Харьковская школа фотографии
The Kharkiv School of Photography (KSOP) ( Россия : Харьковская Школа Фотографии ) является украинским художественным произведением. [ 1 ] Он был создан в противовес советскому художественному стилю соцреализма , царившему с 1934 по 1980-е годы. КСОП начала формироваться в 1960-е годы, когда в Харькове в период хрущевской оттепели возродилась художественная фотография . Официальное формирование КСОП как нонконформистского подпольного движения ознаменовалось созданием харьковскими фотографами группы «Время Групп» в 1971 году; его создание считается знаком возрождения модернистского искусства в Харькове.
Группа «Время» опиралась на авангардные традиции и привносила в игру догмы соцреализма. Они известны своими экстремальными экспериментами с техниками и методами фотографии, а также изобретателями и разработкой ряда из них. Одним из их знаковых эстетических изобретений является «теория удара» (или «теория удара»), которая использует шокирующий элемент, чтобы сделать сильное фотографическое заявление. Еще одним достижением стала концепция «плохой фотографии», которую критики назвали первым примером концептуализма советской фотографии. Некоторые работы КСОП считаются уникальными экспериментами в фотографии в Советском Союзе, а также началом эстетической революции в украинской фотографии.
Эту первую КСОП представляла группа «Время», основанная в 1971 году Юрием Рупиным и Евгением Павловым в рамках Харьковского областного фотоклуба, а затем отошедшая от нее. Другими членами группы были: Борис Михайлов , Олег Малёваный, Геннадий Тубалев, Александр Супрун, Александр Ситниченко и Анатолий Макиенко. В 1975 году члены группы «Время» вошли в правление Харьковского областного фотоклуба, а в 1975 или 1976 году из-за радикальной творческой деятельности Фотоклуб был закрыт. Тем не менее группа продолжала существовать неофициально, и участники поддерживали связь.
Позже к движению присоединились художники следующего поколения. Группа Госпрома (первоначально группа «Контакты»: Миша Педан, Сергей Братков, Владимир Старко, Игорь Манько, Геннадий Маслов, Леонид Песин, Константин Мельник и Борис Редько) занималась документальной фотографией («прямая фотография», или откровенные фотографии ). Среди других художников были Виктор Кочетов, Роман Пятковка , Сергей Солонский, Андрей Авдеенко, Игорь Чурсин, Игорь Карпенко и другие.
В последнее generation of KSOP включают Шило группа (Сергий Лебединский, Владислав Красношчок, и Вадим Trykoz, как хорошо Vasylysa Nezabarom и Юлия Дроздок, в который became members BOBA Group), Bella Логахова, Игорь Chechochova .
Долгое время харьковская фотография не была отнесена к городу или Украине и была известна в западных СМИ только как «разная советская фотография» , но сегодня она считается сильнейшей украинской школой фотографии как в советское время, так и после него. В 2018 году открылся Музей Харьковской школы фотографии, в том числе издательство. Музей, которым управляет Сергей Лебединский, собирает и сохраняет работы всех поколений КСОП, а также других украинских и зарубежных художников.
История
[ редактировать ]Советское искусство (1920–1950-е гг.)
[ редактировать ]Украинское авангардное движение и фотографическая деятельность в целом развивались в 1920-е годы в кругу уважаемых фотографов. Однако в 1930-е годы политические и общественные события положили конец любым экспериментам в фотографии. [ 2 ] [ 3 ] В 1934 году социалистический реализм был принят в качестве основного художественного стиля в Советском Союзе . [ 4 ] С развитием тоталитаризма старые художественные традиции были запрещены, и фотографы были вынуждены документировать вымышленную советскую действительность. Изображать любую реальность, кроме совершенства, а также фотографировать определенные места, события и объекты было запрещено. Запрещенные темы включали, среди прочего, наготу, курение, употребление алкоголя и болезни. В целом советская фотография служила своей идеологии и «утопическим концепциям». Официальные фотографии производились и распространялись под контролем Коммунистической партии . [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Выражения «художественная фотография» не существовало в том виде, в котором мы его знаем сейчас, и это словосочетание можно было увидеть только на витринах салонов, где делались паспортные или памятные фотографии. [ 6 ] В то время фотография считалась хобби, а не искусством; фотографы, нарушившие правила, или даже просто человек, держащий камеру, могли быть заключены в тюрьму. [ 4 ] [ 8 ] [ 5 ] [ 9 ]
С 1940-х годов советские художники были изолированы от европейского и американского искусства, и единственные «приличные» произведения искусства, которые могли видеть харьковские фотографы, были представлены на московских выставках. [ 9 ] [ 10 ] Украинская фотография пережила возрождение в период хрущевской оттепели (середина 1950-х – середина 1960-х годов). [ 3 ] когда подробности сталинского режима и пропаганды постепенно начали всплывать в советском обществе. Начиная с этого периода новые источники информации показали людям, что Советский Союз не так идеален, как его представляли, и сильно повлияли на дальнейшее развитие общества в целом и искусства в частности. [ 5 ]
Художественное возрождение в Харькове (1950–1960-е гг.).
[ редактировать ]В 1960-е годы появились различные культурные инициативы. Движение шестидесятников начало борьбу за установление новых форм и проявлений действительности в искусстве, возвращая авангардные традиции. Успех и долговечность художественных движений полностью зависели от альтернативных союзов и творческих «клубов» того времени, поэтому они быстро появлялись по всей стране. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Союзы были обычным явлением для художников, музыкантов и писателей; [ 4 ] у фотографов, с другой стороны, были только официальные фотоклубы, выступавшие в качестве «профессиональных союзов». [ 3 ] [ 14 ] [ 8 ] [ 9 ] В Харькове быстро развивались новые одобренные правительством фотоклубы. Эти клубы были неотъемлемой частью профессиональных и демократических движений, развивавшихся в культуре города, и сделали фотоискусство легитимным. [ 3 ] [ 14 ]
Именно в Харькове фотоискусство «засветилось». [ 6 ] Борис Косарев и Василий Ермилов , известные представители харьковского авангардного движения 1920-х годов, положили начало «новой волне» искусства, вылившейся в радикальные художественные действия. Оба художника и их педагогическая деятельность в художественной студии Олесия Щеглова также сыграли ключевую роль в соединении авангардных традиций 1920-х годов с более молодыми художниками 1960-х годов и передаче принципов авангарда новым поколениям. харьковских художников, таких как Вагрич Бахчанян и Владимир Григоров. [ 15 ]
строителей В 1964 году в харьковском Дворце культуры Владимир Григоров, акварелист и художник -авангардист , открыл художественную студию фотографии, которую посещали некоторые из ключевых членов первого поколения КСОП. [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ] Вдохновленный быстрым формированием клубов [ 14 ] [ 18 ] была основана Харьковская школа фотографии, сделавшая Харьков столицей возрожденной украинской фотографии. [ 9 ] [ 3 ]
Обсуждаются масштабы влияния советского искусства на КСОП. По некоторым данным, КСОП отрицала все, что связано с Советским Союзом , стремилась к творческой свободе и работала как подпольная группа, несмотря на жесткие ограничения в способах фотосъемки, отличных от стандартных, ряд мест, предметов и предметов, запрещенных к фотографированию, а также частые правительственные обыски частных и общественных пространств. [ 4 ] [ 19 ] С другой стороны, член КСОП Миша Педан заявил, что, даже создавая эстетику, которой никогда не существовало ни в Советском Союзе, ни где-либо еще, члены КСОП все равно использовали в качестве основы советскую действительность. [ 20 ]
Группа «Время» (1970-е)
[ редактировать ]
В 1965 году был открыт Региональный фотоклуб, и в рамках нонконформистского художественного движения внутри клуба образовалась группа «Время», что сделало его одним из важнейших художественных центров Харькова. [ 18 ] [ 3 ] [ 21 ]
Группа «Время» была основана Юрием Рупиным и Евгением Павловым в 1971 году и ознаменовала начало возрождения модернизма в Харькове. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ] The first members of the group were Oleg Maliovany, Boris Mikhailov , Gennadiy Tubalev, Oleksandr Suprun, and Oleksandr Sitnichenko; 18 months later, they were joined by Anatoliy Makiyenko. [ 22 ] [ 24 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 25 ] Художник Александр Мишан и писатель Василий Мишчан, чьи сюрреалистические книги были образцом уникальной харьковской « самиздатской » техники, были близки к группе «Время». [ 16 ] [ 26 ]
Группа компаний «Время» искала новую эстетику. Они экспериментировали с темами и техниками печати, пытаясь бороться с консервативным, «серым» образом жизни в Советском Союзе . Для создания фотографий были объединены различные старые и новые техники. [ 6 ] [ 16 ] По словам Евгения Павлова, в то время, когда фотография и искусство рассматривались как отдельные вещи, главной задачей группы «Время» было «ликвидировать разрыв». [ 6 ] В 1970-е годы харьковские фотографы активно обменивались фотоискусством с литовскими фотографами, делясь визуальными языками друг друга. [ 27 ]
В 1975 году члены группы «Время» вошли в состав правления Регионального фотоклуба. Правительству не нравились их авангардные тенденции, оно назвало их деятельность «неправильной» и в конечном итоге закрыло клуб в 1975 или 1976 году. [ 6 ] [ 9 ] [ 28 ] Тем не менее, группа продолжала оставаться сообществом художников-единомышленников. Согласно одной статье, их общение продлилось 10 лет после закрытия Фотоклуба. [ 6 ] В другой статье говорилось, что группа «Время» прекратила работу как творческое объединение в 1979 году. [ 9 ] После того как группа «Время» прекратила свою деятельность как профсоюз, харьковское арт-пространство затихло до середины 1980-х годов. [ 9 ]
Следующие поколения (1980–1990-е годы)
[ редактировать ]С упадком советской идеологии в 1970-е годы и расширением свободы слова в конце 1980-х годов, [ 29 ] Харьковская фотография стала появляться более публично [ 26 ] и получить международное признание. Однако, несмотря на сильную местную специфику, успех харьковской фотографии не был связан с городом или Украиной, и в западных СМИ он стал известен только как «разная советская фотография». [ 9 ] [ 6 ] [ 30 ] [ 13 ]
During the 1980s, KSOP developed further and gained a new generation of members: Viktor Kochetov, Roman Pyatkovka , Sergiy Solonsky, Andriy Avdeyenko, and Leonid Konstantinov. [ 9 ] [ 31 ] [ 13 ] [ 4 ] К ним присоединились Игорь Чурсин, Игорь Карпенко и Александр Папакица, которые не принадлежали к какой-либо конкретной фотогруппе и занимались постановочной студийной фотографией. [ 9 ]
Другие фотографы КСОП начали собираться в новые фотогруппы. Группа «Контакты» (Миса Педан, Владимир Старко, Игорь Манько, Леонид Песин, Борис Редько и Геннадий Маслов) впервые собралась во Дворце культуры строителей , где работал Маслов, а затем Старко. В 1986 году группа устроила там выставку, и Старко уволили. Чуть позже к группе присоединились Сергей Братков и Константин Мельник. Групповое фото было сделано перед историческим зданием Госпрома в Харькове, а название группы изменилось с «Контакты» на «Госпром». Новое поколение использовало методы своих предшественников, а также создавало свои собственные. [ 20 ] [ 9 ] [ 31 ] [ 32 ]
К началу 1990-х почти у каждого участника группы произошли кардинальные жизненные перемены: смена творческого стиля, новая профессия или даже переезд из Харькова. [ 31 ]
Постсоветская фотография (1990-е – настоящее время)
[ редактировать ]Несмотря на плачевное социально-экономическое положение Украины после распада Советского Союза , художественная жизнь развивалась благодаря частной инициативе фотографов. Например, первая площадка современного искусства в Харькове — галерея «Вверх/Вниз» — была открыта и существовала под руководством Сергея Браткова, Бориса Михайлова, Сергея Солонского, Игоря Манько и Игоря Чурсина с 1993 по 1997 год. [ 33 ] Еще одним учреждением, сыгравшим значительную роль в культурном развитии Харькова в конце 1990-х – начале 2000-х годов, была галерея «Палитра», организованная Андреем Авдеенко в 1996 году и на протяжении многих лет принимавшая множество влиятельных художественных выставок. [ 34 ]
После распада Советского Союза украинская и российская фотография переняла западные практики. [ 35 ] КСОП стал известен во всем мире в лице ряда украинских художников, получивших мировое признание наравне со многими международными профессионалами. [ 36 ]
КСОП продолжала пополняться новыми членами, такими как Белла Логачёва, Игорь Чекачков, Роман Минин. Одними из самых известных представителей современной КСОП было трио основателей группы «Шило» (основанной в 2010 году): Сергей Лебединский, Владислав Краснощок и Вадим Трикоз. В ее состав также входили Василиса Незабаром и Юлия Дроздек, которые впоследствии стали участниками группы BOBA. Одна из их самых известных работ — «Оконченная диссертация» (2012), ремейк « Бориса Михайлова ( Неоконченной диссертации» 1984–1985) и своеобразная дань истории харьковской школы фотографии. [ 26 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 9 ] [ 4 ] Группа «Шило» взяла интервью у круга харьковских фотографов, в том числе и у Михайлова, и использовала его книгу для своего нового проекта. [ 26 ] Группа Шило известна своей критикой социальных процессов в постсоветских странах . [ 39 ] Фотопроекты группы успешно выставляются по всему миру. [ 27 ]
Во времена группы «Время» «Харьковская школа фотографии» считалась простой «фигурой речи», но сегодня она стала восприниматься как нечто большее, чем «миф» украинской фотографии. [ 26 ] Сегодня КСОП считается «самой сильной фотошколой Украины как во времена СССР, так и после него». [ 8 ]
Музей Харьковской школы фотографии
[ редактировать ]Часть музея Харьковской школы фотографии (МОКСОП) была открыта для посещения в 2018 году. [ 40 ] [ 1 ] По состоянию на 2020 год главное здание музея все еще строится, но у него есть официальный сайт и архив коллекций. [ 27 ] Несмотря на название, музей ориентирован не только на сохранение и представление работ КСОП, но и на сбор фотографий новых поколений харьковских фотографов и других украинских и зарубежных художников. Основатель и директор музея – фотограф Сергей Лебединский. Сотрудники музея, в том числе Александра Осадчая и Надежда Бернар-Ковальчук, публикуют исследования по фотографии. [ 40 ] [ 27 ]
Когда первое поколение харьковских фотографов достигает старости, сотрудники музеев работают над тем, чтобы запечатлеть их историю и деятельность, пока еще есть возможность собрать их воспоминания, опыт и работы из первых рук. [ 27 ] МОКСОП запустил проект, направленный на создание и издание коллекции фотокниг украинских фотографов. Для этого при музее было создано издательство. Проект назвал «одним из самых интригующих событий 2018 года на всей постсоветской фотоарене» Алнис Стакле, латвийский фотограф, куратор Рижского фотомесяца и профессор фотографии Рижского университета Страдыня. [ 41 ] [ 40 ]
Первой книгой, изданной МОКСОП, была книга «КОЧЕТОВ» отца и сына Виктора и Сергея Кочетовых, представителей КСОП. Книга вышла в виде сборника фотографий с цветными рисунками и воспоминаний Виктора Кочетова о своей карьере с 1970-х по 2000-е годы. [ 40 ] [ 42 ] [ 41 ] [ 43 ] По состоянию на 2020 год выходит первый полноценный анализ деятельности школы: монография Надежды Бернар-Ковальчук « Харьковская школа фотографии: игра против аппарата» . [ 27 ]
Важные события КСОП
[ редактировать ]- 1965: Олег Малёваный впервые выставляется. [ 23 ]
- 1968: Борис Михайлов приступил к созданию серий «Красное» ( укр . Червона ) и «Эстетическая» ( укр .: Эстетська ) методом наложения. [ 23 ]
- 1973: Первая серия фотографий Евгения Павлова «Скрипка» (1972), на которой изображена компания обнаженных мужчин у реки, была напечатана в польском журнале «Фотография» вместе со статьей польского критика. [ 44 ] [ 6 ] [ 4 ]
- 1983: Группа «Время» организовала свою первую официальную выставку в Харькове, где представила искусство Группы «Время» и поделилась своими уникальными эстетическими принципами с художественными кругами города. [ 45 ]
- 1987–1988: Миша Педан организовал в Харькове две фотовыставки Ф-87 и Ф-88 . [ 20 ]
- 1987–1991: действовало Украинское экспериментальное художественное объединение «Панорама», отдел фотографии возглавлял Борис Михайлов. Членами союза были харьковские фотографы Михайлов, Павлов, Солонский, Пятковка, Кочетов, Братков, Манько, Старко и ряд художников. Союз организовал выставки в Харькове и Москве, а также ряд международных мероприятий в России, Чехии, Финляндии и Германии. [ 33 ] [ 27 ]
- 1989: Харьковская школа фотографии и ее члены были упомянуты в статье о советской авангардной фотографии во французском журнале Photo . Несколько харьковских фотографов, в том числе Супрун и Павлов, упомянуты в монографии «Фотопоэзия», изданной в Москве. [ 46 ]
- 1993: Выставка Солонского BodyArt на открытии галереи «Вверх/Вниз». [ 47 ]
- 1993–1997: Харьковская андеграундная галерея «Вверх/Вниз» стала центром нонконформистского искусства под руководством Сергея Браткова, Бориса Михайлова, Сергея Браткова, Сергея Солонского, Игоря Манько и Игоря Чурсина. [ 33 ]
- В середине 1990-х годов интерес к КСОП быстро рос. Появился ряд статей о харьковских художниках, в том числе обзоры их выставок и проектов. [ 48 ] Статьи о Мальованном и Супруне были напечатаны в возрожденном львовском журнале «Свет и тень» . Был открыт Центр современного искусства в Киеве, а дискуссии и исследования между местными и международными специалистами привели к упоминанию «новой харьковской фотографии» как современного искусства. [ 49 ]
- 1993: Работы Бориса Михайлова стали частью совместной выставки « Новая фотография 9» в Музее современного искусства в Нью-Йорке вместе с работами Марка Штайнмеца , Бита Штрёули и Кристофера Джильо . [ 50 ]
- 1994: Борис и Вита Михайлов, Сергей Братков и Сергей Солонский основали Группу быстрого реагирования для участия в движении «актуального искусства». Они работали на стыке арт-интервенции, перформанса и искусства инсталляции. [ 4 ] [ 33 ] [ 47 ]
- К 1995 году украинская фотография была известна в США и Европе. В 1995 году The New York Times напечатала обзор выставки украинской фотографии в музее Циммерли в США. Харьковские фотографы заняли видное место в списке украинских художников, упомянутых в статье. [ 49 ]
- 1995: монография вышла В Штутгарте в честь Бориса Михайлова . Это считалось его официальным шагом к международной известности после многочисленных выставок в Берлине, Амстердаме, Париже и других крупных городах. [ 48 ]
- 1996: Андрей Авдеенко открывает художественную галерею «Палитра». В галерее прошли выставки ряда значимых арт-проектов и стимулировали развитие художественной фотографии в Харькове. Он закрылся в 2005 году. [ 34 ]
- 2002, 2011: фотоколлекция Бориса Михайлова «История болезни» выставлялась в галерее Саатчи в Лондоне (2002); Новый музей в Нью-Йорке (2011 г.); и Музей современного искусства в Нью-Йорке (2011). Выставки в Нью-Йорке стали значимой вехой в истории украинского искусства. [ 51 ] [ 52 ]
- 2010: Миша Педан основал союз «Украинская фотографическая альтернатива», который объединил украинских художников, применяющих в фотографии инновационные идеи вместо традиционных практик. [ 53 ]
- 2012: KSOP members Boris Mikhailov, Sergey Bratkov, Viktor Kochetov, Evgeniy Pavlov, Roman Pyatkovka, Vladyslav Krasnoshchok, and Vasylisa Nezabarom participated in the Fotofest 2012 Biennial in Houston, Texas . [ 54 ]
- 2013: Группа «Шило» представила свои фотопроекты «Побег Тимощенко» и МАУ «Händehoch» . [ 26 ]
- 2014: Борис Михайлов фотографировал события во время украинской революции . Члены группы «Шило» Сергей Лебединский и Владислав Краснощок также фотографировали украинский Евромайдан ; эти фотографии были опубликованы в книге «Евромайдан» . [ 26 ]
- 2015: Группа Shilo выставлялась на фестивале Rencontres d'Arles во Франции. [ 55 ]
- 2015: Сергей Лебединский впервые выставил «Арабартская коса/Целебные грязи» . в США свой фотопроект [ 39 ]
- 2015: Выставка « Граница. 1985–2004 представила одну из крупнейших на сегодняшний день коллекций украинского искусства. Он прошел в PinchukArtCentre и включил в себя работы самых известных фотографов харьковской школы Михайлова и Браткова, а также других фотографов 1990-х годов из школ «Новой волны» и одесского концептуализма. [ 19 ]
- 2017: KSOP was represented by Vladyslav Krasnoshchok in his photo project Karibochki , by Sergiy Lebedynskyy in his exhibition Kharkiv. 18+ , and by Sasha Maslov , a younger Kharkiv photography representative, at a photo exhibition at the Odesa//Batumi Photo Days photo festival. [ 56 ] [ 57 ]
- 2017: The Avant-garde Kharkiv project ( Ukrainian : Місто Ха. Харків авангардний ), a study of the preceding 100 years of Kharkiv visual art, was held in Kyiv. Works by several Kharkiv photographers, including Mikhailov, Pavlov, Bratkov, Kochetov, and Pyatkovka , were presented. [ 58 ]
- 2018: КСОП стал темой исследования лекции Галины Глебы 2018 года «Харьковская школа фотографии: между политикой и эротикой». [ 59 ]
- 2018: В рамках Paris Photo 2018 прошла выставка основных проектов Евгения Павлова. [ 6 ]
- прошла серия выставок работ фотографов КСОП 2018: В полтавской галерее «Прыжок» . Серия выставок, широко известная под названием «Политика тела» ( укр .: Политика тіла ), была организована с помощью ученых и коллекционеров Татьяны и Бориса Гринёвых , кураторами выступили Галина Глеба и Виктория Бавыкина. [ 60 ]
- 2019: Прошёл Киевский фестиваль фотокниг — первый фестиваль фотокниг в истории Украины. В мероприятии приняли участие местные и международные фотографы, издатели и галереи, а также Музей Харьковской школы фотографии и Родовид Пресс. [ 61 ] КСОП был представлен книгой «КОЧЕТОВ» , изданной МОКСОП, и книгой « Квартира 20» Романа Пятковки, в которой собраны советские и постсоветские снимки 1980–1990-х годов. [ 43 ]
- 2018–2019: MOKSOP held several exhibitions by Sergiy and Viktor Kochetov, Oleksandr Suprun, and Sergiy Solonsky in the COME IN gallery in Kharkiv. [ 27 ]
- Евгения Павлова « Улица Свободы 2019: В киевском арт-пространстве SET прошла выставка ». Некоторые работы Павлова экспонировались впервые, наряду с такими известными произведениями, как «Скрипка» . [ 62 ]
- выставка «Запретный образ» с работами Бориса Михайлова и других участников КСОП разных поколений. 2019: В PinchukArtCentre прошла [ 63 ] [ 64 ]
- 2020: Выставка «Ревизии» прошла в Харькове под кураторами Пятковки и Игоря Чекачкова, фотографа и основателя Фотоакадемии Чекачкова. На ревизиях были представлены работы 42 художников (студентов академии) из Украины и зарубежья, проводились дискуссии о новых техниках фотографии и истории харьковской фотографии. [ 65 ]
- 2020: Харьковский фотофорум был проведен как успешная попытка объединить глобальные научные и культурные учреждения для исследования и развития Харьковской школы фотографии. [ 3 ]
- 2020: «Укрзализныця» Опубликована книга бывшей кондуктора железной дороги Джули Поли . Эта книга стала результатом ее образования в Украинской государственной академии железнодорожного транспорта и изучения традиций и методов КСОП. [ 66 ]
Художественные принципы и методы
[ редактировать ]Становление и связь с социалистическим реализмом
[ редактировать ]Считается одним из самых заметных движений украинского искусства советской эпохи . [ 1 ] Харьковская . школа фотографии зародилась в 1970-х годах как андерграундное нонконформистское художественное явление Его художественные догмы и методы были направлены на борьбу с советскими традициями и общей пропагандой , которые были включены в фотографию через фотографические доктрины и методы, продиктованные художественным стилем социалистического реализма . [ 4 ] [ 3 ] [ 40 ] [ 19 ]
Социалистический реализм, официально принятый как «единственно верный метод» советского искусства в 1934 году, был направлен на подавление принципов авангардного движения 1920-х годов и свободы самовыражения в искусстве и считался одним из первых признаков репрессий в Советском Союзе. . Пропагандистское воздействие на художников разных художественных направлений способствовало видоизмененному изображению действительности (или «упрощенному и квазиоптимистическому изображению и прославлению советской действительности»). Из-за принципов соцреализма и жесткой правительственной цензуры советские фотографы имели очень узкий диапазон выражения, изображая только «красивые» аспекты советской действительности. [ 4 ]
Связанные догмами соцреализма, первые члены харьковской школы фотографии (группа «Время») то боролись с ними, то возились с ними, включая их в свое искусство; но вместо того, чтобы показывать райскую реальность, они сосредоточились на изменении фотографии. Они пытались показать реальность такой, какая она есть, включая социальные проблемы и жестокость жизни. По мнению Романа Пятковки , одного из представителей КСОП, эстетика харьковских фотографов во многом зависела от противостояния художников устоявшимся правилам того времени, бросая вызов стремлению правительства цензурировать и контролировать художественную деятельность. В поисках нового художественного выражения они показали закулисный взгляд на советский «идеологический фасад», созданный банальным социалистическим реализмом. [ 4 ] [ 51 ] [ 22 ] [ 8 ] [ 9 ]
Авангардные традиции
[ редактировать ]Город Харьков известен своими сильными авангардными традициями. [ 51 ] Например, городская художественная школа, позже превратившаяся в институт, считалась «последним прибежищем советского авангарда». [ 58 ] Харьковская усадьба «Красная Поляна» воспринималась как центр авангардного искусства в начале 20 века, поскольку такие художники, как Велимир Хлебников , Владимир Маяковский , Борис Пастернак , Василий Ермилов , Борис Косарев здесь жили и работали и другие. В Харькове процветал стиль авангард в различных формах, включая архитектурный конструктивизм, представленный всемирно известным Госпрома зданием , и концептуализм , ориентированный на соединение образов и слов в искусстве. «Неоконченная диссертация » Бориса Михайлова — один из самых известных концептуалистических арт-проектов первого поколения художников КСОП в мире. [ 58 ] [ 18 ]
Несмотря на то, что члены КСОП считали, что их художественная фотография не опирается на какую-либо историю или традицию, сегодня их работы считаются продолжением авангардного стиля, широко популярного в 1920-е годы. [ 22 ] [ 51 ] [ 3 ] [ 58 ] [ 67 ]
Традиции авангарда преподносились через цепочку взаимоотношений учителя и ученика, начиная с Василия Ермилова и Бориса Косарева авангардной художественной деятельности (и ряда других художников их поколения) в начале ХХ века. Они передавали свой опыт новым поколениям художников, использовавших авангардные методы и правила с 1950 по 1990 годы. [ 58 ] [ 68 ] Один из их учеников, Владимир Григоров, руководил некоторыми из ключевых создателей первого творческого союза КСОП. [ 69 ] [ 70 ]
Мелкие детали указывали на то, что художники КСОП были авангардистами, например, символ совы (знак, связанный с историей харьковского авангарда и используемый группой «Время»); или новые методы фотографии, отсылающие к футуристическим идеям начала 20 века. [ 71 ] Традиции авангарда до сих пор отчетливо прослеживаются в творчестве нового поколения харьковских художников 2000-х годов, которые продолжают экспериментировать и используют социальные сети, чтобы вывести связь изображения и текста на новый уровень. [ 58 ]
Методика группы «Время» и ее последствия
[ редактировать ]
Харьковская . школа фотографии известна экстремальными экспериментами с техниками и методами фотографии [ 1 ] [ 40 ] Развивая авангардные принципы и ориентируясь на догмы соцреализма , члены группы «Время» изобрели собственный визуальный язык и использовали иронию в своем искусстве. [ 1 ] [ 40 ] [ 4 ] [ 72 ] — последнее считалось важной составляющей харьковской школы. [ 64 ]
Развивая старые практики ( монтаж , коллаж и другие), харьковские фотографы придумали приемы, методы и принципы, которые сегодня считаются их фирменными изобретениями. [ 73 ] [ 4 ] Одно из ключевых нововведений первого поколения — «теория удара» (или «теория инсульта»). [ 6 ] ), подразумевал, что фотография должна передавать сильное заявление, а шокирующий элемент — единственный способ оказать художественное воздействие. [ 4 ] [ 30 ] [ 65 ]
Борис Михайлов , один из лидеров харьковской художественной фотографии и один из ключевых фотографов бывшего Советского Союза , [ 52 ] [ 74 ] ему приписывают несколько изобретений в области фотографии. [ 4 ] Метод наложения (иногда называемый наложением или сэндвичем ) заключался в наложении двух кадров цветной слайдовой пленки и проецировании их на экран в виде слайд-шоу или печати на цветной фотобумаге. Это дало возможность использовать множество различных комбинаций фотографий с чистой и точной детализацией. Другое изобретение Михайлова — понятие «плохая фотография» — было ориентировано на создание дефектных черно-белых фотографий, часто не в фокусе или с низким контрастом (в основном из-за отсутствия фототехники профессионального качества). [ 9 ] ). Он был создан в противовес «оптимистическому повествованию» Советского Союза как способ критики советских идей изображения реальной жизни. Позже некоторые критики назвали эту концепцию «первым образцом концептуализма в фотографии в СССР ». Михайлов также использовал технику люрика , включающую ретушь , увеличение, ручную раскраску и монтаж картины или нескольких картин. [ 4 ] [ 5 ] Именно благодаря его партнерству с московским художником Ильей Кабаковым и союзом «Эрмитаж» появился фотографический « соц-арт ». [ 30 ] [ 26 ]
Их сотрудничество также положило начало движению livre d'artist (или художественным книгам ). Этот метод был возрожден и получил признание в 2010-х годах. [ 75 ] [ 26 ]
Еще одним значительным вкладом в концептуальное искусство того времени стали фотокниги Михайлова, вышедшие в 1980-е годы. [ 75 ] В частности, его незаконченная диссертация 1985 года считалась художественной задачей. Его книги стали новыми эстетическими установками и местом представления манифеста харьковского художественного андеграунда . Они показывали личную жизнь людей, болезни, взаимоотношения, семейные тайны и другие темы, несвойственные искусству того времени. Книги также иллюстрируют различные аспекты харьковского модернизма , такие как концепция «нового документального кино» и художественные концепции, представленные в Жака Деррида интерпретации парергона ( древнегреческой философской концепции) и в книге «Мифологии» Ролана Барта . Понятие «новая документалистика» было представлено Михайловым как новый художественный метод «тихой корректировки» и подразумевало, что новые фотографии должны выглядеть старыми с момента их съемки. [ 76 ] [ 26 ]
Методикой эквиденситометрии специализировался другой сотрудник группы «Время» Олег Малёваный. Сегодня этого метода можно достичь с помощью фильтра Photoshop , но в 1970-х годах для достижения «нефотографической» реальности на фотографии требовался сложный технический процесс и квалифицированная ручная работа. [ 4 ] [ 30 ]
Не все методы КСОП были совершенно новыми; некоторые из них были заново изобретены старые методы. Например, в 1920-е годы существовала ручная раскраска черно-белых изображений для раскрашивания открыток, а студийные фотографии Советского Союза раскрашивались вручную или химически тонировались до 1960-х или 1970-х годов. Тем не менее, ручная раскраска черно-белой фотографии стала широко известна как еще одно новое концептуальное решение фотографии 1970-х годов. [ 4 ]
Фотомонтаж также широко использовался разными художниками в 1920-1960-е годы, и хотя этот метод не был изобретением харьковских фотографов, они его освоили и добавили свои приемы. Известным примером стал монтаж Александра Супруна «Весна в лесу (Ландыши)» (1975), где один и тот же фрагмент цветка использовался 51 раз. Позднее Евгений Павлов овладел искусством фотомонтажа с использованием черно-белых изображений. белые фотографии с ручной раскраской и процарапыванием. [ 4 ] Еще одним харьковским приемом, широко обсуждаемым зарубежной критикой, стал метод «слепых пятен», который использовался для прикрытия резких высказываний авторов и в противовес «прозрачной эстетике», пропагандируемой официальными лицами страны. [ 77 ] [ 78 ]
Сочетание нескольких техник было характерно для нескольких харьковских фотографов. Евгений Павлов экспериментировал с этим в своем Total Photography проекте 1994 года; он использовал все известные ему методы, чтобы доказать, что любая фотография может стать произведением искусства. [ 4 ] [ 79 ]
В середине 1990-х годов члены КСОП, такие как Борис Михайлов и Евгений Павлов, экспериментировали с сочетанием фотографии и живописи. Они обнаружили, что объединение двух форм искусства дает больше творческой свободы. [ 80 ] [ 81 ]
Одним из трендов харьковских фотографов стало «многоавторское» искусство, наложение работ разных фотографов. Он использовался в «Луриках » Михайлова , в работах Группы быстрого реагирования (в составе Бориса и Виты Михайловых, Сергея Солонского и Сергея Браткова), а также в работах Евгения Павлова и Владимира Шапошникова. [ 26 ] [ 82 ] [ 47 ]
Участником, фотомонтажи которого были замечены за рубежом, стал Олег Малёвый из группы «Время». «Накладки» Михайлова и фотомонтажи Супруна также считались уникальными советскими произведениями искусства за новизну и гротескные, драматические эффекты. [ 30 ] Их коллегу Сергея Солонского, который широко использовал фотомонтаж в 1980-х и 90-х годах, принято считать началом эстетической революции в украинской фотографии. [ 4 ]
Методика следующих поколений
[ редактировать ]Следующее поколение КСОП работало как отдельные художники или собиралось в новые группы, развивая и разнообразя сюжеты и техники фотографии. [ 4 ] [ 30 ] [ 9 ] Роман Пятковка , пришедший в харьковскую школу в 1980-е годы, использовал общепринятые приемы КСОП в своем проекте «Фантомы 30-х» , посвященном Великому голоду 1932–1933 годов на Украине . В этом фотопроекте Пятковка использовала многократное воспроизведение изображений с ручным процараживанием. В своей серии «Игры либидо » (1995) он также изобрел новую технику под названием «негативный фотомонтаж»: он наклеивал черно-белые негативы на стеклянную пластинку и печатал фотографию, пока клей разъедал пленку, создавая новый визуальный эффект. эффект. Другой художник-неприсоединившийся Виктор Кочетов разработал технику ручной раскраски фотографий «брутальным и бескомпромиссным подходом», применяя цвет к своим изначально черно-белым изображениям. [ 4 ] [ 30 ]
Группа Госпрома (названа в честь одного из исторических зданий Харькова). [ 83 ] ) вдохновлялись своими предшественниками и развили харьковскую фотографию в разные жанры. В Группе Госпрома была разработана документальная фотография и метод «прямой фотографии» (или откровенной фотографии ). [ 4 ] [ 30 ] [ 9 ]
Один из членов Группы Госпрома Владимир Старко работал исключительно с черно-белыми фотографиями и избегал обрезки изображений. Другой участник, Миша Педан, развил документальный стиль группы в своем проекте «Stereo_types» 2011 года, в котором он объединил парные изображения. [ 4 ] Его коллега Сергей Братков работал над фотографиями, соединяющими «жестокость и нежность, комедию и трагедию», которые часто считают главными характеристиками харьковской школы. В своей работе «Шапито Москва» Братков соединил фотографии в коллаже , создав новые, сюрреалистические изображения с многослойным смыслом. Он часто игнорировал общие правила фотографии, такие как использование центрального фокуса или внимание к свету и теням. [ 84 ]
В 1990-е годы появились и другие методы КСОП, такие как «новый украинский фотомонтаж»; фотокниги; социальное искусство; концептуальная, ташистская , неопримитивная фотография и другие. [ 75 ] [ 26 ]
Третья волна харьковских фотографов
[ редактировать ]Третьей волной художников КСОП стала группа «Шило», образованная в 2010 году. Группа вписала себя в историю КСОП, переделав проект художественной книги Михайлова « Неоконченная диссертация» , назвав свою книгу «Завершенная диссертация» (2013). [ 4 ] [ 26 ] Историк искусства Татьяна Павлова определила «Завершенную диссертацию» как «objets trouvés», или найденный объектный жанр. [ 26 ]
Группу «Шило» также вдохновило наследие Бориса Михайлова, тесное общение с авторами разных поколений и традиции совместных действий в харьковской фотографии, представленные группой «Время», группой «Госпром» и группой быстрого реагирования. Они доработали методику Группы Госпрома и добавили использование техники литографической печати . [ 4 ] [ 85 ]
Группа сделала свои проекты более насыщенными и простыми с точки зрения контекста, цветовой фактуры и диалога со зрителем. Члены группы «Шило» сохранили «дуализм» искусства своих предшественников, но изменили его: в то время как «слепые пятна» скрывали резкие высказывания первого поколения в отношении идеологии или пропаганды под более тонкими слоями, молодое поколение помещало свои резкие высказывания в более тонкие слои. на поверхности, с более «наивными» предметами внизу. [ 26 ] Их работы во многом основаны на Харькове и его художниках, включая фотографов предыдущих поколений, и имеют сильный социальный и политический контекст. [ 26 ]
Сергей Лебединский, действующий член группы «Шило», работает со старым оборудованием и старыми технологиями. Его фотографии из проекта «Арабатская стрелка/Целебные грязи» были сняты на панорамную камеру советского производства с устаревшей советской пленкой и напечатаны на советской фотобумаге. [ 39 ]
Примеры фотографов КСОП
[ редактировать ]Boris Mikhailov
[ редактировать ]Михайлова, которого часто связывают со всей волной постсоветского искусства, считают самым известным украинским современным художником/фотографом и одним из ключевых фотографов бывшего СССР . [ 51 ] [ 52 ] [ 24 ] [ 58 ] [ 63 ] [ 5 ] Представителю группы «Время» Михайлову приписывают создание «целого периода в истории фотографии». [ 86 ] и создание множества новых методов и идей для новой эстетики фотографии. [ 64 ] [ 4 ] За ним внимательно следил КГБ , несколько раз увольняли с работы и чуть не сажали в тюрьму за свое искусство. [ 5 ] [ 87 ]
Фотографии Михайлова начали появляться за рубежом в 1980-х годах, и вскоре Харьковская школа фотографии стала известна на международном уровне. [ 64 ] [ 41 ] В 1960-1980-е годы Михайлов создал несколько известных фотопроектов, таких как «Вчерашний бутерброд» , «Лурики» , « Красная серия» . [ 5 ] [ 24 ] но всемирно признанным художником его сделали две книги: «История дела» (опубликованная в виде книги в 1999 году) и «Неоконченная диссертация» , которая входит в десятку лучших фотокниг в мире. Фотопроект «История дела» , считающийся самой противоречивой работой Михайлова, создан на стыке изобразительного искусства и документальной фотографии . изображен распад СССР и его влияние на жизнь харьковского общества. Через фотографии бездомных [ 52 ] [ 86 ] [ 51 ] [ 63 ] [ 88 ] Фотографии «Истории болезни» стали визитной карточкой Михайлова, неоднократно выставлялись в прогрессивных международных музеях и галереях. [ 51 ] а работы Михайлова вообще считаются классикой мировой фотографии. Однако украинское общество до сих пор не совсем понимает и не ценит его искусство и отвергает его. [ 19 ] [ 24 ] [ 64 ] Хотя Михайлов эмигрировал в Германию, он часто посещает Украину по личным и общественным делам, например, для работы над проектами, чтения лекций или участия в выставках. [ 51 ] [ 64 ] [ 24 ]
Работы Михайлова находятся в постоянной экспозиции Метрополитен -музея (Нью-Йорк), Русского музея (Санкт-Петербург), Японского национального художественного музея (Осака) и многих других музеев современного искусства в Амстердаме, Ганновере, Париже, Венеции, Бостоне. , Краков, Мюнхен и др. В 2018 году галерея Тейт Модерн (Лондон) посвятила его творчеству отдельный выставочный зал. Михайлов — единственный украинец, получивший Международную премию в области фотографии Фонда Хассельблад (2000). Среди других его наград - премия Фонда современного искусства Coutts (1996), премия Citibank Private Bank Photography (2001), художественная премия Generalsatellite Corporation (2003) и премия Кайзера (2015). В 2008 году он стал членом Академии визуальных искусств в Берлине. [ 64 ] [ 63 ] [ 5 ] [ 86 ] [ 1 ]
Sergey Bratkov
[ редактировать ]Сергей Братков, один из «учеников» Михайлова, был известен как «один из самых многообещающих» представителей харьковской школы в годы ее становления. [ 35 ] а позже стал одним из самых известных классиков фотографии Украины и России, его работы выставлялись в Бельгии, США, Швейцарии, Испании, Франции и Германии. [ 89 ]
Братков начал свой творческий путь в начале 1980-х годов, объединив многие художественные жанры, в частности фотографию и живопись, а позже добавил к этому кино. Профессионально рисовать начал в 1989 году. [ 89 ] [ 90 ] и в то же время работал над фотоколлажами , ручной раскраской и другими техниками преобразования фотографий. основал и активно работал в составе Группы быстрого реагирования . В 1993 году вместе с Борисом и Витой Михайловыми Сергеем Солонским [ 89 ] [ 91 ]
Объединив свои творческие интересы в различных проектах и перформансах, он создал известные проекты: «Шкаф» («Мы все едим друг друга» , 1991), который состоял из фотографий, помещенных в стеклянные банки, наполненные водой или воздухом; «Посылка» , где Братков вкладывал фотографии в бетонную плиту; и «Замороженные пейзажи» (1994), созданные как дань уважения 45 харьковским бездомным, которые замерзли насмерть. [ 90 ]
В 2000 году Братков переехал в Москву, где вскоре стал известен и обсуждался благодаря серии фотографий « Дети» . [ 35 ] В 2007 году он представлял Украину на Венецианской биеннале, а в 2010 году Братков получил российскую премию современного искусства «Инновация» за видеоинсталляцию. [ 35 ] [ 89 ]
Братков никогда не ограничивал свою тематику, фотографируя женщин-солдат, бизнесменов, моряков, пьяниц и проституток и других людей любого возраста, пола и социального положения. [ 35 ] [ 89 ] В конце 2000-х годов от фотографирования отдельных героев, как он их называл, Братков переключил свое внимание на групповые фотографии и большие толпы людей, исследующих постсоветское общество. Эта тенденция отчетливо прослеживалась в ряде его проектов, в том числе в «Шапито Москва» 2012 года. [ 91 ] [ 92 ] Еще одной работой, исследовавшей и анализировавшей советскую и постсоветскую реальность, а также вопрос идентичности, стала серия фотографий «Империя грез», созданная в 1988 году и переосмысленная в 2016–2017 годах. В 2017 году сериал был номинирован на Национальную премию Шевченко . [ 93 ]
Evgeniy Pavlov
[ редактировать ]Вместе с Михайловым Павлов помог превратить Харьковскую школу фотографии в феномен современного искусства. Его работы выставлялись в США, Германии, Франции и Японии. [ 6 ] [ 62 ] Павлову старые технологии фотографии нравились больше, чем современные; по состоянию на 2018 год он никогда не пробовал цифровую фотографию и оставался верным съемочному процессу. Павлов на некоторое время оставил фотографию, чтобы заняться кино, но вернулся к фотографии в 1981 году. В 1988 году он представил проект «Архивная серия» . Павлов работал с коллажем и цветной ретушью ; его проект Total Photography объединил эти методы. За четыре года (1990–1994) Павлов создал для проекта 100 фотографий. Позже Павлов учился живописи фотографий и работал с художником Владимиром Шапошниковым. По словам Павлова, их последняя совместная работа « Второе небо » «подвела итог» их советскому карьерному пути. [ 6 ] [ 79 ]
Roman Pyatkovka
[ редактировать ]В молодости Пятковка оставил хорошо оплачиваемую работу директора по световому оформлению в Харьковском ТЮЗе, чтобы работать в фотомастерской харьковского завода, вдохновленный Малёваным, Михайловым и Павловым. [ 9 ] По состоянию на 2020 год Пятковка — профессор кафедры медиакоммуникаций Харьковского национального университета , соучредитель Национального союза фотографов Украины и координатор художественного союза «Украинская фотографическая альтернатива». Был назван лучшим концептуальным фотографом года на Sony World Forum 2013. Некоторые работы Пятковки входят в коллекции Музея современной фотографии (Чикаго, США), Музея Кена Дама ( Брешия , Италия) и Артотеки ( Нюрнберг, США ). Германия). [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Юрий Рупин
- Boris Mikhailov (photographer)
- Социалистический реализм
- Украинский авангард
- Украинский андеграунд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стасюк 2018 .
- ^ Павлова 2018 , стр. 73, 318.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Касьянова 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Дефицит 2015 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Туми 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Акаге 2018а .
- ^ Павлова 2014 , стр. 337, 343, 353.
- ^ Перейти обратно: а б с д Акаге 2018б .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Зеленская 2013 .
- ^ Павлова 2018 , с. 324.
- ^ Павлова 2018 , стр. 341, 367.
- ^ Павлова 2014 , стр. 354, 374.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2007 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2007 , с. 13.
- ^ Павлова 2018 , стр. 378, 385.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2014 , с. 373.
- ^ Павлова 2018 , стр. 13, 353, 385.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2018 , с. 342.
- ^ Перейти обратно: а б с д Балашова 2015г .
- ^ Перейти обратно: а б с Бернар-Ковальчук 2019 .
- ^ Павлова 2018 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Павлова 2018 , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2014 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Немецкий 2013 .
- ^ Павлова 2014 , с. 394.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Павлова 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Месяцы 2020 года .
- ^ МОКСОП 2021 .
- ^ Хиггинс 2014 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Павлова 2018 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2018 , с. 369–370.
- ^ Павлова 2007 , стр. 5, 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Павлова 2014 , с. 413.
- ^ Перейти обратно: а б Павлова 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хиггинс 2014 , с. 222.
- ^ Павлова 2007 , с. 7.
- ^ Павлова 2012 .
- ^ культобзор.ру; 1 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рафферти 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Калач 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Очки 2018 года .
- ^ Сандуляк 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Кракович 2019 .
- ^ Павлова 2018 , стр. 73, 369.
- ^ Павлова 2020б .
- ^ Павлова 2018 , стр. 73–74.
- ^ Перейти обратно: а б с МОКСОП 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Павлова 2018 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Павлова 2018 , с. 74.
- ^ МоМА 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Lozhkina 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маленький 2011 год .
- ^ Chuzha 2015 .
- ^ фотография-now.com; 16 марта 2012 г.
- ^ Кандрович 2015 .
- ^ думская.net; 20 апреля 2017 г.
- ^ artukraine.com.ua; 14 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Месяцы 2017 года .
- ^ Савченко 2018 .
- ^ Яковленко 2018 .
- ^ Смит 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Коваль 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Куницына 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Поздеева 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с glavnoe.ua; 9 июля 2020 г.
- ^ Панталл 2020 .
- ^ Павлова 2014 , с. 371.
- ^ Павлова 2014 , стр. 385, 392.
- ^ Павлова 2018 , стр. 368, 385.
- ^ Павлова 2007 , с. 6.
- ^ Павлова 2018 , с. 368.
- ^ Павлова 2018 , стр. 367, 369–370.
- ^ Павлова 2018 , стр. 375–376.
- ^ Павлова 2018 , с. 353.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлова 2018 , с. 370.
- ^ Павлова 2018 , стр. 371–372.
- ^ Павлова 2018 , с. 371.
- ^ Павлова 2014 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б Павлова 2018 , с. 373.
- ^ Павлова 2018 , стр. 366–367.
- ^ Павлова 2007 , стр. 13–14.
- ^ Павлова 2018 , с. 376.
- ^ Павлова 2007 , с. 20.
- ^ Хиггинс 2014 , стр. 222–224.
- ^ Cargocollective.com 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с Земля 2008г .
- ^ Хиггинс 2014 , с. 231.
- ^ Хиггинс 2014 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сергакова 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Павлова 2020а .
- ^ Перейти обратно: а б Бояринов 2014 .
- ^ Джоготь 2008 .
- ^ Братков 2017 .
Цитируемая литература
[ редактировать ]- "Сергей Солонский" , МОКСОП , Харьков: Музей Харьковской школы фотографии , дата обращения 14 декабря 2020 г.
- Пайффер, Пруденс (редактор), «Новая фотография 9: Кристофер Джильо, Борис Михайлов, Марк Стейнмец и Бит Стреули» , МоМА , Манхэттен : Музей современного искусства , получено 14 декабря 2020 г.
- «О Шило» , Cargocollective.com , Портленд : Cargo , получено 14 декабря 2020 г.
- «Харьковский областной фотоклуб» , МОКСОП , Харьков: Музей Харьковской школы фотографии , дата обращения 5 марта 2021 г.
- «Биеннале Fotofest 2012» , Photography-now.com , Берлин: Photography-Now, 16 марта 2012 г. , получено 3 декабря 2020 г.
- "Akt nepovinovenija. Telo kak protest v har'kovskoj fotografii 1970-2010 gg." Акт неповиновения. Тело как протест в харьковской фотографии 1970-2010 гг. [Акт неповиновения. Тело как протест в харьковской фотографии 1970-2010], культобзор.ру , Москва: Культобзор, 1 декабря 2013, в архиве с оригинала 11 сентября 2019 , дата обращения 7 декабря 2020.
- Lozhkina, Alisa, ed. (April 14, 2017), "V Odesі pokazhut' harkіvs'ku andegraundnu fotografіju 70‒90-h rokіv" В Одессе покажут харьковскую андеграундную фотографию 70-90-х годов [Харьковскую андеграундную фотографию 70-х и 90-х годов покажут в Одессе], artukraine.com.ua (на украинском языке), Киев: АРТ УКРАИНА , получено 14 декабря 2020 г.
- Konstantinov, Oleg, ed. (April 20, 2017), " "Kazn' produktov" i "Narjadnaja publika" — fotofestival' v Muzee sovremennogo iskusstva Odessy" «Казнь продуктов» и «Нарядная публика» — фотофестиваль в Музее современного искусства Одессы [«Продуктовая экзекуция» и «Умная аудитория» - фотофестиваль в Музее современного искусства Одессы], dumsky.net (на русском языке), Одесса : Думская , получено 5 октября 2020 г.
- "NeMoj razgovor: "Revizii" s odnoj vystavki (foto)" НеМой разговор: "Ревизии" с одной выставки (фото) [НеМой разговор: «Ревизии» с одной выставки (фото)], glavnoe.ua , Харьков : Главное, 9 июля 2020 , дата обращения 2 октября 2020
- Акаге, Анна (24 сентября 2018b), Ноде, Жан Жак (ред.), «Из Украины. Первая история: Архив Александра Гляделова» , loeildelaphotographie.com , Париж: Глаз фотографии, OCLC 883801381 , получено 9 октября , 2020
- Акаге, Анна (21 ноября 2018a), Ноде, Жан Жак (ред.), «Из Украины: Время Евгения Павлова» , loeildelaphotographie.com , Париж: Глаз фотографии, OCLC 883801381 , получено 9 октября 2020 г.
- Balashova, Ol'ga (May 31, 2015), Musayeva, Sevgil (ed.), "Neprostye otnoshenija iskusstva i obshhestva v PinchukArtCentre" Непростые отношения искусства и общества в PinchukArtCentre [Непростые отношения между искусством и обществом в PinchukArtCentre], Украинская правда , Киев : Киев MediaHub , получено 2 октября 2020 г.
- Бернар-Ковальчук, Надежда (10 августа 2019), "Миша Педан: Все страхи на закате советской эпохи были связаны с тем, что было непонятно, откуда исходит опасность" , МОКСОП , Харьков: Музей Харькова Школа фотографии , получено 3 декабря 2020 г.
- Билаш, Ксения (21 декабря 2017 г.), Кошкина, Соня (ред.), «Парадокс авангарда «Миста ХА» » Парадоксы авангарда «Города ХА» [Парадоксы авангарда «Город Ха»], lb.ua (на украинском языке), Киев : LB.ua , получено 2 октября 2020 г.
- Bilash, Ksenija (September 8, 2020), Koshkina, Sonja (ed.), "Sergej Lebedinskij: "V sovremennoj fotografii ty ustaesh' ot ogromnogo kolichestva samorefleksii" " Сергей Лебединский: «В современной фотографии ты устаешь от огромного количества саморефлексии» [Сергей Лебединский: «От огромного количества саморефлексий в современной фотографии устаешь»], lb.ua (на русском), Киев : LB.ua , получено 2 октября 2020 г.
- Bojarinov, Denis (June 30, 2014), "Chto takoe postsovetskij chelovek?" Что такое постсоветский человек? [Что такое постсоветский человек?], ovcharенко.art (на русском языке), Москва: Галерея Овчаренко , получено 5 марта 2021 г.
- Братков Сергей (2017), «Серія роботія «Іимперия снів» » Серия работ «Империя снов» [Серия произведений искусства «Империя мечты», knpu.gov.ua (на украинском языке), Киев: Национальная премия имени Тараса Шевченко , получено 5 марта 2021 г.
- Кандрович, Кшиштоф (6 июля 2015 г.), "Shilo Group" , rencontres-arles.com , Арль : Rencontres d'Arles , получено 3 декабря 2020 г.
- Чужа, Юлия (30 ноября 2015), «Миша Педан: «Берть и отдавать другим – это логика работы в мире искусства» » , Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 марта 2021 г.
- Djogot', Ekaterina (July 3, 2008), "Sergej Bratkov: "Tema gadosti stanovitsja glavnoj" " Сергей Братков: «Тема гадости становится главной» [Сергей Братков: «Тема гадости становится главной»], OpenSpace (на русском языке), Москва: ArtMedia Group , получено 5 марта 2021 г.
- Герман, Лизавета (Новембер 25, 2013), Притула, Олена (ed.), «Показывать время. Показать время. Ретроспектива Бориса Михайлова в Харькове [Show time. Retrospective of Boris Mikhailov in Kharkiv], Украинская Pravda (в Russian), Kyiv : Kyiv MediaHub , retrieved October 2, 2020
- Хиггинс, Джеки (2014), Мировой атлас уличной фотографии , Нью-Хейвен : издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-20716-3 , LCCN 2014940105 , OCLC 902994387
- Яковленко, Катерина (November 7, 2018), Кошкина, Sonja (ed.), "Галина Глеба: "Меченатство легко перетворен на инструмент manipulation " Галина Глеба: "Меценатство легко превратить в инструмент манипуляций" [Галина Глеба: «Патронаж легко превратить в инструмент манипуляции»], lb.ua (на украинском языке), Киев : LB.ua , получено 2 октября 2020 г.
- Kalach, Stanislav (November 9, 2018), "V Har'kove otkryvaetsja muzej fotografii" В Харькове открывается музей фотографии [Музей фотографии откроется в Харькове], Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 октября 2020 г.
- Kas'janova, Dar'ja (August 17, 2020), " "Chtoby snimat' vyshe tret'ego jetazha, nuzhno bylo oficial'noe razreshenie": Publikuem fragment iz knigi o Har'kovskoj shkole fotografii" «Чтобы снимать выше третьего этажа, нужно было официальное разрешение»: Публикуем фрагмент из книги о Харьковской школе фотографии [«На съемку выше третьего этажа нам нужно было официальное разрешение»: публикуем отрывок из книги о Харьковской школе фотографии], Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 октября 2020 г.
- Коваль, Valerija (Сентябрь 9, 2019), Соколова, Наташа (ed.), "Не мешает: 10 столичных выделок сентября" Не пропусти: 10 столичных выставок сентября [Не пропустите: 10 столичных выставок в сентябре], vgorode.ua (на русском), Киев : группа UMH , получено 2 октября 2020 г.
- Кракович, Дмитрий (6 марта 2019 г.), Ноде, Жан-Жак (редактор), «Киевский международный фестиваль фотокниг» , loeildelaphotographie.com , Париж: Глаз фотографии, OCLC 883801381 , получено 9 октября 2020 г.
- Куныцына, Алиса (июнь 27, 2020), Зубанжук, Виктор (ed.), "У киевской vidkrylasja выставка предосудительного ведомого украинского fotografa" В Киеве открылась выставка всемирно известного украинского фотографа [В Киеве открылась выставка всемирно известного украинского фотографа], lenta.ua (на украинском языке), Киев : Lenta.UA , дата обращения 2 октября 2020 г.
- Литтл, Майлз (31 мая 2011 г.), «Крушение: «История болезни» Бориса Михайлова » , Time , New York: Time Inc. , ISSN 0040-781X , LCCN 25011669 , OCLC 1767509 , получено 2 октября 2020 г.
- Lozhkina, Alisa (July 30, 2011), Prytula, Olena (ed.), "Zhestokij diagnoz ot Borisa Mihajlova" Жестокий диагноз от Бориса Михайлова [Severe diagnosis from Boris Mikhailov], Ukrayinska Pravda (в Russian), Kyiv : Kyiv MediaHub , retrieved October 2, 2020
- Игорь Манько (2015), Муффолетто, Роберто (редактор), «Харьковская школа изобразительной фотографии» , Журнал «Образы и культура» , Лос-Анджелес: Проект VASA , получено 2 октября 2020 г.
- Панталл, Колин (19 августа 2020 г.), Оливерио, Джузеппе (редактор), «Чудесный мир украинской государственной сети железнодорожного транспорта» , phmuseum.com , Лондон: PHmuseum , получено 5 октября 2020 г.
- Павлова, Татьяна, Силадьи, Шандор (ред.), «Авангард красный и зеленый. От «Теории удара» до «Контакта» » , VASA , Вена: Проект VASA , получено 10 декабря 2020 г.
- Павлова, Татьяна, Силадьи, Шандор (ред.), «Андрей Авдеенко» , VASA , Вена: Проект VASA , получено 5 марта 2021 г.
- Павлова, Тетьяна (2007), Соколуйк, Людмила (ed.), Фотоискусство в художественной культуре Харькова остальной трети XX столетия (на материале хозяйского жанра)(Doctoral dissertation) Фотоискусство в художественной культуре Харькова последней трети XX века (на материале пейзажного жанра) [ Фотоискусство в художественной культуре Харькова последней трети XX века (на материале пейзажного жанра) ] (на украинском языке), Харьков : Академия дизайна и искусств КГАДА Харьков
- Павлова, Татьяна (2012), « Завершенная диссертация Shilo Group» , Cargocollective.com , Портленд : Cargo , получено 10 декабря 2020 г.
- Pavlova, Tetjana (2014), Mystci ukrai'ns'kogo avangardu v Harkovi Художники украинского авангарда в Харькове [ Artists of the Ukrainian avant-garde in Kharkiv ] (in Ukrainian), Kharkiv : Drukarnja «Madryd», ISBN 978-617-7050-49-9 , OCLC 904390984
- Павлова, Тетьяна (Май 29, 2017), Балдынжук, Вира (ed.), "Симметрический джест Михайлову: Группа "Шыло" " Cимметричный жест Михайлову: Группа «Шило» [Симметричный жест Михайлову: Группа «Шило», Коридор (на русском языке), Киев : CCA Foundation , получено 5 октября 2020 г.
- Павлова, Татьяна (2018), Соколюк, Людмила (ред.), Авангард в образовательном тайнах Харькова ХХ столицы (Постдокторская диссертация) Aвангард в изобразительном искусстве Харькова ХХ века [ Авангард в изобразительном искусстве Харькова в XX веке ] (на украинском языке), Львов : Львовская национальная академия искусств.
- Pavlova, Tetjana (August 3, 2020b), Kalyta, Nastja (ed.), "Ob odnodnevnoj vystavke gruppy "Vremja" v Har'kovskom Dome uchenyh" Об однодневной выставке группы «Время» в Харьковском Доме ученых [Однодневная выставка группы «Время» в харьковском Доме ученых], Ваше искусство (на русском языке), Киев : Поддержите свое искусство , дата обращения 5 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Анна Поздеева (31 января 2020 г.), «Почему Бориса Михайлова во всем мире считают гением. А дома его не любят» , Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 октября 2020 г.
- Рафферти, Ребекка (21 января 2015 г.), Таулер, Женитесь на Анне (ред.), « Арабатская коса/Целебные грязи» Сергея Лебединского» , Городская газета , том. 44, нет. 20, Рочестер : WMT Publications, Inc., с. 18, ISSN 1551-3262 , OCLC 5685007 , получено 5 октября 2020 г.
- Sanduljak, Alina (November 21, 2018), "Vospominanija o Har'kovskoj shkole fotografii: Viktor Kochetov pro Mihajlova, cenzuru i sjemki na zakaz" Воспоминания о Харьковской школе фотографии: Виктор Кочетов про Михайлова, цензуру и съемки на заказ [Воспоминания о Харьковской школе фотографии: Виктор Кочетов о Михайлове, цензуре и заказной съемке], Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 октября 2020 г.
- Савченко, Глеб (20 апреля 2018), «Анон: Лекция Галины Глеби «Фотографии Харьковской школы: Между политизацией и джеротикой» » Анонс: Лекция Галины Глебы «Харьковская школа фотографии: между политикой и эротикой» [Анонс: Лекция Галины Глебы «Харьковская школа фотографии: между политикой и эротикой».], Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 октября 2020 г.
- Sergackova, Ekaterina (March 25, 2016), "Sergej Bratkov: "Menja vsjo vremja okruzhali koshmary. Pojetomu ja, navernoe, nemnozhko mrachnyj" " Сергей Братков: «Меня всё время окружали кошмары. Поэтому я, наверное, немножко мрачный» [Сергей Братков: «Меня все время окружали кошмары. Поэтому я, наверное, немного мрачен», Bird In Flight , Нью-Йорк: Depositphotos , дата обращения 5 марта 2021 г.
- Смит, Дайан (15 января 2019 г.), Бейнбридж, Саймон (редактор), «Первый в истории Киевский фестиваль фотокниг» , British Journal of Photography , Лондон: 1854 Media, ISSN 0007-1196 , LCCN 95640364 , OCLC 5928805 , получено 5 октября 2020 г.
- Стакле, Алнис (25 декабря 2018 г.), Бейнбридж, Саймон (редактор), «Лучшее за 2018 год: Алнис Стакле, Riga Photomonth» , Британский журнал фотографии , Лондон: 1854 Media, ISSN 0007-1196 , LCCN 95640364 , OCLC 5928805 , получено 5 октября, 2020 год
- Stasjuk, Ирина (11 ноября 2018), Салия, Юлия (ed.), "У Harkovi vidkryvajet'sja muzej fotografii' MOKSOP" В Харькове открывается музей фотографии MOKSOP [Музей фотографии МОКСОП откроется в Харькове], hmarochos.kiev.ua (на украинском языке), Киев : Hmarochos , получено 5 октября 2020 г.
- Терен, Тетьяна (Сентябрь 20, 2008), Дорошенко, Myhajlo (ed.), "Borys Myhajlov: из fotografie' вышла повитрия..." Борис Михайлов: из фотографии вышел воздух... [Борис Михайлов: Из фотографии вышел воздух...], umoloda.kyiv.ua (на украинском языке), нет. 176, Киев : Украина Молода , получено 5 октября 2020 г.
- Туми, Кристина (3 июня 2007 г.), «Ненакрытая щека Бориса Михайлова» , Sunday Times Magazine , Лондон: Times Newspapers Ltd. , OCLC 37334919 , заархивировано из оригинала 7 октября 2008 г. , получено 2 октября 2020 г.
- Уорнер, Мэриголд (30 января 2019 г.), Бейнбридж, Саймон (ред.), «Живопись фотографии: Виктор и Сергей Кочетовы» , Британский журнал фотографии , Лондон: 1854 Media, ISSN 0007-1196 , LCCN 95640364 , OCLC 5928805 , получено 5 октября 2020 г.
- Zelenskaja, Dar'ja (July 12, 2013), Shevchuk, Elena (ed.), "Fotografy proslavili Har'kov na ves' mir: foto-fakty" Фотографы прославили Харьков на весь мир: фото-факты [Фотографы прославили Харьков на весь мир: фотофакты], Вечерний Харьков Вечерний Харьков [ Вечерний Харьков ] (на русском языке), Харьков , OCLC 762014020 , получено 2 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] Эта статья основана на тексте, предоставленном Институтом Венарда по лицензии CC-BY-4.0 .
- Статьи Википедии, включающие текст из Института Венарда
- Культура Украины
- Фотография в Украине
- Социалистический реализм
- Советское нонконформистское искусство
- Украинская Советская Социалистическая Республика
- История Украины (1918–1991).
- История Украины с 1991 года.
- Украинское современное искусство
- Украинский авангард
- Советские фотографы