Большая месса до минор, К. 427 (фильм)
Большая месса до минор, К. 427 | |
---|---|
Также известен как | Моцарт: Большая месса до минор KV 427 |
Жанр | Духовная музыка |
Режиссер | Хамфри Бертон |
В главных ролях | Арлин Огер , Корнелиус Гауптман , Фрэнк Лопардо , Фредерика фон Штаде , Леонард Бернштейн |
Страна происхождения | Германия |
Язык оригинала | латинский |
Производство | |
Исполнительные продюсеры | Хорант Х. Холфельд, Гарри Краут, Корбиниан Мейер |
Кинематография | Роберт Шолль, Илиас Петропулос |
Редактор | Инге Маршнер |
Время работы | 86 минут |
Производственные компании | Баварское радио, Юнител |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | Баварское радио |
Mozart: Grosse Messe c-moll KV 427 — 86-минутный концертный видеоальбом Вольфганга Амадея Моцарта христианских вокальных произведений «Великая месса до минор» , «Ave verum corpus» и «Exsultate, jubilate » в исполнении Арлин Огер , Корнелиуса Гауптмана , Фрэнка Лопардо. , Фредерика фон Штаде , Симфонический хор Баварского радио и Баварский Симфонический оркестр Радио под руководством Леонарда Бернстайна . Deutsche Grammophon выпустила его на видеокассете VHS, Laserdisc и DVD, а также выпустила версии саундтрека на аудиокассетах и компакт-дисках. [ 1 ] [ 2 ]
Предыстория и производство
[ редактировать ]В октябре 1772 года, в возрасте шестнадцати лет, Моцарт совершил свой третий визит в Италию в сопровождении своего отца Леопольда . Самым важным произведением, которое он там сочинил, была его оперная серия « Лучио Силла» , премьера которой состоялась в миланском театре Regio Ducale 26 декабря в рамках городского карнавала. Моцарт был настолько впечатлен игрой Венанцио Рауццини в роли Чесилио, что вдохновился сочинить мотет специально для кастрата , чтобы продемонстрировать его виртуозность. Премьера Рауццини «Exsultate, ликование» состоялась в Миланской Театинской церкви 17 января 1773 года. [ 2 ]
Автор текста мотета не установлен. Архитектура его музыки предполагает, что она была создана по образцу неаполитанских симфоний и концертов, а ее блестящее колоратурное вокальное письмо напоминает современную итальянскую оперу. (Среди композиторов, которые, по мнению критиков, оказавших влияние на это произведение, - Иоганн Адольф Хассе , Никколо Джоммелли и Антонио Саккини .) Он открывается движением аллегро («Ликуйте, ликуйте»), продолжающимся кратким recitativo secco («Fulget amica dies»). «) на арию анданте , обращенную к Пресвятой Деве Марии («Tu Virginum Corona»), и кульминационное молто аллегро «Аллилуйя». [ 2 ]
Великая месса до минор возникла не по заказу церкви, а по сердечному делу. певицей Констанцией Вебер Живя в Вене в 1782 году, Моцарт был помолвлен с заболевшей . В июле он поклялся, что, если она выздоровеет, если их брачные планы осуществятся и если он сможет познакомить ее со своим отцом и сестрой в Зальцбурге, он сочинит мессу в знак благодарности. Констанце действительно стало лучше, и 4 августа пара поженилась: вскоре после этого Моцарт приступил к работе над своей мессой. В письме, которое он написал Леопольду 4 января 1783 года, сообщалось, что работа наполовину завершена и что он имеет все надежды завершить ее. На самом деле, он, кажется, отложил его в мае, доведя " Credo " только до его "Et incarnatus est" и не написав никакой музыки для " Agnus Dei ". [ 2 ]
Моцарт и его жена, как и надеялись, отправились в Зальцбург не позднее 29 июля. Его сестра Наннерль состоялась первая месса в аббатстве Святого Петра записала в своем дневнике, что Констанца была солисткой сопрано, а Моцарт дирижером, когда 26 октября . (Предполагается, что его упущения могли быть исправлены заимствованиями из других постановок мессы, которые Моцарт сочинил во время службы у Иеронима фон Коллоредо , принца-архиепископа Зальцбурга). Некоторые музыковеды полагают, что амбиции музыки Мессы были отчасти следствием знакомства Моцарта с барочными шедеврами Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя на частных концертах барона Готфрида ван Свитена . [ 2 ]
Большая часть оригинального автографа Моцарта на мессе утеряна. Современные издания в основном опираются на экземпляр, датируемый 1830-ми годами. В альбоме Леонарда Бернстайна используется исполнительская партитура, придуманная Францем Бейером в 1989 году, которая заполняет пробелы Моцарта скромной стилизацией его струнных произведений, но сопротивляется искушению украсить текстуру музыки партиями органа, духовых инструментов или ударных. [ 2 ]
В июне 1791 года, в год своей смерти, Моцарт был поглощен сотрудничеством с Эмануэлем Шиканедером над их Зингшпилем «Волшебная флейта» . Но он нашел время поехать из Вены, чтобы вместе с женой провести отпуск в курортном городе Баден-бай-Вена . Встреча с Антоном Столлем, старым другом, который работал учителем и хормейстером, Моцарту побудила сочинить постановку на текст Ave verum corpus , отрывок из анонимного фрагмента XIV века In Honorem SS. Сакраменти . Работа была завершена 17 июня и, вероятно, впервые была исполнена в праздник Тела Христова , который в 1791 году произошел шестью днями позже. Мотет был последним произведением христианской музыки, законченным Моцартом. [ 2 ]
Фильм Леонарда Бернштейна об этих трех произведениях, включая его первое исполнение мессы, был записан на концертах и повторных сессиях 4 и 5 апреля 1990 года в Stiftsbasilika в Вальдзассене . Пристроенная к цистерцианскому аббатству и освященная в 1704 году, базилика была выбрана местом съемок из-за ее акустики, спокойствия и красоты дизайна в стиле рококо, а также по философским соображениям. Вальдзассен находится недалеко от границы между немецкой землей Бавария и Чешской Республикой и, как утверждается, находится недалеко от центра европейского континента. Создавая свой альбом менее чем через год после падения Берлинской стены , Бернштейн рассматривал город как идеальное место для исполнения музыки, которая, как он надеялся, поможет Европе осуществить переход от разделения и конфликта к единству и миру. [ 1 ]
Во время работы над фильмом Бернштейн был явно расстроен болью, вызванной его мезотелиомой (раком легких). Он умер после сердечного инфаркта (сердечного приступа) в Нью-Йорке 14 октября 1990 года. Арлин Огер умерла от последствий глиобластомы (рака мозга) 10 июня 1993 года. [ 1 ]
Список глав DVD
[ редактировать ]Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
- 1 (1:05) Вступительные титры, кадры из Вальдзассена.
Ave verum corpus («Радуйся, истинное тело», Мотет для хора и оркестра, К. 618, Баден-бай-Вена, 1791), с анонимным текстом XIV века.
- 2 (4:34) Славься истинное тело ( Адажио , припев)
Ликуйте, ликуйте («Радуйтесь, кричите», Мотет для сопрано с оркестром, К. 165/158а, Милан, 1773 г.), с анонимным текстом
- 3 (5:10) Радуйтесь, радуйтесь ( Аллегро )
- 4 (0:52) Светлый дружеский день ( Аллегро )
- 5 (6:14) Ты — венец дев ( Анданте )
- 6 (2:49) Аллилуия ( Очень веселая )
Grosse Messe c moll («Большая месса до минор», Tridentine Missa solemnis [торжественная месса] для двух сопрано, тенора, баса, хора и оркестра, К. 427/417a, Зальцбург, 1783), реконструированная Францем Бейером (1922– 2018), с текстом, кодифицированным на Тридентском соборе между 1545 и 1563 годами и обнародованным Папой Пием V (1504–1572) в 1570 году.
- 7 (0:35) Вступительные титры
Кирие
- 8 (7:57) Кирие ( Andante moderato , сопрано, хор)
Глория
- 9 (2:20) Слава в вышних Богу ( Allegro vivace , хор)
- 10 (5:09) Мы славим Тебя ( Аллегро аперто , меццо-сопрано)
- 11 (1:38) Мы благодарим вас ( Адажио , сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас)
- 12 (2:47) Domine Deus ( Allegro moderato , сопрано, меццо-сопрано)
- 13 (5:43) Кто берет на себя грехи мира ( Ларго , двойной припев)
- 14 (4:36) Потому что ты единственный Святой ( Аллегро , сопрано, меццо-сопрано, тенор)
- 15 (5:12) Иисус Христос ( Адажио ) / Со Святым Духом (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас)
Я считаю
- 16 (4:18) Верую в единого Бога ( Allegro maestoso , припев)
- 17 (8:39) И он воплотился ( Анданте , сопрано)
Святой
- 18 (1:42) Sanctus ( Ларго , двойной припев)
- 19 (1:41) Осанна небесная ( Allegro comodo , хор)
- 20 (6:47) Бенедикт, который приходит ( Allegro comodo , сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, двойной хор)
Бонусная функция
- 21 (7:15) Размышления Леонарда Бернштейна о Моцарте, Вальдзассене, войне и мире, на немецком языке. [ 1 ]
Персонал
[ редактировать ]Музыканты
[ редактировать ]- Арлин Огер (1939–1993), сопрано
- Фредерика фон Штаде (р. 1945), меццо-сопрано
- Фрэнк Лопардо (р. 1957), тенор
- Корнелиус Гауптманн (р. 1951), бас
- Фридеман Винкльхофер, орган
- Хор Баварского радио
- Вольфганг Зеелигер (р. 1946), хормейстер
- Симфонический оркестр Баварского радио
- Леонард Бернштейн (1918–1990), дирижер [ 1 ]
Телевизионный персонал
[ редактировать ]- Хорант Х. Холфельд, исполнительный продюсер
- Гарри Краут, исполнительный продюсер
- Корбиниан Мейер, исполнительный продюсер
- Хамфри Бертон (р. 1931), режиссер
- Моника Фрелих, помощник режиссера
- Рудольф Хеген, руководитель производства
- Питер Альтхаус, руководитель подразделения
- Ирен Гётц, руководитель подразделения
- Вернер Ислингер, освещение
- Роберт Шолль, оператор-постановщик
- Илиас Петропулос, оператор-постановщик
- Экард Кеммерер, ведущий оператор
- Майкл Бамм, оператор
- Йохен Киндлер, оператор
- Питер Клима, оператор
- Аксель Рейтер, оператор
- Детлеф Риттиг, оператор
- Хаген Фолькманн, оператор
- Инге Маршнер, монтажёр
- Гернот Р. Вестойзер, звукозапись
- Йозеф Ваннингер, звукозапись
- Андреас Штанге, звукозапись
- Урсула Хелмер, редактор видеокассет
- Йозеф Краузе, конструкция декораций
- Удо Ример, грим
- Ева Уль, макияж [ 1 ]
Персонал по производству DVD
[ редактировать ]- Роланд Отт, продюсер и менеджер проекта
- Буркхард Барч, координатор проекта
- Харальд Герике, продюсер
- Татьяна Ньофанг, художник экрана
- Татьяна Удина, художник экрана
- Дэниел Шлиф, автор
- Джулиан Вейнмаален, автор
- Томас Фельпель, мастеринг AMSI II
- Рэймонд Лоу, субтитры
- Ева Райзингер, редактор буклета
- Николаус Боддин, арт-директор буклета [ 1 ]
Персонал по производству компакт-дисков
[ редактировать ]- Элисон Эймс, исполнительный продюсер
- Ханс Вебер, продюсер
- Ханс-Петер Швейгманн, инженер по балансировке
- Эндрю Ведман, редактор
- Лутц Боде, арт-директор буклета
Критический прием
[ редактировать ]Дж. Б. Стин сделал рецензию на саундтрек к фильму на компакт-диске в Gramophone в декабре 1991 года. Вступительная песня диска, как он написал, Ave verum corpus , была «с любовью сыграна и спета безупречно». Дирижирование Леонардом Бернстайном было удивительно нежным, но временами и сильным - его ответ на крещендо и декрещендо Моцарта был «готов и, можно сказать, почти нетерпелив». Это не то, что заслуживает порицания. Однако было сомнительно, поступил ли он мудро, замедлив последние такты пьесы, как будто не желая прощаться с ней, заставляя Моцарта звучать по-малеровски . [ 3 ]
В мессе до минор тоже были моменты, когда Моцарт казался другим композитором, чем тот, которым его считало большинство людей. Бернштейн начал « Кайрие » в медленном темпе, который по мере продолжения участка становился еще медленнее. Он дирижировал повторяющейся семинотной постановкой Моцарта слова «eleison» в отрывке «Christe eleison», как любовник, цепляющийся за объект своей преданности. К счастью, опасения, что его интерпретация может вот-вот впасть в слащавость, были развеяны « Глорией », которая открылась с изобилием энергии и с ритмической жизненной энергией в словах «in excelsis». «Кирие» В этой быстрой музыке он задал более быстрый темп, чем было принято, так же, как ранее он выбрал необычно медленный темп для andante moderato – возможно, он решил подчеркнуть драматизм мессы. Никто не мог упрекнуть его в том, что он относился к партитуре не более амбициозно, чем сдержанная вежливость. [ 3 ]
Были моменты, когда его подход показывал в музыке то, что раньше не ценилось. Хор «Gratias agimus tibi», например, звучал так, как будто его музыка была написана для «Распятия» «Кредо» и даже напоминала «Страсти» И.С. Баха. Пунктирный ритм «Qui tollis» был сыгран с максимально возможной выразительностью, и в этой части фуги alla breve контрапункт Моцарта «весь стремился, с острым захватом выражений, к кульминации, максимально близкой к дионисической». в своем рвении, насколько это возможно». Никто не должен покупать диск Бернштейна, если он не желает услышать призыв Диониса, скрытого в Моцарте. [ 3 ]
В любом случае было слишком поздно спрашивать Бернштейна, почему он дирижировал музыкой именно так. Он умер вскоре после записи своего альбома, и полностью забыть об этом, слушая его, было невозможно. Если бы он хотел «задержаться на той или иной фразе или каким-либо образом привести величие этой музыки в соответствие со своим собственным ощущением величия музыки», было бы неуместно его винить. [ 3 ]
Насколько можно было судить, просто прослушав компакт-диск Бернштейна, а не просмотрев готовящееся видео, на основе которого он был взят, его концерт был счастливым. Лучшей из его солисток была Арлин Огер. Она была яркой в Exsultate, ликующей , неизменно приятной в мягких пассажах и точной в масштабной работе, хотя и не такой проворной и сияющей, как Эмма Киркби, когда исполняла мотет с Академией древней музыки под руководством Кристофера Хогвуда . [ 4 ] [ 3 ]
Джон Элиот Гардинер исполнил мессу в версии, которую он сам разработал, исправив работу Алоиса Шмитта 1901 года. Другие дирижеры использовали реконструкции, собранные Х. К. Роббинсом Лэндоном или Гельмутом Эдером . Предпочтение Бернштейна изданию Франца Бейера было необычным, но, в конечном итоге, не столь важным. «В этом случае именно дирижер, а не редактор, определяет, какую версию великой мессы мы должны услышать, поскольку его собственная индивидуальность [накладывает] на нее то объятие, которое он дал всей музыке, которую он любил». [ 3 ]
Дэвид Патрик Стернс сделал рецензию на саундтрек к фильму на компакт-диске в журнале Stereo Review в августе 1992 года. Диск, как он писал, «полностью противоречил нынешней тенденции к небольшим выступлениям Моцарта, но величию концепции Бернштейна – с драматическими вспышками, рубато». , и состав звездных солистов... – может внушать трепет». Альбом стал важной покупкой для поклонников Бернштейна, хотя он не был известен как моцартианец и его дирижирование не было идиоматическим. [ 5 ]
Альбом также обсуждался в обзоре дискографии Великой Мессы в Граммофоне. [ 6 ] и в Business Review Weekly , [ 7 ] Камертон , [ 8 ] Международный обзор рекордов , [ 9 ] [ 10 ] Леонард Бернштейн Питера Граденвица : 1918–1990: бесконечное разнообразие музыканта (1995), [ 11 ] Рената Ульм и Дорис Сеннефельдер, 50 лет Симфоническому оркестру Баварского радио: 1949–1999 (1999) [ 12 ] и «Путеводитель Пингвина по записанной музыке» (2008). [ 13 ]
История домашних СМИ
[ редактировать ]В 1991 году Deutsche Grammophon выпустила 71-минутный саундтрек к альбому (без выступления Бернштейна) на аудиокассете с диоксидом хрома Dolby B (каталожный номер 431-791-4). [ 3 ] и на компакт-диске (номер по каталогу 431-791-2). [ 2 ] К компакт-диску прилагается 24-страничный буклет, разработанный под художественным руководством Лутца Боде, включающий фотографию самшитового рельефа Моцарта работы Леонарда Поша 1789 года, фотографию «Stiftsbasilika» Вальдзассена работы Сушеша Баята, фотографию Бернстайна работы Людвига Ширмера, тексты на английском, французском, немецком и латыни, а также заметки Питера Бранскомба , Жана-Виктора Хокарда , Вольфганга Хохштейна и Паоло Галларати на английском, французском, немецком и итальянском языках соответственно. [ 2 ] Также в 1991 году Deutsche Grammophon выпустила альбом на 86-минутной видеокассете VHS (каталожный номер 072-185-3). [ 14 ] и 86-минутный лазерный диск PAL CLV (расширенная игра) (номер по каталогу 072-185-1), [ 15 ] как с цветным видео 4:3, так и с цифровым стереозвуком CD-качества.
В 2006 году Deutsche Grammophon выпустила альбом на 86-минутном DVD «Регион 0» (каталожный номер 00440-073-4240), с цветным видео 4:3 NTSC и звуком как в стерео PCM, так и с эрзац-5.1-канальным повышающим микшированием DTS, созданным Emil Berliner Studios в Лангенхагене использует технологию AMSI II (Ambient Surround Imaging). DVD снабжен субтитрами на китайском, английском, французском, немецком, латинском и испанском языках, а также сопровождается 12-страничным буклетом, в котором нет текста, но есть примечания Вольфганга Штара на английском, французском и немецком языках. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моцарт, Вашингтон : Большая месса до минор , Exsultate, Jubilate и Ave verum corpus , с Арлин Огер , Корнелиусом Гауптманном , Франком Лопардо , Фредерикой фон Штаде , Хором Баварского радио и Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Леонарда Бернштейна , Deutsche Grammophon DVD, 00440-073-4240, 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Моцарт, Вашингтон: Большая месса до минор , Exsultate, Jubilate и Ave verum corpus , с Арлин Огер, Корнелиусом Гауптманом, Франком Лопардо, Фредерикой фон Штаде, хором Баварского радио и компакт-диском Симфонического оркестра Баварского радио, 431-791-2,
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стейн, Дж. Б .: Граммофон , декабрь 1991 г., стр. 117
- ^ Моцарт, Вашингтон: Exsultate Jubilate и Motets с Эммой Киркби , хором мальчиков Вестминстерского собора , хором и оркестром Академии старинной музыки под управлением Кристофера Хогвуда , компакт-диск L'Oiseau-Lyre , 411-832-2, 1984
- ^ Стернс, Дэвид Патрик: Stereo Review , август 1992 г., стр. 79
- ^ Граммофон , Том. 73, выпуски 872–875, 1996, с. 37
- ^ Business Review Weekly , Vol. 14, выпуски 8-15, 1992, с. 92
- ^ Диапазон , выпуски 537-542, 2006, с. 117
- ^ Международный обзор рекордов , Том. 6, Выпуск 2, 2006, с. 70
- ^ Международный обзор рекордов , Том. 8, Выпуск 1, 2007, с. 19
- ^ Граденвиц, Питер: Леонард Бернстайн: 1918–1990: Бесконечное разнообразие музыканта , Музыкальная книга Атлантиды, 1995, стр. 381, ISBN 9783254002044
- ^ Ульм, Ренате и Сеннефельдер, Дорис: 50 лет Симфоническому оркестру Баварского радио: 1949–1999 , Bärenreiter, 1999, стр. 193, ISBN 9783761813959
- ^ Гринфилд, Эдвард , Ливси, Алан и Марч, Иван: Путеводитель Penguin по записанной музыке , Penguin, 2008, стр. 795
- ^ Моцарт, Вашингтон: Большая месса до минор , Exsultate, Jubilate и Ave verum corpus , с Арлин Огер, Корнелиусом Гауптманном, Франком Лопардо, Фредерикой фон Штаде, Хором Баварского радио и Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Леонарда Бернстайна, Deutsche Граммофон VHS, 072-185-3, 1991 г.
- ^ Моцарт, Вашингтон: Большая месса до минор , Exsultate, Jubilate и Ave verum corpus , с Арлин Огер, Корнелиусом Гауптманном, Франком Лопардо, Фредерикой фон Штаде, Хором Баварского радио и Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Леонарда Бернстайна, Deutsche Граммофон Л.Д., 072-185-1, 1991 г.