Филиппино-американская музыка
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Американцы филиппинского происхождения имеют долгую музыкальную историю в Соединенных Штатах . Филиппины имеют музыкальный контекст и разнообразные влияния из-за традиций коренных народов и ранних колониальных влияний испанской и американской оккупации. Во время оккупации Соединенными Штатами многие филиппинцы были наняты для ручного труда на Западном побережье. Эти первые работники обычно исполняли рондаллы с испанским влиянием , а также хоровые группы. Поскольку многие филиппинцы проживали в Соединенных Штатах примерно с 1900-х годов, филиппинцы внесли свой вклад в развитие ранних американских стилей, таких как блюз и джаз , и продолжают влиять на более современные современные жанры, такие как хип-хоп и рок . Американская музыка также оказала влияние на артистов на Филиппинах, и наоборот. Несмотря на то, что большое количество американцев филиппинского происхождения вносят свой вклад в развитие американской музыки, они имеют сильную идентичность с культурой Филиппин, участвуя или организуя традиционные танцы и музыкальные представления, в основном в форме PCN в университетских кампусах. [ 1 ] [ 2 ] Традиционными танцами и музыкальными представлениями, обычно практикуемыми в США, являются рондаллы, хоровые группы и ансамбли гонговых колокольчиков. Кампусы колледжей часто организуют представления на территории кампусов, но они также могут иметь особенности, уникальные для Америки, поскольку многие американцы филиппинского происхождения хотят поделиться своим опытом жизни в Америке и исполнить более неотрадиционные вариации традиционных представлений. [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ]
Ранние американские представления о филиппинской музыке
[ редактировать ]Всемирная выставка в Сент-Луисе, 1904 г.
[ редактировать ]Выставка покупок в Луизиане , также известная как Всемирная выставка в Сент-Луисе 1904 года, включала в себя расовые темы с точки зрения евроцентризма, как и предыдущие Всемирные ярмарки, такие как Всемирная Колумбийская выставка в Чикаго. Среди достопримечательностей была выставка жизни на Филиппинах, большинство зрителей которой были потомками европейцев, которые никогда раньше не видели филиппинцев . Участники ярмарки лишь предложили искаженное представление о филиппинцах. Из-за серьезного оправдания американской колонизации филиппинцы были представлены в образах племенного или «дикого» типа в форме филиппинской одежды, культуры и музыки. [ 5 ] Музыковед Фрэнсис Денсмор посетила ярмарку с целью анализа филиппинской музыки. Денсмор, который также изучал музыку коренных американцев, почитал эту музыку как «примитивную» и использовал социальные науки, а также идеи европейско-американской колонизации для расизации музыки. [ 6 ] Музыка европейского происхождения, исполняемая духовыми оркестрами, такими как Филиппинский полицейский оркестр , возникшая на основе многовековой оркестровой традиции на Филиппинах, игнорировалась, чтобы поддерживать колониалистский взгляд на филиппинцев как на нецивилизованных людей. [ 7 ]
Пенсионадо, посетившие ярмарку в рамках недавно инициированной правительственной образовательной программы США, написали песни с критикой, противоречащие фактическому представлению. Некоторые пенсионадо, в том числе Хорхе Бокобо, который в то время учился в Университете Индианы, написали музыку или песни о впечатлениях, полученных на ярмарке. Отрывок из статьи Бокобо об этом опыте: «В Сент-Луисе мы наслаждались щукой, В очках, которые нам нравились, В качестве гидов на филиппинских выставках, Где нас считали игоротами , У нас были припадки». Ирония в песне Боробо заключается в том, что филиппинцы, направляющиеся в колледж США, становятся свидетелями филиппинской выставки, которая описывает филиппинскую культуру с культурой игоротов. [ 8 ]
Известные филиппинско-американские певцы
[ редактировать ]- Габриэлла Сармьенто Уилсон, профессионально известная как HER , — певица, обладательница премий «Оскар» и «Грэмми», родившаяся в семье филиппинской американки. Кроме того, членами большой семьи ее матери были гитаристы, барабанщики и басисты, а также вокалисты, часто игравшие на караоке-вечеринках. [ 9 ]
- Оливия Родриго – филиппинка. Ее дедушка по отцовской линии родился на Филиппинах, и ее семья следует филиппинским традициям и кухне. [ 10 ]
- Николь Прасковья Эликолани Валиенте, которая позже сменила имя на Николь Шерзингер , раньше была солисткой группы The Pussycat Dolls . [ 11 ]
- Бруно Марс . Его мать родилась на Филиппинах. [ 12 ]
- Ванесса Энн Хадженс . Ее мать родилась на Минданао . [ 13 ]
Традиционная филиппинско-американская музыка
[ редактировать ]В отличие от традиционной музыки других американцев азиатского происхождения , американцы филиппинского происхождения могут предложить много импровизации и любительских выступлений или выступлений по совместительству. [ 1 ]
круглый
[ редактировать ]Для многих филиппинцев манонг означает родственник мужского пола или часто «старший брат» и обычно использует этот термин для описания первой волны работающих иммигрантов с Филиппин. Манонг в Соединенных Штатах, как правило, были мужчинами. Между 1900 и 1930 годами более 100 000 филиппинцев были завербованы в Америку для работы в основном на консервных заводах и в сельском хозяйстве, причем многие из них приехали в мегаполисы на материке в поисках работы в качестве чернорабочих. [ 14 ] Большая часть работы манонгов приходилась на Западное побережье и Гавайи: они работали на полях сахарного тростника и различных плантациях , живя в трудовых лагерях для мигрантов. Из-за предыдущей испанской колонизации Филиппин у филиппинцев есть версия первоначально испанской рондаллы , которая была популярна среди манонгов в трудовых лагерях для мигрантов в США. Эти народные баллады обычно исполнялись манонгами в лагерях и часто сопровождались игрой на гитаре или банджо . [ 2 ]
Рондалла по-прежнему широко практикуется и является популярной формой традиционного музыкального ансамбля среди американцев филиппинского происхождения, в котором они участвуют в студенческих городках и танцевальных группах. Рондаллас в США также могут сопровождать вокальные ансамбли.
Известными филиппинско-американскими ансамблями рондаллы в прошлом являются Филиппинско-американское общество и труппа культурных искусств , которая была основана в Сан-Диего , Калифорния , в 1970 году. По состоянию на 2017 год группа все еще продолжает вовлекать рондаллы, обычно в сочетании или при сотрудничестве голосовых ансамблей в их выступления. Танцевальная труппа Самахан, основанная в 1974 году в Эль-Кахоне, Калифорния , также исполняет рондоллы. Самахан, который позже в 1998 году был преобразован в Филиппинско-американский центр исполнительских искусств и образования Самахан . [ 15 ] и ранее объединился с Филиппинско-американским обществом и труппой культурных искусств под руководством Баяни де Леона , чтобы создать группу Magandang Pilipinas Rondalla, рондаллу, в которой участвовал вокальный ансамбль Паската . [ 1 ]
Хоровые коллективы
[ редактировать ]В Соединенных Штатах все еще присутствуют традиционные хоровые или вокальные ансамбли, которые обычно используются при исполнении филиппинских народных песен и могут различаться на разных филиппинских языках . Некоторые хоровые или вокальные ансамбли финансируются федеральным Национальным фондом искусств . Группы очень часто распадаются и формируются под разными именами и даже директорами. Хоровые группы могут использоваться для [ 1 ]
Традиционные ансамбли гонгов
[ редактировать ]Благодаря увеличению доступности определенных инструментов, а также увеличению числа знающих музыкантов, ансамбли гонговых колокольчиков вызвали повышенный интерес в Соединенных Штатах, особенно к ансамблю Кулинтанг . в Танцевальная труппа Баянихан особыми инструментами кулинтанга в 1960-х годах познакомила многих американцев филиппинского происхождения с 1960-х годах. Танцевальная труппа Баянихан также создала проект или создание музыки в качестве документа для некоторых ансамблей, в том числе Филиппинской танцевальной труппы Чикаго , в то время как другие ансамбли используют гонг-перезвон для сопровождения танца или проводят импровизационный творческий процесс, как и в других группах в неотрадиционная категория. [ 1 ]
Первоначальная история ансамбля кулинтанг берет свое начало в Приморском регионе Юго-Восточной Азии , в первую очередь, в южных районах Филиппин, где большинство населения было мусульманским . Характеристики использования ансамбля Кулинтанг в филиппинской практике включают виртуозную и систематизированную систему импровизации. Поскольку ансамбли гонг-перезвонов или кулинтан не находятся под влиянием колониализма Испании или оккупации Соединенных Штатов, тем более что они зародились в мусульманском регионе Филиппин, что противоречит влиянию католицизма в Испании, многие филиппинцы проявили интерес к этой форме. , рассматривая это как истинную форму филиппинской идентичности или связи с другими азиатскими культурами. [ 1 ] Из-за того, что филиппинская идентичность тесно связана с кулинатангом , членство, в отличие от групп в университетских кампусах, в основном осуществляется лицами, которые идентифицируют себя как филиппинцы. [ 1 ]
Известные предыдущие ансамбли гонг-перезвона включают Филиппинскую танцевальную труппу Чикаго , Калиланг из Сан-Франциско и Амауан из Нью-Йорка .
Неотрадиционные стили музыки
[ редактировать ]Неотрадиционный может использоваться для описания музыкального стиля и стиля исполнения, на который повлияли американцы филиппинского происхождения и поиски идентичности американцев азиатского происхождения в Америке, типичные для молодого или нынешнего поколения. Хотя филиппинцы уже были активны во многих аспектах американской музыки, таких как джаз , Motown и блюз , движение за власть черных 1960–70 годов затронуло многие другие маргинализированные группы, включая американцев азиатского происхождения, в доступе к своей собственной идентичности в американской культуре. [ 2 ] Молодое поколение американцев азиатского происхождения хотело отличиться от американской культуры и культуры наследия своей родной страны .
Передача традиционных аспектов филиппинского танца может быть неформальной, поскольку основное внимание обычно уделяется передаче аспекта участия или ностальгии, а не полностью традиционной. [ 4 ] Молодые филиппинцы составляют влиятельную часть музыкальных и танцевальных ансамблей, во многом благодаря организованным студентами « Ночам филиппинской культуры» . Значительные сокращения образовательных бюджетов на этнические исследования в кампусах колледжей в конце 1970-80-х годов также породили призыв к идентичности, особенно для филиппинцев, где многие чувствовали, что их идентичность «невидима» в азиатско-американских делах. [ 8 ] Эта «невидимость» для многих студентов связана с их панэтнической принадлежностью и может присоединяться к латиноамериканцам , жителям островов Тихого океана первого поколения или другим маргинализированным группам и их идентичности в большей степени, чем к американцам азиатского происхождения, из-за колониальной истории и социально-экономических условий манонгов . [ 3 ]
Неотрадиционные ансамбли гонгов
[ редактировать ]Некоторые особенности или примеры неотрадиционной музыки - это музыка гонга. Музыка гонга является традиционной филиппинской музыкой, основанной на исламской культуре . Примерами неотрадиционного стиля, влияющего на музыку гонга, происходящего в Соединенных Штатах, являются Samahan Percussion Ensemble из Сан-Диего и Cumbanero Percussionaires 1957 года из Сиэтла . Cumbancero Percussionaires были организованной инициативой филиппинского сообщества в Сиэтле с целью укрепить идентичность молодых филиппинцев. В 1968 году возник ансамбль из Сиэтла, обладающий уникальными аспектами традиционных стилей, включая стиль одежды и музыку, для смешанной музыки, изначально заимствованной из нагорных Филиппин. [ 16 ] Этот новый стиль существует только в Соединенных Штатах и предназначен для повышения этнической осведомленности в разных культурах.
Дебаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах было множество трудовых лагерей для филиппинских рабочих, где рабочие часто практиковали музыку и движения, сидя дома. По мере того, как время шло, и новые впечатления, наряду с американскими музыкальными влияниями, требовали выражения, филиппинско-американская музыка изменилась или адаптировалась ко многим различным культурам.
В 1980-х годах большие массы филиппинцев постепенно ассимилировались в загородных мегаполисах или прилегающих к этим центрам пригородах, что совпадало с появлением новых семей иммигрантов, образующих новые сообщества, создавая поколенческий и социально-экономический разрыв между предыдущими поколениями в Америке. [ 8 ] Городские ассоциации и культурные вечера часто проводят программы и проекты по сбору средств и повышению осведомленности филиппинско-американского сообщества, но для многих старших поколений традиционная музыка в этих контекстах служит другой цели. Некоторые филиппинские американцы старшего поколения испытывают ностальгию по жизни на Филиппинах. Деревенская жизнь на Филиппинах сосредоточена на традиционных танцах и музыке, в то время как в городских районах, даже в условиях системы образования американского типа, танцы и музыкальные представления являются второстепенным занятием или частью физического воспитания. Хотя многие традиционные практики могут показаться неформальными и в большей степени сосредоточены на практике сохранения традиций, чем на полной точности или аутентичности, изменение многих форматов PCN или культурных танцев может быть спорным, если полностью отклоняться от знакомого формата или состава PCN. [ 4 ]
Мало того, что элементы традиционной филиппинской музыки, выступлений и изменений могут показаться противоречивыми, но также американизированные формы средств массовой информации подвергаются пристальному вниманию со стороны многих националистов на Филиппинах, которые хотят осудить вестернизацию. Ренато Константино, филиппинский критик 1980-х годов, сравнил влияние американской поп-музыки на филиппинцев как успокаивающую силу, которая не только искажает реальность, но и заставляет слушателей или аудиторию игнорировать истинные социальные проблемы, что является опасной формой эскапизма для такого общества, как Филиппины, которое было когда-то представляла собой колонию. Филиппинцы и американцы филиппинского происхождения часто спорят о языке в музыке, поскольку язык можно рассматривать как элемент национальной идентичности. Различные националисты также критиковали использование английского языка или «таглиша», представляющего собой смесь тагальского и английского языков, в произведениях искусства и особенно в музыке. И снова в 1980-х годах большое внимание к американским или американизированным песням в стиле поп-музыки рассматривалось как способ растворить или ослабить истинную филиппинскую культуру в неоколониальный период. Дорин Фернандес , известная филиппинская писательница, решительно выступила против американского влияния в средствах массовой информации, даже заявив: «Это довольно просто, и я использую этот термин описательно, культурный империализм… Прежде чем большинство филиппинцев узнают о филиппинской литературе, песнях, танцах , история..., образование, язык и средства массовой информации уже заставили их осознать американскую жизнь и культуру и ее желательность. Они поют о Белом Рождестве и Манхэттене. Dynasty, Miami Vice и LA Law Они воплощают американскую мечту». [ 17 ]
Хотя некоторые националисты рассматривали музыку пиной и элементы рока и фолка под американским влиянием как способ продолжения империализма, они использовались на Филиппинах в качестве сопротивления или для активизма, особенно в годы военного положения или политической нестабильности, которая была на Филиппинах во время 1970-е годы. В частности, о Фредди Агиларе , который использовал филиппинско-ориентированные темы и проблемы, связанные с его страной, но, тем не менее, его инструменты находились под сильным американским влиянием наряду с американским движением хиппи 1970-х годов .
Современная филиппинско-американская музыка
[ редактировать ]Хип-хоп
[ редактировать ]Хип-хоп Pinoy был вдохновлен афроамериканскими артистами Соединенных Штатов, особенно представителями других рас, таких как латиноамериканцы и другие американцы азиатского происхождения в многорасовом и мультикультурном районе залива Сан-Франциско и других мегаполисах Калифорнии . Район залива Сан-Франциско представляет собой одно из крупнейших филиппинских поселений за пределами Манилы . [ 18 ]
Некоторые известные филиппинско-американские исполнители хип-хопа включают Джека Деджусуса (он же «Киви») и Джона Деокампо (он же «Бамбу») в группе Native Guns , в которую также входит американец китайского происхождения Патрик Хуанг (он же DJ Фатрик). группа Западного побережья Сформированное в 2002 году как андеграундная хип-хоп , трио выпустило альбомы и микстейпы на темы активизма и особенно ориентировано на жизнь в Лос-Анджелесе во время беспорядков в Лос-Анджелесе 1992 года . Главной особенностью их работы являются времена, подогреваемые расовой принадлежностью меньшинств в Соединенных Штатах, и несправедливое обращение с цветной городской молодежью в Соединенных Штатах. Их работу можно охарактеризовать как «раптивизм», о чем свидетельствует использование Мартина Лютера Кинга-младшего в их работе образцов речей . Несмотря на то, что они филиппинцы, их мультикультурные и многорасовые послания принадлежат большинству других расовых групп, что можно увидеть, упомянув, что они из «Калифацлана» - термина, широко используемого членами чикано . Группа продюсировала получивший признание критиков альбом Barrel Men (2006) и два микстейпа. Микстейп Stray Bullets, том I (2004 г.) и микстейп Stray Bullets, том II (2007 г.). Оба участника выпустили сольные материалы на равные темы активизма: Бамбу выпустил свой альбом Self-Titled (2002) к десятой годовщине беспорядков в Лос-Анджелесе, поскольку он сам участвовал и участвовал в беспорядках. Native Guns распались в 2007 году, однако они снова собрались вместе в 2010 году, чтобы продюсировать песню «Hand Cuffs», продолжая использовать свой личный опыт работы в полиции Лос-Анджелеса в 1990-х годах и нести решительную анти-LAPD идею. [ 19 ]
Apl.de.ap
[ редактировать ]Black Eyed Peas Музыкант группы apl.de.ap — американец филиппинского происхождения, известный как хип-хоп исполнитель , который также использует элементы филиппинской идентичности в своих работах, особенно в « The Apl Song » из альбома Elephunk . "The Apl Song" не только содержит элементы тагальского языка и упоминает отдельные филиппинские элементы, но и сам трек, по словам видеопродюсера Кристины ДеХейвен, представляет собой отражение Филиппин Алланом Пинедой Линдо во время его путешествия назад впервые с тех пор, как ему было 14 лет. [ 20 ] В песне присутствуют как тагальские, так и английские тексты. В английских куплетах песни Пинеда описывает аспекты филиппинской жизни дома, которые отражены в текстах: «Как бы вы себя чувствовали, если бы вам приходилось ловить еду, строить хижину, чтобы жить, есть и отдыхать, качая воду?» вода из-под земли?». Сдвиг между тагальским и английским можно интерпретировать как показ обоих языков как равных или находящихся в равных иерархических отношениях друг с другом. [ 21 ] что особенно важно, поскольку в американскую поп-песню включен другой язык, кроме английского, хотя английский является одним из двух официальных языков Филиппин.
Пиной-рок
[ редактировать ]Пиной-рок — это музыкальный жанр, который на раннем этапе своего создания можно определить как сочетание рока, фолка и баллад и был популярен среди городской молодежи. Пиной-рок часто поют на филиппинском сленге, а не на английском.
Джаззипино
[ редактировать ]Голливудский музыкант Чармейн Кламор считается создателем музыкального жанра джазипино . Этот термин происходит от ее различных произведений, в которых присутствуют элементы американской музыки, такие как джаз, а также классические традиционные песни Филиппин. Ее сингл "Flippin' Out" занял очень благоприятное место на JazzWeek World в 2007 году. Она примечательна своими "успешными попытками привнести джаз в свою филиппинскую культуру - форму музыкального искусства, которую она придумала и считала "джаззипино" в в котором филиппинские народные музыкальные традиции, язык и местные инструменты смешиваются с ритмами и стилевыми аранжировками американского джаза». [ 22 ]
Пиной джаз
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тримиллос, Рикардо (1986). «Музыка и этническая идентичность: стратегии среди зарубежной филиппинской молодежи». Ежегодник традиционной музыки . 18:11 . дои : 10.2307/768515 . JSTOR 768515 . S2CID 191483712 .
- ^ Jump up to: а б с д Кэрол, Фуджино, Дайан (1 января 2009 г.). Злая теория, голая практика: читатель Фреда Хо . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9781441612748 . OCLC 647794754 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Окампо, Энтони (2013). « Действительно ли я азиат?»: Образовательный опыт и панэтническая идентификация среди филиппинских американцев второго поколения» . Журнал азиатско-американских исследований . 16 (3): 295–324. дои : 10.1353/jaas.2013.0032 . S2CID 144609963 – через MUSE.
- ^ Jump up to: а б с Гилмор, Сэмюэл (2000). «Занятие культурной работой: обсуждение традиций и аутентичности филиппинского народного танца». Социологические перспективы : 21–41. дои : 10.2307/41888815 . JSTOR 41888815 .
- ^ Сон, Стивен (2010). «Los Indios Bravos: филиппинско-американская лирика и космопоэтика сравнительного коренных народов». Американский ежеквартальный журнал . 62 (3): 556–558. дои : 10.1353/aq.2010.0004 . JSTOR 40983419 . S2CID 143171834 .
- ^ Луна, Кристин (2010). «В поисках происхождения музыки на Всемирной выставке в Сент-Луисе: Фрэнсис Денсмор и расизация музыки». Американская музыка . 28 (2): 191–195. дои : 10.5406/americanmusic.28.2.0191 . JSTOR 10.5406/americanmusic.28.2.0191 . S2CID 162013480 .
- ^ Талусан, Мэри (1 декабря 2004 г.). «Музыка, раса и империализм: оркестр филиппинской полиции на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 52 (4): 499–526. ISSN 2244-1638 .
- ^ Jump up to: а б с Гонсалвес, Теодор С. (2010). День, когда танцоры продолжили выступать в филиппинско-американской диаспоре . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл. п. 38. ISBN 978159213728-2 .
- ^ «HER | Как Fender Strat вдохновляет ее звучание» . Гитарный центр (YouTube-канал) . 5 ноября 2020 г.
- ^ Момо (19 января 2018 г.). «ОЛИВИЯ РОДРИГО ИЗ ДИСНЕЙСКОГО «БИЗААРДВАРКА» РАЗГОВАРИВАЕТ ОБ АКТЕРЕ, ПЕНИИ, СВОЕЙ ФИЛИППИНСКОЙ СЕМЬЕ И СКЕЙБОРДИНГЕ» . КААМ Домой . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Чен, Натан (08 марта 2023 г.). «Николь Шерзингер: используя свое азиатское наследие и внося свой вклад в индустрию развлечений» . Середина . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Смоленяк, Меган (5 марта 2021 г.). «Мультикультурное генеалогическое древо Бруно Марса» . Середина . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Бжески, Патрик (22 марта 2023 г.). «Ванесса Хадженс расскажет о своем филиппинском наследии в документальном фильме о путешествиях» . Голливудский репортер . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Круз, Филип (1992). Личная история филиппинских иммигрантов и движения сельскохозяйственных рабочих . Калифорнийский университет: Центр труда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Институт производственных отношений и Центр азиатско-американских исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. п. 17. ISBN 0934052166 .
- ^ «Филиппинская труппа исполнительских искусств PASACAT» . pasacat.org . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Тримиллос, Рикардо (1986). «Музыка и этническая идентичность: стратегии среди зарубежной филиппинской молодежи». Ежегодник традиционной музыки . 18 :9–20. дои : 10.2307/768515 . JSTOR 768515 . S2CID 191483712 .
- ^ Локард, Крейг (1996). «Популярная музыка и политика в современной Юго-Восточной Азии: сравнительный анализ». Азиатская музыка . 27 (2): 149–199. дои : 10.2307/834493 . JSTOR 834493 .
- ^ Харрисон, Энтони (2009). Хип-хоп андеграунд . Аризона: Издательство Университета Темпл. стр. 20 , 21. ISBN 978-1439900611 .
- ^ Вьеска, Виктор (2012). «Местное оружие и шальные пули: культурный активизм и филиппинско-американский рэп в Лос-Анджелесе после беспорядков». Журнал Амеразия . 38 : 113–142. doi : 10.17953/amer.38.1.23321806671n0k0m . S2CID 146416848 .
- ^ Девитт, Рэйчел (2008). «Трудности перевода: филиппинская диаспора(ы), постколониальный хип-хоп и проблемы сохранения его реальности для «бессодержательных» Black Eyed Peas» . Азиатская музыка . 39 (1): 108–134. doi : 10.1353/amu .2007.0045 .JSTOR 25501577 .S2CID 162947744 .
- ^ Л., Рафаэль, Висенте (1993). Контракт колониализма: перевод и обращение в христианство в тагальском обществе под ранним испанским правлением . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822313410 . OCLC 699940345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Квинто, Оливия (2009). «Филиппинки». Филиппинский экспресс .