Сакский гуру
Сака-гуру , или соко-гуру на яванском языке, представляет собой набор из четырех основных столбов, которые поддерживают определенные яванские здания, например пендопо , собственно дом и мечеть . Сака-гуру — самый фундаментальный элемент яванской архитектуры, поскольку он поддерживает всю крышу здания. Из-за своей важности сака-гуру пропитан символизмом и к нему относятся с помощью определенных ритуалов.
Структура и конструкция
[ редактировать ]
Конструкция сака-гуру используется в зданиях с крышами типа джогло или таджуг (пирамидальными). Крыша типа джогло предназначена для домов знати, а крыша типа таджуг используется для поддержки священных зданий, таких как мечети или храмы. В яванской архитектуре стены — это просто границы комнат и экстерьера, не имеющие никаких структурных целей. Основные структурные колонны/столбы яванского дома (сака-гуру) поддерживают непосредственно крышу, а не стену. Каждый из этих четырех основных столбов расположен на вершине умпака , трехмерного трапециевидного камня, который действует как переход между столбом и фундаментом. Размер умпака варьируется от 20 х 20 см. 2 до более чем квадратного метра, в зависимости от размера столбов, который обычно составляет 12 х 12 см. 2 до 40 х 40 см 2 . Умпак предотвращает проникновение грунтовых вод в деревянный столб и уменьшает горизонтальные силы, вызываемые землетрясениями. [ 1 ]
Во время строительства сака-гуру северо-восточный умпак является первым камнем, который кладут на место. Этот умпак выполнен в виде цветка падма , наделяя его силой. Следующий умпак , который нужно разместить, — это юго-восточный умпак , за ним следует северо-западный и, наконец, юго-западный. Деревянные столбы всегда размещаются по направлению роста деревьев. После того, как сака-гуру будет полностью возведен, вечером проводится церемония подношения. [ 1 ]
На каждом деревянном столбе сака-гуру на обоих концах есть ручки; нижняя ручка фиксирует столб в умпак ; верхняя ручка ( пурус паток (перо для свай)) вставляется в отверстие двух главных балок. Первой устанавливаемой балкой является пенгерет балка бландар (буквально «поперечная балка»), затем поверх пенгерета устанавливается вторая (буквально «балка») . Две балки соединяются вместе, воспринимая силу сжатия конструкции сака-гуру. [ 1 ]
Каждый деревянный столб сака-гуру также имеет отверстие в верхней части, которое нужно заполнить пером второстепенных балок. Первая балка известна как сундук («вертел»), в ней также находится ручка, известная как пурус ведокан («женская ручка»). Перо пурус ведокан содержит отверстие, которое будет заблокировано пером второго луча после того, как оно будет вставлено в сака-гуру. Вторая балка известна как кили («якорь»), а ее ручка — как пурус лананг («мужская ручка»). Структурный элемент кили и сундук стабилизирует структуру сака-гуру. Яванское слово «перо» означает «пурус» , что означает мужской половой орган. [ 1 ]
По завершении всех процедур установки сака-гуру становится устойчивым и может поддерживать на себе крышу. Две или три параллельные балки присоединяются к столбу наверху. Столбы могут напрямую поддерживать фермы крыши или балки крыши. В случае джогло основные столбы обычно увенчиваются двумя наборами деревянных свай со ступеньками внутрь ( тумпанг сари ) и сваями со ступеньками наружу ( элар ). Количество ступенек в сари тумпанг показывает статус владельца. [ 1 ]
Усур -дудук — это вальмовое стропило, идущее от внешнего угла к коньку, традиционно называемому моло . [ 1 ]
Символизм
[ редактировать ]Сака-гуру состоит из слов сака и гуру . Согласно яванскому тексту Каврух Каланг, гуру или «учитель» — это титул, присвоенный четырем деревянным балкам, а сака , или «столб», — четырем основным столбам. Таким образом, вся эта конфигурация известна как сакагуру , или, точнее, саканинг-гуру или сака ингканг ньянги-гуру (по-явански « сака , который поддерживает гуру »). [ 2 ]
На индонезийском языке термин сака-гуру используется для обозначения фундаментального принципа. Например, «Индонезийский кооператив — сака-гуру национальной экономики».
Другие ритуалы
[ редактировать ]Пространство под сака-гуру считалось очень важным священным местом. В наши дни эта территория не имеет особого использования, но традиционно на этой территории раз в неделю сжигали благовония в честь богини риса Деви Шри . Пространство под тумпанг сари также является местом, где жених и невеста сидят во время церемонии бракосочетания. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Тьяджоно 2008 , стр. 206–7.
- ^ Прийотомо 2005 , с. 102.
- ^ Тьяджоно 1998 , с. 35.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гунаван Тджаджоно, изд. (1998). Архитектура . Индонезийское наследие. Том. 6. Сингапур: Archipelago Press. ISBN 981-3018-30-5 .
- Прийотомо, Йозеф (декабрь 2005 г.). «СТРОИТЕЛЬСТВО УЧИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ИЗ ГРИЯ ЯВА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАВРУХ КАЛАНГА». Архитектурно-инженерные аспекты . 33 (1). Христианский университет Петры.
- Тьяджоно, Гунаван (2008). «Архитектура на Яве». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападной культуре . Том. 1 АК. Springer Science & Business Media. ISBN 9781402045592 .