Люди Джаб Вуррунга
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Языки | |
Джаб Вуррунг , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов | |
Родственные этнические группы | |
Джа Джа Вуррунг , Джардваджали , Дхаувурд Вуррунг и Вада Вуррунг см. Список названий групп коренных народов Австралии. |
Джаб Вуррунг , также пишется Джабвуррунг , Тьяпвуррунг , Тьяп Вуррунг или Джапваррунг , люди — австралийские аборигены, чья страна — вулканические равнины центральной Виктории от хребта Маунт-Уильям в Гариверде на западе до хребта Пиренеев на востоке, охватывающего реку Виммера. текущая на север и истоки реки Хопкинс, текущей юг. Города Арарат , Ставелл и Гамильтон находятся на их территории. существовал 41 клан Джаб Вуррунг, которые сформировали союз с соседним народом Джардваджали посредством смешанных браков, общей культуры, торговли и системы группировок До колонизации . [ 1 ] Их земли были завоеваны, но так и не отданы . [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Джаб Вуррунг, что означает «мягкий язык». [ 1 ] принадлежит к западной ветви кулинских языков . [ 3 ] Это самый южный язык: на джа-джа-вуррунге говорят на востоке/юго-востоке, а на джардваджали (считается диалектом языка вемба-вемба ), на котором говорят в районе от Кастертона на север до Дональда . [ 3 ]
Язык джаб вуррунг на 85 процентов имеет общий словарный запас с джардваджали , 82 процента с вемба-вемба , 66 процентов с мадхи-мадхи и 68 процентов с летджи-летжи . [ 4 ]
Считается, что на северном диалекте джаб-вуррунг кненкнен-вуррунг говорила отдельная группа, которая «оккупировала часть страны к востоку от Пиренеев и к западу через северный Гариверд» до того, как носители кненкнен-вуррунг и их страна были поглощены территорией джаб-вуррунг где-то в начало девятнадцатого века. [ 5 ]
Тьяпвурингское слово mihirung paringmal («гигантская птица») стало наречием для дроморнитидов .
Страна
[ редактировать ]Антрополог Норман Тиндейл заметил, что земли Джаб Вуррунга простираются на площадь более 2700 квадратных миль (7000 км²). 2 ), от горы Роуз на запад до Гамильтона . На востоке его границы заканчиваются у рек Хопкинс и Уиклифф . Северная граница проходит вблизи горы Уильям, Ставелла , Арарата и Водораздельного хребта . [ 6 ]
Части страны Джаб Вуррунг включают восточные хребты Гариверда и Национальный парк Грампианс . Историк Бенджамин Уилки пишет, что Гариверд занимал центральное место в обществе и культуре Джаб Вуррунг, и что их территория простирается
от хребта Серра на равнины к югу и востоку от гор Гариверд . Вдоль хребта Серра балуг Нитшир жил на горе Уильям, а балуг Ваттенир, балуг Ям-ям-бюрер, балуг Верипкарт, балуг Миттейер находились неподалеку. В Муд-даджуге (Гора Крутая) обитала группа, описанная как «Маттерчок гундидж», а в Вургарри, или на горе Стерджен, недалеко от Данкелда, находились Вуркарри гундидж. Страна Джаб-вуррунг простиралась на юг, где на горе Роуз жили Колореры-гунди, а в Хексеме находились Буллер-буллер-кот-гунди. На западе находились балуг Берипмо у горы Коул и вплоть до Булукбара у озера Болак. Возвращаясь к Гариверду, Ставелл, Грейт-Вестерн, Арарат и Холлс-Гэп все находились в пределах страны Джаба. [ 7 ]
Страна Джаб Вуррунг также частично совпадает с частями провинции Новые вулканы на юго-востоке Австралии. Наряду с Гирай вуррунг , Вада вуррунг , Гундитджмара и другими аборигенами западного Кулина, народ Джаб Вуррунг имеет устные традиции, касающиеся вулканов и вулканизма. гора Роуз Например, недалеко от Пенсхерста — это древний вулкан в стране Джаб Вуррунг, где жил клан Колорер гундидж. Джаб Вуррунг называет гору Роуз Колорер , что означает «лава». Колорер , куулор , Кулур и другие производные можно найти в вулканических ландшафтах по всему региону. [ 8 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Когда-то считалось, что у Djab Wurrung было по крайней мере одиннадцать групп . [ 6 ] Сейчас считается, что во время контактов с европейцами в середине девятнадцатого века существовал около 41 клана, банды или местной сословной группы. Эти группы говорили на языке джаб вуррунг, но принадлежали своим собственным, меньшим участкам земли. В каждой из этих групп проживало от 40 до 60 человек. По оценкам, на момент европейской колонизации общая численность населения Джаб Вуррунга составляла от 2460 до 4920 человек. [ 9 ]
Во время колонизации язык джаб вуррунг передавался по наследству от отцов, как и территориальная принадлежность отдельного клана или местной сословной группы. [ 9 ] В дополнение к этому Ян Д. Кларк отмечает, что была зафиксирована и поддерживалась двухклассовая матрилинейная система, происхождение которой основано на фрагментах вирран ( желтохвостый черный какаду ) и гругидж ( серохохлый какаду или длинноклювый белый какаду с кореллой). Гругаджа Субтотемы включали пеликана, попугая, мопоке и большого кенгуру. Гамаджа Субтотемы включали эму , кнутовую змею , опоссума, коалу и перепелятника . Кланы вступали в брак с народами Джа Джа Вуррунг , Джардваджали , Дхаувурд Вуррунг и Вада Вуррунг . [ 1 ]
Антрополог Рэй Мэдден утверждал, что матрилинейная социальная и культурная принадлежность стала более значимой после того, как патрилинейная территориальная и языковая принадлежность была нарушена европейской колонизацией, а люди Джаб Вуррунг были отчуждены от своей страны и языка. Результатом этого стал повышенный акцент на семейных отношениях, более широкие связи с ландшафтом и большее значение для пожилых женщин в Джаб Вуррунге и других общинах аборигенов Западной Викторианской эпохи. [ 10 ]
В целом Уилки говорит, что в обществе Джаб Вуррунг «эти формы социальной организации... выходили за пределы местной территории, соединяя разные «кланы» и языковые группы с другими в более широкой нации и позволяя людям из разных языковых групп и местных сословий объединяться, например, в сезонные охотничьи отряды». [ 9 ] Он утверждает, что «такой способ организации общества и культуры связывал людей материально и духовно с землей, а также с их семьями, местными и региональными сообществами». [ 11 ]
Торговые сети
[ редактировать ]Принадлежность и сотрудничество с другими общинами аборигенов западной Виктории означали, что люди Джаб Вуррунг могли наилучшим образом использовать природные ресурсы по всему региону. Исследования показывают, что социальная организация народа Джаб Вуррунг «была основана на экономических соображениях. Товары всех видов обменивались между отдельными людьми и группами, чтобы разнообразные ресурсы юго-востока Австралии могли быть перераспределены по мере необходимости… экономические мотивы – доступ к природным ресурсам - лежал в основе значительной социальной организации между группами аборигенов западной Виктории; также было так, что эффективное и непрерывное функционирование этих систем зависело от узкоспециализированных знаний о местных экосистемах, которыми обладали различные сословия и языки. группы по всему региону». Торговля включала угрей, а также многие другие ресурсы. [ 12 ]
Убежище Бунджила
[ редактировать ]Божество-создатель или древнее существо, известное как Бунджил, играет важную роль в культуре Джаб Вуррунг. Более 90 процентов наскальных рисунков аборигенов Виктории можно найти в Джаб Вуррунге и стране Джардваджали , особенно в Национальном парке Грампианс . [ 13 ] Одним из наиболее значительных объектов наскального искусства на юго-востоке Австралии является Приют Бунджила в стране Джаб Вуррунг в живописном заповеднике Блэк-Рейндж , недалеко от Ставелла . В девятнадцатом веке европейцы знали об этом месте, но мало кто его видел. Его местонахождение было обнародовано в 1957 году. [ 14 ] В последующие десятилетия своеобразие художественного стиля этого места, а также несоответствия в старых европейских описаниях Убежища Бунджила привели к предположению, что произведение искусства было европейским, а не Джаб Вуррунгом по происхождению. К 1980 году это место было исключено из реестра Археологической службы Виктории, но позже было восстановлено, когда химический анализ подтвердил, что наскальные рисунки на самом деле были нарисованы традиционной охрой аборигенов; Анализ показал, что части картины были обрисованы европейскими белилами и свинцовым суриком. [ 15 ]
Погребальные обряды
[ редактировать ]Считается, что некоторые кланы Джаб Вуррунг практиковали захоронение своих мертвецов на деревьях. По словам Хайетта, к западу от Арарата недавно были обнаружены два вторичных древесных захоронения, включающие повторное захоронение двух или более человек, а также первичное захоронение ребенка в дупле дерева в окрестностях Ставелла. [ 16 ]
Землеустройство и экологические знания
[ редактировать ]Поселения
[ редактировать ]Эффективное управление земельными ресурсами и надежные природные ресурсы означали, что постоянные или полупостоянные деревни, состоящие из прочных хижин, были обычным явлением в стране Джаб Вуррунг, особенно вблизи ручьев, ручьев и на окраинах болот. Они были заселены в зависимости от пропитания и сезонности. [ 17 ] Майор Томас Митчелл обнаружил такие хижины возле горы Нейпир в 1836 году:
Две весьма солидные хижины свидетельствовали о том, что даже туземцы были привлечены красотой этой местности, а так как день был дождливый, я хотел вернуться, если возможно, переночевать там, поскольку я начал узнавать, что такие хижины с хороший огонь между ними позволял удобно расположиться в плохую погоду. [ 18 ]
В 1841 году к югу от горы Уильям Джордж Огастес Робинсон описал множество заброшенных курганов, которые когда-то были основанием закрытых хижин, которые он описал как «большие, около 15 футов в диаметре». К северу от горы Уильям Робинсон увидел еще больше таких построек, которые были «самыми большими из тех, что [он] видел: та, которую я измерил, имела длину 31 ярд, высоту два ярда и ширину 19 ярдов». [ а ]
В 1853 году в письме к Шарлю Ла Тробу скотовод Чарльз Браунинг Холл сообщал, что на его земле к северо-востоку от горы Уильям находились многочисленные «старые миа-миа [хижины], где земля вокруг была усыпана образовавшимися шариками». во рту при жевании мучнистого вещества из корня камыша». [ 19 ]
Аквакультура
[ редактировать ]Аквакультура играла важную роль в жизни Джаба Вуррунга. Уилки пишет, что знание Джаб Вуррунг «времен года и их циклов лежало в основе земледелия, охоты и выращивания растительных продуктов. Как и другие группы коренных народов в западных частях Виктории, [люди Джаб Вуррунг], возможно, были одними из первых людей, которые начали заниматься аквакультурой. Рыболовные ловушки и плотины на реках были обычным явлением в этом регионе». [ 20 ] Скотовод Чарльз Браунинг Холл писал в 1853 году, что
Грампийцев [рыбных плотин] во времена моего проживания было много, и, по-видимому, их было гораздо больше, судя по следам, оставленным ими на болотистых берегах реки. В этих местах мы обнаружили множество низких дерновых насыпей, простирающихся по неглубоким рукавам реки, с проемами через определенные промежутки, в которых были помещены длинные, узкие, круглые сети (наподобие большого чулка), сделанные из тростника. [ 19 ]
собирались большие скопления до 1000 человек в течение одного-двух месяцев Кларк отмечает, что в начале осени на болоте Маунт-Уильям или на озере Болак в связи с ежегодной миграцией угрей. [ 21 ] Около горы Уильям была построена сложная сеть каналов, плотин, ловушек для угрей и каменных убежищ, что свидетельствует о полупостоянном образе жизни, при котором угри были важным экономическим компонентом для еды и обмена, особенно угорь с короткими плавниками . [ 22 ] Около озера Болац полупостоянная деревня осенью простиралась примерно на 35 километров (22 мили) вдоль берега реки. Джордж Огастес Робинсон 7 июля 1841 года описал часть инфраструктуры, построенной возле горы Уильям:
... Таким образом, была выделена территория площадью не менее 15 акров [6,1 га] ... Эти работы, должно быть, были выполнены с большими трудозатратами ... Должно быть, было несколько тысяч ярдов этих траншей и насыпей. Вся вода из горных ручьев проходит через эту траншею, прежде чем она достигнет болота. [ 23 ]
В середине лета собрания для церемоний и охоты проходили в Мирравуаэ, болоте недалеко от Хексема, богатом эму и другой дичью. [ 1 ]
Огонь
[ редактировать ]Чтобы помочь выращиванию растительных продуктов, таких как Мурнонг , при землепользовании использовался огонь: «Использование огня на отдельных участках земли уничтожало конкурирующие виды, удобряло почву золой и открывало территорию солнечному свету, обеспечивая обильный урожай. к весне богатые пастбища, образующиеся в результате выборочного выжигания, также привлекали животных для охоты. Эта форма землепользования применялась с большой осторожностью». [ 24 ] Уилки предположил, что режим сжигания Джаб Вуррунга был прерван как часть более широкого комплекса экологических преобразований, вызванных европейской колонизацией, и что нарушение практики управления земельными ресурсами Джаб Вуррунга способствовало увеличению риска лесных пожаров в регионе. [ 25 ]
История
[ редактировать ]Предки Джаб Вуррунг, возможно, оккупировали их земли на протяжении 40 000 лет; Самый старый известный объект оккупации, в Гариверде , датируется 22 000 лет назад .
Вполне вероятно, что Джаб Вуррунг были хорошо осведомлены о европейских колонизаторах по их связям с прибрежными племенами. Их первый явный контакт в письменных отчетах произошел с майором Томасом Митчеллом, исследовавшим западную Викторию в сентябре 1836 года, когда он застал врасплох двух женщин из утулов балуг и их детей возле горы Коул . Два года спустя, в 1838 году, началось вторжение скваттеров, когда колонисты и их стада овец поселились в стране Джаб Вуррунг. [ 21 ]
Европейское поселение 1836 года было отмечено сопротивлением вторжению, часто путем угона или кражи овец; поселенцы часто отвечали массовыми убийствами аборигенов. С 1840 по 1859 год имеются сообщения о 35 массовых убийствах и убийствах жителей Джаб Вуррунг, большинство из которых произошли до конца 1842 года. Очень немногие из этих сообщений были приняты на основании этих сообщений, чтобы привлечь поселенцев к суду. [ 26 ]
Сопротивление также принимает форму поддержания связей со страной и культурой любыми доступными способами. На горе братьев Кэмпбелл на горе Коул, основанной в 1840 году, кланам Берипмо балуг и Утул балуг было разрешено оставаться в этом районе, и им активно снабжались едой и одеждой, что устанавливало отношения заботы и защиты. Братья Кэмпбелл отговаривали белых сотрудников посещать заграничные станции, что еще больше снизило вероятность взаимодействия и конфликтов. Археологические данные показывают, что балуг Берипмо и балуг Утул сохраняли свою связь со страной , культурой и пищевой диетой на территории вплоть до 1860-х годов. [ 27 ]
В 1841 году Колорер (гора Роуз) и Буррамбип были объявлены заповедниками аборигенов , хотя только резерв Колорер использовался Джаб вуррунгом. В 1842 и 1843 годах Колорер использовался в качестве базы для партизанских атак против растущего числа скваттеров и их овец, а затем отступал в резерв, который находился под защитой помощника аборигенов защитника Чарльза Сиврайта . Сопротивление европейскому вторжению достигло пика между 1840 и 1842 годами. К 1848 году все земли Джаб Вуррунга были сквотированы, и сопротивление было сломлено за счет использования пограничной полиции и корпуса местной полиции . [ 28 ]
К 1845 году популяция Джаб Вуррунга сократилась с консервативной оценки, существовавшей до контакта с 2050 годом, до 615 человек. По оценкам, три четверти погибли от завезенных болезней, отравленной муки, зараженных одеял и голода из-за нехватки традиционных продуктов питания, а четверть убит винтовочным обстрелом. [ 29 ]
В период золотой лихорадки Джаб Вуррунг видел большое количество европейцев и китайцев, разбивавших лагеря на их землях в поисках золота, но поиски золота также привлекали многих рабочих на станциях, и поэтому люди Джаб Вуррунг часто находили работу в качестве рабочих на станциях и в качестве чернорабочих. рабочих мест вокруг станций в этот период. [ 28 ]
В 1870-х годах Джаб Вуррунг были в основном рассредоточены по резервациям: мафия Гамильтона - на озеро Конда , люди Уикклиффа - в миссию Фрамлингема , а люди Маунт-Коула - во Фрамлингем и на станцию Корандеррк . [ 28 ]
Джаб Вуррунг футбол
[ редактировать ]Утверждалось, что традиционная игра аборигенов с ударами по мячу [ б ] такие как Марн Грук оказали некоторое влияние на формирование австралийских правил футбола . Эшли Маллетт предполагает, что одним из факторов влияния могла быть форма игры среди племен виммера, и цитирует отрывок скотовода и борца за права аборигенов Джеймса Доусона о том, как в эту игру играли Джаб Вуррунг: [ 30 ] использование сшитой кожи опоссума для футбольного мяча:
Одна из любимых игр – футбол, в котором одновременно участвуют пятьдесят, а то и сто игроков. Мяч размером с апельсин сделан из кожи опоссума меховой стороной наружу... Игроки разделены на две стороны и выстроены в противоположные линии, которые всегда относятся к разному классу - белый какаду против черный какаду ..Каждая сторона старается удержать мяч, который подбрасывается рукой на небольшое расстояние, а затем бьется ногой в любом направлении. Сторона, которая наносит удары чаще и дальше, выигрывает игру. Тот, кто отправит его выше всех, считается лучшим игроком и имеет честь закопать его в землю до следующего дня. [ 31 ]
Семья Тома Уиллса переехала на станцию Лексингтон недалеко от Арарата около 1840 года, когда ему было 5 лет, и он рос, часто играя с детьми местных аборигенов и изучая местный диалект. Позже он оказал влияние на внедрение стилей «ловля» и «удар», а также на установление и систематизацию австралийских правил футбола. [ 31 ] хотя вопрос о том, повлиял ли Марн Грук на развитие игры, до сих пор обсуждается.
Джаб Вуррунг сегодня
[ редактировать ]Гариверд и национальный парк Грампианс
[ редактировать ]предложил В 1989 году министр туризма штата Виктория Стив Крэбб переименовать многие географические названия, связанные с наследием Джаба Вуррунга, в районе национального парка Гариверд - Грампианс . Это предложение встретило большую оппозицию в обществе. Центр Брамбука, представляющий пять общин аборигенов, имеющих исторические связи с этим районом, выступал за двойное название основной территории: Гариверд/Грампианс. [ 32 ]
Некоторые из изменений включали:
- Грампиан в Гариверд (горный массив)
- Гора Зеро — Мура-Мура (маленький холм)
- Холлс-Гэп в Буджу-Буджу. [ 33 ]
После двухлетнего процесса консультаций в 1991 году национальный парк Грампианс был переименован в Национальный парк Грампианс (Гариверд), но это решение вызвало споры и было отменено после смены правительства штата в 1992 году. [ 34 ] Закон о географических названиях 1998 года (Вик) восстановил двойное наименование географических объектов. и впоследствии это было принято в парке на основе названий Джардваджали и Джаб Вуррунг для объектов наскального искусства и особенностей ландшафта из Списка национального наследия Австралии со ссылкой на «Национальный парк Грампианс (Гариверд)». [ 35 ]
в Национальный парк и культурный центр Брамбук Холлс -Гэп принадлежат и управляются людьми Джардваджали и Джаб Вуррунг из пяти общин аборигенов, имеющих исторические связи с хребтами Гариверд-Грампиан и окружающими равнинами. [ 36 ]
Священные деревья и посольство Джаб Вуррунг
[ редактировать ]В 2012 году дорожные власти штата Виктория получили установленное законом разрешение от Мартанга , зарегистрированной партии аборигенов, представляющей интересы Джаба Вуррунга, на работы по модернизации Западного шоссе . Позже выяснилось, что процесс консультаций был ограничен, а протестующие утверждали, что многие придорожные деревья на 12,5-километровом участке реконструкции от Буангора до Арарата, который считается священным для народа Джаб Вуррунг, не были отведены для защиты во время работ. . [ 37 ] СМИ также сообщили, что
Власти аборигенов, подписавшие соглашение о строительстве шоссе, получили выгоду от проекта. Компания VicRoads подписала выгодную земельную сделку с ныне несуществующей партией зарегистрированных аборигенов Мартанга, которая официально одобрила проект строительства шоссе в 2013 году. Двенадцать месяцев спустя, в октябре 2014 года, дорожный департамент штата Виктория передал полномочия – всем членам одной семьи – сотни гектаров земли. землю к востоку от шоссе в рамках соглашения «Траст природы». Коммерческое подразделение Мартанга купило землю, а затем ей было возмещено ее стоимость по соглашению. В обмен на сохранение сайта от разработки Мартангу пообещали ежегодные гонорары в размере сотен тысяч долларов в течение десяти лет. Это было частью требования компенсировать разрушение дороги местной растительности, которое департамент был обязан выполнить до начала работ. [ 38 ]
С тех пор власть над регионом была передана Корпорации аборигенов Восточного Маара . [ 38 ] Зарегистрированная партия аборигенов, которая утверждает, что она договорилась о сохранении «16 деревьев, которые были определены как культурно значимые. Сюда входят два идентифицированных родильных дерева, а также другие важные деревья, такие как «указатель», «направления» и «бабушка». 'деревья'. [ 39 ] В 2018 году протестующие основали посольство по защите наследия Джаб Вуррунг в кемпинге рядом с предполагаемыми дорожными работами, стремясь остановить дорожные работы и вырубить еще 200 деревьев, которые, по их словам, имеют культурное значение. [ 37 ] В октябре 2020 года Верховный суд штата Виктория вынес запрет на дальнейшие работы. [ 40 ]
Этот спор поднял ряд дополнительных вопросов. Сенатор Лидия Торп заявила, что ни Мартанг, ни Корпорация аборигенов Восточного Маара не представляли должным образом народ Джаб Вуррунг, и что спор выдвинул на первый план вопросы прозрачности и подотчетности в процессах Совета по наследию аборигенов Виктории. [ 41 ] Женщина из Джаб Вуррунг Сисси Эйлин Остин заявила, что этот вопрос подчеркивает недостатки Викторианского Закона о традиционных соглашениях с владельцами . [ 42 ] Корпорация аборигенов Восточного Маара утверждает, что деревья, которые формально были признаны культурно значимыми, были надлежащим образом защищены. [ 39 ]
Вырубка в 2020 году 350-летнего эвкалипта Желтого ящика, называемого Деревом направлений. [ 43 ] во время модернизации дороги вызвало дальнейшие споры. [ 44 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Болагер (возможно, топоним из озера Болак , однако, по мнению Нормана Тиндейла, он мог обозначать северо-западную орду Кирраэ ) .
- Болакнгат (восточное название).
- Бунинджон, Бунинёнг ( топоним )
- Гирривурра (название орды возле Маруны ).
- Племя реки Хопкинс
- Книндовуронг
- Колор (топоним горы Роуз), Колор Куурндит, Кулур, Колорер
- Нутчейонг (название одной из орд в Мойстоне ).
- Пирт-копан-ноот (Это диалектное название к северу от Арарата).
- Пуноинджон (название озера)
- Пуртит-чалли (букв. «Искатели борьбы»)
- Тьяпвуру, Тьяпвуру, Чаап Вуронг, Чаапвуру, Джабвуру
Источник Тиндейл, 1974 г .:
Примечания
[ редактировать ]- ^ ГАР Робинсон, цитируется в Wilkie 2020 , стр. 31
- ^ Беверидж пишет о футболе, используемом среди прибрежных племен Мюррея, таких как Дади Дади , Ладжилатджи , Джитаджита , Нари-Нари , Барабабараба , Варкаварка , Вативати , Вемба Вемба и т. д., что «женщины участвуют в этой игре так же, как и мужчины. . Я видел около 200 человек (включая оба пола), участвующих в этой игре одновременно. Шар состоит из старой кожи опоссума, плотно свернутой и покрытой свежим куском кожи, прочно сшитым хвостовыми сухожилиями опоссума; Прежде чем начать игру, они распределяют стороны, каждая из которых имеет капитана, чья роль состоит в том, чтобы направлять и контролировать зачастую неуправляемую команду. Когда все в порядке, лёр начинает игру с мячом в руке; она отходит немного от себя к соперникам, бросает мяч с кажущейся небрежностью, но не успевает он долететь до земли, наносит ловкий и отнюдь не легкий удар, который, будучи правильно направлен, отправляет мяч в воздух. После этого веселье начинается совершенно серьезно... У них нет какой-то назначенной цели, к которой нужно довести мяч; вся игра просто состоит в том, чтобы удерживать мяч в движении и не допускать его падения на землю, в то время как все участники игры стараются не допустить захвата мяча противоположной стороной. Держащие мяч перебрасывают его от одного к другому со своей стороны, и именно в это время невладеющие усиленно бегают и прыгают, чтобы перехватить его в полете. Так как глаза игроков ни в коем случае не устремлены на землю, падения во время игры многочисленны и часто нелепы, особенно когда один падает, и становятся камнем преткновения, на который падает дюжина или более кучей. ; однако эти инциденты добавляют веселья к веселью, не вызывая при этом ни малейшего раздражения ( Беверидж 1883 , стр. 52–53).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1995 , с. 57.
- ^ Посольство DW
- ^ Jump up to: а б Блейк 2011 , с. 8.
- ^ Блейк 2011 , с. 9.
- ^ Wilkie 2020 , со ссылкой на Кларка 1995 г.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 .
- ^ Уилки 2020 , с. 22.
- ^ Уилки, Каир и Кларк 2020 , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с Уилки 2020 , с. 24.
- ^ Мэдден 2018 .
- ^ Уилки 2020 , с. 26.
- ^ Уилки 2020 , с. 27.
- ^ Уилки 2020 , с. 10.
- ^ Wilkie 2020 , стр. 17–18.
- ^ Wilkie 2020 , стр. 18–19.
- ^ Ричардс, Беннетт и Уэббер, 2013 , стр. 62–72.
- ^ Уилки 2020 , стр. 15, 32.
- ^ Митчелл 2011 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Невеста 1969 , с. 271.
- ^ Уилки 2020 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1995 , с. 58.
- ^ Маллетт 2002 , стр. 10–11.
- ^ Лурандос 1997 , с. 65.
- ^ Уилки 2020 , с. 35.
- ^ Wilkie 2020 , стр. 75–76.
- ^ Кларк 1995 , стр. 57–83.
- ^ Вольский 2001 , стр. 225–226.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1995 , стр. 58–60.
- ^ Маллетт 2002 , стр. 8–9.
- ^ Доусон 1881 .
- ^ Jump up to: а б Маллетт 2002 , с. 12.
- ^ Костанский 2014 , с. 275.
- ^ Кларк и Харрадин 1990 .
- ^ Уилки 2018 , стр. 113–135.
- ^ Викнеймы .
- ^ Пиерис 2016 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Новости ABC: Омбудсмен 2020 .
- ^ Jump up to: а б ABC News: земельная сделка 2019 .
- ^ Jump up to: а б Корпорация аборигенов Восточного Маара .
- ^ Новости ABC: Верховный суд 2020 .
- ^ Торп 2019 .
- ^ Остин 2020 .
- ^ Магомет 2020 .
- ^ Кампмарк 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Остин, Сисси Эйлин (27 октября 2020 г.). «Уничтожение священного дерева в стране Джаб Вуррунг разбило наши сердца» . Хранитель . Проверено 30 октября 2020 г. .
- Беверидж, Питер (1883). «Об аборигенах, населяющих великую озерную и речную впадину Нижнего Мюррея» . Журнал и труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 17 :19–74. дои : 10.5962/стр.358946 . S2CID 259702285 — через BHL .
- Блейк, Барри Дж. (2011). Диалекты западного кулина, западной Виктории Яртватжали, Tjapwurrung, Djadjawurrung (PDF) . Университет Ла Троб .
- Невеста, ТФ (1969). Письма пионеров Викторианской эпохи . Мельбурн: Хайнманн. п. 271.
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 57–84. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д .; Харрадин, Лайонел Л. (1990). Восстановление названий Джардваджали и Джаб-вуррун для мест наскального искусства и ландшафтных особенностей в национальном парке Грампианс и вокруг него . Туристический отдел Кури. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 6 мая 2017 г.
- Доусон, Джеймс (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов в западном округе Виктории, Австралия (PDF) . Мельбурн: Джордж Робертсон – через Интернет-архив .
- «Люди Джаба Вуррунга добились в Верховном суде временного прекращения работ на Западном шоссе» . Австралия: Новости ABC. 29 октября 2020 г.
- «Документы разоблачают земельную сделку, стоящую за спором о священных деревьях на западном шоссе Виктории» . Австралия: Новости ABC. 5 сентября 2019 г.
- Корпорация аборигенов Восточного Маара. «Медиа-релиз - Дерево Fiddle Back и Western Hwy» .
- «Национальный парк Грампианс (Гариверд)» . Викнеймы . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- Кампмарк, Биной (4 ноября 2020 г.). «Распиловка священного: вырубка дерева направлений Джаб Вуррунг» . Контрпанч .
- Костански, Лаура (2014). «Дуэльные имена: как топонимы (топонимы) могут отражать гегемонистские истории и альтернативные повествования» (PDF) . В Кларке, Ян Д .; Геркус, Луиза ; Костански, Лаура (ред.). Топонимы коренных народов и меньшинств: австралийские и международные перспективы . Издательство Австралийского национального университета . стр. 273–292. ISBN 978-1-925-02162-2 .
- Лурандос, Гарри (1997). Континент охотников-собирателей: новые перспективы австралийской предыстории . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-35946-7 .
- Мэдден, Рэй (2018). «Источники путаницы по поводу социальной и территориальной организации в Западной Виктории». В МакКонвелле, Патрик; Келли, Пирс; Лакрамп, Себастьян (ред.). Кожа, родственники и клан: динамика социальных категорий коренных народов Австралии . АНУ Пресс . дои : 10.22459/SKC.04.2018 . ISBN 978-1-76046-163-8 .
- Магомет, Аманда (5 ноября 2020 г.). «Верните дерево направлений!» . Посольство Джап Вуррунг . Проверено 11 октября 2021 г.
- Маллетт, Эшли (2002). Черные повелители лета: история тура аборигенов 1868 года по Англии и за ее пределами . Университет Квинсленда Пресс . стр. 169–175. ISBN 978-0-702-23262-6 .
- Мартин, Лиза (22 августа 2019 г.). «Протестующие защищают священные 800-летние деревья Джап Вуррунг, поскольку приближается крайний срок для полиции» . Хранитель . Проверено 15 декабря 2019 г.
- Митчелл, TL (2011) [Впервые опубликовано в 1838 году]. Три экспедиции во внутренние районы Восточной Австралии: с описаниями недавно исследованного региона Австралии Феликс и нынешней колонии Нового Южного Уэльса . Том. 2. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-03063-2 .
- Пиерис, Анома (2016). Культурные центры и музеи коренных народов: иллюстрированный международный обзор . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-442-26407-6 .
- Ричардс, Томас; Беннетт, Кэтрин М; Уэббер, Гарри (2013). «Посмертное дерево аборигенов с юго-запада Виктории, Австралия». Журнал полевой археологии . 37 (1): 62–72. дои : 10.1179/0093469011z.0000000005 . S2CID 129783046 .
- Торп, Лидия (7 ноября 2019 г.). «Людей Джаба Вуррунга терпели неудачи и предавали на каждом шагу» . Крики . Проверено 30 октября 2020 г. .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Тьяпвуронг (ВИК)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 6 мая 2017 г.
- «Омбудсмен штата Виктория считает, что правительство штата действовало «добросовестно» в отношении проекта Western Highway» . Австралия: Новости ABC. 31 июля 2020 г.
- Уилки, Бенджамин (2018). «Права, примирение и восстановление имен Джабвуррунг и Джардваджали Грампиансу-Гариверду» . Викторианский исторический журнал . 89 (1): 113–135 – через ResearchGate .
- Уилки, Бенджамин (2020). Гариверд: Экологическая история Грампианцев . Издательство CSIRO.
- Уилки, Бенджамин; Каир, Фред; Кларк, Ян Д. (2020). «Вулканизм в устных традициях австралийских аборигенов: этнографические данные из провинции Новых вулканов» . Журнал вулканологии и геотермальных исследований . 403 : 4. Бибкод : 2020JVGR..40306999W . doi : 10.1016/j.jvolgeores.2020.106999 . S2CID 224945380 .
- Вольски, Натан (2001). «На Западном фронте не все спокойно: переосмысление сопротивления и границ в историографии аборигенов» . В Расселе, Линетт (ред.). Колониальные границы: встречи коренных народов и европейцев в обществах поселенцев . Издательство Манчестерского университета . стр. 216–235. ISBN 978-0-719-05859-2 .