2005 года Mini представила ретро-версию классического универсала Mini Traveller. Концепт Traveler имел удлиненную колесную базу, две задние двери с боковыми петлями и отдельные задние сиденья, заменившие разделенное многоместное сиденье стандартного Mini. На Токийском автосалоне та же базовая концепция вновь появилась с некоторыми причудливыми дополнениями — круглой секцией крыши, которую можно было снять, чтобы сформировать стол для пикника с четырьмя складными стульями. Задние боковые окна были заменены откидными контейнерами для хранения столовых приборов, чашек и тарелок. была представлена еще одна версия В Детройте без стола и стульев, но с радикально обновленным интерьером. В конечном итоге серийная версия концепт-кара Traveler появилась в 2008 модельном году как Mini Clubman .
Мини-кроссовер (2008)
[ редактировать ]Концепт Mini Crossover был представлен в 2008 году на Парижском автосалоне . [ 24 ] Он был длиной более 4 метров (13 футов), с полным приводом, широкими шинами и цельной задней дверью с выдвижным задним окном. Внутри в центре приборной панели находился большой стеклянный шар, который назывался «Мини-центральный глобус»; эта система включала технологию лазерной проекции для трехмерных навигационных маршрутов и фильмов. Серийный автомобиль на базе концепта Crossover был запущен в 2010 году под названием Mini Countryman .
Мини-купе (2009)
[ редактировать ]Концепт-кар Mini Coupé был представлен в 2009 году на автосалоне во Франкфурте. [ 25 ] Он имел двухместный кузов купе, двигатель от Mini John Cooper Works и хромированную решетку радиатора от Cooper S (но внутренние части решетки были окрашены в цвет кузова). Объем багажника составлял 250 литров.
Впоследствии BMW объявила, что Mini Coupé будет запущен в производство, а сборка будет проходить в Оксфорде. [ 26 ]
Мини-Бичкомбер (2009)
[ редактировать ]16 декабря 2009 года Mini представила концепцию Beachcomber, которая во многом опиралась на стиль Moke , но при этом была оснащена современным оборудованием. Концепт Beachcomber был основан на будущей полноприводной платформе Countryman и публично дебютировал на автосалоне в Детройте в январе 2010 года. [ 27 ]
Мини-пейсмен (2011)
[ редактировать ]Трехдверный концепт Paceman был анонсирован в январе 2011 года на автосалоне в Детройте , посвященном 10-летию Mini на рынке США. Разработанный Гертом Хильдебрандом , [ 28 ] он был основан на недавно выпущенном Countryman с аналогичным интерьером, набором опций и трансмиссией, включая систему постоянного полного привода ALL4. [ 29 ] Если смотреть на экран сзади, Paceman имеет совершенно новый внешний вид, заимствующий конструктивные особенности концепта Mini Coupe 2009 года. [ 30 ] и имеет длину 4110 мм.
Концепт-кар был показан с самым мощным двигателем в линейке Mini: 1,6-литровым двигателем John Cooper Works с двойным турбонаддувом мощностью 211 л.с. и максимальным крутящим моментом 260 Нм с максимальным форсированием 280 Нм. Производство планировалось начать в 2012 году, и в маркетинговых материалах Mini он упоминался как первое «спортивное купе». [ 31 ]
Мини-ракетчик (2011)
[ редактировать ]Концепт Mini Rocketman впервые был показан публике на Женевском автосалоне 2011 года . Это трехдверный хэтчбек меньшего размера, примерно на фут короче Mini Hatch. Rocketman имеет панорамную стеклянную крышу, на которой выгравирован флаг Союза . Он ненамного больше оригинального Mini , имеет необычную консольную конструкцию дверей и карбоновую пространственную раму . Rocketman рекламировался как экономичный с расходом топлива в 94 мили на британский галлон (3,0 л/100 км; 78 миль на галлон в США среднем ).
Yahoo! описал Rocketman как «самый странный концепт Mini». [ 32 ] Ожидалось, что концепт-кар поступит в производство, но в начале 2012 года было подтверждено, что автомобиль останется только концептом. [ 33 ]
Мини-клубный фургон (2012)
[ редактировать ]Mini Clubvan впервые был показан на Женевском автосалоне 2012 года. [ 34 ] Основанный на существующем Mini Clubman , Mini впервые за 30 лет создал легкий коммерческий фургон с момента прекращения существования оригинального Mini Van в 1982 году.
Мини Видение (2013)
[ редактировать ]Mini Vision был впервые показан в Германии в июле 2013 года и предвосхитил эволюцию дизайна предстоящего Mini 2014 года. [ 35 ]
Мини-клубник (2014)
[ редактировать ]Концепт Mini Clubman — самый длинный и широкий автомобиль, разработанный Mini, он больше серийного Countryman . Он был представлен на Женевском автосалоне 2014 года и считается предшественником дизайна будущей модели Clubman . [ 36 ]
Видение GT
[ редактировать ]В июне 2014 года было объявлено, что Mini будет создавать новый концепт-кар для видеоигры Gran Turismo 6 . [ 37 ] [ 38 ]
Мини Суперлеггера Видение (2014)
[ редактировать ]В 2014 году Mini дебютировал с концепцией Mini Superleggera Vision в сотрудничестве с Carrozzeria Touring Superleggera на Concorso d'Eleganza Villa d'Este . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Электрическая концепция
[ редактировать ]Электрический концепт был представлен на выставке IAA 2017 во Франкфурте. Это предварительный просмотр полностью электрической серийной модели.
Концепция John Cooper Works GP
[ редактировать ]Концепт John Cooper Works GP был представлен на выставке IAA 2017 во Франкфурте.
Концепция Vision Urbanaut
[ редактировать ]Бренд MINI использовал #NEXTGen, чтобы представить эксклюзивную в мире модель MINI Vision Urbanaut — совершенно новую интерпретацию видения космоса. Этот автомобиль с цифровым зрением предлагает больше внутреннего пространства и универсальности, чем когда-либо прежде, но при этом занимает минимальную площадь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вуд, Джонатан (2005). Алек Иссигонис: человек, который сделал Mini . Издательство Бридон Букс. ISBN 1-85983-449-3 .
- ^ Наум, Эндрю (2004). Иссигонис и Мини . Иконные книги. ISBN 1-84046-640-5 .
- ^ Бардсли, Джиллиан (2005). Иссигонис: официальная биография . Триплоу: Значок. стр. 365–372. ISBN 1840466871 .
- ^ Коломбо, Сандро (2014). Автомобили Innocenti: история и техника . Турин: Книжный магазин итальянского исторического автомотоклуба. стр. 115–118. ISBN 9788898344185 .
- ^ Адамс, Кейт (1 июня 2021 г.). «BMC 10X – последний расцвет гения сэра Алека Иссигониса?» . ARОнлайн .
- ^ Пресснелл, Джон (2009). Мини: окончательная история Спаркфорд: паб Haynes. стр. 100-1 156–160. ISBN 1844254755 .
- ^ « Концепции и прототипы: предложения по замене мини (1968-74)» — онлайн» . 5 ноября 2017 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Адамс, Кейт (17 сентября 2020 г.). «Leyland ADO74 — супермини стоимостью 130 миллионов фунтов стерлингов, который так и не увидел свет» . ARОнлайн .
- ^ Дэниелс, Джефф (1980). Британский Лейланд, правда об автомобилях . Лондон: Оспри. п. 107. ИСБН 0850453925 .
- ^ «Машины: история разработки Mini Clubman — AROnline.co.uk» . 23 августа 2019 г. Проверено 14 января 2020 г.
- ^ «Тайна Пининфарина Мини» . aronline.co.uk . 10 февраля 2018 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Адамс, Кейт (11 ноября 2019 г.). «Прототипы серий H и K: первая попытка BL заменить серию A» . ARОнлайн .
- ^ Робсон, Грэм (2011). Двигатель А-серии: первые шестьдесят лет . Сомерсет, Великобритания: Паб Haynes. стр. 155–160. ISBN 9780857330833 .
- ^ Пресснелл, Джон (2009). Мини: окончательная история Спаркфорд: паб Haynes. стр. 100-1 161–162. ISBN 1844254755 .
- ^ Адамс, Кейт (23 июля 2011 г.). «Автомобили: история развития MINI» . АР Онлайн . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ Журнал Autocar - 5 марта 1997 г.
- ^ «Лучшие автомобили, которые они никогда не делали» . Авто Экспресс . Октябрь 2007 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2012 г. Проверено 16 января 2012 г.
- ^ «Концептуальные фотографии и детали Mini Coupe — новое купе Mini к празднованию 50-летия Mini» . Моторный тренд. 13 декабря 2010 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Хакер, Саймон (8 ноября 2011 г.). «Причудливые концепт-кары 1990-х» . МСН . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ «Автоэкспресс май 2009» . Авто Экспресс . 11 мая 2009 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Новости автомобильного дизайна, 3 февраля 2009 г.» . Cardesignnews.com. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Парижский автосалон 2000 – Основные моменты» . Новости автомобильного дизайна . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ «ВОДОРОДНЫЙ МИНИ» Собираются ли автомобили с водородным двигателем произвести впечатление?» . Поршневые головки . 6 сентября 2001 года . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ Лавринц, Дэймон (9 сентября 2008 г.). «Превью Парижа: концепция мини-кроссовера 2010 года» . Автоблог.com . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ «Официальный дебют: концепт мини-купе» . Bmwblog.com. 26 августа 2009 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Абуэльсамид, Сэм (9 марта 2009 г.). «BMW подтверждает, что производство мини-купе и еще одного автомобиля начнется в Оксфорде» . Автоблог.com . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ «Концепция мини-Бичкомбера» . AUSmotive.com . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ «Автокар 10 января 2011» . Автокар . 10 января 2011 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Топ Гир, 10 января 2011» . Topgear.com. 10 января 2011 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Мотор Тренд 27 декабря 2010» . Motortrend.com . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Пресс-релиз Mini UK, декабрь 2010 г.» . Mini.co.uk. 13 декабря 2010 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Йуууууу! Мини-Ракетмен приземляется» . UK.cars.yahoo.com. 13 марта 2011 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Качер, Георг (23 января 2012 г.). «Мини отменяет мини Мини, он же Рокетмен» . Автомобильный журнал . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ «Женевский автосалон: Mini Clubvan» . Автокар . Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ Смай, Дэмион (26 июля 2013 г.). «Новый Mini представлен Mini Vision Concept» . Автомобильный журнал . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Кэллоу, Эд (24 февраля 2014 г.). «Женевский автосалон 2014 — представлен концепт Mini Clubman» . Какая машина? . Архивировано из оригинала 24 марта 2014 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ «Вижн Гран Туризмо» . gran-turismo.com .
- ^ «MINI присоединяется к проекту Vision Gran Turismo для GT6» . 20 июня 2014 г.
- ^ «MINI Superleggera™ Vision – вневременная красота, сочетающая традиции и современность» . www.press.bmwgroup.com . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «Представлена концепция Mini Superleggera Vision» . Автокар .
- ^ Боэриу, Горациу (16 июня 2015 г.). «MINI Superleggera Vision еще не одобрен» . БЛОГ БМВ .