Генри Джеймс старший
Генри Джеймс старший | |
---|---|
Рожденный | Олбани, Нью-Йорк , США | 3 июня 1811 г.
Умер | 18 декабря 1882 г. Бостон, Массачусетс , США | (71 год)
Образование | Юнион Колледж Принстонская духовная семинария |
Занятие | Богослов |
Супруг | Мэри Робертсон Уолш |
Дети | |
Подпись | |
Генри Джеймс старший (3 июня 1811 — 18 декабря 1882) — американский богослов и отец философа Уильяма Джеймса , писателя Генри Джеймса и ведущего дневника Элис Джеймс .
После драматического момента духовного просветления он глубоко погрузился в сведенборгианство , отвергнув материализм и следуя утопическому пути к благодати. Таким образом, он в целом не симпатизировал современным американским лидерам философской мысли. Его влияние больше ощущалось в частых оживленных дебатах в кругу его друзей, чем в общественной жизни. Он сказал: «Мне больше нравится проводить время у камина, чем на форуме».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс родился 3 июня 1811 года в Олбани, штат Нью-Йорк . [1] Он был одним из двенадцати детей, родившихся в семье Кэтрин ( урожденной Барбер) Джеймс и Уильяма Джеймса (1771–1832), эмигранта из Бейлиборо , графство Каван , Ирландия, в США около 1789 года, сколотившего на бизнесе состояние в размере около 1,2 миллиона долларов. деловые отношения в северной части штата Нью-Йорк , в первую очередь в сфере недвижимости в Олбани , денежное кредитование и его участие в строительстве канала Эри .
В тринадцать лет он получил серьезные ожоги, пытаясь тушить пожар в сарае, и потерял ногу в результате ампутации. Три года, которые он был прикован к постели, укрепили его прилежный характер. После посещения Академии Олбани , [2] он поступил в Юнион-колледж в 1828 году и окончил его в 1830 году. Его отец, пресвитерианин патриарха , не одобрял его религиозные идеи, но когда воля была сломлена, он стал независимо богатым человеком. Он учился в Принстонской духовной семинарии с 1835 по 1837 год, чтобы подготовиться к служению, но был сбит с толку «огромными трудностями, присущими ее философии», и отказался от идеи стать священником. После Принстона Джеймс уехал примерно на год в Англию и вернулся в 1838 году в Нью-Йорк.
Карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
По возвращении Джеймса в Нью-Йорк в 1838 году он подготовил издание « Письма Роберта Сандемана о Терон и Аспазио» , которое было названо главным литературным документом шотландской секты , выступавшей против пресвитерианской церкви. В предисловии к работе Сандемана он назвал ее «гораздо более верным проявлением евангельской истины, чем любая другая работа». Что особенно интересовало Джеймса, так это его радикально эгалитарное послание. Сандеман писал: «В общем, весь Новый Завет громко говорит, что, что касается принятия Богом, нет никакой разницы между одним человеком и другим; — никакой разницы между самым образованным джентльменом и самым позорным негодяем; — нет разницы между самой добродетельной дамой и самой подлой проституткой...»
Сведенборгианство
[ редактировать ]Примерно в 1841 году Джеймс начал интересоваться сведенборгианством , когда он прочитал в лондонском «Ежемесячном журнале» несколько статей на эту тему Дж. Дж. Гарта Уилкинсона , который впоследствии стал одним из ближайших друзей Джеймса. В своих поисках он встретил и подружился с Ральфом Уолдо Эмерсоном , но не нашел особого удовлетворения в идеях Эмерсона.
Эмерсон познакомил Джеймса с Томасом Карлайлом . Но именно в работах Эмануэля Сведенборга (1688–1772), шведского учёного, религиозного провидца и учителя, Джеймс обрел духовный приют. В мае 1844 года, живя в Виндзоре , в Англии, Джеймс однажды вечером сидел один за семейным обеденным столом после еды, глядя на огонь, когда у него случился определяющий духовный опыт в его жизни, который он стал интерпретировать как Сведенборгианское «опустошение», стадия процесса духовного возрождения. Этот опыт был, по его собственным словам, предчувствием «совершенно безумного и отвратительного ужаса, не имеющего видимой причины и объясняемого, в моем растерянном воображении, только какой-то проклятой фигурой, невидимой для меня, сидящей на корточках в пределах комнаты». и исходящие от его зловонной личности влияния фатальны для жизни». [3]
«Опустошение» Джеймса положило начало духовному кризису, который длился два года и был наконец разрешен благодаря тщательному исследованию творчества Сведенборга и христианских мистиков . Джеймс пришел к убеждению, что, по его словам, «проклятием человечества, которое делает нашу мужественность такой маленькой и такой развращенной, является его чувство самости и абсурдная отвратительная самоуверенность, которую оно порождает». Он оставался привязанным к мысли Сведенборга на всю оставшуюся жизнь и никогда не путешествовал, не взяв с собой работы Сведенборга.
В 1845 году Джеймс снова вернулся в Соединенные Штаты и начал всю жизнь читать лекции о своих духовных открытиях. По утрам он посвящал писательству и опубликовал ряд дискурсивных томов, посвященных изложению своих мыслей. [4]
Социальная мысль
[ редактировать ]В конце 1840-х годов Джеймс заинтересовался бывшими членами Брук-Фарм , эксперимента по общественной жизни в Уэст-Роксбери, штат Массачусетс, который длился с 1841 по 1847 год, а также фурьеризмом, школой утопического социализма , выросшей из идей французов. социальный философ Шарль Фурье (1772–1837), оказавший большое влияние на Брук Фарм в последние несколько лет. Джеймса интересовал утопизм как ступенька к духовной жизни.
Джеймс был суровым критиком «грубой материальности» американского общества и нашел в мысли Фурье полезную критику. Он мало уважал большинство ведущих писателей своего времени, за исключением, возможно, Уолта Уитмена , хотя он встречался и развивал многих из них, в том числе Эмерсона , Бронсона Олкотта , Генри Дэвида Торо и Уильяма Мейкписа Теккерея .
Джеймс был сторонником многих социальных реформ, включая отмену рабства и либерализацию разводов.
Теология
[ редактировать ]С богословской точки зрения Джеймс не сочувствовал натурализму большей части религиозной мысли девятнадцатого века. Само творение он рассматривал как «чисто духовный процесс, полностью находящийся в сфере чувств и мыслей». Фундаментальной богословской проблемой, по его мнению, является теодицея , или проблема зла . Его сведенборгианское решение проблемы зла основывалось на разрыве связи между Богом и природой или, альтернативно, между природой и реальностью. Истинная реальность (или Бог), по мнению Джеймса, полностью духовна, в том смысле, что обитатели естественного мира едва ли могут это понять. освобождение от иллюзий естественных явлений, которые включают время, пространство и самость Но благодаря интуиции этой истинной реальности, думал Джеймс, возможно . В таком освобождении заключается спасение , по мнению Джеймса, , тогда как зло — точнее, духовное зло, поскольку Джеймс отличает его от «физического» и «морального» зла — возникает в результате действий, основанных на заблуждении самости. К. Хартли Грэттан говорит, что в философии Джеймса «принцип ада — это самость, а принцип рая — братская любовь». [5] Но Джеймс не был рабским последователем Сведенборга. Скорее всего, именно у Сведенборга он нашел наиболее плодотворное исследование своей центральной идеи о том, что источником всего зла является привязанность к себе.
Спустя годы
[ редактировать ]Хотя идеи Джеймса были восприняты его современниками без особого энтузиазма и хотя он совершенно не сочувствовал энтузиазму своего возраста в отношении науки, он никогда не впадал в уныние; на самом деле, некоторые из лучших изложений его мыслей можно найти в томах его последних лет. Он активно участвовал в жизни своих детей, для образования которых так много сделал. Его общество поддерживали многие, которым нравились его беседы, при условии, что они были достаточно сильны, чтобы выдержать порой разрушительную критику, которую он предлагал. Он наслаждался парадоксами и преувеличениями и любил пренебрегать условностями. Но он избегал формального общества, которое находил ему неприятным. Он писал: «Моя натура склонна к привязанности и мыслям, а не к действию. Я люблю проводить время у камина, а не на форуме».
Наследие
[ редактировать ]Описание Торо встречи с Джеймсом дает представление о том, как его современники видели и судили его:
На днях вечером у Эмерсона я встретил Генри Джеймса во время беседы в Олкотте, во время которой, однако, Олкотт мало говорил, будучи обеспокоен противодействием Джеймса. Последний достаточно сердечный человек, с которым можно очень хорошо расходиться, как из-за его доктрин, так и из-за его хорошего нрава. Он произносит квазифилантропические догмы в метафизическом одеянии; но с практической точки зрения они очень грубы. Он обвиняет общество во всех совершенных преступлениях и восхваляет преступника за его совершение. Но я думаю, что все лекарства, которые он предлагает, вылетели у него из головы (потому что он не идет дальше, каким бы он ни был сердечным), оставят нас там, где мы находимся сейчас. Ибо, конечно, не подарком индеек на День благодарения он предлагает обратить преступника, а искренним сочувствием к каждому, и к тому, в числе прочих, который лжет и рассказывает миру с виселицы, что с момента его рождения ни один смертный не обращался с ним по-доброму. Но не так-то легко сочувствовать другому, хотя у вас могут быть лучшие намерения сделать это. За холмом стоит Добсон. Разве вы, я и весь мир не пытались сочувствовать ему с самого его рождения (как, несомненно, он и у нас), и все же мы не продвинулись дальше, чем отправить его хотя бы раз в исправительный дом; а он, напротив, несколько раз отправлял нас в другое место. Таково реальное положение вещей, насколько я его понимаю, по крайней мере, в том, что касается средств Джеймса. Мы теперь, увы! проявляя то милосердие, которое у нас есть на самом деле, и новые законы не дадут нам больше. Но, возможно, нам удастся внести некоторые улучшения в исправительный дом. Мы с тобой — Добсон; что Джеймс сделает для нас? [6]
Личная жизнь
[ редактировать ]28 июля 1840 года Джеймс женился на Мэри Робертсон Уолш (1810–1882), сестре своего коллеги-семинариста из Принстона, мэром Нью-Йорка, в доме своей невесты на Вашингтон-сквер . Пара жила в Нью-Йорке, у них было пятеро детей: [8]
- Уильям Джеймс (1842–1910), философ и психолог , первый педагог, предложивший курс психологии в Соединенных Штатах. [9] [10] [11] [12]
- Генри Джеймс-младший (1843–1916), писатель, считающийся одним из величайших англоязычных романистов, номинированный на Нобелевскую премию по литературе в 1911, 1912 и 1916 годах. [13]
- Гарт Уилкинсон «Уилки» Джеймс (1845–1883), [14] который женился на Кэролайн Имс Кэри. [15]
- Робертсон «Боб» Джеймс (1846–1910), женившийся на Мэри Люсинде Холтон (1849–1922). [14]
- Элис Джеймс (1848–1892), писательница, получившая известность благодаря своему дневнику, опубликованному посмертно в 1934 году, а более полная версия была опубликована в 1964 году. [14]
Брак Джеймса был счастливым, и когда 29 января 1882 года Мэри Джеймс умерла, его воля к жизни, казалось, умерла вместе с ней. Его работа над еще одним томом пошла на убыль, и он впал в состояние лени. Он ненадолго сплотился после визитов своих сыновей, которых призвала на свою сторону его дочь Алиса. Но у него случился рецидив после того, как Генри-младший и Уильям уехали на экскурсии в Европу. Его знаменитые сыновья больше никогда не видели его живым. Он умер 18 декабря 1882 года в своей резиденции на Вернон-стрит в Бостоне. [16] [17]
В тот же день лодка его сына Генри пришвартовалась в Нью-Йорке, когда он возвращался к отцу. Уильяму Джеймсу , находившемуся в то время в Лондоне, не позволили полностью узнать об упадке своего отца, чтобы не мешать столь необходимому отпуску; Узнав, что его отец лежит на смертном одре, за четыре дня до своей окончательной кончины, Уильям Джеймс написал трогательное письмо, которое его отец так и не прочитал. В нем известный психолог писал:
В той таинственной бездне прошлого, в которую вскоре упадет и уйдет назад и назад настоящее, ты по-прежнему для меня центральной фигурой. Всю свою интеллектуальную жизнь я получаю от тебя; и хотя нам часто казалось, что мы расходимся в выражении этого, я уверен, что где-то есть гармония и что наши стремления объединятся. Мой долг перед вами превосходит все мои возможности оценить: настолько ранним, таким глубоким и постоянным было влияние. ... Спокойной ночи, мой священный старый отец. Если я тебя больше не увижу — Прощай! благословенное прощание! [18]
Генри-старший сделал Генри-младшего распорядителем своего имущества, что вызвало недовольство его старшего сына Уильяма. [19] По условиям завещания Уилки получил меньшую долю поместья, чем его братья и сестры, потому что его отец чувствовал, что он за свою жизнь ссудил ему достаточно денег, которые были потеряны в неудачных деловых предприятиях. Однако Генри, Алиса и Боб плохо относились к Уилки, который страдал от болезни сердца и ревматической лихорадки после ранений, полученных во время Гражданской войны, поэтому они решили перераспределить поместье поровну. Уильям категорически не согласился с этим, утверждая, что Алисе и Генри было легче уступить большую долю поместья Уилки, потому что у них не было собственных семей, которые нужно было поддерживать. [20] Вопрос не был решен, когда Уилки умер в ноябре 1883 года, менее чем через год после смерти своего отца. [21]
Библиография
[ редактировать ]- Морализм и христианство; или «Опыт и судьба человека» (1850), перепечатка AMS Press: ISBN 0-404-10084-8
- Лекции и сборники (1852)
- Церковь Христа, а не церковность (1854 г.), перепечатка AMS Press 1983 г.: ISBN 0-404-10082-1
- Природа зла, рассмотренная в письме преподобному Эдварду Бичеру, доктору медицинских наук, автору книги «Конфликт веков» (1855 г.), переиздание AMS Press, 1983 г. ISBN 0-404-10086-4
- Христианство - логика творения (1857), перепечатка AMS Press 1983: ISBN 0-404-10080-5
- Социальное значение наших учреждений (1861 г.)
- Субстанция и Тень; или Мораль и религия в их отношении к жизни (1863), перепечатка AMS Press 1983: ISBN 0-404-10088-0
- Тайна Сведенборга, являющаяся объяснением его доктрины божественного естественного человечества (1869), перепечатка AMS Press 1983: ISBN 0-404-10087-2
- Общество - искупленная форма человека и залог всемогущества Бога в человеческой природе, подтвержденное в письмах к другу (1879 г.)
- Литературные останки Генри Джеймса (1885 г.) под редакцией его сына Уильяма Джеймса . Перепечатка Литературного дома 1970 года: ISBN 0-8398-0950-6
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, Росситер; Браун, Джон Ховард, ред. (1904). Биографический словарь выдающихся американцев двадцатого века . Том. VI. Бостон: Биографическое общество . Проверено 28 апреля 2022 г. - из Интернет-архива.
- ^ Хабеггер, Альфред (2001). Отец: Жизнь Генри Джеймса старшего , с. 60. Издательство Массачусетского университета, Амхерст.
- ^ цитируется в FW Dupee, «Генри Джеймс», Слоан, 1951.
- ^ «Философия Генри Джеймса старшего - Каталог библиотеки Принстонского университета» . каталог.princeton.edu . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ К. Хартли Грэттан. Три Джеймса: Семья умов: Генри Джеймс старший, Уильям Джеймс, Генри Джеймс (NY Univ. Press, 1962 [исходное издание 1932], стр. 75).
- ^ цитируется в «Трех Джеймсах» , стр. 84 и в Ральфе Бартоне Перри, «Мысль и характер Уильяма Джеймса» [Бостон: Литтл, Браун, 1936], том. 1, стр. 149–50.
- ^ «Генри Джеймс старший и Генри Джеймс младший» . си.еду . Смитсоновский институт . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Джеймс, Генри, 1811–1882. Письма Генри Джеймса-старшего и Мэри Уолш Джеймс различным корреспондентам, 1827–1878: Путеводитель» . oasis.lib.harvard.edu . Библиотека Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ TL Brink (2008) Психология: подход, дружественный к студентам . «Блок первый: определение и история психологии» . п. 10
- ^ «Уильям Джеймс: Сочинения 1878–1899» . Библиотека Америки . 1 июня 1992 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «Уильям Джеймс: Сочинения 1902–1910 годов» . Библиотека Америки. 1 февраля 1987 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Меган Э. Брэдли. «Уильям Джеймс» . ПСИХография . Faculty.frostburg.edu. Архивировано из оригинала 24 ноября 2014 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «База данных номинаций» . www.nobelprize.org . Архивировано из оригинала 16 июля 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с Йодер-младший, Эдвин М. (24 августа 1986 г.). «Гарт и Робертсон Джеймс: младшие братья гения» . Вашингтон Пост . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Джеймс, Уильям; Джеймс, Генри (1997). Уильям и Генри Джеймс: Избранные письма . Университет Вирджинии Пресс . п. 526. ИСБН 9780813916941 . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Генри Джеймс мертв: мирный и счастливый конец знаменитого писателя» . Звездная Трибьюн . Милуоки. 20 декабря 1882 г. с. 4 . Получено 28 апреля 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Некролог: смерть Генри Джеймса старшего в Бостоне - General Mortuary News» . Чикаго Трибьюн . Бостон, Массачусетс. 20 декабря 1882 г. с. 5 . Получено 28 апреля 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Переписка Уильяма Джеймса , том. 5: 1878–1884 , под редакцией Игнаса К. Скрускелиса и Элизабет М. Беркли при содействии Вильмы Брэдбир [Шарлоттсвилл и Лондон: University of Virginia Press, 1997], стр. 327–28).
- ^ Леон Эдель (1975). Письма Генри Джеймса Том. 2: 1875–1883 . Belknap Press Гарвардского университета. п. 328.
- ^ Эдель, 1975; п. 400
- ^ Леон Эдель (1980). Письма Генри Джеймса Том. 3: 1883–1895 . Belknap Press Гарвардского университета. п. 16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дек, Р.Х. «Заметки по теологии Генри Джеймса старшего». Психоистория Ред. 1979 г. Лето – осень; 8(1-2):60-2.
- Эдель, Леон. Письма Генри Джеймса Том. 2: 1875–1883 . Кембридж: Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 1975.
- Файнштейн, Говард М. Становление Уильяма Джеймса . Итака: Издательство Корнельского университета, 1984. Психологическая интерпретация Генри Джеймса-старшего как сына и отца.
- Граттан, К. Хартли. Три Джеймса: Семья умов: Генри Джеймс старший, Уильям Джеймс, Генри Джеймс . 1932. Введение Оскара Гаргилла. Издательство Нью-Йоркского университета, 1962. Книга II посвящена Генри Джеймсу старшему.
- Хабеггер, Альфред. Отец: жизнь Генри Джеймса старшего. Перепечатка издательства Массачусетского университета, 2001 г. ISBN 1-55849-331-X
- Льюис, RWB Джеймсы: семейный рассказ . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1991. ISBN 0-374-17861-5
- Маттиссен, Ф.О. Семья Джеймсов, включая отрывки из произведений Генри Джеймса-старшего, Уильяма, Генри и Элис Джеймс . Нью-Йорк: Альфред Кнопф, 1947. Vintage Books, издание 1980 года: ISBN 0-394-74243-5 . Генри Джеймса старшего» Содержит отрывки из «Автобиографии , фрагмент из «Литературных останков Генри Джеймса» ; некоторые из его писем Эмерсону; отрывок из Морализма и христианства ; и выдержки из книги «Социальное значение наших институтов» .
- Перри, Ральф Бартон. Мысль и характер Уильяма Джеймса, раскрытые в неопубликованной переписке и заметках, а также в его опубликованных сочинениях . Том. Я: Наследство и призвание . Бостон: Литтл, Браун, 1936. Перепечатка Гринвуда: ISBN 0-8371-7520-8 . Переиздание Vanderbilt University Press, 1996 г.: ISBN 0-8265-1279-8 . Часть I («Сын его отца») посвящена жизни Генри Джеймса-старшего.
- Тейлор, Эндрю. Генри Джеймс и вопрос об отце . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Джеймса. Архивировано 17 декабря 2016 года в Wayback Machine на канале PBS.
- « Любовь, брак и развод и суверенитет личности » - дискуссия между Генри Джеймсом-старшим, Горацием Грили и Стивеном Перл Эндрюсом (1853 г.), второе издание 1889 г.
- Глава шестая из «Сведенборгианизированного фурьеризма Генри Джеймса старшего: исследование патологии»
- Обзор книги «Тайна Сведенборга» из журнала North American Review, т. 110, 1870 г., стр. 463–468.
- Американская энциклопедия . 1920. .
- 1811 рождений
- 1882 смерти
- Религиозные лидеры из Олбани, Нью-Йорк
- Американские сведенборгианцы
- Американцы шотландско-ирландского происхождения
- Американские философы
- Американские христианские богословы
- Писатели из Массачусетса
- Выпускники Юнион-колледжа (Нью-Йорк)
- Американские аболиционисты
- Американские христианские социалисты
- Сведенборгианские социалисты
- Христианские социалистические богословы