Священный источник
Первое британское издание | |
Автор | Генри Джеймс |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Сыновья Чарльза Скрибнера , Нью-Йорк Метуэн и Ко , Лондон |
Дата публикации | Скрибнерс: 6 февраля 1901 г. Метуэн: 15 февраля 1901 г. |
Место публикации | Великобритания, США |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | Скрибнера: 319 Метуэн: 316 |
ОКЛК | 735172 |
«Священный источник» — это роман Генри Джеймса , впервые опубликованный в 1901 году. В книге рассказывается о неназванном рассказчике, который на вечеринке выходного дня в английской сельской местности пытается узнать правду о любовной жизни своих коллег-гостей. «Священный источник» — единственный роман Джеймса, написанный от первого лица. С момента публикации он получил неоднозначные отзывы критиков и не был включен в New York Edition Джеймса , издание его работы, которое он считал окончательным.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Неназванный рассказчик ждет поезда, который отвезет его на вечеринку выходного дня в поместье Ньюмарч в английской сельской местности. В ожидании он видит старого знакомого Гилберта Лонга и замечает, что тот кажется гораздо более оживленным и уверенным в себе, чем раньше. В поезде он встречает еще одну свою спутницу, миссис Бриссенден, которая кажется ему намного моложе и красивее, чем в последний раз, когда он видел ее. На вечеринке он замечает, что муж миссис Бриссенден выглядит намного старше, и начинает формулировать теорию о том, что миссис Бриссенден каким-то образом выкачивает «священный источник» молодости у своего мужа. Он быстро применяет эту идею и к Гилберту Лонгу и начинает размышлять о том, чье остроумие и энергия были «украдены», чтобы объяснить изменение личности Лонга. Сначала рассказчик предполагает, что источником вновь обретенной уверенности и интеллекта Лонга является женщина по имени леди Джон; однако он отвергает эту идею после обсуждения «дела» как с миссис Бриссенден (первоначально стремившейся порассуждать вместе с ним), так и с художником по имени Форд Оберт.
Рассказчик замечает, что другая женщина на вечеринке, Мэй Сервер, кажется вялой, и начинает задаваться вопросом, может ли она быть любовницей, дающей Лонгу жизненные силы. В конце концов, он начинает строить чрезвычайно сложные теории, чтобы объяснить энергию Лонга и глупость миссис Сервер, даже задаваясь вопросом, может ли кто-то из этих людей флиртовать с другими, чтобы запутать свои настоящие дела. Роман завершается долгой полуночной конфронтацией с миссис Бриссенден, которая передумала с тех пор, как рано утром поговорила с рассказчиком. Она говорит, что теории рассказчика абсурдны, и он совершенно неправильно истолковал реальные отношения других гостей. Разговор заканчивается ее обвинением в том, что рассказчик сумасшедший, и пожеланиями ему спокойной ночи, в результате чего рассказчик остается встревоженным и ошеломленным.
Критика
[ редактировать ]Ранние критики относились к роману с полным непониманием или почти с презрением. [ нужна ссылка ] Ребекка Уэст писала, что рассказчик «тратит больше интеллектуальных сил, чем Кант мог потратить на «Критику чистого разума» , в безуспешной попытке выяснить, существуют ли между некоторыми из его товарищей-гостей отношения, не более интересные среди этих пустых людей, чем они есть на самом деле. среди воробьев». [ 1 ] В письме от 15 марта 1901 года, написанном миссис Хамфри Уорд, сам Джеймс заявил: «Я говорю это со всей искренностью – книга не заслуживает обсуждения [...] Я с ненавистью закончил ее; пытаясь сделать это – единственное, чем это «могло бы» быть — «последовательной» шуткой». [ 2 ]
Другие критики высоко оценили роман. Эзра Паунд в своей книге «Азбука чтения» 1934 года писал: «Когда вы прочитали предисловия Джеймса и двадцать его романов, вам не помешало бы прочитать «Священный источник» . Там, возможно, впервые с 1300 года писатель смог иметь дело с определенным содержанием, которое Кавальканти . «беспокоило» [ 3 ] Во введении к Новые направления изданию романа « » 1995 года Леон Эдель назвал роман «недооцененным». [ 4 ]
Критик Рэй Карни назвал его одним из самых «тяжелых» романов, когда-либо написанных. [ 5 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В главе 21 Донны Леон третьего детективного романа Гвидо Брунетти «Одетый для смерти» (1994; он же «Анонимный венецианец ») персонаж Паола говорит Гвидо: «Я читаю мастера. Священный источник прекрасен. Ничего не происходит, абсолютно ничего». Позже в разговоре она заявляет: «Мне уже не терпится закончить это, чтобы немедленно начать все сначала». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэст, Ребекка (1916). Генри Джеймс . Кенникат Пресс, Инк.
- ^ Генри Джеймс Письма, Эд. Леон Эдель, Том. IV (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1984), стр.185-6.
- ^ Эзра Паунд: Азбука чтения, Лондон, 1951, стр.90.
- ^ Джеймс, Генри (1995). Священный источник . Новые направления.
- ^ «Почта, События, Показы, Новости Страница 10» .
- ^ Леон, Донна (1994). Одетый для смерти (он же «Анонимный венецианец» ) . Гроув/Атлантик.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный текст книги «Священный источник» (1901 г.)
Аудиокнига «Священный источник», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox