№ 13 Финал
No. 13 Finale — перформанс модельера Александра Маккуина , представленный в конце весенне-летнего показа 1999 года одноименного дома моды McQueen . Он состоит из модели Шалом Харлоу в белом платье, стоящей на вращающейся платформе на подиуме шоу и раскрашенной роботами из баллончика.
Это произведение считается ярким событием в карьере Маккуина. [1] и один из самых знаковых моментов в истории моды. [2]
№ 13
[ редактировать ]№ 13 (весна/лето 1999 г.) — тринадцатый сборник МакКуина. [3] Он был вдохновлен движением «Искусство и ремесла» — дизайнерским движением, в котором основное внимание уделялось традиционному мастерству, а не изделиям машинного производства. [4] Показ был организован на Gatliff Warehouse, неиспользуемом бывшем автобусном вокзале, где Маккуин провел несколько своих показов. [5] и фигурировала паралимпийская спортсменка Эйми Маллинз с замысловатыми резными протезами ног, сделанными из ясеня . [6]
Фон
[ редактировать ]МакКуин заявил, что произведение было вдохновлено « Высоколунием» , инсталляцией Ребекки Хорн 1991 года . [1] [7]
Для исполнения спектакля была выбрана бывшая балерина Шалом Харлоу , ее балетный опыт способствовал исполнению произведения. [8] Харлоу прилетел рейсом «красных глаз» утром в день выступления и не репетировал выступление. Харлоу прокомментировал: «Не было никаких объяснений, было просто платье» и что «Вы видите, что я реагирую на раздражители, всего лишь момент того, что развернулось в такой ситуации». [9]
Роботы, использованные в этом произведении, были позаимствованы на автомобильном заводе. [5] МакКуин отметил, что на программирование их движений ушла неделя. [1] Сэм Гейнсбери, один из продюсеров шоу, сказал, что «[Маккуин] написал фабрике точные инструкции о том, как он хочет, чтобы машины двигались, сустав за суставом, как плюющиеся кобры». [8]
Описание
[ редактировать ]После основного выступления электронная музыка, звучавшая в зале, сменилась на «Лебедь» Камиля Сен-Санса . [10] Харлоу вышла на подиум одна в белом тюлевом платье без бретелек с одним поясом над бюстом и другим сзади. [11] Она стояла на небольшой круглой платформе между двумя роботизированными руками. Когда платформа начала вращаться, роботизированные руки медленно начали двигаться, как будто просыпаясь от сна, а затем приблизились к Харлоу, словно исследуя ее. Роботы отскочили назад, а затем бросились вперед, обрызгав Харлоу черной и кислотно-желтой краской. [10] Харлоу съежилась и замахала руками в воздухе, реагируя на движения роботов. [12]
Когда роботы закончили распылять краску, они отступили назад. Харлоу, шатаясь, сошла с платформы и предстала перед публикой, по словам Харлоу, «полным отказом и капитуляцией». [5]
Прием
[ редактировать ]Немедленная реакция публики была громко праздничной. [7] Харлоу сказал о реакции на статью: «В тот момент я понял, что это было необычно, что произошло что-то уникальное. Люди были доведены до слез, так что да, я знал». [9]
Сьюзи Менкес написала рецензию на показ для International Herald Tribune , назвав его «триумфом лондонской недели моды» и назвав финал «экстраординарным». [13]
. Ретроспективный обзор шоу Vogue был сосредоточен исключительно на финале, назвав его «сильным» и отметив, что «это был не показ мод. Это было перформанс» [14]
В рецензии, посвящённой двадцатилетнему юбилею этого произведения, критик Vogue Сара Мауэр, присутствовавшая на показе, охарактеризовала его как «безусловно входящее в десятку самых захватывающих модных показов всех времён» и как «душераздирающе вдохновляющее», отметив, что МакКуин «убаюкал [аудиторию] ложным чувством спокойствия» относительно долгим и спокойным шоу перед финалом. [15]
Сам МакКуин был в восторге, говоря: «Это было самое фантастическое шоу, которое я когда-либо видел в своей жизни. Это было просто невероятно — это была поэзия». [13] Он заявил, что это шоу было «единственным, которое действительно заставило [его] плакать». [5]
Анализ
[ редактировать ]Этому произведению было посвящено много критического, академического и популярного анализа, включающего такие темы, как технологии , сексуальность , роль художника , патриархат и собственная жизнь Маккуина.
Когда его спросили об интерпретации произведения, Шалом Харлоу ответил:
«Я не хочу говорить словами о том, каковы были его намерения, но изнутри это определенно ощущалось как агрессивная, хищническая сексуализация механизации современного мира и вмешательство в какой-то очень грубый аспект женственности, и я не имею в виду как женщины, я имею в виду нашу собственную внутреннюю девственную сущность. Это наложение того, что накладывается на всех нас внешним миром в этом мощном, механизированном современном мире, с которым мы должны взаимодействовать. момент, вот что я выражал». [9]
По поводу в Метрополитен-музее « ретроспективной выставки карьеры Александр МакКуин: Дикая красота» Харлоу прокомментировала куратору Эндрю Болтону :
«В каком-то смысле это стало почти похоже на агрессивный сексуальный опыт. И я думаю, что этот момент действительно в некотором смысле отражает то, как Александр относился — по крайней мере, в этот конкретный момент — к творению. И это все творение? акт создания человеческого существа, сексуальный акт? Это, знаете ли, акт Большого Взрыва , если хотите, того насилия, того хаоса и той капитуляции, которая имеет место?» [1]
Кэтрин Глисон, автор книги « Александр МакКуин: Эволюция» , пишет, что «похоже, что у этих роботов есть эмоции. Являются ли они чем-то человеческими? А если да, то кто мы?» [16]
Историк искусства Роберт Маккефри писал о связи произведения с философской темой возвышенного , утверждая, что «МакКуин сбивает с толку свою аудиторию и тем самым создает врата к Возвышенному – но не Возвышенному в природе, а Возвышенному в сверхъестественной силе век машин». Маккаффри пишет, что эта работа противоречит общепринятому пониманию механизации, поскольку роботы, кажется, чувствуют, чувствуют и думают, создавая эффект зловещей долины . Он также связывает работу МакКуина с Ива Кляйна » «Антропометрией в ее акценте на гендере и патриархате, тем самым привязывая машину «к человеческой склонности доминировать и угнетать». [10]
Кейт Бетьюн из Музея Виктории и Альберта связала работу с вдохновителем выставки, движением «Искусство и ремесла» , предположив, что финал, возможно, был «задуман как контрапункт Уильяма Морриса антииндустриальной этике , провоцируя комментарии по поводу взаимодействия между человек и машина на рубеже XXI века». [3]
Рэйчел Ташджян, директор новостей о моде в Harper's Bazaar , интерпретировала этот момент как автобиографический, говоря, что он «всегда воспринимался [ей] как заявление об измученном творчестве МакКуина, о том, что творчество - это насилие, причиняемое материалам (и людям), которым поручено задание. с осуществлением видения. Это красивый образ, но в то же время жестокий». [11]
Многие интерпретировали произведение как отсылку к культурному мотиву умирающего лебедя , поскольку это тема музыки, используемой в произведении. [1] Само платье и движения Харлоу также были описаны как лебединые. [13] [12]
Наследие
[ редактировать ]Vogue включил этот материал в список самых запоминающихся моментов Маккуина на подиуме, отметив, что он «укрепил [его] репутацию величайшего шоумена». [17]
Несколько дизайнов модного дома Alexander McQueen , созданных в последующие годы под творческим руководством Сары Бертон после смерти МакКуина, стали сравнивать с финалом № 13 . [18] [19]
Премьера четвертого сезона в «Drag Race РуПола» 2012 году отдала дань уважения этому произведению: участники стояли на вращающейся платформе, пока их обливали неоновой краской. [20] [21]
К открытию отеля Times Square EDITION в 2019 году владелец отеля Ян Шрагер заказал арт-инсталляцию, посвященную Маккуину, с участием известных людей в моде, таких как Алекс Лундквист, в полностью белых нарядах, вращающихся на платформе и распыляемых краской с помощью роботизированных рук. [22]
Финал показа Коперни весна/лето 2022, на котором Беллу Хадид обрызгали Фабриканом , сравнили с финалом № 13 , причем несколько комментаторов назвали финал Коперни данью уважения МакКуину. [23] [11] [24] Бренд провел аналогичные сравнения для своей выставки осень/зима 2023, на которой роботы-собаки взаимодействовали с моделями. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Платье №13 весна/лето 1999» . Александр МакКуин: Дикая красота . Метрополитен-музей . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «Правдивая история «психологического» и «сексуального» платья Александра Маккуина, нарисованного распылением» . ЭЛЬ . 12 декабря 2022 г. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бетьюн, Кейт. «Энциклопедия коллекций: № 13» . Музей дикой красоты . Музей Виктории и Альберта . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Ян, Вики. «1999 – Александр МакКуин, Крылатый ансамбль | Хронология истории моды» . fashionhistory.fitnyc.edu . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Франкель, Сюзанна (31 октября 2016 г.). «Великолепное влияние Александра Маккуина S/S99» . Другой . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «Протезы ног» . Музей дикой красоты . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бейтман, Кристен (3 октября 2016 г.). «Покажите, чтобы знать: когда роботы Александра Маккуина нарисовали Шалом Харлоу распылением» . Очарование . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мауэр, Сара (14 сентября 2018 г.). «Вспоминая мощное исполнительское искусство коллекции Александра МакКуина № 13—20 лет спустя — Vogue» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд, Зои (14 декабря 2022 г.). «Легендарная супермодель Шалом Харлоу о жизни после ТОГО шоу МакКуина 1998 года» . Ошеломленный . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккаффри, Роберт (24 сентября 2020 г.). «Александр Маккуин: Возвышенное и меланхолическое» . Журнал исследований моды . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ташджян, Рэйчел (2 октября 2022 г.). «Какова цель модного трюка?» . Харперс БАЗАР . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лай, Глэдис (11 декабря 2022 г.). « Моцарт нашего времени»: Шалом Харлоу о гениальности Александра МакКуина и неуловимой роли музы моды» . Мода .
- ^ Перейти обратно: а б с Менкес, Сюзи (29 сентября 1998 г.). «Маккуин привносит поэзию в зрелищность брит-попа» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Нью-Йорк Таймс. ISSN 0362-4331 . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «Коллекция готовой одежды Alexander McQueen весна 1999 | Vogue» . 2022-12-30. Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Мауэр, Сара (14 сентября 2018 г.). «Вспоминая мощное исполнительское искусство коллекции Александра МакКуина № 13—20 лет спустя — Vogue» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Глисон, Кэтрин (2012). Александр Маккуин: Эволюция . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рейс-Пойнт. ISBN 978-1-937994-00-6 .
- ^ Сет, Радика (14 марта 2019 г.). «12 лет спустя: вспоминая самые фантастические моменты Александра Маккуина на подиуме» . Британский Вог . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Талбот, Линдси (15 сентября 2022 г.). «Дом моды снова выпускает аэрозольную краску» . Журнал стиля «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Хорин, Кэти (16 марта 2022 г.). «Остаться верным духу Александра МакКуина» . Архивировано из оригинала 16 марта 2022 г. Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Рис, Алекс (22 марта 2023 г.). «Видео: дань уважения Маккуину на премьере фильма РуПола о дрэг-рейсах?» . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 г. Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Донбаванд, Кэти (04 марта 2022 г.). «5 лучших отсылок к высокой моде из «Drag Race РуПола» » . Попсагар . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Мэннинг, Чарльз (12 марта 2019 г.). «The Times Square EDITION отдает дань уважения культовому шоу Маккуина» . Ежедневный первый ряд . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Тверски, Кэролайн (30 сентября 2022 г.). «Белла Хадид завершает шоу Коперни данью уважения раскрашенному баллончиком платью Александра МакКуина» . Журнал W. Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Станкьери, Мария. «История аэрозольного платья Коперни» . журнал НСС . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Гилкрист, Ава (05 марта 2023 г.). «Показ мод Robodog от Коперни становится вирусным в социальных сетях, но не по правильным причинам» . ЭЛЬ . Проверено 22 августа 2023 г.