Jump to content

Объединенный европейский тор

Координаты : 51 ° 39'33 "N 1 ° 13'35" W  /  51,65917 ° N 1,22639 ° W  / 51,65917; -1,22639
(Перенаправлено из Culham Fusion Laboratory )

Джет
Объединенный европейский тор
Джет в 1991 году
Тип устройства Токамак
Расположение Оксфордшир , Великобритания
Принадлежность Калхэмский центр термоядерной энергетики
Технические характеристики
Большой радиус 2,96 м (9 футов 9 дюймов)
Малый радиус 1,25 м (4 фута 1 дюйм)
Объем плазмы 100 м 3
Магнитное поле 3,45 Т (34 500 Гс) (тороидальный)
Мощность нагрева 38 МВт
Плазменный ток 3,2 МА (круглый),
4,8 мА (D-образная форма)
История
Год(ы) работы 1983–2023

Joint European Torus ( JET ) — эксперимент по физике магнитно-удерживаемой плазмы , расположенный в Центре термоядерной энергии Калхэма в Оксфордшире , Великобритания . Основанный на конструкции токамака , исследовательский центр термоядерного синтеза представлял собой совместный европейский проект, основная цель которого - открыть путь к будущей энергетической решетке ядерного синтеза . На момент создания JET был больше любой сопоставимой машины.

JET был создан с надеждой на достижение научной безубыточности при коэффициенте прироста энергии термоядерного синтеза Q = 1,0. [ 1 ] Он начал работу в 1983 году и большую часть следующего десятилетия потратил на повышение своих характеристик посредством длительной серии экспериментов и модернизаций. В 1991 году были проведены первые эксперименты с использованием трития , в результате чего JET стал первым реактором в мире, работающим на производственной топливной смеси, состоящей из 50–50 трития и дейтерия . Было также решено добавить к JET диверторную конструкцию, что произошло в период с 1991 по 1993 год. Производительность была значительно улучшена, и в 1997 году JET установила рекорд по наибольшему приближению к научной безубыточности, достигнув в 1997 году Q = 0,67, производя 16 МВт электроэнергии. мощность термоядерного синтеза при впрыскивании 24 МВт тепловой энергии для нагрева топлива. [ 2 ]

В период с 2009 по 2011 год JET был остановлен для восстановления многих его частей, чтобы принять концепции, используемые при разработке проекта ИТЭР в Сен-Поль-ле-Дюранс , в Провансе , на юге Франции. [ 3 ] В декабре 2020 года началась модернизация JET с использованием трития в рамках проекта ИТЭР. [ 4 ]

Сразу после объявления о закрытии JET на конференции МАГАТЭ в Лондоне в октябре 2023 года группа «Ученые за JET» подала петицию с требованием пересмотреть решение о закрытии JET, при этом ученые опасались разрыва во времени для исследований и потери персонала между Закрытие JET и начало работы ИТЭР. [ 5 ]

JET завершила работу в декабре 2023 года, а вывод из эксплуатации, как ожидается, продлится до 2040 года. [ 6 ]

К началу 1960-х годов сообщество исследователей термоядерного синтеза находилось в «упадке». Многие изначально многообещающие экспериментальные пути не дали полезных результатов, а последние эксперименты показали, что производительность остановилась на пределе диффузии Бома , что намного ниже того, что было бы необходимо для практического термоядерного генератора. [ 7 ]

В 1968 году Советский Союз провел периодическое совещание исследователей термоядерного синтеза в Новосибирске , на котором они представили данные своего токамака Т-3. Это представляло собой резкий скачок в производительности термоядерного синтеза, по крайней мере в 10 раз превышающий то, что к тому моменту производили лучшие машины в мире. Результаты были настолько хороши, что некоторые сочли их ошибочными. Чтобы противостоять этому, Советы пригласили команду из Великобритании для независимого испытания своей машины. Их отчет 1969 года подтвердил советские результаты, что привело к «настоящей давке» строительства токамаков по всему миру. [ 8 ] [ 9 ]

Ключевой проблемой в конструкциях токамаков было то, что они не генерировали достаточный электрический ток в плазме , чтобы обеспечить достаточный нагрев для доведения топлива до условий термоядерного синтеза. Потребуется какой-то внешний обогрев. Для этого не было недостатка в идеях, и в середине 1970-х годов по всему миру была построена серия машин для исследования этих концепций. Один из них, Большой Тор Принстона (PLT), продемонстрировал, что инжекция нейтрального пучка является работоспособной концепцией, используя ее для достижения рекордных температур, значительно превышающих 50 миллионов К, что является минимумом, необходимым для практического реактора. [ 10 ]

Благодаря успеху PLT путь к научной безубыточности наконец стал возможным после десятилетий усилий. Научная безубыточность — это точка, в которой мощность, вырабатываемая реакциями термоядерного синтеза, равна количеству энергии, затрачиваемой на нагрев плазмы. Как только достигается безубыточность, даже небольшие улучшения с этого момента начинают быстро увеличивать количество высвобождаемой чистой энергии. Команды по всему миру начали планировать новое поколение машин, сочетающих инжекторы PLT со сверхпроводящими магнитами и вакуумными сосудами, которые могли бы содержать дейтерий-тритиевое топливо вместо испытательного топлива, содержащего чистый дейтерий или водород , которое использовалось до этого момента. [ 11 ]

Европейский дизайн

[ редактировать ]
Дизайн ДЖЕТ

В 1971 году государства-члены Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) приняли решение в пользу мощной программы термоядерного синтеза и предоставили необходимую правовую основу для разработки европейского термоядерного устройства. [ 12 ] В 1975 году были готовы первые предложения по машине JET. Детальное проектирование заняло три года. [ 13 ] В конце 1977 года, после долгих дебатов, Калхэм был выбран местом размещения нового дизайна. Финансирование было одобрено 1 апреля 1978 года как юридическое лицо «JET Joint Invention». [ 14 ]

Реактор был построен на новой площадке рядом с Центром термоядерной энергии Калхэма , британской исследовательской лабораторией термоядерного синтеза, открывшейся в 1965 году. Строительство зданий было осуществлено компанией Tarmac Construction . [ 15 ] начиная с 1978 года с Зала Тора. Зал был завершен в январе 1982 года, а строительство самой машины JET началось сразу после завершения строительства Зала Тора. [ 14 ] Стоимость составила 198,8 миллиона европейских расчетных единиц (предшественник евро). [ 16 ] или 438 миллионов в долларах США 2014 года. [ 17 ]

JET был одной из двух моделей токамака, предназначенных для работы с реальной дейтериево - тритиевой топливной смесью (второй был построенный в США TFTR) . Оба были построены с надеждой на достижение научной безубыточности при «коэффициенте прироста энергии термоядерного синтеза» или Q = 1,0. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 1 ]

JET получила свою первую плазму 25 июня 1983 года. [ 14 ] Он был официально открыт 9 апреля 1984 года королевой Елизаветой II . [ 21 ] 9 ноября 1991 года компания JET провела первый в мире дейтерий-тритиевый эксперимент. [ 22 ] Это опередило американскую машину TFTR на целых два года. [ 23 ]

Обновления

[ редактировать ]

Несмотря на большой успех, JET и его аналог TFTR не смогли достичь научной безубыточности. Это произошло из-за множества эффектов, которые не наблюдались в предыдущих машинах, работающих при более низких плотностях и давлениях. На основе этих результатов, а также ряда достижений в области формирования плазмы и конструкции дивертора возникла новая схема токамака, иногда известная как «усовершенствованный токамак». Усовершенствованный токамак, способный достичь научного уровня рентабельности, должен был бы быть очень большим и очень дорогим, что привело к созданию международного проекта ИТЭР . [ 24 ]

В 1991 году были проведены первые эксперименты с использованием трития , позволившие JET работать на производственном топливе, состоящем из смеси трития и дейтерия в соотношении 50–50 . [ 3 ] В это же время было решено добавить дивертор, позволяющий удалять отходы из плазмы. [ 25 ] Производительность была значительно улучшена, что позволило JET установить множество рекордов по времени удержания, температуре и тройному продукту термоядерного синтеза . В 1997 году JET установила рекорд максимального приближения к научной безубыточности. Он достиг Q = 0,67, производя 16 МВт термоядерной энергии и впрыскивая 24 МВт тепловой энергии для нагрева топлива. [ 26 ] рекорд, который продержался до 2021 года. [ 27 ] [ 28 ] Это также был рекорд по наибольшей производимой термоядерной энергии. [ 29 ] [ 30 ]

В 1998 году инженеры JET разработали систему дистанционного манипулирования, с помощью которой впервые можно было заменять некоторые компоненты только с помощью искусственных рук. Система «дистанционного управления», как правило, является важным инструментом для любой последующей термоядерной электростанции и особенно для Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), разрабатываемого в Сен-Поль-ле-Дюранс , в Провансе , на юге Франции. Позднее эта система удаленного управления стала называться RACE (Удаленные приложения в сложных условиях) . [ 31 ]

В 1999 году было заключено Европейское соглашение о разработке термоядерного синтеза (EFDA), отвечающее за будущее коллективное использование JET. [ 32 ]

Проектные работы ИТЭР

[ редактировать ]

В октябре 2009 года начался 15-месячный период остановки, чтобы перестроить многие части JET, чтобы принять концепции, используемые при разработке проекта ИТЭР в Сен-Поль-ле-Дюранс , в Провансе , на юге Франции. [ 3 ] В том числе замена углеродных компонентов в вакуумной камере на вольфрамовые и бериллиевые . [ 33 ]

В середине мая 2011 года остановка подошла к концу. [ 34 ] Первая экспериментальная кампания после установки «Стены, подобной ИТЭР», началась 2 сентября 2011 года. [ 35 ]

14 июля 2014 года Европейская комиссия подписала контракт на сумму 283 миллиона евро с продлением еще на 5 лет, чтобы в JET можно было проводить более продвинутые исследования в области высоких энергий. [ 36 ]

Пост-Брексит

[ редактировать ]

Брексит поставил под сомнение планы JET. В рамках своего плана по выходу из ЕС Великобритания должна была выйти из Евратома, который обеспечивает финансирование JET. [ 37 ] Переговоры о финансировании после 2018 года, когда истек пятилетний план, начались, и новое соглашение о продлении работы JET до 2019 или 2020 года, похоже, в основном завершено. Эти переговоры были приостановлены после объявления о Брексите. [ 12 ] Однако в марте 2019 года правительство Великобритании и Европейская комиссия подписали продление контракта для JET. [ 38 ] Это гарантировало работу JET до конца 2024 года, независимо от ситуации с Брекситом. [ 39 ] В декабре 2020 года началась модернизация JET с использованием трития в рамках проекта ИТЭР. [ 4 ]

21 декабря 2021 года JET произвел 59 мегаджоулей с использованием дейтерий-тритиевого топлива при поддержании термоядерного синтеза в течение пятисекундного импульса, побив свой предыдущий рекорд в 21,7 мегаджоуля с Q = 0,33, установленный в 1997 году. [ 28 ] [ 40 ]

В октябре 2023 года JET установил свой последний рекорд энергии термоядерного синтеза, произведя 69,29 мегаджоулей за 6 секунд всего из 0,21 мг DT- топлива. [ 41 ] [ 42 ] В ноябре 2023 года была подана петиция с просьбой не закрывать JET, поскольку ученые опасались разрыва во времени исследований и потерь персонала между закрытием JET и началом эксплуатации ИТЭР. [ 5 ] Операции прекратились в декабре после выполнения 105 842 импульсов, при этом ожидается, что вывод из эксплуатации продлится до 2040 года. [ 6 ] Последние импульсы использовались для работы JET за пределами его проектных возможностей. [ 43 ] Ожидается, что процесс вывода из эксплуатации и перепрофилирования продлится до 2040 года. [ 6 ]

Петиция против закрытия JET

[ редактировать ]

Сразу после объявления о закрытии JET на конференции МАГАТЭ в Лондоне в октябре 2023 года группа «Ученые за JET» подала петицию с призывом пересмотреть решение о закрытии JET. [ 5 ] Ученые обеспокоены тем, что дата окончания JET была установлена ​​с учетом того, что ИТЭР будет запущен к этой дате для продолжения экспериментов по термоядерному синтезу, но поскольку запуск ИТЭР отложен, а дейтерий-тритиевые реакции ИТЭР (DT) запланированы только на 2035 год, то многолетний перерыв без каких-либо исследований в области термоядерного синтеза. [ 5 ]

Описание

[ редактировать ]
Внутренний вид токамака JET, наложенный на изображение плазмы, полученное видимого спектра . видеокамерой

JET имеет основной радиус 3 метра, а вакуумная камера D-образной формы имеет ширину 2,5 метра и высоту 4,2 метра. [ 44 ] Общий объем плазмы внутри него составляет 100 кубических метров, что примерно в 100 раз больше, чем у самой большой машины, производившейся на момент начала проектирования JET. [ 45 ]

JET был одним из первых токамаков, в которых использовалась вакуумная камера D-образной формы. Первоначально это рассматривалось как способ повысить коэффициент запаса прочности, но во время проектирования также было замечено, что это значительно облегчит механическую сборку системы, поскольку уменьшит результирующие силы в камере, которые пытаются заставить тор к центру большой оси. В идеале магниты, окружающие камеру, должны быть более изогнутыми сверху и снизу и менее изогнутыми внутри и снаружи, чтобы выдерживать эти силы, что приводит к чему-то вроде овала, который очень похож на D. Более плоскую форму внутреннего края также было легче поддерживать из-за большей и плоской поверхности. [ 46 ]

Исследуя стабильность различных форм плазмы на компьютере, команда заметила, что некруглая плазма не полностью компенсирует вертикальный дрейф, для решения которого изначально были введены закрученные поля. Если бы плазму сместили вверх или вниз, она продолжила бы движение в этом направлении. Однако моделирование показало, что скорость дрейфа была достаточно низкой, и ей можно было противодействовать с помощью дополнительных магнитов и электронной системы обратной связи. [ 44 ]

Первичное магнитное поле в токамаке создается серией магнитов, окружающих вакуумную камеру. В JET это серия из 32 медных магнитов, каждый весом 12 тонн. В общей сложности они пропускают ток силой 51 МА, а поскольку им приходится делать это в течение десятков секунд, они охлаждаются водой. При работе катушка пытается расшириться с силой 6 МН , существует чистое поле к центру главной оси величиной 20 МН и дополнительная скручивающая сила, поскольку полоидальное поле внутри плазмы направлено в разных направлениях. верх и низ. Все эти силы действуют на внешнюю конструкцию. [ 47 ]

Всю сборку окружает восьмилучевой трансформатор массой 2600 тонн, который используется для подачи тока в плазму. Основная цель этого тока — создать полоидальное поле, которое смешивается с полем, создаваемым тороидальными магнитами, для создания закрученного поля внутри плазмы. Ток также служит вторичной цели: ионизации топлива и обеспечению некоторого нагрева плазмы, прежде чем другие системы возьмут на себя управление. [ 48 ]

Основным источником нагрева в JET являются две системы: инжекция нейтрального пучка положительных ионов и нагрев на основе циклотронного резонанса ионов. Первый использует ускорители небольших частиц для выброса атомов топлива в плазму, где столкновения заставляют атомы ионизироваться и захватываться вместе с остальным топливом. Эти столкновения передают кинетическую энергию ускорителей в плазму. Нагрев ионным циклотронным резонансом по сути является плазменным эквивалентом микроволновой печи , использующей радиоволны для накачки энергии непосредственно в ионы путем согласования их циклотронной частоты . JET был спроектирован таким образом, что первоначально он будет построен с мощностью в несколько мегаватт обоих источников, а затем будет расширен до 25 МВт нейтральных лучей и 15 МВт циклотронного нагрева. [ 49 ]

Потребность JET в мощности во время плазменного импульса составляет около 500 МВт. [ 50 ] с пиковой мощностью более 1000 МВт. [ 51 ] Поскольку потребляемая мощность от основной сети ограничена 575 МВт, два больших маховых генератора . для обеспечения этой необходимой мощности были построены [ 51 ] Каждый 775-тонный маховик может раскручиваться до 225 об/мин и запасать 3,75 ГДж. [ 52 ] примерно такое же количество кинетической энергии, как у поезда массой 5000 тонн, движущегося со скоростью 140 километров в час (87 миль в час). Каждый маховик использует 8,8 МВт для раскрутки и может генерировать 400 МВт (кратковременно). [ 51 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Спецификация проекта» . Евросоюз. 29 февраля 2008 г. с. 28 . Проверено 18 июля 2020 г.
  2. ^ «История фьюжн» . ЕВРОФьюжн . 14 декабря 2017 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Объединенный Европейский Тор» . Центр Калхэма Fusion Energy . Проверено 18 июля 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Гибни, Элизабет (22 февраля 2021 г.). «Топливо для крупнейшего в мире термоядерного реактора ИТЭР готово к испытательному запуску» . Природа . 591 (7848): 15–16. Бибкод : 2021Natur.591...15G . дои : 10.1038/d41586-021-00408-1 . ПМИД   33619399 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Старкс, Сенн (1 ноября 2023 г.). «Петиция призывает Великобританию спасти эксперимент по реактивному термоядерному синтезу от закрытия» . Мир физики, Институт физики . Проверено 28 декабря 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Крепаз, Лия (20 декабря 2023 г.). «Инновационная технология JET обеспечивает получение окончательной плазмы» . Управление по атомной энергии Великобритании . Проверено 20 декабря 2023 г.
  7. ^ Бромберг 1982 , стр. 130–131.
  8. ^ Бромберг 1982 , стр. 151.
  9. ^ Кенвард 1979 , с. 627.
  10. ^ Кенвард 1979 , с. 628.
  11. ^ Кенвард 1979 , с. 630.
  12. ^ Jump up to: а б Стефанини, Сара (7 апреля 2017 г.). «Брекзит приносит ядерную (путаницу)» .
  13. ^ Ребут, Поль-Анри. «Первая плазма JET» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2017 г.
  14. ^ Jump up to: а б с «О стартапе JET» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
  15. ^ Берри Ричи, История асфальта , с. 100, опубликовано James & James (Publishers) Ltd, 1999 г.
  16. ^ «Вы искали стоимость – EUROfusion» . ЕВРОФьюжн . Проверено 9 декабря 2015 г.
  17. ^ «Измерение ценности – результаты» . Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
  18. ^ Вессон 1999 , с. 25.
  19. ^ «ПРЕКТ ДЖЕТ: Проектное предложение для Объединенного европейского тора» . 1976. с. 25.
  20. ^ «Проект JET» (PDF) . 1975. с. 17.
  21. ^ «Открытие JET 1984» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  22. ^ Ребут, PH (1992). «Предварительный тритиевый эксперимент JET». Физика плазмы и управляемый термоядерный синтез . 34 (13): 1749–1758. Бибкод : 1992PPCF...34.1749R . дои : 10.1088/0741-3335/34/13/002 . S2CID   250880054 .
  23. ^ «Празднование 20-летия тритиевого выстрела услышало во всем мире» . ПППЛ . 9 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 14 декабря 2017 г.
  24. ^ Проект ИТЭР . EFDA, Европейское соглашение о развитии термоядерного синтеза (2006 г.).
  25. ^ «Перезаливка термоядерного реактора» . Эврика. 5 сентября 2018 года . Проверено 18 июля 2020 г.
  26. ^ «Вехи по всему миру» . ИТЭР .
  27. ^ Клери, Дэниел (17 августа 2021 г.). «Благодаря новым взрывным результатам, усилия по лазерному термоядерному синтезу близки к «возгоранию» » . Наука . АААС .
  28. ^ Jump up to: а б Гибни, Элизабет (9 февраля 2022 г.). «Термоядерный реактор побил энергетический рекорд» . Природа . 602 (7897): 371. Бибкод : 2022Natur.602..371G . дои : 10.1038/d41586-022-00391-1 . ПМИД   35140372 . S2CID   246701390 .
  29. ^ «ДжЕТ» . Калхэмский центр термоядерной энергетики . Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 12 декабря 2017 г.
  30. ^ «Джет» . Центр Калхэма Fusion Energy. Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  31. ^ «Как мы осуществляем удаленное обслуживание в JET?» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  32. ^ «Что такое EFDA» (PDF) . Отдел ядерной энергетики. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2016 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  33. ^ «Проект стены в стиле ИТЭР в JET» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  34. ^ «Еженедельное отключение JET: 81-я неделя: останов завершен!» . ЕВРОФьюжн . 13 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
  35. ^ «Крупнейший в мире эксперимент по термоядерному синтезу снова в действии» . ЕВРОФьюжн . 2 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г. . Проверено 11 декабря 2011 г.
  36. ^ «Подписан контракт на создание совместного европейского тора» . Проекты Горизонт 2000 . Проверено 14 июля 2014 г.
  37. ^ «EUROfusion и Великобритания после Брексита» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2016 г.
  38. ^ «Будущее JET обеспечено новым европейским контрактом» . GOV.UK. ​Проверено 11 июля 2019 г.
  39. ^ «Ядерные исследования, если не будет соглашения по Брекситу» . GOV.UK. ​Проверено 11 июля 2019 г.
  40. ^ «Европейские исследователи достигли рекорда энергии термоядерного синтеза» . www.euro-fusion.org . 9 февраля 2022 г. Проверено 9 февраля 2022 г.
  41. ^ Тишлер, Карл (8 февраля 2024 г.). «Открывая новые горизонты: последний рекорд энергии термоядерного синтеза JET Tokamak демонстрирует мастерство термоядерных процессов» . ЕВРОФьюжн . Проверено 11 февраля 2024 г.
  42. ^ «Британский полигон ядерного синтеза завершил эксперименты спустя 40 лет» . 13 октября 2023 г. – через www.bbc.co.uk.
  43. ^ «Последняя плазменная программа JET была сложной: она создавала плазменную форму с буквой ꓷ, а не с традиционной D, чего раньше никогда не предпринималось» . Управление по атомной энергии Великобритании. 20 декабря 2023 г. Проверено 20 декабря 2023 г.
  44. ^ Jump up to: а б Вессон 1999 , с. 26.
  45. ^ Вессон 1999 , с. 21.
  46. ^ Вессон 1999 , с. 22.
  47. ^ Вессон 1999 , с. 31.
  48. ^ Вессон 1999 , с. 32.
  49. ^ Вессон 1999 , стр. 32–33.
  50. ^ «775 тонн стали» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
  51. ^ Jump up to: а б с "Источник питания" . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
  52. ^ «20-я неделя: Эксперименты JET: чувствительность к телепрограммам» . ЕВРОФьюжн . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 26 июня 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

51 ° 39'33 "N 1 ° 13'35" W  /  51,65917 ° N 1,22639 ° W  / 51,65917; -1,22639

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1a057b37f2c46bed4a71145552e75a4__1719374400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/a4/f1a057b37f2c46bed4a71145552e75a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joint European Torus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)