Танец искривленного быка

The Dance of the Twisted Bull (весна/лето 2002; испанский : El baile del toro retorcido ) — девятнадцатая коллекция британского дизайнера Александра МакКуина для его одноименного дома моды . Twisted Bull был вдохновлен испанской культурой и искусством , особенно традиционной одеждой, которую носят для танцев фламенко и корриды . В типичном стиле МакКуина коллекция включала в себя строгий крой и элементы историзма , а также подчеркивала женственность и сексуальность.
Показ 6 Twisted Bull состоялся во время Недели моды в Париже октября 2001 года в штаб-квартире спортивного клуба Stade Français . Это была первая коллекция Маккуина после его ухода из Живанши и продажи его компании Gucci Group в 2001 году. По сравнению с его предыдущими сезонами, которые имели тенденцию быть театральными и артистичными, показ на подиуме был простым, а дизайн одежды был необычайно коммерческим. . МакКуин подтвердил, что это было деловое решение, направленное на увеличение продаж в его первый сезон под руководством Gucci. Сообщается, что продажи коллекции были высокими.
был воспринят Twisted Bull в основном положительно, особенно со стороны британских журналистов, которые отметили доступный дизайн и безупречную презентацию. Американские журналисты были менее впечатлены, особенно пошивом одежды. Самым заметным образом коллекции стало образцовое платье, выполненное так, будто его туловище было пронзено копьями, которое позже появилось в обеих постановках ретроспективной выставки « Александр МакКуин: Дикая красота» . Другие образы появились на ретроспективной выставке 2022 года Lee Alexander McQueen: Mind, Mythos, Muse .
Фон
[ редактировать ]Британский дизайнер Александр МакКуин был известен в индустрии моды своими творческими, порой противоречивыми моделями. [1] За свою почти двадцатилетнюю карьеру он исследовал широкий спектр идей и тем, включая романтизм , женственность, сексуальность и смерть. [2] [3] [4] Его коллекции были сильно историцистскими , ссылаясь и перерабатывая исторические повествования и концепции. [5] Его показы мод были театральными до такой степени, что граничили с перформансом . [6] [7] Показы его последних двух коллекций перед «Танцем искривленного быка» проходили именно в этом режиме: Восс (весна/лето 2001 г.) был представлен как вуайеристский взгляд на стереотипный дом для умалишенных , а декорации к фильму «Что весело?» Go-Round (осень/зима 2001 г.) включал в себя настоящую поездку на карусели . [8]
С 1996 по октябрь 2001 года Маккуин был также – помимо своих обязанностей за собственный лейбл – главным дизайнером французского дома моды Живанши . [9] [10] [11] Его время в Живанши было тяжелым, в первую очередь из-за творческих разногласий между ним и лейблом, и в прессе ходили слухи, что он досрочно разорвет контракт. [12] В декабре 2000 года, еще до истечения срока его контракта с Живанши, МакКуин подписал контракт с Gucci , итальянским домом моды и конкурентом Живанши, фактически посмев Живанши уволить его. [а] [14] Gucci купил 51 процент компании МакКуина, а МакКуин остался ее креативным директором. [15] Twisted Bull была первой коллекцией Маккуина для его собственного лейбла под брендом Gucci. [16]
Концепция и творческий процесс
[ редактировать ]

The Dance of the Twisted Bull (весна/лето 2002) — девятнадцатая коллекция британского дизайнера Александра МакКуина для его одноименного дома моды . Он был вдохновлен испанской культурой и искусством , особенно традиционной одеждой, которую носят для танцев фламенко и корриды — traje de Flamenca и traje de luces соответственно. [17] [18] Романтическая женственная коллекция включала в себя платья фламенко с рюшами и в горошек, короткие жакеты с орнаментом в духе традиционной чакетильи матадора и строго скроенные костюмы, последний из которых был основным продуктом Маккуина. [17] [18] [19] Некоторые дизайны, похоже, отсылают к «Книге выкроек портного» , книге выкроек 1589 года, написанной испанским математиком Хуаном де Альсегой . [17] [20] Другие элементы историзма включали корсеты , которые казались интегрированными в одежду и верхнюю одежду. [17] [21] Основная палитра коллекции — красный, черный и белый. [22] Более темные цвета некоторых ансамблей отсылали к мрачным работам испанского художника Франсиско Гойи , а архитектурные элементы — к испанскому архитектору Антонио Гауди . [17] В 2012 году историк моды Джудит Уотт отметила, что очень женственный стиль коллекции соответствует тенденциям 2002 года, хотя она также обнаружила значительное влияние спортивной одежды . [23]
Маккуин описал свою покупательницу Twisted Bull как женщину, желающую выглядеть сексуально в ночном клубе, и, следовательно, в центре внимания коллекции была сексуальность. [20] Многие наряды были созданы, чтобы обнажить декольте . Платья были облегающими, а в некоторых ансамблях были вырезы, обнажающие кожу. На некоторых показах грудь моделей была полностью обнажена. [17] [19] [24] Облегающий крой брючных костюмов подчеркивал тела моделей, а использование мужских элементов в женской одежде провокационно подчеркивало сексуальную привлекательность традиционного матадора, что в испанской культуре часто отодвигается на второй план. [17] [18] [19] Сопоставление сексуальности с насилием и смертью, а также напряжение между агрессией и хрупкостью были постоянными темами в творчестве Маккуина. [19] [21] [25]
Одежда в Twisted Bull была гораздо более коммерческой, чем типичный дизайн Маккуина, который имел тенденцию быть скорее художественным, чем практичным. Сделать коллекцию доступной и ориентированной на покупателя было бизнес-решением Маккуина, призванным увеличить продажи в его первый сезон с Gucci. [24] [26] МакКуин заявил, что явная сексуальность коллекции была явно направлена на стимулирование продаж, сказав: «Это романтично и это горячий секс. Это то, что заставляет мир вращаться, и это то, что продает также одежду». [19] [24] Коммерческая стратегия МакКуина, похоже, оправдала себя; Президент Gucci Доменико Де Соле сообщил, что продажи бренда выросли на 400 процентов по сравнению с предыдущими коллекциями. [27]
показ на подиуме
[ редактировать ]
Показ Twisted Bull состоялся 6 октября 2001 года во время Недели моды в Париже в штаб-квартире спортивного клуба Stade Français в 16-м округе Парижа . [б] [17] [28] Как британский дизайнер, Маккуин всегда выступал в Лондоне во время Лондонской недели моды . Twisted Bull была первой коллекцией, которую он представил в Париже для своего собственного лейбла; после этого он показывал там все свои коллекции женской одежды до своей смерти в 2010 году. [16] [29] Спонсором шоу выступила компания American Express , которая несколько раз спонсировала МакКуина. [30]
Производством занималась компания Gainsbury & Whiting, а Кэти Ингланд отвечала за общий стиль. [31] Джозеф Беннетт, который проектировал все подиумы Маккуина начиная с № 13 (весна/лето 1999 г.), вернулся к дизайну декораций . [32] Головные уборы были изготовлены модистом Филипом Трейси . [31] Визажист Вэл Гарланд , работавшая тогда в MAC Cosmetics , создавала макияж для моделей. [31] [33] Образ был темным и дымчатым, с красной, черной и серой цветовой палитрой, перекликающейся с одеждой. [17] [23] Стилист Гвидо Палау отвечал за прическу, которой был придан стиль ретро, напоминающий классические модели пин-ап и моду рокабилли . [23] [34] Общий эффект, по словам Уотта, представлял собой шероховатый гламур, который наводил на мысль, что модели «вылезли из постели и набросились на что-то, что осталось накануне вечером». [20]
В отличие от многих его предыдущих шоу, показ Twisted Bull был относительно обыденным, без каких-либо сложных декораций или аспектов выступления. [17] [24] [35] Модели входили и выходили через завесу серого дыма в задней части сцены, на которую видеоклипы – танцы фламенко, коррида и эротическая порнография . проецировались [17] [19] Саундтрек представлял собой комбинацию электронных треков, гитарной музыки фламенко и Бьорк . песен [17] После последней модели саундтрек сменился на стоны женщины. На дымовой завесе проецировалось лицо женщины, очевидно, находящейся в процессе полового акта. Выражение ее лица изменилось на выражение страха, и проекция сменилась изображением мужчины, размахивающего мечом. Дым стал кроваво-красным, и модели скопом вышли на последний поворот. [22]
Известные произведения
[ редактировать ]Центральным экспонатом коллекции стал Look 33, который на подиуме носила ирландская модель Лора Морган. [20] Look 33 — длинное красно-белое платье в стиле фламенко с рюшами, созданное так, как будто оно — и модель — было пронзено декоративными копьями для корриды. [36] [37] Длинный шлейф платья зацеплялся за копья сзади. [17] [37] Копья были созданы ювелиром Шоном Лином . [38] Уотт отметил сходство платья с эскизом пронзенной русалки, который Маккуин сделал в 1990 году. [20]
Второе платье Look 61 также было украшено оружием. Этот образ представлял собой черно-белое платье без бретелек с вшитым в юбку мечом. На подиуме модель держала меч перпендикулярно телу так, чтобы шлейф юбки был поднят позади нее. [37]
Ювелирный дизайнер Наоми Филмер создала для коллекции украшения из дутого стекла по заказу МакКуина. [39] В Look 4 есть «Мяч в пояснице», сфера, которая надевается на руки владельца, когда он удерживается за ними, создавая танцевальную позу с отведенными назад плечами. [40] [41]
Прием
[ редактировать ]
Коллекция в целом была хорошо принята британскими критиками, которые оценили ее более коммерческий дизайн. [24] [35] Несмотря на сдержанную презентацию, журналистка Хилари Александер назвала ее «мощным и страстным шоу». [19] Джон Дэвидсон из The Glasgow Herald назвал коллекцию «поистине безупречной» и согласился с решением МакКуина отказаться от театральности в шоу, хотя и счел сексуальность чрезмерной. [35] В обзоре стиля без указания авторства в The Guardian раскритиковалось появление в коллекции брюк с заниженным шаговым швом , назвав их «некрасивым видом». [42] Штатный обозреватель Vogue España отметил, что на это повлияла серия испанских культурных клише, но назвал коллекцию «идеальной адаптацией» к новому дому его бренда в Gucci. [43]
Американские критики были менее впечатлены, особенно пошивом одежды. В статье для The New York Times Кэти Хорин назвала шоу «переутомленным» и назвала стиль платьев похожим на «жесткую атласную вечернюю юбку в стиле 1950-х годов». [44] Американский редактор моды Робин Гивхан нашел пошив одежды превосходным, но обнаружил, что «пошив одежды слишком эффектен и снисходителен». [45]
Критики назвали пронзенное копьем платье Look 33 самым значимым образом коллекции. Американская журналистка Дана Томас написала, что это был «самый пронзительный образ коллекции». [46] Журналист Джесс Картнер-Морли назвал это одним из «классических спектаклей Маккуина». [18] Ребекка Лоуторп из The Independent согласилась, а также раскритиковала Look 14 за юбку, которая, казалось, была сделана «полностью из испанских фанатов». [21] [22] С другой стороны, Дэвидсон раскритиковал платье с копьем как «мазохистскую ерунду». [35]
Ретроспективный консенсус в основном позитивен в отношении Twisted Bull . Джудит Уотт нашла его «в тренде» и «острым, современным взглядом на спортивную одежду». [23] В « Маленькой книге Александра МакКуина » Карен Гомер написала, что Twisted Bull была «солидной коллекцией для дизайнера, чей лейбл недавно претерпел большие изменения». [47]
Анализ
[ редактировать ]В своей книге «Александр МакКуин: Эволюция » Кэтрин Глисон сообщает, что некоторые зрители были расстроены использованием сексуальных звуков и образов очевидного сексуального насилия, которые завершили шоу. [22] Некоторые критики сочли это содержание особенно шокирующим, поскольку оно появилось менее чем через месяц после терактов 11 сентября в США. [29] Напротив, The Adelaide Advertiser предположил, что относительно скромные показы на Неделе моды в Париже в том сезоне свидетельствовали о сдержанности в мире моды после 11 сентября. [48] На самом деле концепция шоу была разработана примерно за четыре месяца, задолго до террористического инцидента. [28] Маккуин отверг идею о том, что ему следовало изменить свою коллекцию в ответ на нападения, заявив: «Насколько я вижу, между этими двумя вещами нет никакой связи». [29]
Журналист Дана Томас отметила параллель с более ранней коллекцией на испанскую тематику британского дизайнера Джона Гальяно, созданной во время его пребывания в Живанши. [46] В прессе этих двух мужчин часто сравнивали из-за их примерно параллельных карьерных путей и схожего максималистского стиля, а Маккуин часто стремился подражать или превзойти замыслы Гальяно в своих собственных работах. [49] [50] Томас утверждал, что Twisted Bull был попыткой сделать это для всей коллекции. [46] Образ 61, платье с мечом, был похож на образ 10 из «Филибустьеров» Гальяно (весна/лето 1993 г.), платье, в котором также использовался меч, чтобы удерживать шлейф под углом. [37] [51] [52]
Историк моды Ингрид Лошек описала Twisted Bull как пример привычки МакКуина играть с дихотомиями и его способности выражать эмоции и идеи посредством стиля одежды и показа на подиуме. Она особо отметила трансформацию «уверенной в себе танцовщицы фламенко, которая сама становится жертвой, когда копье пронзает тело и платье». [53]
Наследие
[ редактировать ]Маккуин вновь обратился к элементам костюма матадора в фильме «Сарабанда» (весна/лето 2007 г.), в котором были представлены черно-белые ансамбли с рубашками с рюшами и вышивкой, напоминающей испанскую черную вышивку . матадора У одного наряда были узкие брюки, похожие на тагилью , а у другого была вышивка бисером, напоминающая традиционные подтяжки . [54]
В архиве Александра МакКуина сохраняется право собственности на платье Look 33, пронзенное копьем. [38] Этот образ появился на обеих постановках ретроспективной выставки «Александр МакКуин: Дикая красота» , где он был одним из двух произведений Twisted Bull . представленных [38] [55] Вторым был Look 66 из коллекции Дафны Гиннесс : расшитая бисером черная куртка поверх расшитого бисером черного комбинезона и кожаная шляпа от Филипа Трейси. [38] Look 33 снова использовался для «Темного ангела», ретроспективной редакционной статьи 2015 года о работах МакКуина в британском Vogue , сделанной британским модным фотографом Тимом Уокером . [56] Несколько образов от Twisted Bull, принадлежащего Музею искусств округа Лос-Анджелес, появились на ретроспективной выставке 2022 года Lee Alexander McQueen: Mind, Mythos, Muse . Коллекция была помещена в раздел выставки «Эволюция и существование», где были представлены коллекции, посвященные «жизненным циклам и состоянию человека». [57]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Они этого не сделали, но отменили его последнее дефиле, заменив его парой простых презентаций для очень небольшого числа приглашенных. [13]
- ↑ Хотя в тексте Музея Виктории и Альберта каталога Savage Beauty указано, что показ состоялся 6 сентября, это ошибка. На приглашении, сфотографированном в книге, указано 6 октября, и все остальные источники также сообщают октябрьскую дату. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайдьянатан, Раджини (12 февраля 2010 г.). «Шесть способов, которыми Александр Маккуин изменил моду» . Журнал Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 февраля 2010 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Франкель 2011 , стр. 13–14.
- ^ «Александр МакКуин – введение» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Мора, Джулиана Луна; Берри, Джесс (2 сентября 2022 г.). «Преемственность творческого направления в роскошной моде: иллюзия бессмертия у Chanel и Alexander McQueen» . Роскошь . 9 (2–3): 126, 128, 132. doi : 10.1080/20511817.2022.2194039 . ISSN 2051-1817 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Александр МакКуин – введение» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Глисон 2012 , с. 10.
- ^ Fairer & Wilcox 2016 , с. 13.
- ^ Уилсон 2015 , стр. 253, 261.
- ^ Уилкокс 2015 , с. 327.
- ^ Уилсон 2015 , с. 255.
- ^ Д'Суза, Криста (4 марта 2001 г.). «Маккуин и кантри» . Наблюдатель . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Соча, Майлз (13 сентября 2000 г.). «Будущее МакКуина: попрощается ли он с Домом Живанши?» . Женская одежда на каждый день . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Картнер-Морли, Джесс (13 марта 2001 г.). «Приглушенная лебединая песня: Маккуин покидает Живанши» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Портер, Чарли (5 декабря 2000 г.). «Переход Маккуина разжигает модную вражду» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ «Некролог: Король моды Александр МакКуин» . Би-би-си . 11 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 г. . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 2015 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Бетьюн 2015 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б с д Картнер-Морли, Джесс (8 октября 2001 г.). «Сделано в Британии: отечественная мода в Париже» . Хранитель . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г. - через Gale OneFile.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Александр, Хилари (7 октября 2001 г.). «Маккуин смешивает секс и смерть в Париже» . Воскресный телеграф . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ватт 2012 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с Лоуторп, Ребекка (7 октября 2001 г.). «Маккуин играет матадора на дебюте в Париже» . Независимый . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Глисон 2012 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с д Ватт 2012 , стр. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и Дидерих, Джоэль (8 октября 2001 г.). «Мода проверяется реальностью» . Дейли Телеграф . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Эсгерра и Хансен 2022 , с. 139.
- ^ Уилсон 2015 , стр. 266–267.
- ^ Ватт 2012 , стр. 192.
- ^ Jump up to: а б Ватт 2012 , стр. 185.
- ^ Jump up to: а б с Франкель 2011 , с. 23.
- ^ Ватт 2012 , стр. 167, 185.
- ^ Jump up to: а б с Фэйрер и Уилкокс, 2016 , с. 338.
- ^ «Интервью: Джозеф Беннетт о Ли Маккуине» . ШОУстудия . 16 марта 2015 года . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Мур, Эмма (11 ноября 2001 г.). «Эта старая черная магия; файл красоты» . Санди Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Fairer & Wilcox 2016 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвидсон, Джон (9 октября 2001 г.). «Этот голый шик» . Вестник . Архивировано из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Боррелли-Перссон, Лэрд (27 декабря 2018 г.). «Лора Морган, художница и культовая модель, снова на радаре моды» . Мода . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Коллекция готовой одежды Александра Маккуина весна 2002» . Мода . 5 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Болтон 2011 , с. 232.
- ^ Эванс 2015 , с. 193.
- ^ Норонья, Ольга. «Комната будущего» . Музей Джойелло . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Ли 2018 , стр. 184–185.
- ^ «Стиль: Ярлыки: Передержанные: Нелестные брюки» . Хранитель . 19 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2023 г. Проверено 17 января 2023 г. - через Gale OneFile.
- ^ «Испанская страсть » Vogue Spain (на европейском испанском языке). 7 октября 2001 г. из оригинала 6 декабря. Архивировано Получено 20 января.
- ^ Хорин, Кэти (9 октября 2001 г.). «Обзор/Мода; Чалаян удаляет время, слой за слоем» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Гивхан, Робин (8 октября 2001 г.). «Апрель в Париже, и декабрь тоже» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Томас 2015 , стр. 325–326.
- ^ Гомер 2023 , с. 87.
- ^ «В Париже все на высоте; мир моды покорен» . Рекламодатель . 8 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 17 января 2023 г. Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Мауэр, Сара (22 февраля 2015 г.). «Рецензия на «Боги и короли» Даны Томас и Александра Маккуина Эндрю Уилсона – жестоко несимпатичные жизни» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Томас 2015 , стр. 2–3.
- ^ Томас 2015 , Фото-вставка с. 6.
- ^ Боррелли-Перссон, Лэрд (14 октября 1992 г.). «Коллекция готовой одежды Джона Гальяно, весна 1993 года» . Мода . Архивировано из оригинала 21 января 2023 года . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Лошек 2009 , стр. 56–57.
- ^ Эсгерра и Хансен 2022 , стр. 139, 143.
- ^ Боулз 2014 , с. 199.
- ^ Уокер, Том; Фокс, Хлоя (март 2015 г.). «Темный ангел». Британский Вог . п. 356.
- ^ Эсгерра и Хансен 2022 , стр. 131, 139, 170.
Библиография
[ редактировать ]- Болтон, Эндрю (2011). Александр МакКуин: Дикая красота . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 978-1-58839-412-5 . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- Франкель, Сюзанна . Введение. В Болтоне (2011) , стр. 17–27.
- Боулз, Хэмиш (2014). Vogue и Институт костюма Метрополитен-музея: вечеринки, выставки, люди . Нью-Йорк: Конде Наст . ISBN 978-1-4197-1424-5 . OCLC 871511830 .
- Эсгерра, Кларисса М.; Хансен, Микаэла (2022). Ли Александр Маккуин: Разум, мифы, муза . Нью-Йорк: Книги Дельмонико. ISBN 978-1-63681-018-8 . OCLC 1289986708 .
- Фэйрер, Роберт ; Уилкокс, Клэр (2016). Александр Маккуин: Невидимый . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-22267-8 . OCLC 946216643 .
- Глисон, Кэтрин (2012). Александр Маккуин: Эволюция . Нью-Йорк: Издательство Race Point . ISBN 978-1-61058-837-9 . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 5 января 2023 г.
- Гомер, Карен (2023). Маленькая книга Александра МакКуина: история культового бренда . Лондон: Издательская группа Welbeck . ISBN 978-1-80279-270-6 .
- Ли, Сели (31 мая 2018 г.). «Работы Наоми Филмер относительно экологических взглядов» . Архивы дизайнерских исследований (на корейском языке). 31 (2). Корейское общество науки дизайна. 3. 1. Пространство разворота. дои : 10.15187/адр.2018.05.31.2.181 . S2CID 149684827 . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- Лошек, Ингрид (2009). Когда одежда становится модой: системы дизайна и инноваций . Оксфорд: Издательство Berg Publishers . дои : 10.2752/9781847883681 . ISBN 978-0-85785-144-4 . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 5 января 2023 г.
- Томас, Дана (2015). Боги и короли: Взлет и падение Александра Маккуина и Джона Гальяно . Нью-Йорк: Издательство Penguin Publishing . ISBN 978-1-101-61795-3 .
- Ватт, Джудит (2012). Александр МакКуин: Жизнь и наследие . Нью-Йорк: Харпер Дизайн . ISBN 978-1-84796-085-6 . OCLC 892706946 .
- Уилкокс, Клэр , изд. (2015). Александр Маккуин . Нью-Йорк: Книги Абрамса . ISBN 978-1-4197-1723-9 . OCLC 891618596 .
- Бетьюн, Кейт. «Энциклопедия коллекций». В Уилкоксе (2015) , стр. 303–326.
- Эванс, Кэролайн. «Моделирование МакКуина: Жесткая Грейс». В Уилкоксе (2015) , стр. 189–202.
- Уилсон, Эндрю (2015). Александр МакКуин: Кровь под кожей . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-4767-7674-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Женская весна/лето 02: «Танец искривленного быка» » . Александр Маккуин . Архивировано из оригинала 25 октября 2010 года . Проверено 22 января 2023 г.
- Александр МакКуин | Женская весна/лето 2002 | Подиум-шоу на YouTube