Мамзер
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Второзаконие 23:3 , Захария 9:6 |
Вавилонский Талмуд : | Евамота 49а–б, 69а, 78б, 87б, Кидушина 67б и 73а |
Шулхан Арух : | Даже ХаЭзер 4 |
В еврейской Библии и еврейском религиозном законе мамзер букв ( иврит : ממזר , . , «отчужденный человек»; множественное число мамзерим ) — это человек, рожденный в результате определенных запрещенных отношений или инцеста (как это определено в Библии). ), или потомок такого человека. Статус мамзера ( ממזרות , мамзерут ) не является синонимом традиционного западного определения незаконнорожденности , поскольку в него не входят дети, рожденные от незамужних матерей. [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Некоторые объясняют слово «мамзер» как форму существительного мужского рода, происходящего от корня m-zr , имеющего значение «испорченный/испорченный». [ 2 ]
Согласно Согласию Стронга : «от неиспользуемого корня, означающего «отчуждать»; дворняга, т. е. рожденный от отца-еврея и матери -язычницы ». [ 3 ]
Талмуд (чужой/чужой), что объясняет этот термин гомилетически как состоящий из слов мама (дефект) и зар является эвфемизмом для обозначения незаконного союза в родословной человека. [ 4 ]
Использование Библии на иврите
[ редактировать ]Этот термин встречается дважды в еврейской Библии. Первый раз — Второзаконие 23:3 (23:2 в нееврейских версиях). Септуагинта как переводит термин «мамзер» «сын проститутки» ( . ekpornes ) греч , [ 5 ] а латинская Вульгата переводит это слово как de scorto natus («рожденный блудницей»). [ 6 ] На английский его часто переводят как «ублюдок».
Незаконнорожденный ( мамзер ) не должен входить в собрание Господне ; даже до десятого поколения своего не войдет он в общество Господне .
- (« не войдет в собрание Господне ». Раввины объяснили, что это означает, что ублюдок не может жениться на сыне или дочери Израиля) [ 7 ] [ 8 ] Альтернативно, «конгрегация Господня» может относиться к законодательному органу древнего Израиля. [ 9 ]
Другой случай находится в Захарии 9:6 : «И незаконнорожденный ( мамзер ) будет жить в Ашдоде », морском порту.
Галахические определения
[ редактировать ]В Талмуде термин мамзер применяется к потомкам определенных незаконных союзов. Согласно Мишне , мамзер является потомком запрещенного Библией союза, за который его прародители подлежат истреблению руками небес. [ 10 ] Исключением из этого правила является случай, когда еврейский мужчина сожительствует с менструирующей женщиной : хотя он и подлежит истреблению, ребенок, рожденный от такого союза, не является мамзером . Практическое значение этого постановления состоит в том, что оно исключает из такой клеветы ребенка, рожденного вне брака, которого часто ошибочно называют « бастардом » в соответствии с общим правом . Согласно Шулхан Аруху , новую линию мамзерим могут производить только два еврея, но продукт нееврея и мамзерет (женщины -мамзера ) является мамзером . [ 11 ]
Есть две категории мамзеримов . Ребенок, рожденный в результате инцеста, по библейскому определению – мамзер . Однако обратите внимание, что кровосмесительные отношения между одним или двумя неевреями не могут произвести мамзера , и если бы продукт такого союза обратился в христианство , он или она был бы равен любому еврею. [ 12 ]
замужней еврейки, Ребенок, рожденный от измены является мамзером . Ребенок одинокой женщины и мужчины, за которого она могла бы выйти замуж по закону, не является мамзером . [ 13 ] Не имеет значения, женат мужчина или нет. Если один из родителей не еврей, ребенок не мамзер . Любой ребенок, рожденный у замужней женщины, даже если известно, что она была неверна, считается ребенком ее мужа, если только она не ведет беспорядочную половую жизнь настолько, что такая презумпция становится необоснованной. [ 14 ] или если она вступит в публичные отношения с другим мужчиной. [ 15 ]
Ребенок, родившийся в течение 12 месяцев после последней встречи женщины с мужем, считается законным, поскольку еврейский закон считает, что в редких случаях беременность может длиться так долго. [ 16 ] Однако если прошло более 9 месяцев и известно, что она изменяла, то презумпция не применяется. [ 17 ] Современные вспомогательные репродуктивные технологии усложнили проблему. Раввин Моше Файнштейн постановил, что если замужняя женщина оплодотворяется спермой другого мужчины, ребенок не является мамзером , поскольку он не возник в результате прелюбодеяния; Раввин Джоэл Тейтельбаум (2005) не согласился и постановил, что, поскольку известно, что ребенок принадлежит не ее мужу, а мужчине, это мамзер . [ 18 ]
Статус брошенного ребенка (иврит: асуфи ) определялся состоянием, в котором он был найден. Если бы были признаки того, что подкидыша бросили из-за того, что родители не смогли его содержать, то с галахической точки зрения ребенок не был бы мамзером . [ 19 ] Однако если бы неизвестные родители могли содержать ребенка, его считали потенциально мамзером. [ 19 ] Ребенок, мать которого известна, но не отец, назывался «молчаливым» (иврит: шетуки ) и попадал в ту же категорию, что и подкидыш; [ 19 ] однако этот статус можно было бы изменить, если бы мать знала и раскрыла личность отца. [ 19 ]
Статус мамзера передается по наследству – ребенок мамзера ( будь то мать или отец) тоже является мамзером . Однако, поскольку считается, что эти правила применяются только к евреям, и поскольку традиционный раввинский закон считает, что еврейский статус передается только через мать, ребенок мамзера мужского пола и женщины-нееврея не может быть мамзером . Однако ребенок мамзера и мужчины-нееврея – мамзер . [ 20 ]
Ограничения по браку
[ редактировать ]Библейское правило, запрещающее некоторым людям становиться частью «собрания Господня». [ 21 ] интерпретировалось в Талмуде как запрет обычным евреям вступать в брак с такими людьми. Хотя библейский отрывок включает сюда до десятого поколения потомков мамзера , классические раввины интерпретировали это как идиому, означающую «навсегда». Таким образом, согласно традиционному еврейскому закону, мамзеру и его потомкам не разрешается вступать в брак с обычным (немамзером ) еврейским супругом.
Ограничение не запрещает мамзеру жениться на другом мамзере , а также жениться на новообращенном в иудаизм или рабе-нееврее. Однако подкидыши, подозреваемые в том, что они мамзеримы, не были столь свободны; им не разрешалось ни жениться на мамзере , ни даже выходить замуж за другого подкидыша. [ 19 ]
Эта интерпретация не является универсальной: Мэтью Пул интерпретирует «собрание Господне» как израильское правительство . [ 22 ] [ 23 ]
Социальный статус мамзерима
[ редактировать ]Хотя во многих исторических обществах незаконность рождения была качеством, которое могло сделать человека в некотором роде изгоем , это не было официальной позицией иудаизма; Помимо ограничений на брак, мамзер официально не считается гражданином второго сорта , и к нему следует относиться с таким же уважением, как и к другим евреям. [ 24 ] Например, Мишна учит, что образованный мамзер должен «иметь преимущество» над невежественным Первосвященником Израиля ; [ 25 ] Значение слова «иметь преимущество» не объяснено явно ни в Мишне, ни в Талмуде в целом, хотя в предыдущей части Мишны оно используется для обозначения приоритета, при котором люди должны быть спасены от опасности, в то время как в других частях Мишна использует эту фразу для обозначения приоритета, в котором люди должны получать алиот . [ 26 ]
Раввины Талмуда и средневековья сочли нужным указать, что, за исключением вопросов брака, к мамзеру следует относиться как к обычному еврею. Талмуд настаивает на том, что мамзера следует рассматривать как обычного родственника с целью наследования. [ 27 ] включая левиратный брак . [ 28 ] Маймонид и Иосиф бен Эфраим Каро считают уместным повторить это: [ 29 ] [ 30 ] и подтвердить, что мамзер может быть судьей . [ 31 ] [ 32 ] Точно так же тосафа разрешено настаивает на том, что мамзеру стать царем. [ 33 ]
От статуса мамзерима мог даже отказаться либо мамзер, женившийся на служанке, либо сам мамзер, ставший служанкой, причем их статус был немедленно отменен после их освобождения. [ 34 ]
Современные исследования мамзера статуса
[ редактировать ]Ортодоксальный иудаизм
[ редактировать ]Основной подход в ортодоксальном иудаизме состоит в том, чтобы требовать строгих стандартов доказывания статуса мамзера , достаточно строгих, чтобы доказать существование статуса мамзера было трудно и, как правило, не возникало. Как правило, невозможно доказать ни существование предыдущего брака, ни рождение ребенка от отношений вне этого брака. Ортодоксальные раввины всегда позволяют подозрительному ребенку воспользоваться преимуществом невиновности в этом вопросе. Обычно это приводит к выводу, что на момент рождения человека его родители были женаты или что человек является ребенком мужчины и женщины, которые состояли в браке друг с другом на момент зачатия ребенка.
Примером может служить современный ответ раввина Овадии Йосефа , устанавливающий невозможность доказать статус мамзера в случае, когда доказательства могут показаться четкими. [ 35 ] [ 36 ] В деле речь шла о дочери агуны выдал замуж , которую раввин- харедим за мужа, который впоследствии принял христианство и отказался участвовать в еврейском разводе . В конце концов мать развелась и снова вышла замуж, и спустя годы у них родилась дочь. Дочь была воспитана как ортодоксальная еврейка и посещала Бейт Яаков харедим , дневную школу . Дочь сама подняла вопрос о своем статусе перед предстоящей свадьбой. Раввин Йосеф систематически отвергал доказательства того, что предыдущий брак когда-либо имел место. Показания матери были немедленно дисквалифицированы как заинтересованная сторона. Кетуба (еврейский брачный контракт/сертификат) так и не была найдена. С раввином, который заключил брак, связались, но раввин Йосеф написал, что его показания не могут быть приняты без ктубы и в любом случае требуют подтверждения двумя свидетелями. Попытки связаться с мужем были прекращены после враждебного разговора с его новой женой-нееврейкой. Даже если бы с мужем можно было связаться, он был бы только одним свидетелем, и его показания не могли бы быть приняты без второго свидетеля. Таким образом, раввин Йосеф пришел к выводу, что доказательств того, что предыдущий брак когда-либо имел силу, недостаточно. Затем раввин Йосеф приступил к установлению возможности того, что бывший муж мог быть отцом дочери. Мать показала, что ее бывший муж иногда привозил выплаты алиментов и приходили в гости лично, и, следовательно, иногда они хотя бы на мгновение оставались наедине. Применяя древнее правило, согласно которому, если известно, что муж и жена находятся наедине за закрытой дверью, закон предполагает, что половой акт вполне мог иметь место, раввин Йосеф пришел к выводу, что вполне возможно, что бывший муж был отцом дочери и, следовательно, Еврейский закон, который очень строго истолковывает все доказательства в пользу рождения в браке, должен был предполагать, что он был таковым. Таким образом, раввин Йосеф пришел к выводу, что не было достаточных доказательств ни предыдущего брака, ни того, что новый муж был отцом, и, следовательно, он пришел к выводу, что не было достаточных доказательств статуса мамзерут . Рабби Йосеф сказал: «Поэтому решение должно заключаться в том, что существует очень веская причина разрешить этой женщине выйти замуж и войти в собрание Бога, и, как мне кажется, я написал». [ 36 ]
Консервативный раввин Дэниел С. Невинс , комментируя этот случай, отметил, что набор традиционных инструментов, которые раввин Йосеф использовал для дискредитации доказательств статуса мамзера , может быть достаточно надежным, чтобы охватить практически все случаи расследования в тех ситуациях, с которыми раввин общины мог бы справиться. скорее всего испытаю. [ 37 ] Тем не менее, ортодоксальные раввинские авторитеты считают, что, хотя современные раввины имеют право уточнять процедурные правила, такие как правила доказывания, они не имеют полномочий полностью отменять предписанные Библией категории или процедуры.
Израильское законодательство пытается предотвратить присвоение статуса мамзера, отказывая мужчинам, кроме мужа или недавнего бывшего мужа, регистрироваться в качестве отца ребенка без постановления суда. [ 38 ] Однако тест на отцовство может выявить статус мамзера, сняв защиту презумпции отцовства со стороны фактического мужа замужней женщины. [ 39 ]
Консервативный иудаизм
[ редактировать ]Комитет по еврейскому закону и стандартам (CJLS) Раввинской ассамблеи консервативного иудаизма заявил, что консервативные раввины не должны расследовать или принимать доказательства статуса мамзера ни при каких обстоятельствах, что делает эту категорию недействующей. При этом CJLS провел различие между консервативным подходом к еврейскому закону и ортодоксальным подходом, отметив, что консервативный иудаизм рассматривает библейский закон только как начало отношений, а не как последнее слово, и что консервативное движение рассматривает его как свою роль и ответственность. время от времени пересматривать библейский закон, когда такой закон противоречит развивающимся концепциям морали. [ 26 ]
Караимский иудаизм
[ редактировать ]В Захарии 9:6 « мамзер » упоминается так же, как и у народов Аммона , Моава , Эдома , Египта , Тира , Сидона , Ашкелона , Газы , Филистии и т. д. Из этого караимы пришли к выводу, что наиболее логичное понимание на иврите фактически относится к нации людей. Караимы считают, что такое понимание идеально вписывается в контекст как 23-й главы Второзакония, так и 9-й главы Захарии, и несколько средневековых еврейских мудрецов-раввинов сочли необходимым обсудить эту тему со средневековыми еврейскими мудрецами-караимами. [ 40 ]
В израильском законодательстве
[ редактировать ]В современном Государстве Израиль законы, касающиеся вопросов брака, развода и личного статуса, частично находятся под юрисдикцией религиозных судов. Например, в Израиле нет гражданского брака. Таким образом , еврейские религиозные правила, касающиеся мамзерима, являются также национальными законами, налагаемыми на евреев, живущих в Израиле, включая светских евреев . Из-за серьезных препятствий для заключения брака, которые статус мамзера создает в еврейском законодательстве, израильское гражданское право заняло позицию, согласно которой отцовство ребенка, рожденного в браке, не может быть оспорено по закону в гражданских судах, чтобы избежать создания совокупности доказательств, которые могло быть использовано для объявления ребенка мамзером или создания трудностей для будущего брака.
Существование статуса мамзера как категории в израильском семейном праве подверглось критике. В обширном обзоре и мнении в поддержку принятия гражданского брака в Израиле, написанном профессором Пинхасом Шифманом и опубликованном в июле 2001 года Ассоциацией за гражданские права в Израиле , Мамзер упоминается среди категорий израильтян, которые, по мнению профессора Шифмана, должны иметь право вступать в брак с супругами по своему выбору, и, утверждает он, действующее израильское законодательство вмешивается и отрицает это право. Профессор Шифман и ACRI выступают за отмену религиозной монополии на брак в Израиле и ссылаются на существование и трудности статуса мамзера как на аргумент против использования религиозного закона в делах о браке. [ 41 ]
Израильские религиозные суды разрешают статус мамзера , как правило, постановляя, что ребенок родился в браке, несмотря на наличие доказательств обратного. Эта удобная формула иногда вызывает трудности у любовников или последующих супругов, желающих установить отцовство над ребенком, который биологически может принадлежать им. Случай 2006 года, когда ребенок, родившийся через восемь месяцев и две недели после развода, был объявлен ребенком бывшего мужа, а не ребенком последующего мужа жены, и это, как сообщается, поставило перед следующей парой дилемму. [ 42 ]
Тем не менее, существование категории мамзера и присущих ей препятствий для брака является одним из аргументов, часто используемых израильскими секуляристами, призывающими к отделению религии от государства и к институту гражданского брака . В 2014 году Центр женского правосудия объявил, что подаст петицию в Верховный суд Израиля с просьбой запретить секретные черные списки мамзерим, составленные раввинскими судами, утверждая, что они представляют собой вторжение в частную жизнь. [ 43 ]
Связь с французскими средневековыми прозвищами
[ редактировать ]Устойчивая этимология фамилии Мансер связана с еврейским мамзером . [ 44 ] Предположительно Эбал Аквитанский ( граф Пуату и герцог Аквитанский , ок. 870–935) имел прозвище «Манзер» или «Мансер». Поскольку известно, что он был незаконнорожденным и имел еврейскую мать, считается, что это прозвище происходит от слова «мамзер» . Аналогичное объяснение предлагается и для того же прозвища, которое использовал другой принц из Окситании : Арно Манзер , граф Ангулема X века , который также был незаконнорожденным. Вильгельма Завоевателя, возможно, называли Бастардусом и Мамзером . [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мишна Йебамот 4:13; Вавилонский Талмуд , Йебамот 49а.
- ^ Фрэнсис Браун, Сэмюэл Роллес Драйвер, Чарльз Огастес Бриггс, Эдвард Робинсон, Джеймс Стронг, Вильгельм Гезениус, Коричневый водитель Бриггс Лексика иврита и английского языка: с приложением, содержащим библейский арамейский язык: закодировано с помощью системы нумерации из Исчерпывающего согласования Библии Стронга , Издательство Хендриксон, 2005 г.
- ^ Согласие Стронга: # 4464
- ^ Yevamot 76b
- ^ Второзаконие 23:2-4, LXX
- ^ Огюстен Кальме , Словарь Священной Библии , английское издание 1837 г., стр. 151 Чарльз Тейлор , редакторы Эдварда Робинсона : «Но Вульгата, LXX и авторы канонического права принимают еврейское мамзер (Второзаконие, XXII, 2) за ребенка проститутки; в то время как некоторые толкователи принимают его за общий термин, обозначающий внебрачных детей»
- ^ Шулхан Арух , Эбен ха-Эзер 4:1 – и далее.
- ^ Бен Маймон, М. (1956). Руководство для недоумевающих . Перевод Майкла Фридлендера (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Dover Publishers. п. 379 (ч. 3, гл. 49). ISBN 9780486203515 . OCLC 1031721874 .
- ^ «Комментарий к Второзаконию 23» . Biblehub.com . 2021.
- ^ Евамот 4, Мишна 13: " Все, чего он желал, было отрезано руками Неба ».
- ↑ Шулхан Арух , «Эвен хаЭзер» 4:19
- ↑ Шулхан Арух , «Эвен хаЭзер» 4:21
- ^ Шулхан Арух Эвен хаЭзер 4
- ↑ Шулхан Арух , «Эвен хаЭзер» 4:15
- ↑ Шулхан Арух , «Эвен хаЭзер» 4:16
- ^ 4:14
- ^ Эвен и Эзер Рама 4:14
- ^ Якобовиц, Йоэль (2005). «Вспомогательная репродукция через призму еврейского закона» (PDF) . Еврейское действие . 65 (3): 26–29 . Проверено 27 марта 2007 г.
Однако многие столь же известные раввинские авторитеты утверждают, что только реальные физические отношения могут дать женщине этот статус.
- ^ Перейти обратно: а б с д и В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Подкидыш» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ " Шулхан Арух, "Эвен хаЭзер" 4:19
- ^ Второзаконие 23: 2–4 (стихи 1–3 в некоторых английских переводах)
- ^ «Второзаконие 23, комментарий Мэтью Пула» . Библейский центр .
- ^ Эта статья включает текст из Библейской энциклопедии статьи «Ассамблея» 1903 года , публикации, которая сейчас находится в свободном доступе . См. столбцы 345-6 .
- ^ Зильберберг, Нафтали. «Каково юридическое определение « мамзера »?» . AskMoses.com . Проверено 6 августа 2007 г.
- ^ Горацио 3:8
- ^ Перейти обратно: а б Раввин Элли Каплан Шпитц, Мамзерут , Комитет еврейского закона и стандартов, EH 4.2000a, стр. 5587-585.
- ^ Евамот 22б
- ^ Евамот 22а
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Миспатим - Законы наследования - 1:11
- ^ Джозеф Каро, Шулхан Арух , Хошен Мишпат 276:6
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Шофтим – Синедрион – 2:9
- ^ Джозеф Каро, Шулхан Арух , Хошен Мишпат 7:2
- ^ Талмуд, Явамот 45б Тосефот.
- ^ «Второзаконие 23. Изложение Гилла» . Библейский центр .
- ^ Шут Ябия Омер , часть 7, Эвен хаЭзер 6; адресовано раввину Грубнеру из Детройта, штат Мичиган.
- ^ Перейти обратно: а б Талия Вестберг. «Открытый Бейт-Мидраш: взгляды на Мамзерим, от Синая до Кнессета» . Сефария.
- ^ Раввин Дэниел С. Невинс, Совпадающее мнение относительно Мамзерута , Комитет еврейского закона и стандартов, EH 4.2000b, стр. 587-592. Архивировано 13 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Когда ребенок попадает в лазейку в еврейском законе» . Гаарец .
- ^ «Суд назначил тест на отцовство, несмотря на фактор «Мамзера»» . 21 декабря 2007 г.
- ^ Авраам ибн Эзра Комментарий к Захарии ix. 6 . См. также Кимхи.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 августа 2007 г. Проверено 27 июля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Даян, Арье (7 сентября 2006 г.). «Лучше быть мамзером или расти без отца?» . Гаарец . Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 г. Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Бен Сэйлс. « За исключением «ублюдков»: черный список браков в Израиле нарушает законы о конфиденциальности ».
- ^ Луи Исаак Рабиновиц (1938). Общественная жизнь евреев северной Франции в XII-XIV веках . «Тем не менее, мы не встретили ни одного случая незаконнорожденного ребенка или ребенка, рожденного в результате инцеста ( Мамзера ), и была даже и была даже Таккана против человека, называющего другого Мамзером или незаконнорожденным... См. Loewe, 11 , примечание 9026 по поводу предположения о том, что общее имя среди английских евреев «Мансер» происходит от ...»
- ^ Эдвард Огастес Фриман . История нормандского завоевания Англии : правление Эдуарда Исповедника .