ФВ Мурнау
ФВ Мурнау | |
---|---|
Рожденный | Фридрих Вильгельм Пумпе 28 декабря 1888 г. Билефельд , Германия |
Умер | 11 марта 1931 г. | (42 года)
Место захоронения | Юго-Западное кладбище Штансдорф |
Альма-матер | Берлинский университет Гейдельбергский университет |
Занятия |
|
Годы активности | 1919–1931 |
Движение | Немецкий экспрессионизм |
Военная карьера | |
Верность | Германская империя |
Услуга/ | |
Битвы/войны | Первая мировая война |
Подпись | |
Фридрих Вильгельм Мурнау (урожденный Фридрих Вильгельм Плампе ; 28 декабря 1888 — 11 марта 1931) — немецкий кинорежиссер, продюсер и сценарист. Он считается одним из самых влиятельных кинематографистов благодаря своей работе в эпоху немого кино . [1]
Эрудированный ребенок, рано проявивший интерес к кино, Мурнау в конце концов изучал филологию и искусство, прежде чем режиссер Макс Рейнхардт пригласил его в свою актерскую школу. Во время Первой мировой войны он служил в Императорской немецкой армии , сначала в качестве командира пехотной роты и офицера связи немецкой армии , а затем в авиационном корпусе в качестве наблюдателя / наводчика . Он пережил несколько аварий, не получив серьезных травм. [2]
Премьера первой режиссерской работы Мурнау состоялась в 1919 году, но международного признания он добился только в 1922 году в фильме «Носферату» , экранизации романа Брэма Стокера 1897 года «Дракула» . Хотя фильм не имел коммерческого успеха из-за проблем с авторскими правами на наследство автора Стокера, он считается шедевром немецкого экспрессионистского кино и одним из первых культовых фильмов . Позже Мурнау снял фильм «Последний смех» (1924), а также 1926 году в » Гете интерпретацию « Фауста . Он эмигрировал в Голливуд в 1926 году, где присоединился к студии Fox Studio и снял три фильма: «Восход» (1927), «4 дьявола» (1928) и «Городская девушка» (1930). «Восход» одним из лучших фильмов, когда-либо созданных. Критики и режиссеры назвали [3]
Мурнау отправился на Бора-Бора, чтобы снять фильм «Табу» (1931) с пионером документального кино Робертом Дж. Флаэрти , хотя споры с Флаэрти заставили Мурнау закончить фильм самостоятельно. За неделю до успешного открытия «Табу» Мурнау скончался в калифорнийской больнице от травм, полученных в автокатастрофе. Из 21 фильма, снятого Мурнау, восемь сейчас считаются полностью утерянными . Сохранилась одна катушка его полнометражного фильма « Марица , genannt die Schmuggler-Madonna» . Таким образом, полностью сохранилось только 12 фильмов.
Ранние годы
[ редактировать ]Фридрих Вильгельм Плампе родился в Билефельде . К семи годам он жил в Касселе . [4] У него было два брата Бернхард и Роберт и две сводные сестры Ида и Анна. Его мать, Отили Фольбрахт, была второй женой его отца, Генриха Плюмпе (1847–1914), владельца суконной фабрики в северо-западной части Германии. [5] Их виллу часто превращали в сцену для небольших пьес, поставленных юным Фридрихом, который уже читал книги Шопенгауэра , Ницше , Шекспира и пьесы Ибсена . к 12 годам [6] [7] Плюмпе взял псевдоним «Мурнау» в честь одноименного города недалеко от озера Штаффель , к югу от Мюнхена , где он жил какое-то время. [8] Говорят, что у молодого Мурнау был ледяной, властный характер и одержимость кино. В некоторых справочных источниках его рост составляет почти 210 см (7 футов), однако в других - более скромный рост - 193 см (6 футов 4 дюйма). [9] [1]
Мурнау изучал филологию университете в Берлинском , а затем историю искусств и литературу в Гейдельберге , где режиссер Макс Рейнхардт увидел его на студенческом спектакле и решил пригласить в свою актерскую школу. Вскоре он стал другом Франца Марка (художника Blue Rider из Мурнау), Эльзы Ласкер-Шюлер и Ганса Эренбаума-Дегеле . Во время Первой мировой войны Мурнау служил командиром роты на Восточном фронте . [6] Затем он присоединился к Имперскому немецкому авиационному корпусу выполнял боевые задания на севере Франции в качестве боевого пилота . и в течение двух лет [10] [11] [12] выжил в восьми авариях без серьезных травм. После приземления в Швейцарии он был арестован и интернирован до конца войны. В для военнопленных лагере он работал в театральной труппе для заключенных и написал сценарий к фильму. [13]
Карьера
[ редактировать ]основал собственную киностудию После окончания Первой мировой войны Мурнау вернулся в Германию, где вскоре вместе с актером Конрадом Вейдтом . Его первый полнометражный фильм « Мальчик в голубом» (1919) был драмой, вдохновленной картиной Томаса Гейнсборо . Он исследовал тему раздвоения личности, во многом подобно Роберта Льюиса Стивенсона роману « Доктор Джекилл и мистер Хайд» , в фильме «Дер Янус-Копф » (1920) с Вейдтом в главной роли и с участием Белы Лугоши . [14]
Самый известный фильм Мурнау — «Носферату» (1922), экранизация романа Брэма Стокера « Дракула» (1897), с немецким актером театра Максом Шреком в роли вампира графа Орлока . Релиз будет единственным, выпущенным Prana Film, поскольку компания объявила себя банкротом, чтобы избежать выплаты ущерба имуществу Стокера (действующего от имени вдовы автора, Флоренс Стокер ) после того, как поместье выиграло иск о нарушении авторских прав . Помимо возмещения ущерба, суд также постановил уничтожить все существующие репродукции фильма. Однако одна копия уже была распространена по всему миру. Этот репродукция, которая на протяжении многих лет неоднократно дублировалась культом , сделала «Носферату» ранним примером культового фильма . [15]
Мурнау также снял фильм «Последний смех» (нем. Der letzte Mann , (Последний человек), 1924) по сценарию Карла Майера (очень видного деятеля движения «Каммершпильфильм» ) с Эмилем Яннингсом в главной роли . В фильме представлена камера с субъективной точки зрения, при которой камера «видит» глазами персонажа и использует визуальный стиль, чтобы передать психологическое состояние персонажа. он также предвосхитил движение «cinéma vérité» По своей тематике . В фильме также использовалась « техника раскованной камеры », сочетание отслеживающих кадров, панорамирования , наклонов и движений тележки. Кроме того, в отличие от большинства других работ Мурнау, «Последний смех» считается камершпилем с элементами экспрессионизма. В отличие от экспрессионистских фильмов, «Каммершпильфильмы» классифицируются по влиянию камерной пьесы , включая отсутствие сложных декораций и сюжетных линий / тем, касающихся социальной несправедливости по отношению к рабочему классу. [16] [9] [17]
Последним немецким фильмом Мурнау стал крупнобюджетный «Фауст» (1926) с Гёстой Экманом в главной роли , Эмилем Яннингсом в роли Мефисто и Камиллой Хорн в роли Гретхен. Фильм Мурнау опирается на старые традиции легендарной сказки о Фаусте а также на Гете , классическую версию . Фильм хорошо известен сценой, в которой гигантская крылатая фигура Мефисто парит над городом, сея семена чумы.
«Носферату» (музыка Ганса Эрдмана ) и «Фауст» (музыка Вернера Р. Хеймана ) были двумя из первых фильмов, в которых использовалась оригинальная музыка .
Голливуд
[ редактировать ]Мурнау эмигрировал в Голливуд в 1926 году, где присоединился к студии Fox Studio и снял фильм «Восход солнца: Песня двух людей» (1927), который ученые часто называют одним из величайших фильмов всех времен. [18] Fox Movietone Выпущенный в системе звука-на-фильме (только музыка и звуковые эффекты), «Восход» не имел финансового успеха, но получил несколько «Оскаров» на самой первой церемонии вручения премии «Оскар» в 1929 году. Получив премию «Оскар» за уникальную и художественную продукцию он разделил награду за лучший фильм с фильмом « Крылья» . Первая премия «Оскар» за лучшую женскую роль досталась Джанет Гейнор за этот и два других фильма того года; впоследствии каждая награда ограничивалась работой в одном фильме. Несмотря на это, Мурнау был финансово обеспечен и купил ферму в Орегоне . [19]
Следующие два фильма Мурнау, (ныне утраченные) « 4 дьявола» (1928) и «Городская девушка» (1930), были модифицированы, чтобы адаптироваться к новой эре звукового кино , и не получили одобрения. Их плохой прием разочаровал Мурнау, и он покинул Фокс, чтобы на некоторое время отправиться в путешествие по южной части Тихого океана. [4]
Вместе с пионером документального кино Робертом Дж. Флаэрти Мурнау отправился на Бора-Бора, чтобы снять фильм «Табу» в 1931 году. Флаэрти уехал после творческих споров с Мурнау, которому пришлось закончить фильм самому. Фильм подвергся цензуре в США из-за изображений полинезийских женщин с обнаженной грудью. [20] Первоначально фильм был снят оператором Флойдом Кросби как полузвуковой, полунемой, а затем был полностью восстановлен как немой фильм - любимый материал Мурнау.
Личная жизнь
[ редактировать ]Мурнау поступил на службу в немецкие военно-воздушные силы в качестве радиста в 1916 году. В декабре 1917 года ему пришлось совершить вынужденную посадку в Швейцарии, и он был интернирован до конца войны.
Мурнау был геем. [21] Его друг и возлюбленный, поэт Ганс Эренбаум-Дегеле , также участвовал в войне, но был убит на восточном фронте в 1915 году. Это оказало глубокое влияние на Мурнау, который черпал ужасы потерь, жертв и насилия войны в его киноработы. Именно Эренбаум познакомил Мурнау с творчеством таких экспрессионистов, как Франц Марк и Эльза Ласкер-Шюлер . [22]
Сообщается, что в Голливуде Мурнау влюбился в молодого актера Дэвида Роллинза , которого он пригласил к себе домой. [23] В конце 1927 года Мурнау убедил Роллинза позировать обнаженным, а фоном служил бассейн и сад замка «Волчье логово» в Голливуде. [23] В более позднем интервью Роллинз заявил, что был озадачен и удивлен этой просьбой, но чувствовал себя достаточно комфортно со своим телом, чтобы услужить. [24]
Смерть
[ редактировать ]10 марта 1931 года, за неделю до премьеры фильма «Табу» , Мурнау ехал по шоссе Тихоокеанского побережья из Лос-Анджелеса, штат Калифорния, на арендованном туристическом автомобиле Packard. Камердинер Мурнау, Элиазар Гарсия Стивенсон (2 сентября 1900 г. - 4 октября 1985 г.), [25] свернул, чтобы объехать грузовик, который неожиданно выехал на северную полосу движения. Автомобиль перевернулся после удара о насыпь, в результате чего все пассажиры вылетели из автомобиля. [26] Мурнау получил травму головы и скончался на следующий день в коттеджной больнице Санта-Барбары . [4] [2]
19 марта 1931 года в Голливудской лютеранской церкви состоялась служба по Мурнау. [27] Его тело было перевезено в Германию, где оно было погребено на Юго-Западном кладбище Штансдорф под Берлином 13 апреля. [28] [29] Среди присутствующих на его вторых похоронах были Роберт Дж. Флаэрти, Эмиль Яннингс и Фриц Ланг , произнесшие панегирик. [9] Грете Гарбо заказали посмертную маску Мурнау, которую она хранила на своем столе во время своего пребывания в Голливуде. [9]
В июле 2015 года могила Мурнау была взломана, останки потревожены, а череп извлечен неизвестными лицами. [30] Сообщается, что на месте происшествия были обнаружены остатки воска, что заставило некоторых предположить, что свечи были зажжены, возможно, с оккультным или церемониальным значением. Поскольку это нарушение не было единичным инцидентом, управляющие кладбищем рассматривали возможность запечатывания могилы. [31] [32] [ нужно обновить ] Череп с тех пор не был найден. [33]
Наследие
[ редактировать ]Американский писатель Джим Шепард основал свой роман «Носферату » 1998 года на жизни и фильмах Мурнау. Книга начиналась как рассказ из сборника Шепарда 1996 года « Ватин против Кастро». [34]
В 2000 году режиссер Э. Элиас Мерхиге выпустил «Тень вампира» , беллетризацию создания «Носферату». Мурнау изображает Джон Малкович . В фильме Мурнау настолько стремится сделать фильм подлинным, что даже нанимает настоящего вампира ( Уиллема Дефо ) на роль графа Орлока.
В пятом сезоне «Американской истории ужасов» с подзаголовком «Отель» (2015) Мурнау — упомянутый персонаж, который где-то в начале 1920-х годов отправляется в Карпаты, проводя исследования для фильма «Носферату». Там он обнаруживает сообщество вампиров и сам становится им. Вернувшись в США, Мурнау превращает актера Рудольфа Валентино и Наташу Рамбову в вампиров, чтобы сохранить их красоту. Позже Валентино превращает свою вымышленную возлюбленную Элизабет Джонсон в вампира, и она становится Графиней, главным антагонистом сезона.
В фильме « Вампиры против Бронкса », вышедшем в 2020 году, Мурнау отдается дань уважения путем ссылки на него в фильме через компанию Murnau Properties, логотипом которой был вырезанный на дереве вид Влада Цепеша. Murnau Properties была подставной компанией, принадлежавшей вампирам, план которых заключался в том, чтобы захватить Бронкс посредством приобретения собственности и приобретения крови.
Короткометражный фильм «Симфония FWM» (2022 год) основан на краже головы Мурнау: череп, украденный из берлинской могилы режиссера в 2015 году, становится якорем повествования, в котором соединяются вымышленные и исторические личности. [35]
Фильмография
[ редактировать ]Оригинальное название | Английское название | Год | Примечания |
---|---|---|---|
Мальчик в синем | Мальчик в синем / Изумруд смерти | 1919 | Фильм утерян, сохранились незначительные фрагменты. |
Сатана | 1920 | Фильм утерян, сохранились незначительные фрагменты. | |
Горбун и танцор | Горбун и танцор | 1920 | Потерянный фильм |
Голова Януса | Доктор Джекилл и мистер Хайд / Голова Януса | 1920 | Потерянный фильм |
Вечер – ночь – утро | Вечер – Ночь – Утро | 1920 | Потерянный фильм |
Тоска | Желание: Трагедия танцовщицы | 1921 | Потерянный фильм |
Прогулка в ночь | Путешествие в ночь | 1921 | |
Замок Фогелёд | Замок с привидениями / Замок Фогелоед | 1921 | |
Марица , прозванная Мадонной Контрабандистки | Марица, прозванная Мадонной Контрабандистки | 1922 | В основном потерян, одна катушка выживает |
Горящее поле | Горящая почва | 1922 | |
Носферату , симфония ужаса | Носферату, симфония ужаса | 1922 | |
Фантом | 1922 | ||
изгнание | Изгнание | 1923 | Потерянный фильм |
Комедия сердца | 1924 | Только писатель | |
Финансы великого князя | Финансы великого князя | 1924 | |
Последний человек | Последний смех | 1924 | |
г-н Тартуев | Тартюф | 1926 | |
Фауст | 1926 | Последний немецкий фильм | |
Восход: Песня двух людей | 1927 | ||
4 дьявола | 1928 | ||
Городская девушка | 1930 | ||
Табу: История южных морей | 1931 | Посмертный релиз (умер за неделю до премьеры в Нью-Йорке) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ФВ Мурнау» . www.allmovie.com. Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Ф. В. Мурнау погиб в автокатастрофе на берегу» . Нью-Йорк Таймс . 12 марта 1931 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 22 января 2009 г.
- ^ «Голосует за восход солнца. Песня двух людей (1927)» . Британский институт кино. 2012. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «ФВ Мурнау» . ТКМ . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года.
- ^ «Плумпе, Генрих» (на немецком языке). www.deutsche-biography.de. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Фридрих Вильгельм Мурнау» . www.internettrash.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2005 года.
- ^ Хергемёллер, Бернд-Ульрих (2010). мужчина для мужчины . Издательство ЛИТ . ISBN 978-3-643-10693-3 . Архивировано из оригинала 13 ноября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Комната, Адриан (2012). Словарь псевдонимов: 13 000 предполагаемых имен и их происхождение (5-е изд.). МакФарланд. п. 340 . ISBN 978-0-7864-5763-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Эйснер, Лотте Х. (1973). Мурнау . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-02285-0 .
- ^ Неделя, которую стоит запомнить: Публичная библиотека Ф.В. Мурнау в Лос-Анджелесе через Интернет-архив . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ МУРНАУ, FW Encyclepedia.com . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Обзор DVD «Фауст» - Филип Френч о симфонии света и тьмы Мурнау The Guardian . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «ФВ Мурнау» (на немецком языке). www.filmportal.de. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Биография Ф. В. Мурнау» . Биография.com . п. 1. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Холл, Фил. «ФАЙЛЫ-ФОРМАТЫ: «НОСФЕРАТУ» » . Фильм Угроза . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Брокманн, Стивен (2015). Критическая история немецкого кино . Камден Хаус. ISBN 978-1-57113-468-4 .
- ^ Айзенберг, Ной (2009). Веймарское кино: важный путеводитель по классическим фильмам той эпохи . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13054-7 .
- ^ «Восход: Песня двух людей (1927)» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ ДиМаре, Филипп С., изд. (2011). Фильмы в американской истории: Энциклопедия [3 тома]: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 755.
- ^ fionapleasance (21 июня 2013 г.). «Табу: История южных морей» . В основном фильм . Архивировано из оригинала 17 октября 2018 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Спото, Дональд (1983). Темная сторона гения: Жизнь Альфреда Хичкока . Великобритания: Уильям Коллинз, сыновья . п. 68. ИСБН 0-00-216352-7 .
- ^ Каес, Антон (2009). Контрастное кино: Веймарская культура и раны войны . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03136-1 . OCLC 282966375 .
- ^ Jump up to: а б Велтер, Волкер (ноябрь 2017 г.). «Шлосс Мурнау, Голливуд, Калифорния 90068». Кабинет - Ежеквартальный журнал искусства и культуры (63): 41.
- ^ Анкерич, Майкл (1993). Нарушенная тишина .
- ^ «Невада, США, Индекс смертности, 1980-2012 гг.». Отдел здравоохранения штата Невада, Управление статистики естественного движения населения. Государственный индекс смертности. Департамент здравоохранения и социальных служб Невады , Карсон-Сити, Невада . Ancestry.com .
- ↑ Стенограмма коронерского дознания Фредерика [ так в оригинале ] Вильгельма Мурнау, состоявшегося 11 марта 1931 года в Санта-Барбаре, Калифорния. Верховный суд Санта-Барбары. Дело № 1195.
- ^ Голливуд Дейли Гражданин ; 20 марта 1931 года.
- ^ « Череп режиссера «Носферату» Ф. В. Мурнау, украденный расхитителем могил» . Новости Меркурия . Ассошиэйтед Пресс. 15 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Уилсон, Скотт (2016). Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей (3-е изд.). McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-7992-4 .
- ^ «Череп директора Носферату считается украденным» . Новости Би-би-си . 15 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2018 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Смит, Найджел М. (14 июля 2015 г.). «Голова директора Носферату украдена из могилы в Германии» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Аткинсон, Майкл (26 января 2001 г.). «Правда о кинорежиссере Ф. В. Мурнау» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 27 января 2018 г.
- ^ «Штансдорф и поиски украденного черепа Ф. В. Мурнау» . 12 марта 2022 г.
- ^ Бернштейн, Ричард (25 марта 1998 г.). «Носферату: Воображаемая жизнь пионера кино» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ «FWM–Симфония» . fwms.film . Проверено 24 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мануэль Ламарка Росалес, «Фридрих Вильгельм Мурнау», Мадрид, Ediciones Cátedra, 2022. ISBN 9788437643700
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Ф.В.Мурнау
- Ф.В. Мурнау на IMDb
- Ф.В. Мурнау в AllMovie
- Ф.В. Мурнау на Filmportal.de
- Обширная библиография Мурнау, составленная в 2011 году в журнале Media Studies: Reports and Papers.
- ФВ Мурнау
- 1888 рождений
- 1931 смертей
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- Похороны на Юго-Западном кладбище Штансдорф.
- Кинолюди из земли Северный Рейн-Вестфалия
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Немецкие эмигранты в США
- немецкие режиссеры
- Немецкие ЛГБТ-кинорежиссеры
- Немецкие военные офицеры
- Немецкие военнопленные в Первой мировой войне
- Немецкие пилоты Первой мировой войны
- Немецкие режиссеры фильмов ужасов
- Персонал ВВС
- Представители СМИ из Билефельда
- Военные из Билефельда
- Люди из провинции Вестфалия
- Смертельные случаи на дорогах в Калифорнии
- Жертвы похищения тел