Урарина

Урарина - коренные народы перуанского бассейна Амазонки ( Лорето ), которые населяют долины рек Чамбиры , Уритуяку и Корриента. [ 1 ] Согласно как археологическим , так и историческим источникам, они проживали в бассейне Чамбира современного северо -восточного Перу на протяжении веков. [ 2 ] себя Кача лит . ( называют Урарина
Местный народный термин для Урарины - Шимаку , [ 3 ] который считается Урариной уничижительной, поскольку это термин кечуа, означающий «ненадежный». [ 4 ] Этноним «Урарина» может быть из Кечуа - даже а Рина ссылается на Руну или на людей значение ниже , Урарина отображается в кечуа, как -за ручья или люди из и вниз по течению [ 5 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Урарины Обществу и культуре получили мало внимания в растущей этнографической литературе региона, и только спорадические ссылки в энциклопедическом жанре перуанской Амазонии . Учетные записи урарины ограничены данными, представленными Кастильо, [ 6 ] Немецкий этнолог Г. Тессманн в его индейцах Нордост-Перу , [ 7 ] и наблюдениям миссионеров и современных искателей приключений.
Урарина-это полуоткрытое охотничье и садоводческое общество, население которого, по оценкам, составляет около 2000 человек. [ 8 ] Урариновые поселения состоят из нескольких групп длинных длин , расположенных на возвышенности ( Restingas ) или насыпей вдоль окраины без наводнений многочисленных рек и ручьев бассейна Чамбира . Набережные ограничены низменными территориями ( тахуампа и баджиалами ), которые подвержены наводнениям в течение годового сезона дождей (примерно в ноябре-май).
Местная политика Урарины характеризуется ртутным балансом сил между Демесом, объединенными в аффинальные связи и эпизодические политические альянсы, обменные отношения и споры. Окруженный дживароаном и коренных , разбирающихся в кокама -кокамилле кокама -кокамиллой народов верхней амазонки верхней амазонки , есть сложная анимистическая космологическая система. [ 9 ] Он основан на аяхуаски шаманизме , который частично основан на глубоком ритуальном потреблении Brugmansia Suaveolens .
Урарина обычно практикует невесту , [ 10 ] [ 11 ] Uxorilocal Matters of Post- natelial Residence, долг Peonage [ 12 ] и сороральный полигиния . В то время как мужчины уважаются за свое охотничье мастерство и навыки шаманических навыков, женщины Урарины также признаются за их мастерство: женщины являются выполняемыми производителями тканых матов, гамаков и сетей. [ 13 ] [ 14 ]

Язык
[ редактировать ]Документация на языке урарины , [ 15 ] который был классифицирован как языковой изолят или неклассифицированный язык Терренсом Кауфманом (1990) [ 16 ] сейчас недостаточно. [ 17 ] Лингвистическая работа среди Урарины впервые была впервые заведена SIL International . [ 18 ]
Мифология
[ редактировать ]У Урарины есть потоп -миф, в котором человек спас себя от потока, когда поднимался на дерево Кудины (Амасиза, Эритрина Элеи); Жена мужчины была превращена в гнездо термитов, цепляющееся за это дерево, в то время как их два сына стали птицами. [ 19 ] Впоследствии этот мужчина приобрел жену, другую женщину, которая сначала последовательно вызвала гадюку, паук и гигантский муравей в неудачной попытке уклониться от него. [ 20 ] В другом урарине потолковой миф был произведен потоп, по случаю фестиваля канисты , путем мочеиспускания дочери аяхуаски -бога , «порождающего хтонический мир духов». [ 21 ]
Урарина продолжает рассказывать сложные мифы и истории о насилии , которое они испытывают от посторонних, которые исторически включали принудительный призывник , изнасилование , болезнь , наложение и оскорбительное лечение со стороны посторонних. [ 22 ] [ 23 ] Части Библии были впервые опубликованы в Урарине в 1973 году; Однако полная Библия не опубликована. [ 24 ]
Выживание
[ редактировать ]Несмотря на проблемы их продолжающегося культурного выживания, включая экоцид , [ 25 ] неадекватная медицинская помощь, [ 26 ] [ 27 ] и культурное присвоение , [ 28 ] Урарина были вдохновлены и сопротивлялись насилию колониальных и постколониальных встреч в Амазонии, особенно во время режима Альберто Фудзимори . [ 29 ]
Права коренных народов
[ редактировать ]Современное сопротивление коренных народов включало проекты межкультурного образования, [ 30 ] [ 31 ] а также политическая мобилизация Урарины . [ 32 ] [ 33 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Универсальная декларация прав человека , (неполная) версия Урарины [7] от Национального координатора по правам человека
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дин, Варфоломея 2009 Урарина Общество, космология и история в Перуанской Амазонии , Гейнсвилл: Университетская издательство Флориды ISBN 978-0-8130-3378-5 [1]
- ^ (На испанском) Майерс, Томас П. и Варфоломей Дин "Предварительная керамика реки Чамбира, Лорето". Peruvian Amazon , 1999 Lima, опубликованная Центром антропологии и практического применения Amazon. 13 (26): 255-288
- ^ (по -испански) испанский вики вход для Shimaku
- ^ Пейн, Томас Э. (1997). Описание морфосинтаксиса: руководство для полевых лингвистов . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN 9780521588058 .
- ^ Для получения дополнительной информации см. Паз Солдан 1877: 964; Эспиноза Галарза 1979: 305). Королевные жители бассейна Чамбира также также назвали имена Variopes, в том числе: Месть; Ytuacalis, singcuchussas; Cingacuchuscas; Ароматы; Aracuyes; Чимаком; и Chambias (Grohs 1974: 53 стр. 4; Velasco 1960: 267; Jouaen 1943, II: 471-2; Figueroa 1904: 163, 177)
- ^ Кастильо, 1958, 1961
- ^ Tassmann, 1930, частичный испанский перевод 1987
- ^ Фотографии доктора Кнута Олавски заархивировали 2007-09-29 на The Wayback Machine , ) (по- испански
- ^ Дин, Варфоломей. «Поэтика творения: космология Урарины и историческое сознание». Латиноамериканские литературные журналы 1994 г. 10: 22-45
- ^ Дин, Варфоломей. «Запретные фрукты: неверность, сродство и невеста среди урарины перуанской Амазонки», журнал Королевского антропологического института март 1995 г., вып. 1 выпуск 1, p87, 24p
- ^ Хиршфельд архив для сексологии , цитируя Дина 1995
- ^ Дин, Варфоломей. «Общество Урарины, космология и история в перуанской Амазонии», Гейнсвилл: Университетская издательство Флориды 2009, ISBN 978-0-8130-3378-5
- ^ Дин, Варфоломей. «Многочисленные режимы стоимости: неравный обмен и циркуляция богатства пальмовых волокон Урарины», Музей Антропология февраль 1994, вып. 18, № 1, с. 3-20 доступны онлайн (оплачиваемая подписка)
- ^ «Многочисленные режимы стоимости: неравный обмен и циркуляция взаимозаменяемых товаров пальмового волокна между урарином,« Перуанская Амазонка , Специальное издание: «Идентичность и культура», Лима, опубликованная Центром антропологии и практического применения Амазонки. 1995, с. 75-118
- ^ Урарина в этнологе (25 -е изд., 2022)
- ^ Классификация языков коренных народов Америки#Kaufman (1990). Доступ к 9 июля 2006 г.
- ^ Олавский, Кнут (Университет La Trobe). «Урарина - доказательство для ОВС -единичного порядка». Leiden Papers в лингвистике 2.2, 43-68. Доступен онлайн 5 июля 2006 г.]
- ^ Манус, Рональд и Филлис Манус. Текст и согласие слов в серии Datos Datos Datos Etno-illingüísticos 65, SIL; 1979 Доступный онлайн доступ к 5 июля 2006 года.
- ^ Дин 1994, с. 26
- ^ Дин 1994, с. 27
- ^ Дин 1994, с. 31
- ^ В Андерсоне, Мирден (ред.) Культурное формирование насилия: виктимизация, эскалация, ответ. Purdue University Press; 2004 ISBN 1-55753-373-3 ГЛАВА 21 ОБЗОР ПРОВЕРИЛА 5 июля 2006 г.
- ^ (на испанском) Дин, Варфоломей. Антропологический . 1999, (17): 85-115
- ^ Worldscriptures.org Online Data Urarina Доступ к 5 июля 2006 г.
- ^ Без названия
- ^ Варфоломей Дин и соавт. , 2000 «Инициатива ресурсов амазонских людей: содействие репродуктивным правам и развитию сообщества в перуанской амазонке». журнал права человека Здоровье и Международный : . 4, № 2,
- ^ «Здоровье и права человека» . www.hsph.harvard.edu . 4 (2). 2000. Архивировано из оригинала 2001-03-03 . Получено 11 апреля 2023 года .
- ^ Bartholomew Dean 2004 «Цифровые вибрации и радиоволны в коренном Перу» в правах на интеллектуальную собственность коренных народов: правовые препятствия и инновационные решения . (Ред.) Мэри Райли, серия современных сообществ коренных американцев, 27-53 Нью-Йорк: Altamira Press, подразделение издателей Rowman & Littlefield. [2] Доступ 9 июля 2006 г.
- ^ Дин, Варфоломей. «Государственная власть и коренные народы в Перуанской Амазонии: потерянное десятилетие, 1990-2000». В политике этнической принадлежности коренные народы в латиноамериканских государствах . Глава 7, Дэвид Мэйбери-Льюис (ред.) Издательство Гарвардского университета [3]
- ^ Фонд культурные языков исчезающих выживания для [4]
- ^ Дин, Варфоломей. «Язык, культура и власть: межкультурное двуязычное образование среди урарины перуанской Амазонки», Практикуя антропология Специальный выпуск: обращение языкового сдвига в коренной Америке, опубликованная Обществом прикладной антропологии . 1999, 20 (2): 39-43. См. Онлайн цитирование, Информационный центр образовательных ресурсов (ERIC), спонсируемый Институтом наук об образовании (IES) Министерства образования США [5]
- ^ Дин, Варфоломей и Джером М. Леви, ред. С риском быть услышанными; Идентичность, права коренных народов и постколониальные государства Университет Мичиганского университета; 2003 ISBN 0-472-09736-9 (Глава 7: Дин, Варфоломей. На полях власти: гендерная иерархия и политика этнической мобилизации среди Урарины ) [6]
- ^ Джексон, Жан Э и Кей Б. Варрен . «Движения коренных народов в Латинской Америке, 1992-2004 гг.: Споры, иронии, новые направления». Ежегодный обзор антропологии 2005, вып. 34 Выпуск 1, P549-573, 25p ( http://arjournals.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.anthro.34.081804.120529 Краткий онлайн -обзор и оплаченный полный доступ)
Ссылки
[ редактировать ]Варфоломей Дин: «Поэтика творения: космогония Урарины и историческое сознание». В:- Журнал литературной литературы латиноамериканцев , вып. 10 (1994)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Омбудсмен, Перу [8]
- Языковой музей [9]
- DGH в перуанской амазонки Джонатана Харриса