Jump to content

Пу

(Перенаправлено с Гага (бог) )
Пу
Богиня-исцелительница, божественный посланник
Главный культовый центр Машкан-Шаррум, Терка
Пол

Клятва ( 𒀭𒂵𒂵 ; также латинизируется как Кака [ 1 ] или Гага [ 2 ] ) был месопотамским божеством . Первоначально ей поклонялись в Верхней Месопотамии ее начали рассматривать как бога-посланника-мужчину как богине-целительнице, но позже в Вавилонии . Старейшим засвидетельствованным культовым центром Какки является Машкан-шаррум, расположенный на юге Ассирии , хотя ей также поклонялись в царстве Мари , особенно в Терке . Она появляется во многих теофорных именах из этой области, подтвержденными аккадскими , аморейскими и хурритскими примерами. Уже в древневавилонский период она могла быть связана с Ниншубуром , а позднее с Папсуккалем и . Однако у нее сложились связи с Нинкараком , Ишхарой ​​и, возможно, Нисабой также . Мужская форма Какки появляется как посланник Ану в версии Султантепе мифа о Нергале и Эрешкигаль и как посланник Аншара в Энума Элиш .

Божество по имени д га-га уже засвидетельствована в раннединастическом списке богов Абу Салабиха . [ 3 ] Предполагается, что к одной и той же фигуре относятся теофорные имена с элементом гаг-га или га-га , известные из древнеаккадских Эшнунна и Гасур . [ 4 ] Написание ga-ga оставалось в употреблении на протяжении всего древнеаккадского периода, а в более поздние времена в Вавилонии и Ассирии , но дополнительные варианты засвидетельствованы в текстах из Мари и Терки , включая gag-ga , ka-ak-ka и ka-ka . [ 5 ] Романизации, используемые в ассириологической литературе, включают Кака. [ 1 ] и Гага. [ 2 ] Однако Петр Штайнкеллер утверждает, что написание с двойной согласной указывает на то, что Какка является более точным представлением исходного произношения, и указывает на то, что список богов An = Anum обеспечивает толкование. д га ка-ка га , что указывает д га-га произносилась как Какка. [ 5 ] Эту латинизацию Селена Висном также считает предпочтительной. [ 6 ]

Имя бога Калкала не имеет никакого отношения, и его не следует путать с Каккой. [ 1 ]

Характер

[ редактировать ]

Какка считался исцеляющим божеством. [ 7 ] Предполагается, что эта роль отражена в теофорном имени га-га-а-зу (от asû , «целитель»), которое было идентифицировано в тексте из Телль-ас-Сулейме, археологического памятника, расположенного недалеко от Диялы. Река , возможно, соответствующая древнему Авалю. [ 2 ] Его датируют древнеаккадским периодом. [ 8 ] Какка также считался целебным божеством в старовавилонских марийцах. [ 7 ] Кроме того, в древневавилонском предшественнике списка богов Ан = Анум Какка ( д га-га ) появляется в последовательности с богинями медицины Гу 2 -ла 2 , Нинисиной и Нинкаррак . [ 2 ] В варианте текста Уилфреда Г. Ламберта « » Воплощение реки , какка является одним из двух божеств, которые «исцеляют человечество», второе — одноименная обожествленная река. [ 9 ] [ а ] Копии известны только с первого тысячелетия до нашей эры. [ 11 ]

Какка также мог действовать как божественный посланник и изображается как слуга Ану в мифе о Нергале, а Эрешкигаль и Аншар в Энума Элиш . [ 5 ]

Итихиро Наката предполагает, что дальнейший аспект характера Какки может быть неявно засвидетельствован в теофорных именах из Мари с элементом химту , «сияние огня» или «пылание лихорадки», что в противном случае происходит главным образом в связи с божествами подземного мира, такими как Эрра и Малик. (хотя также Шамаш и Адад ). [ 12 ] Райан Д. Уинтерс дополнительно предполагает, что Какка мог играть ту же роль, что Ишхара и Нисаба в том же городе. [ 13 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Какку иногда можно было синкретизировать с Ниншубуром , что уже засвидетельствовано, например, в древневавилонский период . [ 14 ] В гимне, сохранившемся на табличке CBS 14073, Ниншубур (упоминаемая по женской форме ее имени на диалекте Эмесаль , Гашаншубура) сравнивается с Каккой. [ 15 ] Они также отождествляются друг с другом в списке богов Ан = Анум (табличка I, строка 31), где Какка поясняется как имя Ниншубура как «визиря Ану, держащего возвышенный посох» ( суккал ан-на-ке 4 гиш гидру мах шу ду 8 ). [ 16 ] Однако в древневавилонском предшественнике этого текста они еще не приравнивались друг к другу. [ 13 ] Райан Д. Уинтерс предполагает, что идентификация Какки и Ниншубура могла основываться на осознании того, что оба имени могут одновременно относиться к мужскому и женскому божеству. [ 17 ] В Мари, помимо Ниншубура, Какка был связан еще и с Нинкарраком . [ 7 ] В Ан = Анум (таблица V, строка 146) и в следующем списке богов первое указано как одно из имён второго. [ 18 ]

В первом тысячелетии до нашей эры Какка был затмён и в значительной степени поглощен Папсуккалом , подобно Ниншубуру и ещё одному подобному божеству-посланнику, Илабрату . [ 14 ] В двух версиях одного текста-предзнаменования одна связывает франколин с Каккой, а другая - с Папсуккалем. [ 19 ] им все еще поклонялись отдельно друг от друга Однако в Ассуре в неоассирийский период . [ 20 ]

связь между Каккой и Ишхарой . Также засвидетельствована [ 21 ] Ан = Анум (таблица I, строка 288) может приравнивать Какку к Нисабе , если интерпретировать д DU 3 .DU 3 as д KAK.KAK, д как-ка 15 принять; по мнению Уинтерса, это могло либо указывать на то, что ассоциация Ишхары с Каккой была перенесена на Нисабу на основе связи между ними, засвидетельствованной в других местах, либо на то, что слог как был переинтерпретирован как ссылка на клинопись ( саг -как , сантакку ), и таким образом, это дань уважения богине письма. [ 22 ]

Природа связи между Каккой суккалом Нингала и , д МНЕ читать читать Я, остается неопределенным. [ 1 ] Манфред Креберник [ де ] предполагает, что они были идентичны. [ 23 ] Эта интерпретация также принимается Уинтерсом как возможная, хотя он отмечает, что в остальном она не была связана с Нингаль. [ 21 ] Однако, согласно Дитцу-Отто Эдзарду , суккал Нингала, скорее всего, была отдельной богиней медицины, похожей на Гулу , и очевидная связь между ее Каккой могла быть результатом путаницы. [ 1 ] Рихард Л. Литке утверждал, что блеск в названии д МНЕ читать читать ME в An = Anum (табличка III, строка 39) вряд ли относится к неизвестному в других отношениях прочтению знака ME и предполагает, что упомянутое божество было названо Meme , причем kà-ka является просто указанием на то, что возможная альтернативная версия В списке Какка находился в одной строке, возможно, из-за того, что Меме и Какка приравнивались к Нинкарраку в другом месте. [ 24 ] Он предположил, что существует более одного божества по имени Какка, причем божество медицины, связанное с Нинкарраком, и божественный посланник, связанный с Ниншубуром, отличаются друг от друга. [ 25 ] Однако Ичиро Наката, [ 12 ] а также Джулия М. Ашер-Греве заявляют, что существовал только один Какка, связанный как с Ниншубуром, так и с Нинкарраком. [ 7 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Какке, скорее всего, изначально поклонялись на севере Месопотамии. [ 13 ] возможно, как член аморейского пантеона . [ 8 ]

Машкан-шаррум считался культовым центром Какки, о чем свидетельствует табличка из Пузриш-Дагана времен правления Амар-Сина , в которой упоминается, что это была резиденция жрицы нин-дингир . этого божества [ 26 ] Возможно, в то время его населяли амореи. [ 8 ] Его точное местоположение неизвестно, хотя принято считать, что он находился в самой южной части исторической Ассирии , недалеко от границы с Вавилонией ; на основании имеющихся данных из административных и географических текстов было высказано предположение, что он располагался к югу от Ассура , недалеко от устья Нижнего Заба , недалеко от места Тигра впадения в аллювий , [ 26 ] или на среднем Тигре. [ 27 ] отождествление с Телль-Мешкиным, расположенным в 47 километрах к северо-западу от Багдада . Также предполагалось [ 26 ] Из-за связи между Каккой и Машкан-шаррумом было высказано предположение, что Шу-Какка , царь, известный по отпечатку печати , найденному во время раскопок Эшнунны и предположительно современник Билаламы . этим городом правил [ 27 ] Однако последующие открытия показывают, что вместо этого он был королем Мальгиума . [ 28 ]

Какка появляется в аккадских и аморейских теофорных именах как женского, так и мужского рода. [ 29 ] хурритские Известны также примеры, в том числе Хаззип-Какка из Мари. [ 30 ] и Кази-Какку из Телль-Лейлана . [ 17 ] Другие места, из которых они засвидетельствованы, включают Пузриш-Даган, Ур , Лагаш период Ура III ) и Ниппур , Исин ] и различные поселения в бассейне Диялы . [ 4 ] Один из сыновей Ишби-Эрры носил имя Ишби-Эрра-нарам-Какка, «Ишби-Эрра — возлюбленный Какки». [ 31 ] Этот выбор может указывать на то, что его отец происходил из Мари, о чем свидетельствуют более поздние литературные тексты, в которых он упоминается как «марийский человек». [ 8 ] Терка, возможно, была главным культовым центром Какки в этом районе. [ 4 ] В старовавилонском марийском текстовом корпусе идентифицировано пятнадцать типов женских теофорных имен, отсылающих к Какке. [ 12 ] В целом она одна из семи богинь, наиболее часто вызываемых в них, остальные шесть — это Анну , Иштар , Ишхара , Мами , Адму (жена Нергала ) и Айя . [ 7 ] Известны также имена людей, призывавших Какку: [ 32 ] выявлено одиннадцать примеров. [ 33 ] Более того, позже один из царей королевства Хана носил имя, призывающее это божество: [ 4 ] Иддин-Какка. [ 34 ] [ 35 ] Однако, как и Анну и Адму, Какка практически отсутствует в марийском корпусе, за исключением теофорных названий. [ 32 ]

Какке все еще поклонялись в Ассуре в неоассирийский период . [ 5 ] По мнению Петра Штайнкеллера, это могло либо указывать на распространение культа Какки из Машкан-Шаррума на другие города Ассирии, либо, альтернативно, представлять собой поздний случай влияния культуры Мари на Ассирию, хорошо задокументированный в начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 8 ]

Мифология

[ редактировать ]

Какка, рассматриваемый в этом контексте как мужское божество, действует как версии посланник Ану в Султантепе мифа о Нергале и Эрешкигаль , но бог, выполняющий ту же роль в версии Амарны, анонимен. [ 5 ] Его называют только «посланником» ( мар шипри ). [ 1 ] Петр Штайнкеллер утверждает, что присутствие Какки только в одной версии этого мифа может указывать на то, что присвоение имени богу, посланному Ану, было ассирийским дополнением. [ 8 ] В начале композиции Какка спускается в подземный мир от имени Ану, чтобы поприветствовать Эрешкигаль и предложить ей прислать своего представителя на банкет, проводимый на небесах. [ 36 ] В конце концов он появляется снова, когда Ану поручает ему объявить о новом положении Нергала как короля подземного мира. [ 37 ]

Мужская форма Какки также появляется в «Энума Элиш» . [ 17 ] Он служит Аншару визирем ( суккаллум ). [ 38 ] Его хозяин послал его рассказать своим родителям, Лахму и Лахаму , что Тиамат замышляет заговор против богов. [ 39 ] По мнению Штейнкеллера, неясно, почему Какка был включен в этот миф, поскольку ему обычно не поклонялись в Вавилонии , где он был составлен. [ 8 ] Он предварительно предполагает, что отождествление Аншара и Ашура могло быть более древней традицией, чем обычно предполагалось, и что Какка, как божество, которому поклонялись, по крайней мере, в некоторых местах Ассирии, было выбрано в качестве божества, которое вполне вероятно могло быть назначено Ашуру в качестве придворного. . [ 8 ] [ б ] Другое объяснение было предложено Селеной Висном, которая постулирует, что этот отрывок может представлять собой литературный намек на роль персонифицированного оружия Шарура в мифах о Нинурте , особенно о Лугал-э и эпосе об Анзу . [ 42 ] Она предполагает, что Какка был выбран потому, что его имя можно было понимать как каламбур от слова какку , «оружие», и, таким образом, косвенно как отсылку к Шаруру. [ 43 ] Однако она подчеркивает, что он проявляет меньшую автономию, чем персонифицированное оружие Нинурты, поскольку его роль ограничивается повторением слов своего хозяина; она предполагает, что ограничение роли второстепенных божеств отражало необходимость подчеркнуть силу Мардука через повествование за счет других фигур. [ 44 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Предполагается, что это сверхъестественный подземный водоток, ведущий к Апсу , в отличие от настоящей реки, такой как Евфрат или Тигр . [ 10 ]
  2. Уравнение Аншара и Ашура известно из неоассирийских фрагментов переписывания Энума Элиш , в котором Ашур также фигурирует в качестве главного героя, описанного Уилфредом Г. Ламбертом как «совершенно поверхностное, поскольку оно оставляет сюжет в хаосе, приписывая роль Мардука». своему прадеду, не предприняв никаких попыток сгладить возникшую путаницу». [ 40 ] Предполагается, что оно было написано только во времена правления Сеннахирима . [ 41 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Эдзард 1980 , с. 288.
  2. ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 34.
  3. ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 294.
  4. ^ Jump up to: а б с д Стейнкеллер 1982 , стр. 292.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Стейнкеллер 1982 , стр. 290.
  6. ^ Висном 2020 , стр. 96.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 273.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стейнкеллер 1982 , стр. 293.
  9. ^ Ламберт 2013 , с. 398.
  10. ^ Ламберт 2013 , стр. 396–397.
  11. ^ Ламберт 2013 , с. 397.
  12. ^ Jump up to: а б с Наката 1995 , с. 236.
  13. ^ Jump up to: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 98.
  14. ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 64.
  15. ^ Болье 1992 , с. 74.
  16. ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 72.
  17. ^ Jump up to: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 99.
  18. ^ Ламберт 2013 , с. 474.
  19. ^ Виггерманн 1998 , с. 500.
  20. ^ Виггерманн 1998 , с. 494.
  21. ^ Jump up to: а б Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 154.
  22. ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 100.
  23. ^ Креберник 1997 , с. 365.
  24. ^ Litke 1998 , p. 122.
  25. ^ Litke 1998 , p. 25.
  26. ^ Jump up to: а б с Стейнкеллер 1982 , стр. 289.
  27. ^ Jump up to: а б Фрейн 1990 , с. 812.
  28. ^ Вассерман и Блох, 2023 , стр. 254–255.
  29. ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 291–292.
  30. ^ Сассон 1974 , с. 378.
  31. ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 292–293.
  32. ^ Jump up to: а б Наката 1995 , с. 238.
  33. ^ Наката 1995 , с. 252.
  34. ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 291.
  35. ^ Данные 2014 г. , стр. 69.
  36. ^ Фостер 1996 , с. 417.
  37. ^ Фостер 1996 , с. 412.
  38. ^ Ламберт 2013 , стр. 76–77.
  39. ^ Ламберт 2013 , с. 77.
  40. ^ Ламберт 2013 , стр. 4–5.
  41. ^ Ламберт 2013 , с. 5.
  42. ^ Висном 2020 , стр. 40.
  43. ^ Висном 2020 , стр. 134.
  44. ^ Висном 2020 , стр. 103.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 133bf567de33739d955d9faefdff5562__1715864700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/62/133bf567de33739d955d9faefdff5562.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kakka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)