Возвращение в море (сериал)
Вернуться к морю | |
---|---|
Жанр | Научный документальный фильм |
Представлено | Билл Ловин |
Рассказал | Билл Ловин |
Композитор | Роберт Гриффин |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Язык оригинала | Английский |
Количество сезонов | 2 (плюс специальный) |
Количество серий | 14 |
Производство | |
Продюсеры | Джим Брамлетт , Билл Ловин |
Кинематография | Билл Ловин |
Время работы | ок. 27 минут (1991–1992) ок. 58 минут (1995) |
Производственные компании | Центр общественного телевидения UNC / Общественное телевидение Северной Каролины и морская графика |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | ПБС |
Выпускать | 1991 1992; 1995 | –
«Возвращение в море» - американский научно- документальный телесериал, который транслировался на канале PBS с 1991 по 1992 год, с дополнительным специальным выпуском, который транслировался в 1995 году. В сериале основное внимание уделяется темам, представляющим интерес для любительского дайвинга и сохранения океанической и прибрежной среды.
Краткое содержание
[ редактировать ]Подводный оператор Билл Ловин [ 1 ] представляет сериал, в котором зрители «возвращаются в море» в каждой серии. Эпизоды охватывают широкий спектр тем, включая морскую биологию , кораблекрушения и морскую археологию , подводную фотографию, декомпрессионную болезнь , глубоководные исследования, угрозы морской и прибрежной среде и подводным археологическим объектам, а также вклад обычных людей в любительский дайвинг и охрану природы. Повторяющиеся темы в сериале: как усовершенствования снаряжения для дайвинга сделали рекреационный дайвинг безопасным и доступным для всех, а не только для ученых, исследователей и искателей приключений; как человеческая невнимательность и бездумность могут нанести вред окружающей среде и поставить под угрозу дикую природу; и как обычные люди могут способствовать пониманию и сохранению морской и прибрежной среды.
Производственные примечания
[ редактировать ]Некоторые получасовые выпуски, транслировавшиеся в 1991 и 1992 годах, охватывают отдельные темы, тогда как другие разделены на два отдельных сегмента. Специальный выпуск 1995 года - единственный часовой выпуск, состоящий из трех отдельных сегментов.
Билл Ловин был сопродюсером сериала, представляет и рассказывает каждый эпизод, написал некоторые эпизоды и запечатлел подводную кинематографию, использованную в сериале. Центр общественного телевидения UNC , переименованный в Общественное телевидение Северной Каролины во втором сезоне шоу , продюсировал сериал совместно с компанией Ловина Marine Grafics.
История трансляций
[ редактировать ]Премьера сериала «Возвращение к морю» состоялась на канале PBS в 1991 году, в первом сезоне было семь получасовых серий. В 1992 году последовал второй сезон из шести получасовых серий. Последняя часовая серия вышла в эфир в 1995 году.
Эпизоды
[ редактировать ]1 сезон (1991)
[ редактировать ]Сезон | Эп № | Заголовок | Режиссер | Написал | Исходная дата выхода в эфир | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 101 | «День на рифе» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
Обсуждение кораллов , в том числе кораллов-мозгов , кораллов лося , кораллов-столбов и кораллов-валунов , а также конструкции коралловых рифов , а также изучение существ, активных на карибских рифах в дневное время. На рассвете животные, активные ночью, такие как белка , черный криноидей , острохвостый угорь , золотохвостая мурена , пятнистая мурена и зеленая мурена , ищут укрытие на день в расщелинах, под уступами или уходя в более глубокую и темную воду. другая популяция – коралловые рифовые рыбы и салатные слизни Через тридцать минут после восхода солнца вокруг рифа кишит . К середине утра дайверы-любители плавают вокруг рифа, и рыбы-попугаи со светофором , желтоголовая челюсть , южные скаты , черные джеки , груперы , рыба-чистильщик , рыба-бабочка , рыба-труба , павлинья камбала и губки активны . К вечеру риф почти пуст, так как существа, активные днем, уже отступили на ночь. | ||||||
1 | 102 | «Тайны акулы» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
Эпизод развеивает различные мифы об акулах , в том числе представление о том, что они агрессивны по отношению к дайверам, и описывает их анатомию и чувства. Он включает в себя погружение на место крушения подводной лодки USS Tarpon у мыса Хаттерас , Северная Каролина , для изучения песчаной тигровой акулы и ее среды обитания, а также поездку на остров Кокос в Тихом океане у побережья Коста-Рики для съемок белоперой рифовой акулы и акулы-молота. , а также манта , родственник акулы. | ||||||
1 | 103 | «Искусство подводной фотографии/Чувства рыбы» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
В первом сегменте эпизода, «Искусство подводной фотографии», рассматриваются проблемы и преимущества фотографирования и создания фильмов под водой, которые к началу 1990-х годов стали самым популярным занятием для дайверов-любителей. В этом сегменте обсуждаются проблемы фотографирования кораблекрушений , а также съемок и фотографий при разных уровнях освещенности и на разных глубинах; как достижения в области фотоаппаратов и технологий освещения к началу 1990-х годов сделали подводную фотографию дешевле, проще и доступнее для дайверов; и как фотография позволяет лучше понять детали анатомии и поведения морских существ. Второй сегмент, «Чувства рыб», описывает чувства зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания у морских существ, в том числе то, как различается зрение у рыб, кальмаров , крабов и омаров , раковин , гребешков и моллюсков ; какую пользу приносит белке превосходное ночное зрение ; как рыбы используют ноздри для обоняния; как крабы одновременно чувствуют запах окружающей среды и пробуют ее своими ногами; как рыба-коза использует усики , чтобы ощупывать дно океана; боковая линия — орган чувств, уникальный для рыб; и ампулы Лоренцини , которые дают акулам и скатам, таким как южный скат, способность чувствовать электрические поля . В этом сегменте также рассказывается о том, как камбала использует зрение, чтобы маскироваться ; как рыба-жаба издает звуки, чтобы найти себе пару и отпугнуть другую рыбу; как салатный морской слизень и плоские черви используют свою окраску, чтобы сигнализировать хищникам, что они неприятны на вкус; и как рыба-попугай использует кокон из слизи, чтобы не допустить попадания своего запаха к хищникам, пока она спит ночью. | ||||||
1 | 104 | «Океан ночью/Море Кортеса» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
В первом сегменте эпизода, «Ночной океан», обсуждается легкость и безопасность ночного дайвинга и возможности, которые он создает для встречи с существами, которые слишком пугливы, чтобы приближаться к ним при дневном свете, или активны и видимы только ночью. В этот сегмент вошли кадры с изображением фугу цесарки , корзинчатой звезды , морского пера , хрупкой звезды и морского огурца ; морские ежи , креветки и морские черви ; «живая цепочка» планктонных существ; медузы , крабы и омары ; ( мыльная рыба включая первый когда-либо снятый брачный ритуал этого вида ); и осьминог . Во втором сегменте, «Море Кортеса», обсуждается новейшее море в мире, Море Кортеса (также известное как Калифорнийский залив и Море Кортеса), среда обитания, которую оно обеспечивает, и его дикая природа, включая коричневого пеликана . киты , дельфины , морские львы , скаты-манты , акулы-молоты , спинороги , рыбы-бабочки и губаны . В нем также обсуждается, как использование ДДТ однажды угрожало исчезновению бурого пеликана; как чрезмерный вылов рыбы привел к резкому сокращению популяций молотоголовых и мант в море Кортеса; как чрезмерная охота когда-то угрожала существованию популяции морских львов; и другие аспекты воздействия человека на морских обитателей. | ||||||
1 | 105 | «Кладбище Атлантики... Кладбище Тихого океана» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
Воды у Хаттерас мыса в Северной Каролине и в лагуне Трук (ныне лагуна Чуук ) в Микронезии известны как кладбища кораблей, и в обеих есть множество обломков кораблей, затонувших во время Второй мировой войны . Крушение танкера SS Cassimer создало искусственный риф , на котором обитают тропические существа Карибского моря , такие как рыба-бабочка и лангусты , которые путешествуют на север по Гольфстриму в воды Северной Каролины; рыболовные сети и ловушки для рыбы , зацепившиеся и брошенные на месте крушения, по-прежнему убивают многих существ. Погружения в лагуне Трук на обломки авиатранспорта «Фудзикава Мару» на глубине 50 футов (15 м), эсминца «Фумизуки» на глубине 130 футов (40 м) и грузового лайнера «Сан-Франциско Мару» на глубине 170 футов (52 м) показывают как типы кораллов на затонувших кораблях меняются с глубиной и как более глубокие затонувшие корабли не могут поддерживать рост кораллов. На кадрах Фудзикавы Мару можно увидеть Mitsubishi A6M Zero истребитель в ее трюме , пулемет к нему с боеприпасами и 4,7-дюймовую (120-мм) пушку на ее палубе; это Фумизуки изображена 4,7-дюймовая (120-мм) пушка на ее палубе; а на Сан-Франциско Мару изображены танк и 3-дюймовая (76-мм) пушка на ее палубе, морские мины в ее трюме и грузовики Toyota в ее трюме и на ее палубе. В эпизоде также рассказывается, как коррозия , морские черви , турбулентность воды и охота за человеческими сувенирами со временем разрушают затонувшие корабли в морской воде, и как морские спасательные операции серьезно повредили затонувший танкер SS John D. Gill у мыса Хаттерас. В этом эпизоде отсутствие правовой и этической защиты затонувших кораблей на мысе Хаттерас сравнивается с ситуацией в лагуне Трук, где законы защищают затонувшие корабли, чтобы их можно было сохранить как исторические напоминания о Второй мировой войне и как достопримечательности для дайверов-любителей. | ||||||
1 | 106 | «Люди, которые меняют мир» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
Профили Норин Роуз, Джилл Робинсон и Теда Бридиса. Роуз, домохозяйка из Палм-Бич , штат Флорида , занялась любительским дайвингом , стала инструктором по подводному плаванию и защитником природы. Она выступает за ограничение или запрет подводной охоты , следит за посещением ее района морскими черепахами и преодолела приступ декомпрессионной болезни («изгибы»), чтобы продолжить дайвинг. Робинсон, написавшая книгу для дайверов-инвалидов, и Бридис, консультирующая ветеранов-инвалидов, сами являются инвалидами. Им передвигаться в воде легче, чем на суше, и они используют изобретенные ими протезы и приспособления, чтобы компенсировать свои недостатки во время ныряния. Тем не менее, они сталкиваются с сопротивлением своей деятельности по дайвингу со стороны некоторых дайв-лодок капитанов , владельцев и сотрудников дайв-центров , которые продолжают считать, что дайвинг опасен для людей с ограниченными возможностями. Эпизод включает в себя обсуждение декомпрессионной болезни, контроля плавучести и дайвинга с напарником , а также кадры взаимодействия Роуз с морскими черепахами и коза , сержант-майор и зеленая мурена, с которыми Робинсон, Бридис и Ловин столкнулись во время погружения на место крушения береговой охраны США катера USCGC Duane у берегов Флориды. | ||||||
1 | 107 | «Риф в конце пути/Последние дни ламантина» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1991 | |
В первом сегменте эпизода, «Риф в конце дороги», рассматриваются угрозы коралловому рифу у острова Флорида-Кис . В нем обсуждается, как мангровые леса и морская трава защищают риф от стока с берега, и как экономическое развитие и бурный туризм на Флорида-Кис позволили стоку достичь такого уровня, что теперь он достигает рифа, вызывая эвтрофикацию , при которой водоросли убивают кораллы. . Рост туризма и другой человеческой деятельности также привел к увеличению загрязнения и ущерба рифу из-за посадки на мель кораблей и лодок, постановки на якорь и деструктивного поведения дайверов-любителей. В этом сегменте описываются усилия по защите рифа путем установки причальных буев для сокращения использования якорей , уборки выброшенного мусора, ограничения и зонирования движения судов и лодок и туристической деятельности, ограничения прибрежной застройки для сохранения мангровых зарослей, обучения детей необходимости сохранения и защита рифов и мангровых зарослей, создание искусственных рифов для создания дополнительных мест обитания морской жизни и отвлечение дайверов-любителей от естественных рифов, а также создание и расширение Национальные морские заповедники США . Во втором сегменте, «Последние дни ламантина», обсуждается эволюция, анатомия и поведение находящегося под угрозой исчезновения ламантина (или «морской коровы»), его сокращение с 60 000 особей, распространившихся от Техаса до Северной Каролины , до примерно 1 000, ограниченных центральная и южная Флорида, и как деятельность человека способствовала сокращению численности ламантинов из-за снижения качества воды, утраты среды обитания, конкуренции с людьми во внутренних районах зимовки ламантинов, короче продолжительность жизни и смертность в результате столкновений с кораблями и лодками. |
2 сезон (1992)
[ редактировать ]Сезон | Эп № | Заголовок | Режиссер | Написал | Исходная дата выхода в эфир | |
---|---|---|---|---|---|---|
2 | 201 | «Жизнь в солончаке / Большая зачистка» | в титрах не указан | Дэвид Харди | 1992 | |
В первом сегменте эпизода, «Жизнь в солончаке», описывается, как прибрежное солончак , затопленный морской водой во время прилива, а затем осушенный, когда прилив уходит, является самой продуктивной экосистемой на земле, защищающей землю. от эрозии волнами, фильтруя и насыщая кислородом воду, служа питомником для молодых морских существ и являясь экономически важным источником морепродуктов . В этом отрывке документируется поездка Морского музея Северной Каролины на солончаки и описываются приспособления и поведение растений и животных, которые живут в солончаках или посещают их, в том числе маринады , болотные барвинки , грязевые улитки , крабы-отшельники , крабы-пауки , мечехвосты , ромбовидные черепахи , североамериканские речные выдры и такие птицы, как рельсы , цапли , чайки (подчеркнуто смеющиеся чайки ), цапли , ибисы и бурые пеликаны . В этом сегменте также обсуждаются угрозы солончакам, создаваемые вторжением человека, такие как разрушение среды обитания, загрязнение окружающей среды и катание на лодках. Второй сегмент, «Большой размах», документирует деятельность в Северная Каролина , которые участвовали в Big Sweep – ежегодном однодневном общенациональном волонтерском мероприятии по сбору мусора вдоль пляжей, рек и озер Соединенных Штатов – и подчеркивают особую опасность, которую пластиковый мусор представляет для водных диких животных. | ||||||
2 | 202 | «Глубоководные тайны» | в титрах не указан | Джим Брамлетт | 1992 | |
Описание возможностей и операций исследовательской подводной лодки Johnson Sea Link I , работающей с плавбазы «Сьюард Джонсон» у мыса Хаттерас , Северная Каролина , для исследования средней толщи воды и бентоса с целью определения возможного воздействия на окружающую среду предлагаемого морского бурения. там . Кульминацией эпизода является погружение на глубину 3000 футов (910 м) для отбора проб керна в подводном каньоне , где подводный аппарат сталкивается с морским снегом и запутанным ландшафтом. | ||||||
2 | 203 | «Тайна изгибов» | в титрах не указан | Дэвид Харди | 1992 | |
Обсуждение открытия, истории изучения, причин, симптомов, опасностей и лечения декомпрессионной болезни , известной как «повороты». В этом эпизоде описываются преимущества и недостатки дайв-таблиц и подводных компьютеров , а также функция рекомпрессионной камеры при лечении виражей, а также исследуются различные до сих пор загадочные и противоречивые аспекты декомпрессионной болезни, включая такие факторы риска, как возраст дайвера и перелет после дайвинг. Он включает в себя поездки в экспериментальное водолазное подразделение ВМС США в Панама-Сити-Бич , штат Флорида , и в Университет Дьюка для ознакомления с исследовательской деятельностью, направленной на улучшение понимания изгибов, а также посещение сети оповещения дайверов , где добровольцы обслуживают телефоны для предоставления советов и помощи дайверам. дайверы, заразившиеся этим недугом. | ||||||
2 | 204 | «Воссоединение» | в титрах не указан | Билл Ловин | 1992 | |
История о потоплении во время Второй мировой войны немецкой подводной лодки U-352 катером береговой охраны США USCGC Icarus у берегов Северной Каролины 9 мая 1942 года; обнаружение U-352 затонувшей в 1975 году; и его последующая популярность как места для дайвинга. Кульминацией эпизода является встреча в Северной Каролине членов экипажей U-352 и «Икара » на поминальной службе по U-352 экипажу в 50-летие со дня ее затопления 9 мая 1992 года. Эпизод включает интервью. с членами экипажа обоих кораблей и с одним из водолазов, обнаруживших затонувшее судно. | ||||||
2 | 205 | «Маленький мир» | в титрах не указан | в титрах не указан | 1992 | |
Дайверы имеют лишь ограниченное время под водой во время исследования кораллового рифа и часто упускают из виду мелкие детали, пока позже не изучат фотографии и видеозаписи. В этом эпизоде рассказывается об этих более мелких вещах, в том числе о коралловых полипах , о том, как они строят рифы, об их симбиотических отношениях с водорослями и обесцвечивании кораллов ; морские анемоны ; планктон ; морские огурцы ; станции очистки и крошечные рыбы-чистильщики, такие как бычки , которые обитают на кораллах или губках и чистят более крупную рыбу, включая морских окуней , рыб-попугаев-стоп-сигналов и барракуд ; Креветка-чистильщик Педерсона , которая также чистит рыбу и прячется среди щупалец кольчатой анемоны рядом с щелкающей креветкой ; изопода , паразитирующая на рыбе -солдатке с черной полосой ; моллюски , такие как раковина , салатный морской слизень и улитка с языком фламинго ; как кормление груперов Нассау с рук изменило их обычно пугливое поведение по отношению к дайверам; а также анатомия и поведение групперов. | ||||||
2 | 206 | «Риф... и тропический лес» | в титрах не указан | Джим Брамлетт | 1992 | |
Поездка в Белиз, чтобы увидеть сходство двух самых разнообразных и активных сред на земле – кораллового рифа и тропического леса . В этом эпизоде обилие кораллов и разнообразие среды обитания, которую они создают, сравнивается с обилием растений в тропических лесах и разнообразием мест их обитания; описывает изобилие жизни в каждой среде, как организмы в обеих средах – например, кораллы и губки на рифах и растения в тропических лесах – должны конкурировать за пространство, и как насекомые в тропических лесах и мелкие рифовые существа колонизируют каждую экологическую нишу ; показывает параллельные стратегии выживания рифовых существ, растений и животных тропического леса, такие как использование шипов и шипов для отпугивания хищников и маскировки для их обмана; и обсуждает современный Белиз-Сити и цивилизацию майя , которая когда-то процветала в Белизе. В эпизод включены кадры Белизского барьерного рифа – части Мезоамериканской системы барьерных рифов , второго по величине в мире после Большой Барьерный риф , а также рифы у Белиза и тропические леса внутри страны; тапира , , маргая , ягуара , тукана , глазчатой индейки , ревуна , саги , морского ежа , камбалы , рыбы-камня рыбы -трубы и зеленой виноградной змеи ; о ящерице , термитах и их гнезде, летучих мышах в разрушенном храме майя, а также о птицах-фрегатах и олушах на рифе Маяк ; а также Белиз-Сити, руины майя в Белизе и Тикаль в соседней Гватемале . В эпизоде обсуждается ущерб, нанесенный рифу обесцвечиванием кораллов и неосторожными действиями дайверов, уничтожение тропических лесов ради создания сельскохозяйственных угодий, а также усилия правительства Белиза по сохранению рифа, рифов и тропических лесов путем развития экотуризма. , что делает сохранение природы экономически важным для местного населения. В нем также освещается работа совладельцев коттеджа Чан Чич по развитию экотуризма с целью сокращения незаконной деятельности в тропических лесах и предоставления местному населению финансовой заинтересованности в его сохранении и Шарон Матола , основатель и директор зоопарка Белиза , призван дать жителям Белиза возможность лучше оценить тропический лес и его животных. |
Специальный (1995)
[ редактировать ]Сезон | Эп № | Заголовок | Режиссер | Написал | Исходная дата выхода в эфир | |
---|---|---|---|---|---|---|
— | 301 | «Океаны под стеклом/Плавание с китами/Киты не плачут» | в титрах не указан | Джим Брамлетт , Билл Ловин | 1995 | |
Первый сегмент специального выпуска, «Океаны под стеклом», посвящен работе аквариумов Северной Каролины и подчеркивает, насколько реки, звуки , болота и барьерные острова важны для обитателей океана. Сегмент охватывает экскурсии в аквариумы, организацию школьных посещений и сбор животных на солончаках ; их сенсорные танки и то, как они создают кораблекрушений изображения ; оборудование и методы, которые они используют для приготовления соленой воды , поддержания качества воды для организмов в своих аквариумах и кормления аквариумных животных; а также их программа спасения и реабилитации морских черепах , а также исследование причин смертности морских черепах. В этом сегменте также описывается почти вымирание, восстановление, гнездование и выращивание птенцов скопы , а также посещение приливного бассейна на скалистом обнажении на побережье Северной Каролины . Он включает в себя кадры с личинками комаров , мечехвостами , различными крабами , включая синего краба , рыбу-гребенчатку американских , аллигаторов , зеленых черепах , черепах-головоголовок. , изопода , морская звезда , крабы-кроты и полосатый рак-отшельник , живущие в раковине лунной улитки . Во втором сегменте, «Плавание с китами», рассказывается о Дэйве Вудворде – новаторском дайвере-любителе, инструкторе по подводному плаванию и подводном фотографе, который в 1976 году работал с Марлоном Перкинсом в качестве фотографа для фильма «Дикое королевство » во время съемок горбатых китов – когда он снова плавает. вместе с ними на местах зимовки и отела в Силвер-Бэнк в Карибском море . Сегмент включает в себя обширные видеозаписи китов и обсуждает их социальное и брачное поведение, исследования их индивидуальных особенностей и общей численности, а также песни китов . Третий фрагмент, название которого взято из стихотворения Д.Х. Лоуренса «Киты не плачут», документирует смерть истощенной молодой самки кашалота на пляже в Райтсвилл-Бич , Северная Каролина, и последующее вскрытие , которое показало, что ее желудок был полон мусор, выбрасываемый людьми, что подчеркивает опасность, которую антропогенный мусор представляет для морских существ. |
Доступ к эпизодам и сегментам на основе добросовестного использования
[ редактировать ]В 2020 году Билл Ловин создал веб-сайт OceanArchives и загрузил на него все 14 полных серий « Возвращение в море », а также отдельные видеофайлы некоторых отдельных фрагментов многосегментных эпизодов, чтобы их можно было просмотреть, загрузить и и используется бесплатно в некоммерческих целях в соответствии с политикой добросовестного использования с целью оказания помощи преподавателям и студентам. [ 1 ] [ 2 ] Отдельные эпизоды и сегменты доступны следующим образом:
- Политика добросовестного использования видео в OceanArchives
- Возвращение в море. Эпизод 101 «День на рифе» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 102 «Тайны акулы» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 103 «Искусство подводной фотографии» и «Чувства рыбы» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 103. Сегмент «Искусство подводной фотографии» в Ocean Archives.
- Возвращение в море. Эпизод 103, сегмент "Чувства рыбы" в Ocean Archives.
- Возвращение в море. Эпизод 104 «Океан ночью» и «Море Кортеса» в OceanArchives.
- Возвращение в море, эпизод 104 серии «Океан ночью» в OceanArchives
- Возвращение в море. Эпизод 104. Сегмент «Море Кортеса» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 105 «Кладбище Атлантики… Кладбище Тихого океана» в OceanArchives
- Возвращение в море, серия 106 «Люди, которые меняют мир» в OceanArchives
- Возвращение в море. Эпизод 107 «Риф в конце пути» и «Последние дни ламантина» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 201 «Жизнь в солончаке» и «Большая зачистка» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 202 «Тайны глубоководного моря» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 203 «Тайна изгибов» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 204 «Воссоединение» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 205 «Маленький мир» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 206 «Риф... и тропический лес» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 301 «Океаны под стеклом», «Плавание с китами» и «Киты не плачут» в OceanArchives.
- Возвращение в море. Эпизод 301. Сегмент "Океаны под стеклом" в OceanArchives.
- Возвращение в море, эпизод 301 серии «Плавание с китами» в OceanArchives
- Возвращение в море, эпизод 301 серии «Киты не плачут» в OceanArchives