Обещать
Обещание , [ 1 ] также пишется Нгадьян и Нгаджон-Джии. [ 2 ] Коренные жители Австралии, проживающие в тропических лесах к югу от Кэрнса , в северном Квинсленде . Они образуют одну из 8 групп, остальные — Йидин , Маму , Дьирбал , Гиррамай , Варргамай , Варуу и Мбабарам из племен Дьирбал. [ 3 ]
Этноним
[ редактировать ]Согласно Роберту М.В. Диксону , Нгаджанджи/Нгадьян было названием языка, на котором говорили люди, чье настоящее племенное название было Нгадьянди. [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Нгаджанджи говорили на нгадьяне , диалекте дьирбала , и один из них демонстрирует самые большие различия с другими, особенно в фонологии, где он демонстрирует удлинение гласных. [ 5 ] Гласная, за которой следует l , r или y и последующая согласная, приведет к удлинению рассматриваемой гласной: таким образом, gibar (большое фиговое дерево) в других диалектах стало gibaa , а jalgur (мясо) стало jaaguu . [ 6 ] Существовал также тещин язык ( джалнай ), на котором, когда рядом была свекровь или ее родственники, стандартные слова заменялись специальной лексикой. Таким образом, гуда (собака) будет заменено на ньимбаа , имеющее то же значение. [ 7 ]
К тому времени, когда Роберт Диксон начал изучать язык в середине 1960-х годов, количество говорящих на нем сократилось до шести. [ 8 ] Последние информаторы, касающиеся Нгаджана, жили в Маланде . [ 9 ]
Страна
[ редактировать ]Традиционные земли нгаджан площадью 200 квадратных миль (520 км²) 2 ), лежат к северу и западу от Иннисфейла и простираются от тропических лесов плато Атертон-Табло на востоке до верховьев реки Рассел , охватывая Юнгабурру , Маланду и горный хребет к северу от Миллаа- Миллаа. [ 10 ] С северной стороны они были ограничены Йидинджи , а на востоке между ними и побережьем находился Йидинджи-Ваньюрр . Варибарра Маму лежала южнее.
Гипотеза о людях
[ редактировать ]Бердселл нгятжан были барринскую , Норман свою Джозеф утверждали однажды и Тиндейл племен демонстрирующих , что гипотезу одним из , джиру , дьирбал , гулнгаи и . Гиррамай — остатки тасманоидного типа, сохранившие небольшой рост негрито, приписываемый первоначальной первой волне аборигенов Австралии. [ 11 ] Один из поздних информаторов, по-видимому, считал, что нгатьжан были близкими родственниками маджанджи . [ 12 ]
Мифология
[ редактировать ]Происхождение трех вулканических озер в этом районе, Йидьям ( озеро Ичам ), Барани ( озеро Баррин ) и Нгимун ( озеро Эураму ), связано в мифе о Нгаджанджи как результат нарушения табу двумя мужчинами, которые только что прошли инициацию. в племя. На момент события местность Нгаджанджи представляла собой открытый кустарник. Их проступок вызвал гнев Радужного змея , который заставил землю под их лагерем задрожать, а также дул циклонический ветер, и небо окрасилось в странный красный оттенок. В результате трещин в земле паникующие люди были поглощены и исчезли в недрах земли. Диксон считает, что эта легенда, записанная им в 1964 году, точно отражает историческое образование вулканических озер около 10 000 лет назад, событие, сохранившееся благодаря стойкой передаче воспоминаний об извержении среди этого народа и другого племени дирбал, Маму. . [ 13 ]
История
[ редактировать ]Нгаджанджи вокруг Юнгабурры и озера Ичем пострадали от стремительного заселения, последовавшего за открытием Джоном Атертоном олова в 1878 году в Тинару и развитием тропы Робсона, соединяющей район с побережьем. [ 14 ]
Потомки
[ редактировать ]Русский авантюрист Леандро Ильин (1882–1946) поселился в этом районе в 1910 году вместе с несколькими другими русскими эмигрантами, чтобы основать поселение, которое они назвали «Маленькой Сибирью». Он подружился с овдовевшей женщиной из племени Нгаджанджи, Китти Кларк, и после того, как она забеременела от него, он сделал ей предложение. Ему не удалось получить разрешение от soi-disant Защитника аборигенов в Атертоне , и ему пришлось изо всех сил пытаться узаконить их отношения. У них было пятеро детей. [ 15 ] Документальный фильм по этой истории был снят в 2005 году Джули Ниммо. [ 16 ]
Последние выступающие
[ редактировать ]Последними носителями диалекта были Томми Лэнд, Джимми Браун, Молли Рэймонд и Джинни Дэниэлс. [ 17 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Ичем
- Эашим
- Итон
- Хучхон
- Джитжам (озёрный топоним )
- Нарча
- Натчин
- Нга:тья (имя выдающегося старейшины племени, умершего в 1904 году)
- я изменил
- Общий
- Нгадян
- Нгадян
- я не ел
- Нгаитджанджи
- С надеждой
Источник: Тиндейл 1974 , с. 183
Несколько слов
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Диксон 2011 , с. 333.
- ^ «Люди Нгадджон-Джии» (PDF) . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . Содружество Австралии . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Диксон 1972 , стр. 337–351.
- ^ Диксон 1972 , с. 24.
- ^ Диксон 1972 , стр. 24, 342–343.
- ^ Диксон 2011 , с. 173.
- ^ Диксон 2011 , с. 174.
- ^ Диксон 1972 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон 2011 , с. 64.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Паннелл 2009 , с. 63.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 179.
- ^ Диксон 1972 , с. 29.
- ^ Юнгабурра 2004 .
- ^ Выступление 2000 года .
- ^ Браунинг 2005 .
- ^ Диксон 2011 , стр. 173–174.
Источники
[ редактировать ]- Браунинг, Дэниел (27 октября 2005 г.). «Пионеры любви: Китти Кларк и Леандро Иллин» . Новости АВС .
- Диксон, RMW (1972). Язык дирбал Северного Квинсленда . Издательство Кембриджского университета . п. 351 . ISBN 978-0-521-08510-6 .
- Диксон, RMW (2011). В поисках языков аборигенов: воспоминания полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Говор, Елена (2000). Мой темный брат: История Иллинов, семьи русских аборигенов . Издательство Университета Нового Южного Уэльса . ISBN 978-0-868-40594-0 .
- Паннелл, Сандра (2009). «Аборигенные культуры влажных тропиков» . В Сторке, Найджел; Тертон, Стивен М. (ред.). Жизнь в динамичном тропическом лесном ландшафте . Джон Уайли и сыновья . стр. 59–70. ISBN 978-1-444-30033-8 .
- Тиндейл, Норман (1974). Аборигенные племена Австралии, Нгатжан (Квинсленд) . Издательство Австралийского национального университета .
- «Юнгабурра» . Сидней Морнинг Геральд . 8 февраля 2004 г.