Вал (фильм 1971 года)
Вал | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Гордон Паркс |
Автор сценария | Эрнест Тайдиман Джон Д.Ф. Блэк |
На основе | Вал Эрнест Тайдиман |
Продюсер: | Джоэл Фриман |
В главных ролях | Ричард Раундтри Мозес Ганн Чарльз Чоффи |
Кинематография | Урс Фуррер |
Под редакцией | Хью А. Робертсон |
Музыка | Исаак Хейс Джонни Аллен |
Производство компания | Производство валов |
Распространено | Метро-Голдвин-Майер |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $500,000 [ 2 ] |
Театральная касса | 13 миллионов долларов [ 3 ] |
«Шафт» — американский боевик криминальный -триллер 1971 года, снятый Гордоном Парксом по сценарию Эрнеста Тайдимана. [ 4 ] и Джон Д.Ф. Блэк . [ 5 ] Это адаптация одноименного романа Тайдимана и первая часть серии «Шафт» фильмов . Сюжет вращается вокруг частного детектива по имени Джон Шафт , которого нанял бандит из Гарлема, чтобы спасти свою дочь от итальянских бандитов похитителей . В фильме снимались Ричард Раундтри в роли Шафта, а также Мозес Ганн , Чарльз Чоффи , Кристофер Сент-Джон и Лоуренс Прессман .
В фильме исследуются такие темы, как мужественность и сексуальность , с особым акцентом на «Власть черных» . Он был снят в Гарлеме , Гринвич-Виллидж и Таймс-сквер в районе Манхэттена в Нью-Йорке. [ 6 ] Альбом «Шафт» саундтреков к фильму , записанный Исааком Хейсом , также имел успех, получив премию «Грэмми» за лучшую оригинальную музыку, написанную для кинофильма. [ 7 ] и вторая Грэмми (совместно с Джонни Алленом ) за лучшую инструментальную аранжировку . « Theme from Shaft » получила премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню , что сделало Хейса первым чернокожим мужчиной, получившим награду в этой категории. [ 8 ] Песня вошла в несколько списков Top 100 , включая список AFI «100 лет...100 песен» .
Яркий пример жанра черной эксплуатации. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] США для сохранения в Национальном реестре фильмов в 2000 году он был выбран Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 14 ] Изначально у Shaft было два продолжения под названием Shaft's Big Score! (1972) и «Шафт в Африке» (1973), хотя ни один из них не пользовался успехом у критиков, как оригинал.
Сюжет
[ редактировать ]В январе 1971 года [ Примечание 1 ] частному детективу Джону Шафту сообщают, что его ищут гангстеры. Он замечает одного из мужчин, ожидающих его в его офисном здании, и устраивает на него засаду. Под дулом пистолета он приводит его в свой кабинет, где уже ждет второй гангстер. Во время короткой схватки Шафт уклоняется от одного из них, который выпадает из окна. В другом рассказывается, что Бампи Джонас, лидер организованной преступной семьи из Гарлема, хочет, чтобы Шафта привезли в Гарлем на встречу. В полицейском участке лейтенант Вик Андроцци и детектив допрашивают Шафта о смерти гангстера, которую Шафт называет «несчастным случаем». Андроцци разрешает Шафту вернуться на улицу на 48 часов, чтобы собрать дополнительную информацию. Шафт встречается с Бампи, который со слезами на глазах сообщает, что его дочь похитили. Шафт сначала пренебрежительно относится к ней, обвиняя ее в том, что она сбежала или употребляет наркотики, пока Джонас не говорит, что она собиралась в колледж, когда ее похитили. Он просит Шафта обеспечить ее безопасное возвращение, и Шафт соглашается помочь. Бампи советует Шафту найти Бена Буфорда, лидера чернокожих боевиков.
Шафт выслеживает Буфорда, и начинается перестрелка с неизвестным нападавшим. После этого Андроцци сообщает Шафту, что целью был Шафт, а не Бен, и что напряженность, назревающая между бандами из верхней части города, принадлежащими Бампи Джонасу, и мафиози в центре города, достигла кульминации в других убийствах. Андроцци сетует на то, что широкая общественность воспринимает этот вопрос как противостояние черных против белых, и беспокоится о перерастании в полномасштабную расовую войну . Он также показывает Шафту несколько фотографий членов мафии, которые только что прибыли в Нью-Йорк. Шафт и Бен встречаются с Бампи и обвиняют его в организации перестрелки. Согласившись заплатить 10 000 долларов за каждого погибшего человека Бена, Бен и Шафт объединяют усилия, чтобы найти дочь Бампи.
Позже Шафт предполагает, что бандиты наблюдают за его квартирой из местного бара. Шафт притворяется барменом и звонит Андроцци, чтобы тот арестовал бандитов. Затем Шафт рассказывает арестованным мафиози о дочери Бампи и назначает встречу. Когда он возвращается домой, приходит Вик и сообщает Шафту, что комната в участке прослушивается и его начальник хочет вызвать Шафта на допрос по поводу похищения. Вместо того, чтобы принять его, Андроцци уходит. Член мафии сопровождает Шафта в квартиру, где держат Марси Джонас, а Бен и двое его людей следят за ними. Там завязывается перестрелка: двое мафиози убиты, а Шафт получает пулю в плечо. Получив медицинскую помощь, Шафт велит Бену собрать своих людей и встретиться с ним в отеле, куда забрали Марси. Он звонит Бампи и сообщает, что с его дочерью все в порядке, но для поездки ему нужно такси в отеле.
В отеле Шафт, Бен и люди Бена одеваются как работники отеля и медленно проникают в отель. Шафт забирается на крышу отеля и попадает в комнату, где держат Марси. Он убивает охраняющего ее гангстера и выводит ее на улицу. Тем временем Бен и его люди убивают гангстеров в соседних комнатах и уходят. После того, как такси увозят Марси, Бена и людей Бена, Шафт звонит Андроцци из телефонной будки и сообщает ему, что его дело только что раскрылось. Андроцци просит его закрыть его, и Шафт отвечает, ссылаясь на более раннюю сцену: «Тебе придется закрыть его самому, дерьмо!», Затем вешает трубку и уходит, смеясь.
Бросать
[ редактировать ]- Ричард Раундтри в роли Джона Шафта
- Мозес Ганн в роли «Ухабистого» Джонаса
- Дрю Бандини Браун в роли Вилли
- Чарльз Чоффи, как лейтенант Вик Андроцци
- Кристофер Сент-Джон в роли Бена Бьюфорда
- Гвенн Митчелл в роли Элли Мур
- Лоуренс Прессман в роли Тома Хэннона
- Виктор Арнольд, как Чарли
- Тони Кинг, как Дэвис
- Шерри Брюэр в роли Марси Джонас
- Рекс Роббинс, как Ролли
- Камилла Ярбро в роли Дины Грин
- Маргарет Варнке в роли Линды
- Джозеф Леон в роли Байрона Лейбовица
- Арнольд Джонсон, как Кал
- Антонио Фаргас в роли Банки
Фон
[ редактировать ]«Шафт» был адаптирован из романов Эрнеста Тайдимана Тайдиманом и сценаристом Джоном Д.Ф. Блэком. Джоэл Фриман и исполнительные продюсеры Стирлинг Силлифант и Роджер Льюис. Продюсерами фильма выступили [ 15 ]
В жанре экранного детектива конца 1960-х годов доминировали большие фильмы и большие звезды. Пол Ньюман основал своего Арфиста в 1966 году (персонаж воспроизведен в 1975 году в «Тонущем пруду »). Вскоре за этим последовали Фрэнка Синатры фильмы «Тони Рим» (1967), «Детектив» (1968), «Леди в цементе» (1968). Знания отрасли подсказывали, что первая из постановок Клинта Иствуда «Грязный Гарри» также была запланирована к выпуску в 1971 году. Режиссерский дебют Гордона Паркса в крупной развлекательной постановке был нацелен на то, чтобы оценить сравнения. Инстинктивный культурный эрудит знал, где ему по необходимости нужно сыграть удачный кастинг.
Хотя в исходном романе он был черным, в оригинальном проекте сценария Тидимана Шафт был белым. Однако [Гордон] Паркс выбрал афроамериканского актера Ричарда Раундтри на роль одноименного героя. [ 16 ] Решение Паркса сильно повлияло на всю динамику фильма, его последующий успех и будущее фильмов о черной эксплуатации. Этот фильм был создан не для того, чтобы повлиять на сознание чернокожих, а скорее для того, чтобы просто показать «забавный фильм, который люди могли бы посмотреть в субботу вечером и увидеть, как побеждает черный парень». [ 17 ] Тем не менее, в документальном фильме о своей работе « Половина прошлой осени » (2000) Паркс сказал, что он надеялся, что фильм вдохновит молодых афроамериканцев, подарив им «героя, которого у них раньше не было». Шафт был намеренно создан, чтобы «обращаться к чернокожей городской аудитории, а также к белой молодежи из соседних слоев общества». [ 18 ]
После съемок, стремясь побудить большую чернокожую аудиторию посмотреть фильм, MGM наняла UniWorld , черную рекламную фирму, которая «популяризировала Шафта , используя риторику власти черных». [ 15 ] Хотя этот фильм имел перекрестный успех как у белой, так и у черной аудитории, UniWorld сосредоточился в основном на привлечении членов афроамериканского сообщества. «Например, Variety сообщило, что в рекламе UniWorld главного героя Джона Шафта описывают как «Одинокий черный Суперспейд — человек с талантом и яркостью, который развлекается за счет (белого) истеблишмента». [ 15 ] Они также пропагандировали «закадровое участие чернокожих», тем самым обращаясь к чернокожим, которые оценят фильм как постановку чернокожих или могут воображать, что чернокожие каким-то образом победили голливудскую систему и захватили студию Metro-Goldwyn Mayer». [ 15 ]
Мнение Раундтри об участии в фильме
[ редактировать ]Когда на кинофестивале в Вирджинии в 2014 году его спросили , каково было получить роль Шафта, Ричард Раундтри ответил, что в то время он был очень взволнован этой ролью. Раньше его снимали в основном в рекламе, и эта роль, его первая в художественном фильме, стала для него большим прорывом. [ 19 ]
Производство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2014 г. ) |
Мелвин Ван Пиблс утверждал, что успех его фильма « Песня Sweet Sweetback's Baadasssss» привел к тому, что Шафт превратился из «белого фильма» в «черный». [ 20 ] Фактически, съемки « Шафта» начались в январе 1971 года, за несколько месяцев до выхода фильма Ван Пиблза, и Раундтри уже утвердился на главную роль. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Действие истории происходит в том же месяце, как показано в календаре на стене офиса Шафта.
Тайдиман, белый, , был редактором The New York Times до того, как стать писателем . Он продал права на экранизацию Шафту , показав студии гранки (роман еще не был опубликован). Тайдиман был удостоен награды NAACP за работу над фильмами и книгами «Шафт» .
Темы
[ редактировать ]![]() |
Изображение расы
[ редактировать ]Шафт сыграл решающую роль в развитии афроамериканского продвижения в Голливуде. В создании «Шафта» присутствовало значительное афроамериканское присутствие, при этом решающие роли сыграли режиссер Паркс, редактор Хью А. Робертсон и композитор Исаак Хейс. С другой стороны, белые люди контролировали другие важные аспекты производства Шафта . Сценарист и писатель Тайдиман, писатель Блэк, продюсер Фриман и исполнительные продюсеры Силлифант и Льюис [ 15 ] все были белыми мужчинами, которые сильно повлияли на создание «Шафта» . В анализе Шафта Стэнли Коркин заявил: «Кроме того, восприятие идеи черноты также становится различным, определяемым любым количеством субъектных позиций, и опять же, они не могут быть привязаны к какому-либо конкретному расовому месту происхождения». Другими словами, восприятие расы зависит от зрителя и, следовательно, различается у разных людей. Поскольку разные представления о расе нравятся разным людям, белые создатели фильма сфабриковали изображение черноты, чтобы понравиться как афроамериканской, так и белой аудитории. [ нужна ссылка ] Во время создания этого фильма MGM испытывала финансовые трудности, поэтому создание прибыльного фильма было необходимостью. «Под коварной маской предоставления чернокожему американцу нового и позитивного образа его/ее жизни, эти фильмы дарят зрителю, черному или белому, не более чем притворный гламур и изысканность, пустую, повторяющуюся пустошь древнего Голливуда. традиционализм». [ 24 ]
Решение Паркса взять на роль Раундтри вместо белого актера, для которого была написана роль, мгновенно изменило представление расы в фильме. [ 16 ] Критики, однако, считали, что сюжет не был изменен достаточно, чтобы учесть изменение расовой динамики. «Марк Рид, например, утверждает, что Шафт — продукт воображения (белой) студии и просто «чернокожая копия» белого героя боевиков, обычно встречающегося в детективном жанре». [ 18 ]
Одним из способов продемонстрировать черноту Шафта была его одежда. Шафт был «стилистически расовым: [Он] носит одежду и ведет себя так, как будто он черный». [ 6 ] Шафт был известен своей элегантной одеждой, поскольку на протяжении всего фильма он часто носил кожаные пальто и водолазки. Хотя его гладкий, стильный образ вызывал больший интерес у зрителей, он никоим образом не отражал моду, типичную для чернокожего сообщества той эпохи. [ нужна ссылка ]
Кроме того, Шафт полагается на группу воинствующих черных националистов , которые помогут ему завершить миссию по спасению дочери Бампи. Включение группы, столь сильно связанной с движением «Власть черных», явно было попыткой привлечь внимание чернокожих зрителей. [ нужна ссылка ] Однако в фильме черные националисты представлены как группа, которая не смогла способствовать делу чернокожих, не повысила осведомленность о борьбе чернокожих и показала их просто как наемную команду нападавших, чтобы помочь Шафту в его миссии. [ нужна ссылка ]
Съемки «Шафта» частично в окрестностях Гарлема также позволили чернокожему зрителю глубже проникнуться этим фильмом. Сценаристы изобразили Шафта как человека, у которого явно были хорошие отношения с этим районом, но он отказался от них, когда разбогател и переехал в Гринвич-Виллидж, где преобладают белые люди. Традиционная черная мысль той эпохи заключалась в том, что афроамериканцы, которые были преуспевающими в финансовом отношении, должны инвестировать и отдавать долг сообществам, из которых они пришли. Вместо этого «подразумевается, что мудрый черный (Шафт) захочет разорвать связи с жителями Гарлема и найти место среди белых». [ 15 ] Этот момент также указывает на ложное изображение расы в Шафте , поскольку настоящий черный герой боевиков своего периода времени был бы более лояльным к своему району. [ нужна ссылка ]
Результат этого недостоверного изображения черноты в фильмах начала 1970-х годов о черной эксплуатации, таких как «Шафт», оказал влияние на чернокожую аудиторию, просматривающую их. Вместо коллективного характера Движения за гражданские права и движения «Власть черных» в 1960-х годах эти фильмы помогли начать десятилетие потакания своим прихотям, материальной выгоды и потребления наркотиков. [ 18 ] «Не менее важно то, что Райли отмечает, что повествования и образы чернокожих в этих новых фильмах представляют собой не более чем тематические шаблоны, переработанные с участием чернокожих актеров и обновленных стереотипов, которые подтверждают ожидания белых в отношении чернокожих и служат для подавления и задержки пробуждения любого настоящее политическое сознание». [ 17 ]
Сила черных через мужественность
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Хотя «Шафт» был изображением черноты белыми создателями, фильм затронул несколько тем, отражающих идеалы движения «Власть черных». Некоторые действия Шафта подчеркнули положительные аспекты этого движения, тогда как другие выявили некоторые его менее прогрессивные аспекты.
Заметным качеством характера Раундтри было его властное присутствие и контроль, который он проявлял почти в каждой ситуации, с которой сталкивался на протяжении всего фильма. Лидеры движения «Власть черных» горячо боролись за большее присутствие и контроль над своим народом, потому что даже после десегрегации афроамериканцы все еще были в значительной степени исключены из экономических, политических и культурных систем, укоренившихся в белом американском обществе. Шафт был изображен как персонаж, достигший высокого уровня личной свободы, уверенности и контроля в своей жизни, что волновало афроамериканских зрителей. В начале фильма к Шафту подошли двое полицейских в поисках информации. Поскольку офицеры зависели от его информации, Шафт диктовал разговор с позиции власти. В пространстве он также был намного выше офицеров, что еще больше повышало его контрольную позицию. Экономическая независимость Шафта была важной частью его личности. Когда Шафта финансировал Бампи, его часто видели раздающим деньги другим, что доказывало, что у него была существенная финансовая безопасность. У него также была красивая квартира в Гринвич-Виллидж, аренда которой стоила бы дорого. Движение «Власть черных» часто подчеркивало важность восходящего движения. социальная мобильность .
Еще одной характерной чертой этого движения был его сильный акцент на мужественности . Этот акцент на усилиях мужчин по улучшению жизни чернокожих сопровождался сексистскими убеждениями многих ведущих активистов. Их сексистские взгляды воспринимались как реакция на иерархическую структуру власти, уже преобладающую в обществе. Находясь под властью белых людей в течение многих лет, афроамериканские мужчины, в свою очередь, относились к женщинам как к нижестоящим. «Робин Вигман утверждает, что члены Движения за власть черных определили расовую политику как «метафорику фаллической власти», которая возникла из желания мужчин-активистов противостоять культурным представлениям о неполноценности чернокожих мужчин, и что эта точка зрения легко просматривается. в трудах таких влиятельных фигур, как Малкольм Икс , Хьюи Ньютон , Элдридж Кливер и Амири Барака ». [ 18 ]
Шафт непосредственно воплотила этот идеал крайней черной мужественности через проявления гиперсексуальности и женоненавистничества . «Хотя Шафту не хватало власти в расовой сфере, в силу того, что он был гетеросексуальным мужчиной в патриархальной системе , он все еще сохраняет видимость власти по отношению к женщинам». [ 18 ] С самого начала фильма сексуальность Шафта подчеркивалась как важная характеристика его личности. В этой сцене Шафт прощается с двумя белыми офицерами, и один из них спрашивает его: «Куда ты идешь?» «Чтобы переспать», - ответил Шафт. Шафт описывалась как легендарная «секс-машина», а доминирование над женщинами преподносилось как инструмент власти. [ 18 ] Шафт не только имеет обширные сексуальные отношения с женщинами, но и относится к ним с небольшим уважением. «Хотя у него была чернокожая подруга, которая соответствовала бы ожиданиям культурного национализма , он не прочь ночевать и заниматься случайным сексом с привлекательными белыми женщинами». [ 17 ] В одной из сцен девушка Шафта сказала ему, что любит его, и Шафт незабываемо ответил: «Да, я знаю». Кроме того, после того, как белая женщина переспала с Шафтом, она сказала ему: «Ты неплохо себя чувствуешь в мешке, но потом ты становишься довольно дерьмовым. Ты это знаешь?» Это заявление еще раз подчеркивает как сексуальное мастерство Шафта, так и его женоненавистнические действия.
Контекст
[ редактировать ]Пятый выпущенный фильм о черной эксплуатации, «Шафт» - один из самых популярных фильмов этого жанра. [ 25 ] Комментируя фильм вскоре после его выхода, New York Times кинокритик Винсент Кэнби точно предсказал следующую волну фильмов о черной эксплуатации: «Однако реакция зрителей во многом зависит от того, какие фильмы действительно снимаются, и наблюдая за необычайными приемами, оказанными Sweet Sweetback и Shaft, я задаюсь вопросом, возможно ли существование того, что кажется большой, голодной, черной киноаудиторией - аудиторией, к переживаниям и интересам которой относятся в основном символически. по телевидению — возможно, это не одно из самых здоровых и захватывающих событий на нынешней киносцене». Шафт сильно повлиял на будущие фильмы о черной эксплуатации, которые «грубо пытались подражать успеху Шафта и Свитбэка , повторяли, дополняли или преувеличивали ингредиенты формулы Blaxploitation, которая обычно состояла из сутенера, гангстера или их злобных коллег-женщин, жестоко действующих». мотив мести или возмездия коррумпированным белым в романтизированных пределах гетто или центральной части города». [ 17 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Раундтри, считающийся «первым чернокожим героем боевиков», считается оказавшим влияние на рост числа афроамериканских ведущих актеров в голливудских проектах благодаря его успешным выступлениям во франшизе «Шафт » .
То, как Ричард Раундтри изобразил Шафта, создало стиль чернокожих мужчин, который был настолько отчетливым и распространенным, что стал известен как «хабар». После Шафта представление черной мужественности в американских фильмах резко изменилось. Стало нормой видеть чернокожих мужчин в ролях, которые раньше исполняли белые. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Прием
[ редактировать ]Кассовые сборы
[ редактировать ]Этот фильм стал одним из трех прибыльных фильмов MGM в том году , собрав, как журнал Time назвал «удивительные» 13 миллионов долларов при бюджете в 500 000 долларов. [ 2 ]
Газета Los Angeles Times сообщила, что фильм обошелся в 1 миллион долларов после учета рекламных и других расходов и собрал 4,5 миллиона долларов. [ 30 ] По данным Variety, к 1976 году на прокате театров он заработал 7,656 миллиона долларов. [ 31 ]
Он не только породил несколько лет боевиков о «черной эксплуатации», но и заработал достаточно денег, чтобы спасти MGM , переживавшую тогда трудности , от банкротства. [ 32 ]
Общественная приемная
[ редактировать ]«Шафт» имел огромный успех в кинотеатрах, что стало огромным достижением для студии MGM, находившейся в то время в трудном положении. Он был произведен за 1,2 миллиона долларов, а за первый год распространения он заработал 10,8 миллиона долларов. [ 17 ] Только в США 7 миллионов долларов. [ 16 ]
Критический прием
[ редактировать ]Критики восприняли Шафта неоднозначно. В целом фильм получил высокую оценку за новаторство, успех и длительное влияние на киноиндустрию. «Из-за того, что фильм прочно позиционируется в рамках отраслевых стандартов, Шафту» критики, как черно-белые, в целом аплодировали « как прорывной фильм с точки зрения расширения представительства чернокожих в коммерческом кино». [ 17 ] [ нужен лучший источник ]
Роджер Эберт дал фильму две с половиной звезды из четырех и написал: «Сила фильма Паркса заключается в его готовности позволить своему герою полностью поселиться в жанре частного сыщика со всем его обязательным насилием, кровью и непристойностью. и сюжетные трюки. Слабость «Шала», я подозреваю, в том, что Паркс не очень-то стремится населять этот мир вместе со своим героем». [ 33 ] Джин Сискел присвоил две звезды из четырех и написал, что фильм «предлагает не более чем воодушевляющую вступительную драку и возможность увидеть сердитый взгляд Раундтри, пока он моделирует модные кожаные наряды». [ 34 ] Variety написала, что фильм был «срежиссирован Гордоном Парксом с тонким чувством стойкости и человечности сценария. Отличный актерский состав во главе с новичком Ричардом Раундтри может шокировать некоторых зрителей большой дозой откровенных диалогов и ситуаций». [ 35 ] Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» назвал его «первым хорошим фильмом для субботнего вечера, который я видел за многие годы… «Шафт» — не лучший фильм, но он очень интересный». [ 36 ] В обзоре для The Monthly Film Bulletin Найджел Эндрюс назвал его «в основном очень качественным и приятным триллером». [ 37 ] Гэри Арнольд из Washington Post назвал его «занимательным коммерческим триллером, несущественным, но изящным и непринужденно приятным». [ 38 ]
Другие критики, такие как Клейтон Райли, главным образом находили вину за то, что в фильмах не удалось «серьезно подойти к жизни чернокожих». [ 24 ] написав, что « Сэм Спейд вполне подходит для полевых работ, потому что белые люди больше не хотят нести этот груз. Но насколько серьезно « Пять легких пьес » были бы восприняты с черным пианистом в роли утомленного главного героя?» [ 39 ] Райли также резко заявил: «Посредственность – единственное слово, которым можно описать работу Гордона Паркса , режиссера этой ерунды, неумелость – это самое доброе, что можно сказать об игре Ричарда Раундтри в роли Джона Шафта , черного частного сыщика, рыщущего в поисках удары по преступному миру Большого Яблока ». [ 24 ] Паркс ответил на социальную критику Райли письмом редактору The New York Times , заявив, что «Райли, кажется, одинока среди чернокожих в такой реакции. Большинство чернокожих критиков хвалили фильм за изображение Шафта как сильного чернокожего героя. Я разделяю желание Райли увидеть чернокожих актеров, играющих роли, которые сейчас исполняют такие актеры, как Джек Николсон или Дастин Хоффман , но я не думаю, что выбор чернокожих людей ограничивается «Пятью легкими пьесами» или Степином Фетчитом ». [ 40 ]
«Гнилые помидоры» дают фильму оценку 88% на основе 49 рецензий критиков со средней оценкой 7,5 из 10. фильма В «Консенсусе критиков» на веб-сайте цитируется вступительная песня : «Это человек, который рискует своей шеей ради своего брата, чувак. Ты можешь это выкопать?» [ 41 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]В 2000 году «Шафт» США был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 47 ] [ 48 ]
В 2003 году «Шафт» был включен в список 1000 лучших когда-либо созданных фильмов по версии The New York Times . [ 49 ]
Американского института кино Списки
[ редактировать ]- 100 лет AFI... 100 песен
- Тема из вала - # 38 [ 50 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Одним из величайших факторов, обусловивших Shaft, ошеломительный успех и непреходящую привлекательность является его запоминающееся музыкальное сопровождение , «революционный шедевр в стиле фанк /соул». [ 51 ] Хейс пробовался на роль Шафта , но вместо этого его попросили написать музыку. [ 16 ] «Вульгарный, поверхностный и грубо сделанный фильм « Шафт» отличился главным образом тем, что у него была лучшая музыкальная партитура года. Чувственная, угрюмая фоновая музыка Исаака Хейса добавила текстуры фильму…» [ 52 ]
Саундтрек Хейса был отмечен своим уникальным и запоминающимся звучанием. «Вместо того, чтобы излагать серию длинных, расслабленных рэпов и джемов, эпизодический характер структуры фильма заставил его сосредоточиться на более коротких инструментальных композициях , включающих непринужденные, наполненные джазом риффы и соло». [ 51 ] Например, из « Theme from Shaft » «Инструментальная часть, которую играют Bar Kays и Movement, использует пульсирующий бас вау-вау , заикающуюся гитару , собственную характерную игру Хейса на фортепиано , нисходящий четырехнотный духовой мотив, восходящую флейту. и теперь знаменитые в стиле Перла и Дина звуки духовых инструментов и струнных ». [ 16 ] «Тридцать пять лет спустя Shaft может показаться устаревшим, но это звучание вдохновило целое поколение соул-музыкантов. Непринужденная вокальная подача Хейса и великолепные аранжировки Джонни Аллена по-прежнему захватывают дух, а альбом остается типичным образцом 70-х. душа." [ 51 ]
Саундтрек получил похвалы и награды. Всего через несколько недель после выхода фильма альбом саундтреков заработал 2 миллиона долларов и стал платиновым . [ 17 ] [ Примечание 2 ] « Тема Shaft стала настолько популярной, что ее слышали повсюду, от ночных клубов до перерывов на футбольных матчах». (Герреро, 1993) Хейс также был номинирован на две премии Оскар за лучшую оригинальную драматическую музыку и за лучшую оригинальную песню с « Темой из Shaft ». [ 16 ] Когда он выиграл премию за лучшую оригинальную песню , это был первый раз, когда афроамериканский композитор получил премию Американской киноакадемии . [ 51 ] «Выпуск пластинки из 45 синглов возглавил чарты США, занял 4-е место в Великобритании и до сих пор популярен, наслаждаясь новой жизнью в качестве мелодии звонка для мобильного телефона». [ 16 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Shaft был выпущен на VHS, за ним последовал выпуск DVD в июне 2000 года и выпуск Blu-ray в 2012 году. [ 53 ] компания Criterion Collection выпустила фильм на Blu-ray и Ultra HD Blu-ray В июне 2022 года с реставрацией в формате 4K . [ 54 ]
Сиквелы
[ редактировать ]Изначально у Shaft было два продолжения под названием Shaft's Big Score! (1972) и «Шафт в Африке » (1973), по словам автора Говарда Хьюза, «ни один из них не передает душу оригинала». [ 16 ] В 2000 году был выпущен дополнительный сиквел и частично ремейк, также названный «Шафт », с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли в роли главного героя и Раундтри в роли его «дяди» Джона Шафта. [ 55 ] За более ранними сиквелами последовал недолговечный телесериал 1973–1974 годов под названием «Шафт» на канале CBS . Ричард Раундтри был единственным человеком, когда-либо игравшим Джона Шафта, появившимся во всех четырех фильмах и телесериале.
Эрнест Тайдиман написал шесть Шафта продолжений романа , в том числе «Прощай», «Мистер Шафт» и «Карнавал убийц Шафта» . [ 16 ]
В феврале 2015 года TheWrap сообщил, что «Шафт» будет перезагружать , New Line Cinema а Джон Дэвис . продюсером нового фильма будет [ 56 ] В июле 2015 года The Hollywood Reporter сообщил, что Кения Баррис и Алекс Барноу будут писать сценарий, Дэвис и Айра Наполиелло будут продюсировать, а Ричард Бренер и Сэмюэл Дж. Браун будут режиссировать. The Hollywood Reporter написал, что фильм «будет иметь комедийный тон, но сохранит свои боевые корни». [ 57 ] Когда его спросили об этой характеристике фильма, Дэвис ответил: «Это драма, но это будет драма с множеством веселых моментов. Много и более легких моментов». [ 58 ] В январе 2017 года Deadline сообщает, что Тим Стори будет режиссировать фильм, продолжение которого будет рассказывать о сыне Джона Шафта. [ 59 ] В августе 2017 года стало известно, что Ричард Раундтри и Сэмюэл Л. Джексон повторят свои роли из фильма 2000 года, а Джесси Т. Ашер сыграет Джей Джей Шафта, сына персонажа Джексона. Персонаж Раундтри больше не будет дядей, но отец персонажа Джексона Джон Шафт-старший. [ 55 ] В ноябре 2017 года стало известно, что фильм будет называться «Шафт» и выйдет в прокат 14 июня 2019 года. [ 60 ]
Отсылки к поп-культуре
[ редактировать ]![]() | Эта статья содержит список различной информации . ( май 2019 г. ) |
Уже в 1972 году Пэм Гриер героиня в «Киллере» снялась в порнографическом фильме, который, по ее мнению, был кинопробой для Шафта .
В сериале «Свежий принц из Бель-Эйра » Шафт — кумир вымышленного Уилла Смита , и в нескольких эпизодах [ указать ] делайте отсылки к фильму. В одном из эпизодов Уилл разрушил веру своего молодого кузена в комического персонажа, но его упрекнули в том, что Шафт ненастоящий. Уилл цепляется за свои убеждения, утверждая, что Шафт основан на реальном человеке, хотя доказательств у него нет. «Свадебное шоу (Психея!)» В более позднем эпизоде пятого сезона Уилл сбежал со своей невестой в Неваду, чтобы устроить свадьбу в стиле Шафта, но Уилл не может заставить себя жениться в таком дрянном месте, и обвиняет музыканта в том, что он ничего не знает о музыкальной теме Shaft.
В эпизоде «Симпсонов» «Одна рыба, две рыбы, иглобрюх, голубая рыба» Барт и Лиза поют музыкальную тему. Цензоры возражали против этой сцены; продюсеры использовали отрывок с церемонии вручения премии Оскар, чтобы доказать, что песня уже исполнялась по телевидению.
В «Скорой помощи» , в 5-м эпизоде Хэллоуина пятого сезона, ординатор-хирург доктор Питер Бентон переодевается Джоном Шафтом и рассказывает британскому интерну-хирургу и бывшему коллеге по травмам доктору Элизабет Кордей, что в детстве он хотел быть Шафтом.
В Mystery Science Theater 3000 представлении Митчелла Джоэл во и роботы исполняют вариацию темы Шафта вступительных титрах фильма. В «Good Eats » Элтон Браун исполняет пародию на музыкальную тему фильма о слоеном тесте . В последнем эпизоде отца Теда « Собираясь в Америку » песню исполняет восторженный Тед, при этом воодушевляя депрессивного священника.
отметил Квентин Тарантино во время панели Comic-Con 2012 года , что Брумхильда фон Шафт и Джанго Фриман из его фильма «Джанго освобожденный » задуманы как прапрапрапрадеды Джона Шафта из «Шафт» . сериала [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Календарь в офисе Шафта показывает январь 1971 года. См. «Производство» .
- ↑ Саундтрек к фильму «Шафт» не стал платиновым через несколько недель после выхода фильма. Ни одна запись не могла стать платиновой в 1971 году, поскольку эта категория не была введена Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии до 1976 года. В 1996 году саундтрек получил золотой статус от RIAA. Золото и платина RIAA были получены 22 мая 2023 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вал – Детали» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Архивировано из оригинала 1 декабря 2018 года . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Шоу-бизнес: Черный рынок» . Время . 10 апреля 1972 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 года . Проверено 31 октября 2010 г.
- ↑ Голливудские воспоминания: «Шафт» вызвал повальное увлечение фильмами о черной эксплуатации в 1971 году The Hollywood Reporter . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ «Эрнест Тайдиман | Сценарист, дополнительная группа, продюсер» . IMDB . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Джон Д.Ф. Блэк | Сценарист, продюсер, режиссер» . IMDB . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Коркин, Стэнли (2011). В главных ролях Нью-Йорк: съемки грязи и гламура долгих 1970-х . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Перемотка GRAMMY: посмотрите, как Айзек Хейс выиграл лучший оригинальный саундтрек к фильму «Shaft» | GRAMMY.com» . www.grammy.com . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Вал (1971)» . Киноцентр «Гейтуэй» . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Бриггс, Джо Боб (весна 2003 г.). «Кто этот человек? Вал и то» . Кинеаст . 28 (2). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Кларк, Рэндалл (2014) [1995]. В кинотеатре или рядом с вами: история, культура и политика американского фильма об эксплуатации . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 152–153. ISBN 978-0-415-83865-8 .
- ^ Лев, Питер (2000). Американские фильмы 70-х: противоречивые взгляды . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 128–132 . ISBN 978-0-292-74715-9 .
- ^ Репино, Роберт; Аллен, Тим (3 июня 2013 г.). «Блэксплуатация, от Шафта до Джанго » . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Стоддард, Брэд Л. (2013). « Вал ». В Кортесе, Карлос Э. (ред.). Мультикультурная Америка: Мультимедийная энциклопедия . Лос-Анджелес: Публикации Sage. стр. 1924–1925. ISBN 978-1-4522-1683-6 .
- ^ «Полный список национального реестра фильмов | Реестр фильмов | Национальный совет по сохранению фильмов | Программы | Библиотека Конгресса» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рид, Марк. Новое определение черной пленки . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1993.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хьюз, Ховард (2006). Волна преступности: Путеводитель по великим криминальным фильмам для кинозрителей . Лондон: ИБ Таурис.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герреро, Эд (1993). Обрамление черноты: образ афроамериканца в кино (культура и движущийся образ) . Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Генри, Мэтью (весна 2004 г.). «Он «плохая мать *$%@!#»: вал и современная черная мужественность». Афроамериканский обзор . 38 (1): 119–126. дои : 10.2307/1512235 . JSTOR 1512235 .
- ^ «Ричард Раундтри обсуждает« Вал »на кинофестивале в Вирджинии» . 11 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г. - через YouTube.
- ^ «Баадасс вернулся!» . Наблюдатель . 5 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 г. Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ «Съемки фильма «Шафт» в Нью-Йорке» . Калгари Геральд . 27 января 1971 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Раундтри играет детектива» . Толедо Блейд . 28 марта 1971 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Первый фильм 1971 года готов к съемкам: сцены на Таймс-сквер для фильма «Шахта», действие которого запланировано на понедельник». Нью-Йорк Таймс . 5 января 1971 года.
- ^ Jump up to: а б с Райли, Клейтон (13 августа 1972 г.). «Вал может все, я ничего не могу» . Нью-Йорк Таймс . п. Д9. Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Уильямс, Антон (11 мая 2010 г.). «Блэксплуатация» . Муби.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2018 года . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ Сен-Мартен, Эмили (25 октября 2023 г.). «Ричард Раундтри, звезда франшизы фильма «Шафт» 1970-х годов, умер в возрасте 81 года» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Коселюк, Крис. «Ричард Раундтри, учтивая звезда «Шахта», умер в возрасте 81 года» . Голливудский репортер . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Фулвуд III, Сэм (28 октября 2023 г.). «Мнение: после «Шала» чернокожие американцы в кино никогда не изображались одинаково» . CNN . Компания Warner Bros. Discovery. Архивировано из оригинала 29 октября 2023 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ↑ Твидл, Сэм, «Я просто говорю о валу (и мы можем это выкопать)», « Исповедь наркомана поп-культуры» , интернет-сайт [1] , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ^ Даллос, Роберт Э; Делугач, Ал. (24 октября 1971 г.). «MGM тоже будет специализироваться и диверсифицироваться: Обри предвидит большой год, детали «избранных» фильмов, планы на курорт MGM: Лео ищет более зеленые поля». Лос-Анджелес Таймс . п. ч1.
- ^ «Чемпионы по прокату фильмов за все время». Разнообразие . 7 января 1976 г. с. 44.
- ^ «Гордон Паркс» . www.nndb.com . Архивировано из оригинала 18 января 2018 г. Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Эберт, Роджер . «Вал» . РоджерЭберт.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ↑ Сискель, Джин (5 июля 1971 г.). « 'Вал'... Архивировано 20 октября 2019 г. в Wayback Machine » , Chicago Tribune . Раздел 2, с. 7.
- ^ "Обзоры фильмов: Вал" . Разнообразие . 16 июня 1971 г. 15.
- ↑ Кэнби, Винсент (11 июля 1971 г.). « Шафт — наконец-то хороший субботний вечер, архивировано 20 октября 2019 г. в Wayback Machine ». Нью-Йорк Таймс . Д1.
- ^ Эндрюс, Найджел (январь 1972 г.). "Вал". Ежемесячный кинобюллетень . 39 (456): 15.
- ↑ Арнольд, Гэри (30 июня 1971 г.). «'Шафт': Захватывающий триллер». Вашингтон Пост . Б8.
- ↑ Райли, Клейтон (25 июля 1971 г.). « Черный фильм для белой аудитории? Архивировано 20 октября 2019 г. в Wayback Machine » , The New York Times . Д13.
- ↑ Паркс, Гордон (22 августа 1971 г.). « Нацеливание валов на критика «Shaft». Архивировано 20 октября 2019 г. в Wayback Machine ». Нью-Йорк Таймс . Д8.
- ^ Вал в Rotten Tomatoes
- ^ «Номинанты и победители 44-й церемонии вручения премии Оскар (1972)» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1972 года» . БАФТА . 1972 год . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Вал – Золотой глобус» . Премия «Золотой глобус» . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «14-я ежегодная церемония вручения премии Грэмми» . Премии Грэмми . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ «Афроамериканские фильмы в Национальном реестре фильмов» . BlackClassicMovies.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 г. Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ « Шафт среди 25 фильмов, выбранных Библиотекой Конгресса для Национального реестра сохранения фильмов 2000 года» . HighBeam.com. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ «1000 лучших фильмов, когда-либо созданных» . Нью-Йорк Таймс . 29 апреля 2003 года. Архивировано из оригинала 29 марта 2005 года . Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ «100 лет AFI... 100 песен» (PDF) . AFI.com . Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2009 г. Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Макларен, Тревор (3 июля 2006 г.). «Исаак Хейс: Вал» . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 25 мая 2016 г.
- ^ Богл, Дональд (1973). Томы, еноты, мулаты, мамочки и баксы: интерпретирующая история чернокожих в американских фильмах . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- ^ Вал Blu-ray , получено 16 июня 2022 г.
- ^ Criterion объявляет о выпуске в июне , получено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Почему Шафт меняет отношения между персонажами Сэмюэля Л. Джексона и Ричарда Раундтри» . 4 июня 2019 г.
- ^ Снайдер, Джефф (18 февраля 2015 г.). « Перезапуск «Shaft» в разработке на новой линии с продюсером «Хищника» (эксклюзив)» . Обертка . Архивировано из оригинала 29 августа 2015 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Кит, Борис (28 июля 2015 г.). « Shaft» получит ремейк от создателя «Black-ish» (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 13 августа 2015 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Читвуд, Адам (14 августа 2015 г.). « Перезапуск «Шала» — это драма, а не комедия, говорит продюсер Джон Дэвис» . Коллайдер . Архивировано из оригинала 15 августа 2015 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Флеминг, Майк младший (20 января 2017 г.). «Тим Стори снимет новую версию «Shaft» для New Line» . Крайний срок . Архивировано из оригинала 21 ноября 2019 года . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Д'Алессандро, Энтони (29 ноября 2017 г.). «Warner Bros. поднимает «Tag» вверх и устанавливает релиз «Shaft» и «The Goldfinch» на 2019 год » . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 года . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ « Джанго освобожденный» — приквел «Шала»? Так говорит Квентин Тарантино: Comic-Con» . Крайний срок Голливуд . 14 июля 2012. Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 20 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Вал на IMDb
- Вал в базе данных TCM Movie
- Вал в AllMovie
- Шафт в каталоге художественных фильмов AFI
- Shaft на Discogs (список релизов)
- фильмы 1971 года
- Вал (франшиза)
- боевики 1971 года
- криминальные фильмы 1971 года
- Боевики-триллеры 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов
- Криминальные боевики 1970-х годов
- Криминальные триллеры 1970-х годов
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- детективные фильмы 1970-х годов
- Американские боевики-триллеры
- Американские криминальные боевики
- Американские криминальные триллеры
- Американские детективные фильмы
- Американские фильмы об эксплуатации
- Американские детективные фильмы
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Американские фильмы о линчевателях
- Фильмы о черной эксплуатации
- Фильмы об афроамериканской организованной преступности
- Фильмы о похищениях людей в США
- Фильмы о полиции Нью-Йорка
- Фильмы, адаптированные для телешоу
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по криминальным романам
- Фильмы режиссера Гордона Паркса
- Фильмы, действие которых происходит в 1971 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Нью-Джерси
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучшую оригинальную песню
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы об американской мафии