Эмират Горного Ливана
Эмират Горного Ливана Эмират Горного Ливана ( арабский ) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1516–1842 | |||||||||
![]() Эмират Горного Ливана в наибольшей степени при Фахр ад-Дине II , около 1630 г. | |||||||||
Статус | Вассал Османской империи | ||||||||
Капитал | Бакли ( 1516–1600 ) Дейр аль-Камар ( ок. 1600–1811 ) Бейт-эд-Дин (1811–1840) | ||||||||
Общие языки | арабский Османский турецкий | ||||||||
Религия | Христианство , Друзы , Ислам | ||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||
История | |||||||||
1516 | |||||||||
1842 | |||||||||
Валюта | Османская лира | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Ливан |
Эмират Горного Ливана ( араб . إِمَارَة جَبَل لُبْنَان ) был частью Горного Ливана , которая пользовалась различной степенью частичной автономии под стабильным сюзеренитетом Османской империи в период с середины 16 по начало 19 века. [ 1 ]
Город Бааклин был резиденцией местной власти в период Маана, пока Фахр-ад-Дин II не решил жить в Дейр-эль-Камаре из-за нехватки воды в Бааклине. Дейр-эль-Камар оставался резиденцией до тех пор, пока Башир Шихаб II не взошел на трон и не перенес свой двор во дворец Бейтеддин . Бейтеддин сегодня остается столицей округа Шуф . [ 2 ]

Фахр-ад-Дин II , самый выдающийся вождь племени друзов в конце XVI века, османы предоставили ему свободу действий, чтобы подчинить другие провинциальные лидеры в Османской Сирии от их имени, и в конце концов он сам был подчинен, чтобы освободить место. для более жесткого контроля со стороны центральной администрации Османской империи над сирийскими эялетами . [ 1 ] [ 3 ] В ливанских националистических повествованиях он прославляется как создатель своего рода друзов и маронитов кондоминиума , который часто изображается как зародыш ливанской государственности и национальной идентичности. Историки и интеллектуалы, такие как Салиби и Бейдун, подвергли сомнению многие из этих предположений, предлагая более сбалансированный и менее идеологический подход к этому периоду. [ 1 ]
Правительство Маана и Шихаба в различных частях Горного Ливана между 1667 и 1841 годами было османским илтизамом , или налоговой фермой , а не династическим княжеством, и мультазимы никогда не были правящими принцами. [ 1 ] Отношения между Портой и шихабскими эмирами вращались вокруг уплаты налогов и официальной легитимации своего положения как мультазимов. [ 4 ] Их положение было настолько шатким, что за более чем три столетия существования двух династий (1516–1840) появилось только два значительно сильных лидера: Фахр-ад-Дин I (1516–1544) и его внук Фахр ад-Дин II ( 1591–1635). Башир Шихаб II (1788–1840) также был важным принцем, но в тот период его считали тираном, а не лидером. Это привело к революции 1840 года против Башира и его египетских союзников. [ 5 ]
Хотя ливанские националистические историографии имели тенденцию изображать Эмират как своего рода исторический предшественник Мутасаррифата Горного Ливана, основанного в 1861 году, более поздние историки и интеллектуалы, такие как Камаль Салиби и Ахмад Бейдун, пролили свет на непоследовательность националистических повествований и объяснили, как передача полномочий Функции местных правителей не были чем-то исключительным в рамках непрямого управления в Османской Сирии . [ 1 ] В партизанских повествованиях этому образованию давались разные названия (в том числе «Эмират Шуф», «Эмират Джебель-Друз», «Эмират Горного Ливана», а также «Эмират Маан»), [ 2 ] границы которых не были четко определены, [ 2 ] главным образом из-за его довольно расплывчатого юридического и административного статуса.
История
[ редактировать ]Династия Маанидов
[ редактировать ]
Мааны пришли к власти в начале 16 века, и Фахр ад-Дин I и Фахр ад-Дин II значительно расширили территорию, выступая в качестве основных местных откупщиков (мультазим) Османского государства. [ 5 ]
В целом система откупов означала, что мультазимы всегда служили воле султана, и, учитывая такую степень незащищенности, они старались собрать как можно больше налогов в пределах физической способности налогоплательщиков платить. [ 5 ]
Фахр ад-Дин I (1516–1544)
[ редактировать ]Фахр ад-Дин I (1516–1544) предположительно был награжден эмиратом Шуф после сражения на стороне Селима I в битве при Мардж-Дабике . [ 5 ] В любом случае, вскоре после этого он стал местной силой и стал первым членом династии Маан, служившим османам. [ 5 ]
Османы разделили территории, которые они завоевали у мамлюков , на вилайи , санджаки и нахии и назначили кади и военных губернаторов в более крупные административные единицы. Однако они передали задачу по сбору налогов влиятельным местным лидерам, которые сохраняли свои позиции за счет подкупа местных османских чиновников и утверждения своих интересов среди менее местных обладателей власти. [ 5 ]
Владения семьи Маан ( муката ) первоначально были разделены между тремя вилайями: Дамаском , Триполи и Сидоном . Семья не пользовалась известностью при мамлюках, но была достаточно сильна при османах, чтобы отвечать за разделение закрепленных за ней откупных ферм между рядом менее влиятельных местных знатных людей. К концу его правления власть Фахр ад-Дина I распространилась от границ Яффо до Триполи . [ 5 ]
Коркмаз (1544–1585)
[ редактировать ]Фахр ад-Дину наследовал его сын Коркмаз, который был вовлечен в частые конфликты как со своими соседями, так и с османами, поскольку система откупов предполагала постоянную борьбу за власть. [ 5 ]
В 1544 году эмир Куркумаз сменил своего отца Фахр ад-Дина. В 1585 году караван, перевозивший собранные в Египте и Сирии налоги, был разграблен в Джун-Аккаре . Османы, подозревая Маан в соучастии и в том, что они укрыли преступников, вторглись в Горный Ливан . Эмир Куркумаз заперся в неприступной скале Шакиф Тирун близ Джеззина и умер там «от огорчения или яда» в 1585 году. [ 6 ]
Куркумазу наследовал его тринадцатилетний сын, который стал Фахр ад-Дином II в 1591 году после шестилетнего перерыва. [ 5 ]
Фахр ад-Дин II (1591–1635)
[ редактировать ]
Фахр-ад-Дин II (1591–1635) был самым известным из правителей Маанидов, хотя его положение было столь же шатким, как и у его предшественников и преемников. [ 5 ]
В 1587 году, с приходом к власти шаха Аббаса I , власть Сефевидов начала возрождаться, и османско-персидские войны вскоре возобновились . В Сирии Сефевиды могли использовать местные шиитские политические рычаги против османов. [ 1 ]
Чтобы уменьшить шиитскую опасность, османы обратились к маанам, которые оставались наказанными и покорными после успешной османской экспедиции, направленной против них в 1586 году. Их выбор пал на Фахр ад-Дина Маана, сына Куркумаза. Примерно в 1590 году Фахр ад-Дин был назначен губернатором санджака Сидона , к которому санджак Бейрута впоследствии был присоединен . В 1598 году, когда снова вспыхнули войны между Сефевидами и османами, он также был назначен губернатором Санджака Сафада , что дало ему прямой контроль над просефевидскими шиитами Джебель-Амиля. [ 1 ]
В 1610-х годах он победил двух своих главных противников, Юсуфа Сайфу и Амира Мансура ибн Фурайха . Это, в сочетании с его нападением на Дамаск в 1607 году (вместе с другими местными лордами), очевидно, встревожило османов. [ 5 ] Пытаясь добиться независимости Ливана, он заключил секретное соглашение с Фердинандом I Тосканским , пообещав поддерживать друг друга против османов. Узнав о соглашении, османы приказали Ахмаду аль-Хафизу , губернатору Дамаска, напасть на него. [ 7 ] Фахр ад-Дин временно отрекся от престола в пользу своего брата Юнуса и сына Али и провел следующие пять лет в изгнании в Европе. [ 5 ] Он вернулся только тогда, когда его друг Силихдар Мехмед-паша стал губернатором Дамаска в 1618 году. [ 7 ] Вернувшись в Ливан, он правил более или менее беспрепятственно в течение следующих пятнадцати лет, поскольку османы были слишком поглощены войнами с Сефевидами, чтобы уделять сколько-нибудь серьезное внимание ситуации. [ 5 ]
В 1623 году Мустафа-паша, новый губернатор Дамаска, вступил с ним в бой и потерпел решительное поражение в битве при Анджаре недалеко от Анджара в долине Бика. Впечатленный победой, османский султан даровал ему титул «Султан аль-Барр» (Султан Горы). [ 7 ]
Фахр ад-Дин в последние годы своей жизни стал контролировать всю территорию современного Ливана. Даже тогда Шуф оставался его опорой. Контроль над санджаками Сафада , а также над санджаками Аджлуна и других частей Трансиордании был, по крайней мере, столь же важен с политической точки зрения, как контроль над санджаками Бейрута и Сидона или различными горными нахиями санджаков Триполи. , в Эялете Триполи . [ 1 ]
В конце концов, однако, вали Дамаска Кучук Ахмед-паша был отправлен во главе армии против Фахр ад-Дина, который был разбит, схвачен и доставлен в Стамбул, где он был казнен в 1635 году вместе с Юнусом и Али. [ 5 ]
Поздние эмиры
[ редактировать ]Династия продолжалась, значительно ослабев, до смерти Ахмада (годы правления 1658–1697), когда ее функции перешла к семье Шихабов. [ 5 ]
Династия Шихабов
[ редактировать ]
Шихабские Эмиры:
- Башир I Шихаб (1697–1706)
- Хайдар Шихаб (1706–1729)
- Милхим Шихаб (1729–1754)
- Ахмад и Мансур Шихаб (1754–1763)
- Юсуф Шихаб (1763–1788)
- Башир Шихаб II (1788–1840)
- Башир Шихаб III (1841 г.)
Когда в 1697 году умер последний потомок мужского пола в роду Маан, его вассалы выбрали Хайдара аль-Шихаба эмиром . Семья Шихаб (или Чехаб) была несколько необычной в регионе, где политически доминировали династии друзов, поскольку они номинально исповедовали суннитский ислам . [ 3 ]
Шихабы, начиная с 1711 года, ввели уникальную систему финансовых кантонов в горах Шуф и Кисраване, а затем и в северном Ливане, придав своему режиму особый характер в рамках османской системы. Шихаб-эмиры ежегодно назначались мультазимами своих территорий, и их положение в этом отношении всегда было шатким, но они оставались на вершине феодальной иерархии. [ 1 ]
Под их правительством друзские и маронитские шейхи разных кантонов сотрудничали. Даже друзские шейхи, которые наиболее яростно выступали против режима Шихабов, не могли найти реальную альтернативу системе Шихабов, пока эта система оставалась в силе. [ 1 ]

« Союз друзов и христиан » в этом столетии был основным фактором, позволившим династии Шехабов сохранить власть. [ 9 ] К середине восемнадцатого века шихабитские амиры обратились в христианство. [ 10 ] [ 11 ] то же самое сделали несколько друзских амиров и видных друзовских кланов, [ 12 ] как и первоначальный клан друзов Аби-Ламма (друзовская семья, которая была близким союзником шихабов), который также обратился в христианство и присоединился к Маронитской церкви . [ 13 ] После того, как династия Шехабов обратилась в христианство, [ 14 ] друзы потеряли большую часть своей политической и феодальной власти. Кроме того, друзы заключили союз с Великобританией и позволили протестантским христианским миссионерам проникнуть в Горный Ливан, создав напряженность между ними и местной маронитской церковью .
Хайдар аль-Шихаб (1697–1732)
[ редактировать ]Хайдар был суннитом, хотя его мать была друзой из клана Маан. Следующее десятилетие он провел, пытаясь заручиться поддержкой различных кланов друзов и шиитов в южном и центральном Ливане. Его соперники обратились за помощью к османам в 1711 году, но прежде чем прибыл османский экспедиционный корпус, Хайдар победил своих местных соперников в битве при Айн-Дара и захватил бывшую столицу Манн Дейр-эль-Камар. [ 3 ]
Благодаря смешанным бракам Хайдар заключил союз с двумя влиятельными группами друзов: семьей Абу-Ламмы и семьей Джанбулад. Этот союз продлился большую часть XVIII века. [ 3 ]
Милхим аль-Шихаб (1732–1753)
[ редактировать ]Мильхим аль-Шихаб сменил Хайдара в 1732 году. [ 4 ] Мильхиму неоднократно удавалось уклоняться от уплаты установленной суммы налогов османским властям, и в 1748 году губернатор Дамаска организовал против него карательную экспедицию. [ 4 ]
В 1750-х годах Мильхим попытался приобрести фирман, подтверждающий его власть над Шуфом и власть его племянника Квазима над Библиосом, но попытка провалилась, поскольку политический климат в Стамбуле изменился после смерти султана Османа III в 1757 году. [ 4 ]
После его отречения в 1753 году администрацией в течение нескольких лет (1753–1763) управляли Мансур и Ахмад аль-Шихаб, а затем Касим аль-Шихаб. Последовала борьба за власть, и в 1760-х годах Юсуф аль-Шихаб стал администратором Шуфа. [ 4 ]
Юсуф аль-Шихаб (1770–1788)
[ редактировать ]Юсуф , сын Мулхима, получил титул эмира в 1770 году. Неясно, обратился ли Юсуф в христианство, поскольку он участвовал как в мусульманских, так и в христианских религиозных службах и посещал друзские и христианские святыни. В этот период в горах Ливана было относительно тихо, хотя вражда между отдельными семьями все еще часто перерастала в насилие. Статус-кво был нарушен вторжением мамлюков в Сирию в 1770 году. Юсуф аль-Шихаб помогал мамлюкам, и его войска даже ненадолго оккупировали Дамаск. Но после ухода мамлюков султан Мустафа III назначил Цеззара Ахмед-пашу губернатором Сидона . Из своей крепости в Акре Цеззар Ахмед постепенно приобретал территории, принадлежавшие вассалам клана Шихабов. [ 3 ]
В 1789 году, когда произошла попытка государственного переворота против Сеззара Ахмеда, он убедился, что за этим стоит Юсуф аль-Шихаб. В отместку он двинул свою армию в Ливан, где разбил шихабов в битве в долине Бекаа . Потерпев поражение, Юсуф отрекся от престола, и его вассалы выбрали его двоюродного брата Башира. [ 3 ]
Башир Шихаб II (1788–1841)
[ редактировать ]Башир (обычно называемый Баширом II, чтобы отличить его от отца Хайдара) был эмиром до 1841 года, что сделало его эмиром Ливанских гор, правившим дольше всех. В то время его считали справедливым, но жестким принцем. В этот период Ливан начал модернизировать свои административные институты. Он сделал Эмират сильнее, потому что устранил раздоры мелких феодальных лидеров и крепко объединил страну. Башир открыто признавал, что он христианин, но в то же время уважал своих мусульманских подданных, напоминая им о курейшитских корнях князей-шихабов. клан Аби-Ламма, семья друзов, которая была близким союзником Шихабов . стал христианином Примерно в то же время [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] После смерти Цеззара Ахмеда в 1804 году Башир II приступил к уничтожению феодальных семей, на которых его предшественники полагались как на союзников. [ 3 ]
Когда Ибрагим-паша двинул свою армию в Сирию в 1831 году, Башир II выразил свою преданность египетским войскам и получил обширную власть над большей частью Ливана. Он использовал свою власть для направления налогов на создание эффективной военной и административной структуры, что было крайне непопулярными мерами для части ливанских феодальных вождей и привело к широкомасштабным восстаниям друзов и христианских племенных групп, которые он успешно подавил. Однако Башир II был свергнут британским флотом, стоявшим на якоре у Бейрута, и отправился в изгнание в Турцию. [ 3 ] По сей день его потомки живут в Турции .
Башир Шихаб III (1841-1842)
[ редактировать ]После того, как Башир II ушел в изгнание, османский султан назначил эмиром в 1841 году Башира III, дальнего родственника Башира II, но это не было популярным выбором. Вскоре после своего назначения новый эмир пригласил основные семьи друзов в Дейр-эль-Камар, чтобы обсудить свою налоговую политику. Семьи появились вооруженными и осадили его во дворце в октябре 1841 года. Тупиковая ситуация закончилась в январе 1842 года, когда султан отозвал свое назначение, а Башир III отправился в изгнание в Константинополь . [ 3 ] [ 20 ]
После этого династия Шихабов рухнула. Были попытки восстановить Башира III на посту эмира после гражданских волнений в Ливане в 1861 году, но они не увенчались успехом. [ 3 ]
Раздел 1840–1860 гг.
[ редактировать ]В середине 1840-х годов население Эмирата оценивалось примерно в 300 000 человек, из которых менее 100 000 проживали в «смешанных районах». [ 21 ]
Районы | Христиане | Друзы | мусульмане | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Текст | 10,990 | 2,105 | 100 | |||
Аркуб | 2,760 | 2,790 | - | |||
Два Шуфа | 4,290 | 8,695 | - | |||
Два Гарба | 3,675 | 3,940 | 40 | |||
Джеззин | 5,330 | 65 | 560 | |||
Джурд | 2,410 | 1,820 | 3,190 | |||
Харруб | 3,390 | 45 | - | |||
Манассиф | 1,195 | 1,695 | - | |||
Шаххар | 3,970 | 1,050 | - | |||
Побережье | 7,395 | 75 | 899 | |||
Туффа | 4,815 | 5 | 105 | |||
Эль-Камар говорит | 4,385 | 1,979 | ||||
Общий | 54,606 | 24,264 | 4,894 | |||
Оценки 1844 года от М. Буре Франсуа Гизо , Париж, 30 июля 1844 года. [ 22 ] |

После продолжающейся вражды и боевых действий между маронитами и друзами представители европейских держав предложили султану Абдулмеджиду I разделить Ливан на христианскую и друзскую части. Блистательная Порта была наконец вынуждена отказаться от своих планов прямого управления Ливаном, и 7 декабря 1842 года султан принял предложение принца Меттерниха и попросил Асада-пашу, губернатора ( вали ) Бейрута , разделить гору Ливан разделен на два округа: северный округ под управлением христианина Каймакама и южный округ под управлением друза Каймакама, оба выбираются среди вождей племен. Оба чиновника должны были подчиняться губернатору Сидона , проживавшему в Бейруте. [ 23 ] [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Вассальные и подчиненные государства Османской империи
- Курдские эмираты
- Князь-епископство Черногории
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Камаль Салиби (15 ноября 2003 г.). Дом многих особняков: история Ливана в новом свете . ИБТаурис. стр. 126–130. ISBN 978-1-86064-912-7 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Питер Слаглетт; Стефан Вебер (12 июля 2010 г.). Сирия и Билад аш-Шам под властью Османской империи: очерки в честь Абдула Карима Рафека . БРИЛЛ. п. 329. ИСБН 978-90-04-18193-9 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Габор Август; Брюс Алан Мастерс (1 января 2009 г.). Энциклопедия Османской империи Издательство информационной базы. п. 530. ИСБН 978-1-4381-1025-7 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Р. Ван Леувен (1994). Знатные люди и духовенство в Горном Ливане: хазинские шейхи и маронитская церковь, 1736–1840 гг . БРИЛЛ. стр. 54–56. ISBN 978-90-04-09978-4 . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Питер Слаглетт; Стефан Вебер (12 июля 2010 г.). Сирия и Билад аш-Шам под властью Османской империи: очерки в честь Абдула Карима Рафека . БРИЛЛ. стр. 21–23. ISBN 978-90-04-18193-9 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 226. ИСБН 978-90-04-09791-9 . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Джон Роллан (2003). Ливан: текущие проблемы и предыстория . Издательство Нова. стр. 41–42. ISBN 978-1-59033-871-1 . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Хобби (1985). Отчет о Ближнем Востоке и Южной Азии . Информационная служба зарубежного вещания. п. 53.
Друзы и христиане в горах Шуф в прошлом жили в полном согласии..
- ^ Эль-Фирро, Кайс (1952). История друзов . Издательство «Брилл». п. 49. ИСБН 9789004094376 .
- ^ Эль-Хазен, Фарид (2000). Распад государства в Ливане, 1967-1976 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 37. ИСБН 9780674081055 .
Вскоре после этого шихабитские амиры обратились в христианство и присоединились к маронитской общине.
- ^ Муса, Матти (1986). Марониты в истории . Издательство Сиракузского университета. п. 283. ИСБН 9780815623656 .
Поворотный момент в истории шихабитов, когда амир Али аль-Шихаби обратился в христианство и присоединился к маронитской церкви.
- ^ А. Фрейзи, Чарльз (2006). Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453–1923 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН 9780521027007 .
Обращение в христианство нескольких мусульманских и друзовских семей неизмеримо способствовало этому росту.
- ^ Ф. Харик, Элайджа (2017). Политика и изменения в традиционном обществе: Ливан, 1711-1845 гг . Издательство Принстонского университета. п. 241. ИСБН 9781400886869 .
Эмиры Абилламы в основном были христианами, перешедшими из веры друзов.
- ^ Хайраллах, Шерин (1996). Сестры мужчин: ливанские женщины в истории . Институт женских исследований в арабском мире. п. 83.
- ^ Ф. Харик, Элайджа (2017). Политика и изменения в традиционном обществе: Ливан, 1711-1845 гг . Издательство Принстонского университета. п. 241. ИСБН 9781400886869 .
Эмиры Абилламы в основном были христианами, перешедшими из веры друзов.
- ^ Швайри, Раиф (2016). Бейрут на берегу залива: Альфред Никола, Луизиана и создание современного Ливана . СУНИ Пресс. п. 14. ISBN 9781438460956 .
Абиллама, кстати, тоже обратились в христианство, когда горы Метн стали густо заселены христианами, для них это второе обращение, учитывая, что они уже раньше обратились в друзов, отказавшись от суннитской религии.
- ^ Нисан, Мордехай (2004). Совесть Ливана: политическая биография Этьена Сакра (Абу-Арза) . Рутледж. п. 14. ISBN 9781135759520 .
Другими ранее обращенными в веру были друзы-эмиры Абиллама и шииты Харфуша.
- ^ аль-Хазин, Фарид (2000). Распад государства в Ливане, 1967–1976 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 35. ISBN 9780674081055 .
То же самое сделали и другие эмиры, например, первоначально семья друзов Абиллама, которая также стала маронитами.
- ^ Салиби, Камаль (1900). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. п. 162. ИСБН 9780520071964 .
а именно эмиры дома Абул - Ламы, раньше были друзами, прежде чем обратились в христианство и стали маронитами
- ^ Хитти, Филип (1957). Ливан в истории . Индия: Macmillan and Co Ltd., с. 435.
- ^ Адиль Исмаил (1976). «Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана: и стран Ближнего Востока с 17 века до наших дней» . 9 . Издания политических и исторических сочинений: 175.
М. Буре Франсуа Гизо , Париж, 26 декабря 1847 г., «338 426 душ, вычтенных из населения, приписанного к этим пяти округам, сводятся поэтому росчерком пера к цифре из 277 263 человек. На прилагаемой карте указана только одна и та же территория с населением 193 935 душ, которая разделена. таким образом: 129 545 для христианских округов; 64 390 для смешанных округов... Автор работы, о которой я говорю, доводит население этих смешанных округов до 85 723 душ».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Адиль Исмаил (1976). «Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана: и стран Ближнего Востока с 17 века до наших дней» . 7 . Издания политических и исторических сочинений: 402.
В Ливане четырнадцать смешанных округов, включая Дейр-эль-Камар. Вот названия этих районов и сравнительное состояние населения.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Луцкий, Владимир Борисович (1969). «Новейшая история арабских стран» . Издательство «Прогресс» . Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ Библиотека Конгресса США - Отдел федеральных исследований (2004 г.). Ливан. Страновое исследование . Издательство Кессинджер. п. 264. ИСБН 978-1-4191-2943-8 .