Jump to content

Эмират Горного Ливана

(Перенаправлено с Эмира Горного Ливана )
Эмират Горного Ливана
Эмират Горного Ливана   ( арабский )
1516–1842
Флаг Эмирата Горный Ливан
Эмират Горный Ливан в наибольшей степени при Фахр ад-Дине II, около 1630 г.
Эмират Горного Ливана в наибольшей степени при Фахр ад-Дине II , около 1630 г.
Статус Вассал Османской империи
Капитал Бакли ( 1516–1600 )
Дейр аль-Камар ( ок. 1600–1811 )
Бейт-эд-Дин (1811–1840)
Общие языки арабский
Османский турецкий
Религия
Христианство , Друзы , Ислам
Правительство Эмират
История  
1516
1842
Валюта Османская лира
Предшественник
Преемник
Мамлюкский султанат
Двойной Каим-Макамате Горного Ливана
Сегодня часть Ливан

Эмират Горного Ливана ( араб . إِمَارَة جَبَل لُبْنَان ) был частью Горного Ливана , которая пользовалась различной степенью частичной автономии под стабильным сюзеренитетом Османской империи в период с середины 16 по начало 19 века. [ 1 ]

Город Бааклин был резиденцией местной власти в период Маана, пока Фахр-ад-Дин II не решил жить в Дейр-эль-Камаре из-за нехватки воды в Бааклине. Дейр-эль-Камар оставался резиденцией до тех пор, пока Башир Шихаб II не взошел на трон и не перенес свой двор во дворец Бейтеддин . Бейтеддин сегодня остается столицей округа Шуф . [ 2 ]

Эмир Ливана , картина Йожефа Борсоса , 1843 год.

Фахр-ад-Дин II , самый выдающийся вождь племени друзов в конце XVI века, османы предоставили ему свободу действий, чтобы подчинить другие провинциальные лидеры в Османской Сирии от их имени, и в конце концов он сам был подчинен, чтобы освободить место. для более жесткого контроля со стороны центральной администрации Османской империи над сирийскими эялетами . [ 1 ] [ 3 ] В ливанских националистических повествованиях он прославляется как создатель своего рода друзов и маронитов кондоминиума , который часто изображается как зародыш ливанской государственности и национальной идентичности. Историки и интеллектуалы, такие как Салиби и Бейдун, подвергли сомнению многие из этих предположений, предлагая более сбалансированный и менее идеологический подход к этому периоду. [ 1 ]

Правительство Маана и Шихаба в различных частях Горного Ливана между 1667 и 1841 годами было османским илтизамом , или налоговой фермой , а не династическим княжеством, и мультазимы никогда не были правящими принцами. [ 1 ] Отношения между Портой и шихабскими эмирами вращались вокруг уплаты налогов и официальной легитимации своего положения как мультазимов. [ 4 ] Их положение было настолько шатким, что за более чем три столетия существования двух династий (1516–1840) появилось только два значительно сильных лидера: Фахр-ад-Дин I (1516–1544) и его внук Фахр ад-Дин II ( 1591–1635). Башир Шихаб II (1788–1840) также был важным принцем, но в тот период его считали тираном, а не лидером. Это привело к революции 1840 года против Башира и его египетских союзников. [ 5 ]

Хотя ливанские националистические историографии имели тенденцию изображать Эмират как своего рода исторический предшественник Мутасаррифата Горного Ливана, основанного в 1861 году, более поздние историки и интеллектуалы, такие как Камаль Салиби и Ахмад Бейдун, пролили свет на непоследовательность националистических повествований и объяснили, как передача полномочий Функции местных правителей не были чем-то исключительным в рамках непрямого управления в Османской Сирии . [ 1 ] В партизанских повествованиях этому образованию давались разные названия (в том числе «Эмират Шуф», «Эмират Джебель-Друз», «Эмират Горного Ливана», а также «Эмират Маан»), [ 2 ] границы которых не были четко определены, [ 2 ] главным образом из-за его довольно расплывчатого юридического и административного статуса.

Династия Маанидов

[ редактировать ]
Флаг династии Ман

Мааны пришли к власти в начале 16 века, и Фахр ад-Дин I и Фахр ад-Дин II значительно расширили территорию, выступая в качестве основных местных откупщиков (мультазим) Османского государства. [ 5 ]

В целом система откупов означала, что мультазимы всегда служили воле султана, и, учитывая такую ​​степень незащищенности, они старались собрать как можно больше налогов в пределах физической способности налогоплательщиков платить. [ 5 ]

Фахр ад-Дин I (1516–1544)

[ редактировать ]

Фахр ад-Дин I (1516–1544) предположительно был награжден эмиратом Шуф после сражения на стороне Селима I в битве при Мардж-Дабике . [ 5 ] В любом случае, вскоре после этого он стал местной силой и стал первым членом династии Маан, служившим османам. [ 5 ]

Османы разделили территории, которые они завоевали у мамлюков , на вилайи , санджаки и нахии и назначили кади и военных губернаторов в более крупные административные единицы. Однако они передали задачу по сбору налогов влиятельным местным лидерам, которые сохраняли свои позиции за счет подкупа местных османских чиновников и утверждения своих интересов среди менее местных обладателей власти. [ 5 ]

Владения семьи Маан ( муката ) первоначально были разделены между тремя вилайями: Дамаском , Триполи и Сидоном . Семья не пользовалась известностью при мамлюках, но была достаточно сильна при османах, чтобы отвечать за разделение закрепленных за ней откупных ферм между рядом менее влиятельных местных знатных людей. К концу его правления власть Фахр ад-Дина I распространилась от границ Яффо до Триполи . [ 5 ]

Коркмаз (1544–1585)

[ редактировать ]

Фахр ад-Дину наследовал его сын Коркмаз, который был вовлечен в частые конфликты как со своими соседями, так и с османами, поскольку система откупов предполагала постоянную борьбу за власть. [ 5 ]

В 1544 году эмир Куркумаз сменил своего отца Фахр ад-Дина. В 1585 году караван, перевозивший собранные в Египте и Сирии налоги, был разграблен в Джун-Аккаре . Османы, подозревая Маан в соучастии и в том, что они укрыли преступников, вторглись в Горный Ливан . Эмир Куркумаз заперся в неприступной скале Шакиф Тирун близ Джеззина и умер там «от огорчения или яда» в 1585 году. [ 6 ]

Куркумазу наследовал его тринадцатилетний сын, который стал Фахр ад-Дином II в 1591 году после шестилетнего перерыва. [ 5 ]

Фахр ад-Дин II (1591–1635)

[ редактировать ]
1752 г. карта региона

Фахр-ад-Дин II (1591–1635) был самым известным из правителей Маанидов, хотя его положение было столь же шатким, как и у его предшественников и преемников. [ 5 ]

В 1587 году, с приходом к власти шаха Аббаса I , власть Сефевидов начала возрождаться, и османско-персидские войны вскоре возобновились . В Сирии Сефевиды могли использовать местные шиитские политические рычаги против османов. [ 1 ]

Чтобы уменьшить шиитскую опасность, османы обратились к маанам, которые оставались наказанными и покорными после успешной османской экспедиции, направленной против них в 1586 году. Их выбор пал на Фахр ад-Дина Маана, сына Куркумаза. Примерно в 1590 году Фахр ад-Дин был назначен губернатором санджака Сидона , к которому санджак Бейрута впоследствии был присоединен . В 1598 году, когда снова вспыхнули войны между Сефевидами и османами, он также был назначен губернатором Санджака Сафада , что дало ему прямой контроль над просефевидскими шиитами Джебель-Амиля. [ 1 ]

В 1610-х годах он победил двух своих главных противников, Юсуфа Сайфу и Амира Мансура ибн Фурайха . Это, в сочетании с его нападением на Дамаск в 1607 году (вместе с другими местными лордами), очевидно, встревожило османов. [ 5 ] Пытаясь добиться независимости Ливана, он заключил секретное соглашение с Фердинандом I Тосканским , пообещав поддерживать друг друга против османов. Узнав о соглашении, османы приказали Ахмаду аль-Хафизу , губернатору Дамаска, напасть на него. [ 7 ] Фахр ад-Дин временно отрекся от престола в пользу своего брата Юнуса и сына Али и провел следующие пять лет в изгнании в Европе. [ 5 ] Он вернулся только тогда, когда его друг Силихдар Мехмед-паша стал губернатором Дамаска в 1618 году. [ 7 ] Вернувшись в Ливан, он правил более или менее беспрепятственно в течение следующих пятнадцати лет, поскольку османы были слишком поглощены войнами с Сефевидами, чтобы уделять сколько-нибудь серьезное внимание ситуации. [ 5 ]

В 1623 году Мустафа-паша, новый губернатор Дамаска, вступил с ним в бой и потерпел решительное поражение в битве при Анджаре недалеко от Анджара в долине Бика. Впечатленный победой, османский султан даровал ему титул «Султан аль-Барр» (Султан Горы). [ 7 ]

Фахр ад-Дин в последние годы своей жизни стал контролировать всю территорию современного Ливана. Даже тогда Шуф оставался его опорой. Контроль над санджаками Сафада , а также над санджаками Аджлуна и других частей Трансиордании был, по крайней мере, столь же важен с политической точки зрения, как контроль над санджаками Бейрута и Сидона или различными горными нахиями санджаков Триполи. , в Эялете Триполи . [ 1 ]

В конце концов, однако, вали Дамаска Кучук Ахмед-паша был отправлен во главе армии против Фахр ад-Дина, который был разбит, схвачен и доставлен в Стамбул, где он был казнен в 1635 году вместе с Юнусом и Али. [ 5 ]

Поздние эмиры

[ редактировать ]

Династия продолжалась, значительно ослабев, до смерти Ахмада (годы правления 1658–1697), когда ее функции перешла к семье Шихабов. [ 5 ]

Династия Шихабов

[ редактировать ]
Флаг династии Шихабов

Шихабские Эмиры:

Когда в 1697 году умер последний потомок мужского пола в роду Маан, его вассалы выбрали Хайдара аль-Шихаба эмиром . Семья Шихаб (или Чехаб) была несколько необычной в регионе, где политически доминировали династии друзов, поскольку они номинально исповедовали суннитский ислам . [ 3 ]

Шихабы, начиная с 1711 года, ввели уникальную систему финансовых кантонов в горах Шуф и Кисраване, а затем и в северном Ливане, придав своему режиму особый характер в рамках османской системы. Шихаб-эмиры ежегодно назначались мультазимами своих территорий, и их положение в этом отношении всегда было шатким, но они оставались на вершине феодальной иерархии. [ 1 ]

Под их правительством друзские и маронитские шейхи разных кантонов сотрудничали. Даже друзские шейхи, которые наиболее яростно выступали против режима Шихабов, не могли найти реальную альтернативу системе Шихабов, пока эта система оставалась в силе. [ 1 ]

Христианская церковь и друзская халва в горах Шуф : Исторически; Друзы и христиане в Шуфских горах жили в полном согласии. [ 8 ]

« Союз друзов и христиан » в этом столетии был основным фактором, позволившим династии Шехабов сохранить власть. [ 9 ] К середине восемнадцатого века шихабитские амиры обратились в христианство. [ 10 ] [ 11 ] то же самое сделали несколько друзских амиров и видных друзовских кланов, [ 12 ] как и первоначальный клан друзов Аби-Ламма (друзовская семья, которая была близким союзником шихабов), который также обратился в христианство и присоединился к Маронитской церкви . [ 13 ] После того, как династия Шехабов обратилась в христианство, [ 14 ] друзы потеряли большую часть своей политической и феодальной власти. Кроме того, друзы заключили союз с Великобританией и позволили протестантским христианским миссионерам проникнуть в Горный Ливан, создав напряженность между ними и местной маронитской церковью .

Хайдар аль-Шихаб (1697–1732)

[ редактировать ]

Хайдар был суннитом, хотя его мать была друзой из клана Маан. Следующее десятилетие он провел, пытаясь заручиться поддержкой различных кланов друзов и шиитов в южном и центральном Ливане. Его соперники обратились за помощью к османам в 1711 году, но прежде чем прибыл османский экспедиционный корпус, Хайдар победил своих местных соперников в битве при Айн-Дара и захватил бывшую столицу Манн Дейр-эль-Камар. [ 3 ]

Благодаря смешанным бракам Хайдар заключил союз с двумя влиятельными группами друзов: семьей Абу-Ламмы и семьей Джанбулад. Этот союз продлился большую часть XVIII века. [ 3 ]

Милхим аль-Шихаб (1732–1753)

[ редактировать ]

Мильхим аль-Шихаб сменил Хайдара в 1732 году. [ 4 ] Мильхиму неоднократно удавалось уклоняться от уплаты установленной суммы налогов османским властям, и в 1748 году губернатор Дамаска организовал против него карательную экспедицию. [ 4 ]

В 1750-х годах Мильхим попытался приобрести фирман, подтверждающий его власть над Шуфом и власть его племянника Квазима над Библиосом, но попытка провалилась, поскольку политический климат в Стамбуле изменился после смерти султана Османа III в 1757 году. [ 4 ]

После его отречения в 1753 году администрацией в течение нескольких лет (1753–1763) управляли Мансур и Ахмад аль-Шихаб, а затем Касим аль-Шихаб. Последовала борьба за власть, и в 1760-х годах Юсуф аль-Шихаб стал администратором Шуфа. [ 4 ]

Юсуф аль-Шихаб (1770–1788)

[ редактировать ]

Юсуф , сын Мулхима, получил титул эмира в 1770 году. Неясно, обратился ли Юсуф в христианство, поскольку он участвовал как в мусульманских, так и в христианских религиозных службах и посещал друзские и христианские святыни. В этот период в горах Ливана было относительно тихо, хотя вражда между отдельными семьями все еще часто перерастала в насилие. Статус-кво был нарушен вторжением мамлюков в Сирию в 1770 году. Юсуф аль-Шихаб помогал мамлюкам, и его войска даже ненадолго оккупировали Дамаск. Но после ухода мамлюков султан Мустафа III назначил Цеззара Ахмед-пашу губернатором Сидона . Из своей крепости в Акре Цеззар Ахмед постепенно приобретал территории, принадлежавшие вассалам клана Шихабов. [ 3 ]

В 1789 году, когда произошла попытка государственного переворота против Сеззара Ахмеда, он убедился, что за этим стоит Юсуф аль-Шихаб. В отместку он двинул свою армию в Ливан, где разбил шихабов в битве в долине Бекаа . Потерпев поражение, Юсуф отрекся от престола, и его вассалы выбрали его двоюродного брата Башира. [ 3 ]

Башир Шихаб II (1788–1841)

[ редактировать ]

Башир (обычно называемый Баширом II, чтобы отличить его от отца Хайдара) был эмиром до 1841 года, что сделало его эмиром Ливанских гор, правившим дольше всех. В то время его считали справедливым, но жестким принцем. В этот период Ливан начал модернизировать свои административные институты. Он сделал Эмират сильнее, потому что устранил раздоры мелких феодальных лидеров и крепко объединил страну. Башир открыто признавал, что он христианин, но в то же время уважал своих мусульманских подданных, напоминая им о курейшитских корнях князей-шихабов. клан Аби-Ламма, семья друзов, которая была близким союзником Шихабов . стал христианином Примерно в то же время [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] После смерти Цеззара Ахмеда в 1804 году Башир II приступил к уничтожению феодальных семей, на которых его предшественники полагались как на союзников. [ 3 ]

Когда Ибрагим-паша двинул свою армию в Сирию в 1831 году, Башир II выразил свою преданность египетским войскам и получил обширную власть над большей частью Ливана. Он использовал свою власть для направления налогов на создание эффективной военной и административной структуры, что было крайне непопулярными мерами для части ливанских феодальных вождей и привело к широкомасштабным восстаниям друзов и христианских племенных групп, которые он успешно подавил. Однако Башир II был свергнут британским флотом, стоявшим на якоре у Бейрута, и отправился в изгнание в Турцию. [ 3 ] По сей день его потомки живут в Турции .

Башир Шихаб III (1841-1842)

[ редактировать ]

После того, как Башир II ушел в изгнание, османский султан назначил эмиром в 1841 году Башира III, дальнего родственника Башира II, но это не было популярным выбором. Вскоре после своего назначения новый эмир пригласил основные семьи друзов в Дейр-эль-Камар, чтобы обсудить свою налоговую политику. Семьи появились вооруженными и осадили его во дворце в октябре 1841 года. Тупиковая ситуация закончилась в январе 1842 года, когда султан отозвал свое назначение, а Башир III отправился в изгнание в Константинополь . [ 3 ] [ 20 ]

После этого династия Шихабов рухнула. Были попытки восстановить Башира III на посту эмира после гражданских волнений в Ливане в 1861 году, но они не увенчались успехом. [ 3 ]

Раздел 1840–1860 гг.

[ редактировать ]

В середине 1840-х годов население Эмирата оценивалось примерно в 300 000 человек, из которых менее 100 000 проживали в «смешанных районах». [ 21 ]

Районы Христиане Друзы мусульмане
Текст 10,990 2,105 100
Аркуб 2,760 2,790 -
Два Шуфа 4,290 8,695 -
Два Гарба 3,675 3,940 40
Джеззин 5,330 65 560
Джурд 2,410 1,820 3,190
Харруб 3,390 45 -
Манассиф 1,195 1,695 -
Шаххар 3,970 1,050 -
Побережье 7,395 75 899
Туффа 4,815 5 105
Эль-Камар говорит 4,385 1,979
Общий 54,606 24,264 4,894
Оценки 1844 года от М. Буре Франсуа Гизо , Париж, 30 июля 1844 года. [ 22 ]
Современная карта, показывающая разделение между маронитами и друзами в период 1840–1860 гг.

После продолжающейся вражды и боевых действий между маронитами и друзами представители европейских держав предложили султану Абдулмеджиду I разделить Ливан на христианскую и друзскую части. Блистательная Порта была наконец вынуждена отказаться от своих планов прямого управления Ливаном, и 7 декабря 1842 года султан принял предложение принца Меттерниха и попросил Асада-пашу, губернатора ( вали ) Бейрута , разделить гору Ливан разделен на два округа: северный округ под управлением христианина Каймакама и южный округ под управлением друза Каймакама, оба выбираются среди вождей племен. Оба чиновника должны были подчиняться губернатору Сидона , проживавшему в Бейруте. [ 23 ] [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Камаль Салиби (15 ноября 2003 г.). Дом многих особняков: история Ливана в новом свете . ИБТаурис. стр. 126–130. ISBN  978-1-86064-912-7 . Проверено 25 мая 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Питер Слаглетт; Стефан Вебер (12 июля 2010 г.). Сирия и Билад аш-Шам под властью Османской империи: очерки в честь Абдула Карима Рафека . БРИЛЛ. п. 329. ИСБН  978-90-04-18193-9 . Проверено 25 мая 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Габор Август; Брюс Алан Мастерс (1 января 2009 г.). Энциклопедия Османской империи Издательство информационной базы. п. 530. ИСБН  978-1-4381-1025-7 . Проверено 25 мая 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Р. Ван Леувен (1994). Знатные люди и духовенство в Горном Ливане: хазинские шейхи и маронитская церковь, 1736–1840 гг . БРИЛЛ. стр. 54–56. ISBN  978-90-04-09978-4 . Проверено 26 мая 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Питер Слаглетт; Стефан Вебер (12 июля 2010 г.). Сирия и Билад аш-Шам под властью Османской империи: очерки в честь Абдула Карима Рафека . БРИЛЛ. стр. 21–23. ISBN  978-90-04-18193-9 . Проверено 25 мая 2013 г.
  6. ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 226. ИСБН  978-90-04-09791-9 . Проверено 26 мая 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Джон Роллан (2003). Ливан: текущие проблемы и предыстория . Издательство Нова. стр. 41–42. ISBN  978-1-59033-871-1 . Проверено 25 мая 2013 г.
  8. ^ Хобби (1985). Отчет о Ближнем Востоке и Южной Азии . Информационная служба зарубежного вещания. п. 53. Друзы и христиане в горах Шуф в прошлом жили в полном согласии..
  9. ^ Эль-Фирро, Кайс (1952). История друзов . Издательство «Брилл». п. 49. ИСБН  9789004094376 .
  10. ^ Эль-Хазен, Фарид (2000). Распад государства в Ливане, 1967-1976 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 37. ИСБН  9780674081055 . Вскоре после этого шихабитские амиры обратились в христианство и присоединились к маронитской общине.
  11. ^ Муса, Матти (1986). Марониты в истории . Издательство Сиракузского университета. п. 283. ИСБН  9780815623656 . Поворотный момент в истории шихабитов, когда амир Али аль-Шихаби обратился в христианство и присоединился к маронитской церкви.
  12. ^ А. Фрейзи, Чарльз (2006). Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453–1923 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН  9780521027007 . Обращение в христианство нескольких мусульманских и друзовских семей неизмеримо способствовало этому росту.
  13. ^ Ф. Харик, Элайджа (2017). Политика и изменения в традиционном обществе: Ливан, 1711-1845 гг . Издательство Принстонского университета. п. 241. ИСБН  9781400886869 . Эмиры Абилламы в основном были христианами, перешедшими из веры друзов.
  14. ^ Хайраллах, Шерин (1996). Сестры мужчин: ливанские женщины в истории . Институт женских исследований в арабском мире. п. 83.
  15. ^ Ф. Харик, Элайджа (2017). Политика и изменения в традиционном обществе: Ливан, 1711-1845 гг . Издательство Принстонского университета. п. 241. ИСБН  9781400886869 . Эмиры Абилламы в основном были христианами, перешедшими из веры друзов.
  16. ^ Швайри, Раиф (2016). Бейрут на берегу залива: Альфред Никола, Луизиана и создание современного Ливана . СУНИ Пресс. п. 14. ISBN  9781438460956 . Абиллама, кстати, тоже обратились в христианство, когда горы Метн стали густо заселены христианами, для них это второе обращение, учитывая, что они уже раньше обратились в друзов, отказавшись от суннитской религии.
  17. ^ Нисан, Мордехай (2004). Совесть Ливана: политическая биография Этьена Сакра (Абу-Арза) . Рутледж. п. 14. ISBN  9781135759520 . Другими ранее обращенными в веру были друзы-эмиры Абиллама и шииты Харфуша.
  18. ^ аль-Хазин, Фарид (2000). Распад государства в Ливане, 1967–1976 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 35. ISBN  9780674081055 . То же самое сделали и другие эмиры, например, первоначально семья друзов Абиллама, которая также стала маронитами.
  19. ^ Салиби, Камаль (1900). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Издательство Калифорнийского университета. п. 162. ИСБН  9780520071964 . а именно эмиры дома Абул - Ламы, раньше были друзами, прежде чем обратились в христианство и стали маронитами
  20. ^ Хитти, Филип (1957). Ливан в истории . Индия: Macmillan and Co Ltd., с. 435.
  21. ^ Адиль Исмаил (1976). «Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана: и стран Ближнего Востока с 17 века до наших дней» . 9 . Издания политических и исторических сочинений: 175. М. Буре Франсуа Гизо , Париж, 26 декабря 1847 г., «338 426 душ, вычтенных из населения, приписанного к этим пяти округам, сводятся поэтому росчерком пера к цифре из 277 263 человек. На прилагаемой карте указана только одна и та же территория с населением 193 935 душ, которая разделена. таким образом: 129 545 для христианских округов; 64 390 для смешанных округов... Автор работы, о которой я говорю, доводит население этих смешанных округов до 85 723 душ». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  22. ^ Адиль Исмаил (1976). «Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана: и стран Ближнего Востока с 17 века до наших дней» . 7 . Издания политических и исторических сочинений: 402. В Ливане четырнадцать смешанных округов, включая Дейр-эль-Камар. Вот названия этих районов и сравнительное состояние населения. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  23. ^ Луцкий, Владимир Борисович (1969). «Новейшая история арабских стран» . Издательство «Прогресс» . Проверено 12 ноября 2009 г.
  24. ^ Библиотека Конгресса США - Отдел федеральных исследований (2004 г.). Ливан. Страновое исследование . Издательство Кессинджер. п. 264. ИСБН  978-1-4191-2943-8 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d5ff408b054549ef94924fe7eb0a8a__1724476740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/8a/32d5ff408b054549ef94924fe7eb0a8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emirate of Mount Lebanon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)