Ранняя история Южной Африки
История Южной Африки |
---|
Хронология |
Список лет в Южной Африке |
Портал Южной Африки |
Предыстория Южной Африки (и, неотделимо, более широкого региона Южной Африки ) длится от среднего каменного века до 17 века. Южная Африка была впервые достигнута Homo sapiens около 130 000 лет назад, а возможно, и раньше 260 000 лет назад. [1] Этот регион оставался в позднем каменном веке первые следы скотоводства до тех пор, пока около 2000 лет назад не появились . Миграция банту достигла территории нынешней Южной Африки примерно в первом десятилетии III века, более 1800 лет назад. [2] Ранние королевства банту были основаны в 11 веке.Первый контакт с европейцами датируется 1488 годом, но европейская колонизация началась в 17 веке (см. Историю Южной Африки (1652–1815) ).
Средний каменный век
[ редактировать ]Средний каменный век охватывает период от 300 000 до 50 000 лет назад. Охотники-собиратели Южной Африки, , называли сан которых их соседи-скотоводы, койхои , а европейцы - бушменами , по всей вероятности, являются прямыми потомками первых анатомически современных людей, мигрировавших в Южную Африку более 130 000 лет назад. Термин койсан объединяет население Южной Африки до банту. Он вошёл в употребление в начале-середине 20 века и первоначально был придуман Исааком Шаперой примерно в 1930 году. [3] Он вошёл в более широкое употребление с 1960-х годов, на основе предложения о языковой семье « койсан » Джозефа Гринберга . Имя Сан в антропологическом использовании является производным от этого соединения и начало заменять слово «бушмены» с 1970-х годов (см. Люди сан#Имена ). Этот термин постепенно заменил прежний термин «Cape Blacks» или «Western Cape Blacks» , от которого произошел термин « Капоид», используемый в антропологической литературе 20-го века. Использование койсанидов в генетической генеалогии было предложено Кавалли-Сфорца, Л. Лукой и др., «История и география человеческих генов» (1994).
Считается, что популяции Homo sapiens, предки койсанов Южной Африки, представляли собой самую крупную человеческую популяцию на протяжении большей части анатомически современного человечества , от их раннего разделения до 150 тысяч лет назад до недавнего заселения Евразии примерно 70 тысяч лет назад. [4] Они были гораздо более распространены, чем сегодня, а их современная среда обитания сократилась из-за их уничтожения в ходе экспансии банту. Они были рассеяны по большей части Южной и Юго-Восточной Африки. произошла также значительная обратная миграция носителей гаплогруппы L0 митохондриальной ДНК Между 120 и 75 тыс. лет назад в восточную Африку. Рито и др. (2013) предполагают, что давление, вызванное такой обратной миграцией, возможно, даже способствовало расселению восточноафриканского населения за пределы Африки примерно на 70 тысяч лет назад. [5] В период среднего каменного века климат колебался между ледниковым, дождливым и все более влажным, что заставило первых охотников-собирателей Южной Африки адаптировать свои технологические достижения, передвижения и стратегии добывания пищи. [6]
В пещере Бломбос хранятся личные украшения и, предположительно, инструменты, используемые для создания художественных изображений, а также костяные орудия. [7] Still Bay и Howieson's Poort используют различные технологии инструментов. [8]
Популяции койсанидов, предки койсанов, были распространены на большей части территории Южной и Восточной Африки на протяжении позднего каменного века, примерно 75 000 лет назад. Дальнейшее расширение, датированное примерно 20 000 лет назад, было предложено на основе распределения гаплогруппы L0d . Рито и др. предполагают связь этого недавнего расширения с распространением щелкающих согласных в восточноафриканские языки ( язык хадза ). [5] промышленность среднего каменного века Сангоанская занимала юг Африки в районах, где годовое количество осадков составляет менее метра (1000 мм; 39,4 дюйма). [9] Современные народы сан и кой напоминают тех, кого представляют древние сангоанские скелеты.
Поздний каменный век
[ редактировать ]Поздний каменный век в Южной Африке соответствует поздней фазе Сангоа , начавшейся около 50 000 лет назад, за которой последовала культура Лупембана , примерно с 30 000 до 12 000 лет назад (также известная как «Второй промежуточный», между средним и поздним каменным веком).Термин «поздний каменный век» был введен для Южной Африки в 1929 году Джоном Хилари Гудвином и К. ван Рит Лоу. [10] За Лупембаном следует так называемая индустрия Олбани (12–9 000 лет назад). Наконец, время от 9000 до 2000 лет назад (7-1 тысячелетия до н. э.) приходится на так называемый «инвентарь Вильтона» микролитов . [11]
Начиная примерно с 2000 лет назад, здесь наблюдаются следы скотоводства . Это отражает прибытие пастухов -койхоев ; с этого времени охота и собирательство постепенно уступили место скотоводству как доминирующему виду экономической деятельности. Считается, что появление домашнего скота привело к появлению концепций личного богатства и собственности, а также к установлению политической структуры вождеств.
Расширение банту и последствия
[ редактировать ]Долгое время считалось, что примерно в середине I тысячелетия экспансия банту достигла Южной Африки из дельты реки Нигер . [12] но недавние археологические исследования свидетельствуют о присутствии говорящих на языке банту в этом регионе еще в III веке нашей эры. [2] Говорящие на языке банту не только имели домашних животных , но и занимались сельским хозяйством, выращивая просо, сорго и другие культуры. Они также демонстрировали навыки работы с железом и жили в оседлых деревнях. Банту прибыли в Южную Африку небольшими волнами, а не одной сплоченной миграцией. Некоторые группы, предки народов нгуни ( зулу , коса , свази и ндебеле ), предпочитали жить недалеко от побережья. Другие, теперь известные как народы сото-тсвана ( тсвана , педи и басуто ), поселились в Хайвельде, в то время как сегодняшние народы венда , лемба и тсонга поселились в северо-восточных районах Южной Африки. [ нужна ссылка ]
Говорящие на банту и койсанские племена смешались, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, показывающие взаимодействие двух разных групп. Тип контакта остается неизвестным, хотя лингвистические доказательства интеграции сохранились, доказывая, что взаимодействие было хорошо установлено, поскольку несколько языков банту (особенно коса и зулу ) включили в себя щелкающий согласный, характерный для койсанских языков . [ нужна ссылка ]
Хойхой стал продвигаться дальше на юг, достигнув мыса . По пути они породнились с охотниками-собирателями, которых называли Сан (по происхождению уничижительный термин, основанный на термине «подбирать с земли», т.е. «собирать, собирать мусор»).Считается, что сами сан были оттеснены как наступавшими банту, так и койхойами, отступившими в глубь Калахари . [ нужна ссылка ]
Экспансия банту была одним из крупнейших демографических движений в предыстории человечества, охватившим большую часть африканского континента во 2-м и 1-м тысячелетиях до нашей эры. Сообщества, говорящие на языке банту, достигли юга Африки из бассейна Конго к началу веков нашей эры. Некоторые группы мигрантов, предки сегодняшних народов нгуни ( зулу , коса , свази и ндебеле ), предпочитали жить недалеко от восточного побережья территории современной Южной Африки. [13] Другие, ныне известные как народы сото-тсвана ( тсвана , педи и сото ), поселились во внутренних районах плато, известного как Хайвельд, в то время как сегодняшние венда , лемба и народы тсонга поселились в северо-восточных районах настоящего. -день Южной Африки. [ нужна ссылка ]
Королевство Мапунгубве , располагавшееся недалеко от северной границы современной Южной Африки, у слияния рек Лимпопо и Шаше, прилегающих к современным Зимбабве и Ботсване , было первым королевством банту на юге Африки, основанным в 11 в. век. Королевство было первым этапом развития, которое завершилось созданием Королевства Зимбабве в 13 веке и связями по торговле золотом с Раптой и Килвой Кисивани на восточном побережье Африки. Королевство Мапунгубве просуществовало около 80 лет, а на пике своего развития его население составляло около 5000 человек. [14] [15]
Первые европейские исторические записи об этих людях начинаются в конце 15 века, с началом европейских исследований. Первое историческое упоминание о Южной Африке датируется 1488 годом португальским исследователем Бартоломеу Диашем . В ноябре 1497 года флот португальских кораблей под командованием португальского мореплавателя Васко да Гамы обогнул мыс Доброй Надежды. [16] Исторические записи внутренних территорий начинаются значительно позже, с основания голландской Капской колонии в 1652 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шлебуш, Карина М.; Мальмстрем, Хелена; Гюнтер, Торстен; Сьёдин, Пер; Коутиньо, Александра; Эдлунд, Ханна; Мунтерс, Ариэль Р.; Висенте, Марио; Стейн, Марина; Содиалл, Небеса; Ломбард, Марлиз; Якобссон, Маттиас (3 ноября 2017 г.). «Древние геномы Южной Африки оценивают дивергенцию современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад» . Наука . 358 (6363): 652–655. Бибкод : 2017Sci...358..652S . дои : 10.1126/science.aao6266 . ПМИД 28971970 .
- ^ Jump up to: а б Ландер, Фэй; Рассел, Темби (2018). «Археологические свидетельства появления скотоводства и земледелия на юге Африки» . ПЛОС ОДИН . 13 (6): e0198941. Бибкод : 2018PLoSO..1398941L . дои : 10.1371/journal.pone.0198941 . ПМК 6002040 . ПМИД 29902271 .
- ^ Шапера, Исаак (1930). Койсанские народы Южной Африки: бушмены и готтентоты . Рутледж.
- ^ Ким, Хи Лим; Ратан, Аакрош; Перри, Джордж Х.; Черногория, Альваро; Миллер, Уэбб; Шустер, Стефан К. (4 декабря 2014 г.). «Койсанские охотники-собиратели были самой многочисленной популяцией на протяжении большей части демографической истории современного человечества» . Природные коммуникации . 5 . Издательская группа Nature : 5692. Бибкод : 2014NatCo...5.5692K . дои : 10.1038/ncomms6692 . ПМК 4268704 . ПМИД 25471224 . . Наука , 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Рито, Тереза; Ричардс, Мартин Б.; Фернандес, Вероника; Альшамали, Фарида; Черный, Виктор; Перейра, Луиза; Соарес, Педро; Гилберт, Том (13 ноября 2013 г.). «Первое расселение современного человека по Африке» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80031. Бибкод : 2013PLoSO...880031R . дои : 10.1371/journal.pone.0080031 . ПМЦ 3827445 . ПМИД 24236171 . «Приблизительно к 130 тыс. лет назад в Африке сосуществовали две отдельные группы анатомически современных людей: в целом, предки многих современных популяций хое и сан на юге, и вторая центрально-восточноафриканская группа, которая включает в себя предков большинства современных популяций во всем мире. Расселение популяций раннего современного человека коррелирует с изменениями климата, особенно с «мегазасухами» в тропической Африке MIS 5 (морская изотопная стадия 5, 135–75 тыс. лет назад), которые, как это ни парадоксально, могли способствовать распространению в центральной и восточной Африке, что в конечном итоге спровоцировало расселение населения. Африка людей, несущих гаплогруппу L3, примерно 60 тыс. лет назад. В пределах гаплогруппы L0 заметны две миграции с юга на восток. Одна, между 120 и 75 тыс. лет назад, представляет собой первое однозначное распространение современного человека на большие расстояния, обнаруженное с помощью мтДНК, и могло привести к расселению нескольких человек. маркеры современности. Второй язык, возникший в течение последних 20 тыс. лет назад, о котором свидетельствует L0d, возможно, был ответственен за распространение южных языков с щелкающими согласными в Восточную Африку, вопреки мнению, что эти восточные примеры представляют собой реликты древнего, гораздо более широкого языка. распределение."
- ^ Оецмо, Симен (май 2017 г.). Формальный подход к моделированию для понимания выбора сырья для каменных орудий в африканском среднем каменном веке: пример из Пиннакл-Пойнт, Южная Африка (PDF) (доктор философии). Университет штата Аризона.
- ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; д'Эррико, Франческо; Мэриан, Кертис В.; Майло, Ричард Г.; Йейтс, Ройден (2001). «Ранняя промышленность костяных орудий среднего каменного века в пещере Бломбос, Южная Африка: значение для происхождения современного человеческого поведения, символики и языка». Журнал эволюции человека . 41 (6): 631–678. дои : 10.1006/jhev.2001.0515 . ПМИД 11782112 .
- ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; Дюбрей, Бенуа (2011). «Стилл-Бэй и Хауисон-Порт, 77–59 ка: Символическая материальная культура и эволюция разума в африканском среднем каменном веке». Современная антропология . 52 : 361–400. дои : 10.1086/660022 . S2CID 161517258 .
- ^ Ли, Ричард Б. (1976). Ли, Ричард Б.; ДеВор, Ирвен (ред.). Охотники-собиратели Калахари: исследования !Хойсан и их соседей . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Гудвин, Эстли Джон Хилари; ван Рит Лоу, Кларенс (1929). Культуры каменного века Южной Африки . OCLC 1073720336 .
- ^ Кларк, доктор медицинских наук; Коул, GH; Исаак, ГЛ; Кляйндиенст, MR (октябрь 1966 г.). «Точность и определение в африканской археологии». Южноафриканский археологический бюллетень . 21 (83): 114–121. дои : 10.2307/3888427 . JSTOR 3888427 .
- ^ Берниэль-Ли, Г.; Калафель, Ф.; Бош, Э.; Хейер, Э.; Сика, Л.; Мугиама-Дауда, П.; ван дер Вин, Л.; Омберт, Ж.-М.; Кинтана-Мурси, Л. (01 июля 2009 г.). «Генетические и демографические последствия экспансии банту: данные по отцовским линиям человека» . Молекулярная биология и эволюция . 26 (7): 1581–1589. дои : 10.1093/molbev/msp069 . ISSN 0737-4038 . ПМИД 19369595 .
- ^ Найт, Ян (1989). Виндроу, Мартин (ред.). Враги королевы Виктории 1: Южная Африка . Великобритания: Оспри. стр. 3–4. ISBN 085045901X .
- ^ Грбек, Иван; Фаси, Мухаммед (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Лондон: ЮНЕСКО. ISBN 92-3-101709-8 .
- ^ Уолтон, Дж. (1956). «Мапунгубве и Бамбандьянало». Южноафриканский археологический журнал . 11 (41): 27. дои : 10.2307/3886782 . JSTOR 3886782 .
- ^ Фернандес-Арместо, Филип (2006). Следопыты: глобальная история исследований . Нью-Йорк: Нортон. стр. 100-1 177–178 . ISBN 0-393-06259-7 .