Олеанна (спектакль)
Олеанна | |
---|---|
Написал | Дэвид Мэмет |
Дата премьеры | май 1992 г. |
Место премьеры | Американский репертуарный театр , Кембридж, Массачусетс , США |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Драма |
«Олеанна» , состоящая из двух персонажей — это пьеса , написанная Дэвида Мэмета в 1992 году , о борьбе за власть между университета профессором и одной из его студенток, которая обвиняет его в сексуальных домогательствах и тем самым подрывает его шансы на получение должности . Название пьесы, взятое из народной песни XIX века , отсылает к эскапистскому видению утопии . [ 1 ] Мамет адаптировал свою пьесу к одноименному фильму 1994 года .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]Кэрол, студентка колледжа, находится в кабинете своего профессора Джона. Она выражает разочарование тем, что не понимает материал на его уроке, несмотря на то, что прочитала назначенные ему книги и посетила его лекции. Особое беспокойство вызывает книга, написанная самим Джоном, в которой он подвергает сомнению современные требования о том, чтобы все получали высшее образование, называя это «систематической дедовщиной». Разговаривая с Кэрол, Джона часто прерывает звонок телефона. Ему скоро будет предоставлена должность вместе с солидным повышением. Предвидя это, Джон собирается купить новый дом, но его жена неоднократно звонит и сообщает о неотложных проблемах, требуя, чтобы он как можно скорее встретился с ней в доме.
Поначалу Джон проявил бесчувственность, но в конце концов решает помочь Кэрол, говоря ей, что она ему «нравится» и что он также испытывал подобное разочарование, будучи студентом. Он берет на себя вину за то, что она не понимает, о чем он говорит, и соглашается поставить ей пятерку, если она еще несколько раз вернется к нему в офис, чтобы обсудить материал. В один из острых моментов дискуссии он собирается положить ей руку на плечо, чтобы утешить, но она яростно стряхивает ее. Наконец, Кэрол полюбила Джона и уже готова раскрыть секрет, когда снова звонит телефон, и жена Джона говорит ему, что все проблемы с риэлтором были лишь схемой, чтобы вернуть его в дом для неожиданного приема в его честь. Он немедленно отправляется домой.
Акт II
[ редактировать ]Кэрол вернулась в офис Джона, но более собранная, чем раньше. Его пребывание в должности находится под угрозой, поскольку Кэрол подала официальную жалобу в комитет, обвинив его в сексуальных домогательствах . Она задокументировала ежедневные сексистские высказывания Джона в адрес его учеников и описывает его предложение поставить ей пятерку, если она согласится встретиться с ним наедине в его офисе. Джон надеется решить этот вопрос в частном порядке с Кэрол, чтобы жалобу можно было отозвать из комитета по аренде, заявляя, что он не понимает, как его действия могли ее обидеть, и пытается убедить ее, что он всего лишь пытался помочь ей без каких-либо скрытых мотивов. . Кэрол решает, что ей лучше уйти, но Джон стоит перед дверью и хватает ее. Кэрол кричит о помощи.
Акт III
[ редактировать ]Джону было отказано в должности и отстранено от должности с возможным увольнением, и он сворачивает свой офис. Он не был дома, чтобы увидеть свою жену и семью, и провел два дня в отеле, пытаясь осознать, что произошло. Он попросил Кэрол поговорить с ним еще раз, и она согласилась. Кэрол еще более настойчиво называет недостатки своего преподавателя, считая лицемерным то, что профессор колледжа может подвергнуть сомнению саму систему, которая предлагает ему работу и дает ему академическую платформу для изложения своих взглядов. Она также ссылается на «свою группу», от имени которой она говорит и от которой, судя по всему, получает советы и поддержку при подаче жалоб.
Попутно Джон упоминает, что в последнее время его не было дома. Кэрол сообщает, что если бы он это сделал, он бы узнал, что ее обвинения против него теперь приравниваются к попытке изнасилования . Кэрол предлагает снять с нее обвинения, если Джон согласится на удаление из университета списка книг ее группы, в который входит и его собственная. Джон отказывается, сердито говоря ей покинуть офис, когда его телефон снова звонит. Это его жена, которую он ласково называет «малышкой». Кэрол советует ему не обращаться так к своей жене. Это заставляет Джона, наконец, полностью сломаться, и он жестоко избивает ее, выкрикивая непристойности и держа стул над ее головой, пока она съеживается на полу. Когда Джон успокаивается, понимая, что он только что сделал, он говорит: «...ну...» Спектакль заканчивается тем, что Кэрол говорит: «Да… верно».
Вариации концовки
[ редактировать ]К концу Акта III было создано несколько концовок. В оригинальной кембриджской постановке в мае 1992 года, после того как Джон побеждает Кэрол, она стоит, а побежденный Джон читает исповедальное заявление, которое подготовила Кэрол. В постановке осенью 1992 года в Нью-Йорке финал сокращен, и после избиения Кэрол двусмысленно говорит: «Ну», а Джон отвечает: «Да. Верно». В лондонской постановке 1993 года, поставленной Пинтером, режиссер восстановил более длинный кембриджский финал. В экранизации 1994 года, снятой Мэметом, используется более короткий финал, но после того, как Кэрол говорит: «Ну», Джон отвечает: «Боже мой». [ 2 ]
Темы
[ редактировать ]Основные темы пьесы сосредоточены на общем сравнении с дебатами Аниты Хилл и Кларенса Томаса во время слушаний в Верховном суде о будущем судье , а также на степени правдивости, которая может быть связана с мужской стороной дебатов, и степени правдивость в ассоциации с женской стороной. [ 3 ] В аудиокомментарии к DVD-изданию Criterion другого фильма Мамета, «Убийство» , Мамет заявил, что тема групповой принадлежности была центральной в его изображении Кэрол, когда она объявляет о своем присоединении к группе активистов в кампусе. [ 4 ]
Оригинальные постановки
[ редактировать ]Премьера спектакля состоялась в мае 1992 года в Кембридже, штат Массачусетс , как первая постановка новой театральной труппы Мэмета Бэк-Бэй. [ 5 ] На премьере Уильям Х. Мэйси сыграл Джона, «самодовольного, напыщенного, невыносимого человека, властью которого над академической жизнью он бессознательно злоупотребляет». [ 5 ] Ребекка Пиджон сыграла главную женскую роль, Кэрол, которую один критик описал как «наиболее полно реализованный женский персонаж Мэмета… мышиный, запутанный шифр», чья неспособность понять концепции и заповеди, представленные в классе Джона, побудила ее обратиться к личному обучению. [ 5 ]
В октябре, через год после Анита Хилл – Кларенс Томас. слушаний по делу [ 1 ] который «кристаллизовался и конкретизировался» [ 5 ] Это драматизация Мэмета, показанная за пределами Бродвея в нью-йоркском театре «Орфеум» , где Мэйси и Пиджон повторяют свои роли. В постановку была переписана третья сцена. [ 5 ] Критик Фрэнк Рич кратко описывает пьесу в своем обзоре внебродвейской постановки:
- Олеанна ... — это страстный ответ на слушания по делу Томаса. Словно вырванный прямо из пишущей машинки, он не мог быть более прямым по своей технике и более зажигательным по своим амбициям. В первом акте г-н Мэмет запирает одного мужчину и одну женщину в офисе, где, в зависимости от точки зрения, происходит или не происходит акт сексуального домогательства. Во втором акте антагонисты, профессор университета средних лет и студент бакалавриата, возвращаются на место предполагаемого преступления, чтобы попытаться уладить свое дело без помощи адвоката, суррогатов, а иногда и здравого смысла.
- Результат? Во время паузы для дыхания, которая разделяет две сцены беспрепятственного второго акта мистера Мэмета, зрители, казалось, ерзали и задыхались , настолько нервными были смех и тихий грохот болтовни, доносившийся по дому. Последующая развязка, которая еще больше подняла ставки драмы, не меняет впечатления, что "Олеанна", вероятно, вызовет больше споров, чем любая другая пьеса в этом году. [ 1 ]
Лондонская премьера «Олеанны » состоялась в театре Royal Court Theater в 1993 году под руководством Гарольда Пинтера . [ 6 ] Дэвид Суше сыграл Джона (в спектакле, получившем премию Variety Club Award). [ 7 ] ), а Лия Уильямс сыграла Кэрол в версии, в которой использовалась оригинальная концовка Мэмет из кембриджской постановки. Как отмечает Пинтер в личной переписке с Маметом, которую Пинтер также опубликовал на своем сайте:
- Не может быть более жесткой и беспощадной игры, чем Олеанна . Оригинальный финал - это, блестяще, «последний поворот ножа». Она встает с пола («Не волнуйся обо мне. Со мной все в порядке») и направляется прямо к горлу. Последняя строка кажется мне идеальным подведением итога пьесы. Это драматический лед. [ 6 ]
Майкла Биллингтона Обзор в The Guardian поддержал выбор Пинтера финала, заявив, что «восстанавливая первоначальный финал Мэмета, в котором профессор вынужден признаться в своих ошибках, Пинтер также раскрывает боль и трагизм ситуации». [ 6 ]
Экранизация
[ редактировать ]В 1994 году Мамет снял собственную экранизацию с «Олеанны» в главных ролях Уильямом Х. Мэйси и Деброй Эйзенштадт . Роджер Эберт , чья рецензия на фильм в основном посвящена внебродвейской постановке, которую он видел более года назад, охарактеризовал фильм как неуклюжий и лишенный «огня и страсти» по сравнению с пьесой:
Все, что я написал, относится к сценической версии пьесы. Теперь мы подошли к фильму, снятому самим Мэметом и существенно не изменившемуся по сравнению с театральной версией. К моему удивлению, это не очень хороший фильм. Я не уверен, почему. Оригинальные персонажи присутствуют, и ситуация, диалоги и даже один из актеров (Мейси) такие же, как на сцене. Но материал никогда по-настоящему не приживается. Это кажется неловким. Ему не хватает огня и страсти. Наблюдение за этим было похоже на бледное воспоминание о ярком опыте. [ 8 ]
возрождения
[ редактировать ]Производство 2004 года. [ 9 ] в театре Гаррика в Лондоне выступили Аарон Экхарт и Джулия Стайлз. [ 10 ] Режиссером выступил Линдсей Познер . Стайлз повторил роль Кэрол в постановке 2009 года, поставленной Дугом Хьюзом в главной роли с Биллом Пуллманом на форуме Марка Тейпера . [ 11 ] 30 июня 2009 года было объявлено, что постановка будет перенесена в бродвейский театр Джона Голдена , а предварительный просмотр начнется 29 сентября перед премьерой 11 октября. [ 12 ] Первоначально предполагалось, что шоу закроется 3 января 2010 года, но из-за плохой продажи билетов дата закрытия была перенесена на 6 декабря 2009 года. На шоу было показано 65 представлений и 12 превью. [ 13 ] Спектакль был поставлен на сцене Камерного театра в Тель-Авиве в сезоне 2018-2019 гг. Еврейский перевод принадлежит Эхуду Манору , постановка — Саре фон Шварце, а обе роли исполняют Дэн Шапира и Джой Ригер.
Отменено производство
[ редактировать ]В 2014 году постановка спектакля в Театре Алхимика Милуоки была остановлена после одного спектакля, когда представители Мэмета приказали прекратить постановку. В постановке на роль Кэрол был выбран мужчина, поставивший пьесу об однополых сексуальных домогательствах. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Олеанна (песня)
- Сексуальные домогательства в сфере образования
- «Блестящая ложь» - аналогичная пьеса, написанная ранее Дэвидом Уильямсоном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рич, Фрэнк (26 октября 1992 г.). «Новая пьеса Мэмета взрывает ярость сексуальных домогательств» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сильвиус, Джилл Э. (2018). «Сила (четырех) неоднозначных слов: печать против звуковых окончаний в ОЛЕАННЕ Дэвида Мэмета». Экспликатор . 76 (1): 20–22. дои : 10.1080/00144940.2018.1430682 . S2CID 165997256 .
- ^ Зауэр, Дэвид (6 января 2009 г.). Дэвида Мэмета Олеанна . Серия: Путеводители по современному театру Нью-Йорк: Bloomsbury Academic . ISBN 978-0826496461 .
- ^ Убийство , The Criterion Edition, комментарии на DVD.
- ^ Jump up to: а б с д и «Олеанна дебютирует на Кембриджской мессе» . Общество Дэвида Мэмета . Архивировано из оригинала 18 апреля 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с «Олеанна» Дэвида Мэмета, Театр Royal Court, 24 июня 1993 г. , с официального сайта. Гарольда Пинтера Сайт
- ↑ Суше: Темная звезда , июнь 2002 г. BBC , статья
- ^ Эберт, Роджер (4 ноября 1994 г.). "Олеанна " Чикаго Сан-Таймс . Получено 10 июля 2022 г. - через RogerEbert.com .
- ^ Инверн, Джеймс (22 апреля 2004 г.). «Стайлз и Экхарт столкнутся в Лондоне, Олеанна, открытие 22 апреля» . Афиша . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Биллингтон, Майкл (23 апреля 2004 г.). « Олеанна » . Хранитель . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Варлей, Эдди (30 мая 2019 г.). «Фото Флэш: Театральная группа Центра / ОЛЕАННА Марка Тейпера Форума» . Бродвейский мир . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Кокс, Гордон (30 июня 2009 г.). « Деталь «Олеанна» для Золотого театра» . Разнообразие . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Даймонд, Роберт (1 декабря 2009 г.). «ОЛЕАННА переносит дату закрытия с 3 января на 6 декабря» . Бродвейский мир . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Форан, Крис (20 июня 2014 г.). «Письмо Мамета вынуждает Alchemist отменить «Олеанну» после первого выступления» . Милуоки Журнал-Сентинел . Проверено 12 декабря 2019 г.