Невидимый розовый единорог
Невидимый розовый единорог ( IPU ) — богиня пародийной религии, используемая для высмеивания теистических верований, принимающая форму единорога , который, как это ни парадоксально, одновременно невидим и розового цвета . [1] IPU — риторическая иллюстрация, используемая атеистами и другими религиозными скептиками как современная версия чайника Рассела , иногда упоминаемого в сочетании с Летающим Макаронным Монстром . [2]
МПС используется для того, чтобы доказать, что верования в сверхъестественное являются произвольными, например, заменяя слово « Бог» в любом теистическом утверждении на «Невидимый розовый единорог» . [3] Взаимоисключающие атрибуты розовости и невидимости вкупе с невозможностью опровергнуть существование МПС высмеивают свойства, которые некоторые теисты приписывают теистическому божеству . [4]
История
[ редактировать ]Чайник Рассела — это аналогия , впервые придуманная философом Бертраном Расселом (1872–1970), чтобы проиллюстрировать, что философское бремя доказательства лежит на человеке, делающем научно неопровержимые утверждения, а не на перекладывании бремени доказательства на других, особенно в случае религии. [5] Рассел писал, что если он утверждает, что чайник вращается вокруг Солнца где-то в космосе между Землей и Марсом, то для него бессмысленно ожидать, что другие поверят ему на том основании, что они не могут доказать его неправоту. Чайник Рассела до сих пор упоминается в дискуссиях о существовании Бога .
Похоже, МПС стала известна в первую очередь благодаря онлайн-культуре: помимо alt.atheism , где МПС часто упоминалась в дискуссиях, теперь существует ряд веб-сайтов, посвященных ей. Первое задокументированное упоминание об МПС было 7 июля 1990 года в дискуссионной группе Usenet alt.atheism. [6] Другие источники, касающиеся МПС, утверждают, что она «открылась нам» об альт.атеизме.
Эта концепция получила дальнейшее развитие группой студентов колледжа с 1994 по 1995 год на ISCA Telnet на базе базе BBS . Студенты создали манифест , в котором подробно описывалась бессмысленная (но внутренне непротиворечивая) религия, основанная на множестве невидимых розовых единорогов. [7] Именно из этого документа взята самая известная цитата, касающаяся МПС:
Невидимые розовые единороги — существа огромной духовной силы. Мы знаем это, потому что они способны быть невидимыми и розовыми одновременно. Как и все религии, Вера Невидимых Розовых Единорогов основана как на логике, так и на вере. Мы верим, что они розовые; мы логически знаем, что они невидимы, потому что мы не можем их видеть.
Концепции
[ редактировать ]При обсуждении Невидимого Розового Единорога часто отмечают, что, поскольку она невидима, никто не может доказать , что она не существует (или действительно, что она не розовая). Это пародия на аналогичные теистические утверждения о Боге: что Бог, как создатель вселенной, не подчиняется ее законам, и поэтому его физическое обнаружение ничего не говорит нам о его существовании или его отсутствии. Невидимый розовый единорог — это иллюстрация, которая пытается продемонстрировать абсурдность цитирования атрибутов и отсутствия доказательств в качестве доказательства существования божества. Два ее определяющих атрибута, невидимость и цвет (розовый), непоследовательны и противоречивы; это часть сатиры. Парадокс того, что нечто невидимое, но имеет видимые характеристики ( цвет ), отражен в некоторых восточноазиатских культурах, где невидимая красная нить считается, что соединяет людей, имеющих общую или связанную судьбу .
Среди ее «последователей» ведутся юмористические шуточные дебаты относительно других ее качеств, например, является ли она полностью невидимой или невидимой для большинства, но видимой только для тех, кто в нее верит (имеет сходство с « Новой одеждой Императора »). [7] Некоторые аргументы весьма сложны и запутанны, высмеивая спорность и запутанность богословских дебатов, происходящих во многих религиях. [7]
Невидимый розовый единорог также используется для деобожествления религиозных текстов. Цель состоит в том, чтобы читатель прочувствовал текст без перегруженных концепций, которые многие читатели будут ассоциировать со всемогуществом или будут читать с неоспоримой верой. Утверждается, что когда кто-то перечитывает один и тот же текст, заменяя все прямые ссылки на Бога на Невидимого Розового Единорога, читатель может увидеть текст по-новому и более критично:
Вначале Невидимый Розовый Единорог создал небеса и землю... и Дух Невидимого Розового Единорога парил над водами. И Невидимый Розовый Единорог сказал: «Да будет свет», и стал свет. Невидимый Розовый Единорог увидела, что свет хорош, и отделила свет от тьмы.
Похожие концепции
[ редактировать ]В 1996 году единорог, которого никто не видит, был адаптирован в качестве обучающего устройства в Camp Quest , первом летнем лагере свободомыслия для детей, созданном в Соединенных Штатах , Эдвином Ф. Кейгиным и Группой свободных расследований из Цинциннати. Как сообщалось спустя годы в газете Cincinnati Enquirer от 21 июля 2006 года : «Кемперы должны попытаться доказать, что воображаемые единороги — как метафора Бога — не существуют». [12] Ричард Докинз упомянул единорогов в этой связи в своей книге «Иллюзия Бога» 2006 года , написав, что « чайник Рассела , конечно, символизирует бесконечное количество вещей, существование которых мыслимо и не может быть опровергнуто. [...] Фаворитом философии является невидимый, неосязаемый, неслышимый единорог». [13]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбертс, Томас (2008). «Практически реально: фальшивые религии и проблемы аутентичности религии». Культура и религия . 9 (2): 125–139. дои : 10.1080/14755610802211510 . S2CID 170461604 .
- Лоди, Симона (2014). «Пространственные нарративы в искусстве». Искусство дополненной реальности: от новой технологии к новой творческой среде . Международное издательство Спрингер. п. 278. ИСБН 978-3-319-06203-7 .
- Куиллен, Итан Г. (2017). «Сатирическое священное: новый атеизм, пародийная религия и аргумент беллетристики». Новый атеизм: критические перспективы и современные дебаты . Международное издательство Спрингер. стр. 193–220. ISBN 978-3-319-54964-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анджелес, Питер А. (1992). Философский словарь Харпера Коллинза . Харпер Перенниал, Нью-Йорк. ISBN 0-06-461026-8 .
- ^ Мартенс, Вилли (1 июня 2006 г.). Картирование реальности: критический взгляд на науку и религию . iUniverse. п. 191. ИСБН 0-595-40044-2 .
- ^ Нарцисо, Дайанна (01 марта 2004 г.). Как движение в гору: осознание честности атеизма . Медиа-творения. п. 5. ISBN 1-932560-74-2 .
- ^ Эндрю Стюарт Абель; Эндрю Шефер (2010). «Видеть сквозь невидимого розового единорога» (PDF) . Журнал религии и общества . 12 . Центр изучения религии и общества раввина Майера и Дороти Крипке. ISSN 1522-5658 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2013 г. Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Фриц Аллхофф, Скотт С. Лоу. Философские аргументы против буквальной истины: чайник Рассела // Рождество — философия для всех: лучше, чем кусок угля . — Джон Уайли и сыновья, 2010. — Т. 5. — С. 65–66. — 256 с. — (Философия для всех). — ISBN 9781444330908 .
- ^ Скотт Гибсон (17 июля 1990 г.). « Доказательство существования Бога» . Группа новостей : alt.atheism . Usenet: [электронная почта защищена] . Архивировано из оригинала 14 июля 2009 г. Проверено 10 апреля 2007 г.
как насчет опровержения существования невидимых розовых единорогов?
- ^ Перейти обратно: а б с Алекс Тафти Эшман (8 февраля 2007 г.). «Невидимый розовый единорог» . h2g2 . Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ «Эпизод 058: Сэра Эли из подкаста Evil Twin — #EVLTWN» . Подчейзер . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джадсон Полинг; Гарри Пул; MS Дебра Полинг (2003). Противоречат ли наука и Библия? . Зондерван. п. 20 . ISBN 978-0-310-24507-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Джек Хуберман (2006). Цитируемый атеист . Национальные книги. п. 103 . ISBN 1-56025-969-8 .
- ^ Кеннет (23 июля 2005 г.). «Портрет невидимого розового единорога» . клог . Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 г. Проверено 15 января 2007 г.
- ^ Кларк, Майкл Д. (21 июля 2006 г.). «Кэмп: «Это за гранью веры» » . Цинциннати Инкуайрер . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 16 августа 2006 г.
- ^ Докинз, Ричард (2006). «Гипотеза Бога: бедность агностицизма». Бог как иллюзия (изд. Торговая книга в мягкой обложке). Кент: Бантам Пресс. стр. 52–53. ISBN 978-0-593-05825-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с невидимым розовым единорогом, на Викискладе?