Jump to content

Святой Юстас

(Перенаправлено с Сент-Юстаса )


Юстас и товарищи
Греческая православная икона Святого Евстафия
Мученик
Умер 118
Почитается в Англиканское сообщество
Костел
Восточная Православная Церковь
Восточное православие
канонизирован Предварительная Конгрегация
Праздник 20 сентября ( западное христианство , византийское христианство )
Тут 22 ( коптское христианство )
Атрибуты Христианское мученичество , бык; распятие; рог; олень; печь
Покровительство против огня; противопожарная профилактика; пожарные; охотники; охота; егеря; трапперы; против семейных разногласий; сложные ситуации; жертвы пыток; Мадрид

Святой Евстафий (латинизированный Евстафий или Евстафий , греческий Εὐσταθιος Πλακίδας Евстафий Плакид ) [ 1 ] почитается как христианский мученик . По легенде, он был замучен в 118 году нашей эры по приказу императора Адриана . Юстас был римским полководцем-язычником, который обратился в христианство после того, как во время охоты увидел крест. Он потерял все свое богатство, был разлучен с женой и сыновьями и отправился в изгнание в Египет. возглавить римскую армию Призванный императором Траяном , Евстафий был счастливо воссоединен со своей семьей и восстановлен в высоком социальном положении, но после смерти Траяна он и его семья были замучены при Адриане за отказ принести жертву языческим римским богам.

Евстафий почитался в Византийской церкви по крайней мере с VII века. Его почитание засвидетельствовано в Латинской церкви 8-го века, но его рост популярности в Западной Европе произошел в период высокого средневековья , в 12-13 веках. Существует множество версий и обработок его легенды в прозе, стихах и в форме пьес на латыни , французском и других языках. Святой и сцены из его легенды также часто изображались в изобразительном искусстве. [ 2 ]

Его праздник, как по восточной, так и по западной традиции, приходится на 20 сентября. Армянская Апостольская Церковь отмечает память святого Евстафия 1 октября. [ 3 ]

святого Первоначальная традиция о страстях - греческая, самая старая из сохранившихся версий (BHG 641) была составлена ​​где-то в период с V по VII века. Уже в греческой версии поздний святой — языческий полководец (στρατηλάτης stratēlátēs ) при Траяне, прозванный Плакидом . Греческий текст также содержит все основные элементы, встречающиеся в средневековых западных источниках. Плакид обратился после того, как во время охоты на оленя увидел крест и услышал божественный голос, предсказавший его несчастье. Плакид крестился и принял имя Евстафий («стойкий»), его жена Татиана приняла крестильное имя Феописта . Их двух сыновей звали Агапий и Феопист .

Евстафий потерял свои поместья и богатство, и он и его семья эмигрировали в Египет. Оплатить проезд они не смогли, поэтому капитан корабля потребовал оставить Феописта себе. Евстафий с двумя сыновьями спасся вплавь. Но позже, при переправе через реку, его сыновей забрали дикие звери. Евстафий считал их мертвыми, но они были спасены.

Спустя годы Траян призвал Евстафия обратно в Рим, чтобы сражаться с варварами, и Евстафий снова принял звание полководца и собрал армию. Среди солдат были, без его ведома, двое его сыновей. Разгромив варваров, генерал и его штаб остановились в доме старухи. Агапий и Феопист узнали друг друга. Старухой оказалась их мать Феописта, которой удалось сбежать от капитана корабля прежде, чем он успел ее опозорить. Она узнала своего мужа, и вся семья воссоединилась.

Когда Траяна сменил Адриан, новый император попросил своего полководца принести жертву богам, а когда Евстафий отказался, он бросил его и его семью на съедение львам, но дикие звери легли к их ногам. Поэтому Адриан приказал убить их на наглом быке . Тела мучеников были тайно обнаружены христианами и захоронены в «известном месте».

Французская Вита

[ редактировать ]

Житие во французской прозе было написано примерно в середине XIII века. [ 4 ] В этой версии повествование начинается с того, что Плацид (имя Юстаса до его крещения ) отправился на охоту. Он следует за оленем в лес и отделяется от группы охотников; олень поворачивается к нему. Затем Плацида поражает видение, в котором он видит крест между рогами оленя, и в этот момент голос Бога повелевает ему креститься вместе со своей семьей в ту же ночь от епископа Рима. Его крестят, и его имя меняется на Юстас, а затем он получает еще одно видение от голоса, предупреждающего его о будущих испытаниях для него и его семьи. Они теряют свое имущество, слуг, скот и социальный статус . Они пытаются путешествовать на лодке, но не могут позволить себе путешествие. Затем Юстаса и двух его сыновей Агапия и Феописта выводят из лодки и разлучают с женой Юстаса Феопистой. Они достигают реки, где Юстасу приходится переносить их по одному. Успешно переправив одного на другую сторону, Юстас пытается забрать другого. Однако, когда он переправлялся через реку, обоих его сыновей схватили животные: одного — лев, другого — волк. Юстас не знал, что его сыновья спасены и выросли самостоятельно. [ 2 ]

Согласно французской традиции, Юстас затем пятнадцать лет проработал стражником, охраняющим поля, пока к нему не подошли два посланника римского императора Траяна , которых послали убедить его вернуться в Рим и отразить восстание; Юстас подчинился. Там, в Риме, он был восстановлен в своем первоначальном звании генерала, возглавил армию и по совпадению одержал победу на родине капитана, похитившего его жену Феописту. Обмениваясь жизненными историями после битвы, двое солдат обнаруживают, что они были братьями, похищенными животными, и, подслушивая их, Феописта узнает своего мужа Юстаса. Затем Юстас и его семья возвращаются в Рим, чтобы отпраздновать победу на обеде при новом римском императоре Адриане, который был менее терпим к христианам . После ужина Адриан попросил Юстаса и его семью принести подношение языческим богам; Они отказались. Затем Юстаса и его семью бросили в ров со львами, но львы их не тронули. Затем Юстаса и его семью посадили в наглого быка. . Они умерли, но их тела не тронули пламя. [ 5 ]

Варианты и адаптации

[ редактировать ]

Многочисленные обработки легенды о святом были написаны в стихах и прозе в период высокого средневековья как во Франции, так и в Италии. Существует «ритмическая жизнь» из 220 стихов (BHL 2771) 9-го или 10-го века, а также версия 13-го века, состоящая из 2052 рифмованных восьмисложных стихов. Легенда также была адаптирована как минимум в десять различных средневековых пьес в различных формах. [ 6 ] [ 7 ]

Легенда о мученической кончине святого Евстафия представляет собой вариант повествовательного типа «Человек, испытанный судьбой», популярного и в рыцарском романе . в целом [ 8 ] За исключением примера в римских делах , [ 9 ] все подобные сказки представляют собой высокоразвитые романы, такие как «Сэр Изумбрас» . [ 10 ] Одной из средневековых адаптаций материала Юстаса как рыцарского романа является «Испанская книга рыцаря Зифара» .

Историчность

[ редактировать ]

Историчность Юстаса не может быть подтверждена, и его широко считают «вымышленным святым», то есть адаптацией в форме агиографии того, что изначально было дидактическим или развлекательным вымыслом. Ипполит Делеэ (1919) не верил в историчность святого. [ 11 ] Болландистский , т. 46, стр. 209) рассматривает две возможности: версию о том, что святой является полностью вымышленным комментатор ( Acta Sanctorum , или версию о неизвестном раннем восточном мученике, первоначальный культ которого исчез без следа. Почитание Евстафия не может быть подтверждено ранее VII века, то есть более чем через 500 лет после его предполагаемого мученичества. В легенде практически нет географических подробностей, за исключением «бегства в Египет», аналогичного бегству Святого Семейства. Деревня Бадиосон (Βαδιοσών), где Юстас уходит на пенсию после потери семьи, неизвестна. река Гидасп , где Евстафий ведет свою победоносную битву с «варварами», намекает на Александра Великого и не имеет никакого отношения к какому-либо историческому конфликту, который вел император Траян ( парфянская кампания Траяна привела к непростой тупиковой ситуации и была прервана смертью Траяна в 117 году); Также неизвестно, чтобы Адриан активно преследовал христиан. [ 12 ] Происхождение греческой легенды, скорее всего, находится на Востоке, вероятно, в Анатолии, возможно, в Каппадокии . где олень издавна почитался в местных культах. [ 13 ]

Сходство сцены охоты на оленя с некоторыми рассказами о Мабиногионе было объяснено Виелле (1990) как отражение лежащей в его основе « кельто-галатской » модели. [ 14 ] Далекое индийское происхождение элемента «отдельной семьи» было предложено Гастером (1893), а именно буддийской сказкой о Пакатаре и Вишвантаре из палийского канона ( Дхаммапада ). [ 15 ]

Почитание

[ редактировать ]
В необычно раннем изображении Юстас сопровождает Святого Георгия из слоновой кости X века на византийском триптихе Харбавиля ( Музей Лувр ).
Средневековый реликварий святого Евстафия из собора Базеля, Швейцария, сейчас находится в Британском музее .

Почитание Евстафия зародилось в Восточной Православной Церкви , где он почитается как святой Евстафий Великомученик ( греч . Ἅγιος Εὐστάθιος ὁ Μεγαλομάρτυς ). Н. Тьерри предположил, что эта традиция, возможно, зародилась в Каппадокии , указав, что большой репертуар изображений Видения Евстафия существует в виде фресок в раннехристианских церквях этого региона, высеченных в скалах. Тьерри также отмечает армяно-грузинскую стелу VII века в монастыре Давид-Гареджа на территории современной Грузии с рельефом, изображающим Видение Евстафия, и рельеф на алтаре Цебельды в Абхазии , датированный по-разному, от VII до IX века. , что также изображает Видение. [ 13 ]

Анон. (Франция), Без названия (Св. Юстас) , 19 век, гравюра на дереве, Отдел коллекций изображений, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
На настенной росписи Кентерберийского собора святой Евстафий видит Иисуса, стоящего между рогами оленя без креста.

На Западе посвященная ему раннесредневековая церковь, существовавшая в Риме, упоминается в письме папы Григория II (731–741). [ 16 ] Его иконография , возможно, перешла на Запад XII века, до этого времени европейские примеры редки, в псалтырях , где видение Евстафия, стоящего на коленях перед оленем, иллюстрирует Псалом 96 , ii-12: «Свет восходит к праведным. .." [ 17 ]

Раннее европейское изображение Юстаса, самое раннее из отмеченных в Бургундском герцогстве , высечено на романской столице в аббатстве Везле . [ 18 ] Аббат Сугерий упоминает первые мощи Евстафия в Европе в алтаре королевской базилики Сен-Дени ; [ 19 ] Филипп Август из Франции переосвятил церковь Сен-Аньес в Париже, которая стала Сен-Эсташ (перестроенной в 16–17 веках). История Юстаса была популяризирована в » Якоба де Ворагина ( «Золотой легенде ок. 1260 г.). Сцены из этой истории, особенно Юстас, преклоняющий колени перед оленем, затем стали популярными предметами средневекового религиозного искусства: примеры включают настенную живопись в Кентерберийском соборе и витражи в Шартрском соборе .

Юстас стал известен как покровитель охотников и пожарных, а также всех, кто сталкивается с невзгодами; его традиционно включали в число Четырнадцати Святых Помощников . [ 20 ] Он является покровителем охотников, особенно в Баварии и Австрии чаще можно встретить Юбера Льежского , а во Франции, Бельгии и Западной Германии в этой роли . В англиканской традиции его атрибутом является (охотничий) рог. [ 21 ] Он также является одним из покровителей Мадрида святых , Испания . Святого Юстаса чтят в графстве Килдэр, Ирландия. в Ньюбридже, графство Килдэр, есть церковь, посвященная ему В кампусе Ньюбридж-колледжа , а логотип и девиз школы созданы под влиянием видения Святого Юстаса. (Однако соседняя деревня Баллимор Юстас относится к семье ФитцЮстас.)

В Армении Еревманаванк («Монастырь Святого Явления») недалеко от Эгина, как говорят, был построен на фактическом месте встречи Плацида с оленем. Самый ранний сохранившийся текст, подробно описывающий это, — это рукопись 1446 года, но монастырь намного старше и, вероятно, построен византийском стиле; Ж.-М. Тьерри считает, что это фундамент X века, возможно, построенный греками из Каппадокии. Хотя монастырь был разрушен во время геноцида армян , Тьерри в 1980-х годах отмечал, что среди местных курдов-мусульман все еще существовала передаваемая форма легенды, которая рассказывала о появлении на этом месте «оленя света». [ 22 ] В грузинской мифологии святой Евстафий стал ассоциироваться с охотничьим божеством Апсатом , покровителем охотничьих животных. [ 23 ]

Праздник святого Евстафия в Римско-католической церкви , как и в Восточной Православной церкви, приходится на 20 сентября, как указано в Римском мартирологе . [ 24 ] Празднование святого Евстафия и его спутников было включено в римский календарь святого с двенадцатого века до 1969 года, когда оно было удалено из-за совершенно сказочного характера Acta . [ 24 ] [ 25 ] что приводит к отсутствию достоверных знаний о них. Однако его праздник до сих пор отмечают католики, придерживающиеся римского календаря до 1970 года. Память святого Евстафия была исключена из Общего римского календаря в 1970 году, хотя его память продолжала отмечаться в последнем издании Римского мартиролога. [ 24 ] Местные обряды все еще практикуются. [ 26 ]

Церковь Сан-Эстахио, Токко-да-Казаурия

Сант-Эстахио также чтят в Токко-да-Казаурия , городе в провинции Пескара в регионе Абруццо в центральной Италии. Городская церковь, построенная в двенадцатом веке, была посвящена Святому Евстафию. Он был восстановлен после частичного разрушения землетрясением в 1706 году.

остров Синт-Эстатиус в Карибских Нидерландах В его честь назван . Также церковь Святого Евстафия расположена в деревне Пакиапурам, район Каньякумари, Тамил Наду, Индия. Другая церковь расположена во имя Святого Евстахия (Св. Эстакияр по-тамильски) в Миттатаркуламе, недалеко от Валлиёра в районе Тирунелвели.


См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эльфрик Эйншамский (1881 г.). «О святом Евстафии» . Жития святых Эльфрика . Лондон, паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
  • Кехо, Ниам (2022). « Несвятое самообладание? Древнеанглийский святой Юстас и образцы святости в раннесредневековой Англии ». Обзор исследований английского языка .
  • Мершман, Фрэнсис (1909). «Святитель Евстафий и сподвижники» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  1. ^ «Имя Юстас» . За именем . Проверено 29 октября 2015 г. Английская форма Евстахия или Евстафия, двух имен греческого происхождения, которые в постклассический период были объединены.
  2. ^ Jump up to: а б Апрель 2002 г. , с. 60.
  3. ^ ООО «Хеликс Консалтинг». «Армянская церковь чтит память святого Евстафея, его жены Феофисты и других» . www.panorama.am .
  4. ^ Жизнь святого Евстафия. Версия французской прозы XIII века под редакцией Джесси Мюррей. Париж, Х. Чемпион, 1929 г.
  5. ^ Апрель 2002 г. , с. 60 и 61.
  6. ^ Мьюир, Линетт (5 июля 2007 г.). Любовь и конфликт в средневековой драме: пьесы и их наследие . Издательство Кембриджского университета. п. 14. ISBN  978-0-521-82756-0 .
  7. ^ Мьюир, Линетт (2007). Любовь и конфликт в средневековой драме: пьесы и их наследие . Издательство Кембриджского университета. п. 14. ISBN  978-0-521-82756-0 .
  8. ^ Хиббард, Лаура А. (1963). Средневековый роман в Англии . Нью-Йорк: Берт Франклин. п. 5.
  9. ^ Текст истории Gesta Romanorum в Wikisource.
  10. ^ Хиббард 1963 , с. 3.
  11. ^ Х. Делеэй, «Легенда» (1919), 181–183.
  12. ^ Адриан призывал к снисходительности к христианам и просил защитить их от ложных обвинений; Алессандро Галимберти, «Адриан, Элевсин и начало христианской апологетики» в книге Марко Рицци, изд., «Адриан и христиане». Берлим: Де Грюйтер (2010) 77f
  13. ^ Jump up to: а б Тьерри, Н. «Культ оленя в Анатолии и видение святого Евстафия» в «Памятниках и воспоминаниях Фонда Эжена Пио», 1991, стр. 33–100.
  14. ^ Кристоф Вьель, «От кельтского мифа к галатскому агиографическому роману», Оллодагос , 1/3 (1990), 75–109.
  15. ^ М. Гастер, Журнал Королевского азиатского общества (Лондон), 1893, 869–871.
  16. ^ Краутхаймер, Р., Corpus basilicarum christianarum Romee (1940), том. I:216f и Краутхаймер, Рим: Профиль города 1980:80f, 252, 271.
  17. ^ Кирк Томас Амброуз, Скульптура нефа Везле: Искусство монастырского просмотра (Папский институт средневековых исследований) 2006:45 приводит примеры.
  18. ^ Амвросий 2006:45.
  19. Юстас, почитаемый в Сен-Дени, возможно, был Юстасом Люксейским , вторым аббатом Люксейля, с 611 года.
  20. ^ «Святой Юстас • Блог Виктории и Альберта» . 20 сентября 2014 г.
  21. ^ На основании авторитетного свидетельства г-на Паркера в его работе «Календарь англиканской церкви», а также в работе «Эмблемы святых», мы находим, что святого Юстаса также иногда изображали с рогом (1878 г.). Археологический журнал . Лонгман, Браун, Грин и Лонгман. п. 281. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ ТЬЕРРИ, М., «Два греко-армянских монастыря на Евфрате Таврическом», Byzantion, 61 (1991): 499–506.
  23. ^ Туите, Кевин (2015). Институциональные и народные культы военных святых на Западном Кавказе: опосредованное изображением распространение и сдвиг тела в культе Святого Евстафия на Западном Кавказе (PDF) . «На пути в рай: периферийные видения, неортодоксальные иконографии», Канадское антропологическое общество. п. 4.
  24. ^ Jump up to: а б с «Римский мартиролог» (Libreria Editrice Vaticana, 2001 г.) ISBN   88-209-7210-7 )
  25. ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana), с. 139
  26. ^ «Римский мартиролог, сентябрь, на английском языке» .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a34dac8fbb78e32fbd53b8ccd34e813__1726498020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/13/3a34dac8fbb78e32fbd53b8ccd34e813.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Eustace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)