Периодизация цивилизации долины Инда
Бронзовый век |
---|
↑ Энеолит |
↓ Железный век |
Для периодизации цивилизации долины Инда используется несколько периодизаций . [ 1 ] [ 2 ] В то время как цивилизация долины Инда была разделена на раннюю, зрелую и позднюю хараппскую археологами, такими как Мортимер Уилер , [ 3 ] более новые периодизации включают ранние земледельческие поселения эпохи неолита и используют стадийно-фазовую модель, [ 1 ] [ 4 ] [ 3 ] часто комбинируя терминологию из разных систем.
Периодизации
[ редактировать ]Наиболее часто используемая номенклатура [ 5 ] [ 6 ] классифицирует цивилизацию долины Инда на раннюю, зрелую и позднюю хараппскую фазы. [ 3 ] Цивилизации долины Инда предшествовали местные сельскохозяйственные деревни, откуда были заселены речные равнины, когда стало доступно управление водными ресурсами, что создало интегрированную цивилизацию. Этот более широкий временной диапазон также получил название эпохи Инда. [ 7 ] и Индская традиция. [ 1 ]
Ранний, зрелый и поздний Хараппский
[ редактировать ]Ранние исследования сэра Орела Стайна в Белуджистане привели к открытию многочисленных доисторических памятников неизвестного происхождения. [ 8 ] После раскопок в Хараппе и Мохенджо-Даро было высказано мнение, что доисторические памятники в Синде и Белуджистане представляют культуру, которая мигрировала из Белуджистана в долину Инда, чтобы основать цивилизацию долины Инда. [ 9 ] Это представление было опровергнуто М. Моголом на основании его открытия более ранних этапов заселения в пустыне Чолистан. Термин «Ранний Харапп» был придуман М. Моголом в его диссертации в Пенсильванском университете, которая представляла собой синтез его многочисленных обзоров и исследований по всему Пакистану. [ 10 ] Эта классификация в первую очередь основана на Хараппе и Мохенджо-Даро, предполагая эволюционную последовательность. [ 3 ] По мнению Мануэля, это разделение «помещает долину Инда в трехстороннюю эволюционную структуру, состоящую из рождения, расцвета и смерти общества, в манере, знакомой концепциям социальной эволюции Элмана Сервиса (1971)». [ 3 ]
По словам Конингема и Янга, он «закрепился [...] в общем пользовании» благодаря «очень влиятельным британским археологам Раймонду и Бриджит Олчин, [которые] использовали подобные подразделения в своей работе». [ 6 ] По мнению Конингема и Янга, этот подход является «ограниченным» и «ограниченным». [ 6 ] слишком много внимания уделяется стадии зрелости. [ 5 ]
Шаффер: Хараппская традиция
[ редактировать ]Стипендии в области археологии обычно используют вариант системы трех эпох, разработанной Кристианом Юргенсеном Томсеном для разделения прошлых обществ на каменный век, бронзовый век и железный век. Хотя эта система очень полезна для своей первоначальной цели — организации музейных коллекций, она не способна полностью охарактеризовать динамичный и изменчивый характер человеческих межпоселенческих отношений. Чтобы решить эту проблему, археологи Гордон Уилли и Филип Филлипс разработали систему, основанную на культурно-исторической интеграции или эвристической концепции для описания распределения «связей» во времени и пространстве. [ 11 ] Эти концепции позже были адаптированы Джимом Г. Шаффером и Дайаной Лихтенштейн как потенциальное решение аналогичной проблемы в долине Большого Инда.
Во время своих археологических исследований в Афганистане, Белуджистане, Пакистане и Индии Шаффер наблюдал изменчивый и адаптивный характер местных обычаев в сельских районах Южной Азии, а также множество способов взаимодействия культурных практик с материальной культурой. Основываясь как на своей обширной работе в этой области, так и на этих этнографических наблюдениях, Шаффер разработал серию важных критических анализов археологической теории. Шаффер и Лихтенштейн утверждали, что колониальное наследие Мортимера Уиллера и Стюарта Пиггота привело к проецированию колониальных стереотипов на древнее прошлое. [ 12 ] В результате этой критики Шаффер адаптировал систему, разработанную Уилли и Филлипсом, в систему, подходящую для цивилизации долины Инда. В его оригинальной публикации это сложное социальное образование было названо Хараппской традицией , по названию типового места в Хараппе, Пенджаб. Этот термин « Традиция» происходит от его концепции « Культурной традиции» или «постоянной конфигурации базовых технологий, а также структуры в контексте географической и временной преемственности». [ 13 ]
Шаффер разделил более широкую Традицию долины Инда на четыре эпохи: дохараппскую «Эру раннего производства продуктов питания» и эпохи регионализации, интеграции и локализации, которые примерно соответствуют фазам раннего Хараппа, зрелого Хараппа и позднего Хараппа. [ 14 ] [ 3 ] Каждую эпоху можно разделить на различные фазы. Фаза — это археологическая единица, обладающая достаточно характерными чертами, чтобы отличить ее от всех других единиц, понимаемых аналогичным образом. [ 15 ] По мнению Шаффера, существовали значительные региональные различия, а также различия в культурных последовательностях, и эти эпохи и фазы не являются эволюционными последовательностями и не могут быть единообразно применимы к каждому месту. [ 3 ]
По мнению Конингема и Янга,
Критической особенностью концепции развития Шаффера была замена традиционной терминологии мезолита/неолита, «энеолита»/раннего хараппа, зрелого хараппа и позднего хараппа на эпохи, которые были предназначены для отражения долгосрочных изменений или процессов, которые обеспечили платформу для возможной сложности. и урбанизация [...] Примечательно, что категоризация Шаффера также позволила ученым обозначить такие места, как Мехргарх, который все считают частично предками городов Инда, в рамках явно распространенной традиции Инда, а не лежащих за пределами догородской или зарождающейся городской фазы. . [ 2 ]
Конингем и Янг выражают теоретические опасения по поводу периодизации Шаффера, отмечая, что
... остается сомнительным, существует ли достаточная разница и различие между определениями Шаффера регионализации и локализации. Собственное определение Шаффера (цитированное ранее) отмечает сходство двух эпох с некоторой дифференциацией в форме контактов между группами. [ 16 ]
Эры
[ редактировать ]Эра раннего производства продуктов питания соответствует ок. 7000-5500 гг. до н.э. Его еще называют периодом неолита. Экономика этой эпохи была основана на производстве продуктов питания, а в долине Инда развивалось сельское хозяйство. Период Мехргарх I принадлежит этой эпохе. Эпоха регионализации соответствует ок. 4000–2500/2300 г. до н. э. (Шаффер) [ 17 ] или ок. 5000–2600 гг. до н. э. (Конингем и Янг). [ 18 ] К этой эпохе относится ранняя хараппская фаза. По словам Мануэля, «самым значительным событием этого периода был переход населения с нагорий Белуджистана в поймы долины Инда». [ 17 ] Эта эпоха была очень продуктивной в искусстве, были изобретены новые ремесла. Эра регионализации включает фазы Балакот , Амри , Хакра и Кот-Диджи .
Эпоха интеграции относится к периоду « цивилизации долины Инда ». Это период интеграции различных более мелких культур. Эпоха локализации (1900–1300 гг. до н. э.) — четвертый и последний период традиции долины Инда. Речь идет о фрагментации культуры эпохи интеграции. Эпоха локализации состоит из нескольких этапов: [ 13 ]
- Фаза Пенджаба ( Кладбище H , Поздний Харапп). Фаза Пенджаба включает кладбище H и другие культуры. Места пенджабской фазы обнаружены в Хараппе и других местах.
- Фаза Джукар ( Джукар и Пирак ) Фаза Джукар относится к Мохенджо-Даро и местам в Синде.
- Фаза Рангпура (Поздний Харапп и блестящая красная посуда). Участки фазы Рангпур находятся в Каччхе , Саураштре и материковом Гуджарате.
- Фаза Пирака — это фаза эпохи локализации как традиции долины Инда, так и традиции Белуджистана.
Поссель: эпоха Инда
[ редактировать ]Грегори Поссель включает этап неолита в свою периодизацию, используя термин « Эпоха Инда» для обозначения этого более широкого временного интервала. [ 4 ] Поссель расположил археологические этапы в семиэтапную последовательность: [ 2 ]
- Начало сельских фермерских общин и пастырских лагерей
- Развитые сельские фермерские сообщества и пасторальные лагеря
- Ранний Харапп
- Переход от раннего Хараппа к зрелому Хараппу
- Зрелый Хараппский
- Постурбанский Харапп
- Ранний железный век Северной Индии и Пакистана
По данным Coningham & Young,
Сочетание Посселя более древней периодизации (Зрелый Харапп), описательных классификаций на основе артефактов (ранний железный век) и социально-экономических процессов (развитые деревенские фермерские сообщества) не является уникальным, и другие, такие как Сингх (2008), представили аналогичные категории, которые относиться к долине Инда и ранним историческим традициям совершенно по-разному и таким образом укреплять устоявшиеся разногласия, которые мешают легкому сравнительному обсуждению. [ 2 ]
Рита Райт
[ редактировать ]«Подобную структуру», как у Шаффера, использовала Рита Райт , рассматривая Инд «через призму, на которую повлияла археология Месопотамии», используя термины «Фаза раннего производства продуктов питания», «Догородская фаза», «Городская фаза» и «Постурбанистическая фаза». Фаза. [ 19 ] [ 2 ]
Знакомства и альтернативные предложения
[ редактировать ]Ранняя эра производства продуктов питания
[ редактировать ]Рао, проводивший раскопки Бхирраны , утверждает, что нашел дохараппскую посуду хакра в ее древнейших слоях, датируемых 8-7 тысячелетиями до нашей эры. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ примечание 1 ] Он предлагает более ранние датировки Бхирраны по сравнению с традиционными хараппскими датировками. [ примечание 2 ] однако придерживается хараппской терминологии. [ 27 ] Это предложение поддержано Саркаром и др. (2016), в соавторстве с Рао, который также ссылается на предложение Посселя и различные радиоуглеродные даты из других мест, хотя и указывает 800 г. до н.э. в качестве конечной даты фазы зрелого Хараппа: [ 22 ] [ примечание 3 ] Ошибка harvnb Рао 2005 и, как резюмирует Дикшит 2013 , сравнивается следующим образом с традиционными датировками и Шаффером (Эры). [ 27 ] [ 22 ] [ 28 ] [ 3 ]
Дата | Культура (Рао 2005) |
Период (Диксит, 2013 г.) |
Фаза (Саркар 2016) |
Условная дата (HP) | Хараппская фаза | Обычная дата (эра) | Эра |
---|---|---|---|---|---|---|---|
7500-6000 гг. до н. э. | Период IA: Культура изделий Хакры | Дохараппский период хакры (неолит) | Предхараппский | 7000-3300 гг. до н. э. | Предхараппский | ок. 7000–4500 гг. до н. э. | Ранняя эра производства продуктов питания |
6000-4500 гг. до н. э. | Период IB: Ранний Харапп | Переходный период | Ранний Харапп | ||||
4500-3000 гг. до н. э. | Период IIA: раннеспелый Хараппский. | Ранний Хараппский период | Раннеспелый Хараппский | ок.4500-2600 до н.э. | Эпоха регионализации | ||
3300-2600 гг. до н. э. | Ранний Харапп | ||||||
3000–1800 гг. до н.э. | Период IIB: Зрелый Хараппский полуостров | Зрелый Хараппский период | Зрелый Хараппский | ||||
2600-1900 гг. до н. э. | Зрелый Хараппский | 2600-1900 гг. до н. э. | Эра интеграции | ||||
1800-1600 гг. до н.э. (1800–800 гг. до н. э.) [ 29 ] [ примечание 3 ] |
Поздний Хараппский период | Поздний Хараппский период | 1900-1300 гг. до н. э. | Поздний Харапп | 1900-1300 | Эпоха локализации |
Эпоха регионализации
[ редактировать ]Хотя раннюю хараппскую фазу предлагалось начать ок. 3300 г. до н. э., [ 1 ] Эру регионализации предлагалось начать раньше, в 4000 г. до н.э. [ 5 ] до ок. 5000 г. до н.э. [ 16 ]
С. П. Гупта , принимая во внимание новые открытия, периодизировал Хараппскую цивилизацию в хронологических рамках, включающих раннюю, зрелую и позднюю хараппскую фазы и начинающуюся с той же даты, что и Эра регионализации: [ 30 ]
Дата | Основная фаза | Подфаза | Хараппская фаза | Эра |
---|---|---|---|---|
что. 4000–3500 гг. до н.э. | Формирующая фаза | например, Мехргарх -IV-V | Предхараппский | Эпоха регионализации |
что. 3500–2800 гг. до н.э. | Ранняя фаза | например, Развлечения -I | Ранний Харапп | |
что. 2800–2600 гг. до н.э. | Переходный период | например, Дхолавира -III | ||
что. 2600–1900 гг. до н.э. | Зрелая фаза | например, Хараппа -III, Калибанган -II | Зрелый Хараппский | Эра интеграции |
что. 1900–1500 гг. до н.э. | Поздняя фаза | например, Кладбище H , Джукар | Поздний Харапп | Эпоха локализации |
что. 1500–1400 гг. до н.э. | Заключительный этап | Например, Дхолавира |
Эра интеграции
[ редактировать ]Общепринятое мнение о датировке Эры интеграции, или городской, или зрелой Хараппской фазы, широко принято считать 2600-1900 гг. до н.э. [ 1 ] [ 16 ]
Длительная продолжительность: Хараппская цивилизация и ранний исторический период
[ редактировать ]Джонатан М. Кенойер и Конингем и Янг представляют обзор фаз развития Индии, на которых сочетаются цивилизация долины Инда и ранний исторический период. [ 31 ] [ 16 ] Постхараппский этап демонстрирует возобновление регионализации, кульминацией которого является интеграция второй урбанизации раннего исторического периода, начиная ок. 600 г. до н. э., [ 32 ] cq Империя Маурьев , ок. 300 г. до н.э. [ 33 ]
Конингем и Янг отмечают, что большинство работ по урбанизации в ранней истории Индии сосредоточены либо на цивилизации долины Инда, либо на раннем историческом периоде, «таким образом продолжая давнее разделение между Индом и ранним историческим периодом». По данным Coningham & Young, это разделение было введено в колониальные времена учеными, которые утверждали, что «между цивилизацией Инда и ранней исторической эпохой пролегла отчетливая культурная, языковая и социальная трансформация», и увековечилось «рядом периодов после обретения независимости». Ученые Южной Азии». [ 16 ] Coningham & Young использует терминологию Шаффера, «чтобы лучше понять и изучить процессы, которые привели к двум основным урбанистическим изменениям в Южной Азии». [ 16 ] и
...замените традиционные термины «Энеолита», «Железного века», «Протоисторического», «Раннеисторического» и «Маурийского» периода терминами «Эры локализации», за которой следуют Эра «Регионализации» и Эра «Интеграции». Мы утверждаем, что предположение Кенойера (1998) о том, что Эра интеграции наступила только в период Маурьев (около 317 г. до н.э.), было слишком осторожным и что такой культурный и экономический этап стал очевидным в археологических данных уже в 600 г. до н.э. [.. .] Эта задача, вероятно, будет спорной, и мы признаем, что не все ученые будут восприимчивы. [ 16 ]
Они также отмечают, что термин «Эра интеграции» может быть неприменим ко всей Южной Азии в период зрелой Хараппской цивилизации, потому что «большие части северной и южной Южной Азии не были затронуты тем, что было в субконтинентальном масштабе региональная особенность». [ 16 ]
Согласование периодизаций
[ редактировать ]Даты | Основная фаза | Фазы Мехргарха | Хараппские фазы | Другие этапы | Эра |
---|---|---|---|---|---|
7000–5500 гг. до н.э. | Предхараппский | Мехргарх I (керамический неолит) |
Ранняя эра производства продуктов питания | ||
5500–3300 гг. до н.э. | Предхараппский/ранний Хараппский период [ 33 ] | Мехргарх II-VI (керамика неолита) |
Эпоха регионализации ок. 4000–2500/2300 г. до н.э. (Шаффер) [ 17 ] ок. 5000–3200 гг. До н.э. (Конингем и Янг) [ 18 ] | ||
3300–2800 гг. до н.э. | Ранний Харапп [ 33 ] ок.3300-2800 гг. до н.э. [ 34 ] [ 33 ] [ 35 ] ок. 5000-2800 гг. до н. э. (Кенойер) [ 33 ] |
Хараппань 1 (Фаза Рави; Посуда Хакра ) |
|||
2800–2600 гг. до н.э. | Мехргарх VII | Хараппань 2 (Фаза Кот Диджи, Наушаро I) |
|||
2600–2450 гг. до н.э. | Зрелый Харапп (цивилизация долины Инда) | Хараппская 3А (Наушаро II) | Эра интеграции | ||
2450–2200 гг. до н.э. | Хараппская 3Б | ||||
2200–1900 гг. до н.э. | Хараппская 3C | ||||
1900–1700 гг. до н.э. | Поздний Харапп | Хараппская 4 | Кладбище Н [ 36 ] Керамика цвета охры [ 36 ] |
Эпоха локализации | |
1700–1300 гг. до н.э. | Хараппская 5 | ||||
1300–600 гг. до н. э. | Постхараппский Железный век Индии |
Расписная серая посуда (1200–600 гг. до н. э.) Ведический период (ок. 1500–500 гг. до н. э.) |
Регионализация ок. 1200-300 гг. до н.э. (Кенойер) [ 33 ] около 1500 г. [ 37 ] -600 г. до н. э. (Конингем и Янг) [ 32 ] | ||
600-300 гг. до н.э. | Северная черная полированная посуда (железный век) (700-200 гг. до н.э.) Вторая урбанизация (ок. 500–200 гг. до н. э.) |
Интеграция [ 32 ] |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Дикшита и Рами, оценка древности Бхирраны как дохараппского периода основана на двух расчетах образцов древесного угля, дающих две даты соответственно: 7570–7180 гг. До н.э. и 6689–6201 гг. до н.э. [ 20 ] [ 21 ] Культура посуды Хакра - это материальная культура, которая современна культуре ранней хараппской фазы Рави (3300-2800 гг. До н.э.) в долине Инда. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
- ^ Саркар и др. (2016): «Условно хараппские культурные уровни подразделяются на 1) фазу раннего Рави (~ 5,7–4,8 тыс. Лет назад), 2) переходную фазу Кот-Диджи (~ 4,8–4,6 тыс. Лет назад), 3) фазу зрелости (~ 4,8 тыс. Лет назад) 4,6–3,9 тыс. л.н.) и 4) фаза позднего упадка (раскрашенная серая посуда) (3,9–3,3 тыс. л.н.13,19,20)». [ 26 ]
- ^ Jump up to: а б По данным Саркара и др. (2016), различные культурные уровни в Бхирране, расшифрованные по археологическим артефактам, включают дохараппский (~ 9,5–8 тыс. лет назад), раннехараппский (~ 8–6,5 тыс. лет назад), раннезрелый хараппский (~ 6,5–5 тыс. лет назад) тыс. л.н.) и зрелый Харапп (~5–2,8 тыс. л.н.). [ 22 ] [ сомнительно – обсудить ] Сравните Мадину и Пирак , элементы позднего Хараппа до 800 г. до н. э., вместе с расписной серой посудой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кенойер 1991 .
- ^ Jump up to: а б с д и Конингем и Янг, 2015 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мануэль 2010 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Поссель 2002 .
- ^ Jump up to: а б с Мануэль 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Конингем и Янг, 2015 , с. 25.
- ^ Поссель 2002 , с. 3.
- ^ Штейн, Аурел (1905). Отчет об археологических исследованиях в Северо-Западной пограничной провинции и Белуджистане . Пешавар: Правительственная пресса, Северо-Западная пограничная провинция.
- ^ Fairservis, Уолтер Эшлин (1971). Корни Древней Индии . Нью-Йорк: The Macmillan Co.
- ^ Кенойер, Джонатан Марк (2011). «Региональные культуры долины Большого Инда: комплексы фаз Рави и Кот-Диджи в Хараппе, Пакистан». Культурные связи между Индом и Иранским нагорьем в третьем тысячелетии до нашей эры, под редакцией Т. Осада и М. Витцеля .
- ^ Уилли, Гордон; Филип, Филлипс (1958). Метод и теория в американской археологии . Издательство Университета Алабамы.
- ^ Шафер, Джим Г.; Лихтенштейн, Диана. «Культурная традиция и палеоэтничность в археологии Южной Азии». Индоарийцы древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность, под редакцией Г. Эрдоси .
- ^ Jump up to: а б Шаффер 1992 .
- ^ Шаффер 1992 , I: 441–464, II: 425–446.
- ^ Уилли и Филлипс 1958 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Конингем и Янг, 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Мануэль 2010 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Конингем и Янг, 2015 , с. 145.
- ^ Райт 1999 .
- ^ Jump up to: а б Дикшит 2013 , с. 129-133.
- ^ Jump up to: а б Мани 2008 , с. 237-238.
- ^ Jump up to: а б с д Саркар 2016 , с. 2-3.
- ^ Конингем и Янг, 2015 , с. 158.
- ^ Ахмед 2014 , с. 107.
- ^ Закон 2008 , с. 83.
- ^ Саркар 2016 .
- ^ Jump up to: а б Дикшит 2013 , с. 132.
- ^ Шаффер 1992 , I: 441–464, II: 425–446..
- ^ Саркар 2015 .
- ^ Гупта 1999 .
- ^ Кенойер 1007 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Конингем и Янг, 2015 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кенойер 1997 , с. 53.
- ^ Кенойер 1991 , с. 335.
- ^ Парпола и 2-15 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Кенойер 1991 , с. 333.
- ^ Кенойер 1991 , с. 336.
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Миктар (2014), Древний Пакистан - археологическая история
- Конингем, Робин; Янг, Рут (2015), Археология Южной Азии: от Инда до Асоки, около 6500 г. до н.э. – 200 г. н.э. , Cambridge University Press
- Дикшит, К.Н. (2013), «Происхождение ранних хараппских культур в долине Сарасвати: недавние археологические свидетельства и радиометрические даты» (PDF) , Журнал археологии Индийского океана (9), заархивировано из оригинала (PDF) 01.2017 г. 18
- Эрдоси, Джордж, изд. (1995), Индоарийцы древней Южной Азии
- Гупта, С.П. (1999), «Рассвет цивилизации», в Панде, GC; Чаттофадхьяя, Д.П. (ред.), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации, том I, часть 1 , Нью-Дели: Центр исследований цивилизаций
- Кенойер, Джонатан Марк (1991), «Традиция долины Инда в Пакистане и Западной Индии», Journal of World Prehistory , 5 (4): 1–64, doi : 10.1007/BF00978474 , S2CID 41175522
- Кенойер, Джонатан Марк (1997), «Ранние города-государства в Южной Азии: сравнение Хараппской фазы и раннего исторического периода», в Чарльтоне, Томас Генри; Николс, Дебора Л. (ред.), Археология городов-государств: межкультурные подходы , Смитсоновский институт. Нажимать
- Закон (II), Уильям Рэндал (2008). Межрегиональное взаимодействие и урбанизм в древней долине Инда: исследование геологического происхождения горных пород и минерального комплекса Хараппы . Анн-Арбор, Мичиган. п. 83. ИСБН 9780549628798 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ] - Мани, БР (2008), «Кашмирский неолит и ранний Харапп: связь» (PDF) , Pragdhara 18, 229–247 (2008) , заархивировано из оригинала (PDF) 18 января 2017 г. , получено 17 января 2017 г.
- Мануэль, Марк (2010), «Хронология и история культуры в долине Инда» , в Гунавардхане, П.; Адикари, Г.; Конингем Баттарамулла, RAE (ред.), Том поздравлений Sirinimal Lakdusinghe , Нептун
- Поссель, Грегори Л. (2002), Цивилизация Инда: современная перспектива , Роуман Альтамира, ISBN 978-0-7591-1642-9
- Рао, Л.С.; Саху, Северная Каролина; Саху, Прабаш; Шастры, Украина; Диван, Самир (2005), «Новый взгляд на раскопки хараппского поселения в Бхирране» (PDF) , Пурататтва (35) [ мертвая ссылка ]
- Саркар, Аниндья (2016), «Изотоп кислорода в археологических биоапатитах из Индии: последствия изменения климата и упадка Хараппской цивилизации бронзового века», Scientific Reports , 6 : 26555, Bibcode : 2016NatSR...626555S , doi : 10.1038/srep26555 , ПМК 4879637 , ПМИД 27222033
- Шаффер, Дж. Г. (1992), «Традиции долины Инда, Белуджистана и Гильменда: от неолита до бронзового века», в Эрихе, Р. (ред.), Хронологии археологии Старого Света (3-е издание) , Чикаго: University of Chicago Press
- Уилли; Филлипс (1958), Метод и теория в американской археологии
- Райт, Рита П. (2009), Древний Инд: урбанизм, экономика и общество , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-57219-4 , получено 29 сентября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ИП Гупта. Рассвет цивилизации, в GC Pande (ред.) (История науки, философии и культуры в индийской цивилизации, изд., DP Chattophadhyaya, том I, часть 1) (Нью-Дели: Центр исследований цивилизаций, 1999).
- Кенойер, Дж. М. 1998. Древние города цивилизации долины Инда. Издательство Оксфордского университета и Американский институт пакистанских исследований, Карачи.
- Кенойер, Дж. М. 1991a Традиции долины Инда в Пакистане и Западной Индии. В Журнале мировой предыстории 5 (4): 331–385.
- Кенойер, Дж. М., 1995a. Системы взаимодействия, специализированные ремесла и изменение культуры: традиция долины Инда и индо-гангская традиция в Южной Азии. В книге «Индоарийцы древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность» под редакцией Г. Эрдоси, стр. 213–257. Берлин, В. ДеГрюйтер.
- Шаффер, Дж. Г. 1992 Традиции долины Инда, Белуджистана и Гильменда: от неолита до бронзового века. В «Хронологиях археологии Старого Света» (3-е издание) под редакцией Р. Эриха, стр. 441–464. Чикаго, Издательство Чикагского университета.