Францисканские миссии в Сьерра-Горде Керетаро
Францисканские миссии в Сьерра-Горде Керетаро | |
---|---|
![]() Миссия в Сантьяго-де-Халпан | |
Расположение | Сьерра-Горда , Керетаро , Мексика |
Координаты | 21 ° 12'14 "с.ш. 99 ° 27'50" з.д. / 21,204 ° с.ш. 99,464 ° з.д. |
Построен | Между 1750 и 1760 годами |
Создан для | Францисканский орден |
Восстановлен | 1990-е годы |
Официальное название | Францисканские миссии в Сьерра-Горде Керетаро |
Тип | Культурный |
Критерии | Да, iii |
Назначен | 2003 г. (27-я сессия ) |
Справочный номер. | 1079 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Францисканские миссии Сьерра-Горда в Керетаро — это пять миссий , построенных в Мексике между 1750 и 1760 годами. Основание миссий приписывается Хуниперо Серра , который также основал наиболее важные миссии в Калифорнии . В 2003 году они были объявлены объектом Всемирного ЮНЕСКО наследия .
Они являются примером архитектурного и стилистического единства с темперной живописью, являющейся одним из лучших образцов популярного новоиспанского барокко . Согласно критериям, на которые ссылается включение ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, миссии являются свидетельством важного обмена ценностями во время процесса колонизации как в центре и на севере Мексики, так и на западе того, что в настоящее время занимает территорию Соединенные Штаты .
Область
[ редактировать ]Сьерра -Горда — экологический регион, расположенный на северной трети штата Керетаро и простирающийся на соседние штаты Гуанахуато , Идальго и Сан-Луис-Потоси . [ 1 ] Этот регион находится на ответвлении восточной горной цепи Сьерра-Мадре и состоит из ряда горных цепей, идущих с севера на юго-восток. [ 2 ] В пределах Керетаро экосистема простирается от центра штата, начиная с частей муниципалитетов Сан-Хоакин и Кадерейта-де-Монтес охватывая все муниципалитеты Пеньямиллер , Пиналь-де-Амолес , Халпан-де-Серра , Ланда-де-Матаморос и Арройо-Секо площадью 250 км2. территории. и [ 2 ] [ 3 ]
Вся Сьерра-Горда отличается очень пересеченной местностью, включая каньоны и крутые горы. Высота над уровнем моря варьируется от всего 300 метров над уровнем моря в каньоне Рио-Санта-Мария в Джалпане до 3100 метров над уровнем моря в Серро-де-ла-Пингуика в Пиналь-де-Амолес. [ 2 ] [ 4 ] Микросреда региона варьируется от хвойных лесов и дубовых лесов, в основном встречающихся на горных вершинах, до полей бананов и сахарного тростника в более глубоких каньонах. На восточной стороне расположены лиственные леса. На западной стороне, граничащей с Мексиканским плато , находятся пустыни и полупустыни с разнообразными кактусами и засушливыми кустарниками. Среди его особенностей - вершины, связанные с Сьерра-Альта-де-Идальго , сосновые леса Саморано, каньон Эксторакс и склоны Уасмазонты, межгорные долины, где расположены пять миссий, и холмистые холмы, ведущие в Ла-Уастека . Широкие перепады высоты и количества осадков благоприятствуют разнообразию флоры и дикой природы. [ 2 ] [ 4 ]
Фундамент
[ редактировать ]
Хотя миссия Джалпана была основана в 1750 году до того, как Хуниперо Серра прибыл в регион, ему приписывают создание пяти основных миссий в этом районе и завершение евангелизации местного населения. [ 3 ] На самом деле миссии были построены людьми Паме под руководством различных монахов -францисканцев , в том числе Хосе Антонио де Мургиа в Сан-Мигель-Конка, Хуана Криспи в Тилако, Хуана Рамоса де Лора в Танкойоле и Мигеля де ла Кампа. Ланды.
Однако видение строительства миссий принадлежало Серре, поскольку он представлял себе своеобразную утопию, основанную на францисканских принципах, Серра ставил твердую миссионерскую позицию, заключавшуюся в сопровождении и понимании ее социальных проблем, в осознании своего голода. и их язык; Серра основал кооперативы, поддерживал и укреплял их организационные и производственные мощности, мотивировал распределение земли и ставил доктринальные задачи на языке паме. Это была миссионерская задача огромных масштабов и глубоких последствий с человеческой точки зрения, результаты которой сегодня заметны в барочном синкретизме, который она демонстрирует во всех миссиях.
История
[ редактировать ]
в этом районе было несколько городских построек Хотя в доклассическую эпоху высотой между 6 и 10 веками, эти города были заброшены задолго до прибытия испанцев в 16 веке. [ 2 ] [ 3 ] В это время коренными народами региона были кочевые охотники, такие как Памес , Ксимпесес Гуачичилс и Йонас , обычно называемые вместе Чичимекас . [ 2 ] [ 3 ] Кроме того, были также группы отомисов и уастеков . обнаружены [ 2 ] [ 6 ] Испанцы доминировали на крайнем западе и дальнем востоке Сьерра-Горды (сегодня в штатах Гуанахуато и Идальго), но не могли доминировать в центре территории, которая сейчас является Керетаро. Это связано с пересеченной местностью и ожесточенным сопротивлением, особенно со стороны Джоназа. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Попытки доминировать в регионе включали усилия по евангелизации, многие из которых потерпели неудачу до середины 18 века. предпринимали попытки евангелизировать Сьерра-Горду Керетаро В течение 16 и 17 веков августинцы , францисканцы и доминиканцы . Однако почти все эти миссии так и не были завершены или были разрушены вскоре после того, как они были построены коренными общинами. [ 4 ] [ 9 ] Самым известным примером является миссия Букарели , расположенная в общине Пуэрто-де-Техаманил в муниципалитете Пиналь-де-Амолес . Миссия была основана в 1797 году францисканцем Хуаном Гуадалупе Сориано для евангелизации местного народа Джонас. Полное название миссии — Purísima Concepción de Bucarelí. Он так и не был закончен, видна была только часть монастыря, шахты и церковь. 4 февраля здесь совершается месса в честь Франциска Ассизского , в небольшой сохранившейся часовне, хотя ни в одной части комплекса нет крыши. Миссия была полностью заброшена во время Мексиканской революции 1914 года, а строительство официально приостановлено в 1926 году. [ 3 ]
В 1740 году колониальное правительство решило подавить сопротивление местных жителей, чтобы обеспечить торговые пути в Гуанахуато и Сакатекас. Этого достиг Хосе де Эскандон , чья экспедиция завершилась битвой при Медиа-Луне , победив Хонаса и Ксимпесе. [ 3 ] [ 10 ] Военное умиротворение этого региона Хосе де Эскандоном в 1740-х годах позволило построить постоянные представительства в самом сердце Сьерра-Горды. [ 6 ] Однако пять францисканских миссий, аккредитованных Хуниперо Серра, были построены на территории Паме , поскольку эти люди более терпимо относились к испанскому доминированию. Испанцы решили сжечь первоначальные деревни Паме и переселить население вокруг миссий для лучшего контроля. Те, кто не подчинился, либо покончили жизнь самоубийством, либо ушли жить в горы. Размещение миссий имело целью разделить сердце Сьерра-Горды и открыть дороги в Сан-Луис-Потоси . [ 3 ] [ 10 ]
Хуниперо Серра потратил восемь лет на проект строительства миссий до 1770 года, когда ряд исторических событий, включая изгнание иезуитов , вынудили отказаться от миссий. Серра переехал в Калифорнию. [ 6 ] С тех пор и до конца 20 века комплексы были заброшены, разрушены и повреждены. Это было особенно актуально во время Мексиканской революции, когда многие церкви в регионе были разграблены, а ряд портальных фигур в этих францисканских церквях были «обезглавлены» в результате боевых действий. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В 1980-х годах группа из в Ксилитле офиса INAH заблудилась в этом районе и наткнулась на одну из миссий. Находка привела к усилиям по спасению миссий и завершилась объявлением их объектом Всемирного наследия в 2003 году. [ 12 ] Первоначальные реставрационные работы по структуре и внешнему виду миссионерских церквей были начаты в 1980-х годах. В период с 1991 по 1997 год были выполнены внутренние работы над алтарями, хорами, органами и картинами. Дальнейшие работы финансировались государством в период с 1997 по 2002 год, включая работы на окружающих площадях и памятниках. [ 3 ] [ 13 ] Затраты на восстановление только миссии Танкойол к 2008 году составили более трех миллионов песо. [ 13 ] Попытка включить миссии в список Всемирного наследия началась в 2000 году группой мексиканских интеллектуалов, включая доктора Мигеля Леона Портилью. Работа заняла два с половиной года, но в конечном итоге увенчалась успехом в 2003 году, когда она была добавлена на 27-м заседании Комитета всемирного наследия. [ 3 ] Государственный орган по туризму продвигает пять миссий как Ruta de las Misiones (Маршрут миссий). [ 11 ]
Архитектура
[ редактировать ]

Основной характеристикой этих храмов является богатое убранство главных дверей, это украшение называется « новым испанским барокко » или «метисным барокко», согласно INAH . Богатое убранство в основном направлено на обучение коренным народам новой религии, но в отличие от барокко храмов и сооружений южнее, влияние коренных народов очевидно. Идея Серры заключалась в том, чтобы продемонстрировать смешение культур вместо полного завоевания. [ 3 ] Одним из них было использование красного, оранжевого и желтого цветов, а также пастельных оттенков и священных местных фигур, таких как кролик и ягуар. Храмы имеют один неф , перекрытый цилиндрическим сводом , но каждый из них имеет свои особенности, особенно в порталах . [ 3 ] Серра провел одиннадцать лет в Сьерра-Горде, а затем переехал на север примерно в 1760 году. Миссии, основанные в Керетаро, станут первыми в длинной серии миссий, которые будут созданы на территории нынешней южной Калифорнии.
Миссии Сьерра-Горды имеют уникальные характеристики в стиле нового испанского барокко , как по концепции планов этажей , так и по фасадам. [ 14 ] На своих фасадах они представляют ряд весьма оригинальных композиций, основанных на качественных декоративных элементах и оригинальном дизайне; его формы вооружены перегородками, покрытыми лепниной, сделанной из негашеной извести, обожженной на месте и окрашенной землей. [ 14 ] некоторые основные элементы религиозной архитектуры нищенствующих орденов XVI века. Несмотря на то, что эти миссии были созданы в XVIII веке, в них обнаружены [ 14 ] Архитектура этих миссий подчиняется так называемой программе «умеренного следа», которая была реализована в 16 веке и принята францисканцами , августинцами и доминиканцами ; и что они применялись в монастырях-крепостях. [ 14 ]
Миссии имеют так называемую Capilla Posa — одно из архитектурных решений, использовавшихся в монастырских комплексах Новой Испании в 16 веке, состоящее из четырёх четырёхугольных сводчатых зданий, расположенных на концах атриума за их пределами. Как и Capilla abierta , это уникальное решение и вклад испано-американского колониального искусства в универсальное искусство, учитывая его оригинальность, а также пластические и стилистические возможности, использованные в его орнаментации. Существует несколько теорий о его функции. Было высказано предположение, что, следуя по пути процессии, Capillas posas использовались для постановки или покоя Святого Дара, когда его несли процессией через атриум .
-
Габсбургский двуглавый орел на фасаде миссии Конка
-
Часовня позирует в миссии Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лус-де-Танкойоль.
-
Атриум и часовни в миссии Сан-Франциско-де-Асис-дель-Валле-де-Тилако.
Миссии
[ редактировать ]
Миссия Сантьяго-де-Халпан была основана до прибытия Хуниперо Серры в 1744 году, но Серра отвечал за строительство миссионерского комплекса, который стоит сегодня, с 1751 по 1758 год, первого из построенных. Он посвящен Иакову Великому , первому евангелисту. [ 6 ] [ 12 ] Этот комплекс расположен в центре современного города перед главной площадью и состоит из атриума , монастыря , портала для паломников и церкви, а также пристройки к часовне с левой стороны. Первоначальная стена атриума была утрачена, но реконструирована в том же стиле, с тремя порталами и перевернутыми арками. [ 3 ] Основными особенностями богато украшенного портала на фасаде являются Богоматерь Колонна и Дева Гваделупская , обе имеют мезоамериканские связи, а также двуглавый орел, символизирующий смешение двух культур. [ 6 ]
Фасад искусно выполнен с использованием лепнины и камня, охра пилястр контрастирует с желтым цветом многих декоративных деталей. Большая часть деталей растительного характера, а также маленькие ангелочки и орлы. [ 15 ] Европейские элементы включают изображения святых, таких как Святой Доминик и Франциск Ассизский , а также францисканский герб. Внутри двери – изображения святых Петра и Павла . Местные элементы включают двуглавого мексиканского орла, пожирающего змею. Слева вверху находится изображение Девы Гваделупской, слева вверху — Богоматери Столпной . Это девственные изображения Мексики и Испании соответственно. Говорят, что эту статую забрал генерал в конце 19 века. На смену им пришли более современные часы. [ 15 ] [ 16 ] Внутри купола миссии Джалпан находятся сцены явления Девы Гваделупской. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
-
Внутри миссии.
-
Главный фасад.
-
Колокольня.
-
Главный купол, интерьер.
-
Главный алтарь.
Вторая миссия находится в общине Танкойол под названием Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лус-де-Танкойол и посвящена Богоматери Света. Этот фасад украшен обильным растительным орнаментом с выступающими початками кукурузы и является самой сложной из пяти миссий. [ 3 ] [ 6 ] Вполне вероятно, что эту миссию построил Хуан Рамос де Лора, проживавший здесь с 1761 по 1767 год. [ 3 ] [ 13 ] Структура аналогична структурам Джалпана и Ланды . В нем есть церковь с латинским крестом и хоровой зоной, ризница , атриум с крестом и часовни в углах атриума, называемые « capillas posas ». Здесь также есть ворота для паломников, монастырь и помещения для священника.
В интерьере есть несколько скульптур, в том числе одна из «Богоматери Света». [ 13 ] Фасад отмечен ромбовидным окном, окруженным изображением шнура, которым францисканцы связывают свои одежды. Основная тема фасада – милосердие, представленное вмешательствами Девы Марии и различных святых. Иконография этого портала — самая сложная из пяти миссий. [ 16 ] [ 17 ] Фасад состоит из трех корпусов, фронтона и четырех эстипитных колонн. В нижней части расположены скульптуры Святых Петра и Павла и францисканские гербы. Во втором корпусе есть скульптуры Иоакима и Святой Анны с Девой Марией на руках и ниша в центре. Есть также изображения Страстей, такие как гвозди и копье. В этой нише находился образ Светлой Богоматери, но сейчас она пуста. Между вторым и третьим телами находится большое окно, а над ним изображение стигматов Франциска Ассизского .
На фронтоне находится большой рельефный крест двух стилей, относящихся к францисканскому и доминиканскому орденам. [ 12 ] [ 13 ] Главный крест вверху символизирует искупление с крестами Калатравы и Иерусалима по обе стороны. В интерьере церкви присутствуют коренные элементы, с изображением ягуара и человека с чертами ольмека . [ 16 ] [ 17 ] Колокольня узкая, баптистерий в основании этой башни находится . В нижней части имеется небольшое окно, освещающее баптистерий. Купол башни имеет форму пирамиды с барочным железным крестом на вершине. [ 13 ]
-
Внутри миссии.
-
Главный фасад.
-
Колокольня.
-
Баптистерий.
-
Главный алтарь.
-
Главный купол, интерьер.
Миссия Сан-Мигель-Конка расположена в сорока километрах от Джалпана на шоссе 69, ведущем в Рио-Верде. Церковь находится в центре поселка на одной стороне улицы Герреро. Он ориентирован на юг и посвящен Архангелу Михаилу . Это самая маленькая из миссионерских церквей, и, судя по надписи, расположенной внутри церкви, она была построена, вероятно, в 1754 году. [ 3 ] Конка — слово паме, которое означает «со мной». [ 6 ] Сан-Мигель-Конка — самая северная и самая маленькая из миссий. В декоре использованы крупные цветы, листва и грубые фигурки в местном стиле. Его отличает изображение Святой Троицы на гербе, кролика (символ Паме) и двуглавого орла. [ 6 ] [ 12 ]
-
Внутри миссии.
-
Главный фасад.
-
Баптистерий.
-
Главный алтарь.
-
Главный купол, интерьер.
Миссия Сан-Франциско-де-Асис-дель-Валле-де-Тилако находится в небольшом поселке в восемнадцати км к северо-востоку от Ланда-де-Матаморос. [ 3 ] Он был построен между 1754 и 1762 годами Хуаном Креспи и посвящен Франциску Ассизскому . [ 12 ] Она имеет некоторые характеристики, отличающиеся от других миссий. Во-первых, он построен по градиенту. [ 10 ] Колокольня отделена от главного нефа церкви баптистерием и конструктивно выполняет функцию опоры церкви. [ 3 ] Тилако лучше всего сохранился из пяти миссий и имеет самый тонкий орнамент на фасаде. [ 12 ] Его фасады состоят из трех горизонтальных и трех вертикальных перегородок, над главным входом возвышается францисканский герб. [ 10 ] В Тилако на фасаде изображены маленькие ангелочки, колосья и странный большой кувшин, над которым находится изображение Франциска Ассизского. [ 6 ] Отличительным декоративным элементом являются четыре русалки с местными чертами. В Тилако лучше всего сохранились угловые часовни атриума, называемые «capillas posas», которые использовались для шествий. [ 12 ]
-
Интерьер миссии.
-
Главный фасад.
-
Колокольня.
-
Главный алтарь.
-
Главный купол, интерьер.
Миссия Санта-Мария-де-ла-Пурисима Консепсьон-дель-Агуа-де-Ланда расположена в двадцати км от Джалпана на шоссе 120 в направлении Ксилитлы. Миссия была построена между 1760 и 1768 годами Мигелем де ла Кампа и посвящена Богоматери Непорочного Зачатия , что и послужило причиной части названия общины. Это была последняя из построенных миссий. [ 3 ] [ 12 ] Атриум ограничен стеной, в центре которого стоит крест и вымощен камнем. Он отличается уравновешенностью композиции и очень узкой колокольней, интегрированной в фасад. Скульптура этого фасада считается лучшей из пяти по версии журнала Arqueología Mexicana . [ 3 ] Лица русалок в Ланде имеют местные черты. [ 6 ]
Фасад очень похож на фасад Джалпана в различных аспектах, размерах и эстетике, атриум окружен стеной, в центре которого стоит крест и вымощен. Помимо них, монахи-францисканцы оставляют беспрецедентную рубрику и печально известное отражение своих пристрастий в последней из своих миссий, там мы видели через его мать, Непорочное Зачатие, Святого Франциска и четырех святых из колонны почитания, Архангелу Михаилу и ученым и защитникам ордена Дунсу Эското и Марии де Агреда. В этих трех мучениках мы видим вселенскую церковь со святыми Петром и Павлом и Христом, а также щиты францисканцев.
Внутри у нас есть медальоны на потолке главного нефа, начиная со Святого Архангела Михаила с его традиционной иконографией, за которым следует Хуан Дунс Эското, выставленный в очень дидактической манере, с руками, держащими Непорочное Зачатие в одной и той же ручке, которой в письменной форме он неустанно защищал догмат о Марии. И снова архангелу Михаилу приходится в центр трансепта двух других архангелов, Рафаила и Гавриила.
Он выделяется сбалансированной композицией и очень узкой колокольней, интегрированной в фасад. Скульптура на этом фасаде считается лучшей из пяти по версии мексиканского журнала Archeology.
-
Внутри миссии.
-
Главный фасад.
-
Колокольня.
-
Баптистерий.
-
Главный купол, интерьер.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Экологическая группа Сьерра-Горда» [Экологическая группа Сьерра-Горда] (на испанском языке). Мексика: Национальная комиссия по изучению и использованию биоразнообразия . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Веласко Мирелес, Маргарет (январь – февраль 2006 г.). «Мир Сьерра-Горды » . Мексиканская археология . 77 (на испанском языке). ХIII . Мехико: Roots Publishing SA, резюме: 28–37. Архивировано из оригинала 30 января . Получено 29 , марта
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Лэмб, Джошуа (январь – февраль 2006 г.). «Сьерра-Горда Керетаро» [Сьерра-Горда Керетаро] Мексиканская археология . 77 (на испанском языке). ХIII . Мехико: Roots Publishing SA, резюме: 54–63. Архивировано из оригинала 30 января . Получено 29 марта ,
- ^ Jump up to: а б с «Долатиноамериканское население, францисканские миссии и биоразнообразие в Сьерра-Горде» (на испанском языке). Мексика: ИНДААБИН. Архивировано из оригинала 23 сентября . Получено 29 , марта
- ^ «Халпан де Серра» . Неизвестная Мексика .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гонц, Эдуардо. «Миссии Сьерра-Горды, Керетаро» [Миссия Сьерра-Горды, Керетаро] (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ «Estado de Guanajuato — Xichú» [Штат Гуанахуато — Сичу]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ «Эстадо де Идальго – Зимапан» [Штат Идальго – Зимапан]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Арройо Москеда, Артемио (2002). «Заметки о колониальной истории Сьерра-Горды Идальго» ( pdf) . Журнал исследовательского центра (на испанском языке). 19 . Мехико: Университет Ла Саль: 75–83. ISSN 1665-8612 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мондрагон, Кармен (25 июня 2009 г.). «Миссии Сьерра-Горды» (на испанском языке). Мексика: ДОМА . Архивировано из оригинала 1 сентября . Получено 29 , марта
- ^ Jump up to: а б Эдгар Рохелио Рейес (5 декабря 2009 г.). «Сьерра Горда Керетано» [Sierra Gorda de Querétano]. Миленио (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 10 декабря 2009 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Миссии в Сьерра-Горде Керетаро» . Терра (на испанском языке). Мехико. 14 января 2009 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Misiones Franciscoscanas en la Sierra Gorda de Querétaro» [Францисканская миссия в Сьерра-Горде Керетаро]. Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 14 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «ФРАНЦИСКАНСКИЕ МИССИИ СЬЕРРА-ГОРДА» . Фонд Серра .
- ^ Jump up to: а б с Роблес, Дэниел (12 мая 2002 г.). «Парад святых в глубине Мексики». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с д "Circuito Misionero" [Миссионерский район] (на испанском языке). Мексика: Муниципалитет Халпан-де-Серра. Архивировано из оригинала 4 ноября 2011 года . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Керетаро – Жалпан де Серра» [Керетаро – Жалпан де Серра]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 30 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Миссии в Мексике
- Здания и сооружения в Керетаро
- Колониальная Мексика
- Францисканские церкви в Мексике
- История Керетаро
- Туристические достопримечательности Керетаро
- Испанская колониальная архитектура в Мексике
- Архитектура барокко в Мексике
- Церковные здания в стиле барокко в Мексике
- Объекты всемирного наследия в Мексике
- Джуниперо Серра
- Религия в Керетаро