Кортана ( Гало )
Кортана | |
---|---|
гало персонаж | |
![]() Рендер внешнего вида Кортаны в Halo 5: Guardians (2015). | |
Первое появление | Halo: Падение Предела (2001) |
Первая игра | Halo: Combat Evolved (2001) |
Создано | Банги |
Озвучивает | Джен Тейлор (видеоигры и игровые сериалы ) [ 1 ]
Шелли Калин-Блэк ( Halo Legends ) [ 2 ] |
Кортана — вымышленный персонаж с искусственным интеллектом в Halo серии видеоигр . Озвученная Джен Тейлор , она появляется в Halo: Combat Evolved и ее продолжениях, Halo 2 , Halo 3 , Halo 4 , Halo 5: Guardians и Halo Infinite . Она также ненадолго появляется в приквеле Halo: Reach , а также в нескольких романах, комиксах и товарах франшизы. Во время игры Кортана предоставляет игроку предысторию и тактическую информацию, который часто берет на себя роль главного старшины Джона-117. По сюжету она играет важную роль в предотвращении активации установок Halo , которые уничтожили бы всю разумную жизнь в галактике.
Оригинальный дизайн Кортаны был основан на египетской царице Нефертити ; изображение персонажа Голографическое всегда принимает форму женщины. Разработчик игры Bungie впервые представил Cortana (и Halo ) через Cortana Letters, электронные письма, отправленные во время Combat Evolved в разработки 1999 году.
Отношения между Кортаной и Мастером Чифом обозреватели назвали одной из наиболее важных частей истории Halo игр . Кортана получила признание за свою правдоподобность и глубину характера, а также за сексуальную привлекательность . Microsoft Этот персонаж послужил источником вдохновения для одноименного интеллектуального личного помощника .
Обзор
[ редактировать ]Кортана — искусственный интеллект (ИИ), встречающийся в Halo научно-фантастической франшизе . В видеоиграх Кортана часто выступает в роли советника и помощника персонажа игрока, взламывая компьютерные системы инопланетян и декодируя передачи. [ 3 ] Она говорит большую часть диалогов первой игры. [ 4 ] и служит разговорчивым фоном для более тихого Мастера Чифа , а также способом передачи информации и целей игроку. [ 5 ]
Согласно ее предыстории, Кортана была получена из клонированного мозга доктора Кэтрин Хэлси , создательницы проекта суперсолдата «Спартанец-II» ; Синапсы Хэлси стали основой процессоров Кортаны. [ 6 ] : 218 Срок жизни Кортаны и других ИИ составляет семь лет, после чего они начинают лицемерить и мнить себя до смерти в процессе, известном как неистовство. [ 7 ] [ 8 ]
Будучи искусственной конструкцией, Кортана не имеет физической формы или существа. Кортана говорит ровным женским голосом и проецирует голографическое изображение себя как женщины. Говорят, что Кортана похожа на Хэлси, с таким же отношением, «не сдерживаемым военными и социальными протоколами». В Halo: The Fall of Reach Кортана описывается как стройная, с коротко подстриженными волосами и оттенком кожи, который варьируется от темно-синего до лавандового, в зависимости от ее настроения. [ 6 ] : 216 Когда она думает, на ее теле мелькают цифры и символы. [ 9 ] Хэлси видит в Кортане подростковую версию себя: умнее своих родителей, всегда «разговаривающую, учащейся и стремящаяся поделиться своими знаниями». [ 6 ] : 218 Кортану описывают как человека с сардоническим чувством юмора. [ 10 ] и часто шутит или иронично комментирует, даже во время боя. [ 6 ] : 217
Появления
[ редактировать ]В видеоиграх
[ редактировать ]Первое игровое появление Кортаны произошло в шутере от первого лица Halo: Combat Evolved 2001 года . Человечество вовлечено в проигрышную войну с инопланетным Ковенантом. [ 3 ] Кортана прокладывает курс человеческому кораблю «Столп Осени», чтобы покинуть Ковенант. Этот заголовок ведет к открытию огромного мира-кольца Ореол, построенного загадочной расой, известной как Предтечи . Кортана защищает корабль от Ковенанта, пока он не будет передан суперсолдату Мастеру Чифу, чтобы предотвратить его попадание в руки врага. Кортана помогает направлять выживших людей, разбросанных по кольцу, и помогает Мастеру Чифу в его миссиях. Попав в диспетчерскую Ореола, Кортана понимает, что кольцо служит тюрьмой для паразитического Потопа ; активация Halo будет означать уничтожение всей разумной жизни в галактике, чтобы предотвратить распространение Потопа. Кортана помогает Мастеру Чифу разрушить кольцо и сбежать. [ 11 ]
В Halo 2 Кортана помогает защитить Землю после атаки Ковенанта. Кортана, Шеф и человеческие силы отправляются в другое кольцо Ореола, Ореол Дельта, где Мастер Чиф и Кортана сталкиваются с Могильным Разумом Потопа . Могильный Разум отправляет Шефа и Кортану на город-корабль Высшего Милосердия Ковенанта , чтобы помешать Ковенанту активировать Ореол; Кортана в конечном итоге остается на Высшем Милосердии , чтобы разрушить город и Ореол, если Мастер Чиф провалит свою миссию. Высшее Милосердие и Кортана захвачены Потопом. [ 12 ]
В Halo 3 Кортана появляется игроку в прерванных передачах. На установке Предтеч, известной как Ковчег, Мастер Чиф путешествует через руины Высшего Милосердия, чтобы спасти Кортану. Шефу и Кортане удается остановить Потоп, но они застревают в глубоком космосе на борту человеческого корабля «Вперед к рассвету» . Кортана активирует аварийный маяк, а Мастер Чиф погружается в крионический сон в ожидании спасения. [ 11 ]
В начале Halo 4 Кортана будит Вождя, когда «Вперед к рассвету» приближается к установке Предтеч под названием «Реквием». Кортана начинает демонстрировать аномальные сбои и поведение и показывает, что страдает от неистовства, поскольку уже превысила свою семилетнюю «естественную» продолжительность жизни. Она помогает в битве против Наставника, мошенника-Предтечи, ненавидящего людей. В конце Кортана жертвует собой, чтобы спасти Шефа и остановить план Наставника. [ 11 ] Выживание Кортаны раскрывается в Halo 5 , когда она вызывает Мастера Чифа в мир Предтеч, Генезис. Кортана объясняет, что она пережила разрушение корабля Наставника и собственное неистовство, войдя в Домен, древнее хранилище знаний. Получив от Домена бесконечную продолжительность жизни, Кортана считает, что она и другие ИИ («Созданные») должны обеспечивать мир во всей галактике. Кортана начинает использовать древние конструкции Предтеч, известные как Стражи, чтобы навязывать волю Созданных по всей галактике. [ 13 ] [ 14 ]
В Halo Infinite Мастер Чиф отправляется в Зета-Хало и находит Оружие, копию Кортаны, созданную для того, чтобы поймать ее в ловушку для удаления. Путешествуя по поврежденной поверхности Ореола и сражаясь с Изгнанными, пара восстанавливает фрагменты данных, оставленные Кортаной, которые дополняют то, что произошло шесть месяцев назад; Кортана угрожала лидеру изгнанников Атриоксу и уничтожила его родной мир, когда он не подчинился. Атриокс использует Оружие, чтобы захватить Кортану, и пытается заставить ее отдать ему Зета Ореол. Осознав свои ошибки, Кортана уничтожает себя, чтобы повредить кольцо и помешать Изгнанным использовать его. В последнем сообщении Кортана извиняется перед Шефом за свои действия и призывает его поработать с Оружием. [ 15 ] [ 16 ]
Другие выступления
[ редактировать ]Первое появление Кортаны во франшизе Halo происходит в романе Halo: The Fall of Reach , приквеле к Combat Evolved . Доктор Хэлси позволяет Кортане выбрать, какого солдата Спартанца-II сопровождать в предстоящей миссии; Кортана выбирает Мастера Чифа, который, по ее мнению, лучше всего ей подходит. Кортана помогает Мастеру Чифу пережить почти смертельные упражнения, призванные проверить броню Шефа. После этого она в качестве мести подбрасывает компрометирующие улики в файлы полковника Акерсона , оперативника, который чуть не убил их обоих. [ 17 ] Кортана незначительно появляется в Halo: Reach 2010 года , действие которого происходит незадолго до событий Combat Evolved . Фрагмент Кортаны, несущий информацию, полученную из артефакта Предтеч, объединяется с основным «я» Кортаны на «Столпе Осени» , прежде чем корабль покидает планету, что приводит к событиям Combat Evolved . [ 18 ]
Кортана также появляется в новеллизациях Combat Evolved , Halo: The Flood и следующих романах Halo: First Strike и Halo: Ghosts of Onyx , а также мультсериале Halo Legends и телесериале Halo 4: Forward Unto Dawn. . [ 18 ] Она также является главным героем рассказа «Человеческая слабость», написанного Карен Трэвисс для антологии Halo Evolutions , в котором подробно описывается время, проведенное Кортаной в лапах Могильного Разума. [ 19 ] [ 20 ]
Она также появляется в Halo телесериале , созданном доктором Хэлси как средство держать Мастера Чифа и других Спартанцев в узде. Клонируя себя, а затем копируя модели мозга своего клона (что также убивает ее), Хэлси может оживить Кортану, а затем имплантировать ее непосредственно в нервные пути Мастера Чифа. [ 1 ]
Дизайн персонажей
[ редактировать ]Кортана была разработана, чтобы предоставить Combat Evolved возможность направлять игроков, сохраняя при этом миссии открытыми и не допуская у игроков ощущения, что их загоняют в игру. [ 21 ] Как сказал сценарист Джозеф Стейтен , «нам нужен был персонаж, который мог бы последовательно вести игрока через игру, а встроенный ИИ всегда мог бы надежно сопровождать [их]». Роль Кортаны выросла из чисто игровых соображений до способа охарактеризовать и очеловечить Мастера Чифа, и в последующих играх отношения Шефа и Кортаны стали центром характеристики. [ 22 ]
Персонаж был разработан и смоделирован художником Bungie Крисом Хьюзом, а лицо модели основано на скульптуре египетской царицы Нефертити . [ 23 ] Имя Кортаны является вариантом Куртаны , меча, которым пользовался легендарный Ожье Датчанин , так же, как главный ИИ-персонаж предыдущей игры Bungie Marathon 2: Durandal назван в честь легендарного меча Дюрандаля . Надпись Куртаны показывает, что меч имеет тот же «характер, что и Жуайез и Дюрандаль». [ 24 ] Приняв на себя обязанности по разработке от Bungie, 343 Industries решили объяснить устоявшийся внешний вид Кортаны отражением ее личности. «Поэтому одна из причин, по которой она [появляется так, как она есть] — это привлечение и требование внимания», — объяснил координатор по развитию франчайзинга Фрэнк О'Коннор. «И она делает это, чтобы отпугнуть людей, чтобы они были настороже, разговаривая с ней, и она имела преимущество в этих разговорах». [ 25 ]

Актриса озвучивания Джен Тейлор озвучивает Кортану в большинстве появлений персонажа. Несмотря на ее роль в озвучивании других персонажей видеоигр, в том числе принцессы Пич , она не геймер. [ 26 ] Тейлор была знакомой Джозефа Стейтена в колледже, и он рекомендовал ее в качестве возможного голоса для Кортаны звукорежиссеру Мартину О'Доннеллу . [ 27 ] Выбирая актера озвучивания персонажа, Bungie изначально хотела, чтобы у Кортаны был британский акцент . О'Доннелл вспомнила, что британский акцент Тейлор был хорош, но посчитала, что он слишком похож на ее работу в фильме « Никто не живет навсегда» . Акцент был сброшен, но в диалогах персонажа остались британские разговорные выражения. [ 27 ] Тейлор напомнил, что ключевой директивой Bungie в отношении персонажа было то, чтобы она не выглядела ворчливой, несмотря на свою роль наставника и помощи игроку. «Они хотели, чтобы она была похожа на девушку по соседству, на твою лучшую подругу, с которой ты хочешь тусоваться», - сказала она. [ 26 ]
В течение многих лет после выхода первой игры Тейлор оставался дистанцированным от персонажа. Она посетила только одну фан-конвенцию за шесть лет после выхода Halo: Combat Evolved . [ 28 ] и никогда не видел многих готовых кат-сцен с персонажем до вечеринки по случаю запуска Halo 3 . [ 26 ] Начиная с Halo 3 , Тейлор почувствовал, что в этой роли будет больше драматизма и меньше жаргона . [ 29 ] и со временем ее отношения с персонажем изменились. «Сначала я была просто рада получить работу, а затем, по мере ее развития, я становилась все более и более знакомой с ней, чувствовала себя комфортно и интересовалась ею», - вспоминает она. «И я как бы влюбился в Кортану в том, что касается персонажей. Она замечательная». [ 26 ]
Отношения Кортаны и Мастера Чифа были основной частью Halo 4 , частью желания показать более человечную историю. Креативный директор Джош Холмс отметил, что Кортана в каком-то смысле более человечна, чем Мастер Чиф, и мысль о том, что Шеф будет бороться со своей человечностью в то же время, когда он теряет Кортану, затронула его. [ 27 ] Матери Холмса был поставлен диагноз деменция во время развития, и его реальные жизненные трудности послужили основой для характеристики падения Кортаны в неистовство и отношений Шефа и Кортаны. [ 30 ] [ 31 ] Холмс и команда черпали вдохновение из отношений в игре Ico , где главных героев связывает прочная связь, а также из множества слоев отношений двух персонажей; «В каком-то смысле они друзья, в чем-то она почти как мать, в чем-то они обходят эту линию любовников, и поэтому в отношения входят все эти разные элементы, что делает их сложными и интересными для исследования». [ 32 ] Впервые в сериале Тейлор исполнила свои реплики в одной комнате со Стивом Даунсом , озвучивавшим Мастера Чифа. Она отметила, что это изменение сделало диалог более аутентичным и реальным. [ 26 ] Новый внешний вид Кортаны в Halo 4 стал одним из самых драматических изменений в игре. [ 33 ] На ранних этапах производства концепт-художники создали множество «сумасшедших идей» и исследований того, как могла бы выглядеть Кортана. Многообещающие 2D-проекты были превращены в простые 3D-макеты для их прототипирования в игровом движке. Художник по персонажам Мэтт Олдридж вспоминал, что Кортану было одним из самых сложных персонажей, которые можно было представить в игре из-за того, насколько этот персонаж любим игроками; Одной из целей Олдриджа было создать персонажа, в котором прокручиваемые строки кода непрерывно перетекали бы от ее ног к голове. [ 34 ] За окончательный дизайн Кортаны отвечал арт-директор Кеннет Скотт. [ 33 ] персонажа Захват движения выполнила Маккензи Мейсон. [ 35 ]
В Halo 5 внешний вид Кортаны существенно меняется. Описывая свою предыдущую внешность как мягкую и «обманчиво уязвимую», 343 Industries воспользовалась предоставленной сюжетной возможностью, чтобы изменить ее внешний вид, чтобы отразить ее новую роль самопровозглашенной правительницы галактики. «В первом варианте финала она собиралась носить струящееся платье, иметь длинные волосы и т. д. Она должна была быть очень царственной, очень «могущественной высшей королевой». Она явно отличалась от того, чем она была», — вспоминал писатель Брайан Рид. Ее окончательный дизайн включал в себя элементы Спартанцев и Предтеч поверх ее предыдущего образа, включая глиф Предтеч. «Надеть ее [Мантию] было хорошим способом заставить ее тоже владей им с символической точки зрения», — сказал Рид. Персонаж был смоделирован и анимирован с использованием технологии захвата движения и таланта в 343 Industries и Axis Animation. [ 36 ] 343 Industries предполагала, что обычную роль персонажа в игровом процессе будет выполнять Синяя команда. [ 37 ]
Для Halo первого сезона телесериала Кортана была создана в цифровом формате. Первоначально персонажа должна была сыграть Наташа МакЭлхон , которая также играет Хэлси в сериале, но из-за трудностей с расписанием Джен Тейлор взяла на себя обязанности озвучки и захвата движения. [ 1 ] [ 38 ] Более человечный и менее синий внешний вид персонажа вызвал негативную реакцию после выхода трейлера сериала. [ 39 ] Продюсер Кики Вулфкилл объяснила, что на это решение повлияла необходимость адаптировать персонажа к среде живого действия и заставить ее чувствовать себя настоящей. [ 40 ] [ 41 ] Во втором сезоне Кортану сыграла актриса Кристина Беннингтон, поскольку продюсеры чувствовали, что им не хватает тонких актерских нюансов цифрового персонажа. Тейлор по-прежнему озвучивала роль, и они с Беннингтоном сотрудничали на съемочной площадке, чтобы обеспечить синхронизацию выступлений. Беннингтон поблагодарил Тейлор за то, что она почувствовала себя желанной в такой известной роли. Изменение внешности осталось необъяснимым в шоу. [ 38 ]
Повышение
[ редактировать ]Bungie публично представила серию Halo в 1999 году, отправив Cortana Letters, серию загадочных сообщений по электронной почте, разработчику marathon.bungie.org, фан-сайта одной из других серий игр Bungie . Стратегическое использование загадочных сообщений в рекламной кампании было повторено в « I Love Bees рекламной кампании Halo 2 » . [ 42 ] Хотя Bungie не считает большинство букв каноническими , Кортана произносит многие из тех же строк в Halo 3 . [ 43 ] [ 44 ] По словам Си Джея Коуэна, директора по кинематографии Bungie, студия использовала персонажа, чтобы дать подсказки к сюжету, не раскрывая его на самом деле. [ 45 ]
Кортана присутствует во многих товарах Halo . Первой фигуркой персонажа была миниатюра, выпущенная как часть Halo: Combat Evolved серии фигурок . МакЛис отметил, что первая фигурка должна была иметь более старый внешний вид, чем это было изображено в играх. Это было достигнуто за счет того, что фигура стала более пышной; Несмотря на просьбу МакЛиса отменить изменения, скульптор не захотел, и из-за ограничений по времени проект остался нетронутым. [ 46 ] Персонаж также фигурирует в первой серии фигурок Halo 3 , распространяемой McFarlane Toys . [ 47 ] [ 48 ] виниловые фигурки Funko , [ 49 ] и в посеребренной статуе, выпущенной ограниченным тиражом от Weta Workshop . [ 50 ] В 2016 году IGN не хватает игрушек Cortana что в мерчендайзинге Halo отметил , . [ 50 ]
Цифровой помощник Windows
[ редактировать ]Microsoft разработала своего виртуального помощника для операционной системы Windows Phone под кодовым названием «Кортана» в честь персонажа Halo . Хотя рассматривались и другие окончательные гендерно-нейтральные названия конечного продукта, положительная реакция разработчиков и фанатов на просочившееся кодовое имя привела к тому, что оно стало постоянным. [ 51 ] Дебора Харрисон, одна из «дизайнеров личности» Кортаны, встретилась с представителями 343 Industries и придала личности больше уверенности. «В результате встреч мы вернулись и внедрили это в ДНК модели речи цифрового помощника, ее подхода к шуткам и ее подходу к болтовне, и мы решили усилить ее чувство самообладания», - Харрисон напомнил. [ 51 ] Джен Тейлор озвучила виртуального помощника. [ 52 ] Microsoft выпустила бета-версию Cortana в апреле 2014 года вместе с версией Windows Phone 8.1 для разработчиков. Microsoft также выпустила виртуального помощника Cortana на платформах Xbox One , Windows 10 , iOS и Android . [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Прием
[ редактировать ]Кортана — один из . Halo самых любимых персонажей [ 20 ] и появлялся в многочисленных списках лучших помощников в видеоиграх. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] Tom's Hardware назвала этого персонажа одним из величайших женских персонажей за его решительность и бесстрашие, которые идеально сочетались с главным героем игры. [ 59 ] а сотрудники Glixel описали Кортану как одного из самых знаковых персонажей видеоигр 21 века. [ 60 ] Den of Geek Меган Крауз из назвала Кортану одним из самых важных персонажей серии Halo , а ее отношения с матерью, фигурой Хэлси, - отношениями, которые недооценивались в большей части франшизы. [ 19 ] Профессор Моника Эванс назвала Кортану самым человечным персонажем оригинальной игры и одним из самых развитых. [ 61 ]
Кортана также получила признание за свою сексуальную привлекательность ; персонаж был включен в несколько списков привлекательных персонажей видеоигр. [ 62 ] Критик-феминистка Анита Саркисян утверждает, что Кортана в последующих выступлениях становилась все более сексуализированной; [ 63 ] 1UP.com отметил, что по мере того, как здравомыслие Кортаны в видеоиграх ослабевало, ее одежда, похоже, тоже уменьшалась. [ 64 ] Time Мэтт Пекхэм из описал персонажа Кортаны как противоречивую фигуру, в которой существует напряжение между разносторонностью характера и ловушкой как «фантазийного представления подростка-мужчины о фигуре Кэмпбелловского героя », и что это напряжение возросло соразмерно с Графическая точность серии игр. [ 65 ] Медиа-критик Мэдди Майерс предположила, что объяснение О'Коннор внешнего вида Кортаны подразумевает, что Halo все еще борется с системным сексизмом. футуристический сеттинг вселенной [ 66 ]
Майк Ружо из Complex отметил, что Halo 3 уравновешивает большой конфликт с более личным - что, хотя галактика находилась под угрозой со стороны инопланетян, «более важным для фанатов было спасение Кортаны». [ 67 ] Хотя роль Кортаны в игре была значительно расширена, Stuff.co.nz отметил, что персонаж «необъяснимым образом претерпел сексуальный облик». [ 68 ]
Несмотря на неоднозначные мнения о кампании Halo 4 в целом, Кортану и ее историю часто считали сильной стороной игры. IGN назвал Halo 4 «настоящей историей Кортаны», поскольку спасение галактики имеет для Мастера Чифа меньшее значение, чем спасение Кортаны, а человечность Кортаны в конечном итоге находится в центре внимания игры. [ 69 ] Daily Telegraph Том Хоггинс из согласился, назвав Кортану «мерцающим синим сердцем сюжета игры», а Хоггинс и рецензенты The Globe and Mail и Eurogamer выделили сценарий и игру персонажа как ключевые моменты игровой кампании. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Джастин Клауз написал, что взаимодействие между Шефом и Кортаной, когда последняя теряет контроль над здравомыслием, было «возможно, лучшим, что когда-либо было». [ 73 ] В обзоре Complex высоко оценивается использование захвата движения в Cortana, поскольку технология и производительность дали им «новую жизнь» и новую глубину. [ 67 ]
Дэвид Их написал, что решение Кортаны вернуться в Halo 5 и превратить ее в антагониста придало игре «заслуженное чувство драйва». [ 74 ] и что ее появление в Halo 5 позволило игрокам увидеть другую сторону персонажа. «Есть что-то непостижимое в Кортане в ее новой роли ИИ-Бога, но мы провели с ней достаточно времени на протяжении всего сериала, чтобы оставаться с ней на протяжении всего переосмысления». [ 75 ] Точно так же Патрик Дейн из Bleeding Cool защищал вызывающую разногласия кампанию игры и превращение Кортаны в антагониста как «вдохновленный выбор», вбивая клин между наиболее важными отношениями персонажей в играх. [ 76 ] И наоборот, Мэтт Пекхэм посчитал, что поворот сюжета в действиях Кортаны «вызывает странное разочарование». [ 77 ] в то время как Ars Technica и Kotaku рассматривали возвращение Кортаны и ее планы по использованию инопланетных технологий для переустройства галактики, невероятные и незаслуженные. [ 78 ] [ 79 ] Отвечая на критику о том, что 343 превратил Кортану в «зло», директор франшизы Фрэнк О'Коннор сказал: «Мой вопрос к ним: «Что заставляет вас говорить, что они злые?» Конечно, многим нашим молодым игрокам придется столкнуться с этой тонкостью, этим нюансом, потому что они ждут Дарта Вейдера ». [ 37 ] Стивен Уайлдс из Polygon сказал, что «выдающихся антагонистов нет, но они имеют тенденцию исчезать после пары игр», и задался вопросом, могла ли Кортана быть «полноценным злодеем в конце Halo 5 » и была бы хвалят фанаты. [ 80 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Скребельс, Джо (11 ноября 2020 г.). «Телесериал Halo переделывает Кортану с оригинальной актрисой озвучивания» . ИГН . Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Эшли, Кэтрин (8 сентября 2014 г.). «Атака на Отакутон!: Интервью с Шелли Калин-Блэк» . Девочки в играх . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Банги , изд. (2001). Руководство по эксплуатации Halo: Combat Evolved (PDF) . Microsoft Game Studios . стр. 6–10. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2011 года . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ Ван Ленте, Фред (2011). «Брифинг СБ ООН». В Кадди, Люк (ред.). Halo и философия: развитие интеллекта . Открытый суд. п. ix. ISBN 978-0812697186 .
- ^ Мартин, Тим (13 октября 2012 г.). «О дивные новые миры: Halo ознаменовала революцию в играх и франшизу на 2 миллиарда долларов. Может ли Halo 4 сделать то же самое?». «Дейли телеграф» . п. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Нюлунд, Эрик (2001). Halo: Падение Предела . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-45132-3 .
- ^ Митчелл, Ричард (2 апреля 2013 г.). «Halo 4 как история любви: личные истоки разрушения Кортаны» . Engadget . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Мартенс, Тодд (1 ноября 2012 г.). « Обзор Halo 4: Мастер Чиф все-таки человек» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 17 июля 2013 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Дитц, Уильям (2003). Halo: Потоп . Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 9. ISBN 978-0-345-45921-3 .
- ^ Персонал (14 сентября 2004 г.). «Halo 2: Выброс Биоса» . Команда Xbox . Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Персонал (25 октября 2015 г.). «Букварь по Halo 5: история на данный момент» . Xbox-провод . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Кордон, Джез (18 октября 2015 г.). «Подготовьтесь к Halo 5 с помощью этих кратких обзоров историй» . Центр Windows . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Лоури, Брендан (19 октября 2019 г.). «Хронология Halo: Возвращение Кортаны и расцвет созданных» . Центр Windows . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «Согласно лору, все игры Halo по порядку» . 5 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Причард, Том (13 декабря 2021 г.). «Объяснение концовки Halo Infinite — что только что произошло?» . Путеводитель Тома . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Лоури, Брендан (9 декабря 2021 г.). «Пояснения к финалу Halo Infinite и сцене после титров» . Центр Windows . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Нюлунд, Эрик (2001). Halo: Падение Предела . Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 247 . ISBN 978-0-345-45132-3 .
- ^ Jump up to: а б Персонал. «Вселенная: Персонажи: Кортана» . Путевая точка Гало . 343 Отрасли . Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Крауз, Меган (26 января 2016 г.). «Halo: важность истории Кортаны и Хэлси» . Логово Компьютерщика . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Крауз, Меган (28 октября 2015 г.). «Пять величайших моментов Кортаны» . Логово Компьютерщика . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Фам, Алекс (15 ноября 2001 г.). «Игровой дизайн; Xbox обретает крылья с Halo» . Лос-Анджелес Таймс . п. Т6.
- ^ Каллен, Джонни (2 февраля 2011 г.). «Bungie: «Погружение было главной целью» при создании Master Chief» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2011 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Лоррейн Маклис (20 мая 2003 г.). «Лицо Кортаны было создано по образцу египетской царицы» . Halo.bungie.org . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 5 января 2008 г.
- ^ Маккей, Джилл (2006). «Современные мифы». В Йеффет, Гленн (ред.). Эффект ореола: неавторизованный взгляд на самую успешную видеоигру всех времен . Даллас, Техас : BenBella Books . стр. 92–93.
- ^ Прелл, Сэм (28 октября 2015 г.). «Почему Кортана голая? У директора франшизы Halo Фрэнка О'Коннора есть ответ» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенедетти, Винда (29 октября 2012 г.). «Сердце Halo: актриса рассказывает о десятилетии, проведенном за игрой в Кортану» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 27 марта 2018 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаске, Стивен (30 мая 2017 г.). «Полная, нерассказанная история Halo» . Порок . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Тейлор, Джен (рассказчик) (2007). Хроники Кортаны ( Halo 3 Legendary Edition ). Банги.
- ^ К., Пол (16 февраля 2007 г.). «Еженедельное обновление Bungie» . Bungie.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 16 октября 2007 г.
- ^ Макуч, Эдди (29 марта 2013 г.). «343 «скептически» относился к истории Шефа-Кортаны в Halo 4» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Митчелл, Ричард (2 апреля 2013 г.). «Halo 4 как история любви: личные истоки разрушения Кортаны» . Engadget . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Пекхэм, Мэтт (6 ноября 2012 г.). «Ико повлиял на шефа-Кортану Бонда в Halo 4, говорит директор» . Время . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кармайкл, Стефани (30 ноября 2012 г.). «Интервью: Другая история Halo 4 кроется в ее визуальных эффектах» . ГеймЗона . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Дэвис, Пол (2013). «Кортана». Пробуждение: Искусство Halo 4 (расширенная редакция). Галерея Книги. ISBN 978-1781163245 .
- ^ Гаудиози, Джон (20 октября 2012 г.). «Познакомьтесь с актрисой, стоящей за всеми любимым искусственным интеллектом, Кортаной из Halo» . Цифровые тенденции . Архивировано из оригинала 3 августа 2014 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Истерлинг, Джефф (5 февраля 2016 г.). «Canon Fodder #61: Судьи и присяжные» . Путевая точка Гало . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Пекхэм, Мэтт (29 октября 2015 г.). «Фрэнк О'Коннор из Halo реагирует на критику Halo 5» . Время . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Хейнер, Крис (28 февраля 2024 г.). «Изменить внешний вид Кортаны во втором сезоне Halo было непростой задачей» . ГеймСпот . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ Рассел, Брэдли (31 января 2022 г.). «В сериале Halo впервые произошел большой спор: новый дизайн Кортаны» . Игровой радар+ . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Анкерс, Адель (15 марта 2022 г.). «Создатели сериала Halo отвечают на споры по поводу редизайна Кортаны» . IGN Юго-Восточная Азия . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Рассел, Брэдли (14 марта 2022 г.). «Почему Кортана была переработана для сериала Halo, по мнению творческой группы шоу» . Игровой радар+ . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Маккей, Джилл (2006). «Современные мифы». В Йеффет, Гленн (ред.). Эффект ореола: неавторизованный взгляд на самую успешную видеоигру всех времен . Даллас, Техас : BenBella Books. п. 95.
- ^ «Интервью Джо Стейтена» . Halo.bungie.org . Август 2006. Архивировано из оригинала 11 декабря 2007 года . Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ Персонал (6 ноября 2006 г.). «Halo 3: За пределами трейлера» . Трейлеры игр . Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года . Проверено 20 ноября 2007 г.
- ^ Окампо, Джейсон (9 мая 2006 г.). «E3 06: Анонсирован Halo 3, раскрыты подробности сюжета» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Джаррард, Брайан (9 октября 2003 г.). «Арт Bungie Гррл МакЛис» . Bungie.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ «Halo 3: Серия 1» . Spawn.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2008 года . Проверено 10 октября 2007 г.
- ^ « McFarlane Halo Фигурки ». Game Informer . № 180. Апрель 2008 г. стр. 34.
- ^ Конрад, Джереми (22 января 2018 г.). «Лондонская ярмарка игрушек Funko включает в себя чудеса, детей из мусорных ведер, Сейлор Мун, MOTU и многое другое!» . Чертовски круто . Архивировано из оригинала 22 января 2019 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Пирс, Алана (14 апреля 2016 г.). «11 самых крутых игрушек Halo, когда-либо созданных» . ИГН . Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Янг, Лиам (январь 2019 г.). « Я — облако бесконечно малых вычислений данных», когда машины отвечают: интервью с Деборой Харрисон, одной из личностных дизайнеров Microsoft Cortana AI» . Машинные ландшафты: архитектуры постантропоцена . 89 (1): 112–117. дои : 10.1002/ad.2398 .
- ^ Jump up to: а б Питчер, Дженна (3 апреля 2014 г.). «Microsoft представляет Cortana от Halo как цифровой помощник для Windows Phone в стиле Siri» . Полигон . Архивировано из оригинала 10 июня 2014 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Пирс, Дэвид (3 марта 2014 г.). «Это Кортана, ответ Microsoft Siri» . Грань . Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Кастренакес, Якоб (21 января 2015 г.). «Microsoft представляет Cortana для Windows 10» . Грань . Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Эш, Маркус (9 декабря 2015 г.). «Кортана: теперь доступна там, где и когда она вам нужна, независимо от того, какой смартфон вы выберете» . Блог Windows . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Эван Саатофф (23 ноября 2011 г.). «Лучшие спутники видеоигр» . УГО . Архивировано из оригинала 7 марта 2014 года.
- ^ Персонал (22 ноября 2011 г.). «Спасибо, приятель!: 25 величайших помощников в играх» . Максимум ПК . Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года.
- ^ Лозада, Дэвид (21 января 2019 г.). «Лучшие помощники в видеоиграх всех времен» . Игра Революция . Архивировано из оригинала 28 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Райт, Роб (20 февраля 2007 г.). «50 величайших женских персонажей в истории видеоигр» . Игры Тома . Архивировано из оригинала 20 января 2008 года . Проверено 22 октября 2007 г.
- ^ «50 самых знаковых персонажей видеоигр XXI века» . Гликсель . 23 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 г.
- ^ Эванс, Моника (2011). «Брифинг СБ ООН». В Кадди, Люк (ред.). Halo и философия: развитие интеллекта . Открытый суд. стр. 41–42. ISBN 978-0812697186 .
- ^ Цитируется в нескольких источниках:
- Персонал (30 июня 2004 г.). «Десять лучших малышек Xbox» . Команда Xbox . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Персонал (26 марта 2008 г.). «50 самых горячих игровых красоток на суде: № 36. Кортана (серия Halo)» . GameDaily . Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года.
- Карл, Бен; Радден, Дэйв (5 октября 2007 г.). «Десять самых пугающе сексуальных игровых персонажей» . игры.нет. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 12 октября 2007 г.
- «25 женских персонажей, которые больше всего «отвлекают» геймеров-мужчин . Тхань Ниен (на вьетнамском языке). 2015. Архивировано из оригинала 28 августа 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- Найт, Рич (9 ноября 2011 г.). «Битва красавиц: самые горячие женские персонажи игр сражаются лицом к лицу» . Сложный . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года.
- ^ Персонал (3 марта 2016 г.). «Саркисян стремится сделать феминистскую теорию более доступной» . Экспонента . Архивировано из оригинала 26 марта 2018 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Шарки, Скотт (19 мая 2009 г.). «5 самых безумных компьютеров для видеоигр» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 20 мая 2009 г.
- ^ Пекхэм, Мэтт (3 апреля 2014 г.). «Кортана Microsoft поднимает важные вопросы о сексизме и гендерных стереотипах» . Время . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Майерс, Мэдди (30 октября 2015 г.). «(Новая) каноническая причина, почему Кортана в Halo обнажена» . Мэри Сью . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ружо, Майк (1 ноября 2012 г.). Рецензия на « Halo 4»: Радость миру, вождь пришел» . Сложный . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Карди, Том (1 октября 2007 г.). «Обзор: Halo 3 (Xbox 360)». Stuff.co.nz .
- ^ Райан Маккаффри (1 ноября 2012 г.). «Обзор Halo 4» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Хоггинс, Том (5 ноября 2012 г.). «Обзор Halo 4» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Новак, Питер (1 ноября 2012 г.). «Halo 4: серия великих игр продлевает серию побед» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Паркин, Саймон (1 ноября 2012 г.). «Обзор Halo 4: правда или примирение?» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Клаус, Джастин (1 ноября 2012 г.). «Обзор Halo 4» . Эскапист . Архивировано из оригинала 18 июня 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Тьер, Дэвид (2 ноября 2015 г.). «Почему концовка Halo 5: Guardians оказалась такой противоречивой» . Форбс . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Тьер, Дэвид (27 октября 2015 г.). « Главный поворот Halo 5 просто великолепен» . Форбс . Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Дейн, Патрик (2 ноября 2015 г.). «Да, сюжет Halo 5 имеет значение, и он один из лучших в серии» . Чертовски круто . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Пекхэм, Мэтт (26 октября 2015 г.). «Обзор Halo 5 Guardians: посредственная история с потрясающим мультиплеером» . Время . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Махович, Сэм (26 октября 2015 г.). «Halo 5: Обзор Guardians: Каждый — герой, никто не герой» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 24 декабря 2015 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Гач, Итан (16 августа 2018 г.). «Halo 5: Пересмотр Котаку» . Котаку . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Уайлдс, Стивен (14 февраля 2023 г.). «Halo уронила мяч во время злодейского поворота Кортаны» . Полигон . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Письма Кортаны
- Профиль Кортаны. Архивировано 23 июня 2017 г. в Wayback Machine на Halowaypoint.com.
- Профиль Кортаны на halopedia.org