Jump to content

Стили китайских боевых искусств.

Китайские боевые искусства тай-чи практикуются на набережной в Шанхае .

Существуют сотни различных стилей китайских боевых искусств , каждый из которых имеет свои собственные техники и идеи. Различные движения в кунг-фу, большинство из которых являются имитацией боевых стилей животных, начинаются с одной-пяти основных позиций ног: нормальной вертикальной позы и четырех позиций, называемых драконом, лягушкой, верховой ездой и змеей.

Понятие стилей боевых искусств появилось примерно во времена династии Мин . До периода Мин боевые навыки обычно различались в основном по их происхождению. [ 1 ] Среди этих стилей есть общие темы, которые позволяют их группировать по обобщенным «семьям» ( ; jiā ), «фракциям» ( ; pài ), «классам» ( ; mén ) или «школам» ( ; jiào ) стилей боевых искусств. Есть стили, которые имитируют движения животных или иным образом отсылают или намекают на животных или мифических существ, таких как драконы, а также другие, черпающие вдохновение из различных китайских философий и мифологий. Некоторые глубоко внутренние стили, как правило, сосредоточены на практике, связанной с использованием энергии ци , в то время как некоторые более заметные внешние стили имеют тенденцию больше демонстрировать навыки и способности на соревнованиях или выставках.

Богатое разнообразие стилей привело к созданию многочисленных схем классификации. [ 2 ] [ 3 ] Одним из хорошо известных примеров является географическое положение, такое как региональная принадлежность. Определенный стиль китайских боевых искусств можно назвать либо северным кулаком ( 北拳 ), либо южным кулаком ( 南拳 ), в зависимости от места его происхождения. Дополнительные детали, такие как провинция или город, могут дополнительно определить конкретный стиль. Другие схемы классификации включают понятия внешнего ( 外家拳 ) и внутреннего . Этот критерий касается направленности обучения определенному стилю. В качестве классификации также можно использовать религиозную принадлежность группы, основавшей стиль. Три великие религии даосизм, буддизм и конфуцианство объединили стили боевых искусств. Есть также много других критериев, используемых для группировки китайских боевых искусств; например, подражательные стили ( 像形拳 ) и легендарные стили; исторические стили и семейные стили. Другой, более современный подход — описать стиль в соответствии с его боевой направленностью.

Географические классификации

[ редактировать ]

Традиционной разделительной линией между северными и южными китайскими боевыми искусствами является река Янцзы . [ 4 ] Хорошо известной поговоркой о китайских боевых искусствах является термин «Южные кулаки и северные удары ногами» (「南拳北腿」). Эта поговорка подчеркивает разницу между двумя группами китайских боевых искусств. Однако такие различия не являются абсолютными, и существует множество северных стилей, которые превосходны в технике рук, и наоборот, в некоторых южных стилях существует много разных типов ударов ногами. Стиль также можно более четко классифицировать по региональным достопримечательностям, провинции, городу и даже конкретной деревне.

Северные стили

[ редактировать ]
Маньчжурские знаменосцы , каста профессиональных мастеров боевых искусств, действовавшая в китайском обществе всего сто лет назад.

Северные стили ( 北派 ; běipài ) включают глубоко вытянутые позы, такие как стойки лошади, лука, падения и дракона, соединенные быстрыми плавными переходами, способными быстро изменить направление приложения силы. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Группа северных боевых искусств включает в себя множество выдающихся стилей, таких как кунг-фу Северного Шаолиня , багуачжан , бацзицюань , чацюань , чоцзяо , коготь орла , северный богомол и тай-чи . Чанцюань часто называют представителем северного стиля и составляют отдельный раздел в современной учебной программе по ушу .

Северные стили совершенно отличаются от боевых искусств, практикуемых на Юге. В целом, в тренировочных особенностях северных стилей больше внимания уделяется работе ногами, ногами и акробатике. Влияние северных стилей можно найти в традиционных корейских боевых искусствах и их акценте на ударах ногами высокого уровня. [ 8 ]

Южные стили

[ редактировать ]

Южно-китайские боевые искусства ( 南派 ; нанпай ) характеризуются низкими устойчивыми стойками и короткими мощными движениями, сочетающими в себе атаку и защиту. На практике Наньцюань больше сосредотачивается на использовании техник рук и всего тела, чем на высоких ударах ногами или акробатических движениях. Влияние южных стилей можно найти в Годзю-рю , Уэти-рю и некоторых других стилях каратэ Окинавы , а также в кэмпо как в американском, так и в японском стилях. [ 9 ]

Термин «южные стили» обычно применяется к пяти семейным стилям Южного Китая: Чой Гар , Хунг Га , Лау Гар ( 刘家 ), Нг Ин кунг-фу ( 五形功夫 ), Семья Ли (Ли) и Мок Гар . [ 10 ] Другие стили включают в себя: Чой Ли Фут , Фуцзянь Белый Журавль , Кунг-фу в стиле Собаки , Пять Предков , Вин Чун , Южный Богомол , Хак Фу Мун , Бак Мэй и стиль Дракона . Южные стили подразделяются из-за их схожих характеристик и общего наследия. Например, одним из таких подразделений можно считать боевые искусства провинции Фуцзянь. Эти группы имеют следующие общие характеристики: «Во время боев боксеры этих систем предпочитают короткие шаги и рукопашный бой, прижимая руки близко к груди, опустив локти и держа их близко к флангам, чтобы обеспечить им защиту». [ 11 ] Наньцюань стал отдельным и самостоятельным компонентом нынешних тренировок ушу . Он был разработан, чтобы объединить ключевые элементы каждого основного южного стиля.

Другие географические классификации

[ редактировать ]

Китайские боевые искусства также можно узнать по региональным достопримечательностям, провинции, городу или даже деревне. Как правило, эта идентификация указывает на регион происхождения, но может также описывать место, где стиль завоевал репутацию. К известным достопримечательностям, характеризующим китайские боевые искусства, относятся знаменитые горы Китая. «Восемь великих школ боевых искусств», группа школ боевых искусств, используемых во многих романах об уся , основана на этом типе географических классификаций. В эту группу школ входят: гора Хуа , гора Эмэй , горы Удан , горы Конгтун , горы Куньлунь , гора Цан , гора Цинчэн и гора Сун Шаолинь. Исторически в Китае было 18 провинций. В каждой провинции существуют свои стили боевых искусств. Например, в Синъицюань в настоящее время существуют три основных филиала: Шаньси , Хэбэй и Хэнань . Каждая ветвь имеет уникальные характеристики, но все они восходят к оригинальному искусству, разработанному Ли Луонэном и семьей Дай. Особый стиль также можно определить по городу, где практиковалось это искусство. Например, на Севере города В Пекине или Тяньцзине созданы различные направления боевых искусств для многих стилей. Точно так же на юге города Шанхай , Цюаньдун и Фошань представляли собой центры развития боевых искусств. Старые стили боевых искусств можно описать по их принадлежности к деревне. Например, Чжаобао тай-чи — это ветвь тай-чи в стиле Чэнь, происходящая из деревни Чжаобао.

Внешняя и внутренняя классификации

[ редактировать ]

Различие между внешними и внутренними (外内) боевыми искусствами происходит из Хуан Цзунси 1669 года эпитафии Ван Чжэннаня . [ 12 ] что отождествление в Эпитафии внутренних боевых искусств с даосизмом , коренным для Китая, и отождествление внешних боевых искусств с зарубежным буддизмом Шаолиня Стэнли Хеннинг предполагает , — и маньчжурской династии Цин , против которой выступал Хуан Цзунси — могло быть акт политического неповиновения, а не технической классификации. [ 13 ] Кеннеди и Го предполагают, что внешние и внутренние классификации стали популярными только в период республиканцев. Его использовали для различения двух конкурирующих групп внутри Центральной Академии Гошу. [ 2 ] Независимо от происхождения этой схемы классификации, различие становится менее значимым, поскольку все полные стили китайских боевых искусств имеют внешние и внутренние компоненты. Эта схема классификации является лишь напоминанием об изначальном акценте конкретного стиля и не должна рассматриваться как абсолютное разделение.

Внешние стили

[ редактировать ]

Внешний стиль ( китайский : 外家 ; пиньинь : Вайцзя ; букв. «Внешняя семья») часто ассоциируется с китайскими боевыми искусствами. Для них характерны быстрые и взрывные движения, а также упор на физическую силу и ловкость. Внешние стили включают в себя как традиционные стили, ориентированные на применение и борьбу, так и современные стили, адаптированные для соревнований и упражнений. Примерами внешних стилей являются Шаолиньцюань с его прямыми взрывными атаками и многие формы ушу, обладающие эффектными воздушными техниками. Внешние стили начинаются с акцента на мышечной силе, скорости и применении и обычно интегрируют аспекты цигун в продвинутые тренировки после достижения желаемого «тяжелого» физического уровня. Большинство стилей китайских боевых искусств относятся к внешним стилям.

Внутренние стили

[ редактировать ]
Тай-чи , самый известный внутренний стиль китайских боевых искусств, практикуется в Ароматные холмы парке в Пекине.

Внутренние стили ( китайский : 内家 ; пиньинь : Nèi jiā ; букв. «внутренняя семья») сосредоточены на практике таких элементов, как осознание духа, разума, ци (дыхания или потока энергии) и использование расслабленных рычагов, а не чем мышечное напряжение, которое мягкие стилисты называют «грубой силой». [ 14 ] Хотя принципы, отличающие внутренний стиль от внешнего, были описаны, по крайней мере, еще в XVIII веке Чжан Най-чжоу, [ 15 ] современные термины, различающие внешний и внутренний стили, впервые были зафиксированы Сунь Лутаном ; который написал, что тай-чи , багуачжан и синъицюань являются внутренними искусствами. [ 16 ] Позже другие начали включать в это определение свой стиль; например, Люхэбафа , Цзыранмэнь и Ицюань .

Компоненты внутренней тренировки включают в себя тренировку стойки ( чжан чжуан ), растяжку и укрепление мышц, а также упражнения с пустыми руками и оружием, которые могут включать в себя довольно сложную координацию от позы к позе. [ 17 ] Многие внутренние стили предусматривают базовую тренировку вдвоем, например, толкание рук . Характерной особенностью внутренних стилей является то, что формы обычно выполняются в медленном темпе. Считается, что это улучшает координацию и баланс за счет увеличения рабочей нагрузки и требует от ученика уделять пристальное внимание всему своему телу и его весу во время выполнения техники. В некоторых стилях, например в стиле Чэнь тайцзи , существуют формы, включающие внезапные порывы взрывных движений. На продвинутом уровне и в реальном бою внутренние стили выполняются быстро, но цель состоит в том, чтобы научиться вовлекать все тело в каждое движение, оставаться расслабленным, с глубоким, контролируемым дыханием, а также координировать движения тела и дыхание точно в соответствии с требованиями форм, сохраняя при этом идеальный баланс. Внутренние стили в легендах и во многих популярных художественных произведениях связаны с даосскими монастырями Уданшань в центральном Китае.

Религиозные классификации

[ редактировать ]

Китайские боевые искусства, являющиеся важным компонентом китайской культуры, также находятся под влиянием различных религий Китая . Многие стили были основаны группами, находившимися под влиянием одного из трех великих философских влияний: буддизма, даосизма и конфуцианства.

Буддийские стили

[ редактировать ]

Буддийские стили включают китайские боевые искусства, которые зародились или практиковались в китайских буддийских храмах, а затем распространились среди мирян. Эти стили часто включают буддийскую философию , медитацию , образы и принципы. Наиболее известными из них являются стили Шаолинь (и родственные ему стили), например Шаолиньцюань , Чой Ли Фут , Фут Гар , Луоханьцюань, Хун Гар , Вин Чун , стиль Дракона и Белый Журавль . а с недавних пор появился современный стиль под названием усинхецидао. Одной из общих тем для этой группы является связь с чань-буддизмом .

Шаолиньское кунг-фу

[ редактировать ]

Термин «Шаолинь» используется для обозначения тех стилей, которые берут свое начало в Шаолине, будь то монастырь Шаолинь в провинции Хэнань , другой храм, связанный с Шаолинем, такой как Южный храм Шаолинь в провинции Фуцзянь, или даже странствующие монахи Шаолинь. Более строгие определения включают только те стили, которые были задуманы на территории храма или даже только в оригинальном храме провинции Хэнань. Самое широкое определение включает практически все внешние китайские боевые искусства, хотя это во многом связано с привлекательностью « торговой марки » Шаолиня.

Даосские стили

[ редактировать ]

Даосские стили обычно ассоциируются с даосизмом. К ним относятся китайские боевые искусства, которые были созданы или изучались в основном в даосских храмах или даосскими аскетами, которые часто позже распространялись на мирян. Эти стили включают те, которые прошли обучение в горах Удан , и часто включают даосскую философию , принципы и образы. Некоторые из этих искусств включают Тай-чи , Уданцюань , Багуачжан , Бацзицюань , Люхэбафа и Бак Мэй кунг-фу .

Исламские стили

[ редактировать ]

Исламские стили — это те, которые традиционно практиковались исключительно или в основном мусульманским меньшинством хуэй в Китае. Эти стили часто включают исламские принципы или образы. Примеры этих стилей включают: Чацюань , Тан Туй , некоторые ветви Синъицюань и ( 七士拳 ; Цишицюань ).

Исторические классификации

[ редактировать ]

Подражательные стили

[ редактировать ]

Подражательные стили — это стили, которые были разработаны на основе характеристик конкретного существа, например птицы или насекомого. На основе наблюдений за их движением, боевыми способностями и духом были разработаны целые системы боя. Примерами наиболее известных стилей являются белый журавль, тигр, обезьяна (хоуцюань), собака и богомол. В некоторых системах для обозначения стиля системы используются различные животные; например, в большинстве практик Син И есть двенадцать животных.

Легендарные и исторические стили

[ редактировать ]

Многие стили китайских боевых искусств основаны или названы в честь легенд или исторических личностей. Примерами таких стилей, основанных на легендах и мифах, являются стили «Восемь бессмертных» и «Дракон» . Примеры стилей, приписываемых историческим личностям, включают синъицюань и его связь с Юэ Фэем и тай-чи, берущие свое начало от даоса Чжан Саньфэна .

Семейные стили

[ редактировать ]

Семейная принадлежность также является важным средством идентификации китайской системы боевых искусств. Находясь под сильным влиянием конфуцианской традиции, многие стили названы в честь основателя системы. Пять семей (Чой, Хунг, Лау, Лей, Мок) южно-китайских боевых искусств представляют собой семейные стили. Семейные стили также могут обозначать ветви системы. Например, семьи Чэнь, Ян, У и Сунь представляют разные подходы к обучению искусству Тайцзи-цюань.

По основному стилю применения/атаки

[ редактировать ]

Другой популярный метод описания определенного стиля китайских боевых искусств — это описание акцентов стиля с точки зрения четырех основных применений. Четыре основных применения: удары ногами (踢), удары (打), борьба (摔) и захваты ( Чин на ). Полная система должна будет включать все четыре типа приложений, но каждый стиль будет отличаться своей направленностью обучения. Например, считается, что в большинстве северных стилей упор делается на удары ногами, южные стили известны своей сложной техникой рук, практикующие шуай цзяо тренируются преимущественно в технике ближнего боя всего тела, бойцы с когтями орла известны своим умением хватать, а Вин Чун сосредотачивается на ударах (руками/локтями).

Другие стили

[ редактировать ]

Разнообразие схем классификации, как и предмета китайских боевых искусств, безгранично. Некоторые стили названы в честь известных китайских философий. Например, Багуачжан основан на даосской философии восьми триграмм (Багуа). Некоторые стили названы в честь ключевого понимания, предложенного в ходе обучения. Например, люхэбафа – это система, основанная на идеях шести комбинаций и восьми методов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лорхе, Питер (2012). Китайские боевые искусства от древности до XXI века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521878814 .
  2. ^ Jump up to: а б Брайан Кеннеди и Элизабет Го (2005), Учебные пособия по китайским боевым искусствам: исторический обзор, Калифорния: North Atlantic Books, ISBN   1-55643-557-6
  3. ^ Фуо, Си Фэнь (Го Сифэнь) (1920). «История китайского спорта» [ История китайского спорта в Китае ] (на китайском языке). Шанхай: Коммерческая пресса . ISBN   7-80569-179-7
  4. ^ Донн Ф. Дрегер, Роберт В. Смит (1981), Комплексное азиатское боевое искусство, Oxford University Press (США), ISBN   978-0870114366
  5. ^ Цзин Мин Ян и Джеффри А. Болт (1981), Шаолиньское кунг-фу с длинным кулаком, Уникальные публикации, ISBN   0-86568-020-5
  6. ^ Брайан Клингборг (1999), Секреты кунг-фу Северного Шаолиня, Tuttle Pub, 1999. ISBN   0-8048-3164-5
  7. ^ Джеффри А. Болт и Цзин-Мин Ян (2000), Меч Северного Шаолиня: форма, методы и применение, Центр публикаций YMAA, ISBN   1-886969-85-X
  8. ^ Стэнли Э. Хеннинг (2000), «Китайское влияние на корейские боевые искусства» в книге «Боевые искусства мира: энциклопедия» под редакцией Томаса А. Грина, опубликовано ABC-CLIO, 2001, стр. 299, ISBN   1-886969-85-X
  9. ^ Патрик Маккарти (1999), Древние боевые искусства Окинавы, Tuttle Publishing, ISBN   0-8048-3147-5
  10. ^ Баксам Конг и Юджин Х. Хо (1973), Хун Гар Кунг-фу, Black Belt Communications, ISBN   0-89750-038-5
  11. ^ Люнг Тин (1978). Вин Чун Куэн. Гонконг: Публикации Люна. ISBN   962-7284-01-7 , 1978, с. 30
  12. ^ Шахар, Меир (декабрь 2001 г.). «Свидетельства боевой практики Шаолиня периода Мин». Гарвардский журнал азиатских исследований . 61 (2). Гарвардский институт Йенчин: 359–413. дои : 10.2307/3558572 . JSTOR   3558572 .
  13. ^ Хеннинг, Стэнли (осень – зима 1994 г.). «Невежество, легенды и тайцзицюань» (PDF) . Журнал Гавайской ассоциации исследований тайцзицюань Chenstyle . 2 (3): 1–7. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2019 г.
  14. ^ БК Францис (1998), Сила внутренних боевых искусств: боевые секреты багуа, тайцзи и син-и, North Atlantic Books, Калифорния, ISBN   978-1-55643-253-8
  15. ^ Марникс Уэллс, Чанг Найчжоу, Сюй Чжэнь (2005), ученый-боксер: теория внутренних боевых искусств Чан Найчжоу и эволюция тайцзицюань, North Atlantic Books (Калифорния), ISBN   1556434820
  16. ^ Сунь Лу Тан (192?), Концепции боевых искусств мастера Сунь Лу Тана, на китайском языке, переиздано в 2004 году, Гонконг, ISBN   978-7-5009-1997-1
  17. ^ Лу Шэнли, Чжан Юнь (2006), Боевые приемы Тайцзи, Синъи и Багуа: принципы и практика внутренних боевых искусств, Blue Snake Books/Frog, Ltd., ISBN   1-58394-145-2
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46ed6ceff21d0253e8aff1824de38b12__1714008360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/12/46ed6ceff21d0253e8aff1824de38b12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Styles of Chinese martial arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)