Пу
Пу | |
---|---|
Богиня-исцелительница, божественный посланник | |
Главный культовый центр | Машкан-Шаррум, Терка |
Пол |
|
Клятва ( 𒀭𒂵𒂵 ; также латинизируется как Кака [ 1 ] или Гага [ 2 ] ) был месопотамским божеством . Первоначально ей поклонялись в Верхней Месопотамии ее начали рассматривать как бога-посланника-мужчину как богине-целительнице, но позже в Вавилонии . Старейшим засвидетельствованным культовым центром Какки является Машкан-шаррум, расположенный на юге Ассирии , хотя ей также поклонялись в царстве Мари , особенно в Терке . Она появляется во многих теофорных именах из этой области, подтвержденными аккадскими , аморейскими и хурритскими примерами. Уже в древневавилонский период она могла быть связана с Ниншубуром , а позднее с Папсуккалем и . Однако у нее сложились связи с Нинкараком , Ишхарой и, возможно, Нисабой также . Мужская форма Какки появляется как посланник Ану в версии Султантепе мифа о Нергале и Эрешкигаль и как посланник Аншара в Энума Элиш .
Имя
[ редактировать ]Божество по имени д га-га уже засвидетельствована в раннединастическом списке богов Абу Салабиха . [ 3 ] Предполагается, что к одной и той же фигуре относятся теофорные имена с элементом гаг-га или га-га , известные из древнеаккадских Эшнунна и Гасур . [ 4 ] Написание ga-ga оставалось в употреблении на протяжении всего древнеаккадского периода, а в более поздние времена в Вавилонии и Ассирии , но дополнительные варианты засвидетельствованы в текстах из Мари и Терки , включая gag-ga , ka-ak-ka и ka-ka . [ 5 ] Романизации, используемые в ассириологической литературе, включают Кака. [ 1 ] и Гага. [ 2 ] Однако Петр Штайнкеллер утверждает, что написание с двойной согласной указывает на то, что Какка является более точным представлением исходного произношения, и указывает на то, что список богов An = Anum обеспечивает толкование. д га ка-ка га , что указывает д га-га произносилась как Какка. [ 5 ] Эту латинизацию Селена Висном также считает предпочтительной. [ 6 ]
Имя бога Калкала не имеет никакого отношения, и его не следует путать с Каккой. [ 1 ]
Характер
[ редактировать ]Какка считался исцеляющим божеством. [ 7 ] Предполагается, что эта роль отражена в теофорном имени га-га-а-зу (от asû , «целитель»), которое было идентифицировано в тексте из Телль-ас-Сулейме, археологического памятника, расположенного недалеко от Диялы. Река , возможно, соответствующая древнему Авалю. [ 2 ] Его датируют древнеаккадским периодом. [ 8 ] Какка также считался целебным божеством в старовавилонских марийцах. [ 7 ] Кроме того, в древневавилонском предшественнике списка богов Ан = Анум Какка ( д га-га ) появляется в последовательности с богинями медицины Гу 2 -ла 2 , Нинисиной и Нинкаррак . [ 2 ] В варианте текста Уилфреда Г. Ламберта « » Воплощение реки , какка является одним из двух божеств, которые «исцеляют человечество», второе — одноименная обожествленная река. [ 9 ] [ а ] Копии известны только с первого тысячелетия до нашей эры. [ 11 ]
Какка также мог действовать как божественный посланник и изображается как слуга Ану в мифе о Нергале, а Эрешкигаль и Аншар в Энума Элиш . [ 5 ]
Итихиро Наката предполагает, что дальнейший аспект характера Какки может быть неявно засвидетельствован в теофорных именах из Мари с элементом химту , «сияние огня» или «пылание лихорадки», что в противном случае происходит главным образом в связи с божествами подземного мира, такими как Эрра и Малик. (хотя также Шамаш и Адад ). [ 12 ] Райан Д. Уинтерс дополнительно предполагает, что Какка мог играть ту же роль, что Ишхара и Нисаба в том же городе. [ 13 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Какку иногда можно было синкретизировать с Ниншубуром , что уже засвидетельствовано, например, в древневавилонский период . [ 14 ] В гимне, сохранившемся на табличке CBS 14073, Ниншубур (упоминаемая по женской форме ее имени на диалекте Эмесаль , Гашаншубура) сравнивается с Каккой. [ 15 ] Они также отождествляются друг с другом в списке богов Ан = Анум (табличка I, строка 31), где Какка поясняется как имя Ниншубура как «визиря Ану, держащего возвышенный посох» ( суккал ан-на-ке 4 гиш гидру мах шу ду 8 -а ). [ 16 ] Однако в древневавилонском предшественнике этого текста они еще не приравнивались друг к другу. [ 13 ] Райан Д. Уинтерс предполагает, что идентификация Какки и Ниншубура могла основываться на осознании того, что оба имени могут одновременно относиться к мужскому и женскому божеству. [ 17 ] В Мари, помимо Ниншубура, Какка был связан еще и с Нинкарраком . [ 7 ] В Ан = Анум (таблица V, строка 146) и в следующем списке богов первое указано как одно из имён второго. [ 18 ]
В первом тысячелетии до нашей эры Какка был затмён и в значительной степени поглощен Папсуккалом , подобно Ниншубуру и ещё одному подобному божеству-посланнику, Илабрату . [ 14 ] В двух версиях одного текста-предзнаменования одна связывает франколин с Каккой, а другая - с Папсуккалем. [ 19 ] им все еще поклонялись отдельно друг от друга Однако в Ассуре в неоассирийский период . [ 20 ]
связь между Каккой и Ишхарой . Также засвидетельствована [ 21 ] Ан = Анум (таблица I, строка 288) может приравнивать Какку к Нисабе , если интерпретировать д DU 3 .DU 3 as д KAK.KAK, д как-ка 15 принять; по мнению Уинтерса, это могло либо указывать на то, что ассоциация Ишхары с Каккой была перенесена на Нисабу на основе связи между ними, засвидетельствованной в других местах, либо на то, что слог как был переинтерпретирован как ссылка на клинопись ( саг -как , сантакку ), и таким образом, это дань уважения богине письма. [ 22 ]
Природа связи между Каккой суккалом Нингала и , д МНЕ читать читать Я, остается неопределенным. [ 1 ] Манфред Креберник предполагает, что они были идентичны. [ 23 ] Эта интерпретация также принимается Уинтерсом как возможная, хотя он отмечает, что в остальном она не была связана с Нингаль. [ 21 ] Однако, согласно Дитцу-Отто Эдзарду , суккал Нингала, скорее всего, была отдельной богиней медицины, похожей на Гулу , и очевидная связь между ее Каккой могла быть результатом путаницы. [ 1 ] Рихард Л. Литке утверждал, что блеск в названии д МНЕ читать читать ME в An = Anum (табличка III, строка 39) вряд ли относится к неизвестному в других отношениях прочтению знака ME и предполагает, что упомянутое божество было названо Meme , причем kà-ka является просто указанием на то, что возможная альтернативная версия В списке Какка находился в одной строке, возможно, из-за того, что Меме и Какка приравнивались к Нинкарраку в другом месте. [ 24 ] Он предположил, что существует более одного божества по имени Какка, причем божество медицины, связанное с Нинкарраком, и божественный посланник, связанный с Ниншубуром, отличаются друг от друга. [ 25 ] Однако Ичиро Наката, [ 12 ] а также Джулия М. Ашер-Греве заявляют, что существовал только один Какка, связанный как с Ниншубуром, так и с Нинкарраком. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Какке, скорее всего, изначально поклонялись на севере Месопотамии. [ 13 ] возможно, как член аморейского пантеона . [ 8 ]
Машкан-шаррум считался культовым центром Какки, о чем свидетельствует табличка из Пузриш-Дагана времен правления Амар-Сина , в которой упоминается, что это была резиденция жрицы нин-дингир . этого божества [ 26 ] Возможно, в то время его населяли амореи. [ 8 ] Его точное местоположение неизвестно, хотя принято считать, что он находился в самой южной части исторической Ассирии , недалеко от границы с Вавилонией ; на основании имеющихся данных из административных и географических текстов было высказано предположение, что он располагался к югу от Ассура , недалеко от устья Нижнего Заба , недалеко от места Тигра впадения в аллювий , [ 26 ] или на среднем Тигре. [ 27 ] отождествление с Телль-Мешкиным, расположенным в 47 километрах к северо-западу от Багдада . Также предполагалось [ 26 ] Из-за связи между Каккой и Машкан-шаррумом было высказано предположение, что Шу-Какка , царь, известный по отпечатку печати , найденному во время раскопок Эшнунны и предположительно современник Билаламы . этим городом правил [ 27 ] Однако последующие открытия показывают, что вместо этого он был королем Мальгиума . [ 28 ]
Какка появляется в аккадских и аморейских теофорных именах как женского, так и мужского рода. [ 29 ] хурритские Известны также примеры, в том числе Хаззип-Какка из Мари. [ 30 ] и Кази-Какку из Телль-Лейлана . [ 17 ] Другие места, из которых они засвидетельствованы, включают Пузриш-Даган, Ур , Лагаш (в период Ура III ) и Ниппур , Исин ] и различные поселения в бассейне Диялы . [ 4 ] Один из сыновей Ишби-Эрры носил имя Ишби-Эрра-нарам-Какка, «Ишби-Эрра — возлюбленный Какки». [ 31 ] Этот выбор может указывать на то, что его отец происходил из Мари, о чем свидетельствуют более поздние литературные тексты, в которых он упоминается как «марийский человек». [ 8 ] Терка, возможно, была главным культовым центром Какки в этом районе. [ 4 ] В старовавилонском марийском текстовом корпусе идентифицировано пятнадцать типов женских теофорных имен, отсылающих к Какке. [ 12 ] В целом она одна из семи богинь, наиболее часто вызываемых в них, остальные шесть — это Анну , Иштар , Ишхара , Мами , Адму (жена Нергала ) и Айя . [ 7 ] Известны также имена людей, призывавших Какку: [ 32 ] выявлено одиннадцать примеров. [ 33 ] Более того, позже один из царей королевства Хана носил имя, призывающее это божество: [ 4 ] Иддин-Какка. [ 34 ] [ 35 ] Однако, как и Анну и Адму, Какка практически отсутствует в марийском корпусе, за исключением теофорных названий. [ 32 ]
Какке все еще поклонялись в Ассуре в неоассирийский период . [ 5 ] По мнению Петра Штайнкеллера, это могло либо указывать на распространение культа Какки из Машкан-Шаррума на другие города Ассирии, либо, альтернативно, представлять собой поздний случай влияния культуры Мари на Ассирию, хорошо задокументированный в начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 8 ]
Мифология
[ редактировать ]Какка, рассматриваемый в этом контексте как мужское божество, действует как версии посланник Ану в Султантепе мифа о Нергале и Эрешкигаль , но бог, выполняющий ту же роль в версии Амарны, анонимен. [ 5 ] Его называют только «посланником» ( мар шипри ). [ 1 ] Петр Штайнкеллер утверждает, что присутствие Какки только в одной версии этого мифа может указывать на то, что присвоение имени богу, посланному Ану, было ассирийским дополнением. [ 8 ] В начале композиции Какка спускается в подземный мир от имени Ану, чтобы поприветствовать Эрешкигаль и предложить ей прислать своего представителя на банкет, проводимый на небесах. [ 36 ] В конце концов он появляется снова, когда Ану поручает ему объявить о новом положении Нергала как короля подземного мира. [ 37 ]
Мужская форма Какки также появляется в «Энума Элиш» . [ 17 ] Он служит Аншару визирем ( суккаллум ). [ 38 ] Его хозяин послал его рассказать своим родителям, Лахму и Лахаму , что Тиамат замышляет заговор против богов. [ 39 ] По мнению Штейнкеллера, неясно, почему Какка был включен в этот миф, поскольку ему обычно не поклонялись в Вавилонии , где он был составлен. [ 8 ] Он предварительно предполагает, что отождествление Аншара и Ашура могло быть более древней традицией, чем обычно предполагалось, и что Какка, как божество, которому поклонялись, по крайней мере, в некоторых местах Ассирии, было выбрано в качестве божества, которое вполне вероятно могло быть назначено Ашуру в качестве придворного. . [ 8 ] [ б ] Другое объяснение было предложено Селеной Висном, которая постулирует, что этот отрывок может представлять собой литературный намек на роль персонифицированного оружия Шарура в мифах о Нинурте , особенно о Лугал-э и эпосе об Анзу . [ 42 ] Она предполагает, что Какка был выбран потому, что его имя можно было понимать как каламбур от слова какку , «оружие», и, таким образом, косвенно как отсылку к Шаруру. [ 43 ] Однако она подчеркивает, что он проявляет меньшую автономию, чем персонифицированное оружие Нинурты, поскольку его роль ограничивается повторением слов своего хозяина; она предполагает, что ограничение роли второстепенных божеств отражало необходимость подчеркнуть силу Мардука через повествование за счет других фигур. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предполагается, что это сверхъестественный подземный водоток, ведущий к Апсу , в отличие от настоящей реки, такой как Евфрат или Тигр . [ 10 ]
- ↑ Уравнение Аншара и Ашура известно из неоассирийских фрагментов переписывания Энума Элиш , в котором Ашур также фигурирует в качестве главного героя, описанного Уилфредом Г. Ламбертом как «совершенно поверхностное, поскольку оно оставляет сюжет в хаосе, приписывая роль Мардука». своему прадеду, не предприняв никаких попыток сгладить возникшую путаницу». [ 40 ] Предполагается, что оно было написано только во времена правления Сеннахирима . [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдзард 1980 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 34.
- ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 294.
- ^ Jump up to: а б с д Стейнкеллер 1982 , стр. 292.
- ^ Jump up to: а б с д и Стейнкеллер 1982 , стр. 290.
- ^ Висном 2020 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стейнкеллер 1982 , стр. 293.
- ^ Ламберт 2013 , с. 398.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 396–397.
- ^ Ламберт 2013 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б с Наката 1995 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Болье 1992 , с. 64.
- ^ Болье 1992 , с. 74.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 99.
- ^ Ламберт 2013 , с. 474.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 500.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 494.
- ^ Jump up to: а б Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 154.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 100.
- ^ Креберник 1997 , с. 365.
- ^ Litke 1998 , p. 122.
- ^ Litke 1998 , p. 25.
- ^ Jump up to: а б с Стейнкеллер 1982 , стр. 289.
- ^ Jump up to: а б Фрейн 1990 , с. 812.
- ^ Вассерман и Блох, 2023 , стр. 254–255.
- ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 291–292.
- ^ Сассон 1974 , с. 378.
- ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 292–293.
- ^ Jump up to: а б Наката 1995 , с. 238.
- ^ Наката 1995 , с. 252.
- ^ Стейнкеллер 1982 , стр. 291.
- ^ Данные 2014 г. , стр. 69.
- ^ Фостер 1996 , с. 417.
- ^ Фостер 1996 , с. 412.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 76–77.
- ^ Ламберт 2013 , с. 77.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 4–5.
- ^ Ламберт 2013 , с. 5.
- ^ Висном 2020 , стр. 40.
- ^ Висном 2020 , стр. 134.
- ^ Висном 2020 , стр. 103.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1992). «Античная теология в селевкидском Уруке» . Акта Шумерология . 14 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Кака» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Креберник, Манфред (1997), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Мор Зибек. дои : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-умм и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Подани, Аманда Х. (2014). «Хана и низкая хронология» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1). Издательство Чикагского университета: 49–71. дои : 10.1086/674706 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161187934 .
- Сассон, Джек М. (1974). «Хурриты и хурритские личные имена в марийских текстах» . Исследования угарита. Том 6 . Мюнстер: Угарит Верлаг.
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Штейнкеллер, Петр (1982). «Месопотамский бог Какка» . Журнал ближневосточных исследований . 41 (4). Издательство Чикагского университета: 289–294. дои : 10.1086/372968 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 544089 . S2CID 161219123 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- Вассерман, Натан; Блох, Игаль (2023). Амореи: политическая история Месопотамии в начале второго тысячелетия до нашей эры . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 133. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-54731-5 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-шубур" , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 апреля 2022 г.
- Висном, Селена (2020). Оружие слова. Интертекстуальная конкуренция в вавилонской поэзии: исследование Анзу, Энума элиш, Эрры и Ишума . Лейден. ISBN 978-90-04-41297-2 . OCLC 1120783834 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимн Ниншубуру (Ниншубур Б) в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы — перевод гимна, сохранившийся на планшете CBS 14073.