Советская подводная лодка K-222
![]() K-222 на поверхности
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшествует | Чарли класс |
Преуспевает | Оскар класс |
Построенный | 1963–1970 |
В комиссии | 1970–1988 |
История | |
![]() | |
Имя | K-168 |
Строитель | Севмаш , Северодвинск |
Номер двора | 501 [ 1 ] |
Заложено | 28 декабря 1963 года |
Запущен | 21 декабря 1968 года |
Завершенный | 31 декабря 1969 года |
Введено в эксплуатацию | 1970 |
Выведено из эксплуатации | 1988 |
Переименован | K-222 (15 января 1978 г.) |
Судьба | Сброшен , 2010 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | PAPA-Class Cruise-промежуточная подводная лодка |
Смещение | |
Длина | 106,92 м (350 футов 9 дюймов) |
Луч | 11,5 м (37 футов 9 дюймов) |
Черновик | 8,2 м (26 футов 11 дюймов) |
Установленная питание |
|
Движитель | 2 × валы ; 2 × паровые турбины |
Скорость |
|
Выносливость | 70 дней |
Глубина испытания | 400 м (1300 футов) |
Дополнение | 82 |
Датчики и Системы обработки | |
Вооружение |
|
K-222 был единственным проектом 661 « ANCHAR » ( Cyrillic : Anчar ) ( NATO Reporting Name : Class Class Papa ) подводная подводная лодка Советского военно- морского флота во время холодной войны . Хотя Советы рассматривали K-222 как неудачный дизайн, по завершении это была самая быстрая подводная лодка в мире , и первая была построена с титановым корпусом.
Подводной лодке было дано несколько имен в течение его строительства и обслуживания: она была первоначально назначена K-18 , названная K-162 во время строительства, и переименована в K-222 в 1978 году.
Советское правительство и военно -морской флот были недовольны классом ядерных подводных лодок Echo , которые должны были появиться, чтобы выпустить свои ракеты. В 1958 году строительство было разрешено для чрезвычайно амбициозной программы ; Требования требовали очень быстрой лодки, оснащенной ракеты, которые можно было запустить во время погружения. Он принял предварительный дизайн два года спустя, и строительство началось в 1963 году; Работа продолжалась очень медленно, поскольку необходимо было разработать методы работы титана, а контроль качества был непоследовательным. Цели программы, как правило, были удовлетворены, но правительство не смогло включить требование минимизировать акустическую подпись подводной лодки , что означало, что K-222 легко обнаруживался на высокой скорости. Советский флот отклонил план по размещению дизайна в серийное производство, поскольку его недостатки перевешивали свои преимущества, но он стал пионером технологии, необходимой для работы с титаном в больших масштабах, что позволило последующему строительству более успешных проектов с использованием титана, таких как проекты 705 Лира , 945 Барракуда и 945A Kondor .
В эксплуатации в 1969 году K-162 был вооружен 10 короткометражными, анти-суховыми круизными ракетами и четырьмя торпедными трубками для выполнения своей миссии по уничтожению американских авианосцев . Эти ракеты могут быть оснащены обычными или ядерными боеголовками . Подводная лодка служила в советском красном баннере северного флота в течение 1970-х годов, но открытие трещин корпуса привело к длительному периоду восстановления с 1972 по 1975 год. После аварии с K-222 ядерным реактором в 1980 году подводная лодка пошла на ней. Окончательный операционный патруль в 1981 году. Она была удалена с службы в 1988 году и отказалась в 2010 году.
Фон
[ редактировать ]Советы были хорошо осведомлены о недостатках крупного семейства ракет SS-N-3 Shaddock , в частности, его необходимо запустить с поверхности и его сложный процесс приобретения, оба из которых сделали подводные лодки, запускающие ракет уязвимыми для перевозчики, которые они должны были атаковать. [ 2 ] Совет министров принял резолюцию 28 августа 1958 года, призывающую к очень амбициозной программе развития подводных лодок, которая требовала удвоения скорости, на 50 процентов увеличения глубины дайвинга, меньших ядерных реакторов и паровых турбин, а также долгосрочную ракетную систему Небольшие измерения могут быть уволены во время погружения, и новые материалы, среди других целей. Бюро дизайна TSKB-16 начало разработку проекта 661, экспериментальной подводной лодки круиза, позже в том же году в ответ на резолюцию. Главный дизайнер Н.Н. Исанин решил начать дизайн с чистым шлифованием, который будет использовать существующую технологию как можно меньше. К июлю 1959 года дизайн эскиза был готов к подводной лодке, способной составлять 38 узлов подводной лодки (70 км/ч; 44 миль в час), а Государственный комитет по строительству судов должен был принимать решения о том, из чего будет построен корпус и какой тип ядерного реактора будет использовать. [ 3 ]
Алюминий был быстро отвергнут как непригодный из -за его плохой сопротивления коррозии и плохой производительности под высоким давлением на высоких скоростях. В то время как новые сплавы стали все еще находились в стадии разработки, [ 4 ] Титан имел некоторые серьезные преимущества. Он был намного сильнее стали для данного веса, лучше сопротивлялась коррозии и не магнитной. Это поможет защитить его от магнитных шахт и регистрировать детекторы магнитных аномалий самолетов против судовода . Не обращая внимания на чрезвычайно высокую стоимость титана по сравнению со сталью, и что титан не может быть сварен в кислородной атмосфере, комитет выбрал его. В настоящее время два типа реактора были потенциально доступны, вода с под давлением или эвтектикой свинца . У Советов был некоторый опыт с первым, но ни у кого с последним; Это оказалось решающим фактором, так как комитет не хотел ждать развития реактора с виндовым бисмутом, даже если он обещал быть меньше для того же количества выходной мощности. [ 5 ] K-222 станет первой подводной лодкой, построенной из корпуса титана. [ 6 ]
Эти решения дали конструкцию, которая имела подводную скорость 38 узлов и была способна перенести 10–12 ракетных пусковых установок вперед паруса , но было больше, чем указанное смещение, если они оснащены двумя валами пропеллера . Комитет рассмотрел использование одного вала, но в конечном итоге отклонил его, предпочитая избыточность двух реакторов. Он удалил вспомогательный дизельный генератор , который были оснащены более ранними ядерными подводными лодками, чтобы компенсировать использование двух валов, когда она приняла проектирование эскиза и уполномоченные предварительные проектирование в феврале 1960 года. Окончательный дизайн был одобрен через три месяца. [ 5 ] Чтобы уменьшить технический риск многих избранных компонентов, военно-морской флот изменил пять существующих подводных лодок для тестирования различных систем, таких как P-70 аметист (NATO Reporting Name: SS-N-7 Starbright) , GRAU Обозначение: 4K66; Русский : П « Аметист » - 70 [ 5 ] [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]K-222 представлял собой конструкцию с двойным корпусом , которая выдвинула 5197 метрических тонн (5115 тонн ) на поверхности и 7000 т (6900 тонн) погружено. Лодка имела общую длину 106,92 метра (350 футов 9 дюймов), луча 11,5 метра (37 футов 9 дюймов) и черновик 8,2 метра (26 футов 11 дюймов). [ 8 ] Внутренний корпус подводной лодки имел девять водонепроницаемых отсеков и имел необычную конфигурацию на носе , где первые два отсека были более узкими, чем остальная часть корпуса, и были наложены на фиг.8 в форме; В верхнем отсеке размещались торпедные трубки, в то время как нижняя содержала массивную сонарную систему и некоторые батареи. Третий отсек был таким же узким, как и первые два (5,9 м (19 футов 4 дюйма)), в то время как остальные отсеки расширились до диаметра 9 м (29 футов 6 дюймов). [ 9 ] K-222 имела глубину теста 400 метров (1300 футов) и глубину конструкции 550 метров (1800 футов). Экипаж насчитывал 82 офицеров и зачисленных мужчин . [ 8 ]
Подводная лодка питалась парой 177,4-мегаваттных (237 900 л.с.) реакторов VM-5M, каждый из которых поставлял пара для паровой турбины GTZA-618, управляющей каждым валом пропеллера. Турбины произвели в общей сложности 80 000 лошадиных сил вала (60 000 кВт ), которая была предназначена для продвижения K-222 со скоростью 38 узлов. Лодка была оборудована двумя турбогенераторами 3000 киловатт (4000 SHP) ; Два банка из 152-клеточных батарей серебра-цинка были установлены вместо дизельного генератора. Лодка сделала 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) на поверхности, [ 8 ] и оказался намного быстрее, чем планировалось под водой, и достигла максимальной скорости 42 узла (78 км/ч; 48 миль в час) при 90-процентной энергии во время ее морских испытаний в декабре 1969 года. Во время этого 12-часового полного теста, некоторые из Внешние фитинги корпуса были сорваны, а части грилей, защищающих водные, вырвались на свободу и были заземлены водными насосами . [ 6 ] Один рассказ о суде написал:
Самым большим было шум воды. Он увеличился вместе со скоростью корабля, и когда было превышено 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час), это было похоже на шум реактивного самолета . ... в контрольной комнате не слышали не просто рев самолета, а гром «Инженерного отделения дизельного локомотива ». Присутствующие полагали, что уровень шума был более 100 децибел . [ 6 ]
В последующем испытании в 1970 году при полной мощности K-222 достиг 44,7 узла (82,8 км/ч; 51,4 миль в час), самая быстрая скорость достигнута под водой пилотируемым объектом [ Примечание 1 ] и сделать K-222 самой быстрой подводной лодкой в мире. Подводная лодка несла достаточно припасов, чтобы остаться в море в течение 70 дней. [ 8 ] [ 6 ]
Вооружение, датчики и управление огнем
[ редактировать ]Первичное вооружение подводной лодки состояло из 10 ракет P-70 в отдельных трубах между внутренними и внешними корпусами вперед паруса . Пробирки были расположены вверх под углом 32,5 градуса. Поскольку ракета использовала четыре твердопропелляционных усилителя, ее можно было запустить под водой на максимальной глубине 30 м (98 футов). Не более пяти ракет можно было уволить за один залп , а второй залп может быть уволен через три минуты. Узость лука не позволила K-222 быть установленным более чем четырьмя торпедными трубками 533 мм (21 дюйм), хотя она уложила для них восемь перезагрузков. [ 11 ] Торпеды могут быть выпущены до глубины 200 м (660 футов). [ 8 ]
Массивная цилиндрическая система Rubin MGK-300 Sonar занимала нос нижнего внутреннего корпуса и измеряла диаметром 19 футов 8 дюймов) и 3 м (9 футов 10 дюймов) в высоту. Он был оснащен как активными, так и пассивными преобразователями и был предназначен для обнаружения боевых групп носителей на длинных диапазонах. Он передаст данные в ракеты для его первоначального таргетинга. Точное местонахождение целей было первоначально ограничено около 50 километров (31 миль; 27 нм) с ракетами, требующими обновление среднего курса, если атакует цели дальше. Позднее модернизация сонара позволило ему расширить свой диапазон до полного предела 70 км (43 миль; 38 нми) ракет P-70. После увольнения подводной лодке не пришлось предоставлять какие -либо дополнительные данные о таргетировании, так как ракета была оборудована собственным радаром. K-222 был также оснащен радаром Albatros RLK-101 ( NATO Reporting Name: Snoop Tray) и Molniya [ 12 ] (НАТО НАСТОЧНА ИМЯ: ПЕРСОНАЯ ВЕСА) Система спутниковой коммуникации . [ 13 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Поскольку крупномасштабное изготовление титана было неизвестно в любой точке мира, методы и оборудование должны были быть разработаны с нуля со стороны по большой цене. Сермант Sevmash должен был инвестировать в новое оборудование , способное формировать тарелки толщиной до 60 мм (2,4 дюйма), и перепродали своих работников для сварки в атмосфере аргона и среды чистой комнаты, чтобы предотвратить загрязнение сварных швов. В рамках этого процесса были построены два полуотлажных участка, один для тестирования в камере давления , а другой для оценки шоковой сопротивления у озера Ладога . Коллекция секции под гидравлическим давлением и наличие трещин в сварных шках обеих конструкций показало, что сварщики на Северодвинской верфи не удалось следовать строгим требованиям о прохладном простоях. Дальнейшие консультации с металлургическими экспертами пришли к выводу, что стальные инструменты, используемые для изготовления секций, не подходили для использования с титаном. [ 7 ] [ 9 ]
Первые титановые пластины были доставлены в конце 1961 года, которая позволила подводной лодке (первоначально обозначенной как K-18 , а затем переименовано в -162 27 января 1965 года) K . пластин для внешнего корпуса с помощью металлургического растения Kommunar, которые были загрязнены водородом и легко треснулись. Около 20 процентов пластин для внешнего корпуса пришлось заменить, что способствовало длительному периоду, когда подводная лодка оставалась на скольжении, а затем была запущена 21 декабря 1968 года. Вскоре после этого тестирование подводной лодки показало, что 10 балластных резервуаров не были водонепроницаемыми Несмотря на тщательное изучение и что нетитановые компоненты не были должным образом выделены из корпуса титана, вызывая коррозию. В пределах советского флота K-162 обычно называли « золотой рыбой » в связи с ее затратами на разработку и строительство. [ 9 ] [ 14 ]
Показанный 13 декабря 1969 года и назначенный на советский красный баннер северный флот , лодка провела большую часть следующих двух лет, проводя морские испытания. K-162 сделала свой первый операционный патруль в Северной Атлантике в сентябре-декабрь 1971 года. Во время этого патруля подводная лодка тянула американскую боевую группу, сосредоточенную вокруг авианосца USS Saratoga на высокой скорости, когда она вернулась в Соединенные Штаты из Средиземного моря. Во время длительного удара, которая длилась с октября 1972 года по январь 1975 года, верфь обнаружила большое количество трещин, которые требовали ремонта. Три года спустя K-162 был переименован в K-222 . [ 6 ] [ 15 ]
В течение этого времени Советы оценили возможность серийного производства большего количества лодок класса и пришли к выводу, что дизайн должен быть изменен с помощью ракет с более длинными ракетами и большим количеством торпед, чтобы повысить его достойность боя. Кроме того, чрезмерный шум на высокой скорости устранял способность системы сонарной системы приобретать цели и необходимо было исправить. В сочетании с высокой стоимостью подводной лодки, длительным времени здания и ограниченными ресурсами, военно -морской флот решил не продолжать больше лодок. Таким образом, дизайнерские исследования для производных, таких как улучшенный проект 661M, ракеты Project 661a, вооруженные P-120 Малахит (Обозначение НАТО: SS-N-9 Siren) и проект 661B, вооруженный R-29 Vysota (NATO Codename: SS-N -8 Sawfly) Баллистические ракеты были отменены. Хотя K-222 не рассматривался как успешный дизайн, технология, разработанная для сборки, позволила Советскому Союзу построить подводные класса Alfa-Class и Sierra Class лодки атаки . [ 6 ] [ 15 ]
Во время заправки ее реактора в ноябре 1980 года экипаж K-222 потерял уникальные инструменты, необходимые для обработки ядерных топливных стержней , а объект Severodvinsk должен был заправлять лодку без них. Во время процедуры вся экипаж решила пойти на обед на берег 30 ноября, нарушая военно -морские правила, поскольку на борту остались только работники верфи. Это стало проблемой, потому что автоматическая система безопасности для управляющих стержней была закрыта, и они начали поднимать, заставляя реактор генерировать больше тепла без какого -либо воды, текущей, чтобы охладить ядро реактора. Никто не следил за температурой ядра, и рабочие поняли, что возникла проблема, когда сигнал тревоги прозвучал после того, как конденсатор разорвался, а радиоактивный пара и вода вошли в отделение машин. Они смогли предотвратить распространение пар и включили основные насосы, чтобы получить воду охлаждения ядра. Комиссия, расследующая инцидент, рекомендовала заменить реакторы более современными и что был установлен чрезвычайный дизельный генератор, но рекомендации были отклонены, и военно -морской флот решил просто отремонтировать ущерб. После ремонта и дезактивации, K-222 сделала свой последний операционный патруль в 1981 году. [ 16 ]
В 1988 году лодка была помещена в резерв на военно -морской базе в Беломорске , недалеко от Северодвинска. Потеряв инструменты для обработки топливных стержней, военно -морской флот не смог найти компанию или организацию, желающую или способную разобрать подводную лодку. К 2008 году в корпусе начали появляться трещины, и балластные резервуары начали принимать воду. В марте 2010 года Sevmash начал отказаться от K-222 с реакторами и ядерным топливом, все еще на борту, [ 17 ] и это было завершено до 4 июня. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ " K-162 (6126349)" . Мирамарский корабль Индекс . Получено 23 сентября 2009 года .
- ^ Хэмпшир, с. 11
- ^ Polmar & Moore, с. 136–137
- ^ Vilches alarcón, p. 45
- ^ Jump up to: а беременный в Polmar & Moore, p. 137
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Polmar & Moore, p. 139
- ^ Jump up to: а беременный Vilches Alarcón, p. 46
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Павлов, с. 40
- ^ Jump up to: а беременный в Polmar & Moore, p. 138
- ^ Vilches alarcón, p. 48, фн. 13
- ^ Vilches alarcón, pp. 46, 49
- ^ Хэмпшир, с. 15, 30
- ^ Polmar & noot, p. 302
- ^ Vilches alarcón, pp. 46, 50
- ^ Jump up to: а беременный Vilches Alarcón, pp. 50–51
- ^ Vilches alarcón, pp. 51–53
- ^ Vilches alarcón, p. 53
- ^ « Подводная лодка K-222 срезана в Северодвинском» . Голос России . 4 июня 2010 года. Архивировано с оригинала 1 октября 2010 года . Получено 7 февраля 2023 года .
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1995). «Советский Союз 1947–1991 гг.: Российская федерация и преемники Государства 1991 -». В Chumbley, Стивен (ред.). Конвея - все мировые боевые корабли 1947–1995 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. С. 337–426. ISBN 1-55750-132-7 .
- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские круизные ракетные подводные лодки холодной войны . Лондон: Osprey Publishing. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов, А.С. (1997). Военные корабля СССР и России 1945–1995 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-55750-671-х .
- Polmar, Norman & Moore, Kenneth J. (2004). Подводные лодки холодной войны: дизайн и строительство нас и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомак книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Polmar, Norman & Noot, Jurrien (1991). Подводные лодки русского и советского военно -морского флота, 1718–1990 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 0-87021-570-1 .
- Vilches Alarcón, Alejandro A. (2022). От Джульетты до Ясенса: развитие и эксплуатационная история советских подводных лодок . Европа @ война (22). Warwick, UK: Helion & Co. ISBN 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с K-222 (Submarine, 1969) в Wikimedia Commons
- Тревитик, Джозеф. «Подводная лодка« Золотая рыба »Советского Союза по -прежнему держит рекорд как самый быстрый в мире» . Зона военных действий . Драйв . Получено 2022-04-04 .