Тема из вала
«Тема из вала » | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Один из лейблов стороны А американского сингла. | ||||
Сингл от Исаака Хейса | ||||
из альбома Шафт | ||||
сторона B | «Кафе Реджио'с» | |||
Выпущенный | 30 сентября 1971 г. | |||
Записано | 1971, студии звукозаписи Stax, Мемфис, Теннесси. | |||
Жанр | Соул , фанк , дискотека | |||
Длина | 3:15 одиночное ( редактирование) 4:34 (альбомная версия) | |||
Этикетка | Предприятие ЭНА-9038 | |||
Автор(ы) песен | Исаак Хейс | |||
Продюсер(ы) | Исаак Хейс | |||
Исаак Хейс, хронология синглов | ||||
| ||||
Лирическое видео | ||||
Исаак Хейс - "Theme from Shaft " (сингл) на YouTube |
« Theme from Shaft », написанная и записанная Исааком Хейсом в 1971 году, является соул и фанк в стиле музыкальной темой к Metro-Goldwyn-Mayer фильму «Шафт» . [1] Эта тема была выпущена как сингл (сокращенная и отредактированная из более длинной версии альбома) через два месяца после саундтрека к фильму на лейбле Stax Records 'Enterprise. «Theme from Shaft » заняла второе место в чарте Billboard Soul Singles (после « Inner City Blues (Make Me Wanna Holler) » Марвина Гэя ) и первое место в Billboard Hot 100. [2] в США в ноябре 1971 года и номер один в Канаде в декабре. [3] Песня также была хорошо принята взрослой аудиторией, заняв шестое место в Billboard Easy Listening . чарте [4] и номер четыре в Канаде. [5] Некоторые считают эту песню одной из первых песен в стиле диско . [6] [7]
В следующем году «Theme from Shaft » получила премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню . [1] при этом Хейс стал первым афроамериканцем , получившим эту награду - или любую премию Оскар в неактерской категории - а также первым получателем награды, который одновременно написал и исполнил песню-победительницу. С тех пор песня появлялась в многочисленных телевизионных шоу, рекламных роликах и других фильмах, включая 2000 года сиквел Shaft , для которого Хейс перезаписал песню. [8] [9] В 2004 году оригинал занял 38-е место в AFI «100 лет... 100 песен» рейтинге лучших песен американского кино .
В 1972 году на 14-й ежегодной церемонии вручения премии «Грэмми » Исаак Хейс получил две премии «Грэмми»: одну за лучшую инструментальную аранжировку для «Theme from Shaft» и одну за лучшую оригинальную музыку, написанную для кинофильма или телевизионного специального выпуска для Shaft . [10]
В 1999 году запись 1971 года была занесена в Зал славы Грэмми . [11]
Состав и история
[ редактировать ]В 2000 году Хейс сообщил Национальному общественному радио , что он согласился написать и записать музыку «Шафт» только после того, как продюсер фильма Джоэл Фриман пообещал ему прослушивание на главную роль, которую принял тогда еще неизвестный Ричард Раундтри . Хейс, у которого также не было актерского опыта, так и не получил возможности пройти прослушивание, но все равно выполнил свою часть сделки. [12] Режиссер Гордон Паркс также приложил руку к написанию темы, описав Хейсу характер Джона Шафта («черный частный член / который является секс-машиной / для всех цыпочек») и объяснив, что песня должна была познакомить с ним публику. . Хейс сначала записал ритм-партии на эту тему, озвучил всю остальную часть фильма, а затем вернулся к музыкальной теме. [12]
Хейс сказал Mojo в 1995 году:
«Поскольку это было мое первое подобное мероприятие, на первой встрече с продюсером и режиссером в Нью-Йорке можно было увидеть тревогу на их лицах. Они проверили меня, дав мне вступительную сцену – кадры, где Шафт выходит из метро. – чтобы взять и посмотреть, как у меня дела, я вспомнил гитарную партию, которая у меня была в мелодии, которую я никогда не использовал, взял ее с полки и попросил нашего гитариста сыграть ее точно так же, но с вау-вау . Я попросил нашего барабанщика сыграть на хай-хэте последовательность из 16 нот , и мы получили основной ритм мелодии, трамплин для всего саундтрека, мы нарезали его менее чем за два часа». [13]
Начальный паттерн хай-хэта с шестнадцатой нотой , исполненный Уилли Холлом , был взят из перерыва на Отиса Реддинга " Try a Little Tenderness " , пластинку Stax, на которой играл Хейс. [12] гитариста Чарльза Питтса был Эффект вау-вау обычным явлением в фанке 1970-х; Рифф изначально был написан для незаконченной песни Stax. На синтезированной клавиатуре играет Хейс. Даже в отредактированной версии сингла вступление длится более полутора минут, прежде чем слышен вокал. Аранжировку сделали Хейс и Джонни Аллен .
В текстах описывается хладнокровие, смелость и сексуальная привлекательность Джона Шафта, а ведущий вокал Хейса акцентируется трио бэк-вокалисток. В один знаменитый момент Хейс назвал Шафт «плохой матерью»; прежде чем бэк-вокалисты (одним из которых является Тони Орландо и из Тельма Хопкинс Dawn ) прерывают подразумеваемую ненормативную лексику строчкой «Закрой рот!» Хейс немедленно защищает себя, отвечая: «Я говорю о Шафте», на что бэк-вокалисты отвечают: «Мы можем это выкопать». Другие известные отрывки включают: «Ты чертовски прав!» также произнесено Хейсом: «Он сложный человек / но никто его не понимает / кроме его женщины / Джона Шафта».
Песня считалась очень колоритной для своего времени. Еще в 1990 году цензоры Fox Network посчитали, что петь в «Симпсонах» слишком рискованно (пока не было указано, что эту песню раньше крутили по телевидению). [14]
Песня не планировалась как сингл, но успех фильма и популярность трека в ночных клубах привели к тому, что было выпущено 45 пластинок этой темы на Enterprise Records через два месяца после саундтрека . В течение двух месяцев он занял первое место в Billboard Hot 100 и оставался там вторую неделю. [8] Он достиг 4-го места в британском чарте синглов . [1] Песня оказала огромное влияние на диско и соул-музыку десятилетия. [12]
В 1972 году Хейс исполнил «Theme from Shaft » в рамках церемонии вручения премии Оскар в своем фирменном кольчужном жилете, но позже тем же вечером принял премию Оскар за лучшую оригинальную песню в смокинге. [8] Свою историческую победу он посвятил своей бабушке Рушиа Уэйд, которая присоединилась к нему на сцене, когда он принимал награду. [15] После вручения премии Оскар Хейс, преподобный Джесси Джексон и сотрудники Stax посвятили победу чернокожему сообществу на митинге Operation PUSH . [15] «Когда это стало настолько большим событием, я был в сильном недоверии…» - размышлял он позже. «Затем, когда он получил премию «Оскар» — он выиграл «Лучшую песню», но альбом также был номинирован на «Лучший саундтрек» — я был в состоянии шока. Это было после того, как Академия тоже попыталась его дисквалифицировать, сказав: «Потому что я могу» «Я не писал музыку , это было не мое сочинение, и Куинси Джонс вмешался и аргументировал мою точку зрения, сказав, что, даже если я не записывал ее физически, это были мои идеи». [13]
Позже в том же году Хейс исполнил "Theme from Shaft " вживую на концерте Wattstax в Лос-Анджелесе. [16] Видеозапись этого выступления была записана для документального фильма Мела Стюарта о концерте, но была вырезана перед выходом фильма из-за юридических осложнений с MGM, которая не позволяла Хейсу исполнять свои песни Shaft ни в одном другом фильме до 1976 года. В обновленной версии фильма Wattstax 2003 года восстанавливается исполнение Хейсом «Темы из вала ». [16]
Когда Джон Синглтон снял обновленную версию «Шала» в 2000 году с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли , Хейс перезаписал тему для нового фильма.
В популярной культуре
[ редактировать ]Версия Eddy and the Soul Band заняла 13-е место в британском чарте синглов в 1985 году. [1]
Персонал
[ редактировать ]- Исаак Хейс — вокал, клавишные, тексты песен, аранжировки
- Пэт Льюис — бэк-вокал
- Роуз Уильямс — бэк-вокал
- Митчелл Батлер — бэк-вокал
- Тельма Хопкинс — бэк-вокал
- Лестер Снелл — электрическое пианино
- Дэвид Беккер — альт
- Чарльз Питтс — гитара
- Майкл Толес — гитара
- Марк «Доктор Лав» Дэвис — соло на гитаре
- Джеймс Александр — бас-гитара
- Ричард «Джонни» Дэвис — труба
- Джон Фонвилл — флейта
- Гэри Джонс — конги
- Уилли Холл — ударные
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Робертс, Дэвид (2006). Британские хит-синглы и альбомы (19-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 136. ИСБН 1-904994-10-5 .
- ^ Уитберн, Джоэл (2004). Лучшие синглы в стиле R&B/хип-хоп: 1942–2004 гг . Запись исследования. п. 249.
- ^ «100 лучших синглов RPM — 11 декабря 1971 г.» (PDF) .
- ^ Уитберн, Джоэл (2002). Лучшая современная современность для взрослых: 1961–2001 гг . Запись исследования. п. 112.
- ^ «Плейлист RPM MOR - 4 ноября 1971 г.» (PDF) .
- ^ «Дискотека: Дискотека 1972–1974» . www.discosavvy.com .
- ^ Эколс, Алиса (29 марта 2010 г.). Горячие штучки: Дискотека и переделка американской культуры . WW Нортон и компания. ISBN 9780393066753 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с Дуглас Волк (2005). «Величайшие песни всех времен! Тема из Shaft» . Блендер . Архивировано из оригинала 19 октября 2006 года . Проверено 6 сентября 2006 г.
- ^ Алекс Паппадемас (2000). «Shafted: Самая плохая «тема» за всю историю» . Бостон Феникс . Проверено 6 сентября 2006 г.
- ^ «Исаак Хейс» . www.grammy.com . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Зал славы ГРЭММИ | Зал славы артистов» . Грэмми.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Национальное общественное радио , «NPR 100», 21 декабря 2000 г. Радиопрограмма. Архивировано в [1] . Проверено 9 сентября 2006 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Mojo , 1995 г. (точная дата выпуска неизвестна)
- ^ Эл Джин (2002). «Симпсоны: полный второй сезон « Одна рыба, две рыбы, иглобрюхая рыба, голубая рыба » с комментариями » (DVD). Домашние развлечения 20th Century Fox .
- ^ Перейти обратно: а б Боуман, Роб (1997). Соулсвилл США: История Stax Records . Нью-Йорк: Ширмер Трейд. стр.229-233 ISBN 0-8256-7284-8
- ^ Перейти обратно: а б Боуман, Роб и Чак Д. (2004). Аудиокомментарий для Wattstax . Лос-Анджелес: Компания Saul Zaentz и Warner Bros. Entertainment, Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальные темы из фильмов
- Синглы 1971 года
- песни 1971 года
- Лучшие песни, удостоенные премии Original Song Academy Award
- Синглы номер один в Billboard Hot 100
- Синглы номер один в кассе
- Песни, написанные Исааком Хейсом
- Американские фанк-песни
- Американские диско-песни
- Вал (франшиза)
- Песни о вымышленных мужских персонажах
- Премия Грэмми за лучший неклассический альбом
- Песни Эдди и Soulband