Богоматерь Тьмы

Богоматерь Тьмы (1977) — городской фэнтезийный роман американского писателя Фрица Лейбера . Роман отличается тремя элементами: в значительной степени автобиографическими элементами в истории, использованием юнгианской психологии , наполняющей повествование, и подробным описанием «мегаполисомантии», вымышленной оккультной науки. Первоначально он был опубликован в более короткой форме под названием «Бледно-коричневая вещь» ( журнал фэнтези и научной фантастики , январь/февраль 1977 г.).
Сюжет
[ редактировать ]В центре сюжета Франц Вестен, выздоравливающий алкоголик и писатель странных сказок, живущий в Сан-Франциско.
Сюжет разворачивается по мере того, как Вестен обнаруживает старый дневник, принадлежащий Кларку Эштону Смиту , реальному писателю фэнтези, ужасов и научной фантастики. В этом журнале Смит обсуждает «параменталы», сущности, которые питаются человеческими эмоциями и тянутся к городской среде. По мере того, как Вестен копает глубже, он узнает о «мегаполисомантии», вымышленной оккультной науке, направленной на использование сверхъестественных сил, присутствующих в крупных городах.
С Вестеном начинают происходить странные и ужасающие происшествия. Он видит загадочные фигуры на близлежащих крышах и сталкивается с жуткими явлениями, предполагающими присутствие в городе сверхъестественных сил. Кульминация романа связана с конфронтацией Вестена с этими силами, символом которых является сущность «Богоматерь Тьмы» — могущественное древнее существо, связанное с историей и тканью самого Сан-Франциско.
Автобиографические элементы
[ редактировать ]Как и главный герой Франц Вестен, Лейбер выздоравливал после смерти жены несколько лет назад и впал в алкоголизм. Как и автор, Вестен — астроном-любитель, который ищет способы снова погрузиться в окружающую его жизнь, и он живет по адресу (811 Geary St), где в то время жил Лейбер. Действие романа происходит в реальных местах Сан-Франциско, включая Корона-Хайтс и башню Сутро за ней. Еще в 2012 году поклонники фэнтези могли совершить пешеходную экскурсию по городу, включающую все основные локации романа. Некоторые другие персонажи представляют собой тонко замаскированные версии людей, действовавших в фандоме Bay Area в середине 1970-х годов.
В романе упоминаются авторы Джек Лондон , Амброуз Бирс и Кларк Эштон Смит , которые часть своей жизни прожили в Сан-Франциско. Название взято из Томаса Де Квинси » «Suspiria de Profundis , а также имеются отсылки к рассказам о привидениях Джеймса и к произведениям писателей фэнтези/ужастиков, таких как Г. П. Лавкрафт . Эти аллюзии добавляют в историю элемент метафантастики , делая ее отчасти исследованием и описанием ужаса и воображения.
Юнгианские элементы
[ редактировать ]К метавымышленным элементам истории добавляются частые ссылки Лейбера на ( описания Юнга Анимы женского «я») и Тени (скрытого «я»). эти элементы существовали в творчестве Лейбера почти с самого начала его карьеры в конце 1930-х годов. Согласно книге Брюса Байфилда «Ведьмы разума: критическое исследование Фрица Лейбера », Основное отличие «Богоматери Тьмы» состоит в том, что, в отличие от большинства его более ранних работ, ссылки на эти фигуры являются явными, а не подразумеваемыми, и иногда подкрепляются прямыми цитатами.
Бледно-коричневая вещь
[ редактировать ]Первоначально «Богоматерь Тьмы» была выпущена в более короткой форме и под названием «Бледно-коричневая вещь » в двух выпусках журнала фэнтези и научной фантастики (январь/февраль 1977 г.). История была помещена на обложку январского номера с картиной Рона Валоцки . [ 1 ]
Фриц Лейбер утверждал, что эти два текста «следует рассматривать как одну и ту же историю, рассказанную в разное время». [ 2 ]
Книга The Pale Brown Thing была переиздана издательством Swan River Press в 2016 году ограниченным тиражом в твердом переплете. Обложка Джейсона Зеррилло — дань уважения оригинальному оформлению Валоцкого для F&SF . [ 3 ] Том включает в себя предисловие друга Лейбера, поэта из Сан-Франциско Дональда Сидни-Фрайера , который лег в основу персонажа Джейме Дональдуса Байерса. [ 4 ] Он также включает переиздание эссе Джона Ховарда «Рассказчик историй, поиск чудес, смертный я: Превращение Бледно-коричневой твари в Богоматерь тьмы », в котором исследуются различия между «Бледно-коричневой тварью» и ее более поздними версиями. более продолжительное воплощение. [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]«Богоматерь тьмы» получила в 1978 году Всемирную премию фэнтези как лучший роман . [ 6 ]
Ричард А. Лупофф похвалил Богоматерь Тьмы как «одну из самых страшных, самых оригинальных и чертовски убедительных фэнтезийных идей, с которыми я когда-либо сталкивался». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Поддельный документ
- Kult — ролевая игра с некоторыми схожими идеями об особенностях больших городов.
- Геомантия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Индекс FictionMags» . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Бледно-коричневая штука и доза Де Куинси» . 14 июля 2016 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Фрица Лейбера «Бледно-коричневая штука » . 19 июня 2016 г. Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Сила дружбы: интервью с Дональдом Сидни-Фрайером» . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «В поисках чудес, рассказывающих истории, я смертен», Touchstones: Essays on the Fantastic , Alchemy Press, 2014.
- ^ «Лауреаты Всемирной премии фэнтези» . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ "Книжная неделя Лупоффа", Алгол 28, 1977, стр.53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Фриц Лейбер читает отрывок из «Богоматери Тьмы »»
- «Фриц Лейбер обсуждает состав и предысторию «Бледно-коричневой штуки »»
- «Сила дружбы: интервью с Дональдом Сидни-Фрайером»
- Перри Лейк, «Преследующая Богоматерь Тьмы»
- Рэй Фарадей Нельсон , обзор
- Розмари Пардо, «Богоматерь Тьмы: Джеймсианская классика»